В 2018 году автобусы "Икарус" на улицах Москвы отмечают юбилей — ровно полвека с начала поставок в структуры Управления пассажирского транспорта Москвы (УПТМ), нынешнего ГУП "Мосгортранс".
Казалось бы, с маршрутов столицы "Икарусы" давно исчезли. Последние "одиночки" 415 ушли с линий в 2012 году, а "гармошки" серий 280 и 435 покинули маршруты двумя годами позже, в 2014-м…
…но когда город засыпает, просыпается он. Последний "Икарус" Мосгортранса негромким, мерным дизельным гулом, с ненавязчивым присвистом турбины, разрывает тишину пустых ночных улиц и набережных. И минувшей ночью мы с ним всё-таки встретились.

Знакомьтесь: Ikarus-256.21H, 2002 года постройки. Приписан к филиалу "Восточный", бывшему 4-му автобусному парку. Раньше он жил в гараже на Новорязанской улице, 27, а теперь — в новом автобусно-троллейбусном парке в Новокосине, куда переехал 4-й парк.
Этот автобус построен в числе последней партии Икарусов для Москвы (и РФ), а теперь он — ещё и последний ходовой автобус Ikarus, оставшийся в системе Мосгортранса.

Модель 256 появилась в середине семидесятых как "бюджетное" исполнение флагманского Ikarus-250, или Apollo. "Аполлон" был для тех времён сколь крут, столь и дорог: на нём стоял мощный двигатель Raba D2356, в салоне предусматривались кухня, холодильник и спальное место для сменного водителя. Такой лайнер был неподъёмно дорогим для "остблока", целевого рынка для Икаруса — поэтому производитель стал искать варианты удешевления флагмана.

Первоначально венгерский производитель запустил модель "255", которая совмещала в себе укороченный кузов нового образца с шасси старого заднемоторного семейства, или проще говоря, с "Сигарой" Ikarus-55.
Но так как "старое шасси" = "рессорное шасси", то достаточного уровня комфорта оно не предоставляло, и было благосклонно принято только регионами со слабой ремонтной базой и плохими дорогами. Но концепция "более доступного" междугороднего Икаруса рынку, что называется, зашла: так появился наш герой, Ikarus-256. Появившаяся в 1974 году модель Ikarus-256 — это комбинация "короткого" кузова Ikarus-255 с новой ходовой частью Ikarus-250, на пневматической подвеске обеих осей.

"256" оснащался скромнее "старшего брата": основным мотором стал горизонтальный дизель Raba D2156, как на городских машинах, а буржуазных излишеств, навроде кухни или спального места, не предусматривалось. Причиной тому было не только удешевление, но и несколько иное назначение. Если "длинный" Икарус-250 разрабатывался как магистральный лайнер, то "короткий" автобус 256, в свою очередь, был предназначен для перевозок на более коротком плече — для дальнего пригорода и не очень дальнего межгорода.

В силу оптимального соотношения цены и качества, "бюджетный" Ikarus-256 стал крайне популярным не только в странах Варшавского договора, но и по всему миру. Автобусы этой модели поставлялись заказчикам в… загибаем пальцы:
СССР (плюс РФ и Украину), Венгрию, ГДР и ФРГ, Австрию, Лихтенштейн, Польшу, Чехословакию, Румынию, Болгарию — и это только страны Европы. А следом, в:
Венесуэлу, на Кубу, в Египет, Кувейт, Саудовскую Аравию, Йемен, Ливию, Иорданию, Вьетнам, Китай, Северную Корею и Нигерию. Всего было построено 24250 автобусов Ikarus-256 всех модификаций, из них новыми для СССР/РФ было отгружено 15626 единиц.

Автобус Ikarus-256.21H — вершина эволюции семейства 256, последняя генерация модели в стандартном дизайне. "Валютный" Икарус был неподъёмно дорогим для распавшегося "остблока", поэтому выпуск его уже был единичным, и о прежних многотысячных поставках пришлось позабыть.
От предшественника, Ikarus-256.74, модель .21H отличалась в первую очередь новой механической коробкой передач ZF с ретардером, или "горным тормозом" — он позволяет экономить ресурс рабочей тормозной системы на спусках, замедляя автобус трансмиссией.
Из других отличий — мосты Raba "облегчённой" конструкции. При этом, в отличие от большинства "советских" машин, они выполнены уже не на сборных дисках, а на "евроступице" — переход на неё для нашего рынка произошёл в 1996 году, но "лёгкие" мосты — это только к модификации .21Н.
Серия .21Н не получила пластиковые маски семейства ''Classic'', сохранив традиционный внешний вид. За всю историю модели лишь один Ikarus-C56 с обвесом "Классик" был поставлен в гараж российского МИДа, но это, как говорится, совсем другая история.

Под капотом — турбодизель Raba D10UTS-LL-190 мощностью 190 кВт, или 258 лошадиных сил. "Топовая" версия мотора Raba D10 последнего поколения, экостандарта Евро-2.
Сильное заявление на фоне предшественника: стандартный Raba D2156 выдавал лишь 192 силы, да и большинство моторов D10 были выпущены в версиях зело скромнее — например, "всего" на 210 или 240 сил.

