Для чего нужна установка реле в автомобиле ? Начнем с определения:

***********************************************************************************************************************
Что такое реле и для чего оно нужно
Реле — электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.
Типы реле могут различаться по управляющему сигналу и по исполнению, не будем останавливаться на этом, тем более все это есть на той же википедии. Отметим лишь, что наибольшее распространение получили электрические (электромагнитные) реле.
Понять для чего нужно реле из определения трудно, поэтому разжуем на простых словах:
Реле предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Другими словами является переключателем, а еще проще — принцип работы реле — малым током (например сигналом кнопки) включать цепи с большим током. А используют реле, когда исполнительное устройство (стартер, генератор, вентилятор, обогрев зеркал, клаксон и т.д.) потребляет больший ток (до 30-40 ампер).
НАПРИМЕР: Для того чтобы с маленькой кнопочки завести двигатель, необходимо, чтобы включился стартер, который потребляет от 80 до 300 ампер. Если не использовать реле, тогда кнопка не выдержит большого тока и расплавится, также как и не предназначенная для больших токов проводка. Поэтому, делают подключение через реле (между кнопочкой и стартером устанавливают реле), которое по импульсу малого тока кнопки внутри себя замыкает мощные контакты, тем самым включая стартер. Как это происходит ?
***********************************************************************************************************************
Устройство реле
Электромагнитное реле состоит из:
электромагнита (представляет собой электрический провод, намотанный на катушку с сердечником из магнитного материала).
якоря (пластина из магнитного материала, через толкатель управляющая контактами).
переключателя (могут быть замыкающими, размыкающими, переключающими).

При пропускании электрического тока через обмотку электромагнита возникающее магнитное поле притягивает к сердечнику якорь, который через толкатель смещает и тем самым переключает контакты.
**************************************************************************************************************************
Контакты и принцип работы реле
Контакты реле:
Контакты 85 и 86 — это катушка.
Контакт 30 — общий контакт, всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а.
Контакт 87А — нормально-замкнутый контакт.
Контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.
Силовые контакты имеют всегда маркировку 30, 87 и 87а.


Принцип действия реле:
В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что, если на реле нет маркировки диода) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87.
************************************************************************************************************************
Некоторые виды реле:
-реле с пятью контактами (5ти контактное реле). Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87.
-реле с четырьмя контактами (4х контактное реле). Контакт 87а или 87 может отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.
Все реле имеют контакты обмотки (85 и 86 контакты).
*************************************************************************************************************************
Применяемость и назначение:
Реле 4х контактное и 5и контактное используются применяются в авто как средство включение или переключение цепи.
Вывод:
Главное отличие и сходства 4х контактного реле от 5ти контактного реле в том:
-Сходство этих типов реле. У них есть катушка возбуждения которая переключает перемычку (якарь). (Контакты 86,85-катушка)
-Отличие этих реле состоит в том что.
У 4х контактного реле контур всегда разомкнут (контакты 87,30) и под воздействием катушки (возбудителя) контур замыкается (происходит контакт).
У 5ти контактного реле контур разомкнута, замкнутый (контакты 87а, 30- замкнуты) (контакты 87,30-разомкнуты) под воздействием катушки(возбудителя) происходит переключение перемычки (якоря) с контакта 87а на контакт 87.
Схему применения различны:





Удачи всем!





