Немцы называли ГАЗ-21 русским Mercedes-Benz, бельгийцы и голландцы — "танком на колесах", норвежцы и финны — "танком во фраке", а вот чопорные британцы именовали отечественную "Волгу" не иначе как "рабочей лошадью".
В 60-е годы прошлого века ГАЗовцы экспортировали свою продукцию не только в социалистические и прочие дружественные страны, а и в развитые капиталистические государства с насыщенным передовыми новинками автомобильном рынком (всего в 75 разных стран). Не стала исключением и Великобритания.

В 1961-м году посетителям Лондонского автосалона демонстрировали опытный образец праворульной "Волги" второй серии (решетка типа "акулья пасть"), но на конвейер такой вариант не попал.

Серийные же модификации с правым расположением органов управления (стандартные — 21Н, 21П и 21НЮ, 21ПЮ — для стран с южным климатом) были подготовлены Горьковским автозаводом только для ГАЗ-21 третьей серии (с облицовкой радиатора типа "китовый ус"), которая производилась с 1962 по 1970 год. Предназначались они для стран с левосторонним движением: Индии, Индонезии, Кипра, Сингапура и, в том числе — Англии.


Необычной особенностью таких машин был рычаг КПП, который расположен на полу, а не на рулевой колонке как на обычных леворульных 21-х "Волгах". Такое решение было вынужденным, так как тяги кулисы под капотом упирались в двигатель и по другому привод трансмиссии реализовать было нельзя. Причем рычаг располагался не по середине центрального тоннеля, а был смещен вправо, так как механизм переключения передач находился с правой стороны. Кроме того автомобиль получил иную оптику — под левостороннее движение, чтобы не слепить встречных водителей.


Продажами "Волг" на туманном Альбионе занималась местная компания Thomson&Taylor. Однако, особой популярностью советская машина не пользовалась: по неподтвержденной информации, на остров попало всего лишь 15 седанов и универсалов с правым рулем.



Тем не менее, один экземпляр "праворукого" универсала ГАЗ-22 даже успел засветиться в фильме о Джеймсе Бонде "Шаровая молния" (Thunderball) 1965-го года.

Неудивительно, что с таким тиражом подобные автомобили стали настоящей редкостью, за которыми охотятся коллекционеры. Так в 2010-м году в одном заброшенном британском гараже была найдена отлично сохранившееся праворульная Volga M-21.


Машина 1966-го года выпуска последние 28 лет стояла на приколе в этом сухом ангаре, благодаря чему даже сейчас находится в приличном состоянии: даже резина и та родная.


Из 15 "британок" 4 сейчас находятся в руках двух владельцев (один — англичанин, другой — наш бывший соотечественник, обитающий в UK). Ниже представлены фотографии праворульных "Волг" из их собрания.






В качестве бонуса предлагаю вам ознакомиться с раритетным цветным промо-роликом 21-й "Волги" от "Автоэкспорта": две с половиной минуты чистого удовольствия:

