Вариатор — это бесступенчатая трансмиссия с внешним управлением, которая позволяет автоматически плавно изменять передаточное число, выбирая наиболее оптимальное согласно внешней нагрузке и оборотам двигателя, тем самым давая возможность максимально эффективно использовать его мощность. В технике существует множество различных конструкций такого типа, но на автомобиле получили распространение два вида вариаторов: клиноременной и тороидный.
Клиноременный вариатор как тип трансмиссии известен давно. Его главные детали — два раздвижных шкива и соединяющий их ремень, в сечении имеющий трапецеидальную форму. Если половинки ведущего шкива сдвинуть, они вытолкнут ремень, словно попавший между ними клин (отсюда и название "клиноременный"), наружу — радиус шкива, по которому работает ремень увеличится, следовательно, увеличится и передаточное отношение. А если половинки ведомого шкива, наоборот, раздвинуть, то ремень провалится внутрь и будет работать по меньшему радиусу — передаточное отношение уменьшится. Если оба шкива будут в промежуточном положении, то передача станет прямой.
Устройство и принцип работы вариатора
Клиноременной вариатор состоит из нескольких (как правило, одной- двух) ременных передач, где шкивы образованы коническими дисками, за счет сдвигания и раздвигания которых изменяются диаметр шкивов и, соответственно, передаточное число. Разные фирмы разработали каждая свою конструкцию клиноременного вариатора, так на Audi в трансмиссии Multitronic вместо ремня применяют цепь, а Honda ставит набранный из металлических пластин ремень, но принцип от этого не меняется.
Для трогания автомобиля с места используются обычное сцепление или небольшой гидротрансформатор, который вскоре после начала движения блокируется. Управление дисками шкивов осуществляет электронная система из сервоприводов, блока управления и датчиков.
Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и "вклинивается" в шкив только своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и все равно остается в хорошей сцепке с ним. Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом) таково, что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя — тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на рисунках, прикрепленных к посту.
Иначе устроен тороидный вариатор, который состоит из соосных дисков и роликов, передающих момент от одного диска к другому. Для изменения передаточного числа меняются положение роликов и их радиусы, по которым ролики обкатывают диски. И поскольку все усилие сосредоточено в пятне контакта, то для поворота роликов должны использоваться особые устройства, способные преодолевать силу прижатия ролика к диску. Так в ниссановском вариаторе Extroid применена специальная система, где управляемый электроникой прецизионный гидравлический механизм перемещает обоймы с роликами вверх или вниз на микроскопическую величину, а далее, из-за возникшего сдвига относительно оси дисков, ролик поворачивается сам.
Между прочим, принцип устройства под названием “вариатор” не нов — мысли о бесступенчатой трансмиссии стали посещать конструкторов практически сразу с началом применения поршневых ДВС на транспорте. Современное же развитие электроники и технологии материалов дало возможности усовершенствовать (остающиеся, однако, в принципе своем неизменными) конструкции вариаторов, и сейчас наблюдается, по-видимому, начало самого широкого распространения таких трансмиссий на автотранспорте.
Тем не менее вариаторы пока что не избавились от некоторых своих весьма существенных проблем. Так, очевидно, что самыми конструктивно слабыми местами существующих сегодня автомобильных вариаторов являются: для клиноременного эти самые ремни, а для тороидного — пятно контакта диска и ролика, где сила давления достигает 10 тонн. Поэтому здесь применяются специальные высокотехнологичные материалы, что делает надежность вариаторов достаточно высокой, близкой к надежности гидромеханических “автоматов”, но все же из-за нагрузок на ремень или пятно контакта вариаторы пока не могут “тянуть грузы”, а также работать с двигателями большой мощности.
На сегодняшний день рекордом для клиноременного вариатора оказывается 220 л.с. и 300 Нм, которые развивает V-образный 6-цилиндровый мотор Audi A6, “воспринятый” трансмиссией Multitronic, а для тороидного — “переваренный” Extroid (3-литровый двигатель Nissan Gloria и Cedric), развивающий 240 л.с. и 310 Нм.
Однако если для грузовиков вариаторы до сих пор непригодны, то для легковых автомобилей весьма приемлемы, и здесь у бесступенчатых трансмиссий, очевидно, большое будущее, тем более что и технологии материалов не стоят на месте.
