Так получилось, что Сольку я купил зимой, и первое, на что я обратил внимание — очень холодный руль (сиденье-то тёпленькое). С тех пор я начал задумываться о подогреве руля и вот, наконец, я это сделал =)
Вдохновил меня вот этот пост. Там очень хороший и подробный материал — рекомендую для ознакомления. Кстати, греющий элемент я покупал за 1200р как раз у автора этого поста — member, спасибо ему большое (в том числе и за советы, которые он мне давал во время установки подогрева)!


Итак, для начала нам необходимо снять руль. Некоторые говорят, что без специального съёмника это сделать не получится, но у меня получилось =)
Сперва, нужно снять минусовую клемму с аккумулятора (на всякий случай — не известно, как себя поведет подушка), затем открутить подушку безопасности (по бокам руля два болта под биту Т40), отцепить провод и положить её в надёжное место.
Теперь нужно отцепить проводку для кнопок (если таковые имеются) и сигнала.
Руль крепится гайкой на 21, которая откручивается с довольно ощутимым усилием. Откручиваем её не до конца, чтобы не сломать себе нос рулём при снятии =)
После этого, откидываем спинку сиденья, упираемся ногами в пол и тянем руль на себя изо всех сил.
Я этот процесс сам не фоткал, можно посмотреть здесь
Потом нужно разобрать руль — снять накладки и кнопочки (там всё на саморезах). Панель сигнала я снимать не стал — она не мешает работать.

Теперь примеряем оплётку и делаем разметку на руле — отмечаем, где будут швы. Очень важно ровно расположить оплётку во время примерки — чем точнее мы это сделаем, тем легче будет потом стягивать кожу.
На руле есть технологические отметки:
— внутренняя линия вдоль обода обозначает то место, где будет шов;
— внизу и вверху центр руля отмечен маленьким кружком (нужно совместить центры верхнего и нижнего сегмента оплётки с этими кружками).
После примерки, канцелярским ножом делаем прорези для поперечных швов оплётки.


Затем я решил найти место под датчик температуры (который будет автоматически отключать питание от греющего элемента, при достижении 45 градусов, и включать обратно — при остывании). Кстати, можно использовать датчик KSD301 — 3nergetik его проверил, работает. Подключать его будем в разрыв питания.

Оказалось, что спицы нашего руля довольно тонкие и я никак не мог найти место для датчика — он слишком большой. В итоге место было найдено, но руль очень сильно пострадал — во время поиска места пришлось вырезать значительную часть левой спицы.
Эту дыру я очень плотно заклеил черной изолентой, стараясь максимально точно восстановить изначальный контур спицы.

Теперь нужно прорезать каналы для прокладки проводов и для контактов — колец из меди.
Я решил сделать подогрев не всего руля, а только "под руки" (чтобы минимизировать потребляемую мощность — шлейф в улитке довольно тонкий, перестраховался), по этому нужно сделать 4 контакта (т.е. 8 колец).
Медной фольги у меня не было, зато был лист толщиной 1мм. Из него я вырезал полоски, на концах которых сделал "замочки", а к внутренней стороне припаял провода. И с помощью этих полосок сделал контактные площадки. Полоски должны очень плотно обжимать руль — делаем их чуть короче, чем диаметр руля, и стягиваем (я использовал плоскую отвёртку — тянул за замочек).






Руль готов к приклейке греющего элемента — ленты из ткани с углеродными нитями. Эти нити очень хрупкие, по этому ленту нужно резать только очень острыми ножницами.
Ширина элемента — 14 мм, нам нужно наклеить 5 полос через 5мм. Приклеиваем сегменты ленты клеем "Момент", заходя на медные кольца. Один из сегментов нужно приклеить прямо поверх датчика температуры для точного срабатывания (если не отключить питание, то лента продолжает нагреваться так, что может загореться).


Потом еще раз обжимаем ленты поверх имеющихся контактов, чтобы они оказались зажатыми между двух колец.
Теперь нужно заклиеть все пустоты изолентой, стараясь сделать максимально ровную поверхность, чтобы руль был красивым на вид и приятным на ощупь. Опять же, чем больше стараемся, тем меньше косяков будет заметно на готовом руле.

