Почти сто лет назад на гоночных автомобилях Bugatti стояли литые алюминиевые колёса – красивые и лёгкие.

А вот неизбалованный советский автомобилист и полвека спустя практически не знал, что такое — нестандартные элементы экстерьера. Именно поэтому все серийные советские машины довольствовались обычными штампованными колёсами, которые (в лучшем случае!) могли быть прикрыты хромированными либо пластиковыми колпаками. Хотя на малоизвестных в то время прототипах будущего ВАЗ-2107 отчетливо просматривались колёса, отлитые из алюминиевого сплава.

Это «литье» можно было увидеть на некоторых спортивных автомобилях ВАЗ, к которым имела отношение ЛСГА – лаборатория спортивных и гоночных автомобилей транспортного управления ВАЗа.
Однако спортсменов такая ситуация не устраивала.
Некоторые "перебивались" продукцией иностранных производителей — так, например, сделал Стасис Брундза, установивший на свою знаменитую "пятёрку-ВФТС" колёса ATS Classic.



Можно вспомнить и Lada Eva на внушительных дисках Ronal.

Отдельные спортсмены-кольцевики (например, москвич А.Замыслов) сами (!) отливали оригинальные широкие колёса из магниевого сплава.
Однако первыми "лёгкие" колеса примерили не "кузова", а гоночные автомобили «Эстония» и багги середины-конца семидесятых годов.

Преимущества таких дисков профессиональным гонщикам были хорошо известны, но дальше экспериментального (читай – штучного) производства дело не шло.

Однако во второй половине восьмидесятых годов целый ряд металлургических и авиационных предприятий занялся изготовлением «товаров широкого потребления» — колёс из лёгких сплавов.

Наиболее узнаваемой является "Фреза" — диск, рисунок которого действительно похож на зубы фрезы или пилы.

Колесо из магниевого сплава выпускал Соликамский магниевый завод. Его можно было часто встретить на боевых и тренировочных восьмерках 80-х-90-х годов прошлого века.

Дизайн дисков похож на опциональные колёса Centra для автомобилей VW.

Такие диски по параметрам подходили для ВАЗов, но отличались увеличенной шириной обода (5,5J). Кроме того, благодаря магниевому сплаву диск примерно на 1 кг (!) был легче штатного колеса 2105.
Как и любые другие магниевые колёса, "Фреза" была очень склонна к электрохимической коррозии. С этим боролись с помощью обработки и нанесения специальных составов еще на стадии изготовления колёс, однако при повреждениях защитного покрытия диск начинал "идти хлопьями". Впрочем, для спортивных автомобилей главной была ударопрочность, а не долговечность при "обычной" эксплуатации.
Казанский металлургический завод (КМЗ) также производил литые колёса из магния, которые в обиходе более известны как "казанки".

Ажурный дизайн ступицы был призван улучшить охлаждение тормозов, но при этом по прочности "казанки" заметно превосходили любые обычные диски, благодаря чему их полюбили спортсмены-раллисты.


Более "гражданские" по назначению колёса выпускал Балашихинский литейно-механический завод (БЛМЗ).


Впрочем, диски замысловатого дизайна также были изготовлены из алюминиевого сплава с содержанием магния. Такие колёса можно было встретить на ВАЗах конца восьмидесятых годов, хотя для большинства советских автомобилистов легкосплавные колёса всё равно оставались "вещью в себе". Разве что «ГАЗ» уже на закате советской империи выпустил для Волги небольшую партию легкосплавных дисков с красивым рисунком «гнутых» спиц, по дизайну напоминавших колёса американских автомобилей Lincoln.

Не ВАЗом единым: в Мелитополе на заводе «Автоцветлит» для Таврий выпускались легкосплавные диски с усиленным ободом, а в самом Запорожье «Моторсич» по заказу спортсменов выпускал титановые (!) колёса.

