
Если вы любите путешествовать, то Дагестан это одно из тех мест, которое еще не открыто для туризма в полном смысле этого слова и тем привлекательно. До недавнего времени считалось, что ездить туда небезопасно из-за общей обстановки в республике, но вот уже несколько лет как этот регион стал одним из самых интересных для туризма. Рассказываю о трехдневном путешествии в самую южную республику России: на чем передвигались, и где побывали.
В Дагестан мы летели на самолете. Через 2,5 часа были уже в Махачкале, которая встретила нас как настоящий восточный город – многоголосьем, желающими подвезти нас в любую точку таксистами и солнцем.
В первый день в наших планах стояла поездка из Махачкалы в сторону Дербента, где посещали Дербентскую крепость и экраноплан Лунь, а затем возвращались в отель, который располагался ближе к Сулакскому каньону. Но таксисты нам были не нужны: на отдельной парковке в аэропорту нас ждала кавалькада разноцветных Renault Duster нового поколения, которые нам предстояло тестировать.

Чисто внешне эти автомобили всегда вызывали у меня симпатию. Еще первый Duster получился весьма пропорциональный и приятный глазу – то, что называется «ладно скроен и крепко сшит». Тот факт, что эта машина – полноценная рабочая лошадка, никак не означает, что она должна быть уродливой или несимпатичной.
Новое поколение стилистически очень похоже и абсолютно узнаваемо, его не перепутаешь ни с каким других автомобилем, при этом изменения, которые произошли с машиной, на самом деле глобальные. Он производится на новой платформе (той же, что используется для Арканы и нового Каптюра), обладает спроектированным с нуля кузовом и интерьером. Двигатели для этого автомобиля устанавливаются тоже новые.
Я не буду вдаваться в технические подробности, скажу только, что начинка машины меня впечатлила. Теперь в ней появилось много того, что превратило Duster в современный, комфортный для передвижения автомобиль.

— Полностью новый рулевой механизм. На новом поколении установлен электроусилитель и новая рейка с более коротким передаточным отношением. То биение на руле, которое вызывало раньше столько нареканий, полностью ушло. Регулировка руля теперь возможна по двум направлениям.
— Новые трансмиссия и коробки передач. Появились МКПП с шестью передачами и новый вариатор, разрабатывавшийся специально для внедорожья.
— Новые подрамники и детали подвески, которая стала намного более комфортной в том числе при движении по бездорожью
— Появились ассистент спуска с горы, система камер кругового обзора, функция отключения контроля тяги и системы стабилицизации на скорости до 80 км/ч (полезная штука при движении по бездорожью, как мы узнали в последний день, когда пересекали речки, шли вброд и поднимались на гору по размокшей после дождей почве).
— Шесть (вместо четырех) подушек безопасности.
— Объем багажника увеличился на 20 литров.
— Появился климат-контроль, подогрев руля, подогрев форсунок омывателя и нагревательный элемент в контуре системы отопления, который позволяет прогреть салон еще до того, как прогреется двигатель.
— Абсолютно новые сидения.
— В салоне теперь, наконец, есть центральный подлокотник и целых пять USB разъемов, а кузов сверху покрыли специальным, более прочным лаком, который защищает от сколов и царапин.

Всего доступно четыре варианта двигателя: бензиновые атмосферные 1,6 литра (117 л.с.) и 2.0 литра (143 л.с.), а также бензиновый турбодвигатель (150 л.с.) и турбодизель (109 л.с.), а также несколько комплектаций, в том числе и совершенно новая для Duster – Style. Теперь, если считать варианты двигателя в сочетании с комплектациями салона, доступно всего 18 комбинаций.
Интересно, что новое поколение Renault Duster теперь официально сертифицировано под 92-й бензин.Именно машины с двумя последними вариантами двигателей (турбобензин и турбодизель) и были представлены для журналистов в Дагестане.
Первым я попробовала турбобензин, но показалось, что для заявленных 150 л.с. он едет слабовато.
Вообще, Дагестан — это та территория, где мощность и скорость автомобилей имеет первостепенное значение. Сюда попадаешь как будто в начало двухтысячных, когда при движении по дорогам общего пользования ПДД как будто не существовало. Первое время это поражало: ограничения скорости, дорожную разметку никто не соблюдает, а обогнать впередиидущий автомобиль – дело чести для местных жителей. Причем многие нарушения происходят на глазах ГИБДД, но те как будто смотрят в сторону. Один из сопровождающих нас гидов из местных сказал, что при этом количество ДТП очень невысокое (хм…). Но и впрямь: за три дня поездок по Дагестану я своими глазами видела только одно, причем со сбитой коровой, сверху на которой лежал окровавленный нож. Видимо, прирезали, чтобы животное не мучилось.

