Датчик положения коленчатого вала – всё про датчик коленвала
Современное чудо инженерной мысли – автомобиль, очень сложно представить себе без обилия электронных систем. Электронные системы по своей функциональности можно разделить на следующие системы управления: двигателем, ходовой частью и трансмиссией и салоном (безопасность и комфорт).
Вот именно об одной из таких систем, которая контролирует работу системы впрыска топлива, по сути движения автомобиля. Это датчик положения коленчатого вала.
Что собой представляет датчик коленвала
Датчик коленвала в разных источниках (книгах, инструкциях, описаниях или каталогах) может иметь несколько равноправных наименований. ДПКВ – датчик положения коленчатого вала, датчик синхронизации. Чуть реже встречается название «датчик ВМТ».
Датчик оборотов коленвала, без оговорок можно назвать единственным датчиком, неисправность которого приводит к остановке двигателя.
Почему так? Дело в том, что датчик коленвала, задача которого выполнять синхронизацию работы топливных форсунок или системы зажигания. То есть сбой в его работе приводит к сбою, соответственно системы впрыска топлива.
Датчик коленчатого вала в процессе работы подаёт сигналы (сообщает) ЭБУ о положении коленвала, частоте и направлении вращения коленвала. Принцип работы датчика коленвала может отличаться в зависимости от типа применяемого датчика на конкретной модели автомобиля.
Типы датчика оборотов коленвала
Магнитные (индуктивного типа). Датчики коленвала этого типа не требуют для себя отдельного источника питания. Для сигнала ЭБУ напряжение индуцируется в тот момент, когда зуб синхронизации проходит сквозь магнитное поле, образованное вокруг датчика. Помимо контроля за оборотами коленвала, датчик коленвала используется и как датчик скорости.
Датчик Холла (в основе эффект Холла). Движение тока начинается в момент приближения к датчику изменяющегося магнитного поля. Диск синхронизации перекрывает магнитное поле, и его зубья взаимодействуют с магнитным полем датчика. Датчик оборотов коленвала этого типа применяется ещё и как датчик распределителя зажигания.
Оптический датчик. В датчиках этого типа диск синхронизации выполнен с пазами (зубьями) или отверстиями. Диск прерывает световой поток между приёмником и светодиодом. Приёмник, перерабатывая полученный световой поток в импульс напряжения, передаёт его в ЭБУ.
Электронный блок управления (ЭБУ), принимая сигналы, которые генерирует датчик частоты вращения коленчатого вала, определяет: положение коленвала относительно верхней мёртвой точки (ВМТ) в 1 и 4 цилиндрах двигателя, частоту вращения коленвала и направление его вращения.
Благодаря полученным результатам ЭБУ создаёт сигналы для управления: форсунками, моментом зажигания, включением (выключением) электробензонасоса, работой тахометра (показаниями).
Где находится датчик коленвала
Датчик синхронизации имеет такой же корпус, как и другие датчики, например, датчик распредвала. А отличает его от других датчиков длинный провод с разъёмом, которым он подключается к бортовой цепи.
Место расположения датчика коленвала является очень неудобным по расположению, именно поэтому к нему подключён длинный (до 70 см.) провод с разъёмом. Датчик крепится на кронштейне вблизи шкива привода генератора.
При установке датчика коленвала выставляется зазор между самим датчиком и зубчатым шкивом. Правильным считается положение датчика, когда зазор между его сердечником и диском синхронизации составляет 0,5-1,5 мм. расстояние зазора регулируется при помощи шайб (прокладок) между посадочным гнездом датчика и самим датчиком.
В процессе эксплуатации, могут наблюдаться неисправности датчика оборотов коленвала, хотя это довольно редкое явление. При неисправности датчика, шкива привода генератора, загорается сигнал “CHECK ENGINE”. В буфере ошибок контроллера могут появится либо код 35 либо 19.
Проверка исправности датчика положения коленвала производится при помощи тестера. Просто измеряется сопротивление обмотки датчика омметром. Сопротивление должно находиться в пределах 800-900 ом.
Механические повреждения датчика могут происходить при выполнении каких-либо ремонтных работ в подкапотном пространстве, либо если между датчиком и зубьями шкива попадают посторонние предметы.
