Что может быть банальнее, чем писать 8 марта о девушках в автоспорте, ведь уже написаны километры статей о гонщицах прошлых и наших дней. Но представительницы прекрасной половины человечества не только сами садятся за руль или украшают стартовую решётку. Например, в чемпионате России по дрэг-рейсингу SMP RDRC без девушек не было бы… гонок!

Мы привыкли к тому, что в гонках женщины обычно работают или пресс-атташе, или выступают в качестве пилотов — примеров таких, к счастью, становится год от года больше. И, конечно, грид-гёрлз, от практики приглашения которых в Формуле-1, например, отказались. Но мы в России и у нас красивых девушек можно увидеть не то что на стартовой решётке, но и за рулём гоночной машины, в комнате управления гонкой и на пит-лейн.
Яна Холодковская — пилот SMP RDRC в классе FSA

Фанатам гонок на четверть мили это имя скажет о многом. И не просто потому, что Яна одна из немногих девушек в истории российского дрэг-рейсинга, которая участвовала в гонках. А ещё и потому, что гонки на 402 метра она успешно совмещает с другими гоночными дисциплинами и не только с ними.
Примеров в российском дрэг-рейсинге, когда девушка выступает в качестве пилота, не так и много. Кроме Холодковской вспомнить можно разве что легендарную Марию Панову, но она, к сожалению для поклонников, гоняется в России не так часто. Зато Яну можно встретить на дрэг-стрипе едва ли не на каждом этапе национального чемпионата, если, конечно, её не подводит техника.
Любовь к автомобилям у будущей гонщицы появилась ещё в школьные годы и это увлечение не прошло со временем, а только прогрессировало. В итоге сейчас у очаровательной пилотессы в спортивной биографии уже без малого десятилетний стаж в дрэг-рейсинге, выступления в картинге и кольцевых гонках.
И да, увидев девушку за рулём её дрэговой Honda Civic или кольцевой Mitsubishi Lancer Evolution VIII, вы вряд ли догадаетесь, что обладательница таких брутальных автомобилей успешно занимается ещё и pole dance. Не знаете, что это такое? Зайдите на Instagram-страничку Яны Сотовой и удивитесь, какими многогранными могут быть таланты у российских девушек!
Виктория Оленева — судья при участниках

Представьте себе, что десятки спортсменов обращаются к вам за помощью до гонки, во время неё и после. Причём пилоты и команды — со всей страны, а это означает множество часовых поясов и, мягко говоря, далеко ненормированный рабочий день. И помочь нужно каждому, независимо от того, требуется ли какая-то мелочь или что-то серьёзное. С уверенностью можно сказать, что работать в таком ритме сможет не каждый мужчина, а Виктория Оленева играючи справляется со своими обязанностями.
А всё началось с урагана, послужившего для Виктории поводом пройти курс доврачебной помощи, который впоследствии вылился в получение сертификата спасателя. Так что в автоспорт девушка пришла специалистом, отвечавшим за безопасность заездов. Но в гонках нужны разносторонние таланты, так что вскоре Оленева значилась уже в списке судей, работающих непосредственно на трассе.
Следующим шагом стало повышение с судьи на трассе до судьи при участниках. Как признаётся сама Виктория, ей просто предложили попробовать себя в новой должности и она согласилась, потому что было интересно. Интерес этот сохранился до сих пор и теперь что в кольцевых гонках, что в дрэг-рейсинге да и других дисциплинах в паддоке можно увидеть девушку, которая буквально в ежовых рукавицах держит десятки мужчин.
«Страсти кипят и случается всякое, но в большинстве случаев нет никаких проблем — мы все одна большая гоночная семья. Можно сказать, что я выступаю в роли своеобразной няньки для участников чемпионата России по дрэг-рейсингу. Начинается всё с того, что перед началом этапа я распределяю пилотов по боксам на трассе и порой учесть пожелания всех участников очень непросто. С началом гоночного этапа моя задача сделать так, чтобы никто из пилотов ни в чём не нуждался и чтобы они вовремя оказывались на трассе, получали информацию от руководства гонки. Найти гонщика и донести до него решения секретариата, объяснить их, после финиша собрать всех на награждение и всё в таком роде. По завершении гонки остаются организационные моменты, которыми тоже занимаюсь я. Но я не ощущаю, что это моя работа — воспринимается это всё как часть жизни в одной большой семье», — рассказывает Виктория.