Новым автобус с кузовом номер 9 поступил в 4-й автобусный парк Мосгортранса, который после ряда преобразований ныне зовётся филиалом "Восточный". В годы бурной молодости он, как и другие подобные машины из московских парков, пробовал себя на межгороде. На новых "Икарусах" Мосгортранс пытался обслуживать маршруты на Тулу, Рязань, Орёл… Впрочем, долго это не продлилось: тема запуска межгорода от МГТ всплывает нередко, но, как правило, ненадолго, и уже раскатанные направления уходили частным перевозчикам.

В дальнейшем "Икарус" обслуживал лишь заказные и служебные перевозки. В былые времена он "привозил" в кассу парка немалые суммы, но чартеры исторически — не приоритет для предприятия, занимающегося маршрутной работой по Москве.
В разные годы этот 256 работал на заказах от областных спорткомитетов на перевозку детей-спортсменов, регулярно развозил некую религиозную организацию, доставлял руководство парка на мероприятия… До прошлого года "Икарус" выезжал даже на обслуживание "Кремлёвских ёлок", последним среди собратьев и наравне с новыми мягкими машинами — но с запретом работы машин 10+ с детьми эта практика прекратилась.
Эпизодически случались, и даже продолжают случаться дальние поездки — самой отдалённой точкой был североосетинский Моздок в 2002-м, а недавно "Икарус" съездил по срочному заказу из Москвы в Брянск.
В последние годы "Икарус" из Восточного работает в первую очередь на служебных развозках самого Мосгортранса. Ныне 256 развозит по ночам персонал одного из трамвайных депо, а также привозит на смену сотрудников родного для него филиала "Восточный" с юго-востока города.

Выдвигаясь на "ночную охоту" за Икарусом, я нутром чуял, что на такой машине может работать только исключительно тематичный человек, до глубины души любящий свою работу. Так и оказалось: уже очень много лет на этом Икарусе трудится один-единственный водитель — Сергей Николаевич, отработавший на венгерских автобусах больше тридцати лет. То, что машина по-прежнему в ходу, да ещё и не потеряла с годами лоска и бодрости духа — это его персональная заслуга.

Сергей Николаевич относится к автобусу с невероятным трепетом и заботой, едва ли не сдувая пылинки, и ухаживает за ним лучше, чем многие — за своими личными автомобилями. Он сам находит и покупает дефицитные запчасти, сам организует сложный ремонт — в том числе привлекая специалистов из ветеранов парка. Естественно, сам решает возникающие проблемы, ведёт все записи об обслуживании и ремонте автобуса, и консультирует механиков даже при будничных операциях. За 16 лет работы автобус сохранил полностью оригинальную комплектацию, без каких-либо переделок в принципе: сохранилась даже родная венгерская ''запаска'' с покрышкой Barum!

Постскриптум первый. Гуманитарный.
В 2003 году значительную часть из этой партии "256-х" Москва подарила Саратовской области. В Госдуму тогда во второй раз избрался Вячеслав Володин, выходец из Саратовской губернии, бывший председатель саратовской облдумы. Он лично поспособствовал передаче землякам свежих и отличных "Икарусов", а также ЗИЛовских "Бычков", которые остались в Москве не у дел. Верный признак той самой "саратовской партии" — партийный слоган "Верьте только делам", нанесённый на борт.

В 64 регионе "московские" автобусы распределили по районным автопредприятиям; правда, злые языки говорят, что у многих из них новые машины достаточно быстро встали с поломками современного двигателя под забор. В наши дни автобусы из той самой "саратовской партии" всплывают в разных регионах всей страны. За этими "Икарусами" охотятся те, кто знают толк в колбасных обрезках — вернее, те, кто понимают, что таких простых и надёжных машин больше не будет.
Постскриптум второй, Музейный.
Несколько лет назад другой Ikarus из той партии, тоже модели 256.21H, сохранили для московского транспортного музея. Машиной "для истории" поделился 17-й автобусный парк, который позже сам курировал музейный проект. Но автобус за последние годы лишь ветшает, скитаясь по музейным запасникам, где стоит забытым под открытым небом, не получая заботы и ухода. Тема "современной" техники в музее считается токсичной, потому на сегодня пока нет никакой тенденции к тому, что ему станет лучше.


В отличие от музейного близнеца, "Икарус" из Восточного — практически готовый выставочный экспонат, который не стыдно и на парад выкатить — даже без какой-либо подготовки. Только пока у него ещё есть другие дела, поважнее — и пороха в пороховницах пока предостаточно (=

А теперь — последнее, после всех постскриптумов. Искренне и от всей души надеюсь, что если с "Икарусом" из Восточного когда-нибудь случится выход на пенсию — то эта пенсия станет достойной, и машина окажется в по-настоящему добрых и заботливых руках. Старый "Икарус" и его друг-водитель своим трудом этого определённо заслужили.
И на этом всё. До встречи на следующей остановке!)