После этого нужно обматать руль пищевой плёнкой — она сгладит мелкие неровности, заизолирует греющий элемент и предотвратит его повреждение при обтягивании кожей. Я заматывал кусочком рулона шириной 7см, не очень толстым слоем. Стараемся, чтобы плёнка ложилась ровно, без сильных складок и заминов, иначе они будут прощупываться через кожу. Там где плёнка не прижимается к рулю плотно (переход от обода к спице), её нужно подклеить моментом, иначе руль будет шуршать, как пакет.
Можно приступать к обшиванию руля кожей.
Кожаную оплётку я заказывал у Демидова Дениса (d_demidov@bk.ru) за 1200р (+300 доставка), попросив немного увеличить её размеры (ведь руль стал толще) и опустить нижние швы ближе к спице. Денис всё сделал великолепно, огромное ему спасибо!

Обшивал руль по инструкции, которую прислал Денис, только тип шва использовал другой (сначала делал его швом, но оборвалась нить просточки). В принципе, там ничего сложного, просто нужно аккуратно всё делать.

В итоге всё получилось довольно красиво, как мне кажется (учитывая, что всё это я делаю впервые). Руль стал немного толще — мне так больше нравится, как-то солиднее себе чуствуешь. Подогрев работает в режиме низкого потребления (2 сегмента подключены последовательно, в каждом сегменте по 5 лент соединенных параллельно) и при этом нагревает руль за 2,5 минуты от момента включения до срабатывания датчика (при температуре на улице +20. Думаю, зимой это время увеличится до 5-7 минут).


О подключении питания для подогрева расскажу во второй части, не пропустите ;)





