Продолжу описание маршрута по Староколымскому тракту, но уже его части по Магаданской области. Напомню, что мы не смогли пройти болота за ручьем Стоячий, идя со стороны Якутии и решили попробовать зайти на тракт с другой стороны, от "мертвого" города Кадыкчан. Для этого нам потребовалось совершить крюк по трассе "Колыма " порядка 550 километров. Но оно того стоило — эта часть трассы «Колыма» очень красива, с прижимами, с болотами по краям, с горными серпантинами О ней и о Кадыкчане напишу отдельно позднее. В итоге, стартовав под вечер от Томтора к вечеру следящего дня мы добрались до Кадыкчана и проехали еще несколько километров вперед до поселка Мяунжа в надежде заправится — от Усть Неры мы потратили полбака и заходить на тракт с полупустым баком было рискованно. Увы, топлива мы не нашли — дальнобои наотрез отказались продавать, а в городе заправки нет. Заехали на базу МЧС — тоже не продают. Пришлось надеяться на чудо — проехали 4 км в сторону брода через реку Аркагалы. Рисковать идти вброд затемно мы не стали, уже было темно и встали прямо у разрушенного моста на островке.

Ночь выдалась холодная. Толи уже осень близится.толи здесь всегда так.Утром пошли на разведку.
Выше по течению от моста река узкая, виден брод, но явно глубоко.
Кстати мост еще пока доступен для пешего перехода и мотоциклистов — машинам уже не пройти.

Обсуждали с Родионом, интересно а сейчас остались знания и люди, которые смогут построить такой же мост из бревен? Чтобы простоял хотя бы полвека?

Походил по округе, увидел следы ниже по течению. Здесь два рукава сходятся, но зато река течет по широкой пойме — должно быть не так глубоко.«Запускаем» Родиона на разведку — вода по пояс, с ног валит.

Ладно, попробуем сунутся на машине. Заезжаю на пару метров и …капот накрывает волной. Глубокой. Печально, наверно нам не суждено пройти тут. На всякий случай пробую сунутся метров в 5 пониже…прошу Родиона сделать эффектные кадры с берега. Потихоньку захожу в воду…по колесо, по бампер, чуть повыше…

Но едет и глубже не становится.
В итоге так без остановки и прошел реку. Родиону пришлось переходить по мосту. Ура, есть шанс попробовать пройти тракт.
Едем, дорога неплохая, видно что часто ездят.
Но очень много глубоких луж, почти постоянно . Поэтому скорость 20-30 кмч.

Вдруг на повороте встречаем уазик. Он с артели золотодобычиков, они стоят за рекой Эмтегей. Он скептически отнесся к нашей иди пройти тракт, но мы уже знаем "достоверность" информации от местных. С его слов можно попробовать купить топливо около хранилища лодок на Эмтегее. Приободренные едем дальше. Встречаем вахтовку, погрузчик и трактор, они заправляются.
от удача, сейчас разживемся топливом. Но не тут то было. Мужики сказали что топлива нет, и вообще были неразговорчивы. В отличии от остальных они вообще никак не среагировали на вопросы про дорогу, староколымский тракт и тп. Как будто нас не было. Ну нет так нет, едем дальше. На встречу Камаз вахтовка. Вот тут нам сопутствовала удача — удалось договорится на немного солярки. Следом шел погрузчик с бочками, залиливали ведром в бак Глюка. Пока заправлялись, разговорились. Они поддерживаю дорогу до артели, пробивают сливы для луж Говорят дальше не пройти — через Эмтегей даже у Камаза вода по кабину. Рассказали что недавно шло два Камаза с топливом. Парни молодые, брода не знали. Один сунулся, застрял. Второй (внимание!) начал его обходить рядом и .тоже застрял. Точнее его смыло.и унесло по течению. Когда приехали говорят даже кабины не было видно. Водила чудом выплыл. В итоге сейчас новый Камаз и 40 тонн солярки лежат на дней Эмтегея, доставать даже не пробую.

Но нам не нужно через Эмтегей, тракт у него сворачивает. Дорога после поворота резко ухудшается. Сначала небольшая полка вдоль реки — если сойдет сель, тут уже не пройти.

По пути пересекали несколько бродиков через речушки и ручьи.
Виден завал из деревьев, видимо его пилил Антон Новиков TonY60. За ним подболоченная низина…сели.

Пришлось размотать лебедку, подсдулись шины.
Дальше дорога то хуже то лучше.Где-то ручьи и броды, постоянные лужи.

В одном месте объезд к броду по болоту, прошли на грани. Упали в очень узкий, но глубокий ручей – вода накрыла капот, но повезло что быстро выскочил.
Прошли поворот на поселок Адыгалах.Вроде тут живет отшельник со спутниковым телефоном.заезжать не стали чтобы не беспокоить. Странная конструкция, толи вышка, толи водонапорка.Раньше здась быд лагерь.

Дорога вконец испортилась. Уперлись в огромную промоину — видно что смыло кусок дороги совсем недавно.

Следы протектора просто обрываются в пропасть. Начали «строительные работы» — рядом было куча бревен, попилили их, положили на дно, начали засыпать. Грунт сплошные камни — лопата не берет. Проще большие камни кидать руками. Около получаса рыли, вроде сровняли. Пробую проехать — упираюсь серединой бампера в ступеньку.

Чуть подрыли, зацепили лебедку.С трудом, но вылезли.
Проехали еще метров 500.Яма еще больше. Поначалу кажется что не пройти. — отвесный обрыв.

Пытаюсь лопатой рыть — не входит ни на сантиметр.Взял кувалду — начал забивать лопату. не идет.
В итоге начал бить кувалдой по земле, только тогда удалось снять верхний слой. Тут прокопались тоже с полчаса, силы выматываются быстро. Представляю каково было людям строить этот тракт. — без сна, голодные, в дожди и холода. Снова лебедка, бревна, еле еле но прошли.

Вечереет, тем наш сильно замедлился. Проехали еще километр и …уперлись просто в котлован.

Тут дорогу совсем смыло ручьем, по краю лишь узкая тропка. Виден след прошедших мотоциклов и …след дяди миши. Четкий, свежий…

Сил нет, время на исходе, котлован огромен. Двоем тут работы не менее часа.

