Рассказ о поршнях СТК начну с покупки авто. По ходу повествования станет ясно – почему так издалека.
Продавец попался терпеливый – позволил сделать все проверки на которые у меня хватило фантазии.
Были измерены:
— компрессия (везде 13+)
— давление масла (около 1,8 – 2 на холостом)
— давление картерных газов (бумажка скачет но не улетает)
— Чистота выхлопа (сажи при перегазовках нет, труба маслом не сопливит, синего дыма нет)
— масло в воздухозаборнике отсутствует.
Ну и так по мелочам.
Стуки отсутствовали.
В виду массы грустных рассказов о выходе из строя штатных китайских роликов и как следствие обрыва ремня – принято решение о замене штатных поршней на безвтык.
Родные имели размер все как один – 81,95.
(См. фото 1 и фото 2 — поверхности юбок поршней FM — пробег 40 000 км.)


Куплены СТК номинального размера той же группы (т.к. пробег 40 т.км.) Промеры показали, что все поршни имеют размер 81,97 (+0,005). Установил летом. А в начале весны из-за поршневого стука ездить стало невозможно.
(См. фото 3 и фото 4 — поверхности юбок поршней СТК с пробегом 10 000 км.)


Поршни, которые прошли около 10 000 км. «уехали в минус» на 0,08 – 0,09 мм. (!) во всех (!) цилиндрах. Т.е. масляные зазоры стали по 0,13 – 0,15 мм. Странно что стучал юбкой только один…
Перед разборкой, в силу различных заблуждений, снова куплены СТК но следующей группы – С. Все как один 81,98 (+0,005). С ними были установлены новые FM (ВАЗовские) поршневые кольца (зазор в замках проверен).
Уже после установки и «курения» форумов закрались сомнения в качестве металла СТКшных поршней.
(См. фото второго комплекта поршней СТК — фото 5 и фото 6 — поверхности юбок поршней СТК с пробегом 1 500 км.)


Пара мотористов крайне сдержанно ответили – ставить СТК не рекомендуем, в крайнем случае Костромские.
Был сделан звонок в компанию Костромамотордеталь, с целью «а не подскажете как качество металла у ваших конкурентов – СТК?» На что был ответ – металл мягкий, юбки обминаются – размер уходит.
В результате через месяц после переборки получил комплект Костромских поршней номинального размера группы В.
Размеры поршней не все одинаковые – два поршня 81,985 (дно помечено зеленой краской), один – 82 (дно помечено красной точкой), один 81,97 (дно помечено синей точкой). В силу неодинаковости размеров цилиндров хорошо подошли (с зазорами 4-5 соток.)
Вес поршней отличался на 0,5 гр. Пальцы одинаковые по весу. (Но все равно ставил штатные – FM).
Для определения твердости металла поршни были отданы в строительную лабораторию на твердомер.
Результат измерений:
Заводские поршни FM — 41,0 – 42,0 – с одной стороны, 37,5 – 38,5 – с другой стороны. (плоские площадки под отверстиями поршневого пальца).
Поршни СТК – 49,5-47,0 – с одной стороны, 35,5-36,5 – с другой стороны.
Кострома – 39,0-44,0 – с одной стороны, 42,0-45,0 – с другой стороны. (фото не сохранил)
Единицы измерений для меня значения не имели – было важно относительное соотношение.
Получив невнятный результат взял лупу и вот что увидел:
(См. фото поршней с отметками измерений твердости — Фото 7 — заводские поршни FM, Фото 8 — поршни СТК ).


На поршнях СТК измерительный шарик вдавился в металл до оправки – ее следы видны на поверхности в форме полумесяца на всех (!) замерах. Метал продавливался как пористая губка – по краям отметок нет наплывов металла (буртиков) – он не выжимался из-под шарика.
По FM и Костроме картина иная – следов оправки нет, металл выдавился из-под шарика.
Я сделал такие выводы – металл у FM и у Костромы плотнее, и видимо твердость все-таки выше – по результатам «пионерского» теста – Костромской поршень царапает поршень СТК но не наоборот – значит Кострома тверже.
При примерке шатунов в Костромские поршни выявился косяк – у трех поршней шатуны свободно качались на пальцах, но осевых зазоров не было, а в одном вообще происходило заедание в крайнем положении.
Промерив зазоры между шатуном и поршнем во всех поршнях (СТК и FM) выявилось следующее – зазоры есть у всех — от 0,2 до 0,3 мм. кроме Костромы… Помня о том, что наличие данного зазора позволяет компенсировать невертикальности цилиндров к колену принято решение плоским напильником добиться наличия зазоров.
Двигатель собран, обкатывается.
25.07.2025
Прошло 8 лет с момента публикации данного … обзора (?).
Уже достаточно давно продана Гранта на Костромских безвтыковых поршнях, прошедших 100 + тыс. км.
Даже один раз случался таки обрыв ГРМ. Прямо в ходе длительной поездки. Летом. Ремень порвался на заправке — оттолкал авто в угол, поменял ремень ГРМ на валявшийся в багажнике Дайко, и поехал дальше…
Поменял я Гранту на Логан 2. Авто очень нравится. Вот всё в нём нравится. Но перепрошиваться пришлось — на родной прошивке, после Гранты, ощущалось что Логан просто не едет.
Заменить поршни на безвтык хотел, но в виду отсутствия такого выбора как на наши вазовские моторы — менять было не на что. СТК не рассматривал в принципе…
С полгода назад на меня вышел представитель СТК и предложил осуществить те же тесты, но уже с их современной продукцией. Якобы мой пост сильно влияет на их продажи, а качество их изделий уже давно ушло вперед. Пост действительно в поисковике выпадает на первую позицию…
Я предложил предоставить мне поршни на двигатель k4m Логана.
Со стороны СТК предложили определиться с размерами.
Поскольку разбирать двигло авто на котором езжу ежедневно в планы не входило, то было принято решение прикупить эндоскоп, тем более давно хотел, и залезть в цилиндры для посмотреть на нагруженные стенки цилиндров на предмет наличия хона. Хон как ни странно имеется и в полном порядке (пробег по одометру 160 + тыс. км. и еще х.з. сколько смотал прежний владелец…). Поэтому умничать не стал, посмотрел группы на поршнях и запросил размер стандарт и группы А, А, А, В.
Поршни очень оперативно прислали.





