Господа, всем добрый день!
Итак, сегодня поднимем очень интересную и весьма не раскрытую автомобильными историками тему — так почему же в 2004-том канула в лету когда-то великая американская автомобильная марка — Олдсмобиль, он же первый серийный автомобиль с коробкой автомат, он же первый серийный автомобиль больших обьемов выпуска, ведь немногие помнят, что в далеком 1901-вом году компания выпустила 425 автомобилей на протяжении календарного года, он же старикан, детище Эли Олдса, и самый противоречивый автомобиль американского производства в истории.
Мне посчастливилось владеть этим кусочком американской автомобильной истории, и стоит признать — я им владею, и я счастлив.
Вернемся в анналы истории, конец 19-того века, только-только свет увидел Ford Quadricycle, дебютное детище Генри Форда, внешне похожий на квадратный велосипед с большим сидением, но уже работающий на топливе. Первый толчек был дан, и где-то недалеко от Лансинга, штат Мичиган, свой ход решил сделать Рэндсом Олдс, или просто Эли Олдс…
Эли Олдс оперативно основал свой завод по производству автмообилей годом позже после выпуска Ford Quadricycle — в 1897-ом году. Должным образом будет признать, что конструктором и организатором он был от бога, а главное — умело управлял персоналом, активом, и временем. В то время все еще преобладала полностью ручная сборка машин, и люди Эли Олдса работали в поте лица. В первые несколько лет производства Олдсу не было равных в обьемах продаж автмообилей, и тому были свои мотивы.
В 1901-вом случилась трагедия — из-за ошибки в соблюдении норм пожарной безопасности сгорел завод компании, а вместе с ним и все прототипы и чертежи, хотя на момент неприятностей Олдс уже имел на руках целый модельный ряд машин, готовых к запуску в производство. Спустя некоторое время был построен новый завод, и на нем наладили выпуск единственной уцелевшей модели — Oldsmobile Curved Dash.

Модель стала сенсационно-удачной. Стоит упомянуть в этом контексте разрывавший шаблон Ford T, вышедший в 1908-ом, но Curved Dash был гораздо дешевле в базовой комплектации и в то же время топовая модель 1910-того года, так называемая "Limited Touring", абсолютно перекрывала ходовой Форд по всем параметрам, хоть и был уже гораздо дороже. Топ, как ни как. Limited продавали по цене $4,600, что соответствовало стоимости большого дома с тремя спальнями. За свои деньги покупатели получали салон, отделанный козлиной кожей, 60-сильную рядную «шестерку» объемом 11,58л, стартер Bosch Magneto, подножки и пятиместный салон. В качестве опций можно было также заказать спидометр, часы и цельное лобовое стекло. Версия лимузин стоила $5,800. За три года было продано всего около 725 автомобилей Limited, однако больше всего эта модель запомнилась тем, что выиграла гонку у знаменитого поезда того времени «20th Century Limited».
Олдс прочно утвердился в качестве лидера американского автопрома, который одинаково удачно работал как на бюджетный рынок, так и на класс люкс. Между делом отмечу, что GM вовремя почувствовал аромат успеха и выкупил детище Эли Олдса в 1908-мом году, в самое время рассвета Curved Dash.
Время шло, и вместе с ним начал бросаться в глаза главный недостаток автомобилей марки Олдсмобиль — они были ориентированы либо на нефтяных магнатов, либо на класс "Low budget". Топовые модели, такие как Олдсмобиль 66 или 98, были нафаршированы новейшими технологиями и невероятно богатой отделкой, мощными двигателями, в то время как бюджетные, такие как Олдсмобиль 40, были весьма простыми и проигрывали конкуренцию Фордам и Бьюику, так как во-первых не производились так массово, как упомянутые ранее марки, а во вторых зачем переплачивать тысячу или две, если тот же Форд был мощнее в плане рекламы и пиара на уровне страны в целом.
Период 1930 — 1940-ых годов ознаменовался техническими прорывами в стане Олдса. Появился первый 4-ех ступенчатый полуавтомат, в котором нужно было нажимать сцепление, переключая селектор КП. Чуть розже, на рубеже 40-ых годов представили дикий двигатель "Rocket V8". Двигатель выдавал значительно больше мощности нежели его современники, и поэтому был невероятно популярен среди хот-роддеров и гонщиков. Конструкция этого двигателя, с небольшими изменениями, сохранялась до середины 60-х, когда появился новый V8 от Oldsmobile. В 1940 году Oldsmobile стала первым автопроизводителем, который предлагал полностью автоматическую коробку передач «Hydramatic», имевшую 4 скорости. Марка воодушевляла нововведенями, но как отметят современники в 2005-том, спустя год после гибели Олдса как компании и автопроизводителя — не было среднего класса, эти машины себе позволить могли лишь богачи либо начальный рабочий класс — но семейство 40-вых Олдсов постепенно иссякало, особенно на фоне более массовых Фордов, Бьюиков и, особенно, ориентированных на "Low Budget" Шевролетов, а топовые Олдсы по-прежнему не продавались большими тиражами, компания продолжала работать на совесть и перспективу.
В период 1960-1970-тых Олдс закрепился в тройке наиболее значимых автомобильных марок Америки. Превосходя Понтиаки, Олдс уступал Бьюикам и Кадиллакам по цифрам продаж, и виной тому — конкуренты были более гибкими в плане ассортимента автомобилей. Если у Олдса к 1970-тому году в наличии были лишь топовые 88,98, и бюджетный Катласс, то у того же Бьюика были раскошные Скайларк, Ле Сабр, Ригал, так и средние Ривьера, Сенчери, и Бюджетный Бьюик Электра, не считая концепт каров — разница с Олдсом на лицо.
В 1973-тем вышел Олдсмобиль Омега — модель которая была призвана одним автомобилем заменить сразу три ниши — бюджет, стандрат и, собственно, престиж.