Так что в следующий раз, когда вы подумаете, что ситуация выходит у вас из-под контроля, просто вспомните о девушке, которая в одиночку в накалённой атмосфере гонок делает столько, сколько не сделают несколько мужчин в куда более размеренной обстановке.
Анастасия Борисова — судья хронометража

Практически каждый, кто бывал на гонках на Moscow Raceway, знаком с Анастасией. Возможно, не лично, но знает её точно. Просто потому, что другого такого столь популярного у болельщиков и фотографов маршала в российском автоспорте не было и нет. Модельной внешности девушка в зеркальных очках-«авиаторах» и с неизменной улыбкой на лице была завсегдатаем фотоотчётов с гоночных уик-эндов, а сейчас в кадре она появляется реже, потому что работает уже не на трассе, а в race control.
«Любовь к автомобилям была с детства и как-то постепенно всё развивалось и привело нас к профессиональным гонкам. Как раз появилась Moscow Raceway, на ней начали проходить соревнования, и мы с друзьями переместились туда — начинала я судейскую карьеру действительно с маршала на трассе в кольцевых гонках. Ну а в чемпионате России по дрэг-рейсингу я с самого его начала. Предложили поработать в race control и сейчас я занимаюсь хронометражем. Это интересное занятие, где в буквальном смысле каждая секунда на счету, важна оперативность в деле и умение работать в команде», — говорит Анастасия.
На словах всё звучит легко и просто, а когда оказываешься в race control рядом с хронометристом во время заездов, то достаточно быстро начинаешь сходить с ума от обилия информации, которая поступает в единицу времени и требует мгновенной реакции.
Просто представьте, что перед вами несколько гигантских мониторов, на которые выводится картинка с десятков расположенных на автодроме камер. Вам нужно контролировать ситуацию на трассе, чтобы давать судье старта (кстати, супруг Анастасии) команду о готовности к заезду. В свою очередь судья на старте передаёт хронометристу информацию об участниках — какой пилот по какой дорожке едет, какое время он заявляет для своего заезда (важный фактор в классе FSL, от которого зависит алгоритм работы стартового светофора) — и необходимо быстро ввести эти данные в программу, которая используется для хронометража гонки.
Сразу после финиша нужно оценить результаты — бывает, что техника (зачастую не без помощи гонщиков) даёт сбой и выдаёт некорректные значения, о чём нужно незамедлительно сообщить руководству гонки. Прибавьте к этому постоянный бубнёж в нескольких рациях, которые тоже нужно слушать, а также жаркую в прямом и переносном смыслах обстановку во время гонки и поймите, что сидеть и работать за компьютером тоже непросто.

И в следующий раз, когда будете наблюдать за дрэг-рейсингом с трибун автодрома или сидя перед монитором с видеотрансляцией, вспомните об этом тексте. Пусть абсолютное большинство пилотов SMP RDRC мужчины, но у них не было бы никаких гонок, если бы не девушки, которые днями трудятся ради нескольких секунд заезда.

Комментарии 82
Ляпота!
Мало фоток!
Мария Панова- вот она королева Российского драга )
пчелки ничего такие
только вот покормил бы их кто нибудь )))
Комментарий удалён
Зато Футбик поможет
Согласен, больше чем автоспорт
Комментарий удалён
Стране важно состояние экономики, а ваш автоспорт ей не поможет.
Автоспорт один из показателей уровня развития промышленности. Которая в свою очередь определяет состояние экономики.
Уточню; совокупность параметров хозяйственной деятельности определяет состояние экономики, в которой автоспорт занимает крайне низкое место.
Согласен-это плохо, но что поделать, не интересен стране автоспорт.
в которой автоспорт занимает крайне низкое место.Полагаю напутана причинно следственная связь. Автоспорт показатель уровня станкостроительной и конструкторских школ прежде всего. Если конечно его популяризация ведется с точки зрения продвижения национальных брендов (читай промышленности). А не преподносится как массовое мероприятие с пивом и телочками.