А вообще-то, умудрённые опытом автомобилисты рекомендуют всегда иметь в багажнике запасной датчик оборотов коленвала. Стоимость его невелика, а значение для работы двигателя, просто неоценимо.1 Неисправность датчика коленвала
Если ещё не знаете, то откроем вам секрет из руководства по эксплуатации: неисправность датчика коленвала может привести: либо к невозможности запуска двигателя авто, либо к потере мощности, сбою в оборотах, и в итоге, опять же, к остановке двигателя.
Всё дело в том, что именно датчик оборотов коленвала синхронизирует подачу топлива и момент зажигания, путем передачи импульсов в ЭБУ вашего автомобиля.
2 Признаки неисправности датчика коленвала
Первым признаком неисправности двигателя, вообще, является ощутимое снижение его динамики во время движения. Это может, конечно же, свидетельствовать о любой неисправности, произошедшей в двигателе. Но, контроллер зафиксирует её и зажжёт индикатор "CHECK ENGINE" на приборной доске.
Такие симптомы в работе двигателя, как:
на холостом ходу у двигателя неустойчивые обороты;
у двигателя происходит самопроизвольное понижение или повышение оборотов;
ощутимое, даже без приборов, снижение мощности двигателя;
при динамической нагрузке возникает детонация в двигателе;
наконец, элементарная невозможность запустить двигатель.
Это самые характерные признаки того, что неисправен датчик оборотов коленвала, шкив привода ГРМ или генератора.
В-первую очередь обратим внимание на датчик положения коленвала, как проверить его, чтобы результат теста с точностью показал, что неисправен именно датчик. Почему проверка датчика положения коленвала проводится в первую очередь?
Всё просто. Хотя датчик синхронизации и располагается, как правило, в неудобном месте на двигателе, его диагностика займёт меньше всего вашего времени и ресурсов. И диагностика же и покажет, исправен датчик или нужна замена датчика оборотов коленвала.
3 Как проверить датчик коленвала
Существует несколько вариантов проверки исправности датчика. Каждый из них проводится с применением определенных приборов. Рассмотрим два, чаще всего применяемых метода проверки датчика коленвала.
Специалисты рекомендуют в любом случае снимать датчик коленвала. При этом необходимо зафиксировать метками его первоначальное положение на двигателе. Снятие датчика сопровождается его внешним осмотром.
Визуальная проверка датчика коленвала позволяет определить наличие повреждений на корпусе датчика, состояние сердечника, контактной колодки и, естественно, самих контактов. Все имеющиеся загрязнения на контактах или сердечнике убираются при помощи спирта (можно бензина). Контакты датчика должны быть чистыми
При демонтаже обратите внимание на расстояние между диском синхронизации и сердечником датчика. Оно должно быть в пределах 0,6-1,5 мм. Если визуальный осмотр не показал на наличие видимых неисправностей, приступаем к поиску «скрытых угроз» в электрической схеме датчика оборотов коленвала.
Диагностика датчика при помощи омметра. Омметром мы замеряем сопротивление обмотки датчика синхронизации. Исправный датчик должен показывать параметры в пределах 550-750 ом.
Для успокоения своих внутренних сомнений, перед началом замеров, уточните в Инструкции по эксплуатации вашего авто точные параметры, указанные производителем. Цифры, выходящие за пределы указанных параметров, свидетельствуют о неисправности датчика коленвала, а значит, требуется замена датчика.
Второй вариант проверки датчика коленвала, более объёмный. Для этого вам понадобится:
вольтметр, желательно цифровой;
мегаомметр;
измеритель индуктивности;
сетевой трансформатор.
Для корректности показателей при измерении датчика, рекомендуемая температура воздуха 20-220С. Сопротивление обмотки измеряем омметром и способом, указанным выше.
Для измерения индуктивности обмотки датчика оборотов коленвала, применяется измеритель индуктивности (индуктивная катушка, ёмкость и сопротивление). Индуктивность должна быть в пределах 200-400 мГц.
При помощи мегаомметра проверяется сопротивление изоляции. Этот параметр при напряжении 500В, не должен быть выше 20 МОм.
Если в процессе ремонта датчика произойдёт неосторожное намагничивание диска синхронизации, то размагничивание проводится при помощи сетевого трансформатора.
Исходя из результатов, полученных при тестовых измерениях, вы получаете данные о неисправности датчика, или, наоборот, его исправности. При монтаже старого или нового датчика, внимательно устанавливайте его в посадочное место по меткам. Не забывайте о том расстоянии, которое должно быть между диском синхронизации и сердечником (0,5-1,5 мм).
