Приветствую Вас, уважаемый читатель! В этой главе речь пойдёт только об одном событии — 24-часовой гонке на выносливость, проводимой ежегодно на Daytona International Speedway в Дайтона-Бич, штат Флорида. Сегодня она больше известна как Rolex 24 at Daytona, но её историческое наименование 24 Hours of Daytona.
Теперь, уважаемый читатель, позвольте предложить Вам небольшой исторический экскурс.
Со своего основания гонка проводится в последний уикенд января или первый уикенд февраля, как часть Недели Скорости (Speedweeks) и является первой из главных автомобильных гонок сезона в США. Её также считают частью Тройной короны гонок на выносливость, объединяющей крупнейшие соревнования спортивных автомобилей, такие как 12 часов Себринга (12 Hours of Sebring) и 24 часа Ле-Мана (фр. 24 Heures du Mans). В 1962 году, через несколько лет после сооружения трека, была проведена 3-х часовая гонка спортивных автомобилей, Daytona Continental, бывшая частью чемпионата мира среди спортивных автомобилей. В 1964 году дистанция соревнований была увеличена до 2000 км (1220 миль), то есть до удвоенной дистанции классических 1000 км гонок на Нюрбургринге, Спа и Монце. Дистанция составляла примерно половину того, что проходили в 24 часах Ле Мана и примерно соответствовала дистанции 12 часов Себринга, что проходят там же во Флориде, несколькими неделями позже. Начиная с 1966 года, гонка в Дайтоне стала проводиться в течение 24 часов, как в Ле-Мане. В 1972 году из-за энергетического кризиса гонка была сокращена до 6 часов, а в 1974 году отменена целиком. В 1982 году, после постоянного нахождения в составе World Sportscar Championship, гонка вышла из этой серии, которая, стремясь снизить затраты, решила гоняться только в Европе и на более коротких дистанциях. В этом же году 24 Hours of Daytona стала частью IMSA GT. За годы своего существования гонка сменила несколько имен. С 1991 года Rolex SA стала титульным спонсором гонки, сменив Sunbank (ныне SunTrust), который в свою очередь сменил Pepsi в 1984 году. Победители во всех классах получают стальные часы Rolex Cosmograph.
В отличие от Ле-Мана, гонка в Дайтоне проводится на полностью закрытой 3,56-мильной (5,728 км) комбинированной дорожной трассе Daytona International Speedway, в пределах овала, без использования городских улиц. Используется большая часть крутого бэнкинга*, который прерывается шиканой** на задней прямой и быстрой секцией инфилда***</i>, включающей две шпильки****</b>.
*Бэнкинг — овальная трасса, или трасса овального типа — тип замкнутой гоночной трассы, отличающийся наличием поворотов только в одну сторону, как правило, влево. **Шикана (фр. chicane; от chicaner «придраться») — последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей; их располагают регулярно на прямых участках, для ограничения скорости. Обычно шиканы проходятся по единственной оптимальной траектории, представляющей собой максимально плавную кривую с парой апексов, т.е. длинных быстрых поворотов, в которых автомобиль не сбавляет (или незначительно сбавляет) свою скорость. ***Инфилд от англ. Infield — «внутри поля». На автодромах инфилд нередко используется для размещения вспомогательных сооружений — пит-лейна, трибун и т. п. ****Шпилька — тип поворота, когда после длинной прямой на коротком участке трассы спортивные автомобили резко поворачивают на 180 или чуть менее градусов, и после которого также следует прямая часть трассы. Такой тип поворотов предполагает сильное торможение перед ним и проходится на низких скоростях.
Также в отличие от Ле-Мана гонка проводится зимой, когда ночи особенно длинны. Освещение установлено по периметру трека, для обеспечения возможности гонок в ночное время (и наилучшего телепокрытия), хотя инфилд освещён не так хорошо, как сам овал. Ярко освещён лишь пит-лэйн,
а остальная часть имеет неплохое освещение, схожее с уличным.
