
«Isotta — Fraschini» («Изотта — Фраскини») — итальянская фирма по выпуску легковых автомобилей.
История марки Isotta-Fraschini
В 1899 году в Милане Чезаре Изотта (Cesare Isotta), Винченцо Фраскини (Vincenzo Fraschini) и два его двоюродных брата Антонио (Antonio Fraschini) и Оресте (Oreste Fraschini) образовали компанию «Societa Milanese d'Automobili Isotta Fraschini & Сiа» по импорту французских автомобилей «Renault», «De Dion-Bouton» и «Aster». Чуть позже компания занялась сборкой импортных автомобилей. Первыми собирались автомобили «Renault».
Isotta-Fraschini Runabout, 1902 годДва года спустя молодая компания смогла начать собственное производство автомобилей. Первый автомобиль увидел свет в 1903 году. Конструктором его был Джузеппе Стефанини (Giuseppe Stefanini). Автомобиль был оснащён 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 лошадиных сил.
В 1905 году на работу помощником конструктора пригласили Джустино Каттанео (Giustino Cattaneo), который вскоре превзошёл своего руководителя. Каттанео внёс решающий вклад в конструкцию гоночных автомобилей. Первой совместной работой был гоночный автомобиль «Isotta-Fraschini Tipo D» с огромным объёмом двигателя 17230 куб. см с верхним распределительным валом.
История марки Isotta-FraschiniАвтомобиль развивал мощность до 120 л.с. Новый автомобиль представлял собой базовую модель для целой серии спортивных автомобилей Tipo. В 1905 году «Isotta-Fraschini Tipo D» принял участие в гонке «Кубок Флорио», а в 1908 управляемый известным гонщиком Винченцо Трукко (Vincenzo Trucco) выиграл «Тарга Флорио». Механиком автомобиля был Альфьери Мазерати (Alfieri Maserati), один из самых опытных водителей-испытателей. В восьми часовой гонке автомобиль показал среднюю скорость 56,96 км/час.
В 1906 году компания «Isotta-Fraschini» считалась вторым производителем автомобилей в Италии, производя до 300 машин в год, но до лидера им было далеко, «FIAT» продавал более 1800 машин в год.
В 1907 году «Isotta-Fraschini» заключила договор о сотрудничестве с французской фирмой «Лоррэн-Дитрих» («Lorraine-Dietrich»). Кузова и некоторые детали стали изготавливать во Франции на заводах «Lorraine-Dietrich». Но через два года союз был разорван, и «Isotta-Fraschini» вернула себе полную независимость.
В 1908 году компания выпустила автомобиль модели «FE» с моноблочным двигателем объёмом 1207 куб. см с верхним распредвалом. Автомобиль удачно выступил в гонке на Большой приз города Дьеппа. Позже на базе этой модели была создана «FENC» с двигателем 1327 куб. см.
В 1910 году Джустино Каттанео получил патент на техническое решение переднего моста и тормозной системы. Благодаря этому компания «Isotta-Fraschini» стала первой в мире оснащать свои серийные автомобили тормозной системой всех четырёх колёс.
Перед Первой мировой войной «Isotta-Fraschini» в основном выпускала автомобили с четырёхцилиндровыми двигателями до 11305 «кубиков». В 1911 году выпустили спортивную модель «КМ» с двигателем в 140 лошадиных сил, с верхним распределительным валом и 4 клапанами на каждый цилиндр.
Isotta-Fraschini-1907-годВо время войны компания «Изотта-Фраскини» получила государственный заказ на изготовление армейских машин и авиационных и судовых двигателей, благодаря чему к 1919 году финансовое состояние компании значительно улучшилось. Учредители решили, чем делать много различных автомобилей, лучше построить один, но такой, чтобы потеснились британский «Rolls-Royce» и испано-французская «Hispano-Suiza».
В 1919 году фирма, используя опыт при создании качественных авиационных двигателей, выпустила серийный автомобиль, сконструированный во время войны Джустино Каттанео, с первым в мире рядным восьмицилиндровым двигателем и тормозами на всех колёсах. Рабочий объём двигателя 5902 куб.см. Фирма планировала экспансию на рынок США, поэтому автомобиль «Isotta Fraschini Tipo 8» во многом следовал американским вкусам.
Итальянскую новинку заметили, автомобиль имел большой успех, и фирма открыла свои представительства в Америке, Бразилии, Аргентине, Франции, Англии, Швейцарии и Бельгии. Но Джустино Каттанео считал, что автомобиль необходимо ещё улучшать. И в 1925 году на Лондонском автосалоне был выставлен автомобиль с новым индексом «8А» с усовершенствованным двигателем объёмом 7300 куб. см повышенной мощности (в «нормальном» варианте – 110 л. с., в «скоростном» — 120 л. с.). Автомобиль со «скоростным» двигателем «8ASS» достигал скорости в 167 км/час.
Isotta-Fraschini Tipo 8A Convertible SedanЭти показатели были нормальными в то время для гоночных автомобилей, но для большого (с колёсной базой 3700 мм) и роскошного автомобиля, каким был «Isotta Fraschini Tipo 8A» это были выдающиеся показатели. Через два года компания выпускает низкорамные спортивные варианты «Типо Спинто» и «Супер Спинто» — скоростные, с укороченной колёсной базой, улучшенной подвеской и двигателями «Типо-8А5» и «Типо-SASS» мощностью 130 — 135 лошадиных сил. Фирма в первую очередь отдавала приоритет ездовым и динамическим качествам автомобиля. Каждое выпускаемое шасси проверялось самым тщательным образом, регулировалось и настраивалось на максимальную комфортабельность и плавность езды.
Isotta-Fraschini Tipo 8A Convertible SedanДвигатель автомобиля был тщательно продуман. Картер отливался из алюминиевого сплава, а блок цилиндров и головка — из чугуна. Коленчатый вал вращался в десяти коренных подшипниках. Верхние клапаны приводились в действие через систему штанг и толкателей от распределительного вала, расположенного в картере. Кованые шатуны, поршни из алюминиевого сплава, смазка под полным давлением, два карбюратора, каждый из которых готовил рабочую смесь только для четырёх цилиндров, многодисковое сцепление и трёхступенчатая коробка передач — эти автомобили стали очень популярны в богемной среде.
«Изотту-Фраскини» полюбили за комфорт и особый шарм, присущий этой марке. Несмотря на то, что стоимость автомобиля была очень высока. В то время как американские дорогие автомобили стоили не более 7 тысяч долларов, только шасси «Isotta-Fraschini» обходились покупателю в 6500, а кузов, заказанный в ателье «S.А.L.А.», «Castagna», «Farina», «Touring» или «Fleetwood» стоил ещё тысяч пять — шесть.
Владельцами автомобилей знаменитой итальянской марки были шах Ирана, король Румынии, монарх Эфиопии и король Италии Умберто, княжеский дом Гримальди, писатель Габриеле Д’Аннунцио. Даже в гараже главы Ватикана Пия XI «Isotta-Fraschini» занимала почётное место.
Рынок США заинтересовался итальянскими автомобилями ещё в 1907 году, постепенно «Изотта-Фраскини» стали за океаном вторыми по популярности среди иностранных автомобилей после «Роллс-Ройс». С 1919 года по 1932 фирма продала в США 450 автомобилей.
На «Isotta-Fraschini» ездили звезда бокса Джек Демпси (Jack Dempsey), газетный магнат Уильям Рандольф Херст (William Randolph Hearst) и многие голливудские звёзды.













