Теоретические изыски здесь
Расходы на сборку мотора
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
Часть пятая
Часть шестая
Купил я по случаю у нашего иркутского товарища 662 "столбик" мотора с провернутым шатунным вкладышем первого цилиндра. Разобрал мотор, посмотрел: поршневая в отличном состоянии. И решил сделать из этого железа маленького монстрика.
Что планируется сделать написано здесь.
Итак, закупив направляющие, клапана и маслосъемные колпачки и прихватив с собой коленвал, отвез головку и колено в ТЭПО. Головку перебрали и шлифанули, а коленвал расточили (шатуные шейки 0,5 коренные 0,25).
Важное замечание: после проворота шатунного вкладыша обязательно необходимо проверять коленвал на биение, поэтому хоть и размер коренных шеек был в порядке, пришлось их растачивать для того, что бы избавится от биения.
Там же в ТЭПО взвесил шатуны и поршни. Разброс по весу — 1 грамм. Первый шатун пришел в негодность, подобрал другой, такой же по весу.
Пока происходил ремонт головки и коленвала детали мотора отмыл, проверил и покрасил.
Т.к. планирую снять с мотора 170-180 лошадей, то решил устанавливать усиленные вкладыши: SPUTTER.
Напыление (от «to Sputtering»- с английского – "распылять") процесс не гальванического нанесения антифрикционного покрытия на поверхность подшипника скольжения. Ионно-плазменное напыление это нанесение поверхностного слоя при помощи катодного распыления, т.е. ионно-плазменного напыления. Стоимость изготовления вкладышей «SPUTTER» несравнимо выше, чем обычных, поэтому в целях экономии эти вкладыши устанавливаю на одну шейку вместе с обычными, трехслойными подшипниками.
Если обычные вкладыши стоят в районе 2 тысяч за комплект на весь мjртор, то вкладыши SPUTTER стоят примерно 1500-2000 руб за одну шейку. В общем гулять, так гулять.
Коренные вкладыши купил от 646 мотора израильской фирмы KING, которая на протяжении уже более 50 лет делает только вкладыши и ничего больше. Номер коренных вкладышей MB1190XA 0.25. Это на одну шейку.

Шатунные вкладыши американские, фирмы MIBA.

Номер вкладышей 1850 P050 050. Это комплект на 5 шатунов. Т.к. эти вкладыши без отверстия под подачу масла в шатун, то из негодного шатуна изготовил кондуктор-оправку и просверлил в них отверстия для подачи масла.
В общем устанавливаем коренные вкладыши в мотор

Постоянно среди мотористов идут споры: чем смазывать вкладыши и прочие детали при сборке? Кто то говорит про моторное масло, кто то советует трансмиссионное. На мой взгляд каким бы маслом не смазывал, если мотор планируется запускать через два три-дня, а то и больше, после сборки, то масло это стечет. А пока маслонасос накачает масло в пары трения, вкладыши уже поимеют задиры.
Для смазки используем Монтажную смазку LM 48 на основе дисульфида молибдена и графита.

При распылении и после высыхания препарата образуется антифрикционный разделяющий поверхности слой, препятствующий схватыванию, задиру и холодной сварке. Антифрикционный слой работает как смазка и приработочная паста, позволяя без повреждений произвести обкатку деталей. Смазка сохраняется на деталях как пожизненная.
Смазываем вкладыши

И устанавливаем коленвал с упорными полукольцами.

Собираем поршни с шатунами. Одеваем на них новые кольца стандартного размера фирмы KOLBENSCHMIDT 800017810000.
Стрелка на днище поршня (1) должна указывать на переднюю сторону двигателя, а направляющие выступы вкладышей шатунных подшипников (2) должны быть направлены к левой стороне двигателя, как показано на рисунке. В общем замки шатунных вкадышей располагаются со стороны ТНВД.