1 Замена датчика положения коленвала
Сегодня речь пойдёт о том, как проводится замена датчика положения коленвала своими руками. По оценкам специалистов, датчик коленвала является чуть ли не единственным из датчиков автомобиля, неисправность которого приводит к остановке двигателя.
Почему так происходит? Основная функция датчика коленвала – синхронизировать работу форсунок или системы зажигания, и его неисправность автоматически приводит к сбою в работе всей системы зажигания и подачи топлива.
Нужно отдать должное тому, что датчик коленвала не так уж и часто выходит из строя. Как правило, это происходит по нескольким причинам.
2 Причины выхода из строя датчика оборотов коленвала
Причины, которые приводят к необходимости замены датчика коленвала, могут возникнуть в любое время и в любом месте вашего маршрута. Поэтому, совершенно нелишним будет наличие в багажнике запасного датчика.
Если у вас не будет возможности своими руками произвести замену датчика коленвала, то на любом автосервисе вам это сделают за полчаса. Главное то, что вы должны помнить и знать: замена датчика оборотов коленвала не требует разборки двигателя или снятия защиты поддона картера. Всего лишь нужен демонтаж колеса.
Итак, причины замены датчика коленвала:
механические повреждения корпуса датчика оборотов коленвала, происходящие по разным причинам. В данном случае требуется замена датчика коленвала;
межвитковое замыкание внутри обмотки, из-за которого происходит сбой генерации импульсов к ЭБУ на определенных оборотах. Это для импульсных датчиков, а именно они наиболее распространены на нынешних автомобилях. В связи со сложностью определения данной неисправности, когда происходит ограничение числа оборотов на 3-4 тысячах, оптимальным решением является замена датчика положения коленчатого вала;
ещё одна неисправность, которая не относится к самому датчику, но влияет на его функциональность – это обламывание зубьев задающего венца. Причины могут быть разные, но последствия таковы, что происходит потеря мощности двигателя, нестабильность в работе двигателя и перерасход топлива.
3 Технология замены датчика коленвала своими руками
Первое, что вам необходимо сделать, при признаках неисправности датчика – провести его диагностику. Предварительно ознакомившись с инструкцией об устройстве датчика вашей модели.
Датчик коленвала проверяется обычным омметром либо тестером в режиме омметра. В инструкции к датчику должно быть указано его рабочее сопротивление. Именно на эту цифру нужно ориентироваться при проведении замера сопротивления. Если сопротивление ниже, указанного в руководстве для типа датчика, то однозначно необходима замена датчика коленвала.
Замена датчика положения коленчатого вала требует особого внимания на расстояние зазора между сердечником датчика и диском синхронизации. У каждого типа датчиков и моделей двигателя он свой, поэтому вновь направляемся к инструкции именно для вашего автомобиля.
Перед тем, как снимать датчик сделайте метки по отношению болтов крепления к корпусу и положению датчика. Установку нового датчика желательно проводить, используя старые болты крепления.
Демонтаж неисправного датчика коленвала не составит особого труда. Процесс его описывать нет смысла, так как существуют определенные конструктивные особенности у автомобилей разных моделей. Не поленитесь и при съёме старого датчика промаркируйте: его положение, провода. При установке нового датчика, эта схема вам поможет.
При установке нового датчика оборотов коленвала, глубина установки регулируется при помощи шайбы (прокладки), которая идёт в комплекте с датчиком. Монтаж датчика осуществляется в обратном порядке процесса снятия.
Успехов вам при проверке датчика оборотов коленвала.





Комментарии 58
У меня на датчике на поверхности где считывается информация с маховика есть маленькие отверстия как будто иголкой потыканные, что это?Как металлическая пыль была…сдул компрессором!
У меня каким то образом, чуть повредился сердечник датчика, как будто кто то пильнул край напильником, ошибок никаких нет, но вот когда глушится двигатель то его колотит, говорят детонация, я почитал про этот датчик, то пишется возможна детонация, не знаю может это как то быть связано с этим датчиком без ошибок.
В чем отличие датчика коленвала 3х контактного и 2х контактного? Спасибо.
Нашёл ответ?
Нет, не нашёл. Не до этого стало
terrormashin
В чем отличие датчика коленвала 3х контактного и 2х контактного? Спасибо.
