В последнее время на драйве появилось слишком много умников, которые непонятно с чего стали считать себя профи в моечном деле. Это сподвигло меня составить своеобразный FAQ, который будет время от времени дополняться.
Мы же стремимся к Европе черт возьми!
Так какого хрена моем своих любимцев по таджикски?!
Итак:
Что же такое моющие составы?
Моющие составы – это составы в жидкой, пастообразной или порошкообразной форме, которые при определённых условиях, концентрации и температуре могут удалять грязь с любых поверхностей. Тип моющего состава выбирается в зависимости от типа удаляемой грязи и типа поверхности с которой удаляются эти загрязнения(лкп, хром, напыленный хром, металл, велюр, натуральная кожа, ткань, пластик и т.д.).
Какие есть типы моющих составов-средств?
Существуют пять основных типов моющих составов применяемых при обслуживании автомобилей:
а) моющие составы с щелочным рН;
б) моющие составы с нейтральным рН;
в) моющие составы с кислотным рН;
г) моющие составы на основе растворителей (гидрокарбонаты) и т.п.;
д) хлоросодержащие составы
Я не химик, и если написанное мной будет читать химик с многолетним опытом работы в хим. лаборатории, то он скорее всего захочет поправить меня, т.к. одних только неорганических кислот существует 30 основных видов и органических кислот-14 видов. Так что кислота кислоте рознь рознь.
Какой тип грязи следует отмывать щелочными моющими составами?
Моющие составы с щелочным рН используются для удаления обычных ежедневных загрязнений в виде пыли, дорожной грязи, легких загрязнений от ГСМ.
Мыло которым вы умываетесь дома, а также шампуни, гели и прочие средства личной гигиены также, как правило, имеют щелочной ph. Хозяйственное мыло имеет самый высокий щелочной ph, опять же среди средств личной гигиены. Вы можете помыть машину хоз. мылом или Fairy, но ph это только часть успеха. Самое главное в моющем составе – ПАВы (поверхностно-активные вещества), которые либо присутствуют в моющем средстве в том или ином количестве, либо отсутствуют вовсе, т.е.: первое-щелочная основа, второе-загуститель, третье-краситель, четвертое-пенообразователь и пятое — черт знает что. Но за счет своей высокой щелочной составляющей «афигительно» отмывает любую грязь. И только после нескольких регулярных моек таким средством мы начинаем наблюдать процесс коррозии на полированном алюминии, на хроме, помутнение пластика, помутнение ЛКП, происхождение которых нам особо грамотные дельцы автомоечного бизнеса объясняют как вред от реагентов, соли и использование конкурентами дешевых моющих средств, но никак не у них и не их «супербезопасной» бесконтактной химией. Либо, что тоже часто встречается, владельцы автомобилей с белым налетом на хромированных и алюминиевых деталях относятся к этому налету как к неизбежности, и даже не пытаются избежать этой проблемы.
Какой тип грязи следует отмывать нейтральными моющими составами?
Моющие составы с нейтральным рН используются на деликатных поверхностях(полированный алюминий, хром как напыленный так и «настоящий» и т.п.), которые могут быть испорчены более агрессивными моющими составами; или когда моющие составы наносятся вручную (авто шампуни для ручной мойки, моющие жидкости, мыла), а также для подготовки автомобиля к нанесению защитных составов имеющих кислотный ph во избежание химического конфликта(появление пятен, белого налета и т.д.). Как правило, данные составы с нейтральным ph при обслуживании автомобиля применяются крайне редко. Их можно встретить лишь в автоматических мойках.
Какой тип грязи следует отмывать кислотными моющими составами?
Кислотные моющие составы, крайне агрессивны, но при этом очень эффективны для очистки накипи-водного камня(в бойлерах и радиаторах, на стеклах автомобилей, т.е. в любых местах где вода оставляет известковый налет), и удаления ржавчины и пыли от тормозных колодок с колёсных дисков, а так же для растворения и удаления остатков извести, цемента с пола, но это уже промышленное применение к уходу за автомобилями отношения не имеющее.
Какой тип грязи следует отмывать моющими составами на нефтедистиллянтной основе(растворители, гидрокарбонаты и т.п.)?
