После написания поста о применении конденсаторов в цепи питания модуля зажигания встал вопрос от уважаемых подписчиков о надёжности системы, расчётах, думах.
Где ЧУВАК расчёты?
Ты что ОПУХ?
Нельзя!
Не надо!
Так вот друзья!Я собрал информацию о данной детали системы зажигания со всех просторов всемирной паутины и решил разложить логически "по полкам", расставить, так сказать, все точки над "И".Ещё будут врезки собственные, из опыта использования данной детали и сжигания нескольких штук.Да…Да сжигания, так как Я имею автомобиль, а не автомобиль имеет…, но а если БЗДЫК обзовём ЭТО платным обучением.
Собственно к теме…
1.Внешний вид.

2.Каталожный номер.
2112-3705010.
3.Для чего служит?
Модуль создаёт искру на свечах при помощи высокого напряжения, который генерирует из низкого.Свечи же в свою очередь воспламеняют бензо-воздушную смесь в цилиндрах, причём в строго определённый момент времени.Искра подаётся в цилиндры попарно, методом "холостой искры".Это значит, что искрообразование происходит одновременно в двух "горшках"-в одном на такте сжатия (рабочая искра), во втором на такте выпуска (холостая искра).Именно "холостая" искра на работу двигателя и его характеристики влияния не оказывает.Такой принцип "пшик…пшик и бух" называется попарно-параллельным.
4.Устройство.
Он состоит из двух катушек с замкнутым магнитопроводом (для 1-4 и 2-3 цилиндров) и двухканального коммутатора в едином корпусе, отсюда и название "МОДУЛЬ".
Теперь детально:
О катушках.
От сечения проволоки и качества изоляции (лакировки)в первичной и вторичной обмотках зависит их мощность и надёжность.Некоторые производители используют "тонкую" проволоку или снижают количество витков и как следствие перегорание обмотки, а там и бесконечное сопротивление.От качества изоляции (лакировки) наше пресловутое КЗ.
За таким параметром катушек как ВРЕМЯ НАКОПЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ следит ЭБУ.Как?Да всё просто задано в прошивке.

"На пальцах"-Увеличиваем время накопления-катушка греется и сгорает, уменьшаем-падает энергия искры.
О двухканальном коммутаторе.
Состоит он виде микрух L497D1 и силовых транзисторов BU931.
Смотрим Datasheet на L497D1-это DC/DC импульсный преобразователь, причём понижающий.Другими словами напряжение на выходе зависит от напряжения на входе.Из характеристик видно, что напряжение на выходе равно от 3,3V до 50V и 1,5A по току, да ещё и 300кГц частотой.А каково напряжение на входе?"Переводчик" нах не нужен-чёрно по белому от 8 до 55V.
Ответ на первую "какаську" получен-МОДУЛЬ МОЖНО ПИТАТЬ ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.
Смотрим на вторую составляющую BU931.Datasheet.
Как известно транзистор-это электронный включатель-выключатель, малым током коммутирует высокий.Из Datasheet-а видно напряжение коммутации до 400V и 15A.А вот напряжение "насыщения", когда транзистор открывается начинается от 5V.
Ответ на вторую "какаську"-МОДУЛЬ МОЖНО ПИТАТЬ ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.
5.Схемы.


6.Производители.
Отечественные и Китай++.
Импортные-выделю качественные-HUCO, TESLA, BREMI, AT Programm.
7.Чем проверить на работоспособность?
а)мультиметром.
Проверяется только вторичная обмотка на предмет КЗ или на сопротивление.Должно быть около 5,4 кОм.Хотя встречаются так называемые "бодрые" с 3,4 кОм фирмы СОАТЭ.
б)Стендом ЦНТ-СПМЗ-3
Как?
Ответы в моём БЖ.
в)Осциллографом.
Это уже "для гурманов"
8.ТТХ.
За этим обратимся на оф.сайт фирмы скажем СОАТЭ.
Они подходят для моторов "сток" или "около сток".
9.Недостатки.