Омега продержалась на конвеере 11 лет — несомненный успех. Цены на авто колыхались от 8000$ в базе до совершенно неслыханных 22000$ cо всевозможными наворотами. Действительно, количество комплектаций автомобиля охватывало любые ценовые диапазоны. Тачка была популярна и практически применима, отмечу появление машины в нескольких картинах конца 70-тых, а так же то, что этот автомобиль стал первым в автопарке известного рэпера Тупака Шакура — купленный в 1991-вом он не покинул Шакура вплоть до его кончины в 1996-ом, даже несмотря на то что в этом же году, за месяц до ухода Тупак взял себе кастомный Хаммер, сделанный по спец. заказу.
После головокружительного успеха начала 80-х положение Oldsmobile резко изменилось, и к 1990 году марка потеряла свои позиции на рынке, вернувшись в свою нишу между Pontiac и Buick. Вместо собственных автомобилей Oldsmobile стал производить ребрендовые модели других подразделений GM, а право заниматься собственными разработками перешло к Chevrolet и Pontiac. Омега канула в лету, уступив место новым концептам из-за возраста, а замену как-то не придумали. Топливный кризис средины семидесятых таки ударил по Олдсу, но команда не показывала слабину, в чем-то подсобила и Омега, с ее демократичным движком — 2.5 и 2.8 V6. С течением почти целого столетия Олдсмобиль так и не извлек пользы со своего самого главного горького опыта, как говорил инженер конкурирующей конюшни Форд, Вирджил Экснер: — У меня есть два пути, положить жизнь на то, чтобы разбогатеть, позволив себе на 50-ти летие купить Олдсмобиль, либо родится в обеспеченной семье, но если мои дела не дай Бог пойдут вниз — мне придется сесть в Бьюик или Понтиак, оставив от Олдсмобиля лишь рекламный буклет" — ни додать, ни отнять.

1990-тые — истинное падение Олдсмобиля. Когда-то могучая марка, первопроходцы во многих сферах, на них равнялись и они руководили законами мод, теперь скатилась до редких концепт каров и странных машин с нелепыми формами. В 91-вом вышел Олдсмобиль Бравада, единственный сравнительно успешный кар Олдсов в 90-тых. Увидевший свет в 99-том Алеро, как и годом ранее Олдсмобиль Интриг, были лишь блеклым светом успеха компании Олдсмобиль 1960-тых- средины 1980-тых. Олдсмобиль потерял свое обличие, руководство отдела разработки окончательно разругалось накануне выпуска Алеро, якобы спасителя конюшни, который в итоге провалился так же как и слабый по всем показателям футуристический Интриг.

С начала 2000-ных пошел обратный отсчет, руководство сворачивало удочки, упраздняя производство, постепенно но неизбежно. В это время выпускались просто ремэйки когда-то вечных врагов Форд и более бюджетных Понтиаков, которые кстати закончили немногим лучше Олдса, если не хуже. Внедорожник Bravada стал скорее успешной, но кратковременной агонией перед гибелью, чем реинкарнацией легендарной марки.
Последние выпущенные 500 автомобилей моделей Alero, Aurora, Bravada, Silhoette и Intrigue получили особые шильдики, на которых было написано «Final 500». Все 500 автомобилей были окрашены в особый цвет — Dark Cherry Metallic. «Авроры» и «Интриги» также комплектовались специальными брошюрами «Final 500».
29 апреля 2004 года — последний день производства марки Oldsmobile. Последней выпущенной машиной стал 4-х дверный седан Alero GLS, на котором были подписи всех сотрудников сборочной линии.
Выводы — а что выводы? Олсмобиль был временами настолько ярок и силен, как и провален в конце 90-тых — начале 2000-ных.Тенденция "авто для богачей" давала тривожные сигналы еще в начале 20-ого века, когда топовый Curved Dash стоил как квартира. Но в компании то ли не хотели, то ли не могли прислушаться к голосу народа, скорее первое. Энтузиаст до мозга костей, Олдс всегда стремился быть самым лучшим, богатым, раскошным, престижным — миллион хвалебных слов. Но как показала практика, тепрение и труд все перетрут, и менее одаренные технически, но смотревшие в завтрашний день американские конкуренты постепенно выиграли эту войну.
На дворе 2018-тый, с тех пор как исчез Олдс прошло почти 15 лет, автомобили постепенно уходят, и я со своим старичком совсем один — но мы счастливы. Я вырвал его из утопий гибели, привез в столицу и мы вместе идем к мечтам и целям. Несмотря на то что моему Олдсу уже больше 35-ти лет, он доказал — в хороших руках автомобиль может жить вечно, и сиять как Омега Цинтавра.

