Сегодня речь пойдёт о любимых мною французских производителях довоенной эпохи, герой сегодняшнего коротенького рассказа мало известен в широких кругах, но тем не менее надеюсь вам будет интересно открыть для себя новую марку и историю.
Жорж Ришар родился в 1863м году в семье изготовителя оптических приборов, его отец Феликс Ришар изобрёл стереоочки, а старший брат — Жюль (1848г.р.) был автором стереофотоаппарата Verascope, кстати говоря фирма созданная братом жива и по сей день. После не продолжительного обучения и жизни со случайными заработками Жоржа берут в семейный бизнес, которым с 1871 года заправлял самый старший брат — Жюль. Однако Жорж тяготило нудное изготовление точных приборов, которые не приносили никакой радости, его тянуло к железякам и механизмам. Когда ему не было еще и 30ти лет он решается на собственный бизнес, и открывает в Париже небольшую мастерскую по изготовлению и ремонту велосипедов, к нему примкнул средний брат Феликс-Максим, которого дабы не путать с главой семейства звали Максом. Дела у братьев пошли не плохо, и в 1893м году они открывают еще два магазина, вскоре репутация качественной продукции докатывается и до почтового и телеграфного агенства Франции, а так же военного ведомства, которые заказывают велосипеды у братьев Ришаров. Дабы не слыть какой-то мастерской, а всё-таки фирмой братья основывают в том же году на базе своего предприятия фирму Société de Construction de cycles et d'Automobiles Georges Richard, производя только велосипеды Жорж и Макс уже заглядывали в будущее и видели там автомобили собственного изготовления.
До своего первого автомобиля они шли три года, когда на выставке безлошадного транспорта они выставили двухместный автомобиль изготовленный из рам велосипедов и установленным на него одноцилиндровым 700 кубовым 3.5-сильным двигателем фирмы Benz. Жорж в течении года усовершенствовал автомобиль в частности систему зажигания и ременную передачу, однако он понимает, что автомобили сделали рывок вперёд и его конструкция устарела. Попутно Жорж с Максом экспериментируют с электротягой и строят прототип с цепной передачей, у бензиновой машины он был ременной, батареи они установили под сидением, а мотором можно было управлять при помощи 3х ступенчатой трансмиссии, которая имела фиксированные скорости, на 3й передаче машина могла разгоняться до 20 км в час.

Но все эти проекты отодвигаются в сторону и братьями строится новый четырёх-местный автомобиль под капотом которого горизонтально располагался 750-кубовый 4х-сильный агрегат с одним цилиндром фирмы De Dion. На новой машине они решают выступить на гонках по маршруту Париж-Дьеп, старший брат пришёл 11м в общем зачете, а вот младший брат сошёл с трассы из-за проблем со свечами, но зато благодаря этой проблеме он решил посвятить себя усовершенствованию различных узлов автомобилей, в итоге к 1901м году он запатентовал свечи, карбюратор с автоматической настройкой, систему сцепления собственной конструкции и т.д.

В 1898м году строится 7ми сильный автомобиль с мотором "De Dion" с двумя цилиндрами и объёмом 1.4л, автомобиль был оснащён 4х ступенчатой коробкой передач и карбюратором с автоматической регулировкой дросселя, который позволял держать заданную скорость, что-то по типу механических автопилотов, которые еще недавно можно встретить на автомобилях, сейчас-то используют электронику. Жорж и Макс принимают на ней участие в гонках Марсель — Ницца и занимают первое место, после чего машину показали на Международной Выставке Автомобилей в Париже, затем братья отправились участвовать в "Тур де Франс" но к сожалению до финиша машина не дошла, т.к. братья улетели на ней в кювет, правда в качестве утешительного приза являлся тот факт, что машина при этом не пострадала, так что на руку была реклама крепкой конструкции. Благодаря успехам в спорте и хорошей репутации продукции компанией заинтересовался швейцарский банкир Бентц Одеу, который решает спонсировать предприятие, тем самым фирма братьев становится первой во Франции за которой стоят банкиры. Приток денег позволяет фирме переехать на новые мощности в Иври-Порте и увеличить штат сотрудников до 300 человек, попутно компания переименовывается в Société des Anciens Etablissements Georges Richard.