Комментарии 40
подскажите пожалуйста какое реле использовать для подогрева зеркал? кнопка включения без фиксации.
Как можно сделать, у меня подаётся плюс, мне надо чтобы когда этот плюс выключался и включалась масса чтобы реле активировало двугой провод, как бы соединила контакты
Огромное спасибо.
Просто доступно и понятно.
А то я уже всю голову сломал как мне волговские клаксоны подцепить.
Заводской пред на 15 А, а эти две дудки каждый по семь, в общем Ещё раз спасибо, гениально. Берегите машину и проводку.
Всем добра
А если я хочу запитать маломощный прибор от замка зажигания или провода прикуривателя, нужно ли реле?
Спасибо большое за статью!
Для меня, как для неопытного человека, было очень полезно.Статью сохраню, как справочник.
Привет. Подскажи, а есть ли разница куда подключать + с АКБ к 30 или 87 контакту? Просто себе подключал + к 87 контакту, а с 30 на потребителя.
Для простых реле разницы нет, если реле автоматическое типа такого
то лучше проситать инструкцию
Давно искал понятное описание, дошло ещё не всё, но буду разбирать, спасибо, подпись!)
Спасибо большое. Всё очень понятно.За это лайк и подпись.
Реле перекачивающего насоса вышло из строя нету напряжения на фишку насоса, реле вытаскиваю напряжение появляется насос начинает качать, ето нормально так должно быть, и можно ли так ездить (без реле)?
это не нормально если все стало работать без реле тогда где то замыкание.
R1 620 Ом R2 — 51 Ом.
Почему то не срабатывает реле. Пробовал по 1 варианту — присоединял 85 к + поворотника и пробовал 2 вариант разрезал провод поворотника, а сам поворотник подсоединял после реле на 86 контакт. В чем проблема не понимаю. Без реле все отлично работает.
все просто ты плюс га катушку берешь с лампы поворотов, но плюс на ней не постоянный, он мегает, от сюда и реле то включаеться то выключаеться и все мегает у тебя. тебе нужно еще что то добавить в схему что бы конденсатор мог делать задержку перед катушкой. и за счет этой задержки было на реле катушки постоянное напряжение.
тогда при включение аварийки габариты потухнут.
Но проще это все сделать на микропроцессоре чем на реле, пробывали уже с реле не работает:
nikei666
R1 620 Ом R2 — 51 Ом.
Почему то не срабатывает реле. Пробовал по 1 варианту — присоединял 85 к + поворотника и пробовал 2 вариант разрезал провод поворотника, а сам поворотник подсоединял после реле на 86 контакт. В чем проблема не понимаю. Без реле все отлично работает.
www.drive2.ru/l/8947704/ я на прошлой машине тоже делал то что иты сейчас, если нет способа как зарядить кондей тогда затея без смыслена
Спасибо, а то я всю голову сломал нигде ответ не мог найти. Буду доделывать
или обратный диод все таки стоит подключать к выводам катушки для подавления обратного импульса?
не стоит подклчать, как не подключи катушку ты не изменишь ее свойств, электрический ток проходя через нее становиться электро магнитным, и она лишь выполнит свою функцию это оттолкнут якорь и соединить контакт.
так получается катушка в этих реле бифилярная?
нет там обычная катушка) просто сделана по принципу реле Тесла.
Она в обще там нужна лишь для управления магнитными свойствами, когда на нее приходит ток она становиться электро магнитом и отталкивает от себя перемычку, якарь=)
Спасибо! Выручили))
и кстати, в чем отличия реле 90.3747-10 и 90.3747А. посмотрел- никаких. может контакты из другого металла. в авто 49 покупал для подключения замка двери к сигналке
эти два типа реле одинаковые, различие в реле могут быть только по силовому току он указывается на крышке.
90.3747-01- (20-30 амперное)
90.3747-10- (30-40 амперное)
mrbordos здравствуйте! подскажите, у реле есть контакты 85 и 86 к которым подключается питание. есть ли различие при подключении питания реле? тоесть обязательно ли подключать к 85 минус, а к 86 плюс. или можно подключать как хочешь?
Разницы в подключение нет, просто эти два контакта это два вывода на катушке.
Если тебе интересно почитай о бифилярной катушке Тесла. Из его опытов и взята основа для создание Реле и не только реле)
То что мне на сейчас нужно! )) Только вот там вроде ошибочку в тексте нашел — "Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87." Контакт 30 это же общий, дальше там в тексте правильно написано — "под воздействием катушки(возбудителя) происходит переключение перемычки (якоря) с контакта 87а на контакт 87."
мм а в чем ошибка то)) контакт 30 это контакт на который подается постоянный плюс в 12 вольт. это как в выключателе обычном ботовом на один из контактов подаеться постоянная фаза.
под воздействием катушки происходит переключение перемычки, в реле это якорь.
И так же как и выключателе просходит контакт перемычки и с фазового контакта ток бижит на соседний контакт и включаеться свет.
Так и тут с контакта 30 общего ток уходит на контакт 87, и бежит на то устройство что питаеться от реле.
А в место рук человека для включения и выключения спользуеться катушка)))
Не, ну всё верно, но ведь переключение происходит перемычки между 87а и 87, т.е. 87а отмыкается, а не 30.
Driver77
То что мне на сейчас нужно! )) Только вот там вроде ошибочку в тексте нашел — "Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87." Контакт 30 это же общий, дальше там в тексте правильно написано — "под воздействием катушки(возбудителя) происходит переключение перемычки (якоря) с контакта 87а на контакт 87."
контакт 30, общий не подвижный контакт, к нему прикреплен пружинещий контакт.=)
не какой ошибки нет)
смотри схему и строение реле=)
Так я и смотрю схему, 30 общий, стоит на месте, а 87а на 87 перещёлкивается
нет якарь и перемычка они с одного конца прикреплны к общему-30 контакту. и вот за счет калибания катушки перемычка ходит от 87а к 87
Я что, не то же самое написал "30 общий, стоит на месте, а 87а на 87 перещёлкивается"?
ухх в общем разбирайся сам, так то все эти контакты они стоят на своем месте, и 30, и 87, и 87а, 85, 86- они в колодке жестко зафиксированы и не могут перщелкиваться.
все делает подвижный контакт (перемычка)
удачи тебе и пока
Driver77
Так я и смотрю схему, 30 общий, стоит на месте, а 87а на 87 перещёлкивается
Полезная статья.
Отлично и понятно написано!
Огромное спасибо! Очень полезная статья!
не за что!
Отличная статья !
у меня в цитросе есть релюха с 7! контактами…
Я не удивлен=) на ваз:
1)реле стеклоочистителей=6 контактов
2)реле контроля исправности ламп=11 контактов
Но по сути эти реле отвечают за свой принцип работы, и в них схема иная.
Они не служат для подключения внешних устройств путем переключения перемычки.
Этот пост как раз о тех типах реле что помогают подключать устройства без тумбера или кнопки.