Речь — это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин
советский лингвист и психолог
ЭКСПЕДИЦИЯ ИЛИ ТУРИЗМ? КАК ПРАВИЛЬНО?
Прежде, чем вы начнёте читать эту статью, хочу сказать, что нет даже мыслей ставить к позорному столбу людей, добросовестно заблуждающихся относительно практики применения и вообще (якобы современного и якобы более правильного) понимания слова "экспедиция". Таких добросовестно заблуждающихся — большинство в сообществе автотуристов (включая внедорожный автотуризм). И к ним нижеизложенные мысли относятся косвенно. Отдельные соображения я выскажу в самом конце статьи. После титров. ;)
Итак.
Знаю, что от некоторых навлеку на себя негатив, но уже давно хотел об этом сказать.
Написал я ниже находящийся текст в качестве комментария у друга на страничке в FB, но потом решил разместить у себя, как отдельную мысль.
Это был отклик на статью в DRIVE2 "Психология экспедиций и внедорожных путешествий".
Вот этот текст моего отклика.
В целом написано всё правильно, но не про экспедиции, а про коллективные частные турпоездки автолюбителей на расслабоне, это когда можно ещё до поездки покапризничать и включать своё хочу/не хочу и ехать куда угодно и с кем угодно (а в итоге едут всегда туда, куда ехать интересно – отпуск-то следующий аж через год). А там, где очень интересно — просто невозможно устать морально, а учитывая свободу действий и общий формат, то и физически. Приезжаешь домой после таких поездок и чувствуешь себя как после спортзала. А здоровье в подобных поездках подрывают в основном напитками, так как не на поиски урана едут.
Что же такое экспедиция?
Экспедиция — это когда тебе говорят куда ехать, с кем ехать и что там делать.
Экспедиция — это работа и за неё платят деньги. И если точка проведения работ стоит в центре какой-нибудь полной задницы, то неважно, каким составом ты поедешь в эту экспедицию и на чём (было дело и на верблюдах добирались), но в любом случае ты поедешь туда, куда сказали или куда нужно. Как-то трудно представить, что задача экспедиции, к примеру, в геологической разведке конкретного региона, а мы с моим напарником рванули в противоположную сторону к морю на золотые пески.
Автор статьи написал всё по делу, но — для турпоездок, которые проходят в личное время отпуска. К экспедициям это никакого отношения не имеет.
В экспедиции как? Если тебе дали в состав микробиолога или врача или еще кого-то, кого ты терпеть не можешь, то будешь с ним ездить и в этом году и в следующем и всем плевать, что вы друг друга не любите, потому что это работа, а не клуб друзей по интересам.
Экспедиция — это тяжелая и, часто, опасная работа в местах, где в большинстве случаев туристов не больше, чем местных краснокнижных эндемиков, а то, что описал автор – это, как я уже сказал выше, турпоездки на расслабоне и для удовольствия.
Экспедиция — это там, где тебе платят деньги, а турпоездки, описанные автором, — это выезд за город на природу за впечатлениями (хоть и на три недели и за -дцать километров), за которые участники не получают деньги, а уже наоборот платят свои кровные, заработанные за год в офисах.
Я не знаю, кто первым загородный отдых состоятельных офисных работников на джипах назвал экспедицией, но если раньше нам от этого было просто смешно, то теперь вызывает просто гомерический хохот, особенно, когда уже появились такие названия, как "экспедиция выходного дня".
Я считаю, что не стоит стесняться и называть вещи своими именами.
Никто вас не упрекнёт, если вы честно скажете, что поехали отдыхать в частную турпоездку на пару недель в Сибирь, позырить их местные красоты или в Монголию или на Северный Кавказ или Казахстан.
Ну что вы, в самом деле, "челюскинцы" вы мои дорогие?
Я же не буду называть себя банкиром, устроившись экономистом в отдел кредитования банка и тому подобное.
Нарушение силы в названиях таких вижу я.
Люди боятся, что им скажут – "Что за фигнёй ты занимаешься, что за детский сад? Тоже мне турист пионер!"
И, видимо, стесняясь такой характеристики себя и того, что они делают, люди начинают откровенно пускать пыль в глаза, отставив ножку вперёд и насупившись с серьёзным видом заявлять, что они едут в экспедицию и не меньше.
Во-первых, пусть те, кто обвиняет автотуристов в глупости и несерьёзности, попробуют свой зад оторвать от стула и сделать хотя бы 1% того, что вытворяете вы в своих турпоездках, а во-вторых, ни один серьёзный спортсмен-альпинист, к примеру, или мастер спорта по пешему туризму не назовёт своё мероприятие экспедицией. Они — профессионалы и не то что не стесняются своего дела, а напротив — гордятся им.
Так почему же есть люди, которые стесняются?
Лично я никогда не буду думать плохо про туристов, которые едут в турпоходы. Я им тихо завидую. Потому что сам в отпуске езжу в турпоездки на машине и по Азии в том числе и назыаю тогда свои приключения не иначе как частный автомобильный туризм. Но я могу плохо подумать, когда мы в рабочей поездке стоим где-то экспедиционным лагерем и мимо нас проезжают люди на джипах, уклеенных цветными стикерами как дорожные чемоданы и на наш вопрос "Кто вы и куда?" нам отвечают – "А мы тут экспедиция "Дорогами Монголии". (Подобных веселых названий масса…) Сразу думается – "Ах вот оно что, ну-ну, экспедиция, экспедируете значит, экспедиционеры. А мы тогда просто туристы при академии наук."
Важное послесловие.
Было несколько комментариев к этой статье у меня в FB, на которые я дал ответы и решил прикрепить в качестве послесловия (важного дополнения) тут.
Итак.
1.Первый ответ на общее смятение и немой вопрос – "Но ведь так же называют!".
На самом деле называть автомобильные турпоездки экспедициями, относительно возраста всего автомобильного туризма, стали совсем недавно. Помню, что когда услышал первый раз, то был крайне удивлён. И сказано это было человеком полушёпотом и стыдливо. С годами такое наименование стало звучать чаще, смелее и борзее, но всё равно позорно, если вскрывалась правда. Это как если кто-то сказал бы: "Я кандидат биологических наук!" А на самом деле за плечами с трудом законченные 10 классов и даже института нет. Или если кто-то сказал: "Я служил в горячих точках и ползал под пулями в окопах!" А на проверку и в армии не служил. И тому подобное.
2.Вопрос: "Может ли экспедиция иметь более широкий круг задач кроме понимаемых в русском языке, к примеру, просветительскую? А как называть стройную колонну машин с флагами?" И т.п. вопросы.
