Немецкий автобан давно стал в России синонимом качественной, надёжной и скоростной дороги. И ведь понятно, на кого нужно равняться, но всё равно так строить не хотят. Хотя могут.
В результате, в России каждый год перекладывают асфальт, а в Европе такой же участок служит без ремонта от 30 до 50 лет.
Недавно я ездил в Германию и своими глазами видел, как ремонтируют федеральную трассу. Знаете, в чём секрет?
В переводе с немецкого “автобан” — это всего лишь “дорога для автомобилей”. В то же время, это и система шоссе, опутывающих всю страну. Они действительно надёжные и безопасные, факт. У нас с ними огромная разница как в подходе, так и в технологиях строительства. Если говорить о хайвеях, то есть скоростных трассах, то на Западе их всё чаще делают не из асфальта, а из цементобетона. Тут самое время ухмыльнуться и вспомнить российские “бетонки” из сложенных рядом плит. Но они не имеют ничего общего, хотя и наши старые военные дороги порой лучше положенного на лужи асфальта.
А теперь давайте посмотрим, как строят знаменитые автобаны на примере участка трассы А5 в районе Баден-Бадена.

Но любое покрытие со временем требует замены. Здесь подошли основательно: никакого “ямочного" ремонта. Перекрыли часть магистрали, свели потоки (не забыв про разделительный бордюр даже при временной схеме движения!), аккуратно и понятно всё огородили столбиками, нанесли временную разметку. Умиляет, как немцы отмечают временно закрытый съезд на трассу на дорожном указателе.

Капитальный ремонт дороги, по сути, означает построить её заново. Я увидел работы на стадии, когда уже закончили укрепление грунта и подготовили основание для укладки. Бригада рабочих трудится по 12 часов, начиная с 5 утра. За день они проходят от 700 до 1000 метров.
Рассказать о технологии укладки такой дороги можно в нескольких предложениях. Само собой — поверхностно, без подробностей и производственных секретов. Но вы процессе нет ничего фантастического, невероятного или такого, что было бы не под силу применить в России.
Типичный автобан в Германии можно представить в виде “бутерброда”, который состоит из морозостойкого слоя основания, щебеночно-песчаного основания 25 см, укреплённого цементом, покрытия из цементобетона толщиной 27 см. Сверху “соус” по вкусу заказчика — финишная обработка, например, слой бетона с обнажённым заполнителем (по-немецки waschbeton) или алмазная фрезеровка поверхности.

Как этот сэндвич готовят? На подготовленном и укатанном основании расстилают текстильную подложку, слой геотекстиля. Она служит для разделения слоёв дорожной одежды и выполняет также
дренирующую функцию, и по такому “ковру” спокойно ездят самосвалы с бетонной смесью.

Самосвалы привозят материалы, цементобетонную смесь двух сортов (для верхнего и нижнего слоя покрытия) с расположенного поблизости мобильного завода.

Перед началом укладки первого слоя подложку поливают водой.

Привезённую “горку"материала разравнивают по ширине дорожного полотна. Всё делает дорожная техника, человек только контролирует процесс.

Образцы материалов для основания, "нижней булки сэндвича”.

Так весь участок трассы выглядит сверху: три жёлтые машины ползут, как гусеницы, друг за другом.
Первая нужна для устройства нижнего слоя покрытия, вторая для устройства верхнего слоя. Третья наносит защитное плёнкообразующеее средство и придаёт готовую форму и текстуру.

“Рельсами” же служит водоотводная система, устроенная по центру дороги. Натянутая параллельно дороге струна работает направляющей.

В процессе укладки дороги участвует небольшое количество рабочих: ручной труд здесь практически не требуется, на объекте заняты не больше 15 человек. На этой фотографии они как раз закончили штыревое армирование, закладку дюбелей в поперечные швы.

Продольные швы также укрепляются анкерами (фотографии, к сожалению, нет). Дюбели фиксируют положение плит в вертикальной плоскости и распределяют нагрузку между соседними плитами. Анкеры не дают разойтись или сдвинуться плитам вдоль продольных швов.