1) Загрязнения от нефтянки, т.е. от таких веществ как битумные, масляные и другие загрязнения от ГСМ. А также клеи, герметики, парафиновые консерванты и тому подобные произведения рук человеческих.
2) Отдельное внимание стоит уделить загрязнениям природного происхождения, таким как смола, почки, липовый цвет и много чего еще что подает на наши автомобили в подарок от матушки природы. Данные загрязнения удаляются также составами на нефтедистиллянтной основе, но с некой иной формулой содержания нежели составы для удаления загрязнений из п.1)
При этом в розничных сетях для автолюбителей вы можете встретить продукты, производители которых гарантируют одним средством удалить и битумные пятна, и следы клея, и следы почек и смолы, и следы героически погибших насекомых на вашем лобовом стекле и передней части вашего авто. Что само по себе абсурдно, поскольку во-первых, каждый тип загрязнения имеет свою основу, например: битумные пятна и следы насекомых — различны по своему типу и содержанию, и, соответственно, должны удаляться разными типами моющих средств, с главным правилом «Не навреди!», т.е. производитель тратит огромное количество времени и денег на разработку специальных узкозаточенных средств, которые будут предназначены только для удаления того что нужно удалить и, самое главное, не повредить очищаемую поверхность. Почему я так тщательно и нудно вам все это расписал? Потому что на многих форумах вы найдете умников-самоучек, утверждающих что всяческие специальные средства от производителей с многолетней историей разработки специальных составов это все лоховня. Что лучше купить тупо растворитель и будет вам счастье. На самом деле, как правило, такие эксперименты заканчиваются порчей очищаемой поверхности и посещением специалистов по восстановлению (малярный цех, полировочный цех и т.п., то есть посещение этих же самых советчиков).
Какие факторы позитивно влияют на эффективность моющего состава?
Основной фактор для щелочных, кислотных и составов с нейтральным ph – температура воды и окружающей среды при разбавлении, разведении и смыва: чем она выше(в пределах разумного), тем активней составы взаимодействуют с загрязнениями и тем лучше результат. Это происходит потому, что моющие составы в теплой среде работают гораздо активней (как пример в инструкции к проф. автокосметике и автохимии вы можете увидеть надпись: «не применять на разогретых поверхностях»). Объекты, профессионально занимающиеся мойкой и чисткой автотехники, использующие системы дозации и смыва горячего нанесения существенно экономят на затратах хим. составов, но тут есть риск человеческого фактора: персонал должен четко отслеживать температуру чтобы соблюсти правило «Не навреди!».
Не менее существенным фактором является жесткость воды.
Моющие составы обязаны своими моющими свойствами, присутствующими в них ПАВ, т.е. частицам, которые обволакивая частицы грязи превращая их в эмульсию, что позволяет легко отделять загрязнения от поверхности. В дистиллированной воде (жесткость 0) ПАВ растворяются полностью и работают максимально эффективно; но в жёсткой воде происходит реакция между ПАВ и содержащимся примесями в воде, что снижает эффективность состава. Чем жёстче вода, тем больше требуется концентрата хим. состава для достижения такого же результата как в дистиллированной воде. За исключением хим. составов специально созданных для работы по сильным загрязнениям в жесткой воде.
Этапы правильной мойки. (Я бы даже сказал безопасной мойки)
Краткое отступление: история возникновения мойки с моим пониманием вопроса откуда у мойки выросли ноги.
Если мы вспомним, еще лет 10 назад о химии для бесконтактной мойки никто и слыхом не слыхивал =)) Автомобили повсеместно терли губками, применяя разведенный в ведре шампунь и считали это совершенно правильным способом. Так откуда выросли ноги у правильной мойки?
Из Европы.
В Европе на протяжении многих лет используют специальные составы для мойки автотранспорта бесконтактным способом. В т.ч. и в тех странах, где погодные условия аналогичны российским, а местами загрязнения имеют специфический характер, гораздо больший, чем в России.
1)Предварительная мойка (Размягчение)
Каково назначение Предварительной Мойки? (ПМ)
ПМ смывает основное количество грязи на транспортном средстве: грязь на ступицах, насекомые и частицы земли на ЛКП.
Каковы преимущества использования ПМ?