И что впереди неясно. В итоге приняли решение дальше не идти. В будущем если идти в несколько экипажей наверно реально проделать проход. Правда вперед и еще пару мест где уже видны огромные трещины и скоро тоже будут провалы.
В итоге мы не прошли около 18 километров тракта.
Обратный путь проделали быстро.
В паре мест пришлось подлебедиться — в болотах и яме
Солнце начало клонится к горизонту.Сняли эффектную "фотоссесию" в лужах.

Шли до полуночи, так лучше не делать — лужи глубокие и если не видеть траектории вода захлестывает капот. Встали снова на Адагалахе, но ниже по течению. Похолодало уже сильно…кажется ноль.

Продолжение следует…
PS: еще раз хочу пригласить всех желающих на встречу 12 сентября в кафе Шале на Нагорной. Смогу показать и рассказать сразу целиком про всю поездку.
Всем дачи вне дорог!

Комментарии 141
Мой китайский грузовик там как по асфальту наяривает. Виды конечно там захватывающие никакими фото не передать
"В будущем если идти в несколько экипажей наверно реально проделать проход." — и собирая пожертвования от тех, кто планирует пойти следом :)
После нас хоть потоп)))
Прошлым летом (24.07.2017) в Делянкире ночью указатель температуры за бортом уверено показывал -2! Да и грязь на обочине подмёрзла…
А как там с бензином дела обстоят? Проще или сложнее добыть чем соляру?
По трассе Колыма 92-й есть везде. Нам ни где не понадобилась канистра, да и все перегоны УАЗ проходил только на одном баке…
Но, заправлялись везде — хотя бы 15 литров…
anprs
А как там с бензином дела обстоят? Проще или сложнее добыть чем соляру?
Есть везде. Но если речь про Старую, то в Куйдусуне последняя. Бенз дешевле рублей на 10. Но до Сусумана навскидку километров 250, так что тут нужно учитывать расход горючки.
Просто рыцари ! Да еще и одним экипажем. И очень красивые фотки получились.
Спасибо! Это всего лишь отпуск и отдых))
Отчет супер! Удачи в дальнейших экспедициях!
Охренеть. Спасибо за отчетик. Читал восхищался вашим упорством и стремлением доехать куда планировали.
Удачи ребята!
Спасибо! Порою бывпем упертые)), хотя иногда лучше развернуться.
Спасибо. Очень интересный рассказ. Молодцы, что столько фото выложили.Многим интересно лицезреть, основная масса автовладельцев понятия не имеет, даже о незначительных вылазках на природу. Пусть смотрят путешествия других. Хотя, из крупных мегаполисов, мало кто делает вылазки. Ребята, получил огромное удовольствие.
Спасибо за приятный отзыв, рад что понравилось! Еще более 10ка отчетов об этой поездке в планах.
Путешествуют как мне кажется как раз из менаполисов…увы, это все очень затратно.
Зачем?
Недавно за гараж вышел, больше 15 лет пользуюсь этим гаражом, а там джунгли отдыхают. Деревья поломанные, подлесок густой, болото (в которое провалился по пояс). Чудесное рядом! KLAlex, от Твери до Наро-Фоминска все объездил коли в такие дали уехал?
15 лет клубу в этом году…конечно все в округе 5 тысяч уже облазил.
Да уж
Велком ту магадан
Даже читать приятно)
Отважно!
В такие поездки надо хотя бы пару машин)
Респект и уважение. Красивый отдых.
Спасибо))
Ошибок сколько! Вернее не допечатанных и опечатанных слов.
Прошу прощения за ошибки: во первых все эти тексты писал на ходу в машине на трясучих грейдера, во вторых обладаю врожденной неграмотностью и сделать с этим ничего не могу — я технарь. Правлю по мере сил и возможностей.
В такую экспедишн надо уже ПЛАНИРОВАТЬ что-то вроде своей ПМК… мехколонна кароч. Например Еще один мотор — пикап с Бобкатом (тракторчик) в кузове. Если ресурсы позволяют). Вы бы эти котлованы по секундомеру заделали))).
)) это уже из разрядка фантастики. Тут просто экипаж в пару на такой срок найти почти нереально, а уж техподдержку тем более. Проще побольше накопить бабла и дней отпуска…что впрочем тоже непростая задача.
в один мотор поездка ? отчаянные … снимаю шляпу …
спасибо. Да, ехал в одиночку, хорошо что штурман был хотя бы на этом участоке.
Очень интересно! Респект.
"…интересно а сейчас остались знания и люди, которые смогут построить такой же мост из бревен? Чтобы простоял хотя бы полвека?"
Не только остались, но сейчас можно построить гораздо технологичнее. И под жд нагрузку.
Из бревен и досок? Сейчас все железобетон и металлические фермы — наверно более надежно и технологично. Но меня поразила пространственная конструкция моста из бревен — считали ли ее или делали по наитию. Может были какие то типовые проекты просчитанные, наверняка чертежи где то лежат.
Севстрой а потом и Дальстрой имел лучших инженеров. Как поселенцев так и вольных.
Фермы и вся конструкция рассчитывались под нагрузку до авто до 10 тонн.
Если бы за этими мостами следили и обслуживали, то они еще сто лет простояли бы.
Про ветку Усть-Таскан — Сеймчан в курсе? Мост через Таскан сожгли осенью прошлого года, а до тех пор по нему таскали… да что только не таскали? Правда, опоры бетонные. Таскали, разумеется, только с перегрузом
"В курсе, мать писала"
Если серьезно, в детстве и по молодости все чудят, но … поджечь мост — это за гранью понимания.
Про "чего только не таскали" .
Дык о чем и речь .
Строили с большим запасом по прочности от проектной. С любовью и мыслях о потомках.
Необъяснимо, но факт: www.kolymastory.ru/glavna…rino-2017-god-den-pyatyj/
KIAlex
Из бревен и досок? Сейчас все железобетон и металлические фермы — наверно более надежно и технологично. Но меня поразила пространственная конструкция моста из бревен — считали ли ее или делали по наитию. Может были какие то типовые проекты просчитанные, наверняка чертежи где то лежат.
