Одной из типичных неисправностей турбокомпрессора является выброс моторного масла во впускной коллектор (или в интеркулер, если он есть) или в выхлопную систему. Но всегда ли при таких симптомах можно однозначно судить о неисправности турбины? Нет, далеко не всегда. Существует ряд причин, по которым даже полностью исправный турбокомпрессор выбрасывает масло в горячую или в холодную улитку, или в обе сразу.
Рассмотрим конструкцию одного из самых распространенных по применяемости на легковых автомобилях турбокомпрессора производства Garrett GT15. Внутренняя полость корпуса подшипников турбокомпрессора изолирована от системы впуска двигателя уплотнительным кольцом и от системы выпуска уплотнительным кольцом. Но, несмотря на то, что эти кольца помогают избежать утечек масла (особенно на холостом ходу двигателя, когда обороты ротора турбокомпрессора невысокие), они в действительности не являются основными масляными уплотнениями. Их нужно рассматривать как элементы, затрудняющие утечку воздуха и газов между турбиной, компрессором и корпусом подшипников. В обычном режиме работы турбокомпрессора давление в турбине и компрессоре больше давления в корпусе подшипников. Часть газов из турбины и часть воздуха, сжатого в компрессоре, попадают в корпус подшипников и вместе с моторным маслом по сливному маслопроводу проходят в масляный картер двигателя.
Основные масляные уплотнения турбокомпрессора являются уплотнениями динамического типа, работающие на основе использования центробежных сил для предотвращения утечек масла из корпуса подшипников. На валу со стороны турбинного колеса выполняются две канавки. Канавка, расположенная ближе к турбинному колесу, предназначена для установки в нее уплотнительного кольца. Вторая канавка и разница диаметров выполняют роль динамического масляного уплотнения.Отработанное масло под действием центробежных сил разбрызгивается внутри корпуса подшипников и далее стекает через маслосливное отверстие турбокомпрессора.
Аналогично работает динамическое масляное уплотнение со стороны компрессора. Его роль выполняет разница диаметров наружней упорной втулки.
Использование иных масляных уплотнений в турбокомпрессорах (например сальников, манжет и т.д.) не представляется возможным из-за огромных скоростей вращения валов, при которых контактные системы уплотнений во-первых создадут слишком большое сопротивление вращению вала, во-вторых слишком быстро выйдут из строя. Правда существуют так называемые карбоновые масляные уплотнения — аналог сальниковых уплотнений (такие уплотнения применяются в автомобильных водяных насосах), но карбоновые уплотнения применяются только на низкооборотистых турбинах (до 80 тыс. об/мин), и то далеко не на всех.
Итак, основным условием нормальной работы турбокомпрессора (в плане отсутствия утечек масла) является нормальная работа его динамических уплотнений. Динамические уплотнения, в свою очередь, могут нормально работать только в воздушном пространстве, то есть только тогда, когда внутренняя полость корпуса подшипников свободна от моторного масла. Если корпус подшипников по каким-либо причинам заполняется ("подпирается") маслом или нарушается баланс давлений внутри корпуса подшипников и извне его, динамические уплотнения практически перестают работать, происходит утечка масла через уплотнительные кольца в корпус комрессора и в корпус турбины.
Рассмотрим причины, по которым возникает такая ситуация.
Первая причина:
Не работает (или плохо работает) по каким-либо причинам система вентиляции картера двигателя.
Система вентиляции картера любого двигателя внутреннего сгорания предназначена для устранения избыточного давления в картере двигателя, возникающего вследствие прорыва газов из камеры сгорания в картер при работе двигателя. Патрубок вентиляции картера любого ДВС подключаестя к зоне пониженного давления (т.е. разряжения). В нетурбированных двигателях это, как правило, впускной коллектор, в двигателях с турбонаддувом это всасывающий патрубок турбокомпрессора. Сливная масляная магистраль турбокомпрессора подключается к масляной системе двигателя, как правило, ниже нормального уровня масла в картере. Таким образом, если в картере возникает избыточное давление картерных газов, масло не может нормально сливаться по сливной магистрали турбокомпрессора, оно "подпирается" в корпусе подшипников со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причиной этого может быть сильная закоксованность масляного сепаратора системы вентиляции картера, закоксованность патрубка системы вентиляции картера, перелом или зажатие этого патрубка и т.д.