Ответ: "Список целей исчерпывающий. Никакого расширения и быть не может. Если экспедиция, то целей всего три (или их комбинации, но только их): военная, научно-исследовательская или спасательная. Всё. Просветительских экспедиций не бывает. Это уже миссионерство. Если стройной колонной и с флагами — это демонстрация чего-либо (к примеру, единства участников клуба), если официально на скорость и за звание, — то это спортивный туризм, если неспешно для "позырить" и потом рассказать другим, то это — познавательный туризм, если упор на фотографию, то это — фототуризм и так далее. Сейчас форм туризма масса."
3.Мнение: "Называть турпоездки экспедицией можно – это прогрессивное развитие языка!"
Ответ: "Нет, это не прогрессивное развитие языка, это безграмотность (незнание русского языка).
Никто не будет прикрывать, кроме самого автора, какую-нибудь откровенно идиотскую мазню на холсте или пошлую инсталляцию в публичном месте фразой, что это прогрессивное развитие изобразительного искусства. Почему же нужно маскировать очевидную безграмотность в форме незнания лексики родного языка его прогрессивным развитием? В комментарии выше в шутку предложили табуировать слово "экспедиция" (разрешить использовать только людям, которые на самом деле находятся в экспедиции). Я предлагаю ничего не менять и просто следовать правилам русского языка, это проще и ничего не нужно "табуировать". Я говорю об ошибочном употреблении слова "экспедиция" из-за непонимания его значения. Экспедиция бывает или спасательной или научно-исследовательской или военной и осуществлять её может кто угодно, хоть гражданские, хоть военные, но никогда турпоездка за свои деньги и ради своего удовольствия не будет экспедицией (вы хоть на самолёте летите, хоть на поезде, хоть на своей машине, хоть пешком в этот Казахстан, Турцию, Монголию, Германию, Кольский полуостров, Японию и так далее)."
4.Мнение: "Никаких правил и требований русского языка нет!"
Ответ: "Откройте любой другой словарь, если вам не нравится Даль. Есть не только правила, но и целая наука (лексикология). Лексику языка очень важно знать, а то нас перестанут понимать (слова одни, а понимают их все по-разному — это ужасная ситуация). Не стоит путать транспортную экспедицию и экспедитора почты или магазина или какого-нибудь другого предприятия с научно-исследовательской, военной или спасательной экспедицией и её участниками."
5.Мнение: "…слово экспедиция, на мой взгляд, вполне уместно по отношению к колонне машин, которая выехала в Монголию с целью посмотреть, насладиться и вкусить. У этих людей пусть и не столь архиважные и "человекоспасенческие" цели, но тоже вполне себе интересные отчеты получаются."
Ответ: "Я понимаю желание людей придать серьёзности своей автомобильной турпоездке таким обманом.
Но это очень нескромно, если человек понимает значение слова "экспедиция" и всё равно именно так называет своё мероприятие (которое таковым не является) и очень глупо, если выясняется, что не понимает даже значения слова "экспедиция" и о какой тогда научности вообще может идти речь, если ему нужно начинать с чтения толкового словаря. Никаких научных задач эта типа "экспедиция" не решает и никаких изысканий не проводит. Но при этом, эта, на самом деле, автомобильная туристическая поездка может быть очень опасной в силу экстремальности маршрута по сравнению с рядовой экспедицией. Вполне.
А все эти "отчёты" о том, как они классно отдохнули — это не "отчёты" по "экспедиции", а рассказ об активном отдыхе на природе. Я могу как-нибудь показать, как выглядит отчёт по экспедиции. Это несколько сотен страниц машинописного текста с графиками, формулами, специальной терминологией, фототаблицами и прочим ворохом всякой непотребности в понимании нормальных людей. Человека вырубает в глубокий сон после первых пяти предложений.
И, тем не менее, к примеру, моя поездка по Ирану (два месяца и более 20 000 км) — это автомобильная туристическая поездка, а 300 км на общественном транспорте на восток от города в котором я живу и неделя пешей беготни с рюкзаком там по лесам — это была научная экспедиция."
Пример всё-таки нужно привести, чтобы увидеть ту пропасть, которая разделяет обычную экспедицию от автомобильной туристической поездки.
Другими словами — автотуризм отличается от экспедиции ровно настолько, насколько рассказ о туристической поездке отличается от вот этого "рассказа" (маленький отрывок) по результатам рядовой экспедиции на Мангышлак (июль-август 2015 год):
"Извлечённый материал. Одно ядро и два обломка.
Описание. Раковина крупная (до 80 мм), умеренно эволютная, образована довольно объемлющими оборотами. Выпуклые боковые стороны плавно соединяются с округлой широкой вентральной стороной. Переход в стенки пупка более крутой и быстрый. Пупок умеренно широкий, глубокий, ступенчатый с округленно-отвесными стенками. Поперечное сечение округленное на средних оборотах (Т/В = 1,0), в конечной стадии происходит умеренное эксцентрическое разворачивание пупка, что влечет уменьшение высоты оборота и сечение становится более толстым, чем высоким (Т/В = 1,1). Скульптура. Поверхность раковины покрыта многочисленными ребрами двух порядков. Внутренние ребра начинаются на стенке пупка, образуют в нижней части боков небольшую дугу назад. Внутренние ребра высокие приостренные, широко расставлены, межреберные промежутки в два раза превышают ширину ребер. В 2/5 высоты оборота каждое внутреннее ребро расщепляется на 3-4 внешних тонких ребра. Кроме того, между пучками внешних ребер имеются 2-3 вставленных ребра. Внешние ребра пересекают вентральную сторону, не прерываясь и не уменьшаясь в размерах.
Сравнение и замечания. От типа подрода Kepplerites (Kepplerites) keppleri (Oppel) [табл.I, фиг. 1; табл. II, фиг. 1] отличается более тонкой ребристостью и большим коэффициентом ветвления ребер. У описываемого вида коэффициент ветвления ребер достигает 6-7, а у К. (К.) keppleri составляет в среднем 4. К тому же K.curtilobus имеет несколько более широкий пупок. Мангышлакский экземпляр вздутой формой поперечного сечения несколько отличается от голотипа вида [табл. IV, фиг. 1, 2], по этому признаку он сближается с типом вида Kepplerites (Kepplerites) galilacii (Buckman) [табл. IV, фиг. 1-3], но их четко разграничивают многочисленные и тонкие ребра мангышлакского аммонита. Бла, бла, бла, бла…
Распространение. Нижний келловей, зона Proplanulites koenigi Англии, Франции, России, Грузии.