Что значит типовые? Это не типовые — это система Гау-Журавского. Дмитрий Иванович Журавский ещё в 1855 году свой двухтомник написал "О мостах раскосной системы Гау". Он за основу взял конструкцию американского инженера Уильяма Гау. В Америке тогда мосты с его конструкциями строили. Сам академик и великий математик Пафнутий Львович Чебышев очень высоко оценил расчеты Журавского, которому потом за эту работу дали Большую Демидовскую премию Академии наук.
Так, что не по наитию — это наша инженерная история и одна из основ мостостроения. И России тут есть чем гордиться.
ЗК-сидельцы ГУЛАГА и вольнонаемные были весьма образованными инженерами. Только знания их под дулами вертухаев применялись. Увы :(
KIAlex
Из бревен и досок? Сейчас все железобетон и металлические фермы — наверно более надежно и технологично. Но меня поразила пространственная конструкция моста из бревен — считали ли ее или делали по наитию. Может были какие то типовые проекты просчитанные, наверняка чертежи где то лежат.
Статья-рассказ об одном из инженеров-дорожников :
drs-radchenko.livejournal.com/59825.html
спасибо. Я много у него читал про Колыму, лагеря и тп, а это пропустил. с интересом почитал, помню видел тот самый мост-памятник и табличку…удивительно и.страшно какие люди были и как судьба с ними поступала.
Замечательно! :)
за отчет респект! только был я в тех местах- безнадега.
Безумцы. Туда бы на легкой эндурке, тогда понимаю, но основной вопрос — зачем. На свете есть множество более красивых и менее труднодоступных мест)
"Старая Колыма", 110й, Монголия, Автодублер БАМа и Кольский — это как Большая пятерка для охотника. Есть маршруты красивей этих, но в копилку в первую очередь просятся именно эти.
Тем более, пока доедешь, много чего по пути интересного.
ierosir
Безумцы. Туда бы на легкой эндурке, тогда понимаю, но основной вопрос — зачем. На свете есть множество более красивых и менее труднодоступных мест)
Это же эпитомия мужского начала: самому себе создавать проблемы и потом героически их решать :)
ierosir
Безумцы. Туда бы на легкой эндурке, тогда понимаю, но основной вопрос — зачем. На свете есть множество более красивых и менее труднодоступных мест)
Я очень много где был по России, до Урала по сути все облазил — стало интересно а что за Байкалом. Труднодоступные места как раз и манят, в них глушь и та первозданная природа, которую в Европейской части уже давно не найти.
Эндурик тема хорошая, может когда нибудь дойду до него — но я всегда был автотуристом и в принципе мне это офигенно нравится))
) Еще до всех этих непоняток с типа "войной", мой знакомый Паша Мостовой участвовал в прохождении Печорского тракта. vo.od.ua/rubrics/sport/4558.php Мне тогда было 23, тогда я ему очень завидовал) Сейчас бы, наверное, не поехал, даже если бы позвали, сильно тяжело, больше копать, плотины стоить, чем ехать. Но вы — молодец, читать очень интересно.
Печерский тракт это реально жесткое рубилово на лебедке. Мои соклубники года 3 назад проходили его, на грани бросания техники)) И я раньше рубился похоже, тот же Онежский.счас в такие болота уже не интересно. А староколымский в плане оффроуда простой.просто выбираться если что слишком далеко))
Хороший отчет!
Спасибо!
Думаю эту дорогу в ближайшей перспективе восстанавливать не будут.
Ездил в детстве по ней на рейсовом автобусе( застал еще те времена).
Одно время был разговор о ремонте, но так и заглохло.
Есть в этом один плюс — дичи там немерянно сейчас развелось.
Колымский тракт 2014й год:
m.youtube.com/channel/UCjp28gHzIvw5mU24BNj5v4w
P.S.
Ямы там в основном не от размыва поверхости.
Вода по трещинам уходит вглубь и растапливает мерзлоту. Образуются провалы.
Нам было легче, шли тремя машинами.
Где мостики из бревен делали, где в обьезд.
Но уже тогда было видно, что через лет 5-7 там уже будет не проехать.
Провалы превратятся в сплошные большие овраги.
Пока цел мост через Индигирку, проехать будет можно. Если он рухнет…все, тракт умрет. Промывы, в которые мы уперлись, вполне реально срыть, просто сил нужно больше чем одного экипажа или времени больше. По болотам тоже можно сделать гать под тяжелую машину. Остальные броды все проходимы, мы шли в относительно высокую воду, хотя конечно не под 2 метра воды было.
Еще раз спасибо за ссылку на фильм, посмотрю.
whiteshaman
Хороший отчет!
Спасибо!
Думаю эту дорогу в ближайшей перспективе восстанавливать не будут.
Ездил в детстве по ней на рейсовом автобусе( застал еще те времена).
Одно время был разговор о ремонте, но так и заглохло.
Есть в этом один плюс — дичи там немерянно сейчас развелось.
Колымский тракт 2014й год:
m.youtube.com/channel/UCjp28gHzIvw5mU24BNj5v4w
P.S.
Ямы там в основном не от размыва поверхости.
Вода по трещинам уходит вглубь и растапливает мерзлоту. Образуются провалы.
Нам было легче, шли тремя машинами.
Где мостики из бревен делали, где в обьезд.
Но уже тогда было видно, что через лет 5-7 там уже будет не проехать.
Провалы превратятся в сплошные большие овраги.
Там всё дело в мерзлотных линзах — гидролакколитах. Они бывают поверхностными, называемые в Якутии булгунняхами, а также скрытыми под почвенно-растительным слоем. Особенно это их коварство касается дорог. И главная причина не совсем вода, а банальное потепление и изменение поведения деятельного слоя мерзлоты. Вода же завершает и расширяет эти провалы. Морозобойные трещины мерзлоты никто не отменял.
А поверхностные булгунняхи вы все видели (мелкие такие бугры мерзлотного пучения) на участке этой трассы в районах Чурапчи, Харбалы 1-й и 2-ой, Ытык-Кюёля и Уолбы. Гидролакколиты в сочетании с дождевыми паводками (вот тут как раз работает с ними вода) — причина постоянных дорожных коллапсов на участке грейдера от Н.Бестяха до Мегино-Алдан.
Вот фото булгунняхов оттуда:
Комментарий от специалиста всегда полезен.
Спасибо!