Всего существует 3 разновидности датчиков коленвала:
Холла – на фишку приходит 3 провода – +12 В либо + 5 В, масса (-) и для подачи сигнала на ЭБУ, необходим источник питания;
индуктивный – для подключения используется разъем с 2 контактами, так как ток возбуждается в самом полупроводниковом приборе;
оптический – состоит из передатчика со светодиодом и приемника, реагирующего на световой луч в момент прохождения участка без зубчиков мимо него.
Вот это копипаста! Супер аффтар.
Всем привет.Вот прикупил джампер 2012 года двиган евро 5 подскажите кто знает сколько контактов на датчике каленвала.Спидометр не работает показывает что датчик крякнул.Новичок совсем в этом деле.
У меня на датчике должно быть и есть сопротивление 130 ом, как быть?
подскажи дружище, у меня вот машина на любой передаче при достижении 2500 оборотов начинает дергаться, причем если продолжать разгон подавая газу то рывков нет, а если держать обороты (поддерживая скорость) то дергается. Вот думаю, может быть причина в датчике коленвала? при этом машина заводится и на холодную и на горячую с пол оборота, не глохнет, но вот рывки — надоели. Если разгонять не более 2500 оборотов то рывков нет, но тогда больше 80 км/ч не поедешь, поскольку при скорости 90 км/ч уже обороты более 2500 и начинает ее дергать.
Померяйте давление топлива в рампе. Очень похоже на неисправность бензонасоса.
спасибо за совет, но не давно проблема решилась, я тоже уже собирался вообще не только мерить давление но и думал что может предстоит менять и насос, но слава богу до этого не дошло. Короче, причина была…в бегунке! Причем в новом! я когда менял крышку, то поставил и новый бегунок, а оказалось что он в отличии от старого отличается по размерам (если не ошибаюсь то был немного выше на пару милиметров) как только поставил под новую крышку старый (еще родной) бегунок — то проблема пропала — рывков больше нет! Вот так вот. Причем хрен бы я догадался пока случайно в Вконтакте не нашел что у мужика живущего аж в Казахстане на такой же машине была аналогичная проблема и причина была такой же
Что такое бегунок?
В трамплере установлен
Извиняюсь, я не механик, можно по подробнее, если не трудно.
в трамплере (распределителе зажигания) Рено 19 бегунок выглядит вот так
Все равно не понял где это
superheli
Извиняюсь, я не механик, можно по подробнее, если не трудно.
и напишите в чем у вас проблема?
Нажимаю на педаль газа резко, где-то с 4-х тысяч оборотов машину тресет, ускорения не происходит, она начинает дергаться (вжух-вжух-вжух) стрелка тахометра бегает вверх-вниз.
Короче была ошибка p0021( как поменял клапан электромагнитный грм и датчик распредвала на левой бошке — ошибка ушла). Появилась ошибка по датчику распредвала p0335. ( датчик распредвала уже заказал, но не знаю поможет ли).
меняй датчик однозначно. Хотя его проверить можно до замены. Нужно найти в интернете какое у рабочего датчика сопротивление и потом легко проверить тестером. если показания отличаются то точно замена.
Когда копируешь чью-то статью, было-бы не плохо ее прочитать. Или ты еще один "спец" что индуктивность меряет в мГц?
Какая тебе разница? Я вот много нового узнал.
Доброго время суток! Вчера каким-то образом, На ходу, снегом дернула и оборвало один провод на датчика кол.вала. я купил новую фишку. Вот теперь думаю как его собрать. Вопрос заключается в чем. Провода лучше скрутить или паять. Или может нельзя паять. Как быть? Спасибо за умный ответ!
Скрутить и пропаять, т.к. со временем скрутка начнёт окисляться и провод станет моросить.
Паять провода на авто не рекомендуют автоэлектрики, ввиду того, что при вибрации происходит переламывание провода на слабом месте — возле пайки.
Доброго времени суток. Проблема: поменяли ремень ГРМ (Mazda Familia 2001 год, двигатель ZL). Без навесного запускали двиглу, работает исправно, заводится, не троит. одели все навесное (ремни имеется ввиду). Показалось собственнику авто мешают провода к датчику положения коленчатого вала. Во общем не понятно по каким причинам он поставил его не так как он стоял. В итоге имеем не заводится (даже не схватывает) + ко все этому — при проверке на свече есть ли искра итог такой: первая искра есть потом искры нет (сразу есть искра потом нет искры) проверяли на первом и на третьем . Подскажите как можно исправить? что может быть неисправно в системе? Спасибо за ответ.