Если сравнить динамические характеристики многих автомобилей, оснащаемых вариатором, может возникнуть недоумение — почему на одной и той же модели автомобиля разгон с вариатором происходит медленнее, чем с механической коробкой, ибо должно быть наоборот, раз вариатор лучше использует мощность двигателя? Все дело в привычке — многие клиенты были очень недовольны, что машина с вариатором “все время ноет на одной ноте”. Большинство же водителей привыкли к знакомому нарастающему шуму мотора, и многие фирмы идут клиентам навстречу, специально настраивая электронный блок управления трансмиссией. На самом же деле при нормальной настройке блока разгон, конечно, происходит быстрее.
В заключение отметим, что вариаторы является куда более совершенным типом трансмиссии по сравнению с традиционными автоматическими коробками передач. Совершенство проявляется в более лучшей динамике разгона, меньшем расходе топлива, более плавной езде у автомобилей оснащённых клиноременными вариаторами. И в тоже время, вариаторы проще по конструкции, чем традиционные "автоматы". Думается, что в недалёком будущем автомобили оснащённые вариаторами полностью вытеснят машины, оснащённые обычными "автоматами" и сильно потеснят машины с "механикой".


Комментарии 64
А ведь в статье, в последних строчках правда! Всё больше и больше новых машин с вариатором!))))
Здравствуйте, подскажите Ауди а4 б8 2008 год, двигатель 1.8, вариатор, , начало моргать на панели D и тогда начинает тупить, утром как заведу чуть проедусь перестает моргать едет нормально, если покататься в пробках опять начинает моргать и опять моросит? При чем включаю на любое хоть D, R, , S моргает на приборной панели?
Скорее всего у Вас проблема с блоком управления. У Ауди очень частое такое встречается.
Проверьте ошибки путём диагностики.
Спасибо большое)))
LarV
Скорее всего у Вас проблема с блоком управления. У Ауди очень частое такое встречается.
Проверьте ошибки путём диагностики.
Диагностика показала
Почитайте про ошибку тут.
www.multitronic-club.ru/s…-sposobyi-ix-ustraneniya/
Возможно придется сделать адаптацию коробки.
Спасибо большое, здесь хоть все расписано
Незачто. Надеюсь что у вас не будет большого ремонта с этими ошибками. Иногда это глюк и лечится адаптацией.
Не обошлось, на 250к попал 🤦♂️
что-то запредельная цифра для ремонта… контракт восстановленный дешевле стоит
как продлить срок службы акпп 4t65e
Авто Ниссан Р’несса
Подскажите пожалуйста что делать?
Датчик скорости один из двух, но лучше заменить оба
Предстоит поездка по горным серпантинам. Дорога хорошая, почти новая, протяженность не большая — 90 км, но затяжные спуски и подъемы, перепады высоты до 700 метров. С подъемами как бы попроще. А вот на спусках у некоторых перегреваются колодки. Народ рекомендует наряду с тормозами применять торможение двигателем. У машин с МКПП все понятно — включай 1-2 или 3 скорость и подтормаживай. Как правильно действовать если установлен вариатор?
Думаю однозначно надо в БК установить торможение двигателем, но похоже это на крутом длительном спуске не спасет — тормозами придется пользоваться очень активно. Может применить виртуальный ручной режим? И в этом случае пользоваться вариатором как механикой? Не навредит ли это самому вариатору. Буду признателен любому совету.
Лучше пусть тормоза работают активнее (чисто личное мнение) так как проще колодки и диски заменить раньше срока, чем менять что то в вариаторе кроме масла и фильтров)
Там такие затяжные и крутые спуски, были случаи, когда тормоза так перегревались так, что просто отказывали — тормозуха в супортах закипала. Выручал людей обычный ручник самой простой конструкции, как на Ваз 2106. У нас электронный- толку от него как от козла молока.
Консультировался по этому вопросу напрямую во специалистами завода и Jatco, оказывается не так стращен черт как его малюют. Тем более на кашкае есть режим ручного переключения передач. Тормозами пользовался активно, для этого они и есть, но не на столько, чтобы перегреть. На первом привале проверил температуру-чуть горячее обычного. Но наверное еще помогло то, что остановки были частые, уж очень красивые там виды, не налюбуешься. Собственно за этим туда и ехали.