Комментарии 376
Даже любопытно стало. Нашел на ттранспорте. Отъездил он 6 лет еще, в 2024 выбыл…
Встал раньше
Уже продан, но покупатель пока не забрал
Хотя бы музей/коллекционер купил, неизвестно?
В хорошие руки
Браво! Отличная статья. Лайк и подписка. Можете зазвать отличие двигателя Евро 2 от остальных, кроме размера поршневой?
Тут только "звонок другу"))
Знаю что турбина другая
перечитал еще раз статью по 256.21h. музейная машина убита или жива?
от себя добавлю что эти машины были еще оснащены системой ABS.
у меня со стороны водителя в ляде алюминевый шкафчик а в нем блок управления и куча проводов.
конечно он отключен ибо в то время специалистов еще не было, да и по "зимникам" эта система безопасности торможения не была столь актуальна.
Музейная — в списке отказников, ей плохо и год от года всё хуже
Ух ты, Венгерская аптечка! А фото крупнее есть?
Вроде не было…
Жаль, спасибо.
UPD.: Уже нашёл.
usernameDetector
в Няшем Подмосковье как-то они обычно плохо жили. А 4 парк, за исключением хозяйских экипажей, всё было мрачно…
Полностью согласен. Автобусы ходили только у закреплённых водителей, в основном местных.
alnkl
В 4ом автобусном начинался мой трудовой путь!
Агрегатный цех, электро цех, электрик по автобусам, водитель автобуса: ЛиАЗ 677, Икарус 415, Икарус 280.
На этом же пассажиром ездил на Рязань обратно в Москву.
… папа в этом парке работает до сих пор с 1974!😎🤘
В каком году начинался трудовой путь?
Слесарь-практикант с 1994…
Водителем с 1999…
В КТР работал до 2007 года. Семён.
alnkl
Слесарь-практикант с 1994…
Водителем с 1999…
В Лиазовской ремзоне.
А завершит он свою жизнь победным простаиванием под открытым небом и последующим распилом .
Хозяин друга в обиду не даст
Даже если его спишут ?
Исключено
Водителю памятник положен, безусловно, хотя лучшим памятником будет сам Икарус .
Но, увы, жизнь — штука переменчивая . Я к тому, что в такой никому ненужной тематике, как сохранение ретротехники, сохранение ретроавтобусов и тем более стоит особняком, и, случись что, эта машина, уникальная для горстки энтузиастов, станет просто черметом для подавляющего большинства . Как-то так ведь обычно и случается ( 55 икарус из Киева, например ) .
Отличные были автобусы!
"…но "лёгкие" мосты — это только к модификации .21Н…" — ну ну, болтай болтай, приятно слушать. Мог бы и почитать что-нибудь перед написанием статьи
Главное — от пафоса не треснуть напополам
Да не в пафосе дело, это действительно ошибка, не обижайтесь, не имелось в виду вас лично задеть.
Человек и Икарус- друзья на век!
А в каком музее автобусы находятся?
Музейная машина — на хранении в запаснике, никому не показывают.
Герой поста по-прежнему работает
DuM4uK-26stv
Тогда еще глухая тонировочка, пневма и куча колонок😁😁😁
Не, пневма — это не то! А вот пружины пиленные — самое милое дело, чиста па-пацански)))))! И обязательно полосы или значок "Адидас"!
Спасибо! Всегда очень приятно читать Ваши статьи! А Икаруши (так, наверное, правильнее) классные были автобусы. Но понимать это начинаешь сейчас, по прошествии лет — в детстве об этом как-то не думалось, да и ездил в основном в достаточно "уставших", забитых летом под завязку дачникам и всем сопутствующим 260-х и 280-х желтого цвета, когда приезжал к бабушке в Тулу. Эх, давно это было(
Спасибо! Потрясающая история, большой паклон и уважение таким водителям как Сергей Николаевич, сейчас таких днём с огнём не найдёшь!
Венгерским гостям понравилось)
Видел автобус, даже спросил разрешение посидеть за рулём, класс!Слава таким водителям!
Интересная статья!
пока автобус в надёжных заботливых руках автобус будет держаться молодцом. В одиночку автобус содержать и ремонтировать неподъёмно.
Про сокращения автобусных парков впервые слышу.
Детство сразу вспоминается
Респект водителю за поддержание в таком состояние автобуса) И автору за статью) А автобус прям на пенсии в закрытый музей хоть ставь)
Лучший рассказ про Икарус, что я когда-либо видел… Спасибо! Прочитал с большим удовольствием.
Самому бы теперь когда его встретить. А то последний раз, когда я катался на чём-то подобном, был 5 лет назад, пока Икарусы у нас в Орле ещё ходили на регулярном городском маршруте…
вот у этого Человека еще можете почитать, Человек с большой буквы
nik-bekey
Каким -то теплом повеяло от фоток :)
PetrolHeadV8
Ей бы штампы… И бункер…
Вот, ещё одного поймал в Липецке. Шустрый блин.
Древний совсем, бывший немец…
Второй жёлтый, такой же коротыш.
usernameDetector
Древний совсем, бывший немец…
такой у нас тоже ездит.
Спс за статью, очень интересно.
Угу, тут уместно добавить, что он на шасси ИФА был.
Далеко не все Ик-211 были на шасси ИФА. Были и на своей венгерской ходовой. Один такой был в Посольстве Венгрии, но потом куда-то сгинул.