По схожей же технологии в мире сейчас строят взлётно-посадочные полосы аэропортов, в том числе новую ВПП в “Домодедово” и в самарском “Курумоч”. Кстати, в России тоже есть современные цементобетонные трассы, но их ничтожно мало, всего 2%, и то лишь отдельные участки дороги. Например, бетонную дорогу проложили к Дальневосточному Федеральному университету на острове Русский к прошедшему в прошлом году саммиту глав стран АТЭС.
Сколько стоит такая дорога? По словам представителя подрядчика, весь проект по ремонту 10-километрового участка трассы (три полосы плюс обочина) обошёлся в 20 миллионов евро. То есть, 1 км = 2 млн евро. В России, в среднем 1 км ремонта федеральной трассы стоит 850 тысяч евро (данные марта 2017 года), при том что сами дороги у нас уже.
Но при этом, нормативный срок службы бетонного шоссе 30 лет (по факту больше), а асфальтированного — 13-15 лет (по факту меньше). В Европе же, благодаря технологиям, начальная стоимость строительства дорожного бетонного полотна почти сравнялась с расходами на укладку “классического” асфальта, потому там всё чаще строят из цементобетона — считают свои деньги на годы вперёд.

Идеально гладкое покрытие ложится, словно масло на хлеб. Но больше всего на стройке меня впечатлили не инновации, а люди. Машины оставили им не так много тяжёлой работы, контролировать и проверять. Но видели бы вы, с какой любовью и практически нежностью (по отношению к дороге) эти суровые рабочие мужики делают своё дело. Ни одного небрежного движения, ни намёка на халтуру. Они строят дорогу для себя и своих детей, для своей страны. Им потом по ней передвигаться, зачем делать плохо? Но здесь я не открыл "Америку", немцы известны таким отношением к делу.

Красиво, правда? Наверное, читатель уже заподозрил неладное и готов писать комментарий, что в Германии и зима не зима, и грунты другие, в России даже асфальт не приживается, отторгает его земля, не то что бетон новомодный! А вот и нет, цементобетон может и лучше приживётся, если не халтурить и не воровать. Один из плюсов технологии — отсутствие деформаций при изменениях температуры и сакральных “переходах через ноль”. В Америке, где в южных штатах бывает очень жарко, а в северных очень холодно, это тоже давно поняли, поэтому там 60% всех дорог страны как раз с таким покрытием. Так что привет любителям сказок про суровый климат.

Ещё одна байка, уже про бетонные дороги, что они очень шумные. Это устаревшая информация, так как современные способы строительства позволили полностью приблизиться по уровню шума к асфальтовому покрытия. А вот в плане экологии и безопасности такая технология намного лучше: асфальт делают из нефти, бетон — из известняка. Он не выделяет токсичные газы при нагревании и подходит для вторичной переработки. Ещё, бетон отражает в три раза больше света, и водить ночью будет комфортнее.

Чтобы быть объективным, есть и недостатки. Например, после прохода асфальтоукладчика, дорога готова уже через 8 часов, а бетон обретает полную прочность лишь спустя несколько дней. А если основание пришло в негодность, нужно менять целую плиту, “ямочным” ремонтом не отделаешься. В то же время, шанс, что дорога получит повреждения, значительно меньше: покрытие распределяет нагрузку на более широкую площадь, грузовики меньше “убивают” дорогу и не создают колейность.
Когда ремонт закончится, на разделительной полосе не забудут посадить газон.

Следующий этап — нарезка деформационных швов. Это делают сразу после финишной обработки уложенного покрытия.

Швы прорезают для того, чтобы избежать растрескивание стяжки, которое как раз и может вызвать разрушение дороги. Швы герметизируют при помощи резиновых уплотнителей.

Позже нанесут разметку, светоотражающие и специальные шумовые полосы на границе с обочиной. Только после этого откроют движение для автомобилей. Которые смогут безопасно ездить по этой трассе даже на высоких скоростях. Примерно 50% немецких дорог имеют лишь рекомендованный скоростной лимит.


Комментарии 62
Да в любом случае климат играет роль. Нет в Германии перепадов от -35 до +35, там нет таких морозов, температура зимой намного выше.
Вороватые чиновники, распил средств, все это конечно известная беда России. Но не меньше зависит от человека на месте . У нас дорожные рабочие просто рукожопы. Да нет денег или сказать не дошли до перекладки участка, делают ямочный ремонт, но и тут сука беда, они даже эту дату не в состоянии положить в ровень с асфальтом . Либо опять яма либо бугор.
Китайцы строят дороги на бетонном основании около 30 тыс. км. в год со сроком службы 25-30 лет.
В России один только участок "горьковской трассы" Ковров-Москва протяженностью менее 300 километров строят и перестраивают, латают, перестилают — круглый год в течении последних 25 лет.
Зато выгодно. Китайцы не понимают, сколько куиллиардов денег можно пилить и отмывать, рамазывая асфальт как коровье дерьмо по проселку)))
А у нас это знает любой тунгусский егерь. Сергей Бордюрыч столько же куиллиардов зароет на перекладывании плитки и бордюров в столице.
Как говаривал Задорнов про иностранцев — "Ну тупые…"
Не шарят, как зарабатывать))
Примитивщина, этой зимой неделю в Германии минуса стояли, и чё ? Все дороги покрылись ямами и трещинами
Кстати в Калининградской области сделали Приморское полу кольцо Калининград — Зеленоградск — Светлогорск.

