Доброго времени суток, уважаемые господа и дамы!
Позвольте предложить Вашему вниманию одну историю. Это удивительно короткая, но весьма яркая спортивная история почти забытого сегодня автомобильного бренда — MERKUR XR4Ti, точнее сказать, его гоночной версии!

Первый гоночный автомобиль Merkur XR4Ti IMSA GTU был построен для компании Ford Motors Дэйвом Кентом (Dave Kent) из Kent Racing в Хоуторне (Hawthorne), Калифорния, США.
Планировалось, что участие в самых популярных гонках Америки будет частью маркетинговой стратегии задолго до того, как первый "серийный автомобиль для продажи" прибудет в США в январе 1985 года.
В ноябре 1983 года Ford отправил запрос в Kent Racing: "Разработать дизайн, построить и протестировать один Mercury Merkur XR4Ti для конкуренции в серии IMSA GTU 1984 года".
После того, как заказ на поставку был размещён, в феврале 1984 года, началось строительство автомобиля Mercury Merkur XR4TI GTU . По окончании постройки, с февраля 1985 года, автомобиль отработал в классе IMSA GTU около 88 часов.
В соответствии с правилами IMSA ( International Motor Sports Association), гоночный автомобиль Merkur GTU (Grand Touring Under 2,0 liter) представляет собой изготовленное на заказ шасси с пространственной рамой и кузовом, собранным из некоторых оригинальных кузовных панелей XR4Ti и панелей, изготовленных из стекловолокна.


ПРОЕКТ MERKUR XR4Ti.
IMSA GTU.
UNDER 2.0 L FOUR CYLINDER, 2 VALVE, FUEL INJECTION, TURBOCHARGED WITH INTERCOOLER.
1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ (в дюймах).
Колесная база 101.0
Передняя дорожка 56
Задняя направляющая 56,5
Общая ширина на переднем мосту 68
Общая ширина на заднем мосту 70
Клиренс (спереди) от 3,0 до 3,75
Клиренс (сзади) от 3,5 до 4,25
Общая высота до крыши 50,5 (при клиренсе 3,75 дюйма)
Вес сухой 2100 фунтов (952,54 кг).
Распределение массы 50/50
2. ПЕРЕДНЯЯ ГЕОМЕТРИЯ И ДЕТАЛИ.
Высота ролика 2.0
Длина виртуального поворотного кронштейна 2.2 x трек
Bump Travel 3.0
Droop Travel 2.0
King Pin Inclination 0 °
Кастер от 2,5 ° до 3,5 °
Скраб радиус 2,0 дюйма
Камбер-характеристика:
Bump Travel Camber Angle
+3 -1.5
+2 -1.0
+1 -0.5
0 0
-1 +0.3
-2 +0.8
Размер колес: диаметр 16 " x ширина обода 11 "
Шины 22,0 x 11,0 — 16
Тормоза: — диск Lockheed CP 2261: диаметр 11,97; толщина 1,1 дюйма
— суппорт 4 — Piston Lockheed CP 2279, диаметр поршня 1-3/4 дюйма.
Ударный клапан — по спецификации ÖHLINS.
Частота вращения колес 350 # / дюйм.
Описание передней подвески.
Верхняя и нижняя ниши
Передняя ступица — PROFAB (NC machined alloy upright)
Регулируемый стабилизатор.
Амортизаторы ÖHLINS — регулируемое давление газа.
Регулируемая высота движения.
3. ЗАДНЯЯ ГЕОМЕТРИЯ И ДЕТАЛИ.
Высота ролика (регулируемая) от 2.0 до 4.0 дюймов .
Длина виртуального поворотного кронштейна 2.2 x трек.
Bump Travel 3.0
Droop Travel 2.5
Камбер-характеристика:
Bump Travel Camber Angle
+3 -2.5
+2 -1.6
+1 -0.7
0 0
-1 +0.3
-2 +0.5
-2.5 +0.5
Размер колес: диаметр 16 " x ширина обода 12 ".
Шины 24,5 x 12,5 — 16 .
Тормоза:
— диск Lockheed CP 2261: диаметр 11,97; толщина 1,1 дюйма.
— суппорт 4 — Piston Lockheed CP 227, диаметр поршня 1-1/2 дюйма.
Частота вращения колес 350 # / дюйм
Описание задней подвески.
Независимая задняя подвеска.
Дифференциал Kent Racing с кольцом и шестерней Hewland.
Стальная. Вертикальное исполнение.
Неравная длина верхних нижних рычагов.
Центральная блокировка.
Коиловеры ÖHLINS — регулируемое давление газа.
Скорость вращения колес регулируется путем изменения сжатия пружин.
Высота подъема регулируется резьбовыми хомутами при ударе.
Регулировка производится из кабины.
4. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Рейка с гидро-усилителем.
5. ТРАНСМИССИЯ.
Weismann 5-скоростная, с быстродействующим выходным коэффициентом.
Установлена по центру шасси.
6. ПРИВОДНОЙ ВАЛ.
Стальная труба.
7. AIR JACKS
Grant King — диаметр 3-1/2 дюйма x 13 дюймов
8. АЭРОДИНАМИКА
Заднее крыло.
Передний спойлер.
Внутренние каналы между передним спойлером и брандмауэром.
9. КУЗОВ
Merkur XR4Ti — листовой металл.
Капот, передние крылья, задние крылья, двери, передний спойлер, задний бампер, задняя дверь (люк), заднее крыло — стекловолокно Hartman, Costa Mesa, CA.
10. ШАССИ
Пространственная рама, построенная из бесшовные трубы диам. 1,50 дюйма (сталь 4130).
Главный обруч, левая боковая арматура, левая боковая дверная балка, нижняя передняя и задняя
трубы — толщина стенки 0,90 дюйма.
Все остальные трубки — толщина стенки 0,065 дюйма.
Гоночная версия двигателя была разработана и построена компанией Drake Engineering, потомком Meyer-Drake, создателем легендарного гоночного двигателя "Offenhauser".
Стоимость разработки автомобиля превысила$ 225 тыс!
11. СПЕЦИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Двигатели Drake Engineering, Irvine, California, на основе Ford Lima 2,3 литра (4-цилиндровый, 2-х клапанный двигатель с впрыском топлива, турбокомпрессором и промежуточным охладителем).
Объём уменьшен до 2 литров по правилам IMSA GTU.
Объём 1981 куб. см. (стандарт), 1996 куб. см. (+.015 ")
Отверстие 3.785 "
Ход 2.685 "
Коэффициент сжатия 7.5: 1
Шатуны Carrillo:
— Rod Length 5.5 "
— Pin Diam. 23 мм
— Big End 2.0 "
Коленчатый вал Velasco (заготовка — сталь 4340 )
Масляная система Weaver Brothers — многоступенчатый насос с сухим отстойником.
Водяной насос Offenhauser.
Сцепление Tilton multi-plate.
Инжектор Bosch (Porsche 924 GTR Carrera Turbo).
Зажигание Bosch .
Частота вращения 6 — 8000 об/мин.
Мощность:
— 350 л.с. при давлении в 1 бар, для гонок на выносливость;
— 400 л.с. при давлении в 2 бар, для спринтерских гонок.