Но, мужики, какое моё было удивление, когда я в 1995-м увидел Икарус-256 в … Хошимине (бывшем Сайгоне). Икарусы во Вьетнам практически не поставлялись. Вьетнамцы предпочитали покупать у чехов городские "Каросы", а у нас — ПАЗы-672 и РАФы. Сейчас ничего не осталось: сгнили в тропиках, а их заменили южнокорейские машины.
Неправда ваша, 211 были на Ифе штатно
А вот 212 были на МАНе
Крутой! И Ведь даже не гнилой.
У нас в Киеве еще проскакивають в идеальном состоянии, в оригинальной раскраске с синими линиями при Авиазаводе и одна гармошка на патибусе ездит.
Бывшая харьковская гармошка, широко известная в узких кругах))
Здоровья водителю и автобусу! И ума их руководителю!
Икарус, очень хороший автобус даже в условиях крайнего Севера!
usernameDetector
Они стали стоить неконкурентно…
на то время зарплаты в венгрии были в несколько раз ниже чем в ес
При вступлении в ЕС они промышленность под хвост диарейной кобыле и пустили…
промышленность того уровня другой участи не заслуживала.
сейчас в внр построены самые современные заводы.
из 10миллионов населения примерно 100тысяч работают в автопроме.
Но автобусы делают штучно и на коленке. Вместо мирового лидерства — импорт.
Машина великолепна. Сергею Николаевичу — большие почёт и уважение. На фоне абсолютно выбывающих единиц, очень бы хотелось, чтобы эта сохраненная заботами Сергея Николаевича машина, обрела на своей пенсии хорошего одухотворенного владельца.
Состояние твоего ЛАЗа и отношение к процессу заставляют задуматься))
Пару дней назад встретил 256й в Липецке, служебка вроде, не успел заснять. Думаю ещё поймаю.
Несмотря на хорошее состояние, возраст у автобуса, по столичным меркам, вполне приличный. Чтобы представляющая исторический интерес крепкая, аутентичная машина не исчезла бесследно, во избежание излишнего беспокойства ("других музеев" и прочих "приличных людей") необходимо внести ясность о дальнейшей судьбе этого прекрасного Икаруса.
1. Машина принадлежит ГУП города Москвы, компании "Мосгортранс".
2. В компании "Мосгортранс" есть Музей "Московский транспорт".
3. СЕГОДНЯ в руководстве и среди сотрудников этих предприятий ЕСТЬ люди, которые понимают историческую ценность, степень сохранности и аутентичности этого сохранившегося образца автобуса Икарус-256.21Н.
4. Как только филиалу "Восточный" (который сегодня в щадящем режиме эксплуатирует машину) данный автобус для работы окажется не востребованным, Икарус будет передан в московский музей транспорта.
5. Сохранивший машину в столь прекрасном состоянии водитель, уважаемый Сергей Николаевич (с 34 летним стажем работы на автобусах "Мосгортранса") — настоящий патриот именно московского транспорта и продажу/передачу посторонним "спасателям" не поддерживает.
И кстати, не далее как сегодня мы совместно с филиалом "Восточный" Икарус-256.21Н под водительством Сергея Николаевича как раз по музейным делам использовали.
С музейным почином тебя, последний мосгортрансовский Икарус № 040034 !
> настоящий патриот именно московского транспорта и продажу/передачу посторонним "спасателям" не поддерживает
Похвально. Со "спасателями Малибу" всё понятно — перспектива похоронить такую машину в огороде действительно сомнительна. Даже более чем.
Беда в том, что есть риск продажи машины стороннему предприятию в регионы, т.к. "планы передать" писаны вилами по воде и не закреплены на бумаге. Да и с бумагой тоже — вспомним троллейбус ТМЗ, уехавший в Рязань, когда уже было выпущено указание на передачу его в музей. Так что понимание вопроса и обещания — отлично, но этого мало.
Лично у меня надежда на таких людей, как Volganin-SU. Тем более, что у него была давняя хотелка на Икарус, и попытка покупки машины у 3 парка была. Таким людям посильно содержать такую машину и сохранить её на уровне, в отличие от нынешнего "музея ретро-велосипедов"
А вообще я бы "высстановителям" из московского музея и ржавого гвоздя не доверил, глядя на текущее состояние борта 09019, которым на Угрешской играют в футбол. Да и того же 17650, который за последние три года на автобазе СМиМ пришёл в полное состояние нестояния.
Актуальное фото 09019 (ц) не моё
Спасибо, Андрей, за оценку! Но ты меня засмущал.))
Надо зреть на Икарус)
usernameDetector
> настоящий патриот именно московского транспорта и продажу/передачу посторонним "спасателям" не поддерживает
Похвально. Со "спасателями Малибу" всё понятно — перспектива похоронить такую машину в огороде действительно сомнительна. Даже более чем.
Беда в том, что есть риск продажи машины стороннему предприятию в регионы, т.к. "планы передать" писаны вилами по воде и не закреплены на бумаге. Да и с бумагой тоже — вспомним троллейбус ТМЗ, уехавший в Рязань, когда уже было выпущено указание на передачу его в музей. Так что понимание вопроса и обещания — отлично, но этого мало.
Лично у меня надежда на таких людей, как Volganin-SU. Тем более, что у него была давняя хотелка на Икарус, и попытка покупки машины у 3 парка была. Таким людям посильно содержать такую машину и сохранить её на уровне, в отличие от нынешнего "музея ретро-велосипедов"
