Недавно обратился ко мне приятель, владелец Шкоды Фабии 2005 г.в. с просьбой помочь ему в решении проблемы, связанной со свистом при работе двигателя на холодную. Машина у него практически схожая с моей-объем 1.2л, двигатель BME, 64 л.с. Только кузов отличается от моего-у него хэтчбек.
Приятель мой – человек крайне далекий от автомобильной тематики, полностью доверил мне принятие всех решений по данному вопросу.
Задача стояла вполне для меня привычная — это оптимальное решение с минимальными затратами.
Дефект выглядел банально: с недавнего времени, после запуска двигателя на холодную какое-то время присутствует цикличный свист/скрип, более отчетливо слышимый с правой части двигателя, со стороны приводного ремня и роликов. Этот свист сначала продолжался всего несколько секунд, а спустя месяц длился уже до 5 минут, причем с понижением уличной температуры этот временной интервал прогрессировал.
Для начала я решил выявить источники свиста, ведь как известно, самые распространенные из них-это приводной ремень и его ролики, реже бывает свистит подшипник помпы (насоса системы охлаждения двигателя).
Самый простой и «безразборный способ»-это брызнуть немного воды на поверхность движущегося приводного ремня и посмотреть на его реакцию. Использовал то, что было под рукой-небольшой медицинский шприц (можно так же использовать распылитель для поливки цветов).Набрал воды, брызнул на внешнюю поверхность вращающегося приводного ремня. В ту же секунду тональность скрипа изменилась, а чуть позже скрип исчез совсем.
Очевидно, что в данном случае виновником посторонних звуков при работе двигателя был приводной ремень. Но! Не редко помимо ремня свою лепту в общий фон звуковой картины работающего двигателя вносят и его ролики-на этом автомобиле с кондиционером их 2 : ролик натяжителя и ролик холостой или его еще называют паразитный-кому как нравится.

Для начала решил снять ремень чтобы осмотреть его внешне, а заодно проверить и его ролики.
Перед снятием лучше сфотографировать или зарисовать положение ремня — это облегчит его обратную установку.
Чтобы снять ремень-при помощи накидного ключа на 16, одетого на болт крепления ролика натяжителя ремня одной рукой отвел его пружинный механизм по направлению «от себя», а второй рукой снял с этого ролика ослабший ремень. Дальше тем же ключом открутил болт крепления ролика натяжителя-делается это в направлении ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, т.к. там обратная резьба.
После этого приступил к демонтажу холостого ролика. Ролик этот крепится длинным болтом, с внутренней 6-ти конечной звездой на шляпке под Torx50.

Именной такой не часто используемой биты у меня не было, поэтому я этот болт отворачивал битой чуть меньшего размер-Torx45.
Мой совет-при демонтаже обоих роликов лучше не торопиться, отворачивать болты постепенно, ролики вынимать аккуратно, т.к. помимо непосредственно самих роликов болтом прижимаются еще и металлические «тарелочки», которые могут соскочить с болта вниз и для их поиска придется снимать защиту двигателя, тратя на это время и нервы.
Осмотр снятых деталей показал следующее: оригинальный VAGовский приводной ремень, не смотря на пробег в 170000км, в довольно бодром состоянии (по второстепенным признакам, он еще заводской). Да, он потерт, надписи выцвели, его дорожки за 12 лет приобрели некоторую конусность, вместе с тем я не увидел на ремне ни одной трещины-в общем качество на уровне! Но он свистит, а это лечится только его заменой. Всевозможные смазки считаю глупостями с нелолговременным эффектом и это чревато последствиями…