Местонахождение. Мангышлак, г.Сары-Дирмень, слой З."
6.Вопрос: Можно ли называть автомобиль для сложных турпоездок "экспедиционник"? Обозначая тем самым, что это полноприводный автомобиль повышенной проходимости, позволяющий перевезти большое количество груза, временами используемый как временное жилище.
Ответ: А почему нет? Называйте своих механических красавиц и красавцев как хотите. Давайте им имена. К примеру я свой автомобиль TLC 78 любовно называю "Тотошкой".
Хотите называть свою машину "автомобиль-экспедиционник" (т.е. обозначая (уточняя) его верхний предел возможностей). К примеру в контексте — "Я поехал в долгое и увлекательное путешествие по Монголии на своём экспедиционнике Ниссан Патрол". Хм… Так-то вообще никаких нареканий. Если кто-то купит для этого БТР, то можно смело сказать, что он "выгнал из гаража свой военный вездеход и направился на нём по непроходимым болотам (чего-нибудь там)". Но статья не об этом. И кстати, дело в том, что экспедиция — это не всегда непроходимые места. Поэтому в экспедициях у нас нет автомобилей -"экспедиционников". Есть просто автомобили (без всяких "обвесов" и прочих хитростей, как у автотуристов). Т.е., если поставить две машины рядом (машину из экспедиции и машину автотуриста), то любой человек, который работает в экспедиции, чётко скажет, что вот эта (которая голая, как есть, с завода) — это машина экспедиции, а вот этот дорожный чемодан увешанный железом — это автотурист. Любой, кто хоть раз был на самом деле в настоящей экспедиции, меня сейчас понял просто с пол-оборота.
Лично для меня "автомобиль-экспедиционник", звучит также, как "тур-мобиль". Я бы не стал добавлять ко всем вещам, которые беру с собой в путешествие, слово "туристические" или, если еду работать в поля, то "экспедиционные" (так как и туда и туда беру одни и те же). Мало того! Масса вещей, пригодных в экспедиции, не выдержат туристических нагрузок или турист не выдержит их при эксплуатации в туристическом режиме. Мы сами, кстати, очень редко употребляем слово "экспедиция" (только в заявках на оплату командировок и потом в отчёте о проделанной работе, и то один раз). Даже в статьях не пишем ни слова о поездке, потому что то, как мы ехали и добирались до места работ никому не интересно. Все ждут информацию о результатах работы. Между собой и домашними говорим, что едем в "пампасы" или в поля или еще как-то.
------------------------
Анекдот в заключение:
— Ты кто по профессии?
— Я супервайзер логистического терминала.
— Грузчик что ли?
— Да.
------------------------
Гордитесь по праву тем, что делаете, не обманывайте и не вводите в заблуждение хотя бы детей, пока еще не понимающих истинного содержания ваших поездок на природу. Они вырастут и поймут, что их обманывали. Им будет обидно, а обманщикам — стыдно.
С глубоким уважением ко всем специалистам, учёным и военным, честно выполняющим свою нелёгкую работу в экспедициях, а также ко всем туристам и путешественникам, открывающим нам прекрасное и удивительное нашей страны и планеты
Владимир Белоусов
19.12.2015
P.S. Мелким шрифтом то, о чём я обещал сказать в самом начале этой статьи.
Первый человек, который назвал свою автомобильную туристическую поездку "экспедицией" был:
1.Или безграмотным и, считая слово "экспедиция" красивым синонимом туризма, вставил его в название своей поездки.
2.Или человеком слабым с большим комплексом неполноценности и, прекрасно зная значение слово "экспедиция", вставил его намеренно, чтобы вознестись за счёт такой дешёвой и пошлой лжи над другими, которые продолжали честно именовать себя автотуристами (таких продолжающих и сейчас очень много).
Со временем появилась категория людей (из числа вновь прибывающих в это молодое общественное движение), которая видела, что так называют эти поездки уже многие и, не вдаваясь в подробности, пожав в недоумении плечами, принимали правила игры, думая – "А что здорово, прикольно и красиво. Ну, раз так принято, то так и будем говорить и называть".
И тут большое НО.
Кто кому диктует правила? Еда человеку или человек еде? Учитель русского языка ученикам или ученики учителю?
Не так давно родившееся джиперское движение чрезвычайно мало и молодо по сравнению с автотуристическим и, тем более, туристическим, а туристическое сообщество, в свою очередь, чрезвычайно мало по сравнению с огромной армией людей от науки, спасателей и военных, осуществляющих свою деятельность не в турпоходах, а в экспедициях.
В какой-то период развития джиперского движения (когда корифеям стало уже скучно и они отошли от дел) появились люди ловкие и шустрые, решившие себя как-то отделить от туристов и при этом не в ущерб себе. По какой-то причине эти люди посчитали, что туристы занимаются фигнёй, а автотуристы делом важным, страшным, героическим и очень полезным. И отжались за счёт учёных, военных и спасателей, назвав свои по сути автотуристические поездки "экспедициями". Получайте, туристы! Что там ваш Эверест или К2 с самой сложной категорией! Ерундой вы занимаетесь. А вот мы! При этом опустим тот факт, что некоторые джиперы не тянут даже на звание кандидата в туристы.
Не все люди повелись, но повелись.
К своему стыду и я пару раз грешил этим (много лет назад, правда, пока не разобрался), считая, что так принято, пока не понял, что нифига ничего не принято и к своему ужасу увидел, что это обычная позорная дешёвая ложь, пока сходящая по какой-то причине с рук.
Этой статьёй я не ставлю к позорному столбу людей, добросовестно заблуждающихся и даже некоторых стариков в этом деле, которые поддались общей тенденции.
Для кого-то эта статья в оправдание себя может послужить поводом для петиции в Правительство Российской Федерации и Институт русского языка Российской Академии Наук с просьбой изменить значение слова "экспедиция" на такое, чтобы можно было так называть и автомобильные турпоездки. Если это случится, то буду с интересом следить за решением специальной комиссии. А вдруг!
О нас и нашем блоге: um-roads.livejournal.com/3280.html

Комментарии 58
Верно написано. Разница существует, и ее ощущает каждый, у кого был опыт действительно экспедиций, и тот разницу чувствует, и в понятиях не путается.
Язык, который не изменяется — это мёртвый язык, любой мало-мальски грамотный лингвист подтвердит. Надо радоваться, что он у нас живой, а не заниматься схоластикой по словарю от лохматого года.
Такая схоластика красит учителя русского языка средней школы, работа которого преподавать свод правил — правописание.