А вообще я бы "высстановителям" из московского музея и ржавого гвоздя не доверил, глядя на текущее состояние борта 09019, которым на Угрешской играют в футбол. Да и того же 17650, который за последние три года на автобазе СМиМ пришёл в полное состояние нестояния.
Актуальное фото 09019 (ц) не моё
Я ведь не случайно большими буквами отметил: "СЕГОДНЯ в руководстве и среди сотрудников этих предприятий ЕСТЬ люди…" — на днях понимающее музейное руководство приснопамятного ссало-волосея на должность нач.отд. реставрации и хранения ставит :)
По троллейбусу ТМЗ — первоначально РП о передаче его в Рязань (в числе других машин) было выпущено, а уж после "спасатели из 8 ТП" этого 7014 в указание о передаче в музей включили, А в МГТ указание "о музеефикации 7014" ошибочно подмахнули, сразу как следует не проверив. Позже спохватились, переиграли — всё-таки отправку в Рязань его мэр первым подписал.
А так, понятно, что в наше время никакая бумага 100% гарантий не даёт. Лишь время рассудит, так что посмотрим.
"Высстановители" из "музея ретро-великов" (верноподданные г-на карганяу — "толстый и тонкий") тоже успехи делают: мойщик уткин ушатал 4 аккумулятора и обездвижил Икарус-180, а мойщик ф.мандюшкин на официальном сайте как "экскурсовод" пометился.
А Икарус-256.21Н ещё поработает, Серей Николаевич его в обиду не даст!
Троллейбусная мафия считает, что 7014 уехал в Рязань только из-за того, что музей затупил и не забрал машину вовремя. А она место занимала…
Экарус! Как тепло на душе, при виде такого красавца! Отец много лет откатал на Экарусах — длинных на большие круги!
Из нормальных стран вижу только ФРГ, да и то, из-за выбросов я думаю они через пару лет отправлись по свалкам… Хохляндию нет смысла выделять отдельно-на тот момент-это СССР, не самая её гордость, но тем не менее, нет смысла сегодняшних предателей выделять отдельной строчкой. Все остальные-африки, нигерии и т.д… ну так, тем более ни о чём.
По Советскому прошлому помню икарусы как комфортабельные машины и даже на междугородних трассах.
В детстве оно всё всегда приятнее.)
Икарусы поставлялись даже в Канаду. Вам это известно? Но "мадьяро-канадцы" даже внешне отличались от привычных нам Икарусов (светотехника, остекление) Движки и АКПП на них стояли западногерманские.
Там были американские моторы. С другими они обращаться не умеют.
Спасибо за обзор!
И уважение Сергею Николаевичу! Таких людей сейчас мало. Обычно относятся по принципу "не свое — не жалко" (хотя порой и к своему отношение свинское бывает…).
П.Н. А что, Новокосино уже склоняется?
Человек не стесняется вкладывать в автобус собственную зарплату. Чтобы парк не тормозил с закупками. Вот сцеплением новым похвастался, купленным за свои и поставленным на пару с ветераном прелприятия в парке…
Географические названия русскоязычного происхождения всегда склонялись. Необъяснимо, но факт (= new.gramota.ru/spravka/letters/73-rubric-90
Да чего уж тут стесняться — он автобусу жизнь дает!)
А по окончаниям…
Я раньше жил рядом с Царицыно, споры о произношении и написании были сколько себя помню (как и раньше о станции Ленино — позже так же Царицыно).
Так что, с учетом того как все сейчас переписывают в правилах русского языка, уже точно не скажу. Спорить не буду.
Спасибо автору!
Отдельное Спасибо, водителю за состояние машины!
Такие посты и читать приятно. Всё по делу. Статья исторически выдержана. Технически объяснена разница моделей и места поставок. Показаны примеры моделей на фото. Достойная работа автора. Подписался.
Стараюсь! Хотя есть куда расти))
Творческих успехов вам, а нам интересных статей.
lDedylya
Мосты у этих моделей не выли. Сам работал, знаю.
Модификаций тогда уж.Мосты без планетарок на разные модели шли, как минимум на 280,263,256.Вероятно и на другие тоже.У мну аналогия такая-если турбовый, то без планетарок.Середина 90-х и дальше.
Не, там на турбовых было два поколения осей, ещё с планетарками, и уже без
Естественно начинает, подозреваю, что он на шасси 255, т.е пятиступа, сцепа без пгу, ну и по мелочи веселухи хватит.Обычное дело, что доступнее, то и пихаем.У мну когда на айокки-лейланде коробас полуавтомат накрылся, проще получилось рабамана в сборе с коробкой подвесить-260 донор за 50тыс, и кузов с мостами еще на металл ушел.
гы. случаем не в рязанском учёте этот лейланд был?
НетЪ.Последняя информация-с югов-краснодар ЕМНИП.Интересная машина-86 год, рама-рессоры, двигатель-горизонталка без единого ремня, даже вентилятор на кардане.40 мест+за перегородкой почтовый отсек кубов на 20, рама сразу за кронштейнами задних рессор заканчивалась, а отсек этот низкопольный получался.Полуавтомат соответственно, отдельный через кардан.Кузов-пластик-оцинковка.Полы поднимали-как будто с завода только.Полы кстати из той же оперы-фанера мм 30, сверху автолин наклееный, снизу шумка и фольго.Сендвич.Утепленный соответственно вплоть до крыши.
