Небольшой обзор о принципе работы электронного дросселя (далее ЭД по тексту).
Спрашивали, отвечаю.
ЭД это тот же "тросиковый" дроссель, но в который "добавили" две сущности:
1. электромотор для вращения заслонки и
2. второй (контрольный) ДПДЗ №2 который работает в "противофазе" с первым: его сигнал
увеличивается или уменьшается на ту же величину, что сигнал с основного ДПДЗ №1.
ЭД могут отличаться:
1. процентом открытия заслонки в обесточенном состоянии. Некоторые полностью закрыты (одна пружина на полное закрытие), некоторые
будут приоткрыты на 5-7% (две пружины, точка равновесия в зоне приоткрытия).
Это приоткрытие позволит работать двигателю автомобиля на малых оборотах в случае
полного выхода из строя электроники ЭД. Таким образом, эти заслонки являются более прогрессивными
чем полностью закрытые, с которыми в случае поломки мотор не будет работать вообще.
2. видом ДПДЗ — контактные (обычные ползунковые переменные резисторы) и
"бесконтактные" (сигнал на выходе формируется электроникой, внутри нет трущихся подвижных контактов).
Схема управления е-дросселем в общем виде выглядит так:
1. Мотор питается ШИМ-питанием. Меняется как скважность ШИМа, так и полярность. Для смены полярности
применяют т.н. H-BRIDGE схемы, реализованные на специализированных микросхемах. Есть целое направление
в микросхемах — H-Bridge drivers.
2. По сигналам с ДПДЗ анализируется положение заслонки и меняется % заполнения ШИМа а также полярность, при необходимости.
3. Контролируются ошибки в работе заслонки.
Все это делает управляющая программа, которая есть в штатном ЭБУ. Так же она может быть организована в отдельном
устройстве. По сути это классическая система управления сервоприводом с удержанием целевого угла поворота.
Есть даже реализации библиотек на Ардуине :).
Вот собственно и вся "магия" электронной заслонки.
Лирические отступления.
1. Все ругают ЭД за его медлительность. Он, дескать, медленно вращается. Чтобы быстро ехало, надо чтобы он вращался мгновенно.
В 99% этого не надо, мотор не успеет за мгновенно открытым дросселем. Нет разницы, будет он открываться за 0.01 или 0.5 сек. У мотора инерционность громадная.
Оценивать работу всей системы только по скорости работы конкретно дросселя можно только от безграмотности.
Надо отличать два совершенно разных момента: как быстро работает конкретно ЭД
и как быстро принимает ЭСУД решение о его открытии и на какой % он ее открывает.
Если вы нажали педаль «в пол» а ЭСУД только через 1 сек принял решение открыть ЭД на 50 или 70% то виноват ЭСУД, а не ЭД.
Сам по себе ЭД очень классная штука, дающая разные плюсы в управлении двигателем.
Ругать его так же глупо как ругать колесо или тормоза. Научитесь с ними работать, как говорится.
2. Чтобы реализовать максимальную скорость работы ЭД необходимы силовые драйверы на ток в 15-20А, это ток на старте мотора
и при смене направления его вращения. Штатные силовые ключи в ЭБУ такой ток не обеспечивают. Там стоят максимально дешевые,
работающие «в край».
Даже если сменить прошивку, то все равно останется ограничение по скорости работы заслонки.
Ключи или будут уходить в защиту или работать в режиме ограничения нарастания тока, в итоге
заслонка все равно будет ездить нес максимальной возможной своей скоростью. Это не плохо, учитывая п.1, но если вы платили
за "тюнинг" по ускорению заслонки то просто знайте что он все равно не "выжимает" все возможное из заслонки.
И это не ЭД "тупой и медленный" а драйверы стоят слабые.
У меня все, ликбез закончен ;)

Комментарии 22
Понятия не имею, зависит от эбу. Можно на слух попробовать определить, ездит она или нет, ее хорошо слышно.
Есть смысл давить на электронную педаль при замере компрессии? Неужели заслонка управляется педалью в таком случае, при снятых свечах и т.д. или мозгам все равно?