Комментарии 163
В кадре фильма Волгарь припаркованный истинно по-русски
да, пришлось убрать, авторские права
Видео не пашет
Девчонка на фотке с Москвичом и Волгой хороша)
"Хорошая автомобиль для фермер" гласит английский журнал на трудном русском
А замок зажигания слева.
Интересно! Спасибо большое!
Позади ГАЗ-22H вряд ли Темза, там какая-то перепрлюйка на фото
Очень интересно! 10 минут прочтения — 10 минут удовольствия, спасибо!
Спасибо! Очень познавателно!
Мы тут с Jaguar пылинки сдуваем, а они за нашими вёдрами гоняются))
Обалдеть!
Поправь доступ к просмотру видео!
Видео не показуеть… :(
Черная Молния!
Отличная статья, с удовольствием узнал для себя много нового! ))
Автор, спасибо большое, друг ))
спасибо, рад, что понравилось)
Класс))
на проморолике — уж не крымские дороги случаем?
Кавказ
Похоже на Крым, я тоже как-то сразу подъём на ай-петри вспомнил и ялтинский серпантинчик.
Однако, все испытания автомобилей (и ГАЗ, и ВАЗ) проходили в условиях кавказских горных дорог.
класс,
Подписался на блог и прямо с удовольствием сижу читаю…спасибо)))
супер !
Правая волжанка
прям для Владивостока создана)))
+5
) Спасибо ))
Наблюдение не в тему. Что за зверь ходил по лобовухе Волги на 12 фото? Ни хрена себе следы! В Англии по-ходу, крысы кошек гонять должны!
Может енот какой?
Точно! Крошка енот)))
Никак не енот.
Обыкновенный, аглицкий, помойный кошак.
Сколько всего было выпущено 21х с правым рулем известно? Помню на авито год — два назад висела праворукая 21я, за скромную сумму в районе 100тр.
почему у Москвича дворники под левый руль остались?
не подскажу)
Ни на одном из фото НЕТ фар, адаптированных даже под обычный Евролуч, чего уж про левостоннее движение-то говорить…
и тем не менее, машины поставлялись
Да-а-а… Какое счастье, что в круг моих преференций никогда не входило ничего газовское, кроме ГАЗ51!
Недавно видел экземпляр(леворульный правда), простоявший в гараже у человека около 30 лет. Были пару коцок на машине (царапины), но вся в родной краске и полнейшей комплектации. Даже приемник, который не мало весил и тот работал, резина родная была. Что удивляться, если она тупо пылилась в гараже. Самое интересное, что… Слабонервные — не читайте дальше)… ее отдали бесплатно, чтобы освободить гараж. Не прошло и 3-4 дней как на сие чудо нашелся покупатель за 250т.р. Приехали, посмотрели. Вернулись с эвакуатором и увезли. Все это происходило на моих глазах, с наворачивающимися на них слезами. Мне еще долго не давало покоя то, что за год до этого ее предлагали моему отцу со словами: дай сколько не жалко и забери, а то стоит и место занимает… На что отец махнул рукой со словами : "зачем она мне вообще"… Не знаю насколько достоверна инфа, но она вроде принадлежала генералу Трошеву… Даже стремно думать о реальной стоимости этого экземпляра, тем более, если информация о ее владельце(пусть и в прошлом) правда… Вот такую нервную ситуацию пришлось пережить)
да уж, а сколько подобных историй на моей памяти)
Я бы столько не пережил))) нервы у тебя стальные)
кстати, в Чехословакии 'Волгу' называли "Carevna"
Весьма интиресная информация.
спасибо) следите за блогом, будет еще много интересного
Волги). А вот Москвич с крышей не в тон кузову выглядит интересно!
западные дилеры на ряд машин делали виниловые крыши.
про 24, 02, 10,105, 3111, 3105 бы
будет и про эти) следите за блогом
за блогом слежу просил за сиерру (уже не надо)давай за Волги особенно интересует 3110 с 406 движком
Скажите, насколько сейчас редка такая вещь, как спидометр в милях на М21? Его ставили только на праворульные?
думаю очень редкая) если больше никуда не поставляли где мили, а не км, то выходит что так, хотя может в Африке где-то и есть мили в сочетании с левым рулем) а что есть такой? давайте фото
instagram.com/p/qr6BySys8z/?modal=true
круто) только вот куда ее применить)
обратите внимание на кадр из Джеймса Бонда: британец Jaguar E-type припарковался нормально, советская Волга встала на газоне)
стопхам)
сколько раз смотрел фильм ни разу не замечал
у нас в утилизации есть такая волга там всё ржавое
с правым рулем?
я забыл написать что с левым
прекрасная статья! прекрасная информация! огромнейшее спасибо!