Вторая причина:
Затруднен нормальный слив отработанного масла по сливной магистрали турбокомпрессора по различным причинам (закоксованность, попадание посторонних предметов, остатков старой прокладки, герметика). Определить и устранить эту причину не составляет большого труда.
Третья причина:
Затруднен забор воздуха на турбокомпрессор. Попросту говоря, "забит" воздушный фильтр или частично заблокирован воздухозаборный патрубок (например сильно перегнут, за счет чего уменьшается его проходное сечение).
При работе турбокомпрессора за счет динамических сил за вращающимся на огромной скорости турбинным колесом создается некоторое разрежение. Если возникает излишнее сопротивление забору воздуха, это разрежение многократно увеличивается, масло просто "высасывается" из среднего корпуса турбокомпрессора.
Четвертая причина:
Затруднен выброс отработанных газов через выхлопную систему.
Излишнее сопротивление в выхлопной системе (засорен или закоксован катализатор, неисправна или замята банка глушителя и т.д.) вызывает увеличение давления в "горячей" улитке турбокомпрессора, что вызовет прорыв выхлопных газов в средний корпус турбокомпрессора и увеличение давления внутри его, что, в свою очередь, вызовет выброс масла со стороны компрессора.
При наличии одной или нескольких вышеприведенных причин даже полностью исправный турбокомпрессор будет выбрасывать масло, а из выхлопной трубы будет валить сизый дым.
В итоге хочу заметить, что появление масла во впускном коллекторе или в интеркулере вообще может не иметь отношения к турбине. В первую очередь при появлении таких симптомов следует проверить всю ту же систему вентиляции картера двигателя, в каком она состоянии и что в ней делается. При неисправности системы вентиляции или, в конце концов, самого двигателя, масло через патрубок вентиляции картера будет попадать в воздухоподающий патрубок турбокомпрессора и далее в интеркулер и впускной коллектор.
Информация взята из поста на форуме ауди-клуб от участника с ником "спортсмен 44".
Комментарии 58
Подскажите пожалуйста. Ремонтная турбина погнала масло в холодную часть, повез по гарантии, при разборе сказали дефектов не выявлено и велели обратить внимание на ВКГ, при повторной установке патрубок на воздухан, вентиляцию, турбину перед запуском установлен небыл а слив турбины был накручен на пару витков. При запуске ДВС турбина сразу гонит масло в холодную часть, слив без проблем сочится по гайке накрученой на пару витков ( я так понимаю подпора никакого нету) масло заливная горловина при этом открыта ( и избыточного давления ВКГ быть не должно) Можно ли считать такую турбину неисправной ? Или можно ещё как-то исключить варианты которые могут повлиять на работу турбины ?
нашли причину?
Поставил б.у турбину и поработав она тоже слегка стала подгонять масло. В итоге машину так и продал. А та восстановленная турбина лежит дома, я думаю проблема в турбине и некачественной реставрации её. Но доказать и вернуть ее по гарантии я не смог, говорят делайте экспертизу, а это в разы дороже турбины(проще говоря культурно меня послали, больше в этот сервис не нагой) вообще нужно ставить проверенную турбину и я думаю ДВС там не причем
Понятно
А можно турбина плохо работать и не гнать масло?
Конечно, к примеру при повреждении крыльчаток абразивным материалом.
Про КВКГ чушь какая-то. В турбину масло накачиваетя с давлением 2-3 бара. Автор, ты себе представляешь величину противодавления картерных газов, чтобы мешать сливу жикдкости, которая во много раз плотнее картерных газов, и которая сливается таким потоком?
Проверяйте свое мнение перед тем, как называть чушью высказывания других людей.
Сделаю это за вас. Открываем первую попавшуюся инструкцию по монтажу турбокомпрессора Garrett. В первом же пункте на первой странице написан ответ на ваш вопрос.
Да-да, а еще в инструкции по эксплуатации бнв написано, что расход литра до 1 литра масла на срок эксплуатации масла это норма. Что же теперь, считать двигатель с расходом масла на угар исправным?