Состояние роликов в целом можно назвать не плохим. Они вполне рабочие, вращались без посторонних звуков (хотя бывают встречаются хрусты, рокот, перекаты) и явных подклиниваний, но уже наметился некоторый люфт в подшипниках-его можно почувствовать, зажав подшипник с разных сторон двумя пальцами, и покачав при этом.Гораздо четче этот люфт чувствуется когда ролик стоит на двигателе-перед тем как откручивать ролик, его просто нужно покачать при снятом приводном ремне.
Было принято решение заменить ремень и оба ролика. Временно (на срок заказа запчастей) старые ремень и его ролики были установлены обратно. Начались поиски разумной замены.
Если с ремнем было все сравнительно просто, то с роликами альтернативы вал-здесь все зависит от задач, подхода и размера кошелька. Ну, мой-то подход вы помните…
Начнем с ремня. Для двигателей 1.2л BME, BMD и AZQ на автомобилях, оборудованных кондиционером стоит ремень 03E 260 849 A длиной 187,3см (на таких же машинах, но без кондиционера стоит ремень 03D 145 933 AG, он чуть короче в длину-145,3см)
Цены на оригинальный ремень 03E 260 849 A начинаются от 1200руб.-это в 2-3 раза выше чем у аналогов, поэтому с оригиналом решил повременить. Рассматривал и выбирал среди тройки наиболее популярных аналогов:
-Contitech 6PK1873, вроде бы Германия, но не факт- от 650руб (этот ремень идет в оригинале под маркой VAG)
-Dayco 6PK1873, Италия — от 420руб
-Gates 6PK1873, Испания — от 590руб
Остальные либо были малоизвестны и подозрительно дешевы, либо наоборот имели слишком завышенную цену на фоне низкой востребованности.
В итоге по ряду причин выбор пал на Dayco 6PK1873. Забегая вперед, скажу что о выборе не пожалел-качество не плохое, денег своих точно стОит.



Теперь о ролике холостом. Он есть только на машинах с кондиционером. Цены на оригинальный ролик 03D 145 276 E начинаются от 1500 рублей.
Рейтинг наиболее популярных аналогов:
-Optimal N1909, Китай-от 730руб, как ни странно, наиболее популярный
-Kaffaro 252-53, Польша-от 500руб
-Ina 532050010, Германия-от 1150руб
Возможно, в силу сравнительно невысокой стоимости ролика имеет смысл заменить его на новый, но я по ряду причин пошел другим путем, заменив подшипник в старом ролике. Во-первых, подобный опыт я уже приобрел на своей машине, во-вторых, подходящий подшипник уже был куплен ранее, ну а в-третьих, мне просто захотелось сделать это своими руками. Для тех, кто решит пойти таким же путем-моя пошаговая инструкция в следующем отчете www.drive2.ru/l/484453070609055930/
Настала очередь натяжителя. Здесь все гораздо интересней. Замена отдельно ролика в случае с оригинальной запчастью не предусмотрена-производитель предлагает замену пружинного натяжителя в комплекте с роликом и сей девайс для двигателей BME и AZQ имеет номер 03E 903 133 A и стОит от 3000руб. Возможно какой-то смысл в его замене есть, т.к. теоретически натяжной механизм может всесторонне изнашиваться и как следствие может быть не правильное натяжение ремня или ремень может сползать с натяжного ролика. Теоритически… На практике же там стоит такая пружина, в износ которой верится с трудом.

Мной было принято решение ограничиться заменой ролика.
Здесь так же можно было бы пойти по пути замены подшипника, мне в свое время это было интересно и я это проходил. Там стоит подшипник NTN 6303 LHA, его параметры 17х40х12. Но процесс замены подшипника в этом ролике сложнее чем в с лучае с холостым роликом. Там конечно нет заклепок-на первый взгляд это облегчает задачу, но ролик пластиковый и подшипник в него запаян и для того чтобы подшипник освободить, выдавить наружу и запрессовать обратно новый, нужно приложить массу усилий и делать это крайне осторожно, т.к. ролик хрупкий и может просто лопнуть. Несмотря на то, что хороший подшипник стОит всего порядка 200руб, его замену в данном случае считаю не целесообразной и в конце отчета объясню почему пришел к такому выводу.
Выбор натяжителей в сборе с роликами от разных производителей довольно богат и цены находятся в в диапазоне 2200-3500руб.Чего не скажешь о роликах в отдельности…
Здесь предложений поменьше:
-Optimal N1908S, Китай-от 650руб
-Gates T36249, Германия-от 800руб
-Caffaro 271-00, Польша-от 400руб
-Magneti Marelli MPQ 0655, страна производства не известна- от 650руб
-Quinton Hazell QTA1178, Дания-от 650 руб, но ширина этого ролика на 2мм меньше ширины штатного (24мм против 26мм)
Почитав форумы, понял для себя, что некоторые владельцы ставят ролики довольно известной фирмы INA. В данном случае это так называемый ролик от ШНивы INA 531076010.
Возможно это хорошая альтернатива: цена адекватная, произведен в Германии, но ширина этого ролика 24.5мм, а диаметр 70мм, в оригинальном варианте эти размеры чуть другие: 26мм и 65мм соответственно. Возможно эти 1,5мм разницы в ширине ролика кардинально ни на что не повлияют, тем более что ширина приводного ремня в любом случае меньше-21,3мм. А что касается разницы диаметров в 5мм, т.е. 2,5мм с каждой строны-скорее всего это еще менее существенно на фоне автоматического механизма натяжения ремня. Тем более если посмотреть по тому же EXIST характеристики и размеры роликов, входящих в состав рекомендованных неоригинальных натяжителей, например Ina 534 0296 10, Gates T39115, SNR GA357.31, Ruville 56318, то увидим, что эти ролики имеют ширину 26мм и диаметр 70мм-значит разница в диаметрах в 5мм допустима…
Хорошо, с диаметром определились, а что если все же поискать ролик с рекомендованной производителем шириной в 26мм? Например, INA 531089110,производство Германия, цена рекордная-220 руб. Кстати, этот же ролик входит в комплект упомянутого выше натяжителя INA 534 0296 10. Тогда при такой цене и перепрессовка со сменой подшипника теряет смысл, т.к. там один подшипник стОит столько же, сколько здесь ролик в сборе! Выбор очевиден…