Линзы там "плывут" в основном на террасных участках, где снимали уже мерзлоту при прокладке и тонкий насыпной слой полотна дороги.
В уже вымытых водой овражках видно слои : лед — отсыпка — укрепление бревнами — отсыпка.
Дорожный слой примерно 1-1,5 метра толщины до линзы .
Таяние — просадка — трещины — вода, в итоге то что на фото (эта яма скоро превратится в овраг.
На более менее равниных участках просто лужа на месте просадки дор. полотна. Тоже не сахар, но проходимо . От Кадыкчана до Метеостанции много таких . Участок сейчас так и называется "Дорога тысячи луж" (Фото с синим FJ сообщением выше).
FilNikVik
Там всё дело в мерзлотных линзах — гидролакколитах. Они бывают поверхностными, называемые в Якутии булгунняхами, а также скрытыми под почвенно-растительным слоем. Особенно это их коварство касается дорог. И главная причина не совсем вода, а банальное потепление и изменение поведения деятельного слоя мерзлоты. Вода же завершает и расширяет эти провалы. Морозобойные трещины мерзлоты никто не отменял.
А поверхностные булгунняхи вы все видели (мелкие такие бугры мерзлотного пучения) на участке этой трассы в районах Чурапчи, Харбалы 1-й и 2-ой, Ытык-Кюёля и Уолбы. Гидролакколиты в сочетании с дождевыми паводками (вот тут как раз работает с ними вода) — причина постоянных дорожных коллапсов на участке грейдера от Н.Бестяха до Мегино-Алдан.
Вот фото булгунняхов оттуда:
Булгунняхи )))
Очень интересно!
Очень интересно! Спасибо!
Ну вы прям молодцы.
Мужчины!
Спасибо за рассказ!
Завидую!
бомба!
Молодцы ребята!
официальная версия закрытия поселков — рудники, ради которых они создавались, истощались. соответсвенно поселок и люди перебирались в новые места. насколько это достоверно? И я не представляю что еще делать в таких поселках: сельское хозяйство и животноводство бесмыссленно, производство слишком дорого из за логистики. Даже в Магадане цены космические на все. Обед в простой столовке мне обошелся в 550 руб, в москве он бы стоил 350, в регионах 200-250. Хлеб 50 руб батон.
Поселки развалились в 90х годах, люди стали переежать в центральные района страны. Все эти поселки создавались на золоторуднвх месторождениях, и раюотали на золотой запас страны. В них нет никакой нужды. Люди поуезжали просто в города. По поводу сельского хозяйства и животноводста. Все это было, и еолхозы и совхозы, просто развалили опять же в 90е. В магадане прекрасно растет картофель, морковка, редиска, огурцы помидоры, клубника, просто люди не хотят сейчас заниматься фермерством, хотя последние года три, есть прорыв в этих сферах. Разводят и коров и свинарники пооткрывали, и теплицы. Проблема в магадане только в одном. Очень дорогие билеты на летом. Люди не могут себе позволить выехаьь летом в отпуск, а в магадане лето суровое. Потому и перебираются туда где потеплее, очень большой отток молодежи.
Суровое? Да с точки зрения средней полосы оно там вообще отсутствует)
KIAlex
официальная версия закрытия поселков — рудники, ради которых они создавались, истощались. соответсвенно поселок и люди перебирались в новые места. насколько это достоверно? И я не представляю что еще делать в таких поселках: сельское хозяйство и животноводство бесмыссленно, производство слишком дорого из за логистики. Даже в Магадане цены космические на все. Обед в простой столовке мне обошелся в 550 руб, в москве он бы стоил 350, в регионах 200-250. Хлеб 50 руб батон.
По старому тракту нет разведанных, перспективных месторождений для пром.добычи золота .
Было пару прийсков но их отработали.
Адыгалах был мощным совхозом с большим стадом. В перестройку вырезали все стадо . В начале 90-х пытались завозить оленей с других регионов и восстановить стадо. Но к тому времени народ либо спился, либо разьехался. Оставшиеся опять пустили всех оленей под нож.
Линия спецсвязи(стратегический кабель шел вдоль тракта) уже не нужна.
Поэтому со стороны властей Магадана нет интереса к этой дороге.
Якуты за своей частью еще как-то следят .
P.S.
Да, мост через Индигирку на ладан дышит.
Тут все от бюджета Р.Саха зависит.
Мост им нужен.
Мостоотряды с Нерюнгри и Тынды могут его отреставрировать. Все в деньги упирается.
В части необходимости кабеля Вы тут не совсем правы. Обеспечить необходимый объем трафика и строительство базовых станций с оборудованием LTE может только волокно. И вы удивитесь но… НПО "Импульс" (Пермь) завершает практически прокладку оптоволоконного кабеля вдоль основной трассы "Колыма". Они сейчас достраивают и параллельно заглубляют уже проложенный кабель на горных участках (а то спешили очень ;) А по проекту второго и третьего пусковых комплексов у них еще и закольцовки по "старой" дороге на участке "Кюбюме -Томтор — Кадыкчан" и по Тенькинской трассе предусмотрены. Я просто знаком с этими ребятами и они у меня консультировались перед прокладкой об особенностях трассы старого кабеля, который мы обслуживали. Кстати. Никакого спецкабеля никогда не было. Это была междугородная магистраль союзного значения с индексом Минсвязи КМ-180 "Якутск — Магадан" ;)
Вот структурная схема проекта пермяков:
Я имел в виду старый кабель связи (Якутск-Магадан) .
Обьект был стратегический как и релейные стратосферные станции .
В связи с ненадобностью(спорный вопрос), похерено и то и то.
Насчет "волокна" .
Это радует . Будет в Маге и с Сахалина и с Якутии "быстрая связь".
Один кабель хорошо а два лучше.
И что еще важнее, по трассе везде будет связь!
Я именно эту магистраль (КМ-180) и обслуживал в Теплом Ключе и на Куранах-Сале. Только она никогда не была специальной или стратегической. Это была обычная междугородная кабельная магистральная линия связи Минсвязи СССР и имела народнохозяйственное значение как тогда говорили. Её обслуживали обычные гражданские специалисты, не имеющие допуска и, соответственно, не получавшие надбавки к зарплате за это.