При Ручной Мойке, после того как основная грязь была удалена ПМ, последующая мойка шампунем и губками займет меньше времени (осталось меньше грязи) и будет более безопасной для Лакокрасочного Покрытия (ЛКП) (ЛКП не царапается мелкими частицами грязи).
При Автоматической Мойке, удаление грязи ПМ значительно уменьшает возможность повреждения ЛКП щетками.
Сколько времени требуется для того, что бы составы начали действовать?
Обычно нескольких секунд достаточно для удаления грязи с ЛКП.
1.1)Нанесение состава для предварительной мойки.
В России широко распространена практика нанесения состава в виде пены с помощью пенокомплектов или пеногенераторов. Первый тип-самый распространенный.
Его главная проблема(актуальная для клиента автомойки) в пенном способе нанесения.
Существуют два способа: пенное и эмульсионное.
Так чем же плоха пена? На этапе предварительной мойки нанесенный бесконтакт должен как можно лучше воздействовать на загрязнение. Пена хуже делает эту работу, так как большей частью состоит из воздуха, т.е. площадь контакта моющего средства снижается. При этом постоянно встречаю людей которые даже слышать не хотят о мойке эмульсией. Логика у них очень простая: "Я же голову шампунем мою, а там пена. Значит пена и моет. А нет пены-нет и мойки". Это неверно. Кроме того, пена ложится шапкой и не попадает в проемы и щели на кузове. Вообще пена нужна в цикле для снижения трения руковиц в ручной, и щеток в автоматической мойки об ЛКП, когда домывается все, что не взяла предварительная мойка. То есть на этапе Пенной обработки (№2)
Пена-это дополнение. Зато она имеет сильное визуальное воздействие на клиента =)
Наносить состав нужно снизу вверх по кругу для снижения текучести, а затем в том же порядке смывать АВД.
2)Пенная обработка
Для чего она нужна я написал чуть выше в п.1.1
В России либо не используется, либо используется вместо этапа ПМ, что приводит к несмытой полностью грязи.
3)Подготовка к нанесению воска
Так как на этапах предварительной мойки и пенной обработки используются щелочные составы, а воска имеют кислотную основу, то перед нанесением воска применяются составы с нейтральным ph. Иначе может возникнуть химический конфликт: выступят пятна, белый налет и т.д.
4)Нанесение воска(вощение или воскование)
Существует несколько видов восков:
1)Ошушающий
2)Полирующий
3)Защитный
4)Сочетающий в себе все предыдущие качества (соответственно дороже)
5)Экспресс-полироль (типа MAFRALUX)
Последний продукт-самый современный и эффект у него бомбовой: блеск, защита, гладкость и т.д. То есть все что любят потребители.
6)Сушка (той самой желтенькой тряпочкой =))
7)Располировка варежкой из микрофибры (не всегда требуется)

Комментарии 64
на черном авто остаются пятна белые после высыхания воды от дождя.чем их можно убрать не подскажите?
мою машину сам.сначала бесконтактная, потом вручную шампунь Koch acid shampoo и потом сушаший воск тоже от Koch protectorwax.сушу авто специальными полотенцами.
Жесткая вода высыхая оставляет белые пятна и потеки. Сухой чистой микрофиброй (можно с использованием жидкой полироли без абразива, типа Mafra Polish Express либо аналогов) можно протереть.
спасибо.попробую.
Да 7 лет прошло а многие до сих пор считают что эмульсия это плохо (=
P.s Как Вы считаете, для 2-3 фазной мойки губка из овчины лучше обычной?
мойте бесконтактно … не использовать губки, химию подберите под воду и автомойку
Eggplant
Да 7 лет прошло а многие до сих пор считают что эмульсия это плохо (=
P.s Как Вы считаете, для 2-3 фазной мойки губка из овчины лучше обычной?
глаз упал на керхер и все как один меняют пенную насадку, мол не пенит. единицы дорабатывают родную насадку, чтоб пенила.
сегодня увидел упаковку такой насадки от керхера, а там на машине эмульсия)) ну думаю немец не дурак, одно за другое выдавать не будет, значит насадка эмульсию и должна делать.
теперь я тут, просвещенный)))
Привет! какие средства подойдут для хромированых дисков, от налета тормозной пыли, и чтобы хром потом не помутнел, если не сложно.
Ох, сейчас на рынке полно классных средств. Главное не переборщить с дозировкой, тогда и хром не слезет.

