Вчера выпив пару литров пива потянуло меня на творчество… накатал большой текст про клайны :) Как говориться что у трезвого на уме, у пьяного на языке. Ну в моем случае на пальцах.
Изначально то хотел написать не только про клайны. В общем продолжу. В этот раз про инженерники.
Опять же подчеркиваю, что данная статья это всего лишь мои наблюдения, мысли и предназначена скорее всего для новичков.
немного теории про МК:
Что такое эбу ? Если вкрадце то там есть две основные штуки: микроконтроллер и внешняя память. Микроконтроллер по большому счету это калькулятор который что-то там считает и как "кукловод" дергает за ниточки. т.е. открыл форсунку, прыснул бенза, поморгал чеком :) .
Начальными данными для его вычислений являются показания с датчиков, а так же данные которые находятся в внешней памяти.
Про прошивку:
Данные в памяти эта та прошивка, которую мы заливаем в эбу. Обычно 64кб.
Ее тоже можно условно разделить на 3 части:
Первое это данные которые содержат служебные команды для МК, начальная инициализация и т.д. и т.п. Обычным людям это вообще фиолетово.
Второе это данные, т.е. сам алгоритм работы. Именно этим алгоритмом и отличаются разные серии прошивки. к примеру стандартные, trs, ls, es. Ну если быть честными то за основу всех несерийных прошивок были взяты именно серийные версии. Т.е. разработчик брал прошивку и чуть чуть менял алгоритм ее работы. Потом еще что-то менял. Таких разработчиков крайне мало, так как для этого нужно неплохо разбираться не только в машинах, но в железе эбу и в ассемблере + обладать другими специфическими качествами. Именно эти люди кто правит алгоритмы прошивок и являются теми "гуру" чиптюнинга. Не буду называть ники и имена, но думаю вы и так знаете. Тем более их можно всех сосчитать на пальцах одной руки. (максимум на двух)
Третье это данные, таблицы. Именно то, что настраивают 99% чиптюнеров.
Как можно править данные. в основном это делается в редакторах. например Chip Tuning Pro 3.21 (*примечание 1)
Кстати я рекомендую именно свою программу как редактор. :))) не скромно, но так. Сам лично CTP не юзаю, он у меня глючил на последнем компе.
Обычно процесс проходит так, человек катает логи, потом их анализирует и правит что-то в прошивке. Анализировать можно хоть в экселе, но если Вы действительно хотите разобраться в том, что накатали, то лучше взять что-нибудь типа EcuEdit. Именно в нем и смотрят свои логи люди которые хоть что-то понимают в настройке. Короче все к этой программе приходят рано или поздно.
Про инженерную плату
Далее у чиптюнеров возникла мысль — а нельзя ли менять эти данные "на лету"?! Т.е. чтобы во время езды на машине, машина самонастраивалась, улучшала свои характеристики путем изменения данных в прошивке.
Но тут возникла ситуация — стандартная флеш память, которая находится эбу и в которой лежит прошивка является сравнительно медленной памятью и не может перезаписываться "на лету", именно поэтому перепрошивка осуществляется как говорят "на столе" и сразу всю прошивку. Выход нашелся — SRAM.
МК С509 который стоит в Я7.2 и Я5.1 имеет возможность подключения внешней памяти которая называется SRAM. Эта очень быстрая память в плане перезаписи. В итоге была придумана так называемая инженерная плата на которой находится дополнительная память SRAM.
Естественно чтобы МК мог работать с этой доп. памятью пришлось менять часть прошивки.т.у часть которую я называл первой. Так появились инженерные прошивки. Инженерные прошивки отличаются тем, что после определенной команды по клинии они переключаются на режим работы с этой SRAM (*Примечание 2)
Я не знаю точно (это знают только гуру-разработчики), но предполагаю, что алгоритм работы инженерной прошивки такой. Изначально она включается и работает как обычная прошивка, но по команде по клинии происходит смена режима работы. МК начинает работать c SRAM. т.е. грубо говоря он как бы копирует данные таблиц из стандартной памяти в SRAM и дальше МК работает только с ней. Но мы же помним, что SRAM является энергозависимой памятью, именно поэтому после выключения зажигания все данные в SRAM обнулются.