А, вспомнил, то был датский DAB на лейланде с мотором под брюхом…
Не, мой финн был, тоже с мотором под брюхом.Атмосферник 11100 см, на металл все не сдам его.Дюймовый весь гад.О.680 называется.
Постоянно его вижу на набережной у депо
Сейчас это его основная работа. Два раза за ночь туда приезжает, почти ежедневно
ammendorf
В 1377 были тока в моём детстве, но в прочем проблемы касались и столичных баянов — полное отсутствие отопления и мерзкий гул дизеля… И оч часто — дырки в резине гармони.
Зависело от порядка в гараже, и от хозяев конкретной машины.
В умелых руках и писюн — балалайка, и наоборот
lmaxxx887
Да, не хотят избавляться от социалистического прошлого в Угорщине. (шутка)
Есть мнение, что при нём они себя чувствовали посуше и покомфортнее
супер машина !отличная статья !
Спасибо. Приятно читать.
Большое спасибо за материалы, которые вы скурпулёзно и трепетно готовите. Читать и даже перечитывать — удовольствие.
Стараюсь! Но хотелось бы лучшего, иногда возникают претензии к себе))
Эхх, у нас таких не осталось :(
Запах! Я вспомнил его запах. Зима, утро, узоры инея на стекле и маленьгая протертая варежкой на резинке окошечко. Варежка в инее и пальцами чувствуется уже влага. Вокруг много серьезных взрослых, я сижу у мамы на коленях и смотрю сквозь это окошечко на серый утренний город, людей на остановках в меховых шапках, троллейбусы, светофоры, дома. И мне хорошо.
по сравнению с пазиками, лазиками, лиазиками не так уж и старО смотрится
Вечная молодость
Отличная статья! Спасибо
За статью спасибо! В детство и юность, воспоминаниями, вернулся!
lmaxxx887
В Венгрии и "жигулей" хватает — и "классики" и "зубил".
Да там в небольших городках и селах ещё наверняка и "Москвичи" можно найти. По-моему, венгры к технике заботливо относятся. У них даже советские древние тракторы ДТ-54 ещё можно отыскать.
Если Трабантов ещё в достатке, то Москвичей и Лад тем более должно быть полно…
Я совсем в глушь не ездил, но по Будапешту и средним городам Лады самых разных лет встречаются, вплоть до 2101
Для полноты картины не хватает фотографии водителя бережно хранящего последнего из Могикан.
Стесняюсь я людей фотографировать)) не все любят прославляться
Страна должна знать своих героев. Статья интересная, повод хороший. Воображение рисует мужчину лет 50-60 старой советской закалки, знающего автобус до винтика, в спецовке с инструментом перед рейсом проверяющего исправность любимой машины.
Практически в яблочко. Немного старше только)
С час провели за беседой про Икарусы, вспомнили похоже все интересные машины Москвы))
Nik-Bekey почитайте как восстанавливает сразу два Экаруса, интересный бортжурнал!
Я его не только читаю, но ещё и руку пожать доводилось))
Один из немногих бортовых журналов, которые я читаю с большим удовольствием и поражаюсь отдельно взятому человеку! умница просто
Мало кто может позволить себе так вкладывать силы и средства в технику…
они еще существуют?
Мафия бессмертна
Красавец.водитель молодец
usernameDetector
Это не который киношный из Лыткарина?
Гыыыыыыы, как тесен мир.Да, он.
Пы.Сы.88 год, предсерийный, отработка длинноходного 740.08 на 180 кобыл в н.челнах, потом моторхоум у спортсменов формулы 3, потом кинобас в 2000-2009.Потом дрова
охохо! ПТС бы увидеть
Попрошу отца сфоткать.Он по докам категория Д, тип кузова-"жилая комната", в птс 13 мест, в стс 15 или наоборот.
Жизненный путь особенно интересен
Бело-зелёный гримваген из 255 случаем не ваших?) Снимал его как-то в паре мест при жизни
Из наших.Второй 255 в жизни, 1974 года, первый утащили в питер в музей.Стекла с 280 я своими руками ставил, в ФАТПе собирали, с 4 машин-на 280 более-менее длинные только те, что за водилой.Ностальгия, гы.Зеленый я металлистам не отдал, своим ходом уехал.
Помню, он в Бирюлёво долго валялся
usernameDetector
Русских не было. Икарус был поглощён концерном Ирисбас, который есть часть Ивеко. Они же тогда скушали чешскую Каросу, а базовым по автобусам у них стал бывший "автобусный" филиал Рено.
Основной завод — бывшая Кароса в Чехии. А Икарус зарубили в надежде, что новые модели в виде модернизированных Ирисок зайдут на его место. Но не срослось
Один Сителис даже сделали на Икарусе в 2002м перед закрытием, он работал в Будапеште
Поэтому Ирисбасы все происходят от древних моделей автобусов Рено по сей день.
А беда Икаруса оказалась в его гигантизме — такие большие автобусные заводы строили только в восточном блоке. У Мерседеса, МАНа и т.д. предприятия сильно меньше, машин делали не так много.
… на сколько мне известно, то почти 50% акций завода принадлежало Москве…
Потом лихие 90тые…
ЛиАЗ к тому времени почти загнулся, и типа было принято решение избавится от Икаруса и делать наши ЛиАЗы…
