
Говорят, что можно бесконечно долго смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и работает человек. Процесс работы спортивной команды во время гоночного уикэнда завораживает: выживают и побеждают лишь те, кто по-настоящему умеет работать и любит автоспорт. Неважно, что это за команда – Формулы 1 или небольшого национального соревнования, законы везде одинаковые, а разница заключается в основном в плотности графика.
Мы расскажем вам изнутри про то, как проходит гоночный уикэнд в команде УГМК Моторспорт, крупнейшей команды на соревнованиях по классическим кольцевым автогонкам Moscow Classic Grand Prix, выступающей также в ралли-кроссе и РСКГ.
До соревнований

Подготовка к соревнованиям начинается за несколько дней до самого гоночного уикэнда. Насколько «до» зависит прежде всего от места проведения гонок. Если этап выездной, то к стандартному четвергу, когда жизнь на трассе уже кипит и бурлит, прибавляется несколько дней на дорогу.
1 этап MCGP проходил на автодроме Moscow Raceway, так что ехать недалеко – всего 95 км от Москвы по отличному Новорижскому шоссе.
У директора команды есть стандартный список предметов, которые нужно погрузить в так называемые «технички» (грузовые автомобили, перевозящие все хозяйство команды к местам гонок) и отвезти на трассу. Этот список варьируется в зависимости от того, какие соревнования (дисциплина) и где происходит. Выездной этап как ни странно подразумевает более короткий список, «домашний» — более длинный. Причина в том, что на «домашних» этапах всегда намного больше гостей в боксах команды, и чтобы их принять, требуется больше возможностей.

На 2 этапе Moscow Classic Grand Prix такой список состоял из более ста позиций, которые включали в себя как технические составляющие гонок, так и оборудование для так называемой зоны хоспиталити – гостевой зоны.
Часть техничек с грузом уехала на трассу еще в среду. Команда арендовала на гонку 6 боксов, так как предполагалось, что на старты выйдет 11 машин.
Классические гонки MCGP подразумевают сразу несколько классов участников – от традиционных кузовов (Москвичи, Жигули, Волги и даже иномарки, которые подразделяются на зачетные группы в зависимости от объема двигателя и степени подготовки автомобиля) до классических Формул (Эстония от 21-й до 26-й).

У команды УГМК Моторспорт самый большой автопарк из всех команд, представленных в MCGP; на второй этап было заявлено 4 Формулы Эстония, 5 автомобилей Жигули, 1 Волга и 1 Москвич.
Кстати, и состав пилотов весьма интернациональный: пилоты из России представляют разные города – помимо Москвы (Илья Кашин, Виталий Ларионов, Сергей Трофимов, Семен Чернис, Михаил Тюрин) есть также Ачинск (Денис Самсонов) и Ижевск (Наталья Гольцова). Есть и представитель Украины – Леонид Протасов, и латвийский пилот Матисс Межакс.
Что касается прибалтов, то обычно для пересечения границы требуется целый ворох бумаг, и все происходит традиционным способом: автовоз, граница, много проверок, иногда долго ждем, но в итоге едем дальше. Но в этот раз все было немного иначе. И вот почему.

Матисс Межакс участвует в течение сезона в нескольких гоночных сериях. Так получилось, что 2 этап MCGP совпал с 3 этапом Dzintara Aplis, где Матисс претендует на первое место по итогам сезона и не может пропустить соревнование. Так как в Риге гонки проходили в субботу, то теоретически Матисс успевал прилететь и в Москву. Осложнялось это все тем, что за ночь нужно было привезти и машину и подготовить ее к следующему соревнованию.
Было решено заранее поставить ее на учет, чтобы иметь возможность довезти ее на автовозе до границы, переехать границу своим ходом, затем вновь загрузить на автовоз и отправиться на автодром. К счастью, проблем на границе никаких не возникло, и в воскресенье утром машина уже была на месте, а Матисс даже успел проехать положенные прогревочные круги перед стартом. Из-за того, что он не участвовал в квалификации, в первой гонке ему пришлось стартовать с последнего места, однако это не помогло его соперникам: по итогам дня (двух гонок) Матисс занял второе место. «Я даже не смог остаться на награждение, — рассказал потом Матисс, — мне нужно было мчаться в аэропорт, чтобы успеть на самолет. Так что призы получали за меня мои друзья».
ХХХ
Все остальные автомобили команды приезжают внутри большой командной фуры, их разгружают, загоняют в боксы и продолжают над ними работать. В УГМК Моторспорт работает более 20 механиков, которые обслуживают все автомобили – в том числе из Москвы, Ижевска, Нижгнего Новгорода и Латвии.
Подготовка