В 1899м году Жорж Ришар знакомится на Велосипедной выставке в Брюсселе с Алексисом Вивиниюсом, который еще в 1897м году сконструировал одни из своих автомобилей, который он подготовил к производству только в этом году. Ришар решает заключить договор с бельгийцем, но условием контракта является факт доказательства надёжности автомобиля, т.к. главной причиной успеха предприятия было изготовление исключительно надёжной техники. В июле 1899 года Алексис Вивиниюс отправляется из Брюсселя в Париж, преодолев путь без особых поломок со средней скоростью в 23км/ч бельгиец возвращается домой с контрактом в кармане. Кстати говоря Vivinius выпускался по лицензии немецкой фирмой — De Dietrich, а так же британской фирмой с американским названием New Orleans. Бельгийская машина имела вертикально установленный одноцилиндровый 800-кубовый двигатель воздушного охлаждения мощностью 3л.с. производства фирмы De Dion на который была установлена система питания Жоржа Ришара, 2х ступенчатую ременную передачу, металлическую раму сваренную из велосипедных рам (Вивиниюс так же как и Ришары изначально специализировался на велосипедах), кузов был 2х местный в отличие от собственной продукции Georges Richard, кстати у этого автомобиля вместо руля был установлен румпель. Автомобиль потреблял по 8 литров бензина на сотню и разгонялся аж до 50км в час, за неприхотливость небольшую машину прозвали "Пони" — Le Poney.

Постепенно машины модернизировались, так к 1901му году "Пони" стал 3х местным, двигатель прибавил силёнок и теперь развивал 6л.с., трансмиссия получила 3ти ступени, не забывались и автомобили собственной конструкции, так 2х цилиндровые модели развивали уже до 10 л.с. В том же году появляется новая модель Type 1 6CV, как понятно из названия под капотом был там 6ти-сильный двигатель, который приводил задний мост при помощи кардана, а не цепи или ремня, как у прежних моделей. Дабы продвигать свою продукцию хозяева фирмы продолжали участвовать в спортивных мероприятиях, причём не только во Франции, Германии или Великобритании, но и в дальней для них России, в частности в Санкт-Петербурге. В ноябре 1901 года в компанию приходит Шарль-Анри Бразье, бывший главный инженер фирмы Mors, которая успела сделать себе имя благодаря победам в спортивных состязаниях. Бразье строит ряд новых моделей: 4х цилиндровый 16ти сильный 2.5-литровый автомобиль 15/20CV, кроме них он еще изготовил 2х цилиндровый 10/12CV и маленький 5CV.

Благодаря надёжности конструкции и неплохому спросу благодаря победам в автоспорте, принесённые Барийе и Корнбье, братья решают переименовать продукцию в Richard-Brasier, а фирму в Société Anonyme des Automobiles G. Richard-Brasier, . Автомобили этой марки мало того что считались спортивными, так еще и элегантными, кузова для них строила кузовостроительная элита типа Binder, Labourdette или Kellner, в 1902м году подсчёты фирмы показали, что за последние три года было изготовлено и продано около 1100 автомобилей, тираж в принципе не плохой для того времени.
В 1903м году фирма прекращает производить велосипеды, полностью отдавшись автомобилям. Бразье строит новые спортивные машины, 14ти-сильних 1903 года под управлением инженера развивает скорость до 115км в час на отрезке трассы в Шато-Тьери, эта модель выигрывает гонки во Франции, Швейцарии и даже в США (в Нью-Йорке). Воодушевленный таким результатом Ришар решает принять участие в марафоне Париж-Мадрид, для него подготавливается четыре автомобиля, на одном из которых принял участие сам Ришар. Марафон этот, печально известен многочисленными авариями и гибелью участников, не обошло стороной несчастье и Жоржа Ришара, который по пути в Ангелем дабы оставить жизнь случайному зеваке, вышедшему на дорогу поглазеть на ход гонок, влетает на полном ходу в дерево. Как результат аварии травма таза делает инженера и автопроизводителя калекой на всю жизнь, однако не смотря на это ЧП три других автомобиля финишируют в Бордо без всяких поломок и происшествий. Жорж проходит долгое лечение и реабилитацию, т.к. он постоянно отсутствует то он временно передает все полномочия на ведение дел компании честолюбивому и тщеславному Бразье.