В общем проведя вышеописанный анализ, заказал ремень Dayco 6PK1873 и ролик натяжителя INA 531089110.


Ролик в целом оправдал надежды, хотя были сомнения-слишком уж низкая цена!



О плюсах. Когда его берешь в руки, создается полное впечатление, что держишь качественную вещь: приятная упаковка из плотного картона, на коробке и наклейке полная информация о продукте, сам ролик приятно держать в руках, подшипник вращается очень легко-короче Deutsches Produkt. Из особенностей: не большой, я бы даже сказал-минимальный люфт в подшипнике, скорее всего это норма, просто на моем личном автомобиле этот ролик за 158000км пробега ВООБЩЕ без люфта, но зато он и вращается более плотно, у INA это происходит гораздо легче. Подшипник здесь установлен BRS Nbr Fe производства Naser Roun Industrial Co. Это один из ведущих китайских производителей различных видов подшипников, автомобильных корпусов, сцепления, водяных насосов, сельскохозяйственных и промышленных подшипников, сферических подшипников, роликовых подшипниковых и т.д.
Возможно это не столь важно на фоне более чем гуманной стоимости, но все же…



Настало время замен. Созвонились, встретились.
И вот тут возникли неожиданные сложности. Дело в том, что новый ремень установить не так-то просто. Во-первых он чуть толще старого, вытертого ремня, более жесткий, а так же деформирован, т.к. по понятным причинам находился в сложенном состоянии. Ввиду этих особенностей не представлялось возможным не то, чтобы натянуть новый ремень на новый ролик чуть большего диаметра, а даже на старый ролик с меньшим диаметром ремень налезать категорически не хотел-не хватало его длины.
Было решено действовать другим способом. Поддомкратив машину, вывесил переднее правое колесо, чтобы оно могло вращаться, рычаг КПП поставил на 4-ю передачу. Одел новый ремень на все шкивы и ролики, кроме шкива компрессора A/С. Край свободной длины ремня, на сколько это возможно, натянул на нижнюю часть шкива компрессора А/С. Придерживая рукой ремень, чтобы он не отходил о шкива, вращаем колесо. Шкивы и ролики, в том числе и шкив компрессора А/С приводятся в движение вращающимся колесом. Увлекаемый шкивом компрессора А/С, ремень сам на него залезет, главное при этом придерживать его, не позволяя ему соскользнуть. Безусловно, удобнее это делать вдвоем, но и в одиночку вполне возможно. Колесо можно вращать левой ногой, упираясь ею в торчащий балоный ключ, предварительно одетый на одну из колесных гаек.

Что касается нового натяжного ролика-его я заменил спустя неделю. За это время новый ремень успел чуть смягчиться и растянуться, что позволило хоть и не без труда, но все же гораздо меньшими усилиями установить его .
Результат всех вышеописанных мероприятий — полное устранение постороннего шума при работе двигателя и в целом, по наблюдениям самого владельца, работа двигателя стала более мягкой, тихой. Понятно, что основной шумовой фон создавал приводной ремень, в какой-то мере свою лепту вносили так же и подизношенные подшипники и когда все эти негативные особенности разом устраняются-эффект, как говорится, на лицо… Задача выполнена минимальными затратами.
P.S. Не редко ремень начинает свистеть после его снятия-установки. Важно чтобы ремень устанавливался обратно с тем же направлением вращения.Для того, чтобы не запутаться в направлении вращения ремня-перед его снятием лучше прямо на ремне стрелкой отметить направление его вращения, чтобы впоследствии при установке ремня обратно учесть эту особенность.