Само же понятие "правописание" абсолютно не равняется понятию "русский язык", это только в школе предмет так называется. Русский язык — как его понимают филологи — это то, на чём разговаривает русский народ. И если русскому народу любо называть коллективную пьянку словом "экспедиция", и если это будет долго и массово, правила рано или поздно поменяют.
А откуда вы взяли, что целей у экспедиции может быть только три?
Толковый словарь дает следующее определение:
"ЭКСПЕДИЦИЯ, -и, ж. 1. см. экспедировать. 2. Учреждение или отдел учреждения, ведающие отправкой, пересылкой чего-нибудь Газетная, экспедиция почтамта. 3. Поездка группы лиц, отряда с каким-я. специальным заданием. Научная 9. Спасательная экспедиция"
Язык — живая, переменчивая среда и та семантика слов, что прописана в мудрых энциклопедиях, уже завтра может смениться на совсем иную. Как в том анекдоте — во фразе "мальчик в клубе склеил модель" за последние 25 лет поменялось значение всех слов) Кому как нравится — пусть тот так и называет, главное, чтоб собеседник понимал, о чём идёт речь. Я вот даже хз как самого себя называть, экспедиционщиком — заумно и выговорить долго, туристом — в моём представлении это такие бородатые люди с палаткой и спортивным разрядом, а не 29-летний оболтус на джипе, путешественником разве что? Хз. Поездки называю дальняками, тут не придерёшься вроде. Впрочем, кому как нравится, тот пусть так и называет, мне было бы абсолютно всё равно )
У нас исторически сложилось, что, к примеру, Москва-Магадан на жигулях — турпоездка, а тот же маршрут на лифтованном крузаке — уже экспедиция.
Все четко. Спасибо за статью! познавательно и интересно
Просто Экспедиция звучит очень громко и высоко — вот у джиперов и полюбилось себя лифтануть до первооткрывателей и ученых!
Тоже раньше думал как называть свои вылазки. В итоге ПловТур и КарьялаТур очень корректно!
Это тупо проще чем "туристический поход на средствах передвижения категории сложности от 1 до 6".
Готов поддержать.
В одной из прошлых ипостасей я был дальнобойщиком. Справедливости ради скажу, что утюжил я исключительно Европейскую часть России. Так вот первый раз я услышал (вместе с мольбой о помощи) "…, у нас тут экспедиция" где-то в Вологодской области. Причём люди из Москвы были на хороших машинах и не очень далеко от федеральной трассы. А я шёл на какую-то Пупырловку, не подозревая, что я в экспедиции… Вопрос восприятия, наверное. Сейчас всё мельчает, а т.н. "маркетологи" убеждают, что это круто. Пяток километров пешком — ух, ты! Полкилометра вплавь — маньяк. Полтысячи километров без кондиционера — герой России. Нравится людям быть членами "экспедиции" — хусима(японск.).
Берегите себя и Удачи. ;-))
Мы, в кругу друзей, давно уже классифицируем поездки на "Матрасный отдых" и "Ходовая поездка". Но автомобиль всё таки называем "Экспедиционник" как стандарт подготовки, ведь его задача: "Загрузить побольше, уехать подальше, там мы всё съедаем, набираемся впечатлений и вернуться, желательно не в сервис сразу, а в гараж." "Экспедиционник" коротко и ясно, а иначе: "Полноприводный автомобиль повышенной проходимости, позволяющий перевезти большое количество груза, временами используемый как временное жилище" .
А так собственно всё правильно написано, хотя и "туристы" бывают разные.
Автомобиль-экспедиционник. Т.е. слово, обозначающее (уточняющее) его верхний предел возможностей. В контексте — "Я поехал в долгое и увлекательное путешествие по Монголии на своём экспедиционнике Нисан Патрол". Хм… Так-то вообще никаких нареканий. Если кто-то купит для этого БТР, то можно сказать, что "Я выгнал из гаража свой военный вездеход и направился на нём по непроходимым болотам (чего-нибудь там)". Статья не об этом. Вы всё правильно поняли. Но вот дело в том, что экспедиция это не всегда непроходимые места. Поэтому в экспедициях у нас нет автомобилей-"экспедиционников". Есть просто автомобили (без всяких "обвесов" и прочих хитростей, как у автотуристов). Т.е., если поставить две машины рядом (машину из экспедиции и машину автотуриста), то любой человек, который ездит в экспедиции, чётко скажет, что вот эта (которая голая, как есть, с завода) — это машина экспедиции, а вот этот дорожный чемодан увешанный железом — это автотурист. Любой, кто хоть раз был на самом деле в экспедиции, меня сейчас понял просто с пол оборота.
Видимо, нужны иллюстрации, чтобы увидеть ту пропасть, которая разделяет обычную экспедицию от автомобильной туристической поездки.
Другими словами — автотуризм отличается от экспедиции ровно настолько, насколько рассказ о туристической поездке отличается от вот этого "рассказа" (маленький отрывок) по результатам рядовой экспедиции на Мангышлак (июль-август 2015 год):
"Извлечённый материал. Одно ядро и два обломка.
Описание. Раковина крупная (до 80 мм), умеренно эволютная, образована довольно объемлющими оборотами. Выпуклые боковые стороны плавно соединяются с округлой широкой вентральной стороной. Переход в стенки пупка более крутой и быстрый. Пупок умеренно широкий, глубокий, ступенчатый с округленно-отвесными стенками. Поперечное сечение округленное на средних оборотах (Т/В = 1,0), в конечной стадии происходит умеренное эксцентрическое разворачивание пупка, что влечет уменьшение высоты оборота и сечение становится более толстым, чем высоким (Т/В = 1,1).
Скульптура. Поверхность раковины покрыта многочисленными ребрами двух порядков. Внутренние ребра начинаются на стенке пупка, образуют в нижней части боков небольшую дугу назад. Внутренние ребра высокие приостренные, широко расставлены, межреберные промежутки в два раза превышают ширину ребер. В 2/5 высоты оборота каждое внутреннее ребро расщепляется на 3-4 внешних тонких ребра. Кроме того, между пучками внешних ребер имеются 2-3 вставленных ребра. Внешние ребра пересекают вентральную сторону, не прерываясь и не уменьшаясь в размерах.