Разумеется, это было изделие не коммерческого, а спортивного назначения — "околозаводские" команды из Запорожья и Кременчуга использовали их для своих нужд. В свободной продаже в советские времена такие колеса не встречались.
И только окончательный развал СССР подстегнул производителей заняться темой легкосплавных колёс всерьез. В первую очередь, это стало возможным благодаря так называемой конверсии. Ведь целый ряд предприятий оборонного комплекса, производящих авиационные шасси и танковые катки вдруг поняли, что могут "переключиться" на куда более ходовую (и коммерчески успешную продукцию) — кованные автомобильные колеса. Это им позволяли уникальные технологии, имевшиеся на предприятиях благодаря работе на советский ВПК.
При этом "советская ковка" получалась не только лёгкой и прочной, но и очень доступной в сравнении с заоблачными по цене иностранными аналогами.
Первым известным производителем стал Всероссийский институт легких сплавов (ВИЛС), который быстро наладил линейку практически для всех популярных советских автомобилей. Кованые диски ВИЛС выглядели довольно скромно, но зато по эксплуатационным параметрам были вне конкуренции.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в первые постсоветские годы перепрофилировались еще несколько металлургических комбинатов России — Ступинский, Самарский, Белокалитвинский и Красноярский. Производство «ковки» требует специального оборудования, а именно мощного пресса, развивающего усилие от 10 000 тонн и выше. Именно поэтому заниматься производством подобных колёс могли только отдельные предприятия отрасли.
Немного жаль, что в планово-административной экономике СССР «не нашлось места» для массового производства колес из легких сплавов, хотя и технологии, и оборудование страны советов это легко позволяли. Тем выше ценятся сегодня чудом уцелевшие «фрезы» и «казанки», ставшие настоящими артефактами для ценителей редких и необычных «олдскульных» дисков.