Мнение это логика. Каким образом из исправной турбины за счет квкг куда-то денется масло? Как оно может оказаться в выпуске? Да никак. Если кидает во впуск, оно будет гореть в цилиндрах. В выпуск ему физически не попасть.
И, опять таки, ему физически не устроить подпор для слива, как тут у вас написано.
А попытки производителей снять с себя ответственность вполне понятны.
TiAX
Проверяйте свое мнение перед тем, как называть чушью высказывания других людей.
Сделаю это за вас. Открываем первую попавшуюся инструкцию по монтажу турбокомпрессора Garrett. В первом же пункте на первой странице написан ответ на ваш вопрос.
Уставшая резина в квкг, не разделяет масло и давление карьерных газов, просто закидывает через сапун который идёт к турбине масло, дальше турбина кидает масло в интеркуллер . Отсюда масложор …
Ваше статья правильная 👍
SymphoNiX
Про КВКГ чушь какая-то. В турбину масло накачиваетя с давлением 2-3 бара. Автор, ты себе представляешь величину противодавления картерных газов, чтобы мешать сливу жикдкости, которая во много раз плотнее картерных газов, и которая сливается таким потоком?
А вот и не чушь, автор прав, лично на практике было у меня, правда на камазе, потеко масло с турбины, снял поставил новую, такая же беда течёт масло. Полез смотреть сапун, а там сетка закоксована, и трубку резиновую на изгибе завернуло внутрь. Сапун не продувал, и соответственно картерные газы создают давление в картере и масло попросту не сливается, а давит в выхлоп
Ага, щас бы сравнивать слив масла турбины камаза, и турбины om642, которая в развале блока, и у которой вертикальный слив через постамент, который физически закоксоваться не может, не говоря уже о том, что наивысшее давление картерных газов в ГБЦ, а слив идёт в блок.
Отличное умозаключение.
Причем тут слив который должен закоксовываться? Ты знаешь что такое вентиляция картерных газов? Причем тут расположение турбины? Какие картерные газы в ГБЦ? Ты знаешь что такое картер и что такое газы? Что ты несешь парень… Если у тебя щуп вылетает это о чем говорит? Вентиляция картерных газов отсутствует, если на щупе уплотнение хорошее то начнут давить в самом слабом месте. Практически на всех турбовых движках принцип работы один, подача масла с системы смазки под общим давлением масла, а отвод (слив) идет просто в картер, соответственно если давление картерных газов не уходит (через сапун) то слив масла не осуществляться, и подача давит и с отвода газы давят.
Парень, ты явно чего-то не понимаешь в физике. Советую почитать школьные учебники на свежую голову. И было бы неплохо институт закончить, дабы гидрогазодинамику знать, а не рассказывать сказки о давлении, препятствующему сливу масла.
Ну а коли уж ума палата — открой водичку в раковине на полную. Если ты живешь в более-менее нормальном доме, то там будет от 2 до 3 бар. Попробуй вдуй туда противодавления, чтобы жидкость перестала течь. Заодно нам потом расскажешь об успехах в познании физики.
Мальчик тебе уже 3 человека сказали что такое бывает, сними очки свои розовые и оглянись вокруг, что ты хочешь доказать? Что картерные газы не могут подпереть слив масла с турбины? Могут!
SymphoNiX
Парень, ты явно чего-то не понимаешь в физике. Советую почитать школьные учебники на свежую голову. И было бы неплохо институт закончить, дабы гидрогазодинамику знать, а не рассказывать сказки о давлении, препятствующему сливу масла.
Ну а коли уж ума палата — открой водичку в раковине на полную. Если ты живешь в более-менее нормальном доме, то там будет от 2 до 3 бар. Попробуй вдуй туда противодавления, чтобы жидкость перестала течь. Заодно нам потом расскажешь об успехах в познании физики.
Ды вот мне делать не чего 🤣 это ты такие эксперименты устраивай в своем сарае, если у тебя конечно есть вода🤣🤣🤣
Ну понятно. Закон сохранения энергии работает при истечении воды из смесителя, но не работает при истечении масла из турбины. Молодец. Только что отменил ньютоновскую физику. Мне нравится, как люди без образования живут в бреде, вычитанном в интернете/полученном от людей, отчисленных из ПТУ. Типа есть две точки зрения: моя, и неправильная. Однако же обосновать ее, не нарушив точных наук — это другое, и нафиг не надо тратить на это время. Зато написать свою чушь — на это можно время потратить.