Сравнение и замечания. От типа подрода Kepplerites (Kepplerites) keppleri (Oppel) [табл.I, фиг. 1; табл. II, фиг. 1] отличается более тонкой ребристостью и большим коэффициентом ветвления ребер. У описываемого вида коэффициент ветвления ребер достигает 6-7, а у К. (К.) keppleri составляет в среднем 4. К тому же K.curtilobus имеет несколько более широкий пупок. Мангышлакский экземпляр вздутой формой поперечного сечения несколько отличается от голотипа вида [табл. IV, фиг. 1, 2], по этому признаку он сближается с типом вида Kepplerites (Kepplerites) galilacii (Buckman) [табл. IV, фиг. 1-3], но их четко разграничивают многочисленные и тонкие ребра мангышлакского аммонита. Бла, бла, бла, бла…
Распространение. Нижний келловей, зона Proplanulites koenigi Англии, Франции, России, Грузии.
Местонахождение. Мангышлак, г.Сары-Дирмень, слой З."
Да были люди и в нормальных экспедициях, и отчёты писали по полтора килограмма мелким шрифтом, и комаров в тайге кормили за мизерные экспедиционные деньги.
Понимаем мы, что есть в старом словаре слово с другим толкованием, но… на самом деле тупо пофигу. Я понимаю — меня понимают.
Это как с местными жителями. Едешь на север, к примеру, а местные над тобой хохочут. "Мы тут каждый день живём, на лысой резине ездим, а вы приехали повыделываться и застряли. Ничего-то вы не понимаете". Ну что тут ответить?
Туристический внедорожник как то не звучит)))лучше тогда уж трофейная котлета дорогами Монголии, вот звучит вроде)))
Не, не звучит. :) Я бы не стал добавлять ко всем вещам, которые беру с собой в путешествие, слово "туристические" или, если еду работать в поля, то "экспедиционные" (так как и туда и туда беру одни и те же). Мы сами, кстати, очень редко употребляем слово "экспедиция" (только в заявках на оплату командировок и потом в отчёте о проделанной работе, и то один раз). Даже в статьях не пишем ни слова о поездке, потому что то, как мы ехали и добирались до места работ никому не интересно. Все ждут информацию о результатах работы. Между собой и домашними говорим, что едем в "пампасы" или в поля или еще как-то. :)
Кажется, я нашел истоки откуда пошло-гулять понятие "экспедиция" применительно к автопокатушкам.
Может, и раньше это словечко встречалось на жыперских сайтах, но мне оно попалось в 2009 году еще на сайте there.ru в названии раздела, но с пометкой "Всё, что дольше чем выходные", а оттуда уже после развала перешло в там-клуб, но там уже все по взрослому: "Подготовка к путешествиям, он-лайн трансляции, подбор команд". :)
Может быть, смуту в неокрепшие умы неофитов вносит и название сети магазинов "Экспедиция", там, правда, тоже мелким шрифтом написано "товары для отдыха и путешествий", но кто же нынче читает мелкий шрифт? Вот насмотрятся люди атчотов с таких вот сайтов и назвают потом свои покатухи этим модным словом, искренне думая, что и они съездили в "экспедицию"…
Не понимаю, зачем стесняться вполне уместных слов "путешествие", "поездка" или их заморских аналогов "трип", "вояж"? Ох уж эта гордыня…
Нда… Спорить с подобными доводами почти бесполезно, как и с любой беседой ни о чем, вам не все ли равно, как говорить творог или творог, звонит или звонит? Видите, без ударений даже и не ясно в чем вопрос.
Я по своей профессии (образованию) — ученый агроном. И во времена своего обучения, у нас были экспедиции, когда приезжала толпа народу в поле, жили в палатке, копали разрезы. Бухали, отдыхали, жрали арбузы, а потом привозили землицу в академию и с умным видом писали отчеты. Это НАУКА.
Десять-пятнадцать лет назад не существовало в стране автотуризма. Это был миф. Я хорошо помню, как реагировал народ на мои первые поездки куда либо — сгонять в Ахтубинск из Москвы считалось подвигом. Но это правда был туризм, потому что трасса М6 была на карте, и доехать можно было на чем угодно.
То, что я называю автомобильными экспедициями теперь, это исследовательская работа. Дороги — не очевидны, их нет на картах. Мелкие народности, умирающие села, культура, памятники и т.п — требуют описания. И за десять лет постоянных ЭКСПЕДИЦИЙ мы многое описали, а еще больше предстоит описать. Все маршурты, по которым проезжают нынешние путешественники, были сперва пройдены именно экспедициями в неизвестность, даже если это Ленобласть. И каждая последующая "турпоездка" откапывает что-то новое, описывает, и интернет теперь ломится от информации.
Так что, уж простите, но наши тур.поездки дали стране куда больше, чем многие НАСТОЯЩИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, а так как заказчика у них нет, и мы ездим за свой счет, это, по-видимому, умаляет заслуги перед обществом.
Именно по этому, все свои проекты я называю историко-этнографическими экспедициями, т.к. все признаки экспедиции налицо. Новое — находим, найденное — описываем. Польза — очевидна. Отдых ли? Любая поездка геолога за образцами так или иначе — отдых. Да, полезный, но отдых. И песни у костра есть, и уха из котелка есть. И это не повод называть геологов туристами.
Ну и про праздность и расслабленность, добавлю, что у нас в проектах народ "отдыхает" на износ, а пьянства в разы меньше чем в "научных экспедициях". И за нас никто не платит, мы сами за свой счет это делаем. Так что давайте про честность не будем, хорошо?
P.S. Мне глубоко наплевать как называется это, можно переименовать, но я не буду этого делать, потому что я организую экспедиции, и вы первый человек за 10 лет, кто это оспорил. По-видимому, вам виднее, и вы единственный, кто рискнул отделить мух от котлет. Надеюсь, страна вам этого не забудет, а вот я через пару дней забуду об этой мелочи, и все будут называть подобные проекты экспедициями, а наши дети и внуки будут краснеть и плакать, какими же дурачками были их родители…
Вот, Алексей, вы написали, что "спорить с подобными доводами почти бесполезно, как и с любой беседой ни о чем, вам не все ли равно, как говорить творог или творог, звонит или звонит?"
Но я всё равно прочитал ваше сообщение до конца.
И неслабо удивился.
Алексей, вы учёный агроном, это хорошо.
Вы пишете, что были в студенческих отрядах и, по своему опыту пребывания в них, как вы описываете, что вы там "бухали, отдыхали, жрали арбузы, а потом привозили землицу в академию и с умным видом писали отчеты", строите своё представление о нас, кто работает в экспедициях, а потом работает в лабораториях и студенческих аудиториях и так по кругу из года в год.
Но, Алексей, вы вынесли после своего сельхозвуза очень странное представление о науке — бухать, отдыхать, жрать арбузы, а потом привозить землицу в академию и с умным видом писать отчеты. На самом деле всё не так.