К 1904 году Бразье строит мощный 9.9л спортивный мотор, имея четыре цилиндра у него было два нижних распредвала, который приводили в действие клапана с боковым расположением. Развивал этот огромный мотор приличные по тем временам 80л.с, шасси автомобиля было изготовлено методом штамповки из листовой стали, 3х ступенчатая трансмиссия у мощного автомобиля приводила задние колеса при помощи цепи, но были и инновации в конструкции этого авто, например амортизаторы, которые использовались на всех спортивных "Mors" с 1902 года, в качестве сидений для гонщика и его механика выступал бензобак, на этот шаг инженер пошёл дабы снизить центр тяжести и уменьшить вес автомобиля (т.е. одновременно убив двух зайцев). 20 мая в Арденнах проходят отборочные заезды, отбираются экипажи, которые будут представлять страну на самих гонках, на заезды выставляется 29 экипажей, управлял Richard-Brasier никому не известный испытатель фирмы Decauville — Леон Тери, после того как Panhard et Levassor Анри Фармана сходит с дистанции, Леон Тери приходит первым к финишу, чем и удосуживается чести представлять Францию на кубке Гордона Беннета, проходящим 17 июня недалеко от Франкфурта в горах Таунуса. Германию, за которую приехал "болеть" августейший император Вильгельм II, представлял бельгиец Камиль Дженатци и француз — граф Пьер де Катер выступавшие на Benz, первый годом ранее уже завоёвывал кубок и потому вся надежда была на него, а вообще напомню, что Дженатци первым преодолел на автомобиле рубеж скорости в 100км в час, правда был тот автомобиль с электрической тягой. Так же честь Германии отстаивал 100-сильный Opel, за рулём которого был представитель компании — Фритц Опель. Австрия выставила три экипажа, которые выступали на изготовленных на мощностях Austro-Daimler автомобилях марки Mercedes, за рулём которых сидели Эдгар Браун, Кристиан Вернер и Уорден. Бельгию представляли автомобили марки Pipe которыми управляли Люсьен Хотвас, Ожье и Кравец. За Великобританию боролись два Wolseley с Сидни Гирлингом и Чарльзом Джерроллом в качестве капитанов, а так же один Napier с Эджем за рулём. Италия так же была представлена мощным представителем — гоночными FIAT, управляли которыми Винченцо Ланча (так звучит по-русски фамилия Lancia), Алессандро Каньо и Стореро, как видите халявы для французов, команду которых кроме Тери составляли Саллерон на Mors и Анри Ружье на Turcat-Mery, не предвиделось.
Во время состязаний у автомобиля Тери повреждаются лопасти вентилятора, однако поломка не мешает занять Тери лидирующую позицию в конце третьего круга и тот получив такой подарок судьбы не спускает темпа до самого финиша, не давая остальным никакого шанса на победу, придя впереди преследовавших его двух "Benz". Средняя скорость последних кругов пройденных Тери равнялась 89км в час. Победа вызвала большой резонанс во Франции — Бразье, Тери и Мюллер были приглашены в Елисейский Дворец, где их удостоил своей аудиенцией президент Республики — Эмиль Лубе.

На фоне всех этих радостных событий Бразье воспользовавшись физическим отсутствием Жоржа Ришара, который лечился, и отсутствием интереса к компании у Феликса-Максима Ришара, который посвящает всё своё время своим новым детищам — фирмам Ajax и Petit et Cie, первая начинает выпускать снятый с производства лицензионный Vivinius он же Le Poneу, а вторая — велосипеды, и объявляет себя директором и хозяином фирмы, уволив обоих братьев из ими же созданной компании(!). Бразье продолжил выпускать автомобили под маркой Richard-Brasier, расширив рынок сбыта автомобилей, причём поставлял автомобили он и в такую экзотическую страну как Филиппины, где автомобиль этой марки стал вообще первым моторизированным транспортным средством.