Про производителей инженерных плат
Изначально был ПАК (программно-аппаратный комплекс фирмы SMS ) Online Tuner. Он состоял из софта и инженерного блока. далее софт был крякнут "умельцами", а блоки "умельцы" научились сами. Инженерные прошивки этого ПАКа разошлись по инету. Работа с этими прошивками осуществлялась по своему инженерному протоколу(его стали называть olt протокол v1) После этого события фирма SMS внедрила новую защиту в свой софт, что-то возможно поменяли в инженерной плате, изменили инженерные прошивки (в основом новый метод защиты и новый olt протокол v3).
Так что первым производителем инженерных блоков являются именно SMS. Но настоящим "самураям чиптюнинга" покупать ПАК SMS смысла нет никакого.
Вторым производителями инженерных плат стал форум Oktja.ru Судя по разным фотографиям их плат и инженерников, я сделал вывод, что их инженерники достаточно хорошего качества. Я не знаю продаются они сейчас или нет.
Третьимвариантом являются инженерные платы от команды TRS . Единственный минус(по моим наблюдениям) это сложный монтаж самой платы. Но сами платы на высоте.
Четвертым вариантом является производитель tkpiuk.ru Его платы отличаются хороших качеством и сравнительно простым монтажом для новичков-радиолюбителей, плюс по сравнению с конкурентами очень конкурентная цена.
Пятыйвариант это разные умельцы, барыги, перепродаваны.
Шестой вариант это сделать самому
Что выбрать ?
Я рекомендую tkpiuk.ru или trs или делать самому.
Почему не рекомендую первый вариант — дорого, работает только с их софтом, который в целом давно проиграл альтернативным(плюс как я слышал тех.поддержка там не на высоте.)
Про вторые, современные инженерники Окти ничего сказать не могу. Ни хорошего, ни плохого.
Так же я не рекомендую вариант номер 5. Появились в последние годы любители наживиться на этой теме. Покупая у них вы рискуете 1) переплатить 2) получить г…о. (я просто уже встречал у людей разные странные блоки и слушал как люди мучаются с ними)
Кто дружит с паяльником — Делайте инженерники сами. это не сложно для радиолюбителя, плату можно развести самому или взять готовые разводки. В сети их легко найти. Даже я в 2012 году написал две статьи на эту тему: Первая, Вторая
Вот собственно и все что я сегодня хотел сказать. Все написанное выше это лично мое мнение. Надеюсь оно будет кому-нибудь интересно.
Примечания:
1. Почему именно Chip Tuning Pro 3.21 . Потому что именно эта версия в свое время была "сломана" и разошлась в сети. Также разработчики новых прошивок научились делать карты для своих прошивок под эту версию.
2. Если Ваша онлайн программа выдает ошибку Switch to RAM или зависает после этой команды, то это значит что ваш инженерник не смог переключиться в инженерный режим. т.е. он может работать в обычно, но перейти в инженерный не может. Это или косяк инженерной платы или вы по глупости залили в инженерный блок обычную прошивку.
P.S. несмотря на то что сегодня я трезв, я опять "растекся мыслями" и не написал всего того, что хотел. чувствую придется писать третью статью…
Комментарии 71
Здравствуйте)) Я тут поселился в Ваших статьях, уж до боли интересно почитать их))
И у меня пару вопросов.
Есть ли у Вас инженерные прошивки?
И делаете ли Вы инженерные блоки?))
Я бы был не против посотрудничать
Нет. инженерных прошивок я не делал. не хватает для этого знаний.
инженерные блоки делал только себе и друзьям и было это очень очень давно. на коммерческой основе делать не планирую, так как из личного опыта знаю, что для нормальной установки платы нужно иметь опыт пайки и понимания процесса. К сожалению не все люди это умеют, но все люди умеют выносить мозг разными вопросами. Именно поэтому от продажи инженерных плат я отказался еще очень давно.
Я Вас понял)) Спасибо большое за очередной ответ, возможно на глупые вопросы новичка)) Вообще не шарю) Но читать нравится)
Техпотдержка у них желает лутшего а инженерник нужен тем более хост спортивный софт имеется, на 5 тый хочу ТRS приобрести
Возможно ли найти инженерную плату для смс софта далас жив но плата сломалась ?