Поверьте, я и до Северов и после до 2003 года работал всегда в системе Минсвязи, обслуживая как междугородные линии связи, так и спецобъекты и спецкабели различных министерств, имел допуски и получал за это спецнадбавки. На КМ-180 ничего подобного не было. Я знаю о чем пишу.
А вот ТРРЛ "Север" обслуживало Минобороны и она точно была военной и стратегической. Внутри их систем не было каналов гражданского назначения. И её обслуживали военные и вольнонаемные со всеми атрибутами секретности. И когда на нашей КМ-180 были аварии (например из-за грозовых повреждений — этой "головной боли" связистов Якутии), то ТРРЛ брала у нас по обходу только одну первичную группу в 12 каналов наших спецарендаторов. Резервов, из-за малоканальности их стволов, практически не было.
А, как Вы выразились, "похерено" это все было из простой экономической нецелесообразности, когда появилась возможность тот же трафик убрать на спутники. Вы не представляете сколько стоило обслуживание этих систем. А вот теперь, когда в тех районах трафик начал расти и требования к качеству, теперь уже цифровому, выросли, а также возникла острая необходимость в сотовой связи вдоль "Колымы", и появились проекты волоконно-оптических кабелей (ВОК) и по суше и через Охотское море. Поскольку новые требования способны обеспечить только ВОК, которые легко решают многоканальные задачи как фиксированной связи, так и мобильных систем.
Спасибо за полезную информацию.
Нужно больше таких воспоминаний для истории!
FilNikVik
Я именно эту магистраль (КМ-180) и обслуживал в Теплом Ключе и на Куранах-Сале. Только она никогда не была специальной или стратегической. Это была обычная междугородная кабельная магистральная линия связи Минсвязи СССР и имела народнохозяйственное значение как тогда говорили. Её обслуживали обычные гражданские специалисты, не имеющие допуска и, соответственно, не получавшие надбавки к зарплате за это.
Поверьте, я и до Северов и после до 2003 года работал всегда в системе Минсвязи, обслуживая как междугородные линии связи, так и спецобъекты и спецкабели различных министерств, имел допуски и получал за это спецнадбавки. На КМ-180 ничего подобного не было. Я знаю о чем пишу.
А вот ТРРЛ "Север" обслуживало Минобороны и она точно была военной и стратегической. Внутри их систем не было каналов гражданского назначения. И её обслуживали военные и вольнонаемные со всеми атрибутами секретности. И когда на нашей КМ-180 были аварии (например из-за грозовых повреждений — этой "головной боли" связистов Якутии), то ТРРЛ брала у нас по обходу только одну первичную группу в 12 каналов наших спецарендаторов. Резервов, из-за малоканальности их стволов, практически не было.
А, как Вы выразились, "похерено" это все было из простой экономической нецелесообразности, когда появилась возможность тот же трафик убрать на спутники. Вы не представляете сколько стоило обслуживание этих систем. А вот теперь, когда в тех районах трафик начал расти и требования к качеству, теперь уже цифровому, выросли, а также возникла острая необходимость в сотовой связи вдоль "Колымы", и появились проекты волоконно-оптических кабелей (ВОК) и по суше и через Охотское море. Поскольку новые требования способны обеспечить только ВОК, которые легко решают многоканальные задачи как фиксированной связи, так и мобильных систем.
Огромное спасибо вам за развернутые комментарии! С большим интересом читаю это все, особенно накладывая на свои впечатления. По вашим комментариям можно отдельную книгу издавать! Если не будете возражать, я часть ваших комментарий возьму в сводный отчет по колымским дорогам — хочу отдельно сделать технический пост.
Кабель оптоволоконный мы видели — просто брошен вдоль федералки, по канавам, по кустам, по насыпи. Интересно, как часто с ним случаются проблемы? Даже без диверсий, его просто так мне кажется рвут регулярно. Нигде не видел чтобы шли работы по его заглублению — кажется что бюджет освоили и будь что будет. Сотовая связь в поселках конечно есть, но только в Усть-Нере вроде был 4G — в остальных H+, иногда просто без инета (у меня МТС, у друга Билайн). Был странный интернет через wifi в Томторе и Оймяконе (там только Билайн) — подключится к нему я так и не смог, хотя прошел все регистрации.
В Усть-Неру волокно пришло ещё весной 2017 года, поэтому там есть 4G(LTE).
Я общаюсь от НПО "Импульс" с Г. Г.Тироном. Режут кабели "вредители"…режут. Бессмысленно это, конечно, — в этой "оптике" металл только "чермет" двойной брони. Да и того "копейки" и выдирать из шланга замучаешься даже выжигая. Цветмета-же нет, на который рассчитывают варвары. Так, что — просто вредительство и необразованность.
Им пришлось спешить. Условия контракта и с правительствами Саха и Магаданской достаточны жесткие по финансированию. Чтобы реализовать проект — проще немного рисковать дополнительно кабелем на вставки и допзатратами на монтаж дополнительных муфт. У них даже в том году кабель висел на подвеске через Алдан у Кескила. Но летом того года они пробурили переход ГНБ под рекой и кабель убрали в трубы. Вы же Алдан видели, вот и представьте Горизонтальное Направленное Бурение такой длины в мерзлоте и с той геологией. Проект очень затратный.
Но эти ребята не из тех кто всё так и бросит. Они настоящие связисты и проект доведут до конца.
А мои пояснения берите, ради Бога :) Можете кое-что и в моем ЖЖ посмотреть:
filnikvik.livejournal.com/