Начинается процесс с того, что в четверг утром готовится рабочая зона в боксах. Выгружаются автомобили, инструменты и все, что может пригодиться для дальнейшей работы во время уикэнда. Четверг и пятница – исключительно технические дни. По расписанию в пятницу проходят платные тестовые заезды, но народу собирается немного, все основные участники этапа приедут уже в субботу, когда можно потренироваться бесплатно, а во второй половине дня – пройти квалификацию.
Тут надо понимать, что в Moscow Classic Grand Prix участвует три основные категории спортсменов. Первые — это случайные любители, у которых появилась возможность выехать на старты соревнования. Многие из них собирали свои машины в гаражах, а о гонках знают в основном только то, что видели по телевизору или в кино. Это не плохо, и не хорошо, просто для большинства из них автоспорт – это временное увлечение, которое скоро пройдет. Вторые – это бывшие профессиональные спортсмены, которые сейчас либо находятся на пенсии, либо ушли из автоспорта и занимаются каким-то бизнесом. Их очень много, и их возраст может колебаться от 70 лет до 35-40. Среди них очень приятно видеть Олега Трегубова, Александра Потехина, Леонида Протасова, в прошлом году на старты выходил даже великий Эдгард Линдгрен, которому уже исполнилось 80.

Третья категория участников включает в себя действующих спортсменов, и их сейчас становится в MCGP все больше и больше. Они не только поддерживают форму, но и получают удовольствие от происходящего. Здесь регулярно можно встретить Владимира Череваня, Наталью Гольцову, Виталия Ларионова, Михаила Засадыча и многих других.

Есть еще и так называемые бизнес-драйверы – это люди, которые очень любят автоспорт, но из-за нехватки времени могут заниматься им время от времени. При этом у многих из них очень хороший багаж опыта. Например, тот же Михаил Тюрин участвовал в историческом ралли Монте-Карло и 3-х часовой классической гонке на Нюрбургринге на Jaguar E-Type команды Russo-Baltic Racing – хоть и любительских, но очень сложных гонках, которые подразумевают отличное чувство автомобиля и навыки управления им.
Надо понимать, что участие в таком соревновании, как MCGP, может быть очень недорогим – если ты просто приехал прокатиться по треку. Тогда стоимость сложится из стоимости автомобиля (например, если таковой имелся в гараже твоего дедушки, то потребуется лишь поставить каркас, спортивное сиденье и ремни, а также систему пожаротушения и выключатель массы), стоимости снаряжения – нужен шлем и омологированный комбинезон и стоимости участия. По минимуму это может стоить порядка 200 тысяч, а то и меньше, если повезет. Но если ты едешь выигрывать, то цена увеличится как минимум в 10 раз, и это без стоимости машины.

Уикэнд
В пятницу вечером перед субботним выездом остальных сотрудников команды на трассу проходит еще одна финальная сверка списков, чтоб понять, не забыли ли что-то взять. Но все самое тяжелое и громоздкое завозят накануне, когда для грузовых машин еще не нужны пропуска в паддок.
Привозят все, что потребуется в течение уикэнда – от тумб под кофеварки до столов, стульев, баннеров, пресс-волла, а также огромное количество сувенирной продукции, которая будет необходима в течение двух дней.
Огромные коробки с брендированной одеждой для команды, зонтами, сувенирными магнитами в виде гоночных машин, флажков, наклеек на «сувенирные» апельсины, которые по своему цвету идеально вписываются в командные цвета, и пр. к концу соревнований обычно оказываются опустошенными, и если ты не припрятал что-то важное, то можешь с этим сразу попрощаться.
Суббота
В субботу примерно с 9 утра и дальше заезжают на трассу все остальные.

Суббота в этот раз день относительно свободный. Первая половина дня посвящена тренировкам и заездам автомобилей Mitjet, у которых на MRW проходит свой этап. Во второй половине – квалификация MCGP. В этот же день проходит квалификация Формулы 1 в Австрии, которую все присутствующие с удовольствием смотрят в перерывах между своими гонками.
Из-за плохой погоды и непрекращающегося дождя гостей мало, а зрителей и вовсе почти нет. Команда спокойно работает в штатном режиме – механики занимаются машинами, хозяйственники (еще порядка 10-15 человек в зависимости от необходимости) – всеми остальными проблемами.