Всё то же самое как по космосу — выше, дальше, сильнее.
Согласен, его развитие дало бы результат, но видимо этот процесс тормозится или сам как не особо интересен потребителю, либо другими факторами.
Подозреваю что не в потребителе дело, а в производителе. Что бы мы о себе не мнили, как потенциальный рынок, мы интересны но не очень. Ну это примерно как северным странам лыжные гонки в Эфиопии проводить.
А ещё там есть уборщицы заправщицы и пр. Про них почему-то всегда забывают с праздником девчёнки вы лучшие жены и матери а это просто картинки в 90% случаев!
Классно 😀
Судьи конечно на любителя, а вот эскортницы — зачет! Оргкомитету зачет
Яна молодец, но чот с машинкой неудачи выходят.
Оксана Яковлева еще ж.
Я вот помню только Машу Панову среди гонщиц =)
Комментарий удалён
Сразу вспомнил пилота Янину Алексееву не по теме но все же классный ярик водила))
Ярик писта бачок потик
Комментарий удалён
Дядь, все нормально, таблетки выпил уже?
Комментарий удалён
Дак а мне то чо пишешь? Я не их хозяин, напрямую пиши, предлагай денег. А вообще — лечись, дядь.
Комментарий удалён
Во ты конченный🤦♂️
В США девушки во всех видах дрэга — обычное дело.
Прошу прощения за подобные сравнения, групповое фото девушек напоминает собачью выставку… Там тоже одна команда — и все в струнку вытягиваются.
вы хоть раз были на собачьей выставке?
Регулярно посещаю, а что?
в качестве кого?
Зрителя. Люблю, знаете ли, собачек.
и на каких выставках у нас зрителей так активно допускать стали? или вы путаете выставки приютов, где пристраивают бездомных животных волонтеры?
Куда допускать? Вы о чем пишете? Мне, понимаете? Мне пришло в голову это сравнение. Если оно вас не устраивает, это только ваша проблема.
билеты с посещенных выставок сфотографируйте. я дружна с несколькими руководителями питомников и клубов, это золотые женщины, которые сегда готовы помочь советом. потому прекрасно знаю КАК проводятся выставки. какие еще зрители и полапать чужих собак? вы о чем вообще?
Угу. Рост и вес не указать? В рамках комментария — считаю диалог состоявшимся. Есть другие вопросы — в личку.
Russian-red
билеты с посещенных выставок сфотографируйте. я дружна с несколькими руководителями питомников и клубов, это золотые женщины, которые сегда готовы помочь советом. потому прекрасно знаю КАК проводятся выставки. какие еще зрители и полапать чужих собак? вы о чем вообще?
Вот, например, чужой пёс на выставке, которого лапать нельзя. Кин, 13 лет, лучший ветеран. Хозяин сам настоял на том, чтобы мы его гладили, до выставки ни с хозяином, ни с собакой знаком не был.
Russian-red
билеты с посещенных выставок сфотографируйте. я дружна с несколькими руководителями питомников и клубов, это золотые женщины, которые сегда готовы помочь советом. потому прекрасно знаю КАК проводятся выставки. какие еще зрители и полапать чужих собак? вы о чем вообще?
Вот ещё фото, на которых собак нельзя трогать.
Russian-red
билеты с посещенных выставок сфотографируйте. я дружна с несколькими руководителями питомников и клубов, это золотые женщины, которые сегда готовы помочь советом. потому прекрасно знаю КАК проводятся выставки. какие еще зрители и полапать чужих собак? вы о чем вообще?
Или вот
кто эти люди?
Посетители которых не допускают на выставки. Ведь само понятие выставка =закрытое мероприятие в чьем-то, воспаленном мозге.
Russian-red
и на каких выставках у нас зрителей так активно допускать стали? или вы путаете выставки приютов, где пристраивают бездомных животных волонтеры?
Московская весна, монопородки в сокольниках. Куда допускают, я чего-то не понял? Собак можно трогать, гладить. До чего допускают то?
