Все про ГУР
Блог им. vafer
Автор статьи: Вячеслав ака Staratel
В данной статье я решил дать краткое описание устройства ГУР ШНКФ 453461.100, ШНКФ453461.120 и ответить на некоторые вопросы, связанные с его эксплуатацией. Все данные взяты с официального издания по эксплуатации ГУР, разработанного РУПП «Борисовский завод „Автогидроусилитель“, ну и некоторый свой опыт по ремонту и настройке этого устройства.
Устройство ГУР



Краткое описание конструкции рулевых механизмов с гидроусилителем ШНКФ 453461.100, ШНКФ453461.120
Механизмы рулевого управления с гидроусилителем выполнены по интегральной схеме, то есть в одном корпусе с рулевым механизмом размещен гидравлический распределитель и силовой цилиндр (рис.1, рис.2).
Тип рулевой передачи: винт-шариковая гайка-зубчатая рейка-трёхзубый сектор. Зубчатая рейка выполнена заодно с поршнем и шариковой гайкой винтовой передачи. Винт рулевого механизма, взаимодействующий с шариковой гайкой, установлен на двух упорных подшипниках, один из которых размещен в картере рулевого механизма, а второй — в корпусе распределителя. Регулировка преднатяга подшипников осуществляется регулировочной гайкой, размещенной в картере. После регулировки поясок гайки заминается в пазы.
Гидравлический распределитель механизмов — тангенциальный, роторного типа с центрирующим элементом в виде торсиона.
Вал-золотник распределителя одним концом с рабочими гидравлическими элементами размещен в осевом отверстии винта рулевого механизма, а вторым — опирается на роликовый радиальный подшипник в корпусе распределителя.
Вал-золотник и винт связаны между собой торсионом, угол закрутки которого ограничивают сегментные упоры, установленные между вал-золотником и винтом. Через сегментные упоры осуществляется механическая связь между вал-золотником и винтом при повороте автомобиля с неработающим гидроусилителем. Гидравлическое нейтральное положение вал-золотника устанавливается в процессе сборки и приемочных испытаний распределителя и фиксируется штифтом. В эксплуатации разборка и регулировка не допускается.
В рулевом механизме ШНКФ 453461.100 трехзубый сектор с валом установлен в картере рулевого механизма на двух роликовых радиальных игольчатых однорядных подшипниках. Регулировка зубчатого зацепления с целью устранения зазора осуществляется выворачиванием регулировочного винта, установленного в вал-секторе и боковой крышке картера. После регулировки винт фиксируется стопорной гайкой.
В рулевом механизме ШНКФ 453461.100 трехзубый сектор с валом установлен в картере рулевого механизма на двух роликовых радиальных игольчатых однорядных подшипниках. Регулировка зубчатого зацепления с целью устранения зазора осуществляется выворачиванием регулировочного винта, установленного в вал-секторе и боковой крышке картера. После регулировки винт фиксируется стопорной гайкой.
В рулевом механизме ШНКФ 453461.120 трехзубый сектор с валом установлен в картере рулевого механизма на двух роликовых радиальных подшипниках в эксцентриковых втулках. Регулировка зубчатого зацепления с целью устранения зазора осуществляется одновременным поворотом эксцентриковых втулок из исходного положения по часовой стрелке, если смотреть со стороны шлицевого конца вал-сектора.
После регулировки эксцентриковые втулки фиксируются стопорными болтами, размещенными на картере рулевого механизма, путем деформации стопорного буртика втулки каждым болтом, а сами болты стопорятся контргайками.