При этом говорят, что самые распространенные аварии – связанные с выездом на встречку. Что-то подобное один раз мы наблюдали и своими глазами, но, к счастью, все закончилось благополучно. Две белые лады Приоры шли параллельным курсом: один хотел обогнать, другой не хотел пускать. Встречные машины при этом спокойным образом уходили на обочину и пропускали «чемпионов» — обычное дело. Закончилось все на перекрестке, когда из-за поворачивающего грузовичка одному из джигитов все же пришлось подвинуться.
Нас же еще на брифинге предупредили, чтобы в догонялки с местными мы не играли, и на провокации не велись). Кто мог, пытался этим правилам следовать))
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Дербентская цитадель и экраноплан Лунь


В первый день мы оказались в одном из вкуснейших ресторанов – ресторане Хаял. Вкусно было все: от уникальных хинкалей с бараниной, долмы, до супа с бараньей ногой, местного домашнего сыра, овощей, различных лепешек (с сыром, с зеленью или с мясом), зажаренных бараньих ребрышек и местных сладостей. Ах, какая там пахлава! Источающая мед…
После обеда у нас было запланировано две экскурсии: в Дербентскую крепость, а затем к экраноплану Лунь.

Дербентская южная крепостная стена VI-XIX вв. Ворота Кала-Капы. Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Архитектурный комплекс «Цитадель «Нарын-Кала»
Дербент – в переводе с персидского «запертые ворота». А цитадель «Нарын-Кала» — сердце Дербента, часть Кавказской Горной стены, защищавшей от набегов кочевников. . Она была расположена в самой уязвимой части местности – «Прискаспийском проходе», между горами и морем, и стала своеобразной «пробкой», заткнувшей это примерно трехкилометровое горлышко, через которое и начинались все нападения.

Цитадель была построена в VI веке н.э., однако, ряд источников сообщает, что она лишь усилила и дополнила предыдущие укрепления, которые возникли еще в I-III веках.
Как и все крепости, «Нарын-Кала» была настоящим городом, где можно было укрыться от нападений – причем совершенно автономным при необходимости, способном выдерживать длительные осады, со своими банями, тюрьмой (подземной) и кладбищами, а также системой водоснабжения, включавшей как и древний водопровод, так и специальные огромные резервуары для хранения запасов питьевой воды.

Так подземная тюрьма «Зиндан», например, представляла из себя глубокий колодец (порядка 11 метров), закрытый сверху решеткой. При этом стены колодца были расположены под углом, так что заключенные не могли выбраться даже в случае невероятной удачи. Брошенные туда люди никогда не выходили обратно. Более того, их тела оттуда и не вынимали, а живых бросали поверх мертвых.

Были в крепости и тайные ворота, через которые в случае необходимости подвозили припасы и через которые в случае настоящей опасности могли сбежать правители.
Водопровод был гордостью местных инженеров и напоминает слегка римские акведуки. Вот, что осталось от древнего водопровода сейчас:

А это – здание бани. Вода туда подавалась через ту самую водопроводную систему, а с одного из боков была пристроена топка, которая прогревала все помещения. Уже в наше время архитекторы пытались воссоздать систему отопления тех веков, но у них так ни разу и не получилось добиться требуемого эффекта. Какой секрет использовали древние строители, так и осталось пока неизвестным.

Общая протяженность крепостной стены по разным данным составляет от 40 до 100 км. Местный гид экскурсовод сказал, что установленная длина – 90 км. При этом в высоту она достигает иногда свыше 100 метров. Сложно даже представить, как все это строилось в VI веке и сколько жизней осталось на дороге, ведущей к строительству этой стены.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь», разработанный в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева и созданный на опытном заводе «Волга». Единственный полностью построенный корабль проекта 903 из восьми планировавшихся.
После посещения крепости мы отправились к экраноплану Лунь. Знаю, публикаций про него за последнее время было слишком много, но не отметить его в моем рассказе просто невозможно.