Немного про ориентацию колец относительно поршня:
Понятно, что для мерсомотора ориентировать замки колец надо только в форме мерсовской звезды.
Картинку украл вот из этой шикарной статьи.

Как водно из картинки в момент рабочего хода и максимального давления на поршень, сам поршень прижимается к стенке цилиндра со стороны выпускного коллектора (стенка под номером 1 на рисунке). Логично, что по оси приложения силы располагать замки поршневых колец не желательно.
Цепи ГРМ и масляного насоса использовал новые. Т.к. старые имели достаточно большой прогиб. Заказываю цепи от упаковщика SWAG. Внутри упаковки оригинальные, родные для мерсомоторов, цепи IWIS. Номера цепей 99110174 и 99110194 соответственно.
Накидываем цепи, и устанавливаем переднюю крышку двигателя. Не забываем про уплотнительное кольцо масляной форсунки вакуумной помпы (6069971545). Сколько моторов без этого кольца полегло — жуть!

Передний сальник коленвала "ремонтный". Фирмы ELRING 424841. Вместо пружинки сальник имеет что то типа чулочка, который обхватывает вал и садится со смещением, относительно выработки оригинального сальника.
К стати фирма ELRING как раз и поставляем большинство прокладок для Мерседеса и SsangYong.
Пока получается вот так


Комментарии 21
Скажите пожалуйста! Что значит, что вкладыши SPUTTER —
"в целях экономии эти вкладыши устанавливаю на одну шейку вместе с обычными". Т.Е. в комплекте MIBA 5 вкладышей спут, а 5 обычных, а CLIСO тоже так же ? или я все неправильно понял, , , ,
Такой вопрос, а под вкладышами надо маслом мазать?
Нет. Не надо. Ни под вкладышами, ни над вкладышами.
Лично я наоборот все обезжириваю.
Но тут много мнений и "школ" моторосборки. Кому и герметик — лучшая прокладка.
Масло моторное SINTOIL Молибден SAE 10W-40 API SJ/CF — хорошее масло? Или только для обкатки?
Форсунку видел, колечко нет. Вроде она впрессована в блок.
Что за уплотнительное кольцо форсунки?
Читай внимательно: "уплотнительное кольцо масляной форсунки вакуумной помпы (6069971545)"
Так я про неё и спрашиваю! Где оно стоит? Форсунка подразумевается, которая льёт масло в районе вакуумного насоса слева от муфты опережения?
На форсунке это уплотнительное колечко и стоит.
Похоже что в om 601.912 его нет.
MaxAlexNsk
На форсунке это уплотнительное колечко и стоит.
Может фото есть? Хотелось бы увидеть для общего развития.
f-a.d-cd.net/bbfd56as-960.jpg
www.drive2.ru/l/7971889/
Спасибо. Но я все равно не догнал зачем оно. Наверное это особенность енга. У меня она выглядит как конус с отверстием где-то 0.5 и резинку надеть особо некуда и незачем.
Может у тебя вакуумная помпа ударного типа? В таком случае да, уплотнения нет. А форсунка брызгает в сторону цепи.
В случае центробежного вакуумного насоса форсунка брызгает и на цепь (отверстием сбоку) и центральным отверстием загоняет масло в корпус вакуумной помпы.
Соответственно лобовые крышки разные.
Все выяснили! Спасибо! Я спокоен))
Очень познавательная статья и отличный мануал!
Эх. С каждой статьёй я жалею что не живу в Новосибирске, или ты в Красноярске :)
Мотор собирается просто так — из любви к технике. После обкатки будет продаваться.
Общитаешь все после сборки. Я первый в бронь на этот мотор.)))А там видно будет.
Обсчитал. Себистоимость вышла в 139 тыс., если ничего не забыл. Вверху заметки есть ссылка на калькуляцию.
dreamkrcity
Эх. С каждой статьёй я жалею что не живу в Новосибирске, или ты в Красноярске :)
Десятый юбилейный слет будет в Красноярске. Я обязательно приеду.