Ремонтируют и ямочным методом. Но возможно климат играет роль.
"никакого “ямочного" ремонта."
ямочного ремонта там дофига и больше
Ехал два года назад в Венецию на машине, через Польшу, Чехия, Австрия, Словения, Италия.
— Австрия.
— Словения.
— тоже Словения.
В Польше полным ходом строительство дорог. А вот в остальных странах дороги шикарные по качеству, причём ремонт небольших участков был только возле Любляны и в Италии за Триестом.
самое важное это соблюдение технологий . у нас же эти соблюдения и технологии вызывают непомерное удорожание .в итоге упрощение и удешевление, кароч как всегда .
Южным странам полегче. Температура минусовая (-15 и ниже) редко бывает.
Согласен, но вот финны и шведы тоже могут похвастаться дорогой, в Швеции климат холодный
Все очень просто, так один раз своруешь, а так каждые пару лет воруешь и все, все никак не нахапуются
а еще у них асфальт воду впитывает, в дождь луж нет, просачивается все куда то…
Ну ручного труда там вполне хватает.я год там проработал и лопатой и отбойниками. Хуже всего что в Германии всегда дождь (запад) и ты должен мокрый работать. В общем болел я там часто. Там хороший плюс что зарплата нормальная, 15 евро в час, 40 часов в неделю…
на эти деньги в России можно хорошо жить, а в Гермашке чуть лучше бомжа
Эт ты так говоришь от незнания материала темы. У меня кореш живёт в Германии, не работает и работать не собирается. Получает пособие около 800 евро и живёт себе припеваючи. Да, не жирует, но ни в чём себе не отказывает. Жрачка дешёвая, если знать где покупать. По шмоткам тоже — то распродажи, то скидки сезонные. Немцы частенько выставляют на улицу совершенно новые вещи, или б/у в о/с. Он себе скутер таким образом заимел и оделся с ног до головы.))) Велики, ролики, лыжи и прочий спорт инвентарь тоже за копейки или вообще за так. Главное — морду попроще сделать и не изображать из себя жителя великой державы.))) А на 2500 евро в месяц там можно вообще шикарно устроиться и тачанку неплохую у бюргеров сторговать.
Поражает толщина покрытия.
Автор не все расказал, под годромембраной на которую заливают асфальтобетон почти 2—х метровое основание их укатанного бута, крупного и мелкого граниного щебня формирующего собственно основу дороги а уже на него асфальтобетон толщиной до 40 см. И кстати так же строят дороги и в Австрии и Венгрии.
Ну совсем они в своей гейропе с ума сошли ! На 50 лет лишить себя прибыли. Да и ващпе тогда придётся губернатору вместо тлк200 порш купить. Не, не по расеянски это! Не правильно. Только взятка, только водка (с).
30 -40 лет назад Симферопольское шоссе строили именно по такой бетонной технологии … с развалом Союза бросили около Тулы
сейчас всю в асфальт переделали
Участок от Харькова до Днепропетровска на Е 105-не оно же?
upload.wikimedia.org/wiki…ive-Dnipropetrovs%27k.jpg
По виду тоже самое
И обозначение Е 105.поганы москали строили и НЕдостроили!
Это всё в идеале. Да есть не плохие участки. Но например А45 между Гиссенем и Дортмундом постоянно в ремонте минимум в 3 местах. Например во Франции или Швейцарии не в дел такого. В Польше также нравятся автобаны. А в Германии в населенных пунктах дорога местами похуже чем в России. Например Белгородской области (прошлым летом гонял там) грех жаловаться на дороги, там не плохо всё делается.
Дороги может и ничего кое-где, а вот с сервисом автомобилей прямо беда.
Ездил по этим автобанам. И колея на них бывает такая, что на Вольво на 150-ти ехать страшно, так мотает по полосе, и заплаты.
Не знаю как сейчас, а раньше участков с голым бетоном на них почти не было. Поверху все равно асфальт лежал.
А в Голландии один раз ехал по федеральному шоссе со скоростью 40. Больше не получалось из-за выбоин.
Так что в сказки про идеальные дороги на западе пусть верят те, кто там ни разу не ездил…
Ты хочешь сказать что у нас всё круто? А там всё говно?