До начала квалификации предстоит установить флаги по периметру территории около боксов, развесить баннеры и обустроить гостевую зону. УГМК Моторспорт приглашает в свою гостевую зону и друзей, и партнеров. Причем многие из них с удовольствием помогают эту зону наполнить содержанием – ведь это отличная реклама для бизнеса. Например, один из пилотов, владелец небольшой частной коптильни, привозит свои продукты для питания команды и ее гостей – колбасы, копчености и сосиски. Другие партнеры обеспечивают всех минеральной водой, третьи – варят кофе. Коптильня приезжает основательно: примерно в 9 утра они уже на месте со своим холодильным прилавком и поваром, а еще через час все готово к работе.
Квалификационные заезды классических машин заканчиваются в половине седьмого вечера, но жизнь в боксах будет продолжаться еще долго: последние сотрудники уедут уже после 11 вечера, только когда все будет готово к завтрашнему дню. А механикам иногда приходится работать и всю ночь, чтобы машины были готовы к финальным стартам.
Воскресенье

В воскресенье все начинается с начала. «Первые ласточки» приезжают на трассу еще задолго до восьми утра. На Moscow Raceway тихо, спокойно, боксы все заперты, и ничто не предвещает бурного дня. Однако уже в 8 утра в паддок как будто вбрасывают людей сразу несколькими горстями: вот никого не было, и вдруг уже полно народу и машин, все кипит и бурлит. В 8 утра открываются двери мед.комиссии, в 9 начинается разминка для пилотов. Машину Матиссу Межексу как раз успевают привезти к разминке, так что он еще проезжает несколько кругов перед гонкой.
В 9 утра уже все основные сотрудники команды на месте, готовятся к началу гоночного дня.

К 10 утра приезжают девушки, которые будут работать на гриде и в паддоке в командных костюмах. В этот раз для них сшили специальные комбинезоны – и не прогадали: на улице было очень холодно, и в тонких платьицах девушки бы покрылись гусиной кожей. Работа у них непростая: весь день они на ногах – обязательное присутствие на гриде рядом с автомобилями команды (а в течение дня проводится 8 (!) гонок, по две в каждом классе), затем съемки в боксах, в паддоке, а в промежутках они еще раздают сувениры.
В 11 утра стартует первая гонка первого класса – Формулы. Команду УГМК Моторспорт представляют три молодых пилота – Виталий Ларионов, Сергей Трофимов, которые выступают на автомобилях Эстония 21, и Иван Самарин на Эстония 26.

На улице с самого раннего утра льет мелкий и сильный дождь, температура воздуха колеблется где-то между 11 и 13 градусами тепла, но кольцевые гонки проходят при любой погоде, так что дождь не помеха. Сергей Трофимов тихо ему радуется, так как любит ехать по дождю. Он стартует вторым, но в итоге приезжает первым. Его родные тоже здесь и шумно за него болеют. Сергей – очень талантливый молодой пилот, который выступал несколько лет тому назад в Формуле Абарт. Виталий Ларионов, который также вместе с Сергеем ездил в Формуле Абарт, финиширует вторым, а Иван Самарин и вовсе сходит: во время гонки он вылетел с трассы, забил грязью радиатор, а это повлекло за собой дальнейшие повреждения системы охлаждения и двигателя.

В итоге Иван пропускает и вторую гонку: за короткое время между двумя заездами машину не успеют починить. В классе Формул (но не за команду УГМК Моторспорт) выступает Александр Потехин — мастер спорта международного класса, двукратный чемпион СССР, победитель Кубка мира и дружбы, двукратный чемпион России. Александр Викторович еще ни разу не оставался без наградного кубка – и в этот раз он тоже занимает 3-е место.

Жизнь в боксах уже вовсю бурлит: много гостей, весело, есть даже свой диджей, который ставит неплохую музыку. Руководитель команды Илья Кашин, который также выступает в соревнованиях на автомобиле ВАЗ 2011, раздавая последние указания и полностью контролируя происходящее, кажется, всем доволен…
Следующими на старты выходят классы Волги-Москвичи и Жигули + (т.е. доработанные без ограничений). Их объединили, чтобы создать полноценный грид и сократить количество заездов. 8 заездов в течение дня и так многовато, тем более, что они еще разбавлены тренировкой, квалификацией и гонкой маленьких, смешных и шустрых автомобилей «Легенды».

