Леня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Оружие дальнего боя
Как из китайского трудяги сделать реального «проходимца»

Пикап Great Wall Deer 3, подготовленный для дальних внедорожных экспедиций: от общей концепции и нюансов постройки до готового экспедиционника. Рассказ от первого лица.
(материал из журнала Оффроуд ДРАЙВ за 2011 год)
В жизни каждого джипера рано или поздно наступает момент, когда интерес к езде по бездорожью (а именно перетаскивание машины с одного края болота на другой, чтобы вернуться на ту же дорогу, по которой заезжал в лес) вдруг ослабевает. Тогда этот человек с трофи переключается на другое хобби, например, пересаживается на квадроцикл и начинает заново открывать для себя офф-роуд, а чаще всего он увлекается дальними внедорожными экспедициями.
Вот и я после семи лет офф-роудной жизни понял, что длительные путешествия привлекают меня гораздо больше, чем вылазки на подмосковные колеи. Однако мой УАЗ, подготовленный для спортивного бездорожья, ни по одному из пунктов не отвечал требованиям к экспедиционнику, поэтому я задумался о замене машины. После ее продажи я стал обладателем суммы в 450 000 руб. Ответа на вопрос, что же выбрать, я и сам не знал, хотя активно рассуждал на эту тему на форумах в интернете.
Муки выбора

Я четко понимал, что машина для экспедиций не должна быть старой, поэтому ограничил возраст претендента семью годами. Отечественный автопром отмел сразу же и не задумываясь, так как за долгие годы владения «Нивами» и УАЗами составил достаточное представление о степени надежности и износостойкости его продукции. Это представление никак не сочеталось с тем, которое я имел об экспедиционнике. В ходе дальнейших размышлений я понял, что это должен быть «японец», но цены на свежие внедорожники были значительно выше означенной суммы или с ней граничили, а мне часть денег надо было оставить на подготовку автомобиля.
Я обратил внимание на китайский аналог Toyota HiLux 130. Цена на подержанные машины этой марки была в пределах 200 000–300 000 руб., что меня вполне устраивало, но я ничего о них не знал. Покупать кота в мешке было боязно, поэтому зашел на форум auto.ru, посвященный китайским автомобилям, и поместил туда сообщение следующего содержания: «День добрый, а поругайте, пожалуйста, Great Wall Deer. Думаю о его покупке, а толком про машину ничего не знаю». Основная мысль полученных ответов от моих старых друзей по покатушкам (оказывается, многие из них уже давно ездят на китайских внедорожниках) была примерно такой: «О, а вот и Немодный решился. Покупай, нормальный внедорожник, не разочаруешься». Таким образом последние сомнения в правильности выбора развеялись, и я приобрел четырехлетний пикап с пробегом в 70 тыс. км за 250 000 руб. Машина оказалась совершенно стандартной и не имела никаких переделок, на бездорожье не эксплуатировалась, при этом была наиболее подходящей для дальних поездок. Мне досталась модификация с механическим управлением раздаточной коробкой и вискомуфтой крыльчатки охлаждения радиатора.
Разработка концепции

Теперь требовалось решить, что именно в машине надо доработать, а что оставить без изменений. Колеса до 33 дюймов вставали в нее без лифта, но штатные редукторы и слабенький мотор не обеспечивали бы им необходимой динамики и тяги на низах. К замене пар я был не готов и даже не из-за материальной составляющей, а из-за того, что под задачи, которые я буду ставить перед внедорожником, вполне достаточно 31 дюйма. Именно такие колеса и были установлены, при этом ни подвески, ни кузов не лифтовались. Мне хотелось, чтобы машина после постройки не потеряла в динамике и управляемости, потому что львиную долю ее пробега составят асфальтовые дороги и грейдеры. При этом я понимал, что поступаюсь проходимостью автомобиля в угоду его дорожным характеристикам, следовательно, машина должна обладать всем необходимым оборудованием для борьбы с бездорожьем, то есть потребуются мощная лебедка и хорошая защита днища.