Во владике наверное не тока волги есть правые)))))
А вы не могли бы представить информацию, откуда взяты последние фотографии?
уже не вспомню, на каком-то форуме по 21 скачал
Да ладно, за всё время продаж 15 машин?
Один из владельцев, судя по всему еще и любитель Французов )
А вот в рекламе автоэкспорта с зазорами дверей просто беда.
вот, нашел forums.drom.ru/vladivostok/t1151021864-p48.html
"Наш бывший соотечественник" Володя перехватил уже все правобокие советские машины на Альбионе :) Сарай на 4 фото прекрасен…
Во владивостоке лет 5 назад ездила черная волга с правым рулем. Напомню, может даже универсал. Где-то на форуме дрома обсуждался данный вопрос, даже фото были.
Гарна стаття. Подяка
да кому там эта машина нужна была в середине 60х ?
когда у них ягуар за эти деньги можно было купить
с автоматом и кондеем и мотором не в чахлых 75 сил
рашн экзотика
hound
да кому там эта машина нужна была в середине 60х ?
когда у них ягуар за эти деньги можно было купить
с автоматом и кондеем и мотором не в чахлых 75 сил
А как же картошку и мешки с цементом возить? Ягуар же не выдержит! А Волга она и в Африке Волга!
Красивая история) Красивая машина) Красивая статья! Спасибо!)))
Крутейшая статья! Спасибо!
Интересный материал! Спасибо!
Мой Дядя был фанатом 21 Волги и к середине 80х владел двумя Волгами одним универсалом, а вот вторая была по всей видимости из опытной партии с АКПП и радиоприемником как на этом видео.
Волги с АКП производились серийно, правда немного и недолго)
кое-где даже сейчас всплывают в продаже…
недавно у нас всплыла и за пару дней исчезла)
motorera.com/cadillac/cad1950/CAD59F.HTM
Поскольку 21-я Волга создавалась с оглядкой таки на американскую конструкторскую школу — то, соответственно, и сравнивать ее имеет смысл именно с американцами.
Или я неправ?
тут надо сравнивать еще и ценовые категории) Волга в Европе продавалась по цене малолитражки)
Это, батенька, демпинг называется…
Ну и пропаганда своеобразная, чего уж греха таить?
и тем не менее)
Мне в мои 17 — 21-я Волжана с поваренными газосваркой крыльями, двумя ведрами шпакли на бортах, некомплектным хромом, двиглом 2401, помпой и коробкой от 2410 и покрашенная в цвет "Адриатика" модной в тот момент краской "Садолин" была верхом совершенства…
Это ответ на вопрос "и тем не менее?", если я правильно понял…
я ж говорю, если сравнить с соизмеримыми по мощности, размерам и цене одноклассниками, то 21-я первой серии особо не уступит ни европейца, ни американцам) а Кэдди тогда был, как Бентли сейчас примерно
violetCat
Это, батенька, демпинг называется…
Ну и пропаганда своеобразная, чего уж греха таить?
Дешевле аналогов, но не настолько.
Roma-Urraco
тут надо сравнивать еще и ценовые категории) Волга в Европе продавалась по цене малолитражки)
Враньё, в 63-м году сопоставимо с аналогами.
есть данные?
Не понимаю на какой коммент это, и туда ли отвечаю. Тут структура ответов не форумно- ступенчатая, а какая то дебильная.
Если про сопоставимость ценников, то да. Есть каталог британского рынка за `63й год. Остальные существенно более поздние, уже без 21й. Потому это очень однобокая инфа, увы. Не даёт статистики изменения зарубежного ценника на Волгу. Тем более, что не изыскивал и статистику продаж.
Пожалуй, надо создать соответствующую тему на профильном форуме %)
violetCat
motorera.com/cadillac/cad1950/CAD59F.HTM
Поскольку 21-я Волга создавалась с оглядкой таки на американскую конструкторскую школу — то, соответственно, и сравнивать ее имеет смысл именно с американцами.
Или я неправ?
Не прав, ибо см выше: про класс. Оглядка скорее на дизайнерскую школу.
ну класс то как класс, тут уже кто откуда считает. Просто в СССР "ГАЗ-21" в то время мог получить в личное распоряжение только очень состоятельный партагейноссе не боящийся всевидящего взора "компетентных граждан в штатском". А в странах "загнивающего капитализма" и очереди на покупку машин не наблюдались и выбор для рядового гражданина, как ни странно, был поболе, нежели из "москвича" и "волги"
Блин, мешок постсоветских стереотипов. Сравнивать можно только сопоставимое.