Комментарии 114
А можно мне тоже написать где заказывал эту ленту?
Если есть падухи безопасности — отключение АКБ обязательно! Если падуха стрельнет при съёме, будет крайне некомфортно, да и затраты на новую падуху и очистку памяти ЭБУ падухи.
Блин клаассно все . Но там где датчик все таки что то не так
Тоже хочу замутить что то похожее только из нихромовой нити, вопрос только где датчик взять?
С нихромовой нити неполучится потому как проволока длиная и сопротивление не подходит, я вот столкнулся с такой проблемой.теперь думаю чем можно заменить?
Все получится, у меня же получилось. Дело в том на какое расстояние нити подключать. Я тоже сначала намотал и подключил от начала и до конца- эффекта было ноль, потом сокращал расстояние подключения до желаемого, после замерил сопротивление на желаемом участке и мерея от него такое же сопротивление припаивал провода чередуя плюсовой и минусовой, как бы парралельное подключение по участкам. Надеюсь объяснил понятно.
Понял.
А какой диаметр брал нихром.нити?
У меня был 0.18, если тонкий можно в две нити пустить.
OPELVB
Понял.
А какой диаметр брал нихром.нити?
Вот я делал- //www.drive2.ru/l/8314141/
сколько метров ушло у тебя на руль?
Не счетал если честно, наматывал парралельно 4 шт с промежутком 4-5мм, если интересно- можно нитку намотать и померить
Аа, ето я так понял 4-е цепи у тебя получилось на руле?
4 нити парралельных в одной цепи и три цепи- два плюса по краям и минус посередине
ето с проводами надо поигратся, спрятать их…
Я уже думал может проще купить Емелю накидку подогрева сидений, розпотрошить его и использовать накгревателный елемент
В Емеле тоже нихром только в изоляции, я у кого то видел из него делали. У меня нихром тонкий 0.18 он не прощупывается, крепил провздев в иголку прямо на старую кожанную обшивку, обмотал скотчем а потом обтянул еще сверху чтобы руль потолще был.
OPELVB
ето с проводами надо поигратся, спрятать их…
Я уже думал может проще купить Емелю накидку подогрева сидений, розпотрошить его и использовать накгревателный елемент
//www.drive2.ru/l/8579272/ -это я сверху обтягивал.
ты гений! )
спасибо))
скажи пожадуйста, что за провод красный ты использовал?
купил первый попавшийся :)
главное, чтоб не тонкий был
Сам и отвечу — будет хуже!)))
=))
Подскажите пожалуйста!
Если вместо целофана использовать ту же ХБ изоленту — будет хуже греть?
Думаю, что руль будет немного дольше нагреваться, но специально не проверял
Да ты маньяк! ) Красава, классно получилось!
аххах))) да, есть такое дело…
Спасибо!
ШОК! я в начале подумал, что все: до свидания, руль!)))))
ИТОГ: 5+ молоток!
я вначале тоже думал, что руль придётся новый покупать, но всё получилось)))) Спасибо!
Бомбезный руль!)))
спасибо =)))
Подскажи пожалуйста, где покупал нагревательный элемент и датчики?
в самом начале поста есть ссылка на пользователя "member" — вот у него покупал
Какой датчик использовал?
Я нашел у себя в городе только KSD301, но он без самовозврата(
я даже не знаю, купил комплектом с греющей лентой у юзера member
А я уже разобрался с ним остывает и включается сам)))
отлично, значит KSD301 можно использовать?
Вполне. Я взял на 45 градусов
добавлю в пост, может кому-то пригодится =)
Хорошо если действительно пригодится) я себе уже все почти сделал. Осталось только обшить кожей и подключить
на авео такое тоже хотелось бы, но уж очень страшно с этими отростками, которые обычные люди называют руками, делать такое. Работа класс, автор молодец!
Спасибо!
На счёт рук, можно ведь знакомых попросить помочь… Ну или самому постараться =)
не, ну сделать смог бы, думаю, тем более по твоим инструкциям:-)но снять сам руль, отключить подушку(боюсь я её), про проводку вообще молчу:-)
эт да, согласен. Самому страшно было, когда первый раз лез туда. А потом как-то привык =)
привык?=) Не только себе делал?
не, я в том смысле, что много раз его туда-сюда снимал-ставил, так что привык отключать подушку, клеммы…
можете написать что написано на температурном датчике? Спасибо.
ух, это его найти ещё надо. Если получится, то напишу, конечно
подскажите где такую ленту купить? в магазине чего? у нас о таком даже не слышали)
Да я и сам не знаю в каком магазине, и никто из знающих не признаётся =)
Я покупал у драйвовчанина — в самом начале поста есть ссылка на него, напишите ему в личку
у нас никто ни в магазинах ни на рынках даже не слыхал о такой))
у нас тоже )))
а мне нужно )) ! оочень)!
так напишите чуваку с ником member, он по почте отправит
оок спасибо
или искать шлейку по размерам походящую но с 8ю дорожками
я дополнительный засунул в улитку
www.drive2.ru/cars/hyunda…barkadron/journal/318554/
ПРИШЕЛ НАГРЕВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ И 2 ДАТЧИКА.Я ТАК ПОНЯЛ СТАВИТЬ НАДО ОДИН?ВТОРОЙ НА ЗАПАС?!
да, я делал с одним датчиком. Можно и два замутить, но я смысла не увидел — с одним вполне отлично работает
Я ТАК И ПОНЯЛ.СПАСИБО.
я тут подумал-если есть солярисы с подогревом руля с завода то и шлейка должна быть свыходами под руль с подогревом и чтобы не мудрить с проводкой заказать эту улитку.или еще вариант-на подушку идут более толстые полоски в шлейфе-может стоит перепоять их на подогрев чтоб надежней было.подогрев пришел.жду оплетку.вот и сижу и ломаю себе мозг чтоб все работало и ничего не глючило.
Да, сейчас уже есть всё штатное — можно заказывать. Просто когда я это делал, ничего штатного не было и в помине =)
