Многие авто оснащены таким устройством как вентилятор охлаждения радиатора двигателя на базе вязкостной муфты. Так как момент передается через силиконовую жидкость то скорость выходного вала отстает от входного.
Чтобы скорость выходного вала повысилась нужно два фактора.
(1) Добавить оборотов двигателя, жидкость из-за интенсивного смешивания становится более вязкой и передает больше момента.
(2) Радиатор двигателя должен потоком горячего воздуха нагреть ребра муфты и таким образом биметаллическая пластина внутри открывает канал подачи жидкости для более высокого сцепления.
Достоинства вискомуфты.
Это устройство полностью механическое, поэтому не подвержено проблемам электрики и в целом является довольно надежным узлом машины.
Недостатки вискомуфты.
Ее нельзя выключить при преодолении брода или в сильные морозы. Трудно диагностировать поломку, лопасти вроде бы всегда вращаются, но не обеспечивают должного охлаждения.
Типичная кустарная диагностика вискомуфты является довольно ущербной, это попытка определить передачу момента на глаз сложенной газеткой.
Предлагаю новую методику определять рабочесть муфты, это измерять обороты лопастей вентилятора с помощью лазерного тахометра. И в дальнейшем по отношению этих оборотов к оборотам двигателя более точно определять текущее состояние.
Также эта методика также поможет в диагностике проскальзывания ремней и шкивов.
Референсный показатель — вентилятор должен давать 85% скорости от скорости подающего шкива при полностью прогретом двигателе.
Предварительные тесты вискомуфты на двигателе 4M40 (предположительно рабочая или полурабочая).
обороты двигателя по тахометру холостые
обороты шкива коленвала 802
обороты ремня 385 (48% от шкива)
обороты генератора 1716 (214% от шкива)
обороты помпы 893 (111% от шкива)
893/802=
начальные обороты крыльчатки 250-570 (28%-64% от помпы/входного вала муфты)
обороты крыльчатки после прогрева 500 (56% от помпы/входного вала муфты)
тахометр 1000
шкив 990
генератор 2164 (219%)
помпа 1190 (120%)
крыльчатка 546 (55%)
тахометр 1500
шкив 1493
помпа 1671 (112%)
крыльчатка 603 (40%)
тахометр 2000
шкив 1868
помпа 2084 (140%)
крыльчатка 516 (28%)
Литература:
ТЕОРИЯ ВИСКОМУФТЫ ВЕНТИЛЯТОРА РАДИАТОРА
hxxps://autodata.ru/article/all/teoriya_viskomufty_ventilyatora_radiatora/
Viscous Fan Drive Test Procedure
www.fanclutch.com/PicsDoc…Bi-Metal_Drives_Only).pdf
Use of Electronic Viscous Drive to decrease Fan duty cycle
www.ierjournal.org/puploa…%20Fan%20duty%20cycle.pdf

Комментарии 17
Автору большое спасибо за информацию!
Очень познавательно!
Ну а если пользуешся кондиционером, то как ? Жалко !
Принудительный тумблер на оба вентилятора кондея (плюс возможно вентилятор интеркулера) все равно не помешает вывести. Так чтобы они не мешали штатной работе кондея.
После того как дико простыл от кондея, то для себя принял решение — жар костей не ломит :)
Лучше ее выбросить и поставить электро вентилятор.
На мой взгляд лучше и виско и электро одновременно, двойная надежность получается.
Можно двойную спарку вентиляторов от нивы или Ауди тогда поставить)))
На паджеро 2 уже двойная спарка электро с завода стоит, это два электровентилятора от кондиционера. Все никак руки не доберуться переделать их на обдув основного радиатора.
Надо то тумблер вывести в салон)
105 градусов и вентилятор кондиционера включается
gurin-as
Надо то тумблер вывести в салон)
Не только тумблер, нужно автоматическое включение по превышению температуры, индикация такого включения, выкинуть радиаторы кондея чтобы не мешали обдуву, а в идеале еще и инверторное управление вентиляторами для плавной регулировки потока воздуха :)
Можно сделать без автоматики. Как у меня например. Датчик температуры стоит на радиаторе, и в салоне индикатор. А вентилятор тумблером включается. И да, радиатор кондея лучше выкинуть, делов на пару часов:)
Датчик цифровой примитивный я уже воткнул. Как карантин снимут нужно будет тумблер сделать. Радиатора там два кондея выкидывать, еще на нижнем маленьком радиаторе почему-то вентилятор заклинивший. Тумблер вы через реле делали? Компрессор кондея выкинули?
Тумблера вентилятора и компрессора через штатные реле сделал. Там и предохранители есть. Компрессор кондея оставлен, у меня пневмосистема на нем собрана. Радиатор кондея один.
Necromechanicus
Датчик цифровой примитивный я уже воткнул. Как карантин снимут нужно будет тумблер сделать. Радиатора там два кондея выкидывать, еще на нижнем маленьком радиаторе почему-то вентилятор заклинивший. Тумблер вы через реле делали? Компрессор кондея выкинули?
Спасибо, разумное решение штатную проводку использовать, нашел вашу запись. Красивая панелька, еще можно светодиоды индикации включения поставить если уже не стоят.
Для себя думаю еще вентилятор интеркулера на принудиловку перевести и маленький вент на АКПП радиатор, итого будет четыре электро обдува, хороший сквознячек для подкапотки.
Да, светодиоды бы поставить. Но пока не до этого, исправно работает и ладно. Вентиляторов много не бывает:)
Necromechanicus
На мой взгляд лучше и виско и электро одновременно, двойная надежность получается.
Поддерживаю. Недавно перестала работать виска, стали автоматически включаться вентиляторы, по ним и понял, что появилась проблема, потому что даже в Узбекистане в Кызыл Кумах вентиляторы молчали как партизан.