поставьте датчик на место как стоял и проводку… по датчику КВ ЭБУ (мозги) смотрит в какой момент подавать искру в целиндер. может он его перевернул на 180 градусов и эбу думает что в этот момент DVN а на самом деле поршень внизу или в средине. Проверяйте метки грм и на шкиве КВ. и ещё на маховике когда первый цилиндер в ВМТ должно совпадать отсутствие зуба с датчиком КВ.
спасибо будем пробовать
barnyxxx
поставьте датчик на место как стоял и проводку… по датчику КВ ЭБУ (мозги) смотрит в какой момент подавать искру в целиндер. может он его перевернул на 180 градусов и эбу думает что в этот момент DVN а на самом деле поршень внизу или в средине. Проверяйте метки грм и на шкиве КВ. и ещё на маховике когда первый цилиндер в ВМТ должно совпадать отсутствие зуба с датчиком КВ.
про метки могу сказать, что выставлены правильно (до того как он его (датчик) снял машина заводилась и работала исправно). не понравились как у него провода к датчику подходят он и решил его снять и подправить провода (подправил блин :)))). Тогда почему сразу идет искра а потом ее нет?
barnyxxx
поставьте датчик на место как стоял и проводку… по датчику КВ ЭБУ (мозги) смотрит в какой момент подавать искру в целиндер. может он его перевернул на 180 градусов и эбу думает что в этот момент DVN а на самом деле поршень внизу или в средине. Проверяйте метки грм и на шкиве КВ. и ещё на маховике когда первый цилиндер в ВМТ должно совпадать отсутствие зуба с датчиком КВ.
может самодиагностику провести? через контрольку или цэшку. А вообще можно ли ее провести без контрольки или цэшки? На моем винге так просто без замыкания перемычек в диагностическом разъеме педалью газа поколдовал и считывай коды чеком на табло.
barnyxxx
поставьте датчик на место как стоял и проводку… по датчику КВ ЭБУ (мозги) смотрит в какой момент подавать искру в целиндер. может он его перевернул на 180 градусов и эбу думает что в этот момент DVN а на самом деле поршень внизу или в средине. Проверяйте метки грм и на шкиве КВ. и ещё на маховике когда первый цилиндер в ВМТ должно совпадать отсутствие зуба с датчиком КВ.
а может случится такое, что он его перевернул 180 градусов и пытался завести и датчик приказал "долго жить" (сгорел)?
попробуй прозвонить датчик мультиметром. и проверить проводку по схеме, допустим на эбу должны идти два провода от датчика КВ. на одном должно быть какое то напряжение( 5v или 12V) если есть ОК! а второй прозвонить на колодке возле ЭБУ и датчике КВ.
Либо поставить заведомо исправный датчик
во общем победили данную проблему. Простым способом. при сборе всего до кучи неправильно поставил синхродиск (как в букваре написано) диск с зубьями который ставится первым а потом уже шкивы коленчатого. все деле опять сняли диск сам перевернули и собрали. и о чудо она завелась.
Всем спасибо кто читал и отвечал. Мира всем, добра и меньше гвоздей на дороге.
Мотор для этого надо снимать?
У меня вопрос. машина работает в принципе нормально, но выдает ошибку P0340 — Датчик Кулачка.
Причина этой ошибки — ЭБУ получает очень высокий сигнал от датчика.
Может это влиять на расход?
Нужно его менять или попробовать почистить контакты и. т.д.
А у меня замер сопротивления показал 1,486 кОм, а по паспорту должно быть 1кОм. как это может сказываться на роботу двигателя?
хорошая статейка…у меня вот не заводится машинка, грешу на дпкв…но вот искра то у меня есть…
значит метки грм смотри)
мотор 4jx1 глохнет когда прогреется, датчик коленвала будет так мозг выносить ?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как узнать какой датчик стоит, индуктивный или оптический? У меня шевролет авео т300в последнем кузове. Двигатель 1.6 ЭКОТЕК.
не всегда датчик расположен на штифте, у меня этот датчик на маховике.
italauto.com.ua/original/…188_1P/102/26/10226|00_3/
несколько вопросов про датчик положения коленчатого вала
1 может ли у ДПКВ намагничиваться диск синхронизации при работе двигателя? и в результате потом не работать.