Нравится питаться помоями — питайся на здоровье. Но доказывать окружающим, что это нормально, и так и нужно делать — это уже секта. Из разряда тех, кто с пеной у рта доказывает, что в зависимости от шильдика АКПП нужно лить именно это оригинальное масло, иначе автомат кончится.
Ну, это ты про себя? Я так и знал! Не видел еще таких тупых людей, и почему ты всех сектой называешь? Может ты сам сектант? Зачем то приплел сюда ньютоновскую физику🤣 а еще я больше всего смеюсь с того как ты воду с маслом сравниваешь😁
SymphoNiX
Ну понятно. Закон сохранения энергии работает при истечении воды из смесителя, но не работает при истечении масла из турбины. Молодец. Только что отменил ньютоновскую физику. Мне нравится, как люди без образования живут в бреде, вычитанном в интернете/полученном от людей, отчисленных из ПТУ. Типа есть две точки зрения: моя, и неправильная. Однако же обосновать ее, не нарушив точных наук — это другое, и нафиг не надо тратить на это время. Зато написать свою чушь — на это можно время потратить.
Нравится питаться помоями — питайся на здоровье. Но доказывать окружающим, что это нормально, и так и нужно делать — это уже секта. Из разряда тех, кто с пеной у рта доказывает, что в зависимости от шильдика АКПП нужно лить именно это оригинальное масло, иначе автомат кончится.
Больше не хочу вести с тобой диалог, боюсь заразиться и стать тупым как ты
Здравствуйте. Помогите советом пожалуйста. Впуск и интеркулер в масле, до холодной части турбины. Горячая и катализатор сухие. В сапуне особо тоже не заметно масла. Что может быть? Может турбина гнать только в холодную часть?
Ну все расписано же в статье:
1) вентиляция картера
2) трубка слива масла
3) воздушный фильтр, патрубки
4) катализатор, глушитель
Сама турбина не может быть виновата ? Как проверить систему вентиляции картера ?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Турбина гонит масло в холодную часть и при переключении передачи идет хлопок в выхлопную систему и идет клуб дыма. вентиляция картерных газов исправна. ОПЕЛЬ АСТРА J 1,4т
Ну все расписано же в статье:
1) вентиляция картера
2) трубка слива масла
3) воздушный фильтр, патрубки
4) катализатор, глушитель
Доброго времени суток всем!
Купили новую китайскую турбину SLturbo на Pajero2 4M40
Через 400 км скинули патрубок нагнетания, а там (на холостых) тонкая струйка масла от оси крыльчатки.
Проверяли даже при выдернутом щупе и откинутом в бутылку сапуне. Появился люфт небольшой.
Сдали ее по гарантии, те ребята отвезли на стенд. Вердикт — турбина в порядке (давит хорошо и не течет). Это, говорит, у вас либо патрубок забит, либо картерные газы (хотя все было откинуто). И вот хз что делать…люфт он может так быстро появиться?
Мне тоже поставили картридж SLturbo, так стало интереснее, на холодную турбина давит масло в холодную улитку, потом прогревается и норм. Если карьерные газы, то турбина давила бы всегда масло, а так только на холодную. ДВС после капремонта.
что интересно, проверяли на стенде, ника пли нигде, все сухо. Кент поставил ее обратно и о чудо, ничего не бежит, не течет. Просто мистика какая-то!))) Может они там при проверке че-нить подтянули или я хз вообще))
на хх оборотах если в картере давление равно нулю, т.е. атмосферное это нормально?
Обычно это очень хорошо. Значит вентиляция картера работает и сильного прорыва газов нет, т. е. поршневая группа живая. Если конечно трубка вентиляции картера просто на улицу не выброшена, как раньше на тазах делали))
турбина в горячку кидает масло на холодную, завел 1-2 минуты и дымит, как хорошо турбина нагреется или проезаться — перестаёт. Исключал все варианты прежле чем турбину на проверку отправить. Опять же если проблемы была бы в сливе, то и после прогрева тоде думаю дымилаб
По таким симптомам я бы смотрел в сторону вязкости масла (если после его прогрева проблема исчезает, возможно слишком высокая вязкость). Ну и рестриктор в канал смазки турбины вроде бы ставится иногда, чтобы как раз излишнюю давку масла с картриджа убрать.