День добрый. всем помогаете, может мне перепадёт? )))
ниссан серена 25 кузов 2009 год. какая коробка стоит там. хотелось бы почитать о ней подробнее, ну и конечно хочется услышать от спецов о практичности ее, ремонто пригодности
заранее благодарен
Блог, посвященный проблемам, ремонту и модернизации(!) вариаторов — www.drive2.ru/o/Jatco/blog/
Там есть много уникальных в том числе статей по этой узкой тематике.
Вот видеоканал с примерами уникальных видео по ремонту вариаторов — www.youtube.com/channel/U…2pMcKLa96_4mn81HWQ/videos
С уважением,
Добрый день. Lancer X 2.0 CVT. На сегодняшний день волнует меня проблема одна — вариатор. Пробег 70.000 км, из которых 40.000 км проехал я. С места резко не стартовал, не буксовал, коробку прогревал. Еще когда купил машину заметил что когда притормаживал машина делала толчок. Но не придал этому значению.
Месяца 2 уже наблюдаю что когда плавно разгоняюсь есть провал в оборотах примерно со 2 на 3 виртуальной передачи. Особенно это чувствуется когда еду в горку, машина плавно набирает скорость а потом абороты падают примерно на 200-300 единиц и и делает толчок. Сегодня прокатился на тип-тронике. Так вот, 1,3,4,5 передача нормально (маленькие толчки, даже не могу назвать их толчками есть при переключении передач — но я думаю это нормально), а вот на 2 передачи наблюдал следующее: разгоняюсь и примерно около 3000 оборотов скачок — падают до 2700 — 2800 и потом поднимаются плавно и в этот момент чувствуется толчок.
У кого было примерная ситуация? От чего это может быть? Серьезная ли эта проблема и как можно решить ее? Поможет ли замена масла?
Заранее спасибо.
1. На Lancer X 2.0 установлен вариатор модели F1CJA (по классификации Mitsubishi). Он же Jatco JF011e. Это самый распространенный и самый недорогой вариатор в ремонте (по сравнению с вариаторами других моделей). Так что вам крупно повезло! )))
2. Что такое толчок вариатора? Это небольшой разовый гидроудар внутри вариатора, связанный с резким падением давления масла внутри самого вариатора. Но вот причины этого в вариаторе JF011e могут быть разными:
а) проблема с зависанием редукционного клапана маслянного насоса (он просто сточился)
б) проблема с гидротрансформатором (бубликом)
в) проблема с гидроблоком.
Что в вашем случае конкретно случилось — надо диагностировать. Дистанционно это сделать невозможно. Как вариант, можно попробовать подключить проограмму CVTz50 (вот тут у нас есть статья — "Грамотное измерение давления в вариаторах "Jatco" на автомобилях Nissan, Mitsubishi, Renault и т д." — www.drive2.ru/o/b/502024091054637980/
3. Замена масла увы, но решает проблем, если они связаны с повреждением железа вариатора. Я так понял, что вы не из России. Найдите у себя хороший сервис по диагностике вариатора. Например у нас в Москве это вообще бесплатно ( вот тут — jatco.su/ )
4. Как правило, чем раньше вы начнете решать проблему с вариатором — тем меньше будет затрат на устранение этой проблемы (проверено многократно). Вот несколько статей про ваш вариатор, возможно вам будет интересно и информация в них пригодится вам:
1. Поддельные подшипники для вариатора Jatco JF011e и их каталожные номера.
2. Ремонт вариатора (CVT) модели W1CJA / F1CJA на Outlander (что ломается)
3. Модели вариаторов "Jatco" и их кросс-коды у Nissan, Mitsubishi
4. Грамотное измерение давления в вариаторах "Jatco" на автомобилях Nissan, Mitsubishi
5. Сброс "счетчика старения масла" в вариаторах Jatco на автомобилях Nissan и Mitsubishi (мифы и реальность)
6. Артикулы Bosch металических ремней (цепей) для вариаторов Jatco (на Nissan, Mitsubishi, Renault…)
Подскажите какой вариатор ставился на ниссан икс трэйл т31 и насколько он сложен и ремонтопригоден
На Икстрейл (в T31) устанавливался вариатор модели Jatco JF011e и это самый недорогой(!) вариатор в ремонте. ))) Мы ремонтируем их два-три ежедневно.