Также как и в 24-х часах Ле-Мана (проводится с 1923 года), 24-х часах Спа (проводится с 1924 года) и 24-х часах Нюрбургринга (проводится с 1970 года) цель мероприятия — определить команду гонщиков, которые смогут проехать дальше всех за определённый промежуток времени, в отличие от большинства гонок, где нужно проехать заданную дистанцию за минимальное время. Участвующие команды организованы самыми различными способами: среди них и спортивные подразделения производителей дорожных автомобилей, желающих доказать превосходство своей продукции, и команды гонщиков-профессионалов, представляющие своих спонсоров (некоторые из них также являются автопроизводителями, однако не желают тратить средства на создание собственных команд), и любительские гоночные команды, которые стремятся поучаствовать в престижной гонке и завоевать победу для своих спонсоров. Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надёжностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24-х часов без механических повреждений. Заодно проверяется и выносливость пилотов, которым зачастую приходится проводить на трассе до четырёх часов подряд, пока их не сменит партнёр по команде на очередном пит-стопе. Ожидая своей очереди, пилоты успевают перекусить и немного отдохнуть. По действующим с 70-х годов правилам каждым автомобилем, участвующим в гонке, должны поочередно управлять не менее трёх пилотов. Сейчас выступают нередко четыре или пять гонщиков, когда машины становятся подобием «такси» для менее удачливых членов команды. Победители 1997 года привели на подиум сразу 7 гонщиков.
Изначально, для получения классификации, автомобиль должен был пересечь линию финиша по истечении 24-х часов своим ходом, что приводило к драматическим ситуациям, когда повреждённый автомобиль часами ждал в боксах или на обочине недалеко от финиша, затем запускал двигатель и ползком пересекал линию финиша в последний раз, просто чтобы финишировать по истечении 24-х часов и получить классификацию, что лучше дисквалификации с формулировкой DNF (Did Not Finish). Так, например, в ходе первой гонки 1962 Daytona Continental (тогда ещё 3 часа), Lotus 19 Дэна Гарни (Dan Gurney) лидировал по пройденной дистанции, когда его двигатель вышел из строя, и он припарковался на вершине бэнкинга перед финишной линией. Когда закончились три часа, Герни провёл машину ещё несколько метров через финиш то ли на стартере, то ли за счёт гравитации, то ли их сочетанием (до сих пор спорят об этом), не только зафиксировав позицию, но и фактически выиграв гонку. Это привело к необходимости принятия международного правила, требующего, чтобы автомобиль пересекал финишную линию под воздействием мощности собственного двигателя, чтобы его можно было классифицировать.
Но, давайте всё же вернёмся к нашему "герою"! Как Вы помните, после сезона 1985 года Ford перенёс финансирование марки Lincoln Mercury Merkur XR4TI из серии IMSA GT, в которую входит гонка The 26th Annual SunBank 24 at Daytona, в серию SCCA Trans-Am. По этой причине, ни в одном из последующих сезонов Roush Merkur XR4Ti не выставлялся для участия в гонках на выносливость. Однако, после впечатляющих результатов в сезоне 1986-го и блестящей победы в чемпионате 1987-го года, Джек Роуш, вместе с руководством Ford Motorsport принимает стратегическое решение — в 1988 году Merkur XR4Ti будет участвовать не только в чемпионате SCCA Trans-Am, но и в серии IMSA GT, со всеми, как говорится, вытекающими последствиями !
Для участия в чемпионате было решено выставить две машины в классе GTO ( 2,5 литра и более), причём одна из них (№6) оснащалась уже "обкатанным" 4-х цилиндровым двигателем с турбонаддувом объемом 2,5 литра,
а вторая (№11) была оснащена 6-и литровым V8, аналогичным двигателям, стоявшим на Roush Mercury Capri.