Здравствуйте
У меня дроссельная на заглушенном двигателе в открытом положении. Это правильно или нет? Мазда, 6 гг дизель rf7j
Не знаю, сравните с другими такими же машинами. Может так и задумано но вообще выглядит странно. Обычно она закрыта до около 7% в обесточенном состоянии.
Спасибо, буду знать. Есть какой то вопрос ко мне, или просто поделились?
В теории знал!
Как проверить и оттестить могу, значения на разных ДЗ разные, но ТАК глобально информации нигде не видел.
Разве что с капмануалов на ненашем языке.
Благодарю
На здоровье, рад что пригодилось.
Кстати, о тестах, я вот думаю, мож сделать отдельным устройством тестер для диагностов для полноценной проверки е.дросселей.
Но надо ли это, не знаю.
Идея хороша, и как изделие нужно в потоковом процессе диагностики.
Здесь же будет интересно, только тем, кто шарит, занимается диагностикой или кто интересуется…
Если есть желание, занимайтесь!
Скажу по себе, что многое и придумал сам приблуд и почерпнул у кого-то интелектуальных идей, которые значительно облегчают жизнь в диагностике и ремонте а/машин.
И эти заслуги только, благодаря таким, как Вы!
У меня е газ приора, первая машина, как то давно уже сел на тросикувую 10 … ну нах этот тросик если честно, вот исключительно из за мягонькой педали даже …
ЭД вещь хорошая. В принципе… Только вот ездить с ней… Фигово. Карб, имхо, намного лучше.
Пойми, эд это как истребитель. Можно летать а можно лошадями таскать на прицепе, загрузив картошкой.
В стоке это как раз история с картошкой обычно.
Да какой истребитель? Максимум, что она может дать: это адекватную реакцию на нажатие педали. Что и так есть в меньшей степени у "тросика" и в большей — у хорошо настроенного карба.
Да такой, что с ее плмощью ты можешь нормально управлять тягой без мудацкой прямой связи с ногой дебила за рулем.
И это, к примеру, правильный ланч и трекшен контроль.
Ты понимаешь как снижается тяга по решению ЭБУ при тросике и как она будет снижаться при наличии ЭД?
Про удобство настройки мотора с ЭД вообще молчу.
Хотя да, если ты хвалишь карб, о чем мне рассуждать про трекшены и так далее.
Ну, если речь за лаунч и трекшен-контроль, а, тем более, за дебила ), тогда — да, не спорю. ЭД тут — вне конкуренции. Я с другой стороны на этот вопрос смотрю: зачем эта ЭД человеку, который сам умеет обращаться с педалью газа и хочет лишь одного — чтобы его команды выполнялись точно и быстро?
Затем что никто не может правильно и точно открывать дроссель. Никогда нет точного попадания.
Комп всегда точнее рассчитает нужное открытие.
Если у тебя лошня в 100-150 кобыл еще можно попасть.
А если 200 или 300? В букс сразу уйдет.
Педаль газа это лишь указатель желания должен быть.
Насколько быстро ты хочешь ехать.
Дальше работа эсуд.
Да и не должен человек думать насколько открыт дроссель. Он должен через педаль обозначать свое намерение.
А как же люди раньше справлялись, когда и в помине не было никаких ЭСУД и, уж тем более, ЭД?
Дружище, оседлай лошадь и оставь мой блог в покое.
Буду признателен.
Ну, прям и спросить ничего нельзя! )
Turbofactory
Затем что никто не может правильно и точно открывать дроссель. Никогда нет точного попадания.
Комп всегда точнее рассчитает нужное открытие.
Если у тебя лошня в 100-150 кобыл еще можно попасть.
А если 200 или 300? В букс сразу уйдет.
Педаль газа это лишь указатель желания должен быть.
Насколько быстро ты хочешь ехать.
Дальше работа эсуд.
Да и не должен человек думать насколько открыт дроссель. Он должен через педаль обозначать свое намерение.
это как для коробки автомат, нажатие на педаль даёт команду переключиться на пониженную передачу, и соответственно получаем динамику разгона
То есть все дело в ключах и, если их сменить, то она заработает быстрей?
Не только сами ключи но и необходимую обвязку к ним и программный код по их управлению.
Сделать это все сразу на практике будет нереально.
Да это и не нужно особо.