Хотя там тоже те же путевые заметки 2012 года по дням, но уже с исправлениями замечаний от читателей Дрома и некоторые фото выложены в полном размере. Еще там есть небольшие фотоотчеты о путешествии (правда самолетом) в 2014 году в Магадан на пару недель. Хотели тогда на Джека Лондона, Хариусов и на Бутугычаг на КАМАЗе сходить, но из-за разлива Дебина и размывов трассы на Теньке не прорвались даже на вахтовке.
Ну и кое-что там есть из прочего, лично мне интересного. Пишу там мало — мне писанины моих проектов хватает. Фирма у нас с друзьями (проектирование и строительство линий и сетей связи), так, что и на пенсии продолжаю работать :)
Если получится, я в среду подъеду к 19.00 в кафе на Вашу встречу. Познакомимся лично.
Удачи.
Моя Родина…Спасибо за отличный рассказ и фотографии! Жаль, что такая суровая, но богатая земля заброшена и отдана в распил китайцам.До магаданской области еще они не добрались в таких количествах как в Забайкалье и Приморье, но с таким руководством наши правнуки могут увидеть уже другие глобусы и контурные карты=(
Обидно очень
Моя Родина…Спасибо за отличный рассказ и фотографии! Жаль, что такая суровая, но богатая земля заброшена и отдана в распил китайцам.До магаданской области еще они не добрались в таких количествах как в Забайкалье и Приморье, но с таким руководством наши правнуки могут увидеть уже другие глобусы и контурные карты=(
да, обидно. Хотя до поездки думал, что Колыма более глухая. но поток грузов идет, новые месторождения разрабатываются…хотя конечно это лишь выкачивание ресурсов без производсва.
Я еще будучи корреспондентом газеты Магаданская Правда, бывал в тех поселках, которые доживали свои дни.Часть из них была просто заморожена из-за банальной халатности, нищеты и отсутствия топлива для котельных . Всё жулье, которое руководило поселками, после тотального развала не шло на нары, а переводилось в Магадан, где занимало и занимает высокие посты до сих пор.Высасывая все из бюджета, накапливая бабло на откатах, они сваливают из Магадана, покупая жилье в Черногории, Болгарии и, естественно, в США. Аффинажных заводов не так и много, все они под крышей компании ИнгушЗолото. Американцы пробовали работать на колымской земле, но не пошло дело, потому что так воровать они не умеют. Поэтому, когда я слышу от людей ультра патриотические выпады в сторону других стран, которые якобы душат, грабят и жить не дают, то мне это слушать просто смешно. Не будет в России порядка, покуда у самих бурьян под окнами, да в голове одна лень-матушка…
Американские компании очень успешно работают в магаданской области, в отличии от всех лстальных. Сидят на руде, вот как раз они и выкачивают отсюда обьемы, все остальные по сравнению с американскмми компаниями, дети, которые ковыряются в песонице.
Ты когда отсюда свалил то? Ни один афинаж не принадлежал ингушам. Они мелочь по сравнению с американскими компаниями. Ингуши имеют только сейчас небольшие доли в кажется новосибирсокм афинаже. И несмотря на все это, женьги остаются в стране. Они покупают дорогие машины, строят дома, и это все в России.
Кто покупает машины и строит дома?
AristoX
Американские компании очень успешно работают в магаданской области, в отличии от всех лстальных. Сидят на руде, вот как раз они и выкачивают отсюда обьемы, все остальные по сравнению с американскмми компаниями, дети, которые ковыряются в песонице.
Ты когда отсюда свалил то? Ни один афинаж не принадлежал ингушам. Они мелочь по сравнению с американскими компаниями. Ингуши имеют только сейчас небольшие доли в кажется новосибирсокм афинаже. И несмотря на все это, женьги остаются в стране. Они покупают дорогие машины, строят дома, и это все в России.
грязеездюк то из сша, то то думаю, чего он свою пятую точку рвет в усердии, как бы еще помоями РФ облить.
Я еще будучи корреспондентом газеты Магаданская Правда, бывал в тех поселках, которые доживали свои дни.Часть из них была просто заморожена из-за банальной халатности, нищеты и отсутствия топлива для котельных . Всё жулье, которое руководило поселками, после тотального развала не шло на нары, а переводилось в Магадан, где занимало и занимает высокие посты до сих пор.Высасывая все из бюджета, накапливая бабло на откатах, они сваливают из Магадана, покупая жилье в Черногории, Болгарии и, естественно, в США. Аффинажных заводов не так и много, все они под крышей компании ИнгушЗолото. Американцы пробовали работать на колымской земле, но не пошло дело, потому что так воровать они не умеют. Поэтому, когда я слышу от людей ультра патриотические выпады в сторону других стран, которые якобы душат, грабят и жить не дают, то мне это слушать просто смешно. Не будет в России порядка, покуда у самих бурьян под окнами, да в голове одна лень-матушка…
Дорогой представитель "древнейшей профессии",
американцы пилят бабло не хуже наших.
Это называется "лоббирование".
Далеко ходить не надо.
Та же М16 — сколько лет стояла на вооружении?
А ведь было не мало намного лучших образцов винтовок.
Потом Утюг (который в Сербии сбили), F22, F35.
Почитай, сколько там бабок попилили на досуге.
Ну и еще можно почитать про Хамви армейский, который также не устраивал военных многих, ибо защиты практически никакой не было у него и солдатики помирали в них массово при обстреле и подрывах мин (в итоге с большим трудом заменили на MRAP).
А я разве сказал что они белые и пушистые? Я сказал, что "так воровать не умеют". И это факт. Разница между так называемым лоббированием и прямым грабежом вполне объяснима и видна.Лоббирование это всегда ответственность за свой товар, который ты хочешь продвинуть.А выдуманный конкурс на лучшую продукцию, это банальный откат.И что там будет после, уже никого не волнует.Это и есть грабеж. Продал стране говно, которое никому не нужно, набил за счет народа свои карманы и все отлично.Я что-то не припоминаю, чтобы М16 или Хаммер стояли на задворках и ими никто не пользовался.Зато про нано технологии чубайсовские все отлично знают.И хватит думать, что в мире, где всем правят большие бабки, есть место для человечности.Просто есть порядок и есть беспредел…