Итак, последний уикенд первого месяца, 30-31 января 1988 года. Ежегодное мероприятие Международной ассоциации автоспорта (International Motor Sports Association), 24- часовая гонка на выносливость The 26th Annual SunBank 24 at Daytona. В гонке участвовали автомобили класса: — GTU (under 2.5L) — автомобили Grand Touring с двигателями объемом 2,5 литра или меньше; — GTO (over 2.5L) — автомобили Grand Touring с двигателями объемом 2,5 литра и более; — GTP (sports prototypes) — (Grand Touring Prototypes) спортивные прототипы, в состав которого включена группа Lights (Lights prototype) — автомобили с двигателями меньшей мощности, без турбонаддува. Время старта: 30.01.1988, 15:30. Погода: прерывистый дождь. Заявлено: 82 участника. Практика: 79. (GTU:14, GTO:21, GTP:24, GTP Lights:20) Стартовало: 75. (GTU:14, GTO:20, GTP:22, GTP Lights:19) Финишировало: нет данных.
Теперь давайте познакомимся с пилотами, которых Джек Роуш пригласил в Roush Racing для участия в этой гонке. Без сомнения, это были "звёздные экипажи" !
Экипаж Roush Mercury Merkur XR4Ti №6: Кенпер Миллер (Kenper Miller), США). Бобби Акин-младший (Bobby Akin, Jr.), США. Пол Гентилоцци (Paul Gentilozzi), США.
Биографии этих гонщиков — страницы истории мирового автомобильного спорта второй половины XX-го века! Судите сами.
Kenper Miller*.
Кенпер Миллер (родился 23 июля 1946 года в Вашингтоне, округ Колумбия, США.) — автогонщик, брат Пола Миллера и дядя Брайса Миллера (поклонникам марки PORSСHE и фанатам гоночной команды Paul Miller Racing эти имена хорошо известны!) С начала 1970-х годов Кенпер Миллер был активным гонщиком в течение 25 лет. В течение нескольких лет, с 1980 по 1985 годы, у него также была своя гоночная команда — Red Lobster Racing. В 1972-73 годах он выступает на Chevrolet Corvette и Chevrolet Camaro, а с 1977 года на BMW 3.5 CSL. В 1980 году Миллер и Дейв Коуарт (Dave Cowart) объединили свои усилия и опыт в общей гоночной команде. Они приобрели Pro-Car-BMW M1 и восстановили его, чтобы автомобиль соответствовал правилам GTO IMSA. Спонсором выступила торговая сеть морских продуктов Red Lobster, основанная в 1968 году. В 1981 году команда уверенно находилась в первой десятке в классе GTO на своём BMW. В конце года оба пилота и их машина были приглашены в Мюнхен тогдашним генеральным директором BMW AG Эберхардом фон Кюнхаймом (Eberhard von Kuenheim) и были удостоены чести на мероприятии. Это был первый успех BMW в североамериканском автоспорте. С 1982 по 1985 годы следуют два прототипа — March 82G и March 83G. Предпочтительное поле деятельности Миллера — гонки IMSA GT и GTP. Кенпер Миллер четыре раза завоёвывал серебро (в 1977, -82, -83 и -84 годах) и дважды приходил к финишу третьим. В 1982 году он закончил серию десятым, в 1983-м и в 1984-м седьмым в общем зачёте. Миллер четыре раза выступал в 24-часах Ле-Мана: трижды потерпел неудачу, но в 1986 году он стал третьим в общем зачёте. Последнее выступление в качестве пилота — 6-и часовая гонка Watkins Gen в 1997 году, которую он закончил 30-м в общем зачёте. В настоящее время Кенпер Миллер является совладельцем семейного бизнеса Paul Miller Auto Group LLC.
Bobby Akin, Jr.