я смс блоки в руках не держал, но мне кажется что любая инженерная подойдет
Здравствуйте!вопрос мучает как инженерная платка устанавливается на ЭБУ через РLCC панельки?как я понял на эбу есть микросхема на него одевается сверху или она отпаивается и паяется ?
в данной реализации она надевается сверху. справа на зеленой плате эбу даже видно микросхему флеш памяти на которую все это одевается.
схема с одной стороны хороша для новичков, так как не нужно выпаивать флешку на эбу, но с другой стороны она гемморна из-за не всегда хорошего контакта на панельки.
У меня разные инженерники были, но самый любимый это с инженерной платой team-rs . там все зафиксировано.
P.S. прикольно, но в тоже время ужасно смотреть на свои старые платы, на которых я учился пайке :)
Спасибо за ваш труд!если не было ваших записей нам новичкам это система была бы тёмным лесом )а ваши записи словно фонарик)!просто у меня есть такая панелька вот тоже хочу вот так как на этой фотке сделать.
Удачи :)
P.S. можно на "ты"
Ок)
Доброго времени суток, прошу в меня карданами не бросаться, в этом деле новичок! В общем проблема такая, в инженерный блок залил инженерную прошивку, залил карты, короче на снятом блоке с машине все работает и в онлайн выходит и диагностируется, как только ставлю блок на машину, то через диагностическую колодку блок диагностируется, а опен олт говорит, что онлайн, но не откатывает. И онлайн чип тюнинг не видит ЭБУ, атомик тюн тоже не видит
советую на работающем моторе проверить моей программой.
www.drive2.ru/b/2432871/
вначале подключиться, потом нажать проверка инженерника, потом быстрый тест. потом сделать скриншот и выложить сюда.
P.S. Опенолт помойму вроде только j7es катает.
трабл с атомиктюном. не нашел в интернете ничего по моей проблеме, может будут у тебя какие то мысли. прошивка j7esa последней версии, инженерный блок, дад+дтв. при попытке открыть прошивку в таблицах полная каша. почитал нашел инфу что перед открытие после редактирования прошивку нужно распаковать. распаковал, помогло частично, таблицы на 95% встали на место но тут либо все правильно либо ничего не работает как в моем случае, режимная точка хаотично прыгает ничего разумеется не откатывается. прошивка естественно та же что в блоке и отредактирована/сохранена правильной картой. может быть связано с тем что прошивка ram?
Такие вещи лучше на форуме спрашивать и показывать прошивку. Так на вскидку и без прошивки и карты и скриншотах ничего сказать не могу. Можешь в личку прислать.
Atomic-dm
Такие вещи лучше на форуме спрашивать и показывать прошивку. Так на вскидку и без прошивки и карты и скриншотах ничего сказать не могу. Можешь в личку прислать.
Atomic-dm
Такие вещи лучше на форуме спрашивать и показывать прошивку. Так на вскидку и без прошивки и карты и скриншотах ничего сказать не могу. Можешь в личку прислать.
Atomic-dm
Такие вещи лучше на форуме спрашивать и показывать прошивку. Так на вскидку и без прошивки и карты и скриншотах ничего сказать не могу. Можешь в личку прислать.
А вот эта программа видит, но не пишет логи
Atomic-dm
Такие вещи лучше на форуме спрашивать и показывать прошивку. Так на вскидку и без прошивки и карты и скриншотах ничего сказать не могу. Можешь в личку прислать.
Пардон, что коментарием немного промахнулся! А на снятом блоке все работает и в онлайн выходит во все приведенные ниже программы!
если на снятом работает, а на машине нет. Причем судя по скринам не работает вообще никак. т.е. клайн. физически нет контакта. т.е. может на линии уже есть что-то типа Бортового компа или просто банально провод порвался. или иммо отсутствует, а перемычки нет.
Иммо есть, эпром чищенный
физически сигнала нет. проверяй разъем… всего три контакта ведь. плюс, минус и клайн. :)
а чего тогда диагностируется?