Сейчас сиотришь на современные ЛиАЗы, вроде на вид хорошенький, но начинка убожество, особенно электроника!
Не, Москве принадлежало Тушино-Авто, а венгры Москвой не рулились
Из нормальных стран вижу только ФРГ, да и то, из-за выбросов я думаю они через пару лет отправлись по свалкам… Хохляндию нет смысла выделять отдельно-на тот момент-это СССР, не самая её гордость, но тем не менее, нет смысла сегодняшних предателей выделять отдельной строчкой. Все остальные-африки, нигерии и т.д… ну так, тем более ни о чём.
По Советскому прошлому помню икарусы как комфортабельные машины и даже на междугородних трассах.
В детстве оно всё всегда приятнее.)
Ты сам понял, что написал?
Канешн)))
Лол. Предатели. Кого предали то и в какой войне?
Boz-Kurt
У меня их было 24 штуки, занимался вахтовыми перевозками в москва-сити. Это как совковый москвич епанарот. За 8 лет я столько запчастей купил на них что не сосчитать. Для каждого был отдельный запасной мотор .они не любят городские пробки и дороги. Им нужна трасса и крейсерская скорость. А так чудо машиностроения говно говном.сейчас у меня лиазы уже третий год и вполне нормально
это как вилкой суп есть, вроде понимаешь. что не так, но дешевле чем ложка. Для городских пробок лиазы подходят, точно.
Они у меня практически и не ездят по пробкам. Утром 06:00 с общаги на обьект поздно вечером обратно
Мне было 22-23года, удалось покататься на аполлоне по территории автобусного парка за рулем, после рабочего дня!Вот это вещь, на то время, моща!До сх пор как вижу Икарус, вспоминаю.
lDedylya
Мосты у этих моделей не выли. Сам работал, знаю.
А у каких выли?
На всех, кроме этой модели))
Severush
Автобус издает неповторимый звук: "ВЫВЫВЫВУВУВУВЫВЫ…ВЫВЫВЫВЫВЫ" (говорят это мост так выл, причем у всех, но по этому звуку ИКАРУС можно было узнать за километр), что убаюкивало при длительных поездках. В принципе по плавности, мягкости еще поискать надо. Помню как садишься вперед и тупо неслышишь двигателя…Не отказался бы сейчас на нем куда нить далеко катануть.
— на 7 минуте этот звук…вувувуву:)
Да да да, междугородний красного цвета(туристик с багажными по бокам) икарус издавал такой звук, Желтый областной был медлительным шумным и не комфортным, по городу ходили гармошки ВОТ БЫЛО ВРЕМЯ!
В то время ещё выбирали чтобы окно у кресла было цельное, без перегородок, вот это был обзор из окна👍👀
тот что на фото у нас на средней волге был меж-город и был окрашен красным типа коралл цвет и на сидениях в передней части автобуса на ходу (где я стремился находиться) создавалось какое-то чувство полета.
Да в переди верх плавности и тишины был, только шум ветра о лобовое стекло был слышен.
Да да да, междугородний красного цвета(туристик с багажными по бокам) икарус издавал такой звук, Желтый областной был медлительным шумным и не комфортным, по городу ходили гармошки ВОТ БЫЛО ВРЕМЯ!
да на 7:22 по30 точно он!
Severush
на 7:29 парня около окна или тошнит или ему это всё надоело!
Видимо) А еще в жару коженые сидения прилипали к телу…
Годно, я бы на таком прокатился бы
usernameDetector
Если раскрашен так же — то наверняка уехавший из Москвы и есть)
Не! Там темно красный! Такие как раньше на "межгород" ходили) завтра постараюсь фото сделать
ZET046
У нас на Гоке в управлении пассажирских перевозок ещё около 10 штук работают, но автобусы отживают своё.
У вас там совсем ископаемые в основном
morozov7676
Руль у ИКАРУСА всегда назывался — бублик .
Дико удобный и приятный!
Frol-71
Икарус 256.54. Это наверно последний, у нас в области, ходовой икарус, бегающий по маршруту.
Думаю ещё можно наскрести по нычкам
VladimirVue
ясен пень, их же приходится привозить до того, как транспорт начинает ходить, а развозить — после того, как транспорт закончил работу.
Движуха круглосуточная, но пик активности всегда ночью, когда вся техника в домике
Из нормальных стран вижу только ФРГ, да и то, из-за выбросов я думаю они через пару лет отправлись по свалкам… Хохляндию нет смысла выделять отдельно-на тот момент-это СССР, не самая её гордость, но тем не менее, нет смысла сегодняшних предателей выделять отдельной строчкой. Все остальные-африки, нигерии и т.д… ну так, тем более ни о чём.
По Советскому прошлому помню икарусы как комфортабельные машины и даже на междугородних трассах.
В детстве оно всё всегда приятнее.)
В ту пору в Европе ещё не было модно интересоваться выхлопными трубами и тем, что из них летит…))
Уже с 1989 года как.