Комментарии 153
Мы вообще, «благодаря» совку, огромный пласт культуры потеряли. Автомобильной, музыкальной и любой другой.
Ооо, я оказывается таки БЛМЗ урвал)) Что за модель кстати, а то от ещё одного идеально ровного комплекта я бы не отказался))
Балашихинские у меня лежат.
Продаёшь?
А фото дисков производства Мотор Сич есть?
сейчас вряд ли найду. когда-то было.
Просто я с Запорожья и работаю на Мотор Сич. Недавно мне один коллега, пенсионер, сказал что у него есть легкосплавные диски, которые когда-то делали на моторе, вот хочу знать, как они выглядят и те ли диски у него о которых написано здесь.
Здравствуйте! Не подскажите название вот этих дисков?
нет
Так смз фреза это литой или кованый диск?
Литой.
Здравствуйте диски не нужны вам
Сколько стоят?
На днях буду покупать себе БЛМЗ-овские диски. Хотя изначально хотел ВСМПО (про них в статье почему-то не упоминается), но магниевые БЛМЗ покарили своим дизайном. Благо их по стране ещё много кто продаёт.
Всмпо не магниевые
А где я написал что ВСМПО магниевые?
Cпасибо ! Какое всё достойное — не то что сейчас выпускается… Фреза покорила навеки :)
Привет, диски похоже на фразу, только по кругу на лицевоф написано ваз 21 и т.д, экспериментальные?
видимо, да
Это не те ко орые из 400 комплектов, ?)
osya-ua
видимо, да
Енти)
Привет. А вот на счет этих дисков не в курсе. Чье это производство. На дисках опознавательных знаков нет, хозяин утверждает тольятти.
www.avito.ru/krasnodar/za…r_proizvodstvo_1033844323
Нет, не сталкивался.
Фреза с полировкой, помню у дяди на девятке в 90х такие диски стояли, на них была наклейка TURBINE точно помню
название дисков не знаешь? там где фреза полированная выше фото
Есть такой вот вариант(см.фото) тел. 8-950-740-44-восемь восемь
было у меня два балашихинских. по весу я думал что они чугунные ;)))
На волгу кроме дисков тех что приедставлены в статье еще было 5 видов;)
На одном дыхании.) помоем узвезда шерифа похожа на звезду Давида)
Спасибо автору за отличную статью! У меня есть вопрос к автору( и не только). Достались мне в наследство вот такие диски. Все что разобрал из написанного на них это: 50 13; К 40 и АК 74. Есть ещё эмблема завода ввиде крыла с буквами внутри. Может кто-то знает, что это за диски? Всем спасибо.
Были ещё диски КУЛЗ, Каменск-Уральский литейный завод. Они первыми начали отливать литые диски из магния в СССР. Модели КА – 85 «Весна», КА-87 «Секрет» и КА – 89 «Комфорт». Подробности здесь www.drive2.ru/l/450887454514217217/
комплект балашихинский в количестве 5 штук давно лежит у меня-никак на них не найдется покупатель)))
Сколько хочешь?
3500 за 5 штук-фото на странице есть
Насколько сильно он мертвы?
переписка в личке где и фото
Не увидел ответа на свой вопрос. Насколько они кривые?
требуют восстановления
БЛМЗ первая фотка-такие в наших васюках продаются. если кому интересно. www.kufar.by/Гродно/Шины_…_диски/Диски_10861492.htm
Встречал я диски, которые на "Эстонии" стоят, правда один с отбытым куском. Хозяин дисков-старый гонщик и продавать не собирался их. Дело было год назад. Легкие очень. Вопрос другой-если их удастся заполучить как диск отремонтировать?
кто знает, диски фреза, такое прям название или еще что про них известно?
Нет информации как называется дизайн очень похожий на фрезу, примерно столь же часто раньше встречавшийся? Фото не могу приложить пока, купил комплект, три таких вот безымянных советских диска и одна фреза, хочу вот собрать два полных комплекта и прокатить )
Фото бы глянуть.
Интересная статья.
Все внимание на стену)
cs624417.vk.me/v624417106/7f3a/xIJopat3ilo.jpg
Стояли раньше на ханситовской 8ке (фоха, люк, деколи хансит на боках и лось на 5ой двери), но после дтп один диск был утрачен безвозвратно, с тех пор висят на стене. Было время я активно пытался найти 4ый, но поиски успехом так и не увенчались(
звезда шерифа по имени Давид :)
таки да)
ATS Classic моя мечта) на феррари F40 если не они то подобные)
Cromodora Daytona, емнип.
Я и подумать не мог что в совдепии могли такую роскошь для народа делать, толковая заметка ! )
дак вот для гонщиков только .а народ в сторонке тапки курил)
а ещё вот такие были в СССР…
www.drive2.ru/l/4062246863888278006/
Вот откуда взята идея дизайна: i.wheelsage.org/pictures/…ema/lancia_thema_6v_2.jpg
как говорили дизайнеры-отсюда.
img194.imageshack.us/img194/9628/1001j.jpg
Да ладно: i.wheelsage.org/pictures/…ema/lancia_thema_v6_3.jpg
Все умели ведь!
У меня вопрос появился по поводу "ВИЛС".
В Ашхабаде в начале 2000-х было модно на всякие 99-е ставить колеса с шильдом VILS. Чаще всего это была хромированная 5-тилучевая звезда того же радиуса, что и штатные колеса, либо даже чуть поменьше.
Речь про одну и ту же фирму?
Я так и не нашел в интернете ни одного фото тех самых колес…
UPD: поиск по "ВИЛС" (а не "VILS") таки дал результат
www.vestniktm.ru/upload/n…790fd1914718b5fdb1924.jpg
И, что самое смешное, на фото модная по тем временам пятнашка на таки туркменских номерах.
Да, это они. Но хромированное покрытие — это самопал.