Дружок, ты просто выдаешь желаемое за действительное.
Двойные стандарты налицо, прямо таки как у наших западных партнеров.
Разумеется, что М16 использовали вкупе с Хамви.
А куда деваться солдатикам?
Что дали, с тем и воюют.
Между тем, немало других оружейных компаний еще в те годы показали намного лучшие образцы автоматических винтовок.
Тоже самое и по Хамви.
И ведь это только верхушка айсберга.
P.S. Павел Роллинз, 37 лет
Нью-Йорк, США
А, ну все понятно. Россиянин мигрировал в США и теперь льет помои за деньги на Россию.
Ну, начнем с того, что я вам не дружок. Во-вторых, вам не должно быть никакого дела до того, где я живу и куда и почему я уехал. Никого не принуждаю переезжать и никому, ничего не советую.Вам, как любителю страны советов, специалисту высшей категории во всех сферах, очень комфортно живется в России.Я искренне рад за вас.Будьте здоровы!
Я еще будучи корреспондентом газеты Магаданская Правда, бывал в тех поселках, которые доживали свои дни.Часть из них была просто заморожена из-за банальной халатности, нищеты и отсутствия топлива для котельных . Всё жулье, которое руководило поселками, после тотального развала не шло на нары, а переводилось в Магадан, где занимало и занимает высокие посты до сих пор.Высасывая все из бюджета, накапливая бабло на откатах, они сваливают из Магадана, покупая жилье в Черногории, Болгарии и, естественно, в США. Аффинажных заводов не так и много, все они под крышей компании ИнгушЗолото. Американцы пробовали работать на колымской земле, но не пошло дело, потому что так воровать они не умеют. Поэтому, когда я слышу от людей ультра патриотические выпады в сторону других стран, которые якобы душат, грабят и жить не дают, то мне это слушать просто смешно. Не будет в России порядка, покуда у самих бурьян под окнами, да в голове одна лень-матушка…
Ну, это методы всех ура — патриотов — кивать на внешнего врага, вечно то "проклятые евреи", то пиндосы, то ещё кто-то. А враг — то внутренний…
Моя Родина…Спасибо за отличный рассказ и фотографии! Жаль, что такая суровая, но богатая земля заброшена и отдана в распил китайцам.До магаданской области еще они не добрались в таких количествах как в Забайкалье и Приморье, но с таким руководством наши правнуки могут увидеть уже другие глобусы и контурные карты=(
Откуда информация о китайцах?))) этл все бредни с завалинки) я с магадана, жил во Владивостоке, Хабаровске, обьехал весь приморский край на машине. Жил в китае год, проехал пол китая на машине. когда слышу эти бредни о китайской экспансии, всегда смеюсь. Не от китайцев надо ждать подвоха, а от тех кто сейчас проталкивает пенсионную реформу)
А я не из Магадана, да ?=) Это вовсе не бредни.Я же не говорю про некую армию китайцев, которая захватила за один день весь Дальний Восток.Я говорю о планомерном переселении китайцев, которые это делают потому что имеют на это право.Ведь русский Ваня продал, а они купили.Те самые ребята, продвигающие пенсионную реформу и отдают китайцам землю.Они вывозят лес, который им продают за копейки.Потому что иначе они бы его не покупали.Они берут землю как бы в аренду, но отлично знают, что она им же достанется.В иркутской области садишься электричку и смотришь на людей в вагоне.80 процентов китайцев. Это бредни? Смотрите перспективно на вещи, а не локально.Мол, если у меня сосед не китаец, значит и нет китайцев…
Через день мотаюсь по тееькинской трассе на участок)). Вам приключение, а меня уже порядком подзадолбало это)) красиво?
Да,
интересно?
Да,
Еще хочешь?
Нет))
согласен, если каждый день ездить по этим грейдерам, это начинает выматывать, красоты приедаются…
В Усть-Нере есть заправка на выезде. Стоит на трассе справа. Заправлялся там 13 июля.
мы тоже заправлялись. но до кадыкчана полбака сьели. правда были еще канистры.
Родион рассказывал про ваши приключения :-)
Родион молодчина, без него бы не сунулся в одиночку.
Круто! Был в тех краях))) геодезией занимался. Фото из гостиницы Сусуман
красиво! у меня есть фотография этой горы, но мне не так повезло со светом.
Гора Морджот называется.Жили в Сусумане до 91 года. Уехали когда мне было 11 лет. Там красиво. И тихо.
Сейчас город у меня вызвал сложные чувсва. я там обедал, на автостанции. Ощущение пустоты.город вроде жилой, а народу мало, все хмурые, мужики суровые, неразговорчивые. я поел и уехал.
Печально. Интересная у Вас поездочка.🙂🙂🙂
KIAlex
Сейчас город у меня вызвал сложные чувсва. я там обедал, на автостанции. Ощущение пустоты.город вроде жилой, а народу мало, все хмурые, мужики суровые, неразговорчивые. я поел и уехал.
Суровость показная. Случись чего, поматерятся, но всегда придут на помощь, и пару анекдотов на посошок дадут.
Круто))) и кадры красивые, я бы тоже прокатился по подобным местам
Обязательно надо сьездить, места глухие ипотрясающей красоты!
Хороший рассказ. Путешествие интересное!
Большое спасибо!
Скорее публикуйте продолжение, интересно. Читаю, как будто сам там проезжаю.
пишу)) скоро про ленские столбы выложу. немного не хронологически получится, но зато текст написан уже. 12 сентября на встрече расскажу сразу о бо всей поездке.
Спасибо, как будто вернулся туда снова!
А ближайшая заправка находится в Сусумане.
По ощущениям, парни на УАЗе — либо наши (ГГП Иткана), либо "астровцы" (Сусуманзолото).
В начале каждого сезона мы отправляем бригаду в близлежащие заброшенные посёлки — Аркаголу, Буркандью, Кадыкчан — с целью сбора пригодного стройматериала, ибо больше взять его неоткуда.