В 1905м году гонки на "Кубок Гордона Беннетта" проводятся во Франции, т.к. представитель этой страны выиграл прошлогодние состязания. Место проведения выбирали братья Мишлены, которые остановили свой взор на местечке Клермон-Ферран, где должны были стартовать и финишировать спустя 137км автомобили. Трасса была очень сложной, всего было около 150 поворотов и мало мест, где можно было бы выжать максималку из "болидов", плюс холмистая местность проведения состязаний имела множество перепадов высоты. Для этих соревнований строится три спортивных автомобиля, чья конструкция аналогична прошлогодней, но объём мотора увеличен до 11.2л, а мощность равна 96 л.с. В отборочных заездах проходящих 16 июня на первом круге лучшее время показывает Вагнер, который управляет автомобилем Darracq. На третьем круге Леон Тери нагоняет конкурента и показывает лучшее время — час и 42 минуты, следом за ним следует второй автомобиль марки под управлением Кайуа, третий автомобиль финиширует 12м. Пятого июля 1905 года проходят сами гонки, при скоплении 80 000 зрителей на старте красуются краса и гордость Франции, Великобритании, Германии и Италии. От Франции было заявлено два Richard-Brasier под управлением Тери и Кайуа, а так же Dietrich с Арутором Дюрейем за рулём, за Германию отвечало три "Benz" с вышеупомянутым Дженатци, де Катером и Вернером. Австрияка были представлены "Мерседесами" коими управляли Браун, Бертон и Хиронимус, а итальянцы Феличе Наццаро, Каньо и Винченцо Ланча гоняли на FIAT. Бельгийцы в этом году не принимали участия, зато появляются гонщики из США на автомобилях Pop-Toledo и Locomobile, первые два управлялись Литлом и Дингли, за третий отвечал Трейси. Честь британского флага отстаивали автомобили Wolseley, на которых выступали, не безызвестный нынче, Чарльз Ройс и Бьянки, а на Napier — Ирп. Борьба выдалась жаркая, после прокола покрышки Тери на первом круге гонку возглавил Винченцо Ланча, Тери быстро заменил колесо и кинулся в погоню, но и на втором круге Лачна лидировал, а Тери отставал от него на 13 минут. На третьем круге Ланча испытывает трудности с мотором и теперь борьба разгорается между Тери и Наццаро, в коей к всеобщему ликованию французов победу одерживает их соотечественник — Леон Тери. Тем самым Тери становится последним гонщиком, который выигрывает кубок разыгрываемый Джеймсом Гордоном Беннетом, т.к. это были последние гонки проводимые под его эгидой.

Это был триумф марки, т.к. эти гонки собирали лучших из лучших из разных стран, и практически никому до Тери и Richard-Brasier не удавалось два раза подряд завоевать чемпионский кубок. Бразье получает Орден Почётного Легиона, Тери же вручают более скромную награду — серебряную Медаль Офицера Академии. Кстати после той победы Тери итальянец Наццаро назвал француза "Хронометром", эта кличка закрепилась за Тери до самой его смерти в 1912м году (умер он не во время гонок, а от тубуркулёза).
После великой победы Бразье нескромно называет продукцию теперь уже своей фирмы "Наполеоном среди автомобилей", а победу в гонках — не иначе как "гоночный Аустерлиц". В конце года Анри Бразье желая избавиться от ассоциации с Жоржем Ришаром изымает из названия марки фамилию братьев-основателей, теперь машины выпускаемые на заводах в Иври-Порт носят имя Brasier, а фирма переименоваывается в Société des Automobiles Brasier. Что интересно — отжавший компанию бывший компаньон Ришаров оставляет эмблемой своих автомобилей четырёхлистный клевер, коим украшали братья свою продукцию с 1893 года. Марка Brasier просуществовала до февраля 1929 года, но пока-что я историю этой марки не буду затрагивать, т.к. герой моего рассказа вовсе Жорж Ришар, а не Анри Бразье. А продолжение жизнедеятельности Ришара в автомобильном мире я продолжу в следующей главе.