Отказываться от подушки в пользу подогрева я не стал, это всё-таки безопасность, мало ли что. С дополнительным шлейфом нормально получилось и не дорого. Только вот делать всё это в первый раз было страшновато, никогда раньше улитки не разбирал. Но ведь получилось =)
дополнительный шлейф?это как?
буду ждать!
собрался тоже подогрев приладить(руки на месте).только я не понял откуда взялось реле от волги.на схеме питания я ее не увидел
Реле от Волги нужно только для того, чтобы сделать вкл/выкл подогрева с помощью кнопки без фиксации (про это подробно написано в 4-й части), по типу как реализована кнопка подогрева сидений.
А так, можно поставить обычный тумблер с фиксацией и просто "разрывать" им плюсовой провод — я первое время так и ездил, пока не придумал фишку с волговской релюхой.
Если не нравится реле, то могу посоветовать электронный таймер "Meguna T6.1" — микросхема, с помощью которой можно сделать то же самое, и даже немного больше (у меня от неё включается подогрев руля при автозапуске, я ещё не писал пост об этом, как время появится — обязательно напишу)
МУЖИК! тоже при покупке сразу заметил, что подогрева руля не хватает. во сколько в итоге тебе обошлось сее мероприятие? и кстати, что ОД нам скажет по поводу гарантии после проделанных работ?)
Спасибо!
По деньгам примерно так:
подогрев с датчиками + оплётка = 3000р. Кнопка от i40 = 700р, реле от Волги =95р. Плюс всякие провода, припои… = еще рублей 200. Получается 4 косаря пока что =) но будет продолжение… думаю в 5К уложусь. =)
Как с ОД будет — увидим через месяц, когда поеду на ТО-1. По идее, они наезжают только если что-то поломалось и ты требуешь гарантийного ремонта (но опять же они должны доказать что именно моё вмешательство послужило причиной поломки)
афигенно) но я бы не решился наверно руль резать)
Благодарю =)
Страшно было начинать, а потом увлёклся процессом и дело пошло…
Ух.достойный подход!
Читал что тут делают на солярики auto-podogrev.ru
По ценам не знаю, надо звонить.
Спасибо!
Где-то на форуме солярис-клуба видел объявление о подогреве на Солярис. Полный комплекс работ по установке подогрева и перетяжке руля в кожу там оценили в 9500р. Так что я сразу решил, что буду делать сам =)
МОЛОДЕЦ!
Спасибо!
Без твоего отчёта я бы ничего не сделал ;)
Респект тебе, отчет супер, проделанная работа заслуживает уважения…
Глаза боятся, а растущие руки из правильного места делают…
Благодарю. Так ведь и есть — делать страшно, но хочется =)
Спасибо, я старался =)
Ну мануал есть, можно пробовать. Только нужно будет несколько дней без машины провести.
Продолжение скоро будет
Шикарная статья, очень подробно и интересно. Задумался, может и для себя так же заморочиться. С нетерпение жду продолжения =)
Как-то слишком сложно…Попадался фототчет, где на руле просто нарезали спиралью канавку, в нее запускали какую-то тонкую нить (нагревательный элемант) и потом обшивали руль кожей. Ну а температуру нагрева отрегулировали релешкой, которая была где-то спрятана. А то в твоем случае слишком много резать надо
Ну возможно, я вот этот способ увидел — мне понравилось, решил замутить =)
ты не ищешь легких путей…и всех удивил)))
Неплохо=))Интересно как это всё работает.
работает тепло =)
Вот это дА! ЗАЧЕТИЩЕ! Завидую рука которые растут оттуда!(откуда нужно)=))
Спасибище ;)
Кулибин! :-) Молодец, Андрей!
Благодарю ;) я старался
Респект и Уважуха !
Спасибо =)
Красава! Дай пять!
Пасиб, держи =)
вот это работа! держи оверы!
смелый поступок и шикарный результат
Спасибо-спасибо!
Я долого не решался на это, но желание было слишком сильным =)
не, ты риАльный маниак))))
а вообще все сделал очень качественно и продумано!
200 баллов по 100-бальной шкале)
да, есть не много =) Спасибо!
Молодец! ЗдОрово получилось! Но я-бы не смог это сделать, даже если мне за это заплатили-бы хорошо =))
Руки у тебя из правильного места растут!
Спасибо! =)
Ну я вот не знаю, взялся бы я за такое ещё раз… 4 дня на это ушло
Выглядит просто отлично!
ЗЫ Пленка пищевая от нагрева не пострадает?
Спасибо!
С плёнкой всё будет норм, я тестил: если с датчиком подключать, то он при 45гр. отрубает питание и больше руль не греется. А если без датчика, то да — греет так, что держаться не возможно и плёнка начинает плавиться
ну наконец-то интересная статья попалась! а то вся лента засрана дебильными фотосессиями на телефон и прочей фигней.
добавлю в закладки, хотя врядли когда-нить решусь повторить такое))
Спасибо, есть такое дело =)
На самом деле, совсем сверхсложного ничего нету, просто нужно всё аккуратно делать и точно подгонять. Ну и наверное, нужно быть немного маньяком =)
Фантастическое кино !
ха-ха, точно =)
Молодца.
Благодарю ;)
Работа проделана огрмная, ничего не скажешь. Я б не решился так руль резать. Но результат выше всяких похвал!
Спасибо! Резать руль было действительно страшновато, но "7 раз отмерь, 1 раз отрежь" помогло (не считая поиска места для датчика =) )
Молодец. Хулио Иглесиас тут ещё говорить?! Сам бы сроду за такую работу не взялся. Но, как говорится — "Глаза боятся, а руки из жопы растут!" Всё получилось чОтко так-то.
Спасибо! На самом деле в процессе всего этого я раз 15 подумал — "нафига я сюда полез", но обратного пути уже не было — руль порезан =)
Да… Представляю, как очко тряслось;)
было такое… ) ) )
просто офигенно
Благодарю!
Классно получилось:)Жду вторую часть
Спасибо, 2-я часть скоро будет