Роберт Макомбер «Боб» Акин, III (6 марта 1936 г. — 29 апреля 2002 г., родился в Северном Тарритауне (North Tarrytown), штат Нью-Йорк, США. ) — бизнесмен, журналист, комментатор телевидения и чемпион в автомобильных гонках. Боб Акин начал свою гоночную карьеру в 1957 году, участвуя в лодочных гонках и драг-рейсинге в 1957 и 1958 годах. В 1959 году получает национальную гоночную лицензию SCCA, тренируясь у легендарного автогонщика Джона Фитча (John Fitch), и первую победу (всего третья гонка) — в Бриджхемптоне (Bridgehampton), на Alfa Veloce Spider. В 1960 году он выступает на Volpini Formula Junior, а затем, на Ferrari 500 TRC 1957-го года, участвуя в нескольких гонках в начале 1961-го, прежде чем уйти в отставку в июле того же года. В 1973 году Акин вернулся в автогонки, получив приглашение от своего друга Сэма Поузи (Sam Posey), участвовать в мероприятии Vime Sports Car Club of America, в Lime Rock Park 4 июля 1973 года, на своем Mercedes-Benz 300SL. Затем — участие в винтажных гонках на Lotus 11, и Cooper-Monaco 1959 года, на котором он стал фаворитом в 1975 году. В 1978 году Бобби Акин купил Porsche RSR Carrera для участия в 12 Hours of Sebring. Позже — гонки в Le Man на Porsche 935 Turbo. Вернувшись в мир автогонок, Акин собрал впечатляющий список достижений, отмеченный победами в 6-ти часовой гонке в Watkins Glen International, в 1979 году; в 12 Hours of Sebring, 1986 года; две награды за вторые места в 24 Hours of Daytona, 1981 и1982 годов; шесть выступлений (в том числе четвертое место в общем зачёте) в 1984 году в Le Man. Боб Акин выиграл серию IMSA Camel GT в 1986 году и имел четыре топ-10 финиша в турнирах IMSA Endurance Championship. Он также был членом и президентом престижного клуба Road Racing Drivers . Бобби Акин ушел из профессиональных гонок в 1991 году, но остался довольно активным в спорте. Вернувшись к гонкам на своих любимых старинных и исторических автомобилях, участвовал в гоночных сериях Fastmasters, писал статьи для журнала Road & Track и делал комментарии в эфире на Speedvision, TBS и ESPN. В 1995 году Акин руководит Bob Akin Motorsports (теперь Hudson Historics ) — компанией, которая специализируется на реставрации и гоночной подготовке исторических гоночных автомобилей. 25 апреля 2002 года Боб Акин был тяжело ранен в результате сильной аварии, при испытании мощного (900-сильного, с двойным турбонаддувом, V-6) двигателя для Nissan GTP ZX-Turbo, 1988 года, по заказу Walter Mitty Challenge, для гонок ист орических автомобилей в Road Atlanta. У 66-и летнего Роберта Акина были сломаны шея, левая нога, левое плечо и правая рука, а также ожоги третьей степени более чем на 15% всего тела. После аварии он был доставлен в больницу, где и скончался 29 апреля 2002 года. В память о Роберте Акине, в 2003 году, Road Racing Drivers Club (RRDC) основал ежегодную премию Bob Akin Memorial Motorsports Award.
Paul Gentilozzi (слева Ayrton Senna).