Определившись с переделками, я загнал внедорожник в специальную мастерскую, вывалив на ее владельца Лешу Амби гору информации. Мы составили длиннющий список того, что нужно переделать и установить, а затем продумали, как и в какой последовательности работать.

Обвес
Одним из главных преимуществ в борьбе с бездорожьем для автомобиля, не обладающего мощным мотором и «тридцать шестыми» колесами, является его небольшой вес. К тому же бампер, устанавливаемый на данную модель, металлический изначально. Поэтому мы сразу отказались от тяжелого силового обвеса и ограничились небольшой площадкой под лебедку в передний бампер. Установить ее удалось достаточно глубоко — так, чтобы та не выступала за габариты бампера и не увеличивала передний свес. Для того чтобы лебедка вписалась в штатный бампер, потребовалось немного подрезать пластиковую юбку. Площадку лебедки продолжила защита, идущая до передней балки. Буксировочные проушины выдвинули немного вперед, чтобы машину можно было поднимать реечным домкратом с помощью шакла.

Задний бампер изготовили из толстостенной трубы. Дело в том, что у незагруженного пикапа жесткая задняя подвеска не обеспечивает должного сцепления с дорогой, поэтому в пустом кузове приходится возить балласт. У меня же роль балласта играл задний бампер. В него интегрировали повторители стоп-сигналов и парктроники. Не обошлось без дополнительных буксировочных проушин, выполненных по тому же принципу, что и спереди. Это делало возможным поднятие машины с помощью хайджека.
Верхний багажник так же решили не ставить. Запасное колесо и домкрат органично разместились в грузовом отсеке. Места для снаряжения в том же самом кунге хватало с избытком, поэтому устанавливать багажник ради люстры и антуража, задирая при этом центр тяжести и увеличивая расход топлива, я посчитал нецелесообразным.
Электроприборы

Самые серьезные переделки коснулись электрооборудования. Штатные фары (практически не дающие света) были заменены на линзованные от однообъемной модификации. В них установили ксеноновые лампы. На крышке кунга закрепили две фары заднего света от Hella. В салоне автомобиля появились мощная КВ-УКВ-радиостанция, два навигатора Garmin, магнитола Pioneer с выезжающим дисплеем, на которую был выведен сигнал с камеры заднего вида, и панель управления автономным подогревателем двигателя.
Под капотом корпус воздушного фильтра был демонтирован, а на его место установлен второй аккумулятор мощностью 100 а/ч. На аналогичный был заменен и небольшой штатный. Управление подключением АКБ сделали из салона с возможностью как параллельного использования, так и поочередного.

Лебедку установили с мощным мотором 6,5 л.с., при этом управление вывели на водительскую дверь и радиопульт.
И по мелочам

Кондиционер сняли, а его насос стал «сердцем» пневмосистемы с ресивером, лубрикатором, масловлагоотделителем, электроклапаном и воздушным сигналом. Заднее сиденье сняли, превратив половину салона в дополнительный грузовой отсек.

Неудобные штатные сиденья заменили более комфортабельными от Dodge Caravan. На крыльях появились расширители арок, защищающие борта и стекла внедорожника от грязи, летящей из-под колес. Стекла грузового отсека были затонированы «вглухую», чтобы лежащее внутри снаряжение не притягивало к себе лишних взглядов.
Учитывая объем кунга, с легкостью вмещающий любое количество канистр, от установки дополнительного бака отказались.
Машина у меня уже почти два года. За это время экспедиционный пробег составил около 50 тыс. км. «Китаец» с честью выдержал испытания зубодробильными грейдерами и болотными гатями. Серьезных поломок в пути не было ни разу, надеюсь, что их и не будет. Автомобилем я доволен и менять его в ближайшие годы не планирую.
Строить было интересно
Алексей "Амби" БАЛАХОНОВ,
победитель многих трофи-соревнований, владелец внедорожного тюнинг-центра, выполнявшего подготовку автомобиля
Мы с Лёней знакомы много лет и вместе построили немало машин, но на этот раз он поставил перед мастерской практически невыполнимую задачу — подготовить автомобиль для бездорожья, при этом сохранив его асфальтовые характеристики.