2 может ли он работать только тогда когда двигатель полностью остынет (на горячий ДВС машина не заводится, нет искры, нет бензина на форсунках, в рампе давление есть)?
в момент езды нет ни каких симптомов на не исправность датчика.
1.Да
2.Нет
А как его правильно размагнитить, чтобы привести в рабочее состояние?) Предполагаю что у меня проблема может быть в этом… При замене ремня ГРМ, не обратили внимание на деформированный диск и при попытке первого пуска двигатель подхватывал, как будто на 2х из 4х горшков, но так и не запустился, а когда пробовали запускать повторно, признаки жизни отсутствовали, искры нет…
насчет размагничивания интересная идея, но скорее всего невозможна, из за специального изготовления .Тут один вариант только… замена
тут идет речь о диске который намагничивается. Под диском понимается зубчатое колесо маховика?
нет, все что выше без диска. То есть только датчик
55Rover75
несколько вопросов про датчик положения коленчатого вала
1 может ли у ДПКВ намагничиваться диск синхронизации при работе двигателя? и в результате потом не работать.
2 может ли он работать только тогда когда двигатель полностью остынет (на горячий ДВС машина не заводится, нет искры, нет бензина на форсунках, в рампе давление есть)?
в момент езды нет ни каких симптомов на не исправность датчика.
тут идет речь о диске который намагничивается. Под диском понимается зубчатое колесо маховика?
может ли быть это датчик? У меня такая проблема что при прогретой машине не трогаясь(или на ходу) не набирает больше 4тыс оборотов. Если резко в пол то на трех идет отсечка чуть пиотпустить газ то набирает до четырех…Диагностика ничего не показала. Была замерен давление бензонасоса.Я всеже грешу на дмрв, потому что замерив тестером у меня показало 2.5 вольта на 1 контакт. Может знаете какое значение должно быть(ом) на датчик коленвала?
Датчик проверяется осциллографом или измерителем индуктивности, ну и сканером, конечно.
У вас похоже на подсос воздуха после ДМРВ…
НО для получения более точного ответа — указывайте о какой машине идет речь
Sanchess13
может ли быть это датчик? У меня такая проблема что при прогретой машине не трогаясь(или на ходу) не набирает больше 4тыс оборотов. Если резко в пол то на трех идет отсечка чуть пиотпустить газ то набирает до четырех…Диагностика ничего не показала. Была замерен давление бензонасоса.Я всеже грешу на дмрв, потому что замерив тестером у меня показало 2.5 вольта на 1 контакт. Может знаете какое значение должно быть(ом) на датчик коленвала?
такая же ерунда только до 3 тыш и все в низ и чек горит отпишись пожалуйста если решил проблемку)))
Sanchess13
может ли быть это датчик? У меня такая проблема что при прогретой машине не трогаясь(или на ходу) не набирает больше 4тыс оборотов. Если резко в пол то на трех идет отсечка чуть пиотпустить газ то набирает до четырех…Диагностика ничего не показала. Была замерен давление бензонасоса.Я всеже грешу на дмрв, потому что замерив тестером у меня показало 2.5 вольта на 1 контакт. Может знаете какое значение должно быть(ом) на датчик коленвала?
низнаю какое напряжение должно быть на коленвале, а вот неисправный дмрв не ограничивает обороты двигателя, это точно!
Уже разобрался. В разьеме дпкв была вода. Все продул и все заработало как положено!
а у меня осцылогроф показывает что датчик коленвала и распредвала работают как положено, но ошибка висит обрыв цепи распредвала. че делать низнаю, видимо мозги не работают…
И с чего это вдруг индуктивность начала измеряться в Герцах?
Индуктивность измеряется в Генри, а в Герцах измеряется ЧАСТОТА.
Определитесь так же как вы будете именовать датчик про который ведете речь.
Про симптомы и неисправности…
Гаражная байка чайников, а не статья — из такой писанины и распространяются у нашего народа (любителя сказок и баек) безграмотные представления о работе системы.
Уже не раз встречаю в нете эту статейку — перепечатывают с одними и теми же ошибками…
да да уже в какой раз на нее натыкаюсь ((((
Купил новый датчик и зазор составляет где то 5мм.
А у меня не был в комплекте шайбы.