Экраноплан Лунь это 73-метровый, похожий на самолет корабль, сконструированный по самолетной схеме, с 8 турбореактивными двигателями, способными разгонять его до 500 км/ч, скользя над поверхностью воды на высоте несколько метров на воздушном экране. На его борту были установлены пусковые ракеты и оборонительное артиллерийское вооружение. Весит он порядка 90 тонн.
Его строительство начали в 1983, на воду спустили в 1986, а через пять лет проект был законсервирован. В августе 2020 года его транспортировали на каспийское побережье в Дербентский район, где он должен стать экспонатом городского парка «Патриот».

Не буду чересчур «грузить» вас подробностями, но скажу, что он вызывает одновременно сразу несколько чувств, поскольку зрелище это великое и жалкое одновременно. Великое – так как он огромен и великолепен, является продуктом труда многих инженеров и уникален в силу своей природы. Сложно представить, как такая махина может подниматься в воздух (пусть даже невысоко и благодаря воздушной подушке) или не тонуть в воде. Жалким же это зрелище выглядит из-за того состояния, в котором он находится. Правда, рядом с тем местом, куда его вытащили из воды, уже соорудили специальный постамент, где Лунь впоследствии будет стоять, а знающие люди рассказали, что его предполагают отреставрировать для публичных посещений.
Если вы хотите подробностей про Луня, то их можно почитать в блогах у моих друзей – Promturist вот здесь и у MRyabinin вот здесь или здесь.

Я же скажу, что что помимо самого Луня, который мы сумели облазить вдоль и поперек, запах и вид моря в первых числах марта это бесценно. Гулять по пляжу, пусть и неприветливому, тоже очень здорово. Нам, в отличие от двух других групп, крайне повезло с погодой. И если в первый день, когда мы посещали «Нарын-Кала» или экраноплан, было довольно холодно и ветрено, то затем погода пошла на улучшение, и в последний день было уже +18.
Вечером, когда уже стемнело, мы столкнулись с одной из немногих проблем нового Дастера — проблемой головного освещения. Галогеновые фары, даже не линзованные, очень слабо освещают дорогу. Само освещение недостаточно мощное, плюс луч от фар очень короткий. На пустынных дорогах спасает включение дальнего света, но ехать с ним все время невозможно.
Дороги Дагестана в целом довольно приличного качества, но иногда встречаются совсем гибельные участки, и вот тогда головной свет имеет важное значение. Легко решить эту проблему у Дастера пока явно не получится.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Ирганайское водохранилище — искусственный водоём в Дагестане, образованный на реке Аварское Койсу в результате строительства Ирганайской ГЭС.

Второй день в Дагестане готовил для нас поездку на Ирганайское водохранилище и перевал Хунзах-Заиб.
Дорога в сторону водохранилища показала нам жизнь в республике за пределами больших городов. Это невероятно красивые территории, которые в своих пустынных районах напоминают Альпийскую часть Франции — пока не встретишь местный транспорт или не окажешься в населенном пункте. В эти моменты вспоминаешь региональную Турцию или даже Индию. Здесь все перемешано: дома, загоны для животных, дети, пастухи, лихие водители, домашний скот и многое другое. Посреди междугородней магистрали может располагаться рыночек, работающий даже в темное время суток, где можно купить местные сладости, папаху, тапочки из бараньей шкуры или поесть шашлык.
Вот совершенно традиционная картинка сельской местности недалеко от Махачкалы:

Ирганайское водохранилище – невероятное по красоте место. Впрочем, и весь Дагестан исключительно красив. Бирюзовый цвет воды несет совсем другой оттенок, чем небо. Ну а ступенчатая поверхность гор, поднимающихся из воды, показывает, до какого уровня заполняется водохранилище в конце лета после глобального таяния снегов.


Гидроэлектростанция в Дагестане – обычная вещь. Здесь их построено 16 штук, и многие – на Сулакском каскаде. Их суммарная мощность – 1885,5 МВт, а объем вырабатываемой электроэнергии в средний по водности год, по данным РусГидро, составляет 5086 млн кВт·ч электроэнергии.

Перевал Хунзах-Заиб – горная перемычка длиной 16 км, соединяющая два села: Хунзах и Заиб. Дорога сложная, на ней часто случаются обвалы, а весной добавляется скользкая дорога и гололедица в теневых местах. Обычно водители предпочитают другой маршрут, который длиннее на 35 км, зато ведет по нормальной асфальтовой дороге. Но нам было важно как раз испытать Duster во внедорожных условиях, т.к. первый день мы провели исключительно на асфальте и еще немного на песке, и это была отличная возможность.
Красивейшие серпантины, смотровые площадки, открывающие захватывающие дух виды, и беспроблемное движение по грунтовой дороге, часто покрытой острыми камнями. Впрочем, нам повезло, что последние два-три дня стояла сухая погода. Дорога тоже была сухой и вполне комфортной. Что касается обвалов, которыми нас стращали перед началом поездки, то мы встретили лишь один, который, похоже, разгребли уже довольно давно. Дорога была расчищена, а все следы от оползня виднелись поодаль.