Здравствуйте народ! Столкнулся с большой проблемой, недавно приобрёл аккорд 7, 2003 2,4 с 5 ти ступенчатым автоматом, недавно на ровном месте машина встала и начала буксовать, не едет ни вперёд ни назад, отогнал на СТО сделали диагностику, вылетела ошибка Р0756, клапан находится в закрытом положении, то есть соленоид, посоветовали поменять соленоиды и уверили что будет все ок, поменял соленоиды но песня все та же, машина стоит и не едет, при всём при этом свистит масляный насос, сказали свистит из за маслинного голодания, но масло залито новое, и стоит уровень, не знаю что делать снимать коробку и отдавать на ремонт? Или можно покупать новую и ставить?
1. Проблемы с АКПП (вариатором) бывают двух типов — с электрикой (тот же гидроблок, эбу и т д) или с железом (то есть с кинематикой коробки). Понять это может только грамотная диагностика у тех, кто реально разбирается в этом типе коробок. Просто так менять соленоиды (на всякий случай) — это как правило неоправданные затраты.
2. Если диагностика покажет, что проблема с железом, то коробку нужно вскрывать и дефектовать. По другому — никак. Грамотное решение проблемы с АКПП (как и с вариатором) — это сначала снять и отдефектовать свою коробку, а потом уже (на основании акта дефектовки) принимать взвешенное и обдуманное решение — ремонтировать свою (и как именно — новые детали ставить или восстановленные) или покупать б/у. То есть, должна быть информация для принятия грамотного решения.
Да, иногда ремонт своей коробки — экономически нецелесообразен. Но до вскрытия это сказать нельзя.
С уважением,
Всем привет! Срочно нужна помощь. Месяц не могу решить вопрос с вариатором на Lifan Salone cvt 2013 года. По VIN LBV1502501 нашёл ремень за 650000 тыс руб. и это средние расценки на сегодняшний день !Самый дорогой видел 92000 тыс руб. Просто издевательство какой то грёбанный ремень((( Хотелось бы знать неужели все покупают по такой цене? Неужели нет не чего аналогичного это ремня ? Будупризнателен за любой совет! Спасибо всем!
здравствуйте.у меня Лансер x 2007года 2.0 литра вариатор.пробег 150тыщ.на днях машина резко затроила при наборе скорости на средних оборотах и если держать одну скорость то обороты плавали и машина сома разгонялась или тормозила.на следующий день почистил дросель и поменял фильтр топливный выехал проехать только тронулся и она резко дернулась и после этого на передачи не как не реагирует.не вперед не назад не куда.вылезло 2 ошибки ро720 и ро746.подумал что ремень мог лопнуть.снял поддон коропки на магнитах стружки небыло.седня снял коробку целиком.думаю что с ней делать дальше.подскажите может было у кого такое.
Здравствуйте, может будет ответ на мой вопрос-субару аутбек вариатор "Lineartronic, возможны какие то замены оригинальной зеленой жидкости для использования в вариаторе?может из идемитсу?есть какой то опыт?
Подскажите пожалуйста может кто сталкивался
Машина AUDI A4 B7 коробка вариатор мультитроник
На задней передаче машина перестала ехать даёшь обороты а она стоит
ну вот у меня оналог проблемы разобрали коробку только у меня вариатор ремень и два фильтра .можно начинать с этого!
Кто скажет в чем причина: когда едешь на постоянной скорости (80-120 км/ч) вариатор подергивается?
Впервые вариатор увидел на снегоходе буран
В советское время на комбайны ставили вариаторы
Комментарий удалён
Вариатор не все любят. При кап ремонте и автомат столько высосать может
сколько км для замены?
Цепи у вариаторов расчитаны в среднем на 200 тысяч пробега. Дают знать о себе начинают в районе 160-170. Если прошла за 200, говорят это очень повезло.
а где искать эти цепи? А если даже есть. По VIN LBV1502501 то цена у этой цепи не меньше 50000 тыс руб(((
Интересно отходит вариатор 20 лет как моя айсин автомат без ремонта ?
Смотря как ездить и обслуживать. Моего на 13 хватило. Но сам профукал ремень.
почему такая уверенность, что он заводской, может предыдущий хозяин менял
Заводской герметик на болтах был.
Познавательно
Полезный пост, наиболее полезный из обычно попадающих в ленту.