вопросик есть. Из прочитанного я понял что машину нужно мыть нетральным PH каждый раз, после щелочного шампуня. и каждый раз после кислотного. Чтобы хром пластик резинки итд. не портились верно?
Точно! Если есть такая возможность, то лишним не будет в любом случае.
Спасибо. Буду теперь мыть двумя видами шампуня.
Подскажите. Сначала керхером водой смываю грязь насколько это возможно, потом пеногенератором наношу пену снизу вверх, джу 3-4 минуты и смываю, тоже снизу вверх. Но проблема в том, что остаётся всё таки налёт грязевой. Керхером он не убирается. Если после такой мойки, руками помыть просто чистой водой и с микрофиброй, то ЛКП не повредится? И как вообще лучше делать ?
Этот подследок придётся убирать вручную. Можно второй раз нанести пену и пройтись губкой. Крачку не повредите, но пользуйтесь после мойки восками или защитной полировкой.
А паутинки не будет от этого ?
Паутинка от песка, нужно его как следует смывать во время предварительной мойки.
Понял. Спасибо за ответы )
дохера текста а толку ноль
Ну не всем дано некоторые вещи понимать, это бывает.
в том то и дело что инструкции здесь типа, "возьмите шампунь распределите по всей поверхности", если удалите этот пост никто не будет жалеть.
Эта запись совсем о другом. Это не инструкция.
Полезная статейка. Спасибо автору. Многое подчеркнул для себя
Хороший материал. Купил себе авд и пеногенератор, в общем первый "блин" комом =(. Сразу скажу состояние ЛКП на слабенькую 4, лак выгорел почти везде. В общем после мойки с пеной, пока не смыл все очень нравилось грязь прям стекала с пеной, но смыв "сливки" обнаружился косяк по всему капоту белые подтеки, могу сделать фото. И так вопрос к знатокам *бум*, из-за чего так могло получится:
1. средство для бк мойки куплено в керхер магазине, но оно не оригинал, а совместимое
2. слишком густо развели(не соблюли концентрацию) или не промешали концентрат
3. старые косяки на лкп(косяк виден только на капоте)
если аккуратно потереть пальцем(подушечкой) то эта белизна заполировывается
Что скажите про мойки самообслуживания?
И что если бесконтакт применять без пены, а просто с помощью помпы опрыскивать и смывать на той же самой мойке самообслуживания?
очень кратко, но емко и полезно, я правильно понял что не стоит зацыкливаться на пенной насадке, эмульсия хорошего шампуня работает не хуже?
Совершенно верно!
Моет эмульсия, а Пена, это пенное шоу для клиента)))
Ivan-58
очень кратко, но емко и полезно, я правильно понял что не стоит зацыкливаться на пенной насадке, эмульсия хорошего шампуня работает не хуже?
т.е. шампуни которые предназначены для пеногенератора можно просто смешивать с водой и обливать этой эмульсией машину из опрыскивателя?
а какое тогда должно быть соотношение воды к концентрату?
решил мне на вопрос задать вопрос?)
т.е. шампуни которые предназначены для пеногенератора можно просто смешивать с водой и обливать этой эмульсией машину из опрыскивателя?
а какое тогда должно быть соотношение воды к концентрату?
Соотношение берем из инструкции к составу.
в инструкции вообще обычно ничего нет про эмульсию для опрыскивателя.))) там для пеногенератора и для ПЕНОкомплекта написаны соотношения
dl.dropboxusercontent.com/u/7721772/pena.png
вот на картинке зеленый кружок с пулевизатором и соотношения 1к4 и 1к9 и есть соотношения для эмульсии про которую вы пишите в статье?
Я бы разбавлял 1:10-1:15
я так понимаю в такой концентрации лучше использовать перчатки? эффект от эмульсии точно будет? ведь пены через пулевизатор не получиться никакой, просто будет мыльная вода?
Перчатки всегда лучше использовать. Будет конечно эффект. Пена это тоже эмульсия, только газированная. Состав-то одинаковый.
Вылейте все, хуже точно не будет!
подскажите про Mafralux подробнее.
как наносить? и т.д.