а)Не ремонтопригоден, хотя под вопросом, но всё же.
б)Применена пайка по алюминию, отсюда его и чертовская ненадёжность.
в)из "Б" вытекает-Боится высоких температур.
г)Не выдерживает работу на "нулевых проводах"
д)Не выдерживает работу на свечах с "нулевым сопротивлением".
Список можно ТРА…ТА…ТА до бесконечности.
Если КТО решил модуль 2112 эксплуатировать достаточно придерживаться нескольких правил.
1. Обязательно перенесите модуль с крышки ГБЦ или подальше от двигателя – он ужасно не любит перегревов.
2. Подходите с особым вниманием к состоянию ВВ проводов так как их пробой приводит к поломке МЗ.
3. Меняйте вовремя свечи и обязательно следите за зазором, нельзя его превышать.
4. Старайтесь на заведенном двигателе не снимать ВВ провода со свечей.
5. Если Вы все таки решили оставить МЗ на старом месте не затягивайте сильно гайки крепления МЗ к крышке ГБЦ или кронштейну – это приводит к деформации алюминиевой пластины модуля о ребро теплоотвода – лопается керамическая плата управления.
6. Не рекомендуется доводить обороты двигателя в зону отсечки, так как обесточивание (кратковременное) МЗ тоже может привести к его выходу из строя.
На этом всё.
Всех поздравляю с благовещеньем!
P.S.У КОГО БУДУТ ДОПОЛНЕНИЯ-МИЛОСТИ…
Комментарии 71
Немного не понял, получается модуль управляется минусом? Учитывая что в коммутаторе по входу стоят диоды минусом ко вхожу, положительный импульс не пройдет.
pdf1.alldatasheet.com/dat…ROELECTRONICS/L497D1.html
это разные микросхемы, даже по выводам посмотреть если.
Здаров, у меня стоит Омега, сопротивление на обеих по 6.8 кОм. Модуль под замену?
от пробоя высоковольтных проводов катушка "не вылетит" .С чего она должна ломаться?Энергия со вторички уходит на пробой и всё.Вот когда не будет пробоя на массу, тогда будет межвитковый пробой со временем.
Благодарю за статью, за труд твой!
Комментарий удалён
Благодари Бога за МсSystem и за меня, Кулибин)) Тебе же сказали -флаг тебе в руки)) Успокаивай себя быстрее, грешник) Надеюсь за год тебя жизнь научила следить за базаром?)) Конечно вне сомнения практика твоя и называется-Эх ЖАХНЕМ!)) МОЛОДЕЦ!
Похоже вам нимб голову сдавил, успокаивать себя мне не в чем, у меня все спокойно.
вот и молодец.))
Это сейчас ты спокоен.Быстро научился успокаивать себя? Благов тебе разных и здоровья!
Жираф боольшой ему видней… с какого вообще в разговор годовалой давности влезли с указаниями своими. И ТЫкать мне не надо, не родственник Вы мне.
ты-потому, что один по правилу русского языка.Не заметил сразу дату.Успокой Ся
здравствуй подскажи пожалуйста на какую свечу поступает отрицательный, а на какую положительный ток со вторички?
Что-то Я не понял вопроса.Но попробую…Вход на модуль(разъём)-это четыре провода…Плюс с замка зажигания, минус и 2-ва управляющих импульса с ЭБУ (отрицательных), а выход на свечи импульс положительный.Масса свечей-корпус…ТАК!
В dis зажигании на две свечи течёт отрицательный ток, а на две другие положительный ток, так вот какой ток на какую свечу?
Данный параметр не нормируется. Определить можно только экспериментально, для конкретного типа МЗ.
Способов определения несколько,
напр. емкостной датчик + осциллограф.
Эквивалент нагрузки МЗ (по ГОСТ 1 МОм ) + делитель 1:500 + осциллограф — наиболее информативно.
Добрый день. А подскажите пожалуйста, управляющие провода из Е**, которые приходят на модуль, они + или -?
Управление минус, а плюс постоянный.