Даже если социальный статус владельца Волги был, условно, схож с таковым у владельца Кадиллака, из этого не следует, что машины можно сравнивать с технической точки зрения.)
Rodder
Не прав, ибо см выше: про класс. Оглядка скорее на дизайнерскую школу.
Vauxhall Victor F — будет достойным конкурентом ГАЗ-21 с учетом целевого рынка, примерно равных габаритов и массы и примерно такого же двигателя?
Разве что с учётом целевого рынка- оно мельче по всем параметрам. А уж двигатель в 1,5л сложно назвать "примерно таким же" ) И да, не в курсе его ценника, мы же об этом.
Анализируя, давно, каталог `63-года для британского рынка, пришёл к выводу- тогда совавтопром обвального демпинга не делал. Там многие одноклассники стоили сопоставимо с Волгой, хоть она и шла не по высшей ценовой категории.
Вопрос маркетинга и политики, ессно.
Не особо силен в ГАЗ-21, но в отношении более поздних "Волг" сравнение их с "Мерседесом" откровенно раздражает.
Сопоставляя находящиеся сейчас в семье машины — Mercedes W 116 1978 года и Волгу ГАЗ-2410 1988 года со смешным пробегом (машина оформлена на сына, живет в Измаиле и в профиле не прописана), понимаешь, что эти машины созданы не просто в разных странах, но на разных планетах разными цивилизациями… Про одногодка "Волги" 126-й Мерс даже не упоминаю.
Более уместно другое определение "Волги", данное немцами: "Уже не трактор, еще не машина".
ну после года так 1965-го уже пошло отставание ГАЗа, а так 21-я, в 1957 году была вполне на уровне конкурентов
Странно ваше утверждение. Я бы сказал, что уже к 1959-му отставание советского автопрома от того же концерна ДжиэМ (General Motors) было просто колоссальным (гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, АКП, электростеклоподъемники, кондиционер…)
а если сравнить с БМВ или Опелем или Тойотой?)
Я бы все-таки ровнялся на лучших представителей автопрома, нежели на тех, кто может таки проиграть. Здесь так же как и в спорте — либо ты первый, либо ты в забвении.
Farabundes
Не особо силен в ГАЗ-21, но в отношении более поздних "Волг" сравнение их с "Мерседесом" откровенно раздражает.
Сопоставляя находящиеся сейчас в семье машины — Mercedes W 116 1978 года и Волгу ГАЗ-2410 1988 года со смешным пробегом (машина оформлена на сына, живет в Измаиле и в профиле не прописана), понимаешь, что эти машины созданы не просто в разных странах, но на разных планетах разными цивилизациями… Про одногодка "Волги" 126-й Мерс даже не упоминаю.
Более уместно другое определение "Волги", данное немцами: "Уже не трактор, еще не машина".
Сравниваешь тёплое с мягким.
Разного класса машины. Совершенно разных поколений и модельных годов, даже не пересекающиеся по времени производства.
интересно в россии есть прворукая волга?!
есть точно, видел фото, куплена в ростовской области, голубого цвета седан, владелец даже на драйве есть, но машина не выставлена
денег наверное лютых стоила… вот времена были…и машины экспортировали…сейчас думаю врятли кто в англии гранту прикупит)))
Да ну, кому она нужна за "лютые". Редкая ещё не значит дорогая.
мне кажется коллекционеры не пожалеют денег за редкий экземпляр…
Кажется. Грю ж- из редкости не вытекает денежной ценности.
денег наверное лютых стоила… вот времена были…и машины экспортировали…сейчас думаю врятли кто в англии гранту прикупит)))
трудно сказать, такие машины покупаются либо на шару у непонимающих их ценность или за миллион денег у перекупов или коллекционеров
денег наверное лютых стоила… вот времена были…и машины экспортировали…сейчас думаю врятли кто в англии гранту прикупит)))
её потому кто-то и купил что она стоила дешевле одноклассников, и цена была на уровне машин классом пониже
Неужели эта хрень кому то нужна?
Волга-это ВОЛГА !
Первый раз Волгу показали в 1963м году на 48м Мотор Шоу в Лондоне, проходившим с 16 по 26 октября. Между прочим Томас и Тейлор из Бруклина в 1933м году построили по заказу Кобба гоночный автомобиль для рекордных заездов на максимальную скорость :)
откуда инфа про 1963-й год? просто в 62-м уже пошла 3-я серия с другими бамперами) значит фото явно старше)
я просто люблю работать с английскими архивами :) Но и они могут ошибаться
Москвич красивый на фотке))
Супер!