Если чё- всю европу проехал. И не один раз.
Я только хочу сказать, что не надо про то как у них ВСЁ хорошо, а у нас — ВСЁ плохо. Да, в среднем там лучше. Но тоже далеко не идеал.
Boroda-777
Ездил по этим автобанам. И колея на них бывает такая, что на Вольво на 150-ти ехать страшно, так мотает по полосе, и заплаты.
Не знаю как сейчас, а раньше участков с голым бетоном на них почти не было. Поверху все равно асфальт лежал.
А в Голландии один раз ехал по федеральному шоссе со скоростью 40. Больше не получалось из-за выбоин.
Так что в сказки про идеальные дороги на западе пусть верят те, кто там ни разу не ездил…
нельзя такое писать.
вы людям всю иллюзию портите.
Там должно быть всё лучше однозначно. Ну, а нас — власть всё портит, но народ золотой и достоин большего!
Золотые слова, Юрий Венедиктович! ))
Как строят дороги в северной Канаде или северной же Норвегии было бы познавательнее.
В этом году меня прям порвало!трасса м 4.со стороны Богучар не доезжая Воронежа.знак (НАЧАЛО ПЛАТНОГО УЧАСТКА)через 200м знак сиськи(плохая дорога)
Чёрные сиськи))
Китайцы в Казахстане к экспо по схожей же технологии делали дороги в Астану. Только температурные швы по-моему нарезала та же машина, которая финишный слой заливала. Идеально ровное покрытие, за несколько км ни одной волны, ни одной кочки, ничего. Можно было поставить стаканчик с водой на панель и он бы не шелохнулся. А вот хваленые автобаны такого позволить не могут. Ям и ухабов нет, но волны присутствуют повсеместно.
Брака много на этой дороге, и строили ее не китайцы а наши, строили 430км около 5 лет, на дороге обычно больше 15 чел не встречал, некоторые участки раздалбливали и по новой ложили, стыки заметны довольно таки, дорога волнами и потряхивает шумная, но радует что без дыр и с отбойниками, хотя есть места где порой по 30мк нужно намотать что бы развернуться
Если бы такую бетонку восмиполосную построили от Бреста до Владика, то и не зависили бы от нефти и газа
Что за у них грунт? Даже пыли нет, когда по обочине машины едут…
Такую же под волгорадом сделали ( вкючая подложку тканевую), посмотрим, как их климат перенесет. Все дело в нем.
Лучше бы дубль М4 сделали по такой технологии
конечно — зачем под Волгоградом сделали, лучше бы дубль М4, ведь под Волгоградом я не езжу — нечего их баловать_))))
Эта бетонка ещё в Польше началась…В первые минуты подумал что у меня проблема с колёсами, потом разглядел эти деформационные швы и успокоился. Через час этот еле слышимый стук начал раздражать но вскоре бетонка закончилась. По асфальту ехать приятнее.
Качество нашего убогого асфальта ворованого дает о себе знать по ранней висней вместе со снегом сходит и зимой, когда идет перепад ! В ноль плюс на дорогах мск и области каша черная, которая оседает на кузове и лобовом черной масленной пленкой с кусками асфальта! Да за это казнить нужно!
Более менее ситуация лучше в Краснодарском крае очень качественно положен асфальт и в Тюменском крае))
Но воруют гады везде… И у нас в Краснодарском Крае… Есть места где положили асфальт, а через месяц он начал продавливаться… Дело явно не в большегрузах, а в нарушении технологии!
Если делать хорошо и на века, как господа будут воровать средства ? Это загниваюший запад, у нас так нельзя )
Статья зашла. Спс
За день они проходят от 700 до 1000 метров.
Это грубо говоря
За месяц- почти 30 км
За 3 месяца-почти 90 км
Однако, впечатляет!
В Нарьян-Маре ул Октябрьскую(примерно 1200 метров) за все лето не успели заасфальтировать
!-)))
nao24.ru/obshestvo/1320-u…ruyut-k-1-sentyabrya.html
nvinder.ru/article/vypusk…brskaya-test-na-prochnost
Октябрь "на дворе", а улица Октябрьская заставлена катками
Что уж говорить, о более денежных проэктах
Когда будет достроена трасса Нарьян-Мар — Усинск
www.drive2.ru/b/483374449702207705/