Nazar2604
Добрый день. А подскажите пожалуйста, управляющие провода из Е**, которые приходят на модуль, они + или -?
Вроде бы при подаче + идет накопление энергии в катушке и после притягивания к минусу происходит отдача искры.
Если снять заднюю крышку можно проверить сопротивление первичной обмотки?
В последнее время не видел таких модулей в продаже. В основном Китай на двух транзисторах.Гумно оредкостное.
В статье есть отсылка ко времени накопления и к коммутатору на на 497-х. Но вещи вроде это разные! Временем накопления управляет Е** и там нет 497. А если ставите коммутаторы, то 497 ограничивает накопление энергии по току. Увеличиваешь напряжение на входе — получаешь меньшее время накопления. Все это я делал и писал об этом. Суть уже не помню. Почитайте статью
www.drive2.ru/l/8496223/
Написанное Вами справедливо лишь для классического коммутатора БСЗ. Но не для модуля!
в коммутаторе МЗ (ВАЗ) L497 используется в "кастрированном" режиме, с блокированным адаптивным алгоритмом управления временем накопления. . И обеспечивает ТОЛЬКО защиту по току и трансляцию сигнала с ЭБУ.
П поводу ремонтопригодности, почему не ремонтопригоден? что если того коммутатора который часто выходит из строя, вкинут 2 силовых ключа типа BIP373, или с Января 7.2 IRGBT40L ?
"народный" вариант ремонта — переход на "БИ" (2 коммутатора) .
А по нормальному — проще и надежнее взять IGBT + драйвер к нему. И реализовать все то же, что делает L497, только с лучшими параметрами
Ну вот я так и делал, правда вместо дорогущих бипов, взялтиргбт40, уже год как работает)
Emissions
П поводу ремонтопригодности, почему не ремонтопригоден? что если того коммутатора который часто выходит из строя, вкинут 2 силовых ключа типа BIP373, или с Января 7.2 IRGBT40L ?
Читаем внимательно П. 9 а) "хотя под вопросом, но всё же". Я знаю, что можно отремонтировать, но целесообразность затрат, если всё покупать.Когда ХАЛЯВА-другое дело…
ну не знаю как в Ру с целесообразностью, но лично мне было целесообразно :)
Да понятно, когда руки растут из нужного места.
Кстати, даташит верный на L497 www.sitsemi.ru/analog/L497.pdf
Да, даташит верный и правильный. Написан понятно и внятно!
А вот гуляющий по просторам Инета русский перевод — не выдерживает критики по количеству вопиющих ошибок.
Ну я скорее про то, что в статье неверный даташит прикреплен :) И автор похоже не в курсе, что L497 не совсем понижающий преобразователь, т.е. он просто перепутал L497 c L4971.
А так согласен, даташит всегда лучше читать в оригинале.
Да, точно! Ссылка левая совсем!
Вы пишите …г)Не выдерживает работу на "нулевых проводах"… помнится Вы говорили мне (Попробуйте поискать технически обоснованные аргументы в пользу высокоомных проводов. Я не нашел ничего вразумительного. Чем обычная медь не устраивает? Работает безотказно и долго, потому не выгодна производителю.) Как понять?
Этот пункт тоже, лишен достоверности.
МЗ пофигу, что у него в нагрузке.
Если не учитывать фактор помех.
Neskagu
Вы пишите …г)Не выдерживает работу на "нулевых проводах"… помнится Вы говорили мне (Попробуйте поискать технически обоснованные аргументы в пользу высокоомных проводов. Я не нашел ничего вразумительного. Чем обычная медь не устраивает? Работает безотказно и долго, потому не выгодна производителю.) Как понять?
Здесь подразумевается такой смысл…Если свеча вышла из строя, то модуль на обычных проводах живёт дольше, а на нулевых секунда и ему кирдык.Т.е. на нулевых он становится слабым звеном.
Отнюдь! В нагрузке модуля (его половины) 2 свечи, да еще и с резисторами внутри.
Да и прямое КЗ вторички приведет просто к ее разогреву. 40-50 мДж теплоты за 1 импульс — это не так много…
Ключам это НИКАК не грозит.
