Так как есть различные представления о том, как работает Серпентинит и препараты на его основе, решил написать свое видение, подкрепленное научными исследованиями.
Например Серпентинит входит в состав от Супротека, Хадо, Cephex, ГМТ и ГТМ, Митилита и многих подобных трибопрепаратов.
Начну с того, что сам по себе серпентинит является отвратительным модификатором трения, в классическом понимании этого термина.
Несмотря на слоистую структуру, ввод серпентинита в количестве 1 г на 1 кг масла приводит к ухудшению трибологических показателей этого масла. Сей факт был установлен при проведении лаб испытаний в НАМИ Хим на ЧШМТ, исследования проводилось под руководством Михаила Глухова. При вводе серпентинита увеличивалось и пятно износа, ухудшился индекс задира и снижалась нагрузка сваривания.
Из этого я сделал простой вывод — серпентиниты можно добавлять только в очень небольших количествах и желательно не давать высоких нагрузок в период обработки.
Второй, но гораздо более важный вопрос — а что же тогда происходит при вводе серпентинитов в масло.
Еще в 90х годах было проведено глубокое научное исследование вопроса. По результатам, в 2003 году вышла научная статья, соавторы Волков, Павлов, Топоров, Щёголев, Лознецова:
"Трибомодификаторы на основе природных силикатов", опубликовано в журнале "Эффект безызносности и триботехнологии", ISSN 0869-4540, стр 45-49.
Что бы не было сомнений — привожу скан обложки, скан самой статьи меня попросили не публиковать правообладатели.

В этой статье подробно описывается как процесс тестирования, так и результаты, что происходит при вводе Серпентинита в масло в парах трения.
Главный итог исследования
Ввод Серпентинита снижает износ деталей.
Пленка образовавшаяся в результате ввода Серпентинита, вообще не содержит элементов, входящих в состав минерала и поверхности, на которой образовалась.
То есть Серпентинит не является строительным материалом!
А из чего же состоит пленка?
— УГЛЕРОД — 74 атомарных %
Именно образование алмазоподобного углеродного покрытия является следствием ввода Серпентинита, именно эта поверхность обладает низким коэффициентом трения, а не сам серпентинит, который относительно быстро выводится из масла.
Даже Супротек в своих публикациях напрямую указывает, что основной элемент, из которого состоит формируемое им покрытие — углерод.


Есть интересный номер журнала "Automotive Lubricant Testing and Additive Development" ASTM Stock Number: STP1501
На страницах 79-90 (полная версию статьи доступна тут) работа китайских и американских исследователей на тему Серпентинита, как основного компонента ремонтно-восстановительного состава.
Статья называется "Mechanochemical Additive-Assisted Reconditioning Effects and Mechanism on Worn Ferrous Surfaces"
Сразу отмечу, что журнал от 2008 года, список используемой литературы еще древнее.
Процесс образования защитно-восстановительного покрытия назвали "карбонизация и графитизация"

Архив со статьей можно скачать тут
Если с составом защитного слоя все ясно, то пора перейти к более детальному рассмотрению пространственного строения покрытия.
Для этого обратимся к исследованиям Сергея Смирнова
Толкатель после обычного масла:

Толкатель после обработки:


Защитное покрытие значительно сглаживает неровности металла, при этом внедряясь в поверхностный слой.
В отличии от простого напыления, защитное покрытие, полученное путем введения Серпентинита прочно связывается с металлической подложкой, проникая и усиливая ее прочность.
Никакого отслоения такой структуры в принципе не может произойти, только если отколется вместе с куском металла.
Так же, применять к серпентинитам выводы исследований на тему ультрадисперсных растворов — не верно, так как сами серпентиниты не являются модификаторами трения, они выступают лишь как вещество запускающее процесс формирования алмазопододного покрытия, причем в крайне малых концентрациях, не способных принести современному мотору какой либо вред, что проверенно неоднократно на сотнях моторов, в том числе и на своем.
Причислять Серпентинит к слоистым модификаторам, только смотря на строение — ошибочно. Основной эффект происходит за счет формирования слоя из углерода, а не за счет слоистой структуры.
Прочность создаваемой поверхности.
Ниже результат исследования детали, прошедшей обработку препаратом, содержащим Серпентинит, причем часть детали была обработана, а часть нет.
Деталь отдали без какого либо указания, что на была чем то конкретно обработана, тестирование проводилось вслепую:

Подведу итог.
По результатам научных исследований препараты, содержащие Серпентинит способны запускать в двигателе процесс образования защитного покрытия.
Это покрытие состоит не из самого Серпентинита, а из углерода.
Покрытие износостойкое, скользкое и очень прочно удерживается за поверхность детали.
Если информация показалась полезной, не забудь поделиться с друзьями ))