В этом заезде всегда идет серьезная борьба – так получилось, что именно здесь собрались главные «забияки», которые любят потолкаться на трассе и отправить соперника на траву или в гравийную ловушку. Конечно, обуславливается это еще и тем, что волга, даже подготовленная для кольца, по мокрой трассе — машина сложная в управлении. Так что финишировать в этом заезде уже будет удачей. Наталья Гольцова едет на автомобиле ИЖ 412 1984 года выпуска в зачете Москвич 1600, и делает это весьма успешно: в обеих гонках она финиширует второй и занимает итоговое второе место. Денис Самсонов едет в зачете Волга 406 (это доработанные автомобили) на ГАЗ 24 1990 года, и оба раза финиширует первым. Победа на этапе у него в кармане.

Больше всего автомобилей команды УГМК Моторспорт участвует в заезде Жигулей: пять. Здесь тоже объединены два класса – Жигули 1300 и Жигули 1600. Более того, это самый массовый заезд: на старт выйдет 30 участников, и еще вопрос, как они все уместятся на гриде? На самом деле, умещаются плохо, хвост пелотона вворачивает в поворот, так что стартовать им придется «вприглядку» — следить, когда тронутся остальные, так как стартового светофора со своих мест они все равно не увидят.
Илья Кашин, Михаил Тюрин и Семен Чернис едут в заезде Жигули 1300. В этом же классе выступает, пожалуй, и самый возрастной участник 2-го этапа Олег Ильич Трегубов, 1935 года рождения – легендарный спортсмен, мастер спорта, 13-кратный чемпион по картингу!
В классе Жигули 1600 заявлены Матисс Межекс и Леонид Протасов. У всех большие планы на гонку и на победу.
Но перед постановкой на грид организаторы вдруг решают уже на питлейне построить всех в нужном порядке выезда – только непонятно, зачем. И начинается жуткая сумятица. Проехав постановочный круг часть участников все равно оказывается не на месте, и их начинают перестраивать заново.

Но вот, наконец, все стоят в стартовом порядке. Табличка с 15-минутной готовностью сменяется табличкой с цифрой «5», затем «3», всех посторонних, включая журналистов, выгоняют со стартовой решетки, и гонка стартует. В таком количестве машин на трассе главное – не попасть в завал. Контакты есть, но они не фатальны. Все пилоты УГМК Моторспорт в строю, но сложнее всего придется Матиссу, ведь прорываться придётся с последних мест. Первую гонку он заканчивает четвертым, к финишу второй уже наступает на пятки лидеру.
Илья Кашин в первой гонке финиширует вторым, а вот следующую безоговорочно выигрывает и завоевывает победный кубок на этапе. Его жена, которая приезжает болеть за него на все этапы, признается мне потом, что никогда не смотрит гонки, в которых участвует Илья – нервничает и боится сглазить. Но мне почему-то кажется, что на результат Ильи это никак не повлияет: едет он всегда очень быстро и очень стабильно.
Леониду Протасову, многократному призеру и чемпиону СССР по кольцевым гонкам, который сейчас возглавляет киевский автодром «Чайка», в этот раз не повезло. В итоге в первой гонке он финишировал 11-м из 15 в классе, а во второй — был вынужден сойти.
В районе 7 вечера на импровизированном подиуме в центре паддока состоялась церемония награждения, и пилоты УГМК Моторспорт завоевали награды в каждом классе, где выступали, но к сожалению, в командном зачете не смогли набрать достаточно очков, чтобы победить. Парадокс, но это так: сразу в нескольких классах был недобор участников, и очки начислялись в половинном размере, отсюда и получилось меньшее итоговое количество. Впрочем, в команде по этому случаю не сильно расстроились: по сумме двух этапов они все равно лидируют, так что шансы на победу по итогам сезона все равно очень велики.

Сразу после финиша последнего заезда в команде начали разбирать боксы и складывать все в технички, а машины грузить в автовозы. В Формуле 1 это происходит мгновенно – буквально час, и как будто ничего и не было. Здесь, конечно, времени потребовалось больше: и рабочих рук меньше, да и срочности такой нет. Но в 9 вечера в боксах уже было практически пусто, а те сотрудники команды, которые еще оставались на трассе праздновали в общем шатре завершение этапа. Ведь главное в гонках – это эмоции и удовольствие, которое они дарят.
фото: автора и пресс-службы команды УГМК Моторспорт