Комментарии 61
Richard-Brasier 15/20cv ?
www.retro-magic.ru/forum/index.php/topic, 4423.0.html жорж ричард 1902г из дедушкиного гаража
уже почитал :) меня до покупки просили опознать сей аппарат, но не было времени заняться изучением, в итоге желающий остался с носом, но кто-то другой приобрёл раритет
Волшебно! Добрые старые времена!)
1. Дабы слыть не какой-то мастерской, а всё-таки фирмой, братья основывают… — "НЕ" передвинуть?
2. Вивиниюсом, который еще в 1897м году сконструировал одИН из своих автомобилей, …
3. Бразье строит новые спортивные машины, 14ти-сильних 1903 года под управлением? — тут не совсем понял схему предожения(
4. АвстриякИ были представлены "Мерседесами" коими…
5. т.к. герой моего рассказа Жорж Ришар, а ВОВСЕ не Анри Бразье. )))
мерси боку за исправления :)
та нема за шо!)))
капот "утюгом" что то подозрительно на Рено похоже.
хотел сказать Рэно похоже на ГР? ГР начал выпускать машины в 1896м году, на втором фото машина с капотом-утюгом — 1897 года. . фирма Рэно появится только через два года :)
ага понятно.renault.drom.ru/ а на счет Рэно как то не очень.
в смысле не очень?
Ну звали основателя фирмы Луи Рено …
ааа так и так правильно писать, фонетически правильнее Рэно, т.к Рено получается мягкое Ре, а на деле произносится как Рэ
понятно.прикить первое дтп в нашем городе Воронеже произошло еще до революции где то что то не поделили два!ДелоннеБельвиля по телевизору слышал.не знаю на сколько это правда…
Бельвиль далеко не дешевка была!
Я в курсе любимое авто Николая второго.поэтому эта история про дтп на легенду смахивает.
Алексей вы уже описывали Fiat Campagnola, 128, 130? Если можно ссылку. Благодарю.
привет, нет по ним не писал ничего, т.к. марка ФИАТ жива-здорова
французких довоенных фирм несметное количество.всех и не упомнишь.но мне ближе амер забытые марки desoto edsel
про эдсела много написано, про Десото, Ласаль, Викинг и прочие можно будет накалякать
Тоже понравилось!
А кроме гонок информации по ним нет?
очень мало, видимо архивы не сохранились, даже каталогов Ришаров нету, слишком рано они исчезли, у меня есть каталоги от 1910 года. . но это уже позднее время :)
Если бы газетчики так не освещали гонки, то о многих марках мы, наверное вообще не знали. Вот по анонсированному тобой в прошлый раз мушкетёру нашел только 1 фото, и опять-таки с гонок.
у меня вроде как с пяток фоток имеется, но текста тоже мало, так что ознакомлю людей поверхностно, просто что бы знали такую марку
ознакомимся.
На всю жизнь хватит писать тебе о них.
Вроде, у тебя читал, что существовало около 10000 марок авто.
Джорджано в своё время насчитал около 4500.
По моим прикидкам — где-то посередине.
Но одно несомненно : франки наиболее представительны среди них.
АААААА ! ООтличные аппараты ! ! В детстве у меня моделька была такая ! ! Типа как зелёная 1902 года ) ) ) ) ) )
да они были похожи на Паннары да и вообще все машины тогда были почти иденичны
Ага ! ) ) )
Алексей как всегда интересно!)))))
спасибо
"…объявляет себя директором и хозяином фирмы, уволив обоих братьев из ими же созданной компании(!)…"
как это по-нашенски- прям как в сказке про лисичку и зайчика)
Интересно- в статье из двух десятков упомянутых брендов живы сегодня лишь трое- ФИАТ, Опыль, и Мерс.
Вот ведь…
Репортаж с гоночной трассы захватывает)
была идея описать древние гонки, где каждый гонщик, который даже пришел последним — герой! но боюсь мало кому будет интересно, у меня просто есть старинные репортажи из газетных вырезок на английском и французском
Ну сейчас это может быть сравнимо с экпедициями на УАЗиках за 70ю широту (читали наверное)- и то…
Мне лично все интересно, что выходит за рамки "помыл машину" или вот: "УРААААА! Пришли ништячки"о__О
посмтри что "люди пишут" одна смена колес. . флеш-моб прямо какой-то :)
Дык сезон щас))))
Def-Aleks
посмтри что "люди пишут" одна смена колес. . флеш-моб прямо какой-то :)
Да посмотрел- все классно))
Первое место отдал вот www.drive2.ru/cars/kia/ri…mdonskoy/journal/3318521/
:)
Аппарато-агрегаты на ч/б фотках очень интересны. Может есть у кого то)).