Комментарии 25
Как я понял, ЗВС от МПГ тоже из этой серии? Осадок такой-же, как у Форсана и ещё ряда препаратов этой группы. Что у МПГ тогда в активе, в области безызносности?
супротек на основе серпентинита?
Да, но качество сильно плавает.
50/50 что сработает.
Сколько лет наблюдаю за "серпентинщиками", и никак не возьму в толк. Куча бабла тратится на рекламу, выставки и прочее дерьмо, не имеющее отношения к сути проблемы. Одни и те же выкладки патентов, две с половиной фотки толкателя распредвала, сапфир скользит по алмазу, сверкает трибоплазмой. Травников скоблит ногтем фантастически гладкие цилиндры убитых в хлам моторов.
Обрабатывал один из своих моторов препаратом на букву "Ф", через 20 тыщ менял ГРМ, поглядел, чё под крышкой. Ну, распредвал скользкий, и чё? Он и без всяких порошков обычно 3 капиталки поршневой выхаживает. Компрессия не изменилась ни на пшик. Расход не изменился ни на грамм. Тише работать не стало. Вибрация никуда не ушла, мотор развесован при сборке хреново, видать.
Это касается и "плакировщиков". Единственный почти что понятный результат показали ВМП, в ролике, снятом Заруцким, с ездой на убитом гольфе без масла. Но это смотришь, как голливудский триллер, что правда, что ложь? Ну куппер ещё компрессию на мазде меряет раз в 2 месяца, анализы сдаёт. Остальные какаую-то херь показывают, станки, резка металла, отзывы каких-то ООО из Усть-пердюйска. Где живые моторы?
Купите уже таз, откапитальте его, обрабатывайте с нуля, разбирайте его раз в 20 тык, промеряйте, взвешивайте, это стоит копейки, по сравнению с расходами на рекламу! Но нет, все эксперименты за счёт потребителя колдунской жижи.
Алексей красава! отлично написал, коротко и по делу!..
как раз вчера эксперимент делали До и после обработки! www.oilchoice.ru/viewtopic.php?p=52323#p52323
Интересно написано, сразу вспомнил свою дипломную работу, была похожая тема)) Сам пробовал ряд продукции, но жаль что большинство продукции далеко от высокотехнологичной, все хотят только наживы, без серьезных денежных вложений. Наверное поэтому и по сей день люди к этому относятся мягко говоря скептически.
Ключевое здесь КИТАЙСКОГО ТЕПЛОВОЗА, против ничего не имею, гомеопатия имеет право на существование, коммерцию никто не отменял, СЕБЕ ЛИТЬ НЕ БУДУ ДАЖЕ ЕСЛИ ДЕНЕГ ДАДУТ, лучше масло поменяю раз в 6000-7000км, мое мнение может не совпадать с мнением автора и мнением других пользователей
В современном автопроме, есть много моментов, в которых может помочь мт.
Ключевое здесь КИТАЙСКОГО ТЕПЛОВОЗА, против ничего не имею, гомеопатия имеет право на существование, коммерцию никто не отменял, СЕБЕ ЛИТЬ НЕ БУДУ ДАЖЕ ЕСЛИ ДЕНЕГ ДАДУТ, лучше масло поменяю раз в 6000-7000км, мое мнение может не совпадать с мнением автора и мнением других пользователей
а я залил )), уже 3000 км прокатил.
если есть положительный эффект, пусть он даже виден только вам одному, это уже хорошо.
ну обороты упали на 100, не знаю хорошо это или плохо.
если есть положительный эффект, пусть он даже виден только вам одному, это уже хорошо.
Уже покатил 32 000 км. Пока все нормально.
Ключевое здесь КИТАЙСКОГО ТЕПЛОВОЗА, против ничего не имею, гомеопатия имеет право на существование, коммерцию никто не отменял, СЕБЕ ЛИТЬ НЕ БУДУ ДАЖЕ ЕСЛИ ДЕНЕГ ДАДУТ, лучше масло поменяю раз в 6000-7000км, мое мнение может не совпадать с мнением автора и мнением других пользователей
Интересно, где связь между научными исследованиями и коммерцией?
Название компаний/препаратов, где используется изучаемый минерал?
Так если я этот список не привел, то 90 процентов читателей не сразу бы поняли, зачем я тут это выложил.
Второй абзац, вот это и есть коммерция, я это имел в виду, а мысль полностью изложена в самом на данный момент свежем комментарии
Это примеры практического применения.
Причем многие из этих комерсов нихрена не пишут, как работает препарат и что получается в итоге. А дурят головы очень мутными описаниями, не имеющими с реальностью ничего общего.
RandomXP
Интересно, где связь между научными исследованиями и коммерцией?
Название компаний/препаратов, где используется изучаемый минерал?
Так если я этот список не привел, то 90 процентов читателей не сразу бы поняли, зачем я тут это выложил.
Вы видимо про г- на Никитина ничего не слышали.
ЗЫ кстати он тоже патентообладатель
Тема уже давно широко известна в узких кругах)
А вы не знаете коммерческого препарата ГМТ, продающегося в США?
Это какой ?
Знал бы- не спрашивал. Наших то полно
😆
Покрытие из углерода…выходит что хадо не такая уж и безтолковая штука 🤔
А как же быть с хоном и с технологической шероховатостью деталей для удержания маслянной пленки ?
Общий ответ:
Покрытие из углерода плакирует хон.
Но благодаря своим свойствам снижает трение и проблем не возникнет, так же как и полного исчезновения масла из пары трения.
Будет настроение — напишу статью и на эту тему.
Очень буду ждать !
Благодарю за интересный труд :)
RandomXP
Общий ответ:
Покрытие из углерода плакирует хон.
Но благодаря своим свойствам снижает трение и проблем не возникнет, так же как и полного исчезновения масла из пары трения.
Будет настроение — напишу статью и на эту тему.
Есть ли ссылка на эту статью?
fighter1391
Покрытие из углерода…выходит что хадо не такая уж и безтолковая штука 🤔
А как же быть с хоном и с технологической шероховатостью деталей для удержания маслянной пленки ?
Разница в размерах между глубиной хона и получающимся слоем — в ТЫСЯЧИ раз. Это как муку на асфальте рассыпать