чем диагностируется ?
по скринам программа вообще подключиться не может. даже в обычном режиме.
опен диаг фри
таймауты какие там ? что за клайн ?
попробуй какой-нибудь другой программой.
ну связь переодически прерывалась, клайн адаптер имеешь ввиду? OBD2 VAG COM 409.1 .
А какую например прогу посоветуешь? Комбилодырем выйти на диагностику?
я в качестве альтернативы всегда использую старую программу icd
вообще моя программа Atomic Tune Online может работать и в обычном режиме. плюс там можно таймауты сделать больше.
советую с этого и начать.
спасибо! буду пробовать!
Atomic-dm
я в качестве альтернативы всегда использую старую программу icd
вообще моя программа Atomic Tune Online может работать и в обычном режиме. плюс там можно таймауты сделать больше.
советую с этого и начать.
Привет. В общем в комбилодыре тоже выходит на диагностику а экучек пишет вот что
не знаю что ответить.
Я и сам не знаю что и делать
такой вопрос, не нашел сколько не искал на форумах внятного ответа про разницу прошивок с расширением bin и bir. у меня в инженерник залита бин еска, подключается и редактируется через опенолт по началу нормально но после пары тройки операций связь рвется и обратно не выходит "нет ответа start communication" пока не очистишь блок и заново не зашьешь. может это из за того что прошивка не бир или возможны какие то другие причины?
какие то другие причины. скорее всего просто контакт kline плохой, вот и отваливается адаптер. может сам адаптер. может еще что-нибудь.
ну то есть и на бин прошивке должно все нормально работать?
ЭБУ в целом пофиг bin, bir и т.д. фаил сам в двоичном формате.
кто то написал на форуме кусок информации якобы бир отличается содержанием каких то более быстрых протоколов и типа лучше работает. насколько это близко к правде?
понятия не имею. исторически так было что были обычные прошивки bin, а были инженерные bir
думаю расширение у них чисто чтобы не путать. Как я и говорил загрузчикам пофиг на расширение, они записвают прошивку.
окей. благодарю за уделенное время)
Чет сложно все, абит надо брать.
а с абитом все будет легко и просто ? :)))))
пока что я видел только как люди выкидывают их и ставят январи.
Там просто один блок один софт))) Выкидывают наверное потому что онлайна нет))))
Рекомендуешь говнище с проводами и 155ла3 которое даже по схемотехнике лишь пародия на настоящий инженерный блок?! Ну я не удивлен например.
А софты то ваши куда ушли скажи ка мне? это же жалкая копия СМС — который сам жалкая копия 1-х версий матрицы (с теми же алгоритмами).
Между тем все же у СМС — хороший законченный продукт. Хоть и много соплей из проводов и говноПО. Но хотя бы их платы не выглядят как поделия криворуких пионеров где то в подвале по лазерно-утюжным технологиям где сэкономлено на всем. Но ты их не рекомендуешь — не так ли?
имея неограниченное количество денег или имея огромное желания сделать это своей работой или смыслом жизни, тогда я считаю что купить нужно по возможности все. и СМС, и твой ПАК и Фроста. Хотя бы для того, чтобы быть в теме и держать под рукой актуальные прошивки с актуальными алгоритмами.
Но если брать нишу новичков, то им это все просто не нужно. Не все хотят быть профи, не все ими и будут. Далеко не у всех турбовые корчи и не все участвуют в соревнованиях. Некоторым просто хочется попробовать. Вот именно эту нишу и занимает мой софт.
Также примерно и с инженерниками. У меня основной это инженерник купленный новым у Штепа, помойму 2010-11г. Хотя по приколу сделал себе и собственные + есть на плате tkpiuk'а
Макси, читаю твои посты на разных форумах где-то с 2004-2005г.(начиная с дистиллятора истины алента) и поэтому сразу говорю — вступать в жаркий спор на эти темы смысла не вижу никакого. Ты естественно профессиональнее в этом плане. Плюс и не понимаю зачем тебе это нужно?
Профессионал может купить все ПЯТЬ раз — просто чтоб было для коллекции! (у меня например есть все)…
А новичкам это не нужно, от слова вообще, как не нужен скальпель для вырезания аппендицита и учебник по хирургии для медвузов.