Рис. 1. Рулевой механизм ШНКФ 453461.100
1 — картер; 2 — поршень-рейка; 3 — подшипник роликовый упорный; 4 — боковая
крышка; 5 — вал сектор; 6 — входной вал; 7 — винт; 8 — контргайка; 9 — винт регули-
ровочный; 10,11 — подшипники роликовые радиальные; 12 — шайба регулировоч-
ная; 13 — гайка регулировочная; 14 — манжета; 15 — крышка защитная; 16 — кольцо
запорное; 17 — сальник; 18 — усилитель манжеты; 19 — клапан обратный
Рис. 2. Рулевой механизм: ШНКФ 453461.120
1 — картер; 2 — поршень-рейка; 3 — подшипник роликовый упорный; 4 — опора вал-сектора;
5 — вал-сектор; 6-входной вал;7 — винт; 8 и 9 -крышки защитные; 10 — кольцо стопорное;
11 — болт стопорный;12 — контр гайка; 13 — гайка регулировочная; 14 — манжета;15 — крышка защитная; 16 — кольцо запорное; I7 — кольцо уплотнительное; 18 — кольцо уплот-
нительное; 19 — кольцо защитное; 20 — кольцо защитное; 21 — клапан обратный
Краткое описание насоса гидроусилителя руля ШНКФ 453471.100 и его модификаций.
Насос гидроусилителя руля предназначен для нагнетания под давлением рабочей жидкости в систему гидроусилителя руля. Тип насоса пластинчатый со встроенными клапанами расхода и максимального давления. Насос состоит из корпуса 1 (рис. 3), валика 7, шкива 8, комплекта рабочего и крышки с клапанами 3. К крышке подсоединяются всасывающий и нагнетательный трубопроводы. В зависимости от применяемого на автомобилях двигателя насосы комплектуются различными шкивами (одноручьевым клиновым или поликлиновым).
Рабочая частота вращения входного вала должна быть:
в пределах 600-6000 об/мин,
Минимальная объёмная подача при 600±20 об/мин и давлении 5,0+0,3 Мпа (50+3 кгс/см2) должна быть не менее 4 л/мин,
Номинальная объёмная подача насосов при давлении 5,0+0,3 Мпа (50+3 кгс/см2) должна быть:
при частоте вращения 800 об/мин — 4,8 л/мин, не менее
при частоте вращения 2000 об/мин — 7.3 л/мин, не более.
Давление срабатывания предохранительного клапана должно быть для насосов серии ШНКФ453471.100 в пределах 8,5-9,5 Мпа (85-95 кгс/см2), для насосов серии ШНКФ453471.115 в пределах 11.0-11.5 Мпа (110-115 кГс/см2) при частоте вращения вала насоса 800+_20 об/мин.
Рис. 3. Насос усилителя рулевого управленияШНКФ 453471.100
1 -корпус насоса; 2 -статор; 3 -крышка насоса с клапанами; 4 -винт; 5 -штифт; 6 -шарикоподшипник радиальный; 7 -валик; 8 -шкив; -9 -клапан перепускной; 10 -шайбы регулировочные; 11 -пробка заглушка; 12 -седло предохранительного клапана; 13 -пружина перепускного клапана; 14 — предохранительный клапан; 15 –ротор
Работа системы гидроусилителя рулевого управления.
При движении по прямой вал-золотник 1 (рис. 5) рулевого механизма удерживается в нейтральном положении посредством торсиона 2. Линии нагнетания и слива, а также рабочие полости А и Б гидроцилиндра усилителя соединены между собой. Масло свободно проходит от насоса 3 через гидравлический распределитель в полости А и Б, и по линии слива возвращается в бачок 7 гидросистемы. При этом в нейтральном положении вал золотника обеспечивается равенство давлений в рабочих полостях А и Б гидроцилиндра усилителя. При повороте рулевого колеса рабочая жидкость, поступающая под давлением из насоса, проходит через гидравлический распределитель, который направляет ее в соответствующую полость (в полость А, на рис.6; в полость 5, на рис.7) гидроцилиндра. Под действием давления рабочей жидкости происходит перемещение поршня-рейки 5 и поворот вал-сектора б рулевого механизма с сошкой и далее управляемых колес. Одновременно из противоположной полости (из полости Б, рис. 6; из полости А рис.7) жидкость вытесняется поршень-рейкой в сливную линию, и далее в поступает бачок, проходит через фильтрующий элемент и по всасывающей магистрали поступает в насос.