Комментарии 18
Поменял ролик и ремень почти год назад, тоже поставил dayco 6PK1873… Машина простояла месяц, сейчас запустил и дикий свист! Залил ремень — тишина, но ненадолго. Это ж как так, меньше чем на год ремня хватило… Благо, на фабии менять его недолго, но сам факт смутил.
Здравствуйте! А нет ли случайно номера болта с обратной резьбой?
У меня такая же шкода, 1,2 BME 64 л.с. (с кондиционером). Купил я ее уже с неработающим компрессором кондея (заклинил), поэтому его шкив просто крутился вхолостую (до недавних морозов, когда подшипник шкива кондея стал жутко скрежетать). Кондей оживить стоит дорого… хорошо, что где-то на форуме увидел идею выкинуть компрессор и паразитный ролик и поставить короткий ремень.
Но как узнать какой он должен быть длины (номер детали)? В автомагазинах просят вин код такой же машины только без кондея, но где ж я его возьму… И тут я увидел ваш отчет. ОЧЕНЬ помогли номера деталей, а именно ремней для разных модификаций. Мне нужен был 03D 145 933 AG. ОГРОМНОЕ спасибо, что так подробно написали статью!
На здоровье!
Нашел "правильный" ролик по INA с номером 532055710. Спасибо автору за актуальные размеры оригинального ролика- не нужно предварительно под капот лезть. Готовлюсь к замене цепи со всем сопутствующим.
Не стОит менять все подряд в поисках причины постороннего звука. Такая стратегия отчасти оправдана только в случаях каких-то массовых "болячек", свойственных модели вцелом. Если это не стандартная, часто встречающаяся неисправность, характерная для этой модели, а Ваш индивидуальный случай, то к нему лучше подходить через диагностику. Это не значит что нужно сразу мчаться в сервис, выкладывая круглую сумму-попробуйте сами логически сопоставить все исходные данные:время, длительность, температуру, характер звука и т.д. То есть нужно учесть все факты чтобы максимально сузить круг возможных "виновников", а потом методом логического исключения добраться до истины.
Если остались вопросы-пишите…
Есть старинный метод выявления источника постороннего шума под капотом.Его плюс в том, что он не требует глобальных разборок и специнструмента.На первый взгляд, метод звучит экзотически, но он работает на 100%-сам пользовался не однократно.Потребуется деревянная палка (я использую черенок от лопаты метровой длинны), слышал что кто-то использует длинную отвертку-это не важно, кому как нравится, главное при этом-это уловить принцип.На работающем двигателе упираюсь одним концом черенка в неподвижную часть "подозреваемого" узла или агрегата, а второй конец черенка вставляю в ухо таким образом, чтобы конец черенка упирался в хрящевой отросток (не знаю как он правильно называется)-тот что находится перед ушным отверстием и надавливая черенком на этот отросток, затыкаем таким образом ухо. В результате все имеющиеся звуки через деревяшку будут поступать прямо в ухо.Для удобства и безопасности эту часть черенка лучше обработать напильником или наждачкой.Если узел имеет повышенный шум, то Вы при помощи такого нехитрого "девайса"это услышите-деревяшка будет транслировать все звуки от работающего агрегата прямо в ухо. Продиагностировав таким образом все подвижные узлы и агрегаты, можно выявить источник шума-он будет явно отличаться от остальных по уровню и характеру издаваемого звука.
У меня очень похожая ситуация. Старый ремень генератора начал расслаиваться я его заменил на Contitech 6PK1873, по утрам на холодную появился шум после прогревания шум уходит. Поехал на станцию заменил Насос водяной HEPU P566, заменил НАТЯЖИТЕЛЬ РЕМНЯ с роликом INA 534 0296 10, холостой ролик INA 532 0500 10 (на новом ролике присутствует небольшой люфт). ШУМ НЕ ПРИКРАТИЛСЯ! Заменил подшипник масло и сальник в компрессоре кондиционера…(( Сегодня утром после пуска двигателя отчетливо слышен шум!(( Что можете посоветовать? Как избавится от этой проблемы? Заранее благодарю)))
Молодец! Докапался-таки до каталогов Ina — у них хороший подшипник
А вот я не дошел до этого, остановился на Optimal, и теперь жалею