По результатам работы могу сказать, что машина получилась. Конечно, от нее не следует ждать чудес проходимости — все-таки независимая передняя подвеска, длинная база и скромный клиренс, но плод наших трудов в состоянии ехать по тяжелому бездорожью. К тому же в дальних экспедициях труднопроходимые участки обычно не слишком длинные — в основном это ручьи и неглубокие реки, через которые нет мостов, раскисшие проселки между населенными пунктами, иногда — небольшие болотца. Весит машина полторы тонны, лебедка мощная, мотор неплохой — это старый добрый тойотовский 4Y, дефорсированный до 105 «лошадок». За счет снижения мощности увеличился крутящий момент, так что характеристики двигателя сопоставимы со слабым дизелем. Двигатель ровно работает под нагрузкой на пятистах оборотах, при этом нормально тянет — соответственно этот автомобиль можно рассматривать как экспедиционник
Комментарии 34
Красавец)
Спасибо! :)
здорово, замечательно написано!сам не зная того пошёл по вашему пути, дальнейшее направление понятно, спасибо)
=)
Спасибо за информацию!
А реально сейчас найти его живым 8-10 летнего?
Думаю что да. Но искать надо машинку бывшую в частных руках. Те что использовались организациями, как правило, убитые.
В какой-то из ваших статей/рассказов (не могу найти, казалось) читал про подготовку внедорожника и там звучала фраза про уже "проверенный и зарекомендовавший себя размыкатель плюса", у меня возникла необходимость в такой вещице, в связи с разносом управления лебедкой по разным углам, вот хочу узнать какой именно размыкатель (и) стабильно работают?
Мы пользуем КамАЗовские, переделанные на 12V и с управлением из салона.
nemodniy.ru/wp-content/up…oads/2009/08/DSC00435.jpg
Но сейчас вроде бы и переделывать не надо, что-то подобное продается.
Работают стабильно.
Если нетрудно точную модель реле назовите, пожалуйста, а то они внешне все похожи, а по силе тока разные (и не везде написаны характеристики)
Не назову ибо я не настоящий сварщик (с). Просто помню что от КамАЗа была.
Все равно спасибо. Найдем, не пропадем)
=)
Леонид, а однообъемник не рассматривался при покупке? Допустим Ховер? Не лучше ли он для путешествий, допустим для организации спального места? Или пикап принципиально?
В моем случае пикап был принципиален, Ховер совсем другая машина и под мои задачи не подходит, однообъемнный вариант моего пикапа это Safe.
А спальное место я и в пикапе наловчился организовывать. =)
Не подходит? А какие основные противопоказания для Ховера на роль экспедиционника?
В моем формате — недостаточная проходимость и утилитарность.
Отличная статья и техника. Много интересного.5
Площадку лучше толстую, из 8 или даже 10. А про бампер вот тут
nemodniy.ru/2009-06-23-16-49-02/139-deer-3
можешь пояснить как впихнуть лебёдку чёб за габариты не выступала, и на какое усилие выбрать?
Чтоб за габариты не выступала нужно вкрячить площадку в раму, а усилие для наших машин оптимальное 9-9,5 тысяч либров или в рублях: 4-4,3 тонны
у тя нет фотки площадки, когда ставил лебёдку? чтоб наглядно посмотреть.
Вот тут глянь:
nemodniy.ru/2009-06-23-16-49-02/247-stokrat1
Спасиб! Одно не понял: толщина металла для площадки какая нужна?
И ещё, так скажем по пути. Я тож затеял варить бампер из трубы (как у тебя, ток копию штатного), подскажи как делал крепления?