Приведу еще цветную схему работы гидроусилителя.
Это все вкраце об устройстве. Могу, конечно, еще развести теории, но думаю достаточно, чтобы иметь представление о принципе работы гидроусилителя.
Теперь давайте рассмотрим некоторые характерные неисправности ГУР и в чем они проявляются.
Неисправности насоса
Неисправности редуктора
Эти неисправности выявлены практикой. Относятся в основном к самим агрегатам ГУР. Не все из указанных неисправностей возможно устранить в гаражных условиях, тем более если недостаточно практики, лучше обратиться в сервис.
Теперь давайте коснемся масел используемых в системе гидроусилителя руля и способе их замены.
Рабочие жидкости (масла), используемые в системе гидроусилителя руля,
должны быть следующие:
основное — масло марки „Р“ ТУ 38.1011282;
заменители (по стандартам ISO-L-HM класс 22):
— DIN 51524 часть 2 масла HPL;
— AF NOR NFE 48600 НМ category;
— Denison HF-2 тип AGIP OSO SD;
— ATF (dexron) nach ZF-oelliste TE-ML09;
— масло марки „А“ ТУ 38.1011282.
Однако масла типа „Р“ ТУ 38.1011282 и „А“ ТУ 38.1011282 я не рекомендую использовать, т.к. в 99% это подделка. Настоящее масло „Р“ имеет цвет от темно-коричневого до коричнево-желтого (но в любом случае темное по цвету), в магазине продают веретенку (желтого цвета), а она портит сальники ГУРа. Не следует думать, что слив масло с насоса и бачка вы произведете полную замену масла. Даже если выгнать из редуктора часть масла, в нем останется не менее 250 мл., которые можно слить, только разобрав редуктор. А так как 250 мл. — это почти 20% от всего объема, то не стоит никогда доливать веретенку. Даже если Вы потом и поменяете масло, остатки веретенки сделают свое черное дело.
Дополнительно можно выгнать часть масла оставшегося в редукторе, повернув колеса в обе стороны несколько раз при окрученных штуцерах питающего и обратного шлагов. Но это не обеспечивает полный слив масла.
Отечественное масло заливаемое на заводе не так и плохо, при разборке таких редукторов все резинки сохраняют эластичность и упругость и лишь в тех, в которые добавляли фальшивые масла марки „Р“ или „А“ отличаются задубевшими резинками.
Для систем гидравлики наиболее приемлимо — это минеральное масло, но настоящее (не паленое) минеральное гидравлическое масло достать трудно, поэтому наиболее распространенное масло подходящее для замены это DEXRON II — п/синтетика и DEXRON III – синтетика, предпочтение лучше отдать первому. Оба масла имеют красный цвет.
Теперь как заменить масло?
Наиболее правильным было бы открутить обратный шланг от расширительного бачка и опустить его конец в какую-нибудь тару. А заливной шланг, идущий к гидронасосу подключить к емкости с маслом, запустить двигатель и прогнать масло через всю систему, тем самым гарантируя полную замену масла, но такой способ слишком расточительный, поэтому поступаем следующим образом:
Вывешиваем передние колеса, это нам понадобится для последующей прокачки и выгона излишек старого масла. Откручиваем штуцер шланга высокого давления, идущий к насосу и сливаем масло в тару. Через обратку и насос масло вытечет из бачка и частично из редуктора (из насоса выйдет все). Теперь проворачиваем не спеша колеса в обе стороны несколько раз даем стечь маслу. Ставим штуцер на место и заливаем масло в бачок, ждем пока уровень перестанет опускаться, заводим ненадолго двигатель и прогоняем масло через систему, затем операцию повторяем – откручиваем сливаем… и т.д. (т.е. делаем по сути промывку системы).