Вот вы говорите, что 10-15 лет лет назад не существовало автотуризма. Автотуризм, Алексей, существует в стране с середины прошлого века. Вы наверное хотели сказать, что это вас в автотуризме не было 10 лет назад.
Вы говорите, что ваши турпоездки дали России больше, чем многие настоящие экспедиции. Это как?
Далее вы пишете, что ваша каждая последующая "турпоездка" откапывает что-то новое, описывает, и интернет теперь вашими трудами ломится от информации по истории и этнографии. Можно посмотреть на эти гигантские залежи ваших монографических работ учёного агронома по истории и этнографии России?
Вы Алексей пишете, что вам "глубоко плевать как называется то, можно переименовать, но я не буду этого делать, потому что я организую экспедиции, и вы первый человек за 10 лет, кто это оспорил".
Алексей, я бы оспорил и раньше десяти лет, но вас еще тогда не было с нами. И пять лет назад о вас ничего слышно не было. Вот вы появились на горизонте ярко, я и проснулся, и обратил внимание. Написал статью. Может еще кого-то зацепило. Вас точно.
Я, Алексей, не особо люблю читать "отчёты" об "экспедициях", так как там много высокомерия и заносчивости, выпячивания героизма, чрезвычайной значимости автора для России (судя по вашему заявлению) и смертельной опасности.
Мне больше нравится читать рассказы туристов и путешественников о их приключениях, так как они действительно познавательные, потому что честные, искренние и добрые.
А если мне нужно будет почитать что-то по истории и этнографии, то я лучше возьму книги Сергея Александровича Токарева или Юлиана Владимировича Бромлея или кого-то подобного, но не учёного-агронома, который считает, что наука — это бухать, отдыхать, жрать арбузы, а потом привозить землицу в академию и с умным видом писать отчеты, и которому всё равно как пишутся русские слова и какое их значение (я о вашем заявлении в первых строках об ударениях, лексике и тому подобное).
Я понимаю, Алексей, почему вы так рассердились. У вас всё так шло гладко и безоблачно. Особо не напрягаясь, вы за счёт своих красивых слов такой авторитет себе сляпали. И тут бац…
А особенно, вот этот ваш пост. Он просто взял и поставил вас без единой нитки одежды перед всеми.
Эх, Алексей.
P.S. Вам эти 10 лет никто ничего не говорил по двум причинам. Старикам было лень или плевать, а молодым страшно. А я позавчера что-то заскучал и выдал эту статью. Вам бы улыбнуться, почесать затылок и принять к сведению, а вы — вон с какой истерикой выступили.
Называйтесь как хотите, хоть межгалактической научно-исследовательской военно-спасательной экспедицией. :)
Как это часто случается, каждый имеет право на собственное мнение. Я с вами не согласен почти по всем пунктам, но это не влияет на погоду в доме. Ответил я вам только по одной причине. Она проста: я всегда всем отвечаю, и особенно в случаях, когда человек заходит ко мне в блог и рекомендует пройти почитать свой опус. Так что простите что был вежлив с вами, это так не современно…
Так что я улыбнусь, и сделаю вид что не заметил вашу истерику)
AlexeyMochalov
Нда… Спорить с подобными доводами почти бесполезно, как и с любой беседой ни о чем, вам не все ли равно, как говорить творог или творог, звонит или звонит? Видите, без ударений даже и не ясно в чем вопрос.
Я по своей профессии (образованию) — ученый агроном. И во времена своего обучения, у нас были экспедиции, когда приезжала толпа народу в поле, жили в палатке, копали разрезы. Бухали, отдыхали, жрали арбузы, а потом привозили землицу в академию и с умным видом писали отчеты. Это НАУКА.
Десять-пятнадцать лет назад не существовало в стране автотуризма. Это был миф. Я хорошо помню, как реагировал народ на мои первые поездки куда либо — сгонять в Ахтубинск из Москвы считалось подвигом. Но это правда был туризм, потому что трасса М6 была на карте, и доехать можно было на чем угодно.
То, что я называю автомобильными экспедициями теперь, это исследовательская работа. Дороги — не очевидны, их нет на картах. Мелкие народности, умирающие села, культура, памятники и т.п — требуют описания. И за десять лет постоянных ЭКСПЕДИЦИЙ мы многое описали, а еще больше предстоит описать. Все маршурты, по которым проезжают нынешние путешественники, были сперва пройдены именно экспедициями в неизвестность, даже если это Ленобласть. И каждая последующая "турпоездка" откапывает что-то новое, описывает, и интернет теперь ломится от информации.
Так что, уж простите, но наши тур.поездки дали стране куда больше, чем многие НАСТОЯЩИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, а так как заказчика у них нет, и мы ездим за свой счет, это, по-видимому, умаляет заслуги перед обществом.
Именно по этому, все свои проекты я называю историко-этнографическими экспедициями, т.к. все признаки экспедиции налицо. Новое — находим, найденное — описываем. Польза — очевидна. Отдых ли? Любая поездка геолога за образцами так или иначе — отдых. Да, полезный, но отдых. И песни у костра есть, и уха из котелка есть. И это не повод называть геологов туристами.
Ну и про праздность и расслабленность, добавлю, что у нас в проектах народ "отдыхает" на износ, а пьянства в разы меньше чем в "научных экспедициях". И за нас никто не платит, мы сами за свой счет это делаем. Так что давайте про честность не будем, хорошо?
P.S. Мне глубоко наплевать как называется это, можно переименовать, но я не буду этого делать, потому что я организую экспедиции, и вы первый человек за 10 лет, кто это оспорил. По-видимому, вам виднее, и вы единственный, кто рискнул отделить мух от котлет. Надеюсь, страна вам этого не забудет, а вот я через пару дней забуду об этой мелочи, и все будут называть подобные проекты экспедициями, а наши дети и внуки будут краснеть и плакать, какими же дурачками были их родители…
Вот в чём ты не прав, дядь Лёш, так это в том, что 10-15 лет назад в стране не было автотуризма. Тогда не было героических отчётов в интернетах, а автотуризм был и еще какой.
Я мечтал стать дальнобойщиком и путешествовать на собственном автомобиле примерно с детского сада, т.е. с самого начала 80-ых. Просто папа у меня был дальнобойщиком и лет примерно с пяти возил меня по стране на Камазе-полуприцепе. А когда я стал немного постарше, то выезжал на велосипеде на объездную города Калинин в район танка и десятилетним мальчишкой мог целый день завороженно и мечтательно провожать взглядом проезжающие мимо меня грузовики и легковушки по трассе Москва — Ленинград. У меня была бумажка, на которой были надиктованные отцом буквенные коды городов СССР и по ней я определял из какого города машина мимо меня проехала. А когда номера перешли на цифровые регионы, то у меня была вырезана из журнала За рулём расшифровка кодов регионов.