Во второй половине сентября 1984 года проводились тест-драйвы 4-х двигателей, а в октябре был проведён трек-тест на трассе Riverside International Raceway.


3 января 1985 года, в Лос-Анджелесе, Merkur XR4Ti впервые был представлен прессе!
18 февраля 1985 года последний трек-тест в Hawthorne Police Department, за неделю до первой гонки.
И, наконец, первая гонка — Löwenbräu Grand Prix of Miami !
Пилотом для только что построенного Merkur XR4Ti GTU был выбран 4-х кратный национальный чемпион SCCA, 3-х кратный победитель в Daytona 24 часа и победитель Sebring 12 часов, гонщик Ли Мюллер (Lee Mueller) ! Он также выиграл GTU Driver Championship на Kent Racing Mazda в 1981 году!

24 февраля 1985 г. — гонка Löwenbräu Grand Prix of Miami на трассе Miami Grand Prix Street Circuit. С 1983 по 1985 год, на первом дорожном курсе длиной 1,85 мили (2,98 км) в Bayfront Park, проходили мероприятия IMSA GT Championship и первый Гран-при Майами. 1983 год был весьма неудачным как в конкурентном, так и в финансовом отношении — сильный ливень превратил трек в трясину! Однако год спустя мероприятие возобновилось и получило огромный успех. В 1986 году соревнования переместились на новый трек в близлежащем парке Bicentennial.
Дистанция — 30 кругов.
На трибуне 9 000 зрителей.
На старте 28 автомобилей.
На поул-позиции — 25-летний гонщик Скотт Прюэтт (стоит запомнить это имя!) на Mazda RX-7, №42, которые доминируют в сезоне IMSA GT-85!
Победителем становится Джек Болдуин (Jack Baldwin) на Mazda RX-7, №76, проехав 89.319 км. дистанции за 46 мин. 18.340 сек. Следом за ним, с отставанием в 1.980 сек., финиширует Скотт Прюэтт.
Ли Мюллер, стартовав с 7-й позиции в стартовой решётке, финиширует 5-м, преодолев 29 кругов дистанции!
Первую гонку Mercury, Merkur XR4Ti, GTU бесспорно можно считать успешной!