Размеры юбок поршней строго соответствуют классам. Но так было и в прошлый раз. Изделия на Гранту были все одного размера, без отклонений.
Интересовал сам металл.
Поршни отданы в ту же лабораторию, что и 8 лет назад.
Промер твердости поршней теперь показал радикальные отличия в результатах!

Из цифр видно увеличение твердости в среднем на 50+- процентов (от величины твердости изделий в 2017 году).
Ну и как видно — оправка твердомера в поршень не упёрлась, из под измерительного шарика выдавился металл.

Но самое интересное — приобретенный мной в сервисе заводской, с разборки, поршень не царапал изделия СТК! Впрочем как и они его… Не наносил царапины на поршень СТК и оставшийся у меня от Гранты поршень Федерал Могул.
Полагаю, что качество изделий действительно стало на уровне оригинальных запчастей.
Теперь буду выбирать время для установки данных поршней в Логан.

Комментарии 18
Скажите пожалуйста, а какой вязкости вы использовали моторное масло с этими поршями, просто интересно?
5-40
Понял.
На зеркальную поверхность эти коротышки не ставятся.Им нужно масло.Нужно наносить хон.Зеркало получим сухое трение.
Блок получается не точили?Кострому ставили просто большей группы?
Сорри за долгий ответ. Не захожу сюда — авто продал, накатал 100к.+ на своих поршнях без проблем и хоть какого-то расхода масла, практически без стука. Да, двигло не точил, но нутромером, перед закупкой и установкой поршней, горшки промерял. А хон там заводской был.
Стк гавно 8000 прошли
Есть ли новости? Как мотор себя чувствует?
Каков пробег на Костроме?
Сорри, давно не заходил. Проехал с поршнями Костромы 100 к. Цоканье пары поршней до 80-85 градусов. Потом все прогревается — и — слышно как ремни шелестят и все.
Выхлоп чистый — ни сажи, ничего.
Прокатал 20000 км. Стука нет. На холодную неравномерное (то есть то пропадет) тихое цоканье, после прогрева выше 40 градусов (стоит БК ""Штат") слышно как ремни шелестят и все.
www.drive2.ru/c/525238629…age=0#a525371945592554249
troti
Прокатал 20000 км. Стука нет. На холодную неравномерное (то есть то пропадет) тихое цоканье, после прогрева выше 40 градусов (стоит БК ""Штат") слышно как ремни шелестят и все.
Послушай мой стук
как себя показали поршни костромские. А то я собрал себе мотор на стк с ходом 84мм шатуном 130мм и поршнями стк. Сначало тихо работал, а сейчас грохот стоит. Пробег 200 км. разобрал кот так стали выглядеть поршни. Больше ничего не рашел что могло греметь. Склоняюсь что из за большой перекладки и плохого качества поршней стал большой зазор и загремели поршня
на горячую стучали поршня стк?
И на горячую и на холодную.
у меня тоже стк стоят.на холодную тихо а вот после 90 стук какойто.пробег уже на них 25000
СТК не вариант. Кроме того что металл мягкий есть еще один момент. Вследствие мягкости металла он сильно истирается, сопрягаемые поверхности поршня и цилиндра трутся при работе неровным (поршнем) по ровному (чугунина цилиндра), происходит повышенный износ цилиндра в месте касания задраным поршнем. Вроде так не должно быть — поршень то мягче, но на деле я это наблюдал при разборе движка. Размер цилиндра в этом месте убегает на 1-2 сотки.
Хорошую разработку проделали, особенно в сравнении твердости сплавов поршней.