на большинство выставок зрителей не допускают. и кто вам даст своих собак гладить и трогать, вы обалдели?
Russian-red
вы хоть раз были на собачьей выставке?
Ааа… Вас смутило выражение — одна команда и все в струнку? Имелась в виду не команда от хендлера, или хозяина, а команда судьи, после которой собак выставляют в стойку и все они, как поинтер, застывают. Разве что лапы не поджимают на изготовку.
там этого нет. на выставках продают титулы, которые необходимы заводчикам и питомникам в разведении. Выступление обязательно только для тех, кто претендует на титул, разводную оценку к примеру можно купить БЕЗ фактического посещения выставки. а судьи нередко — те самые заводчики, которые тебе то щенка и продали.
Потому сравнивать стайку вдувабельных девиц и собачью выставку как минимум смешно — где рим, а где крым?
Ну, если абстракт для вас сводится к цифрам — конечно никак нельзя сравнивать. Только, тогда, вам неизвестно слово *представьте*. Чо там можно купить, или нельзя — как это относится к теме разговора? Кто из нас квадратное на зелёное делит? Ну и третье. Откуда знания такие про заводчиков и прочее?)) жёлтые страницы?) а вы не из тех, кто За список опасных пород?
о чем хоть вы пишите?
Russian-red
там этого нет. на выставках продают титулы, которые необходимы заводчикам и питомникам в разведении. Выступление обязательно только для тех, кто претендует на титул, разводную оценку к примеру можно купить БЕЗ фактического посещения выставки. а судьи нередко — те самые заводчики, которые тебе то щенка и продали.
Потому сравнивать стайку вдувабельных девиц и собачью выставку как минимум смешно — где рим, а где крым?
А есть подтверждение этому… Мммм… Высеру? Факты про купленный титул без посещения выставки? Чем больше читаю, тем точнее вижу стериотипную… Я даже не знаю. Я знаю, я общалась. Как ты людей обманешь, продав титул собаке, которой даже нет на выставке? Там сотни, а, иной раз, тысячи зрителей(да, да, на выставку даже приглашают). Может и бультерьер сможет провисеть на вешалке час? Может пит — бойцовая собака? Может кангал — не пастух? Господи, куда ты лезешь со своими*я знаю, я общалась*? Сходи хоть, что ли, на одну выставку собак…
Я не занимаюсь разведением, я адвокат по страховым спорам. А вы придержите свой язык
Когда в следующий раз вам захочется кому-нибудь нахамить, помните — вам тоже могут нахамить, а это невкусно.
Не обращайте внимания на ТП)))
Tasmanskii3
Когда в следующий раз вам захочется кому-нибудь нахамить, помните — вам тоже могут нахамить, а это невкусно.
ОМГ у меня истерика, читал взахлеб… пойду, пожалуй мне на сегодня хватит д2.
почитайте ее посты про машины… гонщица, я все могу я все умею, очень заботит ее тема, кто где насосал, кто за сколько вдувается и т.д. озабоченная типичная мадам "я в 29 жизнь прожила, а вы все говно". самое крутое ее достижение — накатала по москве на своем кайене сотни, тысячи блеат, сотни тысяч часов поэтому чсв гонщицы непоколебимо. ну, до первого столба и сводки в дтп по ящику, разбилась известная (хер пойми кому известная) гонщица. такие же известные гонщики масквы скорбят, на прощание приедут все гонщики, мажоры и адвокаты… доказывать что-то бесполезно. на этом все. занавес.
Комментарий удалён
Слаб на передок? 🤔
Наверное лучше на передок, чем на задок!
Лучше вообще слабостей не иметь🤔
Я думаю что автомобили тоже слабость!Как такой вывод!
Не слабость, а увлечение, хобби, смысл жизни, заработок и еще куча всего.
Как такой вывод?
agressive89 выразился что женщины слабость вот я и решил сопоставить его теорию об отсутствии обсолютных слабостей сарказмом.Как для меня женщины и автомобили неразрывный дуэт — ведь для женщин мужчины делают, то что некогда просто не сделали и порой авто можно всегда сравнить с красивой женщиной.А если кто-то отталкивается от того что ему нравится женщина и считает это слабостью, то тут каждый делает свои выводы!