Комментарий удалён
Это Вас понесло, на банальный комментарий про "Эй-Ухнем" :-)
И не факт, что это касалось Вас, а не "Т-Странник", например с его аналогичными экспериментами.
Воспринимайте все проще :-)
Кто-то в восторге от МД-тюнинга, кто от прямотока…
"банальный комментарий про "Эй-Ухнем" :-)" — какое ухнем, я год на подбор напряжения потратил, но у вас то свое виденье вопроса.
Да, я бы пару часов потратил, не более. Используя упомянутый Вами инженерный подход. И напряжение бы подобрал, глядя на осциллограф всего в одной точке.
Сделали — и отлично!
Упомянутый мной подход для удобства повторения и простого люда был, что умничать то?
Получается, все же Вас понесло, остановиться не можете.
Изложили Вы подход, он повторяем и востребован. Многие моменты попросту не рассмотрены. Ну и ладно!
Остановиться в состоянии?
Вопрос у ТСа был по L497, и косвенно по "играм с напряжением."
Я смотрю, там кондеры 16В стоят по схеме. И хотя они по схеме определяют только лишь максимальное время открытия, забывать их не стоит)
Как вариант установка Январь 7.2 или Бош 7.9.7(+) с собственными косами, где нет модуля а есть катушка.
И еще замечание.
Да, модуль можно питать повышенным напряжением. Но не нужно.
Толку от этого будет НЕ МНОГО, потому как L497 + шунт — все равно ограничит максимальный ток в цепи катушки. И хорошо, если это будет не менее 8А, а в реальности — зависит от разброса параметров компонентов платы управления МЗ. А разброс этот пропорционален пофигизму производителя и его ОТК. :-)
Я почему-то думал, что эти МЗ тупее, и ток через катушку не контролируют, а только ограничивают на безопасном уровне, а оно вон как, два мутатора внутри… Что же за катушки тогда у автора в Волге в знаменитой статье?
м/с L497 достаточно совершенная и интересная по функционалу. Для своего времени, конечно же!
Другое дело, что в современных коммутаторах она используется в немного "кастрированном" варианте.
От адаптивного алгоритма управления накоплением осталась только защита по току силового ключа.
А по поводу "знаменитой статьи" — никаких измерений, ни токов разрыва, ни того, как "затыкаются" преобразователи под нагрузкой — там нет. Как и внятных осциллограмм, где были бы заметны различия. Стиль "Эй-Ухнем!" Кто 18В, кто 30 и даже 35В. Как-то так.
Вот вы интересный персонаж однако, нет там ни какого "Эй-Ухнем!"
и указанные преобразователи под нагрузкой не "затыкаются" не пишите ОТСЕБЯТИНЫ!
Как и нет детальных измерений!
А что, по Вашему — 24-30В для системы зажигания это нормально? как раз стиль "Эй-Ухнем, бахнем".
На непосредственном впрыске на катушки все 100В "бахают" для обеспечения минимального времени заряда, и что?
У Вас время минимизируется?
У Вас обороты за 10 тыс переваливают, что не хватает времени на накопление?
Для СЗ есть конкретный первичный показатель — накопленная и подведенная к свече энергия и вторичный — длительность горения искры. Вотот них и нужно отталкиваться, а не соревноваться, кто больше "жахнет" на катушку.
Да с чего вы взяли что кто то с кем то чем то меряется?
Бл.ть вроде Вы нормальный инженер, а все из себя учителя пытаетесь состроить.
Все причины моего подхода к проблеме недостака эл.мощности подводимой к катушке подробно разжёваны в комментариях, вы этот недостаток компенсируете током, я напряжением, вот и вся разница.
Я выссказал свое мнение и в комментах и тут.
Если Вы не понимаете сущности проблемы, (как и в задаче с полевиками, включенными в параллеь), то нечего и обсуждать.
Повысили напряжение — и флаг в руки! Хоть 20, хоть 35В. Все работает — и отлично.