скорее всего это был массовое производство самопала. потому как нехромированных звезд я не видел…
Вероятно. Удивительно, что их у вас было много, т.к. диски не массовые.
может быть удачно налаженное производство подделки?
на семерках они смешно еще смотрелись…
ars90tm
У меня вопрос появился по поводу "ВИЛС".
В Ашхабаде в начале 2000-х было модно на всякие 99-е ставить колеса с шильдом VILS. Чаще всего это была хромированная 5-тилучевая звезда того же радиуса, что и штатные колеса, либо даже чуть поменьше.
Речь про одну и ту же фирму?
Я так и не нашел в интернете ни одного фото тех самых колес…
UPD: поиск по "ВИЛС" (а не "VILS") таки дал результат
www.vestniktm.ru/upload/n…790fd1914718b5fdb1924.jpg
И, что самое смешное, на фото модная по тем временам пятнашка на таки туркменских номерах.
ВИЛС звезда — так и назывались.
ars90tm
У меня вопрос появился по поводу "ВИЛС".
В Ашхабаде в начале 2000-х было модно на всякие 99-е ставить колеса с шильдом VILS. Чаще всего это была хромированная 5-тилучевая звезда того же радиуса, что и штатные колеса, либо даже чуть поменьше.
Речь про одну и ту же фирму?
Я так и не нашел в интернете ни одного фото тех самых колес…
UPD: поиск по "ВИЛС" (а не "VILS") таки дал результат
www.vestniktm.ru/upload/n…790fd1914718b5fdb1924.jpg
И, что самое смешное, на фото модная по тем временам пятнашка на таки туркменских номерах.
www.zr.ru/archive/zr/1991…e04c2610d7c501fc0f::18#33
спасибо. это было познавательно.
удивляюсь, что это были диски российского производства
Советского.
osya-ua
www.zr.ru/archive/zr/1991…e04c2610d7c501fc0f::18#33
Почитал и прям чуть не прослезился — именно такие батя на девятку в начале девяностых достал. Сказать что это было круто ничего не сказать, наверное сейчас на панамере ездить не совсем тот же уровень)
Спасибо за пост. Реально много нового узнал
Пожалуйста!
ВИЛС — звезда шерифа у отца на 9ке стояли ))) но все их называли "звездой Давида" ))))
Таки шолом!
Хей вей! )
Шегиф Давид решает!
Аицын — да!
спасибо за интересную информацию
пожалуйста!
Очень познавательно!
Спасибо!
Класс, спасибо!
Я рад, что вам нравится.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%9C%D0%97
Достоверного факта существования Казанского магниевого завода на просторах интернета нет, думаю диски КМЗ получили название "казанки" из-за распространённости среди казанских спортсменов, а не по месту производства.
Порвете, он есть! И производство, своей продукции, идет полным ходом. Но даже на гугл/яндекс картах, если смотреть по адресу, то на месте этого предприятия будет пустырь).
Я до этого лета думал что "казанки" из-за того что в Казани делаются, пока не побывал в Казани сам и не пообщался с одним своим казанским другом на эту тему, он предположил, что совершенно не в Казани они производились (может производятся до сих пор), мне это очень запало в память и вот недавно, после записи в комментариях к которой мы флудим, я решил прогуглить этот вопрос. Достоверных сведений я не нашёл о месте производства магниевых дисков "казанки". Вообще в СССР магниевое производство было сосредоточено совершенно в другой части страны. Возможно конечно какой-нибудь маленький заводик и производил эти магниевые диски в Казани, но я не нашёл такой информации.
Это достаточно крупный оборонный завод, хотя соглашусь, возможно диски они и не про звонили, но сейчас производят шасси методом литья)
Так и называется КМЗ? Магниевые диски литые так что всё возможно.
Нет, официально это КАЗ Авиационный завод)
Звезда Давида, а не шерифа… К слову — нет тут самого редкого легкосплавного диска для Москвичей — на 6-ти лучевом центре с радиусными сегментами. Но это, фактически — мелкосерийка ВСМПО начала 90-х. Да и питч 5х115 очень редок.
Насколько я помню, звезда как раз называлась вполне политкорректно. В смысле, шерифа.
Moskvichmoy
Звезда Давида, а не шерифа… К слову — нет тут самого редкого легкосплавного диска для Москвичей — на 6-ти лучевом центре с радиусными сегментами. Но это, фактически — мелкосерийка ВСМПО начала 90-х. Да и питч 5х115 очень редок.
Есть фото такого колеса?
Кстати, наши КраМЗ и K&K в 90-е изготавливали по крайней мере по одной модели дисков с разболтовкой 5х115 на 13 специально для Москвича. У меня в БЖ есть заметка, на тот момент я ещё не знал кто производитель.
Нет, давно не попадались.
Сегодня наткнулся, не оно?
www.drive2.ru/l/288230376153130145/
Нет, те погрубее в плане узора: у них более толстые "спицы" и фасад чуть сферический.
Moskvichmoy
Звезда Давида, а не шерифа… К слову — нет тут самого редкого легкосплавного диска для Москвичей — на 6-ти лучевом центре с радиусными сегментами. Но это, фактически — мелкосерийка ВСМПО начала 90-х. Да и питч 5х115 очень редок.
есть фото такого диска? и ВСМПО ли он?
Гляньте материалы господина Михаила67, он в своих трудах по зелёному Зомби расписывает именно эти диски!
глянул! он про Крамз диски пишет и + фото с дисками как у меня
Ясно. Я уж и забыл, видел их живьём лет 25 назад…