Что-то вы, сударь, сильно ударились в философию. Так и до размышления о вечном не далеко
Сотова еще гонят?! Давно уже фото другого уровня у нее))))
гоняла вместе с мужем и остальным самарским авто бомондом пару лет назад в чемпионате по картингу. почётное четвёртое место заняли
Короче, вы всю гонку просрали и заняли позорное четвертое место.
Диннее, мы- позорное второе. Они- почётное четвёртое
Roadk1ll
Сотова еще гонят?! Давно уже фото другого уровня у нее))))
Да, но чот мотор второй год подряд они укладывают. Как начинает валить, так предательски и ложится сразу.
В Гродно как-то выступала Яна. Хорошо, ко машина немного подвела в тот раз.
)) если взять любительский спорт'людей буст крутанули турбо поставили больше и трассу которая ревет как бензопила дружба))) и типо спонсоров которые парковку сделать не могут' людей которые приходят это смотреть' и сравнить спорт four rто на него приходят много людей и те кто ездит на рревущих бензопилах' в России мне кажется это больше развит спорт чем типо гонки дрег и т'д
Сам то понял, что написал?
я?да нубам которые не ! не понимаю честно лень что либо разъеснят
Safari666
)) если взять любительский спорт'людей буст крутанули турбо поставили больше и трассу которая ревет как бензопила дружба))) и типо спонсоров которые парковку сделать не могут' людей которые приходят это смотреть' и сравнить спорт four rто на него приходят много людей и те кто ездит на рревущих бензопилах' в России мне кажется это больше развит спорт чем типо гонки дрег и т'д
Эка тебя вштырило…
Safari666
)) если взять любительский спорт'людей буст крутанули турбо поставили больше и трассу которая ревет как бензопила дружба))) и типо спонсоров которые парковку сделать не могут' людей которые приходят это смотреть' и сравнить спорт four rто на него приходят много людей и те кто ездит на рревущих бензопилах' в России мне кажется это больше развит спорт чем типо гонки дрег и т'д
сразу лицо кличко вспоминается под такой текст.
Знакомые лица
Кстати Яна больше известна по своей фамилии. Яна Сотова!)
Яна крутая гонщица!
А почему автор постов про гонки и быстрые Хонды ездит на киа Рио ? Хотелось бы видеть м3, итд)))
Если смотреть на наличие одной красивой женщины на тонну денег, то дрег рейсинг это очень печально. Хотя в целом автоспорт ещё хуже
Больно видеть в такой однополой тусовке толпы крутых успешных мужиков. Толстух и страшных не считаем
В стране вообще слабо развит авто/мотоспорт.
Стране он нахрен не нужен, у страны другие интересы.
Например?
Футбик и прочая зал. где зарплаты у 'спортсменов' такие что можно содержать раллийную команду, да еще и на широкую ногу👌😆
Ну наверно да, мячик сраный погонять это у наших людей в крови
Я думаю это навязанное на мой взгляд, но на сейчас уже наверно вы правы(
PetrolHeadV8
Ну наверно да, мячик сраный погонять это у наших людей в крови
Мы не умеем и не любим футбол. Вообще мало что любим и умеем, к сожалению. Завидовать умеем
PetrolHeadV8
Например?
Потому как стране сейчас важно состояние экономики, а ваш автоспорт ей не поможет.
Romantish
Стране он нахрен не нужен, у страны другие интересы.
А она есть страна то? Вы на самолёте давно из иллюминатора ночью смотрели? Страна Московия
— да, остальное темнота. Сталинград без декораций. Зато по ТВ все в шоколаде.
Если смотреть на наличие одной красивой женщины на тонну денег, то дрег рейсинг это очень печально. Хотя в целом автоспорт ещё хуже
Больно видеть в такой однополой тусовке толпы крутых успешных мужиков. Толстух и страшных не считаем
Автоспорт вообще неблагодарное дело. Призовой фонд, раз в 10 ниже стоимости содержания команды, автомобиля и прочих издержек