Пол Джентилоцци (родился 6 февраля 1950 года в Лансинге (Lansing), штат Мичиган, США) — автогонщик и бизнесмен, уже более 45-и лет профессионально участвует в автоспорте. В качестве гонщика он выиграл пять чемпионатов водителей и девять чемпионатов производителей, представляя Oldsmobile, Ferrari, Ford, Nissan, Chevrolet и совсем недавно Jaguar. Гоночная карьера Пола началась с драг-рейсинга, в 1969 году, в национальном чемпионате NHRA. В следующие десять лет он зарегистрирован в категориях B / MP, D / G и ездил в категории Pro Stock в течение двух лет. Он начал гоночную карьеру в IMSA American Challenge в 1981 году, с Dodge, и выиграл класс GTS в 12 Hours of Sebring 1992 года. Джентилоцци заработал девять побед IMSA / Grand-Am и выиграл чемпионат производителей IMSA GTS 1992-93 с Oldsmobile. Он объединился со Скоттом Прюэттом и Батчем Лейтцингером, чтобы выиграть в 1994 году Rolex 24 Daytona на Nissan 300ZX. Он, Скотт Прюэтт и Брайан Симо выиграли класс GTS в 2002 году на Rolex 24 Daytona и 24 Hours Daytona Jaguar. Джентилоцци выиграл пять титулов Trans-Am: 1998, 1999, 2001, 2004 и 2006 гг. и занял первое место в каждой категории производительности Trans-Am, включая призовые деньги, 31 победу, три лучших подиума, топ-5 и топ-10, начала гонки, самых быстрых гоночных кругов, завершающих матчей и итоговых побед. Он был единственным гонщиком, выигравшим чемпионаты в трех разных марках: 1998 год — Chevrolet; 1999 год — Ford Mustang; 2001, 2004 и 2006 годах — Jaguar. В 2010 году Gentilozzi ушел из вождения. Будучи управляющим партнером F Performance Racing со своими давними партнерами Тони и Джоном Джентилоцци. В конце 2015 года они создали F Performance Racing участвует в гонках на Lexus RC F GT3.
К сожалению, этот экипаж потерпел неудачу! На 388-м круге, на ночном этапе гонки, они сошли с трассы из-за возникшего пожара, заняв 41 место в общем зачёте; лучшее время круга — 1: 49,152. Бобби Акин стал четвёртым пилотом в экипаже №11.
Экипаж Roush Mercury Merkur XR4Ti №11: Скотт Прюэтт (Scott Pruett), США. Пит Хальсмер (Pete Halsmer), США. Пол Миллер (Paul Miller), США Бобби Акин-младший (Bobby Akin, Jr.), США. .
Со Скоттом Прюэттом и Питом Хальсмером мы с Вами знакомы по предыдущим сезонам, хотя в биографиях этих гонщиков столько историй и событий, что хватит не на одну публикацию! Но вот имя ещё одного гонщика, ставшего сегодня "иконой" в мировом автомобильном бизнесе и автоспорте!
Paul Miller.
Пол Миллер (родился 6 марта 1945 года в Вашингтоне, округ Колумбия, США.) — автогонщик, владелец гоночной команды, бизнесмен. Присоединился к SCCA в 1964 году в возрасте 19 лет, запустив свою первую школу водителей в Лас-Крусес (Las Cruces), штат Нью-Мексико, на взятом в аренду Austin Healey Sprite. В 1969 году начал свою гоночную карьеру, выступая на Lotus 23 и BMW. С 1972 года, вместе с братом *Кенпером Миллером, выступают на Chevrolet Corvette. В 1973-м они создают свою команду, Miller Brothers Racing Enterprises, и выступают на Chevrolet Camaro в гонках серий Trans-Am и IMSA сезонов -73 и -74. У этой команды будут ещё две гонки на De Tomaso Pantera в серии IMSA 1975 года. В 1976 году начинается роман Пола Миллера и марки Porsche. Вместе с Майлтом Минтером (Milt Minter) он выступает на Race Porsche 934. В 1977-м Пол, вместе с канадцем Людвигом Хеймратом (Ludwig Heimrath), побеждают в 6-часовой гонке Molson Diamond Can-Am Trans-Am Weekend в Mosport на Porsche 935, и затем, в конце 