В распылитель примерно на 3 литра воды 2-3 крышки от Пепси. Наносите на чистый влажный кузов и сушите замшей. После легкими движениями располировываете кузов микрофиброй.
мм, а 3 литра на одну машину не перебор?
Пользуюсь fairy 3 года.
Что будет ?
И как состояние ЛКП?
Супер, во только синие следы от омывайки на крыше окнах и каапоте s2.ipicture.ru/uploads/20111111/Ef0y38dF.jpg
Как вывести?
Сложно сказать, пол фото не видно ничего…
Привет! На машине после грязи остались несмываемые белые пятна. Чем тока не тёр ничего не помогает. Что делать? У кого нибудь была такая проблема?
Сложно сказать не видя загрязнения. Возможно машину плохо отмыли и нанесли сверху воск. В этом случае придется подождать несколько моек. Дальше будет видно.
Попробую почаще мыть
У нас основная мойка начинается тогда, когда начинают тряпками машину насухо вытирать. Года два такой мойки и кузов весь затерт.
о том чем больше матится лкп:
-замшей после бк или губкой-варежкой после контактной мойки
-или пескоструем на трассе…
вопрос дискуссионный и на тематических порталах битвы идут по сей день)))
одно заметил я странность:
-у дядей пенсионеров, моющих свои авто раз в месяц (в лучшем случае) и только в ручную…авто блестят гораздо больше чем авто из какого нить служебного парка (фордов затертых до мегаматового состояния по москве полно) хотя они и все свежих лет! и моются на бесконтактных мойках! длительные ожидания процесса мойки их не устраивают.
но есть нюанс! дяденьки пенсионеры не гоняют 200 по встречной! хотя их ведра имеют родную краску чутьли не 1970годов:)))
тут много факторов…
и сушка авто убитой замшей, засранной песком… один из них.
а где мокрые сиськи в завершение познания моечного дела? =)
И правда! Пропали!(
Спасибо за материал! Отлично и подробно! Жду проделжения, т.к. машинку мою преимущественно сам заколебавшист в посредственном качестве мытья на мойках.
Спасибо за комментарий!
Как только разгребу свой ком дел, так сразу составлю продолжение.
интересно и познавательно! респект!
Спасибо! Нужно развивать в нашем народном сознании правильный подход!
Интересный и познавательный материал.
Спасибо.
Философию правильной мойки-в массы!
Написано хорошо и понятно, пригодится многим.
У меня нет времени и самое главное места где я смог бы помыть машину поэтому езжу на автоматические мойки.Выбираю вид мойки, обычно беру мойку дисков, днища, и нанесение горячей ваксы, оплачиваю в кассе и заезжаю на конвеер.Чем её моют и какими средствами без понятия но результат отличный, машина выходит с конвеера чистой, блестящей и сухой.Грязь потом долго не прилипает, просто скатывается с кузова.Стоит это удовольствие по нашим меркам не дорого от 5 до 18 евро в зависимости от выбраной программы.
Полирую сам и всегда в ручную, полироль использую обычную — для защиты ЛКП и наведения глянца.Грязи большой у нас нет поэтому полирую 2-3 раза в год.
У вас и за щетками следят, и химию используют подходящую. Сам бы с удовольствием мыл в автоматической мойке, но нормальных в Москве не знаю.
Полезная информация. Мне про воск понравилось. Но есть вопрос. А как работает двухкомпонентная химия ? Ну так что бы понять весь механизм воздействия.
Если посмотреть на канистру с двухкомпонентной химией, то будет четко видна граница раздела двух компонентов. Например прозрачная и зеленая. Одного компонента(ПАВы) будет меньше. Перед использованием канистра пару раз переворачивается, происходит смешение компонентов-можно мыть. Такой состав дешевле, т.к. не требуется введения специальных связующих агентов.
Супер! Полезно и интересно!
Интересный материал! спасибо!
очень объемный и доступный материал… спасибо, познавательно. а конкретные марки средств специально не были указаны?
+1 )
пользуюсь Магваейсом, но интересно почитать свежую инфу и о других)
очень объемный и доступный материал… спасибо, познавательно. а конкретные марки средств специально не были указаны?
Вроде как за Ма-фру разговор.
Ма*Фра тут лишь в качестве примера новинки в разделе нанесения воска. Просто уж больно интересный продукт, не мог его не затронуть.