Административным регламентом урегулирован порядок действий сотрудников госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, регламентировано осуществление следующих административных процедур: остановка ТС и пешехода; регулирование дорожного движения; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя ТС, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС; осмотр и досмотр ТС; изъятие водительского удостоверения; задержание ТС и запрещение его эксплуатации; выезд на место ДТП; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; административное задержание; доставление и др.
Граждане, права и законные интересы которых были нарушены незаконными действиями или решениями сотрудников госавтоинспекции, вправе обжаловать такие действия (решения) в вышестоящем органе (вышестоящему лицу) либо обратиться непосредственно в суд.
Жалобы могут подаваться по почте, на личном приеме, по информационным системам общего пользования или через специальные разделы на Интернет-сайтах органов внутренних дел РФ. О нарушении своих прав и законных интересов в результате противоправных действий (решений) сотрудников госавтоинспекций также можно сообщить по номерам телефонов дежурной части соответствующего подразделения, органа управления, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
Установлены формы следующих процессуальных документов: протокол об административном правонарушении; объяснения потерпевшего (свидетеля, правонарушителя); постановление-квитанция о наложении административного штрафа; схема места совершения административного правонарушения; постановление по делу об административном правонарушении; протокол об отстранении от управления ТС и др.
[b]Административный регламент вводится в действие с 1 сентября 2009 г. До указанной даты сотрудники госавтоинспекции должны сдать зачет на знание положений регламента.[/b]
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2009 г. Регистрационный N 14112.
www.garant.ru/hotlaw/mon/138612.htm
Сылка на документ в системе Гарант: www.garant.ru/hotlaw/doc/138612.htm
ссылка на первоисточник: mvd.consultant.ru/doc.asp…D=11112&PSC=1&PT=3&Page=1
Ниже приведу наиболее интересные и важные на мой взгляд положения Административного регламента:
8. Результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.
14. Текст Административного регламента должен иметься в наличии в дежурных частях, на стационарных постах дорожно-патрульной службы*(40) для ознакомления с ним, при соответствующих обращениях, участников дорожного движения.
Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения
19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также
возникающие в связи с этим его права и обязанности*(45).
При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.
При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом
виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
При наступлении условий, предусмотренных статьями 12 — 15 Закона Российской Федерации "О милиции" (приложение N1 к Административному
регламенту), действия, касающиеся представления гражданину и предъявления
ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.
21. Обращение к водителю транспортного средства должно
осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При
наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при
нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других)
сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны
транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом
69 настоящего Административного регламента.
22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны
подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им
нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой
на соответствующие требования Правил дорожного движения и других
нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию
участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования
своих действий.
Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном
нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и
предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных
действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего
осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для
решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных
должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или
требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных
обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном
правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить
местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за
исключением случаев запрещенных законодательством, имеет право
использовать видео и звукозаписывающую аппаратуру
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео и
звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое
не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен
сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
26. С документами граждан при проверке необходимо обращаться
аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для
этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги
и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и
предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки
и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без
обложек.
Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения
материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за
исключением необходимых для осуществления административных действий.
27. В случае совершения участником дорожного движения противоправных
действий, не относящихся к административным правонарушениям в области
дорожного движения, сотрудник обязан пресечь на месте такие
действия*(46).
При этом неприкосновенность иностранных граждан, пользующихся
иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации*(47), а
также должностных лиц, выполняющих определенные государственные
функции*(48), не исключает законной самообороны от их противоправных
действий, возможности применения физической силы, специальных средств,
применения и использования огнестрельного оружия в соответствии со
статьями 12 — 15 Закона Российской Федерации "О милиции" (приложение N 1
к Административному регламенту).
28. Действия сотрудников по исполнению административных процедур в
отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также
должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции,
осуществляются в порядке, изложенном в пунктах 227 — 236 настоящего
Административного регламента.
29. Предъявление сотруднику в ходе исполнения им государственной
функции участниками дорожного движения, не относящимися к иностранным
гражданам, пользующимся иммунитетом, должностным лицам, выполняющим
определенные государственные функции, а также к указанным в пункте 93
настоящего Административного регламента, служебных удостоверений, иных
документов не является основанием для ограничения предоставленных
сотруднику полномочий.
30. В случае необходимости оказания помощи и (или) при
соответствующих обращениях сотрудник содействует участникам дорожного
движения:
в оказании или организации оказания первой помощи пострадавшим и
доставления их в лечебные учреждения, при обнаружении лиц, находящихся в
бессознательном состоянии, а также с явно выраженными тяжелыми травмами
на место вызывается скорая медицинская помощь;
в защите от преступных и иных противоправных посягательств на их
жизнь, здоровье, а также их собственность;
в организации транспортировки поврежденных или неисправных
транспортных средств, охране имущества, оставшегося без присмотра в
результате дорожно-транспортных происшествий;
в переходе инвалидами, престарелыми и детьми улиц и дорог.
34. Сроки исполнения сотрудниками административных процедур
(действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления
исходя из конкретной обстановки.
Исполнение сотрудниками конкретных административных действий в
рамках исполнения административных процедур должно осуществляться
непосредственно после наступления юридического факта, являющегося
основанием для начала соответствующего юридического действия, за
исключением случаев, предусмотренных пунктами 47 (4 абзац), 61, 109 (6 и
7 абзацы), 201 и 216 настоящего Административного регламента.
Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени
исполнения административных процедур (действий) в отношении участников
дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V
настоящего Административного регламента.
44. При осуществлении контроля за дорожным движением с применением
технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения могут
использоваться естественные и искусственные укрытия.
Действия, влекущие ограничение видимости участниками дорожного
движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для
подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля (с
использованием открытой панели багажного отделения и иных способов), не
допускаются.
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником
являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием
технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения
безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов,
участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства),
свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению
дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного
правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и
разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников
дорожного движения) об использовании транспортного средства в
противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах
совершения дорожно-транспортного происшествия, административного
правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или
являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве
понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4
настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим
участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов
внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с
проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий
транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным
средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а
также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только
на стационарных постах ДПС).
66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках
дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за
исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью
пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда
жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также
случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными
специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и
организации дорожного движения.
133. При проведении освидетельствования на состояние алкогольного
опьянения сотрудник проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в
соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического
средства измерения. Наличие или отсутствие состояния алкогольного
опьянения определяется на основании показаний используемого технического
средства измерения с учетом его допустимой погрешности.
137.5. В случае вынесения на основании результатов медицинского
освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что
состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту
отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения
его транспортного средства.