а такие видел
Не помню, на автомобилях — точно нет.
летом глянешь на моем)))
Спасибо! С удовольствием прочитал.
Отличный материал, спасибо за труд!))
Спасибо, приятно слышать!
Хорошая интересная статья!
Спасибо!
на 5том фото Москвич, на фото отчетливо видно передний диск с 4мя отверстиями, а у Москвича ступица на 5ять отверстий, на спортивные модели ставили другую подвеску или проставки под другие диски?
Возможно, просто ступицы стояли жигулевские.
Автоэкспорт откровенно жадничал на комплектование разноимённых команд разными дисками. Поэтому АТСы ставились и на Москвичи, но стуицы были индпошивные, и полуоси тоже.
Спасибо, интересный факт.
А широченные АТСки для ВФТС были спецзаказом — там разболтовка 4×98, а не 4×100.
АТСки делали в СССР
?
да да находил статью в журнале За рулем! там и картинки и адреса завода был)))) именно АТС было
Нужны пруфы) я видел статью совсем про другие фирмы. И в 1980м это было из разряда фантастики.
Edgar-MG
?
а именно завод БКМПО выпускал для немецкой фирмы ATS
так статья будет или нет?
в статье особо рассказать нечего будет! в журнале за рулем есть статья) человек написал в редакцию что купил не качественный товар завода БКМПО те в свою очередь дали опровержение что завод работает и выпускает диски для Немецкой фирмы ATS и не получили не одной претензии за все эти годы. копну архив найду эту статью)))) так что с уверенностью говорю что завод работал на немецкую фирму))))
Edgar-MG
так статья будет или нет?
да и к слову) все наши заводы производители литых дисков на рубеже 90 -х годов это совместные предприятия с Немцами и Итальянцами также и производство под известными брендами это про Японские диски сделанных в России! если кто в курсе)))
А при чем тут ATS 5-stern Classic для ВФТС из 80х, и 90-е?
сам же попросил пруфы) вот и сказал что не факт что ATS это ATS да и дисков примерного дизайна как Классик есть и у Итальянцев и Японцев
Мдэ…
Ладно, зайдем с другой стороны.
Фото машины 1980 года. Фото дисков этой же машины, стоящей в музее. Где пруф, на то, что эти диски изготовлены в СССР? Я вел речь конкретно про эти колеса, изготовленные в 80-х, мне не интересно, что там дальше было в 90-е.
Edgar-MG
А широченные АТСки для ВФТС были спецзаказом — там разболтовка 4×98, а не 4×100.
Они под фиат были, дядь. И под альфа ромео.
Фиат и Альфа на кромодорах катали, например. Я вот так вот сходу не припомню боевых ФИАТов на ATS в те годы.
Тем не менее, помимо кромодоры, спидлайна и кампаньоло они ездили и на АТС. Правда, на конвейер АТС не шли, да. А в спорте вообще кто что хотел, то и ставил.
Я себе на аутобьянки купил магниевые кампаньоло под ремонт. Очень подходят по хронологии и стилю, да.
Интересная статья) А как называются диски завода БЛМЗ, те что первые на фото, они обутые))
У меня тоже такие были, на 6-ке.
не знаешь как они называются?
нет
Отец в 80-х разработал форму для литья магниевых дисков, но к сожалению так и не сделал ни одного диска. Сейчас форму отполировал и она лежит на базе.
А есть фото?
Если интересно, то могу сфотографировать на днях.
Да, конечно интересно.
Tatraman
Отец в 80-х разработал форму для литья магниевых дисков, но к сожалению так и не сделал ни одного диска. Сейчас форму отполировал и она лежит на базе.
Интересно, они сейчас живы эти формы?
Да, форма жива.
Ничего себе, а фото есть? Представлял как примерно делают данные диски, но форм не видел.
А еще такие были.
b-a.d-cd.net/48da2cu-960.jpg
Причем уже в современности.
У меня есть такие
Интересная статья)
Не знаете ли Вы какого завода эти кованные диски? Известна ли их модель?
www.drive2.ru/l/6480485/
Они точно российские?
Диски стояли на ВАЗ-2107 который был куплен на территории РФ еще в 90-х. Никаких обозначений на внутренней стороне нет.
LukasKh
Не знаете ли Вы какого завода эти кованные диски? Известна ли их модель?
www.drive2.ru/l/6480485/
Очень редкие диски.
У нас не редкие, т.к. живу в городе производителе этих дисков)))
Б/У регулярно всплывают предложения.
osya-ua
Очень редкие диски.
Очень популярные раньше диски были.
osya-ua
Очень редкие диски.
ширпотреб конца 90х…
LukasKh
Не знаете ли Вы какого завода эти кованные диски? Известна ли их модель?
www.drive2.ru/l/6480485/
Это кованные диски КраМЗ. Модель ГАЛА Паллада 5Jx13H2 ET40.
У меня такие же на 2106 стоят, только вариант более ранний, с выемкой под крышку. У тебя более поздний бескрышечный вариант.
В конце 90-х на нашей семейной 09 стояли фрезы. Но к сожалению один прокол решил судьбу этих колес. На 1 ночь оставили одно колесо с проколом в гараже и именно в эту ночь гараж вскрыли и унесли этот диск((
Кайфовые колеса. Имею радость быть хозяином комплекта с эстонии и пары блмз 2 фото… Балашинские вообще пушинки
Интересно. Много нового.все думав шо казани то oz
Знаніе — сила!
P.S. Ти мені довжен 50 коп.
Очень классная статья с утреца!)))
Спасибо!
Если честно люблю старые диски, и буду себе на следующий сезон искать именно такие)
Они, правда, подходят далеко не везде по стилю.
согласен)