Икарус. «Старички» моего поколения знают что это такое… Кабина водителя отделена от салона стенкой с дверью. Дверь открывается гармошкой. За передней дверью имеет поручень, который разделяет вход в салон и в кабину водителя. Получается так: дверь автобуса, потом две ступеньки, узкий проход в салон и кабинку водителя. На этих ступеньках втиснуться только двое. Остальные проходят по другую сторону поручня в салон. Народу скопилось много и когда подошел долгожданный маршрут, начался штурм. Люди не могли выйти, а желающие уехать уже одной ногой стояли на подножке. Передо мной стоит бабушка. Я вижу, что у нее в «авоське» лежит десятка два яиц (рядом рынок). Она втискивается в переднюю дверь в проход к водителю. Я уже опаздываю на экзамен и мне край надо ехать. И я ее подпираю, проталкивая в салон. Дверь с моей стороны не закрывается, но я же молодой, впихиваю бабушку в салон, заставляя подвинуться (ужаться) людей у кабины водителя. Фсе, дверь закрылась. Места мало и я вишу одной ногой у двери. Перегородка, отделяющая дверь водителя – наполовину стеклянная. Мне все отлично видно. Окно в салон открыто. Водила – молодой паренек. У него играет музыка. Микрофон на толстой гибкой трубке находиться у его головы. Он объявляет следующую остановку и забывает отключить клавишей микрофон. Это и была его ошибка! Музыка негромко фоном играет, в битком набитом салоне – отличная слышимость. Что происходит дальше: бабка, чтобы сберечь авоську с яйцами, просовывает руку с сумкой через открытое окно, в кабину водителя. Я это вижу и понимаю, что бабушка – очень продуманная. Едем, слушаем музыку. Следующая остановка. Дверь рядом со мной открывается, а свою я сдавливаю спиной, наивно полагая, что все выйдут через узкий соседний проход. Там усиливается напор выходящих, но желающих скорей покинуть душный автобус много и они напирают на бабку. Ну и на меня, как на крайнего. И тут один из пассажиров спрашивают бабку: «Вы выходите?» Окно в кабину открыто, микрофон работает. Это вопрос слышит весь автобус. Я сам не ожидал такой громкости. И тут наша бабка, даже подумав, отвечает: « Я не могу… Я ЯЙЦА У ВОДИТЕЛЯ ДЕРЖУ!» И это на весь автобус! Все просто грохнули от смеха. Ржач стоял на всю остановку. Кроме меня, всей подоплеки не понял никто. Я смотрю на водилу. Паренек начинает соображать, что произошло. Краснеет и выдает в микрофон: «Товарищи не верьте ей! Она все врет!» Тут автобус просто «выпал в осадок». Мы хохочя вышли на тротуар, уступив место выходящим. Бабка, смутившись, пошла пешком, практически побежала. Я вошел обратно, народу поубавилось. Водитель, так и не опомнившись, отключил микрофон, забыв объявить следующую остановку, и мы поехали. Еще три остановки в салоне возникали вспышки смеха и вошедшие затем пассажиры смотрели на нас с недоумением, не понимая, почему это Икарус – такой веселый
VladimirVue
А есть другие музеи?
Есть, есть и приличные люди, которые потянули бы
Это очень хорошо. Надо их на прицел брать заранее. Тут на драйве есть парень с Волгограда, два желтых икаруса тянет, — очень интересно про них почитать.
Все кто в теме так или иначе общаются)
Avassss
Новокосино не склоняется) ну никак
Должен разочаровать: new.gramota.ru/spravka/letters/73-rubric-90
Жаль, что жертвам ЕГЭ многие верят((
я про непонятную ссыль на непонятный ссайт
Рекомендация лучших собаководов!
Ок) но я такое не выговорю)
А почему на 6 фото на шильде перечеркнуты автоген, дрель и болгарка?
Чтобы не просверлили сдуру пластиковые тормозные трубки, идущие внутри кожуха
Да, когда объяснят, удивляешься, как сам не додумался.
все годно, но вот ксенон или диоды в туманках растворяет теплоту и ламповость
Там самый натуральный галоген)
тогда все отлично, а то на последних фото синюшненько))))
Очень было интересно) и прям вспомнил детство, любил Икарус
Любил в «гармошке» ехать на перилах прям внутри самой «гармошки», кайф незабываемый никогда
RVasilii1
Вы ошибаетесь! ЛиАЗ-5256 стали называть ХБИ гораздо позднее, чем автобусы ЛАЗ-4202/42021. Так что исторически ХБИ это ЛАЗ
В Москве я таких не помню😕 вообще…
По крайней мере в 4 автобусном.
А вот с ЛиАЗ 5256 "столкнулся"…
Тогда и узнал я про ХБИ.
По мне, так правильный ХБИ — это ЯАЗ-5267)
В 4автобусном таких не было. В принципе ЯАЗ это те же яйца — вид с боку! ))
С камазовским мотором и рем зоны почти не выезжал.
Так ЯАЗ это было немного другое, это был 5256 с икарусным мотором под брюхом))
В 4 такие были, но их достаточно быстро сплавили в Новодвинск
… вааащьпэ не помню…
В 4 колонне… ))
Именно в четвёртой не было) а вообще от них сравнительно быстро смогли избавиться
alnkl
… вааащьпэ не помню…
В 4 колонне… ))
Были, на Хапиловке, 5-6 колонна. Если не ошибаюсь.
Их оптом слили в Архангельск уже в начале 00-х
Пришёл на практику в 2003г., и 677-е были и 5267.
вот плюс-минус тогда от них уже и избавились
Тем более они были без турбины, и уже за экологию стали бороться. Приходили 5256 новые, икарусы стали списывать. Где-то 2005 год.
Часть ЯАЗов была уже турбо, с моторами как на бело-зелёных 280.33М
часть со старым 2156
Не припомню турбо, но не исключено.
usernameDetector
вот плюс-минус тогда от них уже и избавились
Как по мне, очень было интересно. В то время и коллектив был дружный.
usernameDetector
По мне, так правильный ХБИ — это ЯАЗ-5267)
Так и было)))