масло 5/30. я вот думаю, может после нагрева турбины и соответственно расширения там уплотнения лучше работают
Решил проблему? У меня весь впуск в масле, с интеркуллкра капает масло, еду не дымит, газую не дымит, но если машина несколько часов постояла и завожу на пару мин выходит дым, думаю или турбине хана или с поршневой что то
впуск был сухой. люфтов нет, решили отправить турбину на диагностику
BaDumKo
Решил проблему? У меня весь впуск в масле, с интеркуллкра капает масло, еду не дымит, газую не дымит, но если машина несколько часов постояла и завожу на пару мин выходит дым, думаю или турбине хана или с поршневой что то
Тоже самое, на холодную как тепловоз дымит, прониклась, все ок (Инсигния)
Мотор какой
Не самый лучший 🤦 A16xht
течет масло из под подачи малса на турбину, и вылетает в глушитель, может это быть из-за настроек геометрии турбины?
Нет. Меняй трубку.
diver91
течет масло из под подачи малса на турбину, и вылетает в глушитель, может это быть из-за настроек геометрии турбины?
Похоже на избыток давления масла в картридже турбины. Вязкость масла соответствует требованиям турбокомпрессора? Рестриктор на входе стоит?
"карбоновые уплотнения применяются только на низкооборотистых турбинах (до 80 тыс. об/мин), и то далеко не на всех" — хренасе, низкие обороты — 80 000 в минуту
Обычные до 150000 крутятся, в среднем.
А, сорри, я подумал что речь об оборотах двигателя, не прав
А если турба не гонит масло, но и не дует?
Значит либо крыльчаткам хана, либо давление до горячей части или после холодной куда-то уходит.
Катализатора нету, хорошо спасибо за совет!
Хороший пост, если не затруднит то прочитайте мой последний бж, может есть что сказать по этому поводу
Ну в статье же все написано — проверяй картерные газы, трубку слива масла, воздушный фильтр и катализатор, если есть.
У меня немного интересней. Купил машину 5 месяцев назад. Масло было залито по верхней отметке щупа. На диагностике увидели, что течет турбина в патрубок интеркуллера. Приговорили турбину. Потом в гараже снял патрубок от воздушного и подергал саму турбину на хвост. Люфта не было никакого. Масло за эти 5 месяцев ушло до самого минимума. Завел машину без патрубка на интеркуллер. Чуть погазовал. Масло пошло. Но заметил, что есть и дымок через турбинку. Теперь вопрос: что может происходить?
В статье же все написано: вентиляция картера, воздушный фильтр, слив масла из картриджа, выхлоп.
P.S. почему у нас люди думают, что руками на холодной турбине смогут определить, какой будет там зазор при рабочей температуре до тысячи градусов и на скорости вращения в сотню тысяч оборотов в минуту?
Фильтр сразу поставил новы, в Сапун дул. Осталось понять как открутить трубку обратку турбины
помимо того что вы дули в сапун надо замерить количество картерных газов, может быть прорыв через кольца или направляющие и ни один сапун(квкг) не справится, вот и будет подпор на сливе
Dimbl4DP
У меня немного интересней. Купил машину 5 месяцев назад. Масло было залито по верхней отметке щупа. На диагностике увидели, что течет турбина в патрубок интеркуллера. Приговорили турбину. Потом в гараже снял патрубок от воздушного и подергал саму турбину на хвост. Люфта не было никакого. Масло за эти 5 месяцев ушло до самого минимума. Завел машину без патрубка на интеркуллер. Чуть погазовал. Масло пошло. Но заметил, что есть и дымок через турбинку. Теперь вопрос: что может происходить?
Добрый день!
Как решили проблему?
хорошая статья… уменя такая же проблемма. нужно проверить. гонит масло в выхлоп и вроде пережат шланг вентиляции картера
у меня такая же проблема поставил новую турбу масло во впуске чистил вкг год назад заменил грибок пишут ребята претрется не знаю че делать
тоже поставил турбину новую, такая же бяда масло гонит, че делать не знаю
Добрый день!
Решили проблему?
Решил проблему?