Теперь окончательная операция:
— Установить рулевое колесо в положение движения по прямой,
— Снять крышку бачка насоса гидроусилителя руля и залить чистое масло немного выше уровня сетки заливного фильтра. Через 3…5 минут после заливки проконтролировать уровень масла в бачке и при необходимости долить до уровня сетки,
— Запустить двигатель и дать поработать не вращая рулевое колесо в течение 10…15 с. При этом если уровень понижается, необходимо доливать масло в бачок до уровня сетки. Затем на холостых оборотах двигателя плавно повернуть рулевое колесо из положения движения по прямой в каждое крайнее положение и обратно, при этом контролировать и доливать в бачок масло до уровня сетки заливного фильтра. Продолжая плавно поворачивать управляемые колеса из края в край убедиться, что уровень масла в бачке остается неизменным.
Удерживать рулевое колесо в крайних положениях не допускается.
Останавливаем двигатель. Теперь поворачиваем снова колеса в крайнее левое положение по ходу движения. На крышке редуктора есть клапан для стравливания воздуха. На его штуцер одеваем прозрачную трубку, чтобы видеть выходящий воздух и отворачиваем немного. Поворачиваем колеса плавно в противоположную сторону при открытом штуцере, должен пойти воздух. В крайнем правом положении закрываем клапан и возвращаем колеса в левое положение. Откручиваем клапан и вновь колеса вправо. В принципе таким способом воздух выгоняется за 3-4 раза почти полностью. Остатки его выйдут потом через бачок, что будет видно по мелким пузырькам в бачке, однако масло при этом не должно вспениваться.
Чрезмерное вспенивание свидетельствует о негерметичности соединений гидросистемы.
В полностью заправленной гидросистеме масло в бачке насоса гидроусилителя должно находиться на уровне сетки заливного фильтра.
Теперь все можно отправляться в путь
Материалы взяты отсюда volga.ural.ru/blog/blog/17.html







Комментарии 29
Есть такая колонка новая кому интересно
Последняя капля…
Опять красная лужа под машиной. Снял редуктор. Развалилась стопорное кольцо под сошкой. Прям на 6 частей.
Естественно, оригинального стопорного кольца не найти. Подошло переднее ступичное 2108. Собрал.
После прокачки дал нагрузку. Бабах! Стопорное кольцо вылетело, подшипник вылез.
Опять снимаю, разбираю.
Подгонка стопорного кольца ничего не дала. В канавку оно встаёт не более, чем на 0,5мм.
Канавка слишком мелкая. Да ещё и посадка под подшипник овальная.
Все огонь! Полтора года редуктору. Три поломки (одно и то же).
Купил YuBei. Сделан совсем по-другому. Посмотрим…
есть ли расшифровки цифр на насосах гур?у меня 453471,115-40 а в ремкомплектах что нашёл-в конце другие цифры-в чём разницы?
Можете подсказать артикулы или размеры стопорных колец в данном ГУР?
33023400500 и 453461.123 в чем отличие?
Производители Стерлитамак и Борисов
Рем. Комплект лучше Борисовский. С Беларуси. номер 2, если память не изменяет. Про сальник и место ничего не скажу- давно разбирал редуктор. За 5 месяцев эксплуатации, не могло так уплотнительное кольцо сожрать. Это точно не кольцо. Я бы ещё внимательно посмотрел, вытер бы насухо, завел и с куском салфетки осмотрел. Удачи
Вчера полез смотреть редуктор. Потеки есть, но не течет. Отогнул резинку под сошкой, а оттуда поток. Правда, только то, что там накопилось.
Сошку снять не смог. Трехлапый съемник не засунешь. Оставил на потом.
Ранее обнаружил косячище! Отверстие-сапун в крышке бачка было то ли забито, то ли не просверлено до конца. Из-за этого при расширении масла воздух не выходил, а просто повышалось давление в безнапорной ветке.
Рассверлил отверстие в крышке до 1,5мм. Посмотрю, будет ли давить масло.
