Всем привет.
В записи Система охлаждения АКПП начал очистку теплообменника. Полученную информацию решил выложить в отдельную тему.
Принципиальная схема теплообменника приведена ниже.

Он состоит и двух камер: камеры циркуляции масла АКПП и камеры циркуляции тосола.
Тосол проходя по своей камере отдаёт или забирает тепло от камеры масла, нагревая или охлаждая масло, которое проходит по своей камере.
Теплообменник для JF405E представлен ниже.






Место его установки.




Внутренний радиатор для АКПП JF405E сделан из латуни или бронзы, что не может не радовать, так как для очистки можно спокойно применять лимонную кислоту и щелочь.
Общее представление о проблемах возникающих из-за забитого теплообменника можно получить тут.
В статье кратко описана процедура очистки камеры циркуляции масла АКПП. Однако там ничего не сказано про очистку камеры циркуляции тосола. А если она забита, то смысла в очистке масляной камеры нет.
Очистку я начал с камеры тосола.
Изначально в неё можно было закачать не больше 10 см.куб. воды, что показалось очень странным при таком объёме.
Для очистки я применял поочерёдно лимонную кислоту и жидкость для чистки духовок и плит (состав: вода, сода каустическая, 5-15% сульфат жирных кислот, <5% полигликозид жирных кислот, отдушка, динатриевая соль, краситель). Жидкость отлично растворяет отложения, а кислота удаляет окислы.
Для ускорения процесса заправленный теплообменник помещал в кастрюлю с водой и кипятил около 30мин. Остужал и промывал в ванне водой с сильным напором, хорошенько встряхивал и снова промывал.

В течение трёх дней выполнял эти процедуры, на ночь заливал лимонную кислоту.
Кислота выходила мутная. Кроме этого вымывалась накипь.
На фото примерно 1/3 часть всего удалённого мусора.

В результате объём воды помещавшийся в камеру тосола и трубки увеличился до 50 см.куб.
Для промывки масляной камеры заглушил отверстие сверху пластиковой пробкой, и всё аналогично камере тосола.



Вопреки ожиданиям масляная камера оказалась достаточно чистой, всё что удалось из неё "добыть" серая мутная очистительная жидкость и мелкие редкие частички.
Думаю нужно унести в гараж и там ещё жидкостью для раскоксовки колец промыть.
Объём воды, который помещается в масляную камеру около 90 см.куб.
По приблизительным подсчётам суммарный полезный объём камер составляет около 150 см.куб.
Какие выводы можно сделать?
— Промывка радиаторов без демонтажа не эффективна.
— При промывке системы охлаждения ОБЯЗАТЕЛЬНО отключать теплообменник. Иначе он забъётся мусором.
— Если не проверить состояние теплообменника при выполнении капитального ремонта, то его на долго не хватит.
— Состояние теплообменника можно оценить по объёму помещающейся в нём жидкости. Для камеры циркуляции тосола около 50 см.куб. Для камеры циркуляции масла — 90 см.куб. (интересно, сколько в новый вмещается).
— Процесс промывки не сложный, но достаточно длительный.
— После очистки обязательно выполнить проверку на герметичность камер.
Комментарии 20
Кто нибудь нашёл новые уплотнительный кольца?Под болт и под теплообменник ?
тоже этот вопрос интересует
Raketanomberone
Кто нибудь нашёл новые уплотнительный кольца?Под болт и под теплообменник ?
06907536 кольцо. внутренний 69 мм внешний 75 мм
Не у кого чертежей нет ? Как у транскула проставка сделана ? Жаба душит 3500 отдавать когда есть токарный станок
Чертежей нет, но кажется есть она у меня где-то лежит.
Могу поискать.
Приветствую
А перепускной клапан нужно чистить или он не забивается?
Спасибо Вам за подробный материал.
Теперь сто процентов понятна причина плохой работы отопителя… Меняли радиаторы, ставили дополнительную помпу…
А разве плохо греющая печка в салоне связана с тем что забит теплообменник?
Теплообменник же охлаждает акпп и всё
резиновое кольцо большое под теплообменником менял? смотрел по каталогам оно отдельно не продается.
Я его ещё не ставил.
По внешнему виду оно в норме.
По каталогу отдельно не нашёл.
нашли кольцо?
Нет, поставил старое.
А ты можешь сделать фотографию самого места на АКПП, куда крепится этот теплообменник? Только желательно с видом внутренностей?! Любопытно как канал масляный соединяется с входом в теплообменнике. Получается что внутри АКПП к этому месту должна подходить магистраль повышенного давления АТФ. И как герметизируется вход АТФ в сам теплообменник? Я к тому что если вообще убрать систему охлаждения антифризом, возможно ли самому выполнить выход АТФ на выносной радиатор?! НО само то отверстие надо чем то заглушить! Или есть возможность вообще не глушить место куда устанавливается этот теплообменник? Нужен конструктив. Желательно фотку и вид внутренностей.
Добавил в текст
Спасибо за фото. Теперь более менее понятен конструктив этого узла! Буду размышлять.
Я хочу поставить адаптер похожий на этот
www.trancool.com/index.php/product/view/2/33
Это позволит подключить дополнительный радиатор охлаждения масла и оставить штатный теплообменник, который будет работать только на нагрев и при достижении масла рабочей температуры отключаться.
Да! Посмотрел — то что надо! Любопытно, для Матиза они делают?
Хочу с ними попереписываться на эту тему, чертежи для них смогу подготовить, главное определить в какую сторону трубки выводить.
Ну так трубки надо вывести в сторону радиатора ОЖ. Легче будет монтировать! А в дальнейшем можно будет производить замену масла легче чем сейчас. Держи меня вкурсе твоих задумок и исполнений. Возможно и я замучу эти изменения. Давно уже появилось желание в такой доработке.
Ладно.