Спасибо за интересный технический и исторический обзор:)))
ecuedit поискал, выдаёт про митсубиси субару настройку, каким образом я рано или поздно должен прийти к этой проге, если она не поймёт логи м73.
я не знаю какой программой ты пишешь логи, поэтому трудно сказать. но все известные мне программы для откатки в онлайне или для записи логов, нормально работают с ecuedit
Есть такой, может нужен кому…))
год назад брал платку у tkpiuk.ru, очень доволен, осталось софт лицензионный у тебя купить, давно хочу, но всё нет ни времени ни средств.
ну как соберешься, обращайся к tkpiuk. я не люблю через себя проводить коммерческие вопросы. мне и техподдержики хватает.
да-да, конечно, я в курсе у кого заказывать
переход в режим "онлайн" проходит записью из компа в sram части прошивки. прошивка же в самом блоке меняет адресное пространство (начинает обращаться в sram) именно по этому требуют заливать изначально и в процессе работы одинаковую прошивку. скорости работы sram хватает, чтоб записывать в себя быстро много информации.
а у sms поддержка отсутствует как таковая… у знакомого давно официально купленный полный комплект инженерника, ответы на некоторые вопросы досихпор ждем…
1. не совсем так. если бы комп что-то такое записывал, я бы точно это знал :))))) не стоит забывать что я софтину свою написал. Возможно в этот момент идет из флеш запись в sram, но это знают только разработчики. я в ассемблере не силен.
2. можно иметь в блоке одну прошивку, а в программе другую. и все будет работать. просто результаты будут кривые. Другое дело что разработчики сделали такую защиту. "защита от дурака" сделана исключительно для того чтобы разработчиком на дурацкие вопросы меньше отвечать.
может и я в чем то не прав, НО. личное наблюдение, банальный пример. в блоке прошивка с ХХ 900 об, заливается в онлайн поправленая с хх 1000… после загрузки обороты вырастают до 1000.
другой пример был, в блоке калибровки на которых мотор туго заводится, подключаем в онлайн, заливается прошивка правленая, мотор нормально заводится…
з.ы. одинаковые прошивки в плане версии. если в блоке j7es 6, то и загружаться должна именно j7es6… а не trs или ls…
то есть калибровки должны находится по одинаковым адресам.
отвечу начиная с последнего.
практически во всех софтах сделано так чтобы нельзя было загрузить разные прошивки. сделали это разработчики, потому что хрен знает что случится если правятся будут не те адреса что надо.
что касается заливки. К примеру в моих первых версиях софта можно было вообще прошивку не заливать и спокойненько катать бцн и пцн, т.е. это я к тому, что если переключиться в SRAM режим то кататься все будет и так без заливки с ПК.
Другое дело что это неудобно (так как откатываться будет именно то что залито в память эбу ) и поэтому проще один раз записать в флеш болванку(в которой поправка к примеру везде 1), но при каждой последующей откатки грузить через софт в инженерник уже частично откатанную прошивку(с откатанными данными).
сделано это только для того чтобы постоянно комбиком не перезаписывать прошивку заного.
может немного сумбурно объяснил, но если непонятно, то поясню.
Надо спрашивать у авторов прошивок… Как процесс происходит)) а может и 2 варианта… Копия с флешки и калибровки с компа…
Поверь мне, все что с компа летит я и так знаю. с компа ничего неизвестного для разработчику ПК софта прилететь не может.
В онлайне я пользовался ртюнером (м73s) и sms онлайн… Атомик онлайн к сожалению только оффлайн))
M73s вообще по другому принципу работает. на M73 sram нет, там всем рулит проц. :) Скептик конечно молодец. Много кто до него говорил про то чтобы сделать М73 инженерным, но только он взял и сделал.
DjFoXX
Надо спрашивать у авторов прошивок… Как процесс происходит)) а может и 2 варианта… Копия с флешки и калибровки с компа…
на самом деле этот некий спор или лучше сказать "диалог" напоминает мне как один раз в контакте в одной из групп я спорил с человеком касательно функционала моей программы Atomic Tune Online … спорил с ним, спорил, а потом он сказал что я чайник, лох и вообще не разбираюсь в теме и не знаю как работает эта программа. :)))))
Думал что в статье будет упомянут многим известный Maxi (RPD), который написал и сделал тоже свой ПАК Матрица и написал кучу статей по настройке Января для работы с моторами от 3 до 12 цилиндров.