Но только что то больно оптимистическая концовка — что они значит потеснят автоматы с механикой. Вариатор немного проще по управлению, но дороже в ремонте. К тому же, у вариатора присутствуют те же потери в преобразовании крутящего момента что и ГТФ автоматов. Потери на трении роликов с ремнем. За счет чего на моих машинах ручка выигрывает целых 2 секунды у автомата и на 7-10% экономичнее.
Субару считаю ушли пока дальше всех со своим новым блоком управления вариатором. У них вариатор ещё плавнее и неназойливый за счёт новой микропрограммы перемены передаточных чисел.
Конечно за вариаторами и полуавтоматами будущее, но пока им есть над чем работать.
Вариаторы дороже в ремонте, не спорю, но это пока что. В скором времени, я думаю, ценники на ниx начнут падать, т.к. начинают все чаще и чаще иx ставить различные автоконцерны. Что будет в дальнейшем интересно и самому, но прогресс то есть.
себестоимость производства ремней и роликов высокая. Если и упадут немного в цене, то не скоро. В обычном автомате стоимость фрикционов копеешная, точность плюс\минус. Путем подбора набирается необходимый пакет по толщине. С вариатором такой момент не прокатит, все должно быть очень точно и высокого качества.
Всё верно, но вот по цене фрикционов с прошлого года я не скажу что они копеечно обходятся. Есть пакеты на обычные автоматы по 10к за комплект, а их там бывает по 3-4 таких.
В прошлом году минимальная цена ремня и шестерен была 40к ((( на дешевую коробку
На мою рем комплект стоит: шкивы по 12700 за шт, ремень 18000 и упорные подшипники по 560 р 2 штуки. В общем 45 тупо, и это еще малая кровь. Там резинки если все везде менять, ещё 5 набегает. Ну зато в этом будет уверенность. А контрактную можно взять не на много, а ценник под 25 за одну выйдет.
Ресурс контракта под ООООООгромным сомнением ((( ты забыл еще масло, фильтр и снять/поставить. Тоже в совокупности не хило потянет
Я с контрактом попал, менять не стали, сказав что я её уронил ))) Знакомый брал контрактную, хватило на год. Но он её купил за 3 тысячи. Ну это не стал учитывать. Цены на масло, фильтр и снять поставить примерно в одной цене, зависит только от региона. А так еще под 20 набежит :)
запросто )
Avtolyubitel987
Полезный пост, наиболее полезный из обычно попадающих в ленту.
Но только что то больно оптимистическая концовка — что они значит потеснят автоматы с механикой. Вариатор немного проще по управлению, но дороже в ремонте. К тому же, у вариатора присутствуют те же потери в преобразовании крутящего момента что и ГТФ автоматов. Потери на трении роликов с ремнем. За счет чего на моих машинах ручка выигрывает целых 2 секунды у автомата и на 7-10% экономичнее.
Субару считаю ушли пока дальше всех со своим новым блоком управления вариатором. У них вариатор ещё плавнее и неназойливый за счёт новой микропрограммы перемены передаточных чисел.
Конечно за вариаторами и полуавтоматами будущее, но пока им есть над чем работать.
Дмитрий а в чём лёгкость управления то вариком ? ведь что описано ранее про центробежные силы и пружинки это всё из мопедной темы!))))) а ничего что балансом давлением в шкивах управляет гидроблок под руководством блока тсм !
Когда отсутвуют ступени, это уже проще. И не нужно делать многорежимную трансмиссию, достаточно режимов эко и павер, чтобы всё было эластично и динамично. Это если не брать в расчет сложность механизма управления давлением. Это все же мех. часть.
так там вся проблема то по давлению всегда в особенности ниссана! а режимы это извините если проще то хвосты программ управления и на что поставите микрик или геркон ну никак на общий пробег не влияет!
Интересная статейка.
супер познавательно и главно в тему и вовремя спасибо огромное
Пожалуйста!
просто думал брать мурено а там вариатор и все его матерят…
очень осторожно с мураной. Мотор слишком могуч для вариатора. Коробка у ниx стала запчастью.
вооооот! и цена ппц при этом .я б смирился но ценник)(
Ремонт коробки тоже с xорошим ценником. Один знакомый ввалил 120 тысяч чтобы проблему найти =)
воооо
WINDisel
просто думал брать мурено а там вариатор и все его матерят…
Гамно!