Комментарии 51
О таком формате гонок знаем, однако в голове есть мысль 21-ю использовать. Интересно, делал ли кто такую?
Комментарий удалён
Очень жаль что для тебя правила не писаны, и ты не вкурсе что обгон колонны запрещен
Интересно, спасибо, хотя вы явно не вчера начали писать и шерховатости слегка напрягают. И почему не написать "стартовая решетка" вместо "грид"? )
спасибо, хорошая статья
Классное копьЁ
девочки класс
Тёлки четкие! На осмотр моего кардана пригласить! )))
девочки хороши
где бы про эти жигули почитать
Про которые из пяти?
Про все .конфигурации какие интересные
Masha-Blade
Про которые из пяти?
Про любые, какие им доработки нужны, ну кроме каркаса, пожаротушения и отключателя массы.
Статья отличная, очень информативная и атмосферная, спасибо :)
Спасибо за отличную статью!
Класс !
Симпотные макаки возле тазиков…
Не очень симпотная обезьяна догадалась так написать.
Сравнение подобно заблуждению — Я не кривляюсь.
Так и они позируют, они же не кремлевский полк-по стойке смирно стоять)
Кстати, интересная тема за кремл.полк — надо экспериментровать/развивать. А то, обычно одни и теже позы/наклоны. Гляньте у M.Menson — есть пару клипов с подтанцовкой (шаг левой, шаг…) женщин в военной форме — впечатляет!
Гляну)))
Двусмысленный заголовок
Что ж тут двусмысленного?))
Очень круто! Как же я хочу также…
Как раз собираюсь сейчас туда. Благо, ехать минут 20.
Про случайных любителей это вы зря. Особенно про то, что скоро пройдет. Выражаясь вашим языком, дорогуша, ТУТ НАДО ПОНИМАТЬ, что мкгп и начинался, как тайм-аттак среди любителей на старых некаркашенных ведрах. Бентли 20-х годов, порше 50-х. У этих дяденек не пройдет. И трек они видели далеко не в первый раз.
А вот тут, дорогуша, ошибаетесь вы. Я говорю о залетных любителях, кто заезжает на 1-2 этапа и потом пропадает. А вот дяденьки для вас — и друзья для меня — может, и любители, но не случайные. Я и сама ездила на первых этапах, потом уже по финансам не получилось.Так что приберегите свой менторский тон для других. Все на своем месте.
Тон менторский задали вы. Да, я тоже имел удовольствие в мкгп ездить, кстати. Устриц ел, кароч
Вы про "дорогушу"? Нуну.
Я про надо понимать
Понимать вообще желательно ;)
amojnoya
Про случайных любителей это вы зря. Особенно про то, что скоро пройдет. Выражаясь вашим языком, дорогуша, ТУТ НАДО ПОНИМАТЬ, что мкгп и начинался, как тайм-аттак среди любителей на старых некаркашенных ведрах. Бентли 20-х годов, порше 50-х. У этих дяденек не пройдет. И трек они видели далеко не в первый раз.
Соглашусь с вами, дичь какая-то
В классе Жигули стандарт, вроде, ни каркас ни омологированный экип не нужен?
И ещё: для немасквичей и не подмасквичей при оплате заранее стартовый взнос копейки. Т.ч. поставив машину на учёт за пределами МО, ехать можно совсем дёшево. Правда, если метить на результат…
Так размер взноса зависит от места регистрации автомобиля или от прописки гонщика?
Хз. У меня классики нет, детально не выяснял
Dimchikus
Так размер взноса зависит от места регистрации автомобиля или от прописки гонщика?
У них на сайте написано про прописку.
Nnicklas
В классе Жигули стандарт, вроде, ни каркас ни омологированный экип не нужен?
И ещё: для немасквичей и не подмасквичей при оплате заранее стартовый взнос копейки. Т.ч. поставив машину на учёт за пределами МО, ехать можно совсем дёшево. Правда, если метить на результат…
Все, что едет с масс.стартом, требует обязательный каркас, ковши + ремни (вот не помню, 4-х точечные можно — или только 5-точечные, систему пожаротушения, отключение массы. Для тайм-аттака этого ничего не нужно.
А, тогда понятно. Но в рамках mcgp проводятся же заезды по тайм-аттак, вроде? Учитывая количество трек-тайма, очень бюджетно выходит. Всем любителям боевой классики рекомендую!
Огромнейшее спасибо за статью! Подробно все расписано, прочел с удовольствием👍👍👍👏👏👏
В спортивной команде тусишь?))
Что есть "тусишь"? :)
находишься общаешься вхожа:))
прикольно
Спасибо за статью.
Огромное спасибо за статью, все четко и по делу .Ну и за девчонок тоже респект.
Хорошо написано, доступно.
Вот только на фоне вложений "по-серьёзному", цена автомобиля уже теряется.
отличный обзор!
Спасибо
👍👍👍👍
девочки хороши!
эхххх…
Жаль, можно только 20 фото размещать))