Впрочем, все настоящие внедорожные приключения ожидали нас в последний день тест-драйва, когда у нас было запланировано посещение Сулакского каньона и Чиркейской ГЭС, но перед этим нас ожидали степные дороги, броды и подъем по разбродившемуся холму.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Сулакский каньон и Чиркейская ГЭС

Сулакский каньон —глубочайший каньон Европы, расположенный в долине реки Сулак. Его протяженность составляет 53 километра, глубина достигает 1920 метров. Это на 63 метра глубже Большого каньона в США.
На третий день у меня наконец-то появилась возможность сесть за руль турбодизельного Duster, и в разрезе предстоящих внедорожных участков это было весьма правильное решение. Первая передача у него короче, чем у TCe 150, и за счет этого он активнее проходит сложные сегменты.

Если броды через мелкие горные речки выглядели довольно бесхитростно, и преодолели мы их все легко и без проблем, лишь слегка запачкав автомобили, то вот главный рывок через холм выглядел не слишком приглядно. Проблемы было две: первая – прошедшие осадки размягчили почву настолько, что казалось, еще чуть-чуть, и она сама начнет сползать по склону горы. Вторая – я никогда не тестировала Duster в таких условиях, и сомневалась, что он сможет туда заехать. Впрочем, уверенность наших провожатых говорила об обратном.

Первые автомобили забирались на холм довольно резво, превращая покрытый травой склон в мешанину из зелени и грязи и оставляя довольно глубокую колею. Оптимистично выглядело и то, что в целом всем удавалось найти сегменты нетронутой почвы и благополучно добраться до верха. Нас было машин 15, и я ехала предпоследней, так что сначала я визуально проложила маршрут, а потом отправилась в путь. В одном месте все же пришлось оказаться рядом с разбитой колеей, я дала слишком мало газа, и машина заглохла. Но тут и помогла короткая первая передача, а также режим 4WD Lock, который активирует внедорожный режим, что и позволяет как раз выбираться из такой «задницы» — плюс сразу несколько помощников вроде электронного перераспределения крутящего момента и динамической системы стабилизации. Короче, перезапустив машину и подоткнув первую передачу, мы благополучно выбрались из этой грязи на ровную и твердую поверхность. Ну и красиво же там было – настоящие альпийские луга, усеянные первоцветами!
Чиркейская ГЭС. Самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе. Входит в Сулакский каскад ГЭС, являясь его верхней, регулирующей ступенью.

На саму гидроэлектростанцию мы не попали, зато взирали на нее практически с высоты птичьего полета – порядка 300 метров над поверхностью воды, забравшись на Дастерах на одну из самых высоких окрестных горных вершин. Зрелище просто невероятное – особенно с учетом того, что можно было встать на самый край каменного обрыва и смотреть вниз. Для этого нужны очень крепкие нервы и хороший вестибулярный аппарат, но о высоте все равно лучше не задумываться: потому что в этот самый миг поджилки начинают трястись, а сердце – выбивать барабанную дробь.
Чиркейская ГЭС была построена в Буйнакском районе Дагестана в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века, а ее ввод в эксплуатацию начался в 1974 году. На Северном Кавказе это самая мощная ГЭС, имеющая самую высокую в России арочную плотину.

Появление плотины образовало Черкейское водохранилище, из-за чего было переселено несколько аулов. Сооружение поистине масштабное, заставляющее задуматься о смелости людей, возводящих такие строения.
Ниже по течению реки располагается развивающаяся туристическая зона, где можно отдохнуть, поесть и заняться разными видами спорта вроде сплава по реке.
Вниз по реке Сулак. Туризм.
Последнее время в развитие региона и адаптирование его под внутрироссийский туризм вкладываются большие деньги.

Когда мы еще летели на самолете в сторону Махачкалы, я разговорилась со своим соседом, живущем в Дербенте, и он рассказал, что запланирована гигантская перестройка и развитие города. Реорганизация началась не так давно, но первыми шагами, которые уже предприняты, стала замена всех коммуникаций на более новые, развитие связи и другие базовые изменения.
При этом здесь все еще непростая ситуация с качественными отелями и общим уровнем сервиса – например, организаторы нашего пресс-тура столкнулись с тем, что разместить большую группу в современном бизнес-отеле крайне сложно в связи отсутствием таковых. Фактически единственным подходящим местом, по их словам, оказался Сарыкум бизнес отель и спа, где мы и проживали всю поездку.