Я когда авто взял и решил заменить масла в агрегатах был в шоке, оттуда такая чача вылилась жидкая, слабо похожая на масло! Единственное, что успокоило, на таком ездили не долго, я брал авто у перекупа, а до этого хозяин масло как раз перед продажей поменял! Но вот карданы были не прошприцованы, пришлось самому шприцевать. Еще он сказал, что передний кардан варили и не отцентровали, поэтому бьет на скорости, проверил — действительно так. В общем нашел за 10 500 передний со всеми крестовинами, норм ценник? Плюс естественно доставка ПЭК. В Красноярске нашел только у оф. дилера за 16400 — дорого…
Да, вроде бы он так примерно и должен стоить.
Добрый день! Не подскажете по такому вопросу, разбило шлицы переднего кардана, теперь при включении пониженной получаю хороший пинок под зад. В данный момент снял и езжу только на заднем приводе, товарищ посоветовал, чтобы не выпал из них, говорит очень рисково, но с передним карданом нужно что-то делать. Как Вы считаете стоит заказать оригинал с Москвы или есть возможность подобрать с другого автомобиля? У Вас уже пробег 150 тысяч, менялили его уже или с каким купили с тем и путешествуете?
Добрый день!
Кардан с которым я купил машину довольно быстро пришел в негодность. Причина тому — отсутствие эксплуатации и обслуживания. Передним приводом на машине не пользовались и кардан не шприцевали, соответственно все корозировало и развалилось. Ставил оригинальный кардан, хоть и денег он стоил, конечно, неадекватных. Дело в том, что у меня развалился сам узел с крестовинами а подобрать такой от другой машины не получилось. В Вашем случае не знаю что и посоветовать, по одному описанию сложно понять что случилось и причину произошедшего тоже.
Хорошая статья, а главное, в журнале нельзя задать вопросы автору, а здесь можно, чем я и хотел бы воспользоваться!
1. Про линзы и ксенон. А как же недопустимость его установки без автоматического корректора и омывателя? Будучи образцом для подражания, писать об этом как-то странно, нет?
2. Для себя открыл всю прелесть ночевки в машине, но это однообъмник! как здесь?
3. Почему отказались от кондиционера? Неужели в той же степи он бесполезно? я бы сказал, что наоборот необходим!
Линзы и ксенон без корректора и омывателя действительно запрещены, так же как и превышение скорости, например, но это не мешает 99,9% водителей превышать скорость а так же писать в журналах как ведет себя, например, Ягуар на скорости 200 км/ч. =)
Когда езжу один снимаю штурманское кресло и получаю лежак 60 см на 2 метра. Когда путешествуем вдвоем спим на разложенных сидениях, они у меня раскладываются в горизонталь и очень мягкие, так что спать одно удовольствие.
Кондиционер штука весьма полезная, но для меня мощный компрессор гораздо важнее.
Ручное переключение оставляет возможность держать один аккумулятор в резерве и не париться что за ночь от отопителя и магнитофона на заглушенном двигателе сядет АКБ и ты не сможешь завестись. Если первая АКБ не тянет, просто подтыкаешь вторую и всего делов. То же самое с лебедкой. =)
Ручное переключение надежнее как мне кажется! Вообще машина конструктор конечно, былаб фантазия и руки правельные!))
На самом деле это не сверх сложно. Мы используем КамАЗовские размыкатели переделывая их на 12 вольт и снабжая дистанционным управлением. Идея с подключением АКБ в параллель для нашей эксплуатации не совсем удачна, поэтому мы пользуемся ручным переключением с возможностью пользоваться любым из аккумуляторов или двумя сразу.
Меня очень давно мучает вопрос, как правильно реализовать систему с 2-мя АКБ, если есть возможность, не могли бы Вы по подробней об этом рассказать? Заранее благодарен.
Есть более простой, но более дорогой способ — поставить систему контроля заряда, а хотя бы тот же T-Max. Он позволяет работать с аккумуляторами разной ёмкости, в первую очередь всегда заряжая пусковой и автоматически подключает к зарядке резервный.