"(как и в задаче с полевиками, включенными в параллеь)" — тут что не так?
Все просто замечательно. Тема давно закрыта. :-)
"Тема давно закрыта. :-)" — если это так, почему я вижу это здесь?
Это в контексте написанного Вами же.
Догадайтесь о чем?
Igor59
Вот вы интересный персонаж однако, нет там ни какого "Эй-Ухнем!"
и указанные преобразователи под нагрузкой не "затыкаются" не пишите ОТСЕБЯТИНЫ!
Осциллограмки с линии питания выложите, тогда соглашусь, что не "затыкаются" при умножении на 2 и токе 8А.
Если бы я эти преобразователи только на картинках видел — вряд ли писал бы о"затыке"
Да зачем мне Вам что то доказывать?
Чего ему затыкаться то, у него рабочий ток 16А.
Ну и ладно!
Поверим в 16 китайских ампер :-)
McSystem
м/с L497 достаточно совершенная и интересная по функционалу. Для своего времени, конечно же!
Другое дело, что в современных коммутаторах она используется в немного "кастрированном" варианте.
От адаптивного алгоритма управления накоплением осталась только защита по току силового ключа.
А по поводу "знаменитой статьи" — никаких измерений, ни токов разрыва, ни того, как "затыкаются" преобразователи под нагрузкой — там нет. Как и внятных осциллограмм, где были бы заметны различия. Стиль "Эй-Ухнем!" Кто 18В, кто 30 и даже 35В. Как-то так.
Может, у автора и осциллографа-то нет =) Удовольствие дорогое… Спору нет, интересно было бы посмотреть, не входит ли в насыщение сердечник, к примеру, ну и реальную накопленную энергию, конечно. Но и без этого статья полезная :)
В принципе, в МЗ можно было бы поиграться резисторами R9-R10 по схеме выше, чтоб добавить току…
Интереснее было бы уйти от L497 в коммутаторах, реализовать его либо на специализированном драйвере, либо на связке IGBT+driver, отстроить защиту на некоторый предельный уровень, примерно 11-12А. И тогда смело тестить "железо на насыщение".
C учетом конструктива МЗ — "поиграться" номиналами резисторов будет довольно не просто :-)
Да уж, МЗ легче свой сделать :) В принципе, вместо МЗ можно прикрутить широко известную известно где божью искру на BIP373, и вместо регулировки времени заряда крутить напряжение питания.
Да с этими ключиками нынче не все ровно. Китайцы непонятно что маркируют под них.
Arvenktur
Я почему-то думал, что эти МЗ тупее, и ток через катушку не контролируют, а только ограничивают на безопасном уровне, а оно вон как, два мутатора внутри… Что же за катушки тогда у автора в Волге в знаменитой статье?
Катушка Бош без встроенного коммутатора, кат.номер на …001 заканчивается. Коммутатор без контроля по току встроен в ЭБУ.
В Январях 7.2, БОШАх 7.9.7 шунты есть. И контроль есть, но только начальные и аварийные режимы
А в Ителме VS 5.6 нет никаких шунтов, и ограничение накопления по времени только, и что?
И ничего! Все работает.
Я перечислил те, где это реализовано. Как минимум для задач диагностики неисправностей (обрыв или КЗ катушки (жгута) )
Диагностика неисправностей на всех системах реализована в достаточной мере.
Интересная подборка для тех, кто совсем не сталкивался с тематикой СЗ!
Только вот п.6 с обесточиванием МЗ — явно из чьих-то фантазий!
6 пункт не совсем понятен. Каким образом обесточивается модуль? Может пропадают управляющие импульсы с ЭБУ?
Да согласен.Не корректно выразил мысль.В режиме отсечки модуль не обесточивается, а правильно управляющие импульсы превращаются в постоянный сигнал Другими словами модуль "захлёбывается"
В режиме отсечки блокируются форсунки а не модуль.
Это требование здравого смысла + экологии + безопасности.
Как и в режиме торможения двигателем — отключается топливоподача, НО НЕ ЗАЖИГАНИЕ