С отверстием возможно и прав. но скорее всего, масло бы выдавало через прокладку крышки бачка, по пути наименьшего сопротивления. А как раньше работало, если сапун забит был?)) У себя сошку снимал без съёмника, т.к. под рукой не оказалось. Обрамил сошку швеллером и г/к 4 мм и выколоткой выбил, предварительно поставив метку где она была.
Были потеки на бачке. Сначала думал, что масло закипает. Поставил масляный радиатор. И конечно, параллельно рассверлил сапун.
Сейчас уровень перестал убывать, почти. Но по капле после остановки вижу каждый раз.
Такое может быть по 2м причинам- бачок слишком низко стоит, -не до конца прокачена система.
Бачок стоит штатно. Систему прокачивал как по книжке. Сначала вывешивал колеса и их крутил, потом заводил и насосом гонял.
Можно вопрос?
Не так давно заменил рулевой редуктор. Купил новый ШНКФ453461.120 в ГАЗовской упаковке. После замены проездил 5 месяцев. Сейчас замечаю капли под машиной и убывание жидкости в бачке. Визуальный осмотр показал капли жидкости на вал-секторе со стороны сошки. Вероятно, надо менять уплотнение.
По чертежам БАГУ не совсем понятно, что там за уплотнение. По спецификации — одно уплотнительное кольцо и два защитных. И вся информация.
Так как ремкомплекты найти сложно, как можно заменить уплотнение? Из какого материала, хоть, все это?
Нельзя ли вместо уплотнительных колец установить какой-нибудь сальник? Возможность токарной обработки есть, хватит ли места в крышке под сальник?
Ответил
IGOR-464
Можно вопрос?
Не так давно заменил рулевой редуктор. Купил новый ШНКФ453461.120 в ГАЗовской упаковке. После замены проездил 5 месяцев. Сейчас замечаю капли под машиной и убывание жидкости в бачке. Визуальный осмотр показал капли жидкости на вал-секторе со стороны сошки. Вероятно, надо менять уплотнение.
По чертежам БАГУ не совсем понятно, что там за уплотнение. По спецификации — одно уплотнительное кольцо и два защитных. И вся информация.
Так как ремкомплекты найти сложно, как можно заменить уплотнение? Из какого материала, хоть, все это?
Нельзя ли вместо уплотнительных колец установить какой-нибудь сальник? Возможность токарной обработки есть, хватит ли места в крышке под сальник?
ШНКФ 453461.120 не выпускаются уже более 18 лет?!
Вместо него…123.
Ты пишешь, что купил 120, речь ведешь о 120 подшипнике и уплотнениях и при чем здесь 123?
Привет! Подскажи как поднять давление насоса гур? Двигатель змз 405. (тугой руль в обе стороны)
Прокачать
Я вот тоже его найти не могу… В лесу сорвало шланг обратки залезшей под низ веткой, потерял жидкость полностью, шланг одел, залил моторное масло которое всегда имеется на всякий случай и вполне себе успешно добрались до дома…Теперь это всё надо как то слить/промыть и залить дикстрон…Моторное масло густое, при застывании гул от насоса неимоверный, боюсь угробить гидрач…Что посоветуете?
Боюсь ему уже кирдык, чинить
Чему кирдык, ГУРу? Почему?
Ну насосу то точно тяжело пришлось. Там между мотором и повтором пластины есть, которые по зеркалу труться, а без масла они задиры оставят. Может и пронесло, сказать ничего не могу, может погорячился. В любом случае промыть систему и залить стыку как минимум .
Да не я там тему подымал, целый диспут развели а ответа так и не нашли.
Да и там на узбуке задавался этот вопрос -без ответа
Еще раз спроси там толковые ребята может не увидели. Удачи
Добрый день Прочел — познавательно.Вопрос ШНКФ 453461-136 на уаз буханка .Не нашол клапана для стравливания воздуха. в инстукции есть а на редукторе нет.Может инструкция устаревшая.И сейчас клапан не ставят?
Добрый у меня Волга, по твоему вопросу не в курсе. Это на уазбуку надо тебе.