И я помню случай из 80-ых как мимо меня проехал то ли Москвичонок, то ли Жигулёнок в буквами МА на номере! У меня мурашки пробежали по всему телу! Магадан! Я стоял на калининской объездной и видел как мимо меня проезжает легковушка из Магадана! Каким же героем для меня был тот водитель…
Так вот к чему это я. За день мимо меня проезжал почти весь Советский Союз! Десятки, сотни машин! И половина машин были именно легковушки. Так что автотуризм с СССР был и еще какой!
Очень, очень похожие воспоминания из детства)) И я тоже с родителями много поездил в детстве, и журналы читал автомбильные с пеленок, но нормального автотуризма на мой взгляд не было.Отдельные люди ездили по трассам в дальние-дали, и я таких людей узнал за годы в журналистике много, но 15 лет назад не было техники, на которой можно было ездить в более-менее серьезные маршруты, и было у народа меньше денег, и народ попросту боялся ездить далеко. Радиус был максимум 300-400 км от дома. Особо отважные ездили на машине на Черное море, да… У меня родственники всю жизнь прожили на Кольском, и приезжали в отпуск на своей ВАЗ 2106 каждое лето. Я помню как на них смотрели люди, как на Гагариных, попадавших с неба. Ну и примеров таких — много. Естественно, я не говорю про дальнобойщиков, они были, есть и будут, но они не очень то туристы, и езда по дорогам общего пользования это не совсем экспедиция, как заметил автор материала выше.
AlexeyMochalov
Нда… Спорить с подобными доводами почти бесполезно, как и с любой беседой ни о чем, вам не все ли равно, как говорить творог или творог, звонит или звонит? Видите, без ударений даже и не ясно в чем вопрос.
Я по своей профессии (образованию) — ученый агроном. И во времена своего обучения, у нас были экспедиции, когда приезжала толпа народу в поле, жили в палатке, копали разрезы. Бухали, отдыхали, жрали арбузы, а потом привозили землицу в академию и с умным видом писали отчеты. Это НАУКА.
Десять-пятнадцать лет назад не существовало в стране автотуризма. Это был миф. Я хорошо помню, как реагировал народ на мои первые поездки куда либо — сгонять в Ахтубинск из Москвы считалось подвигом. Но это правда был туризм, потому что трасса М6 была на карте, и доехать можно было на чем угодно.
То, что я называю автомобильными экспедициями теперь, это исследовательская работа. Дороги — не очевидны, их нет на картах. Мелкие народности, умирающие села, культура, памятники и т.п — требуют описания. И за десять лет постоянных ЭКСПЕДИЦИЙ мы многое описали, а еще больше предстоит описать. Все маршурты, по которым проезжают нынешние путешественники, были сперва пройдены именно экспедициями в неизвестность, даже если это Ленобласть. И каждая последующая "турпоездка" откапывает что-то новое, описывает, и интернет теперь ломится от информации.
Так что, уж простите, но наши тур.поездки дали стране куда больше, чем многие НАСТОЯЩИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, а так как заказчика у них нет, и мы ездим за свой счет, это, по-видимому, умаляет заслуги перед обществом.
Именно по этому, все свои проекты я называю историко-этнографическими экспедициями, т.к. все признаки экспедиции налицо. Новое — находим, найденное — описываем. Польза — очевидна. Отдых ли? Любая поездка геолога за образцами так или иначе — отдых. Да, полезный, но отдых. И песни у костра есть, и уха из котелка есть. И это не повод называть геологов туристами.
Ну и про праздность и расслабленность, добавлю, что у нас в проектах народ "отдыхает" на износ, а пьянства в разы меньше чем в "научных экспедициях". И за нас никто не платит, мы сами за свой счет это делаем. Так что давайте про честность не будем, хорошо?
P.S. Мне глубоко наплевать как называется это, можно переименовать, но я не буду этого делать, потому что я организую экспедиции, и вы первый человек за 10 лет, кто это оспорил. По-видимому, вам виднее, и вы единственный, кто рискнул отделить мух от котлет. Надеюсь, страна вам этого не забудет, а вот я через пару дней забуду об этой мелочи, и все будут называть подобные проекты экспедициями, а наши дети и внуки будут краснеть и плакать, какими же дурачками были их родители…
Лёш, давай я тебе подкину жару:
1. Дальнобойщики наматывают пробеги больше твоего!
2. Местные, там где ты "терпишь лишения" на Монголе, ездят каждый день пасти баранов!
Хе-хе-хе точно!
Когда я еду в горы Ю.Урала по работе, то я еду в ЭКСПЕДИЦИЮ. И когда по приезду говорю жене, что там грибов куча!
И мы садимся с детьми и едем на той-же машине и в то-же место, то мы поехали за ГРИБАМИ :)
Вот аналогично! Когда мы едем описывать разрезы нижнего келловея Мангышлака, то мы едем в экспедицию и пашем там, умываясь потом, полтора месяца. А потом я приезжаю домой. Пару недель отмокаю. И еду, к примеру, в Таджикистан (в горы), но уже для себя. И хотя это значительно дальше, но уже называю отдыхом на колёсах. :)
А как на Драйве несколько раз лайкнуть? :)
В 90-ых у меня и моих друзей это называлось "поехать в отпуск". Помню, что даже автотуристом я не смел себя называть, потому что никуда не заявлялся. И очень хорошо помню как в 2000 начали появляться первые экспедиционеры. Честно — веселило очень. Сейчас это слово вообще не вызывает абсолютно ничего и никаких ассоциаций. Почему, очень хорошо разъяснено в данном посте.
А еще помню, как мониторил словари перед своей поездкой на мыс Челюскин, прежде чем назвать ее Экспедиция "Северная Земля".
Правда зарплаты не было никакой, но в качестве оплаты был определенный бартер, который оказался важнее.