28 апреля 1985 г. — 600-километровая гонка на выносливость Los Angeles Times/Nissan Grand Prix of Endurance Riverside на трассе Riverside International Raceway. Этот 15-поворотный дорожный курс длиной 3,275 мили (5,270 км) своей конфигурацией напоминает камертон, оконечностями которого являются три "шпильки", в одну из которых встроены "эски". Гонка проходила на протяжении всего существования трека, с 1957 по 1987 год. Мероприятие было спонсировано Los Angeles Times, чтобы собрать деньги для своих благотворительных организаций.
На трибуне 46 000 зрителей.
На старте 59 автомобилей.
Экипаж Ли Мюллер / Терри Висгер, на Merkur XR4Ti, №92, занимает поул-позицию в классе GTU, с результатом 1 мин. 51.491 сек.; при скорости 168.886 км/ч. !
Победителем гонки стал экипаж Пит Халсмер (ещё одно имя, которое стоит запомнить) / Джон Мортон, на Porsche 962, №68.
К сожалению, экипаж Мюллера, проехав всего 39 из 115-ти кругов дистанции, выбыл из гонки из-за технической неисправности. У Merkur XR4Ti, №92 лишь 47-е место в общем зачёте и 17-е в классе GTU.
5 мая 1985 г. — 100-километровая гонка 22nd Annual Nissan / Monterey Triple Crown Laguna Seca на треке Mazda Raceway Laguna Seca.

Это кольцевая, 11-поворотная гоночная трасса, длиной 1,9 мили (3,058 км), расположенная рядом с городом Монтерей в штате Калифорния, США. Используется для проведения авто- и мотогонок, принимает этапы многих международных и национальных американских чемпионатов. Имеет множество подъёмов и спусков с общим перепадом высот 91 метр. Особенность трассы — поворот "Corkscrew" ("Штопор"), который является одним из самых известных поворотов на гоночных трассах в мире, сравним по популярности с "Eau Rouge" в Бельгии и"Grand Hotel" в Монако. Отличается крайней сложностью, поскольку самого поворота в момент торможения не видно. Что поворот из себя представляет: разгонная прямая в гору перед поворотом резко уходит налево и вниз, после чего практически сразу идёт правый поворот.



На старте 30 автомобилей: класс GTO -13; класс GTU -17.
Ли Мюллер занимает 11-ю позицию в стартовой решётке.
Победителем в этой гонке стал Деннис Аас (Dennis Aase), на Toyota Celica, №98, оторвавшись от
соперников на 15,076 сек.

Следом за ним на финиш приходит Билли Сшиперс (Billy Scyphers), на Chevrolet Corvette, №97.
На 3-м месте Боб Эрл (Bob Earl) на Pontiac Fiero #GTU-001 (Spice). В классе GTU у него 1-е место!

Ли Мюллер на Merkur XR4Ti, №92, пришёл к финишу 6-м, проехав 33 круга дистанции длиной 100.906 км!
В классе GTU у него 4-е место!

Проехав 32 круга дистанции, 5-м в классе GTU пришёл Скотт Прюэтт, на Mazda RX-7, в общем зачёте у него 8-е место.

Единственная в чемпионате женщина-пилот, Лин Сент-Джеймс (Lyn St. James), из команды Roush Racing, выступающая на Ford Mustang в классе GTO, финишировала 16-й, после 31-го круга дистанции. Это имя мы тоже увидим ещё не раз.

Итак, дебют марки Mercury, Merkur XR4Ti в автомобильных гонках успешно состоялся!

Однако спонсорство Ford Motors ограничилось только сезоном 1985 года. Финансирование участия в гонках серии GTU прекратилось после того, как было принято решение перенести марку Merkur в серию SCCA Trans-Am.
С 1986 года марку будет представлять команда Roush Racing, легендарного Джека Роуша (Jack Roush), владельца команды, "короля американского автоспорта" !
После сезона 1985 года IMSA автомобиль был продан частному владельцу Дэйву Крузу (Dave Kruse), который принимал участие в чемпионатах IMSA GTU сезонов 1987 и 1988 годов.
Однако, это совсем не конец истории, а только её первая глава!
Продолжение следует…
P.S. Несмотря на то, что марка Merkur XR4TI ни одного дня не продавалась за пределами США и Канады, в 1985 году легендарный британский гонщик Andy Rouse впервые использовал привезённый им из Штатов Merkur XR4TI для участия в British Saloon Car Championship, но уже с европейским именем Sierra XR4TI ! Rouse завоевал на нём чемпионский титул за 1985 год и титул класса на следующий год с 14 победами в гонках!
В 1986 году Eggenberger Motorsport был одним из немногих, кто использовал XR4Ti для участия в чемпионате European Touring Car и Deutsche Tourenwagen Meisterschaft с положительными результатами.
Ford использовал технический и гоночный опыт автомобиля и команд для разработки супер-версии Sierra в 1986 году, Ford Sierra RS Cosworth, которая была представлена на гоночных трассах в 1987 году. Правда, ее жизнь была коротка, поскольку она была заменена в середине 1987 года на легендарный Ford Sierra RS500!
А что, весьма символично: в Новом Свете — ROUSH, а в Старом Свете — ROUSE !

Комментарии 2
В наше время к ним можно прикоснуться только в игре)
Эхххх было время)))