Кстати, отель и в самом деле весьма приличный, но, как и во многих отелях, построенных в регионах с неразвитой инфраструктурой, здесь в каждом номере были какие-то маленькие, но проблемы. Где-то плохо шла горячая вода, где-то был засорен сток в душе, где-то в раковине, где-то было большое пятно на ковролине или что-то подобное. Тем не менее, общее впечатление отель оставил вполне благоприятное – а главное, здесь везде очень радушные и улыбчивые люди, которые своим гостеприимством затмевают все остальные возможные проблемы.
Люди в Дагестане вообще фантастические. Радушные, улыбчивые, веселые и добрые. А еще меня поразила информированность наших гидов, которые, кажется, знают про свой край все, что только можно. Они нальют чай, сварят кофе, расскажут исторический анекдот – и это все легко и непринужденно, пока говорят про историю, этнику или современный быт республики.
Сейчас край еще совсем дикий, хотя и очень красивый. Цивилизация понемногу сюда приходит, и некоторые места вроде вот этой туристической долинки и смотровой площадки вообще появились пару лет назад. Здесь же можно провести весь день на реке, поднявшись вверх к плотине на лодке, и затем спустившись вниз к ресторану «Главрыба» — одному из самых популярных мест. Однако из-за большой проходимости посетителей еда здесь совсем не такая вкусная, как в том же Хаяле. Зато кошки, как и во всем Дагестане – пушистые, ласковые и совсем не пугливые. Просишь посмотреть на камеру – и они с удовольствием позируют.

Я не уверена, что Дагестану нужно стать вторым Сочи или пойти по пути Крыма. У него есть своя уникальная самобытность, которая может исчезнуть при появлении «туристической глазури». Но я могу точно сказать, что сюда было бы очень интересно вернуться – года, скажем, через два или три, и сделать это на машине, чтобы можно было заехать в самые удаленные уголки. Маршрут до Махачкалы от Москвы – всего 1800 км – через Тамбов, Волгоград и Элисту, самым краешком проскользнув через Чечню и заехав в местный Люксембург (да-да, есть такой городок по дороге!). Вполне нормальное расстояние, чтобы спокойно проехать его за два дня – не торопясь и останавливаясь поесть и отдохнуть.
Фото: автора, компании Renault и из открытых источников в интернете.
Комментарии 11
Красиво.
Дагестан — красота!
Круто!
Классный рассказ, спасибо👍!Первое фото напоминает Великую Китайскую стену🙂
Точно :)
Вообще, когда писала про Цитадель, вспоминала Китайскую стену и сравнивала с ней. Но там 21 тысяча километров, а здесь только 100. Несопоставимо по вложенному труду, хотя и то, и то вызывает огромное уважение.
Мария, спасибо! Все мальчики рассказали про железки, а у вас интересный рассказ про красоты! :)
Действительно, главная опасность Дагестана — жители :) туристам невозможно просто пройти мимо, они обязательно от чистого сердца предложат отдохнуть, поесть, попить, переночевать, расскажут про историю аула и проводят к самой красивой вершине. Жаль, что многие люди до сих пор смешивают всех дагестанцев под одну гребёнку.
Невозможно пересказывать одно и то же в сотый раз) Решила немного разнообразить историями для любителей активного туризма.
Рада, что было интересно!
Давненько такие путешествия не рассказывали Вы нам, читателям, а то всё о спорте. В целом интересный и занимательный рассказ про этот замечательный край. Может тоже посещу Дагестан, уж очень хочется взглянут на речку с необычным цветом. Вполне занимательный сюжет получился, а жили в отеле, в каком не подскажете.
Так и путешествий давненько не было :)
Жили в отеле Сарыкум. В последней главке есть фото отеля с Renault Duster на переднем плане. А в самом начале он отмечен на фрагменте карты.
Спасибо огромное, Маша!
Про эту акцию от Renault действительно писали многие журналисты и блогеры. Но будьте уверены, ваша публикация лучшая из них По крайней мере на мой взгляд.
И это не дежурный комплимент, если бы всё было не так, я бы промолчал.
Спасибо, Андрей!
Я постаралась не повторяться по мере возможности и рассказать что-то новое. Рада, что получилось,