Как работает тест ремня водой. Мне не понятно. Можно немного разъяснить чайнику?
Да, пожалуйста… Свистят чаще всего либо ролики, либо ремень.Проверить ролики можно так: скинуть ремень и крутануть от руки каждый ролик-он должен вращаться тихо, без посторонних звуков и перекатов.Помимо этого каждый ролик, не снимая нужно покачать влево/вправо, убедившись что нет люфта в подшипниках.Теперь о ремне. Он может свистеть по многим причинам-это износ дорожек (появление их конусности, в результате чего, нет должного зацепления и ремень проскальзывает-особенно на холодную, когда резина помимо всего прочего еще и не достаточно эластична, а так же в сырую погоду), это въевшаяся пыль, песчинки на его рабочих поверхностях, которые в результате трения приводят к скрипу и т.д.В целом причин может быть несколько, но итог всегда один-если ремень заскрипел, его нужно менять. Можно его смазывать (не вздумайте!), мыть, стирать, брызгать заморскими смазками-все это в лучшем случае не на долго завуалирует проблему, не более того… Теперь про обрызгивание водой: если свистит именно ремень, то он моментально отреагирует на попадание на его поверхность воды, приведя Вас к правильным выводам.Должна произойти либо смена тональности скрипа/свиста, либо свист вообще исчезнет на какое-то время.Брызнуть можно из чего угодно, хоть просто набрав в рот воды-достаточно 10-15 мл.Испортить ремень не бойтесь, он на это рассчитан и высохнет он практически сразу, если конечно не бахнуть на него пару литров воды. Если ремень никак не отреагирует на воду, то скорее всего причина не в нем-проверяйте ролики. В инете масса видео по поводу Вашего вопроса, примерное понимание можете получить из этого ролика:
Если остались вопросы-пишите…
Спасибо за подробный ответ
Shved27
Да, пожалуйста… Свистят чаще всего либо ролики, либо ремень.Проверить ролики можно так: скинуть ремень и крутануть от руки каждый ролик-он должен вращаться тихо, без посторонних звуков и перекатов.Помимо этого каждый ролик, не снимая нужно покачать влево/вправо, убедившись что нет люфта в подшипниках.Теперь о ремне. Он может свистеть по многим причинам-это износ дорожек (появление их конусности, в результате чего, нет должного зацепления и ремень проскальзывает-особенно на холодную, когда резина помимо всего прочего еще и не достаточно эластична, а так же в сырую погоду), это въевшаяся пыль, песчинки на его рабочих поверхностях, которые в результате трения приводят к скрипу и т.д.В целом причин может быть несколько, но итог всегда один-если ремень заскрипел, его нужно менять. Можно его смазывать (не вздумайте!), мыть, стирать, брызгать заморскими смазками-все это в лучшем случае не на долго завуалирует проблему, не более того… Теперь про обрызгивание водой: если свистит именно ремень, то он моментально отреагирует на попадание на его поверхность воды, приведя Вас к правильным выводам.Должна произойти либо смена тональности скрипа/свиста, либо свист вообще исчезнет на какое-то время.Брызнуть можно из чего угодно, хоть просто набрав в рот воды-достаточно 10-15 мл.Испортить ремень не бойтесь, он на это рассчитан и высохнет он практически сразу, если конечно не бахнуть на него пару литров воды. Если ремень никак не отреагирует на воду, то скорее всего причина не в нем-проверяйте ролики. В инете масса видео по поводу Вашего вопроса, примерное понимание можете получить из этого ролика:
Если остались вопросы-пишите…
:) Гы,
На видео хорошо видно, что нужно обязательно полить водой генератор:)
Да, товаришь на видео воды явно не жалел-зачем так обильно лить?!
Информативно. В закладки, у меня тоже бме. Номера это хорошо. Я свои ролики разбирал и смазывал все равно шумят. А ремень, похоже, тоже заводской стоит. Живучие они однако)))
Нормально так все расписал! Я тоже использую ремень Дайко.Проблем не заметил.
я давно уже от шнивы ролик себе ставил … ходит не хуже оригинала … а цена в разы дешевле )))
От газели евро-3 один в один по размерам и цена 120руб.