70-х, продолжает участвовать на этой же машине в сериях Trans-Am и IMSA. В 1979-м он дважды поднимается на подиум, заняв второе место в Sebring 12 Hours, вместе с Чарльзом Мендесом (Charles Mendez) и британцем Брайаном Редманом (Brian Redman), и в 500-мильной гонке Pabst 500, Road America Silver Anniversary, опять же вместе с Мендесом. В 1980 году Пол Миллер на Porsche 935 активно участвует в гонках в США и Канаде в команде Racing Associates, выступает в Le Mans 24 Hours в экипаже вместе с Бобом Акином (Bob Akin) и Ральфом Кент-Коуке (Ralph Kent-Cooke), а вместе с Джонни Рутерфордом (Johnny Rutherford) выступает в Daytona 24 Hours 1981 не только как гонщик но и как совладелец команды Herman+Miller Porsche-Audi. Затем Le Mans 24 Hours в экипаже с Крейгом Зибертом (Craig Siebert) и Бобом Акином. В 1982 году, на Porsche 924 Carrera GTR, Пол Миллер вместе с Пэтом Бедардом (Pat Bedard) и Манфредом Шурти (Manfred Schurti) участвует в LeMans 24 Hours, а в гонке Portion of the Labatt's of Trois-Rivieres занимает третье место! С 1983 года Пол впервые выступает спонсором HERMAN-MILLER / PORSCHE, продолжая активно участвовать в гонках, заняв второе место в Trans-Am Kent. В 1984-м он выигрывает гонку Budweiser Can-Am/Trans-Am Weekend, а в 1985-м, в гонке Daytona 24 Hours, на прототипе Porsche 962, экипаж Пол Миллер, Боб Акин и Ганс-Йоахим Штюк (Hans-Joachim Stuck) приходит четвёртым. В этом же году Пол Миллер побеждает в Trans-Am Mosport на своём Porsche 924 Carrera GTR. С 1985 года он чаще всего участвует в гонках самостоятельно. Гонка The 26th Annual SunBank 24 at Daytona 31.01.1988 года стала завершающей в карьере пилота Пола Миллера. В настоящее время Пол Миллер — президент Paul Miller Auto Group LLC, включающей в себя компанию Paul Miller Porsche, владеет командой Paul Miller Racing, женат, имеет троих взрослых сыновей, все работают в бизнесе. Его младший сын, Брайс Миллер (Bryce Miller), тоже автогонщик, пилот Porsche 911 GT3 RSR вместе с заводским пилотом Марко Хольцером (Marco Holzer) в американской серии LeMans.
Этот "звёздный экипаж" был гораздо успешней! Они благополучно завершили гонку, заняв 10-е место в общем зачёте, финишировав через 94 круга после победителей — экипажа британской команды Castrol/Jaguar Racing в составе: британец Мартин Брандл (Martin Brundle) / бразилец Рауль Босель (Raul Boesel) / датчанин Джон Нильсен (John Nielsen) на Jaguar XJR-9 D #TWR-J12C-288 №60 (прототип с двигателем V12) ! Победный результат гонки (в общем зачёте) — 728 кругов трассы в 3560 миль (5729 метров), общая протяжённость 2591,68 миль (4170,897 км); макс. скорость — 173,717 км / ч ; лучшее время круга — 1: 40.716 !
Однако, в классе GTO достигнутый результат был классифицирован ПЕРВЫМ ! Таким образом, экипаж команды Roush Racing в составе: Скотт Прюэтт / Пит Хальсмер / Пол Миллер / Бобби Акин-младший, стали победителями 24-х часовой гонки на выносливость The 26th Annual SunBank 24 at Daytona в своём классе! Roush Mercury Merkur XR4Ti №11 стал автомобилем-победителем в классе GTO! Победный результат (в классе GTO) — 634 круга, общая протяжённость 2257,040 миль (3651,206 км), то есть три тысячи шестьсот пятьдесят один километр и 206 метров за одни сутки! Лучшее время круга — 1: 50.689.
Для Пола Миллера победа в этой гонке стала достойным завершением 20-ти летней гоночной карьеры!
Для остальных пилотов Roush Mercury Merkur XR4Ti эта победа стала блестящим началом сезона IMSA GT 1988 года!