Вы сделали чрезвычайно важное замечание! Я как-то упустил это из виду, а лишь вскользь отмечал, что многие даже на кандидата в туристы не тянут, а не то что в туристы. Действительно. Вы правильно подметили. Существует Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), которая оценивает туристический маршрут на стадии планирования и прохождения. Есть чёткое определение, что является туристическим маршрутом — путь перемещения туристов (неважно на чём — на автомобиле или на велосипеде или пешком и т.д.), определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал (чем автотуристы, очень немногочисленная часть которых называет себя "экспедиционерами", и занимаются, как и все туристы в целом). И если мы просто поехали на "кубок подъезда" или "кубок двора", то мы имеем право называть себя туристами только в бытовом плане (официально не заслужили). Но если заявились с маршрутом в МКК — только тогда мы вступаем в схватку с равными за звание называться туристом официально и с какой-то оценочной степенью по разрядам и т.п. А так получается следующая картина. В антикварном магазине вырубился свет. Через пять минут включился. Прилавки пустые, а у посетителей на пиджаках у кого по пять, а у кого и по десять наград разных времен за героические заслуги в войнах от Пунических до Второй Мировой. И все стоят с умным видом и опустевшие витрины разглядывают. На восклицание продавца — "Верните на место!" Летит дерзкий ответ — "Это моё! Я на колчаковских фронтах ранен был! У меня вся башка исполосована! Я это заслужил!" :)
Не совсем так.
Автотуризмом (официальным, что через МКК) можно заниматься двумя путями:
1. Маршрут. То что вы описали.
2. Дистанция — преодоление на соревнованиях (официальных, включённых в одобренный список) всяких препятствий, в том числе и рукотворных.
Разницы по результату никакой нет и допускаются комбинации. Можешь третий разряд получить за поездку в горизонт, второй — за призовое место в Кубке Гранёного Стакана, а первый разряд — снова за поездку.
Elikov
А как на Драйве несколько раз лайкнуть? :)
В 90-ых у меня и моих друзей это называлось "поехать в отпуск". Помню, что даже автотуристом я не смел себя называть, потому что никуда не заявлялся. И очень хорошо помню как в 2000 начали появляться первые экспедиционеры. Честно — веселило очень. Сейчас это слово вообще не вызывает абсолютно ничего и никаких ассоциаций. Почему, очень хорошо разъяснено в данном посте.
А еще помню, как мониторил словари перед своей поездкой на мыс Челюскин, прежде чем назвать ее Экспедиция "Северная Земля".
Правда зарплаты не было никакой, но в качестве оплаты был определенный бартер, который оказался важнее.
Ну, да! Особенно горевал мой папа, что "…не ставил отметки на почтах, а то стал бы мастером спорта по автотуризму", когда утюжил страну в одиночку на мотороллере, а потом на машине (в т.ч. на красном Запоре))).
А я на Москвиче, потом на Волге, потом на ВАЗ 2107 с прицепом всю страну исколесил. И ведь ни одной фотки, никаких подтверждений нет. Помню как еще в школе поставил себе задачу посетить все областные центры страны и проехать по всем федеральным автотрассам. И вот как 18 лет исполнилось и появилась первая машина, так и поехал сразу мечту осуществлять.
В советское время слово турист вообще очень весомым было, не то что сейчас. Сейчас так и обзываться могут.
Ну, да . С фотками напряг. Получилось с областными центрами?
Конечно! Еще в 90-ых все доступные для легковушки города объехал. :)
Ну вот был экспедиционник, стал автомобиль туристический.
Я в прошлом году был в экспедиции в области, собирал папоротники. И всю неделю вечерами у костра мечтал и строил планы, в какое внедорожное путешествие я поеду по возвращению домой. Приехал домой, быстро написал статью в межвузовский журнал и поехал в своё автоприключение. :D Это же здорово, когда есть специально подготовленный автомобиль, как у вас, для путешествий, а не только для поездок на работу, в магазин и на дачу. ;)
Век живи — век учись . Спасибо за разъяснения . Только может автомобилю можно оставить название — экспедиционник ?
Сказано же — нет!
Турмобиль — так все всё поймут. :)
А если этот автомобиль поучаствует в экспедиции, то тогда указом президента ему будет присвоено звание — " Экспедиционник " Вы однако категоричны . :-)
Нет, всё же, слово "тур" какое то платное — просто машина!
Был такой анекдот — Лось, просто лось… :)))
:-)
Pocomaxa-XOBEP
Сказано же — нет!
Турмобиль — так все всё поймут. :)
Простите меня, коллеги. :)
Нет прощения человеку разрушевшему пусть иллюзорную, но мечту: "… поехать в экспедицию на своём внедорожном эспедиционнике!" :-((((((( ;-)))))
поехать в экспедиционную экспедицию на экспедиционном экспедиционнике))))
Спасибо за просвещение.
Аплодирую стоя. Грамотно и аргументированно изложено. Я свои поездки называю "экскурсиями" или в шутку "Х-педиция" или "икспедиция", но это лишь для стёба над собой в первую очередь :)
Меня и "автопутешествие" устраивает, да и "автотуризм" вобщем-то тоже. хотя если будет рассматриваться возможность расширения смысловой нагрузки термина "экспедиция" (или хотя бы "автоэкспедиция") — я, пожалуй, поддержу.
В экспедиции, если что, ходил… в археологические. со всеми положенными составляющими. туристом (пешка и вода) тоже побыть удалось, правда без спортивных категорий.
Владимир, это я хотел текст опубликовать :) Рекомендую вам скопировать в сообшество, например d2 offroad. Это будет бомба!
Хм. А где это? Есть ссылка?
Ссылка вот: www.drive2.ru/communities/4035225266123964724/
Это действительно будет очень своевременно и актуально.
Я не могу там публиковать свои сообщения, хотя зарегистрировался. Можете использовать мой текст на ваше усмотрение.
Cо своими подписчиками я уже поделился, так что круги по воде пойдут…
Кстати, модераторы в этом сообществе — люди со своими странностями. Мой неоднозначный пост пропустили, но следующий — удалили без комментариев…
UM-roads
Я не могу там публиковать свои сообщения, хотя зарегистрировался. Можете использовать мой текст на ваше усмотрение.
Надо видимо подождать, модераторы не сразу зачисляют в сообщество. Сейчас вы там в списке участников, думаю уже можно.
Вам это только кажется! )
Трудно вести дискуссии с людьми, не соглашающимися в стиле "многа букав не асилил но хочю вазразить". Вы уж простите меня за мой ответ "Я не прочитал ваш комментарий, но мне кажется, вы не правы". Я, конечно, прочитал его. Но мне хотелось бы, чтобы и вы прочитали мою статью перед тем, как начать возражать. Прочитайте. Вдруг вы согласитесь. Или, по крайней мере, аргументированно возразите. Спасибо.
Да прочитал я всё и комментариев больше нет. Пожалуйста
Я не прочитал ваш комментарий, но мне кажется вы не правы. ;)
Много букв на основе устоявшегося мнения значения не имеют. Извините, вы старались
А вы уже построили "экспедиционник" из Патриотика?
нет ещё, я только взял его
Но будете же строить )
Не факт ) Возможно, мне хватит его нынешнего потенциала