Хоть и два года прошло. Но 700-1000м проходит бетоноукладчик, а до этого какое то количество дней идет подготовка . И после нужно подождать когда бетон встанет и потом финишный слой уложить, а потом остальные конечные работы. Асфальтовое покрытие можно отремонтировать за три дня . День срезать, второй укладка и день на то чтоб асфальт встал нормально. При этом будет не 700м пройдено, а 1.5-2км. Но это если нормальная дорожная контора, а не у которой только один трактор в наличии. Но бетон конечно служит дольше.
А еще говорят эта технология была придумана до немцев в России, но не пошла в серию, впрочем как и самолет по технологии стелс. Но там хоть создателя потом, видимо из вежливости, приглашали в Америку лекции читать…
После "приемки" "работы" дорожников, подрядчик не несет никакой ответственности.
До тех пор пока подрядчик и приемщик не будут из своего кармана ремонтировать брак, дорог не будет.
Вот, здравая мысль но не выгодная кое кому
Пример: Свердловская область, Серовский тракт, мост рядом с Нижним Тагилом, 50 метров ремонтировали целое прошлое лето, полтора человека работали весь ремонт, в итоге мост открыли, стыки проезжать без горечи не получается, на низком профиле можно и не уехать от туда, мост новый отремонитрованный, недавно поставили знаки ограничение скорости и неровная дорога!
И такое сплошь и рядом) Хотя за дороги у нас взялись конкретно, правда есть такие места в один год делают а на другой переделывают :))
koresh96
Пример: Свердловская область, Серовский тракт, мост рядом с Нижним Тагилом, 50 метров ремонтировали целое прошлое лето, полтора человека работали весь ремонт, в итоге мост открыли, стыки проезжать без горечи не получается, на низком профиле можно и не уехать от туда, мост новый отремонитрованный, недавно поставили знаки ограничение скорости и неровная дорога!
Гонишь, нормальная дорога, смени изоленту и поставь нормальные колёса)
Комментарий удалён
Дай Бог, чтобы только машины. Сколько уже людей погибло из-за плохих дорог.
и это тоже…
Познавательно. Но справедливости ради надо сказать, что качество дорог в последнее время в России заметно выросло. Даже у нас в Твери и Тверской области (которая вроде как третья с конца по качеству дорог в стране :))) за 3 последних года все крупные магистрали переделали капитально, мосты через Волгу и другие крупные реки отремонтировали, развязок штук 5 сделали, и это не ямочные ремонты, а новое полотно, вобщем особо и жаловаться не на что.
До педантичности немцев нам конечно далеко, боюсь даже технологию с цементом у нас извратят, учитывая что из реально выделенных денег на дороги у нас дай Бог если 30% доходит до дороги, а с цементом вобще…рабочие будут себе дома и дачи строить из цемента, асфальт для этого не так подходит :)))
Качество не выросло, просто делать стали чаще
У нас в городе ям уже почти не найти…а раньше как после бомбежки было. Делают как обычно после тендеров в августе начинают)))
Andre111
Познавательно. Но справедливости ради надо сказать, что качество дорог в последнее время в России заметно выросло. Даже у нас в Твери и Тверской области (которая вроде как третья с конца по качеству дорог в стране :))) за 3 последних года все крупные магистрали переделали капитально, мосты через Волгу и другие крупные реки отремонтировали, развязок штук 5 сделали, и это не ямочные ремонты, а новое полотно, вобщем особо и жаловаться не на что.
До педантичности немцев нам конечно далеко, боюсь даже технологию с цементом у нас извратят, учитывая что из реально выделенных денег на дороги у нас дай Бог если 30% доходит до дороги, а с цементом вобще…рабочие будут себе дома и дачи строить из цемента, асфальт для этого не так подходит :)))
Всех этих полотен хватает ровно на год, а дальше начинаются заплатки и ремонты. У меня возле дачи летом 2017 20 км новой дороги положили, в этом году она уже вся в колее. Ещё года не прошло…
Это вам не асфальт ро карманам тырить ! )))
Комментарий удалён
Не в бровь а в глаз)