есть реплика по моему машины 1905 года, она синего цвета, попадалась цветная фотка по крайней мере
Реплики зачастую сюжет на вольную тему. Порой они не представляют исторического интереса.
у этого слова разные понятие, есть подделки под машину, а есть копии :) скажем так копия, но факт что исторической ценности ни то ни другое не несут
Если все детали и узлы выполнены строго по чертежам в соответствии, то это ценность большая. Потому что так было. Редко у кого просто хватает денег, времени, сил на это. Да и не всё можно восстановить, есть просто навсегда утерянные вещи.
часто реплики делают из оригинальных узлов
какая прелесть! в любой из них я бы сейчас с удовольствием покаталась бы))
только не каждый смог бы завести такую машину, боюсь что даже у меня не хватило бы знаний :) по прошествии 100 лет жизнь стала в каком-то смысле намного проще :)
Факт. Известные британские клоуны Кларксон и Хаммонд даже поспорили на этот счёт. Идея в том, что в клоунаде "Идеальное путешествие" задачей было оставить авто перед казино в монте карло, чтобы его не отвезли в гараж и оно простояло всю ночь. Ибо какая бы крутая тачка не была, её отвозили на парковку. Парковщики и персонал отеля так и не смогли найти как заводится Форд Т, чего уж говорить о таких динозаврах как в статье.
да Форд Т не особо далеко ушёл от этих диназавров :)
Это как я пытался завести тут знатную историческую военную железяку. Минут 30 лазил, читал надписи под кнопками… И что Вы бы думали, потом смотрю на борту здоровая красная кнопка и буквами сантиметров 5 написано "СТАРТ". Хранитель ржал больше чем я искал эту кнопку, говорит каждый человек с образованием долго ее ищет.
С каждым поколением покрышки становились все толще и толще!)))
Интересно, какие были в те годы "шоссе"?
обычно грунтовая дорога, еще раньше в моде были мостовые вымощенные булыжниками. . скажем так ездить было малоприятно :)
А тормозить?)))
ногами :) надо поискать фотоматериалы, хотя я думаю чёрно белые карточки прошлого века дают примерное представление как выглядела дорога :) скажем так после поездки господам приходилось мыться-отмываться :)
Судя по их одежде, можно сказть они готовились к поездке тщательно!)))
как правильные мотоциклисты сейчас. . хотя есть товарищи которые на байках в шлепанцах да шортах ездят. . хорошо если шлем оденут
Def-Aleks
обычно грунтовая дорога, еще раньше в моде были мостовые вымощенные булыжниками. . скажем так ездить было малоприятно :)
В нашей стране до сих пор такие дороги есть)
у нас в старом Таллинне тоже сохранились и в Риге еще больше их :)
THETRUCK
С каждым поколением покрышки становились все толще и толще!)))
Интересно, какие были в те годы "шоссе"?
кстати придётся из-за этого вопроса изучить когда появились асфальтовые дороги :) наверное после второй мировой, т.к. немцы к примеру строили дороги из бетонных плит, Питерское шоссе в Таллинне только лет 7 назад заасвальтировали, до этого это была бетонка
До Второй мировой- фашики и в Германии и в Италии к ней основательно готовились, к 39 г настелив совместно более 5000 км автобанов и автострад соотв.
THETRUCK
С каждым поколением покрышки становились все толще и толще!)))
Интересно, какие были в те годы "шоссе"?
Тоже это заметил
:)
redzub
Тоже это заметил
кстати я не помню вёл ли я вообще про покрышки раньше речь, первоначально это были монолитные резинки, некоторые вообще были как телеги с железными ободами, некоторые использовали "пневматики" короче очень бурная история, вроде я затрагивал речь когда писал про белые покрышки
Да, было дело. Но можно целый пост про это сделать:-)