Очень познавательно и интересно
Водить с правым рулем удобнее !
Это вам удобнее…я много праворульных японцев поменял…но так и не смог привыкнуть…В Индии брал напрокат авто…но к вечеру сдал его обратно…Страшно+безбашенные индусы на разнокалиберных тележках без соблюдения правил и в огромном количестве!Бутылка виски вечером спасла от инфаркта.
Тут нормально . Перекрестков нет, везде круговое движение, нигде не стоишь . И само правостороннее движение по другому устроено . Ну и водил идиотов на дороге нет . Сама езда 2 недели и привык бы .
MartialCeltic
Водить с правым рулем удобнее !
Особливо в Ирландии)
В Ирландии копейка универсал бегает с правым рулем . Увидел офигел … ИДЕАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ !
Видел праворукую голубую ГАЗ-22 в британском фильме "Какой секс, помилуйте, мы же британцы" 1974 года (возможно не дословное название фильма, но как-то так).
Правый руль — хорошо но непривычно водить такой аппарат, экспортный моська на фото класс!
Черный универсал хорош.
Шикарный ролик! А какой паровоз! А как она на холм взлетела! Я захотел такую машину!
Проскакивала инфа что у знакомых в Мск праворульная 21имеется, правда лично не видел…
Отличный рассказ, с удовольствием почитал. Обожаю 21-ю Волгу!
Нефига се))) Крутотень)))
В Калининграде иногда попадаются праворукие жучки )))
Спасибо за статью )
они прекрасны!
Как всегда, интересно, первый раз встретил ВОЛГУ с правым рулём ещё при СССР, часто офицеры служивщие в Африке и где нибудь ещё советниками привозили такие чудеса, а вот управлять такой машиной не доводилось…
привет если вы являетесь владельцем коммунистической эпохи автомобиль, чем не стесняйтесь присоединиться к моей группе все о коммунистической эпохи автомобилей на Facebook #
thank's for invitation) but I don't use facebook
well if you register to Facebook then feel free to join :D
Ещё в дестве любил рассматривать отцовские книжки про Волгу. И вот среди модификаций там были и праворульки. Правда до сих пор не знал, что рычаг в полу был.
Volga Universal — Хорошая автомобиль для фермер!
Спасибо за информацию!
отец рассказывал про праворукую волгу универсал который долгое время владел мой дед. Дед работал заготовителем в Калмыцкой АССР, как то ему досталась абсолютно новая экспортная волга, именно на этой машине отец учился ездить. До сих пор отец часто с настольгией вспоминает эту машину, жаль до сих пор она не сохранилась(
очень интересно!
Странно что шильдик на приемнике русский.
ага) я тоже заметил
15штук мягко говоря не густо…хотя и такие сегодня цифры из области фантастики…да и продавать то не чего, нету Волги та cовсем…
Комментарий удалён
дебил
Спасибо, было очень и очень интерестно!
спасибо))
интересно)
и правда танк )))
интересная статья) за видео отдельное спасибо)
видео чумовое, особенно когда по воде пустили. Интересно, а заказы еще принимаются?)
В 2010 был сюжет в наших новинах о той волжанке, я когда увидел сюжет радовался как слон)
Спасибо за прекрасную статью!
когда смотрел Шаровую молнию несколько удивился увидев там волгу)
кстати, именно эта машина снималась еще в нескольких британских фильмах и сериалах)
вообще всегда радует когда в зарубежных фильмах на их территории встречаешь наш автомобиль, такое чувство, типа — знай наших)
В клипе Rammstein-Du hast снимался Газ 21
Roma-Urraco
кстати, именно эта машина снималась еще в нескольких британских фильмах и сериалах)
про эту машину из шаровой молнии кто то писал, кажется даже на Драйве. Она вроде как в России в коллекции у когото
интересно было бы почитать)
+1 мне тоже интересно было бы почитать!
Roma-Urraco
интересно было бы почитать)
Вспомнил где читал про неё! В Авторевю в прошлом году большая статья про 22 Волгу была
Крутяк!)
Даже и не знал, что их экспортировали!)
Правый руль)
он самый)
не знал что их вообще выпускали с правым рулем.
В целом ручка кпп смотрится как то непривычно
Manu
Правый руль)
Под свап япономотора отлично подходит, по Хабаровску рассекать %)
хорошая идея)
ALL4SWAP
Под свап япономотора отлично подходит, по Хабаровску рассекать %)
Она и без свапа стоит как левый двигатель от истребителя
Черт, придется на обычной руль направо ставить