Вот сайт для справки: rotorman.dtt-motorsport.ru/j5-sport/index.html
речь то шла про инженерники в целом. Ну а Maxi и так думаю все знают.
тем более он один из тех гуру про которые я говорил в статье.
P.S. Фрост и Штеп тоже если че.
P.P.S. а также разработчики j7es и j73s
JoeyLJ
Думал что в статье будет упомянут многим известный Maxi (RPD), который написал и сделал тоже свой ПАК Матрица и написал кучу статей по настройке Января для работы с моторами от 3 до 12 цилиндров.
Вот сайт для справки: rotorman.dtt-motorsport.ru/j5-sport/index.html
От 2-х цилиндров))
Да да, как я мог забыть… )
JoeyLJ
Думал что в статье будет упомянут многим известный Maxi (RPD), который написал и сделал тоже свой ПАК Матрица и написал кучу статей по настройке Января для работы с моторами от 3 до 12 цилиндров.
Вот сайт для справки: rotorman.dtt-motorsport.ru/j5-sport/index.html
как же не упамянул то: второй вариант инженерника(октя, в последствие кар-сиди ) как раз и есть его творения и товарища Летчика…
именно из за его тех поддержки(Летчика), вернее ее отсутствия, я и отказался от покупки матрицы
но это так, вам для справки))))
за упоминание работы с ЧТП 3,21 на форуме чиптюнера можно получить бан — Алексей Михеенков сразу назовет Вас вором и спросит — а в детстве Вас не учили — что воровать — это плохо?)))
Фишка в том, что любой софт ломают. Это было, есть и будет. С точки зрения пользователя софта мне кажется важен не только софт, но и техподдержка. Если софт сломан, то ни о какой тех поддержке речи и быть не может.
С точки зрения разработчика — если твой софт сломали то это "звоночек" и говорит он о двух вещах 1- что твоим софтом пользуются 2 -что надо улучшать защиту.
Что касается форума чиптюнера — я не парюсь и бываю там крайне редко по двум причинам . 1 там не очень много людей чье мнение или знания мне интересны. 2 там очень сильно "пахнет" коммерцией. я бы даже сказал — воняет. Я тоже люблю деньги и честно скажу занимаюсь программой в последние годы только потому что она продается. Но одно дело любить деньги, а совсем другое пытаться делать деньги на всем и всех.
И еще одно. Если А.Михеенков мне скажет, что Автел и Ителма(или какие то "заитнересованные люди") не сливают ему единолично свою инфу о новых блоках и тем самым монополизируют этот рынок и что всю наработку по новым блокам они получают благодаря своему уму и трудолюбию, вот тогда я больше никогда не буду упоминать его программы.
И еще — я никогда и никому не давал крякнутые программы. максимум что я могу это указать на форум или ресурс где я их видел. Именно поэтому, те люди которые со мной безвозмездно делились разным софтом или прошивками или наработками всегда были уверены что это никогда нигде не всплывет. А я их брал исключительно для того чтобы разобраться в вопросе и улучшить свою программу. Короче совесть меня не мучает, я живу честно.
Redline123
за упоминание работы с ЧТП 3,21 на форуме чиптюнера можно получить бан — Алексей Михеенков сразу назовет Вас вором и спросит — а в детстве Вас не учили — что воровать — это плохо?)))
если бы его самого в детсте били по рукам и ставили в угол за ЖАДНОСТЬ- то и у нас сейчас не возникало бы проблем с воровством его программ.
те цены, которые он придумывает многим в стращном сне не приснились бы.
и поверь, его уже где то ждет котел с кипящей смолой)
да, цены конечно)
и всегда отговорка — это или то окупается за столько-то машин, а если у Вас не окупается — значит занимаетесь не тем делом)
другие случаи просто не рассматриваются — готовьте деньги — и весь ответ.