Да, заправка в Сусумане, но от Мяунжи до нее 30км((. Тяжело наверно в Мяунжи жить, большой поселок, а заправки нет. Спасибо ребятам, выручили. Увы я не знаю от куда они.
Поправка. От Мяунджи до АЗС в Берелёхе 92 км.
точно, вы правы. это от поворота на Тенкинскую до Сусумана 30, мы думали заправится перед тенькой, но в итоге потом купили у дальнобоев.
Помню точно км просто потому, что когда постоянно подписываешь путевки водителям, то оно как-то само запоминается :)
Я после Куранах-Салы с 86 по 89 г.г. был начальником связи на Мяундже. А моё начальство Сусманского ЭТУС (РУС) сидело в Сусумане. Наша автобаза как раз и была в Берелёхе.
А в 2012г. я прокатился из Москвы на Х-Трейл по старым местам, но без оффроуда. Другие были задачи, да и аппарат не тот ;)
Может быть читали:
travel.drom.ru/user/87724/
спасибо за ссылку, сейчас есть время почитать, у вас очень много интересных подробностей. Даже жалко что перед поездкой не прочитал, но зато сейчас детали "ложаться" на то что видел. Почитал про Мяунжу, интересно. Но мы туда заехали в сумерках, поселок произвел осень тяжелое впечатление, даже страшновато…
Пошел черпать информацию из впших отчетов!
Спасибо, как будто вернулся туда снова!
А ближайшая заправка находится в Сусумане.
По ощущениям, парни на УАЗе — либо наши (ГГП Иткана), либо "астровцы" (Сусуманзолото).
В начале каждого сезона мы отправляем бригаду в близлежащие заброшенные посёлки — Аркаголу, Буркандью, Кадыкчан — с целью сбора пригодного стройматериала, ибо больше взять его неоткуда.
О, мой погрузчик… Ребятам привет!
Спасибо!
Один из них нынче на "Астре" (гоняет технику из Магадана в Сусуман), другой уже второй сезон трудится на нашем втором участке на Тайгоносе.
А вот погрузчик в полный рост
Ты же на 974В работал — вернулся на погрузчик?
и ребят не только этих имел в виду. Например Васе Гуцулу…
Это Вова С. на погрузчике.
Вася сейчас на тяжелом бульдозере.
Я в этом году там не был, так как на протяжении восьми месяцев занимался яхтой для Тайгоноса.
вот я и смотрю- полная нестыковка шла…А Вася и до занимался тем же, хотя ныне хозработы у него могут быть :-)
Друг заглянул в гости по пути на Тайгонос
Так зимой же надо ехать .
Какой смысл ехать зимой? Темно, ничего не видно, все под снегом, никуда не пройти. Да еще холодрыга жуткая. Я не люблю зимние экспедиции.
Спасибо, очень понравилось.
Спасибо!
Класс!
Спасибо за интересный рассказ, от которого нахлынули собственные воспоминания. Лет так 20ть назад ездили на двх LC80 по этой дороге и ночевали у озера Улу.
Ого, 20 лет назад даже доехать до туда было целым приключением!
От Кадыкчана дорога была такая, же как у тебя на фото.
Всё так же… медведи по дороге… рыбу можно не выходя из машины (когда в брод) ловить.
Много было "Наливов", легко было солярку найти.
Ничесси вы забрели.
Шикарно! Спасибо за инфо
Спасибо. Очень интересно.
Рад что понравилось!
Эффектно и интересно!
спасибо!
Молодец Леха. Узнал некоторые места. Изменилось. Но на то она и брошенная дорога.
Глеб, спасибо! Помню как зачитывался твоим отчетом, представляя эти места… А теперь вот вживую увидел…просто фантастика, уже снова хочу туда))
Такая же хрень)))))Колыма оставила приятный след в моей жизни.
Три раза там был и все три на разных вездеходах — от МТЛБ до ГАЗ-66. А ямы, это уходяще-приходящее явление — вот она УЖЕ есть, а вот её УЖЕ кто-то засыпал-замостил или природа-мать сровняла. Но мост ещё был "ЕРПСТ", выдерживал и Камаз…
Всего !
Жаль, у вас не было времени на охоту и рыбалку — в тех местах есть что поймать и есть что добыть.(а я там "душу отвёл" в своё время)
Там и 10 и 15 лет назад было не лучше, почти так же как сейчас, так что вы ни чего не потеряли, а приобрели самое главное — опыт.
Удачи !
о, не знал что раньше было также, думал несколько лет назад все было проходимо. многие ямы вообще свежие, Антон за месяц назад проходил, виден был его след уходящий в пропасть.
Про охоту и рыбалку каждому свое. Меня увлекает фотоохотв, чуть жалею что нету снимков мишек, хотя одного мы там видели. для меня это был бы настоящий фототрофей, душу бы отвел)))
Молодцы !
В "одну харю" — это заслуживает уважения.
Всё сделали нормально, решение принято правильное. Иначе, это будет не путешествие, а восстановление участков дороги, для временного проезда, т.е. сплошная стройка.
Задачи, как я понимаю, не стояло "пройти во чтобы то ни стало", а получить удовольствие от путешествия.
А так, вы и машину сохранили, и сами живы-здоровы — всё пучком !
Удачи !
все абсолютно верно написали. задача была посмотреть как можно разных достопримесательностей по всей России. На староколымский я может быть еще когда нибудь отдельно сьезжу, он достоин отдельной поездки.
Почему не пользуетесь траками? Почему пугает вода на капот?
траками пользовались на болоте. на рельефе они не сильно помогли, они пламтиковые и тяжелая машина их продавливает на неровностях.
волна по капот пугает не сильно. а вот заезжать в реку по капот одному в глуши слишком рискованно. это не трофи машина и на ней еще нужно выбраться и тыщ пять проехать. спать в мокром салоне малоприятно. да и цели были иные.
А сколько весит снаряженная машина?
очень хотел взвесится на постах…но увы…поэтому точно ге знаю. Если тыкнув пальцем в небо, думаю гдето 3.5т. Зад был очень перегружен, 2 запаски и запчасти тяжелые.
shemarov
Почему не пользуетесь траками? Почему пугает вода на капот?
Вода это еще пол беды, а вот попасть на сыпун и с течением, еще не известно чем все окончится.
да, всякое могло быть. но в тех реках что мы бродили, дно прииумущественно было каменистое. Но в Аркагале сложно сказать что на дне, там слишком глубоко и слишком сильное течение. Вода в салоне в нишах задних фар стояла по итогу.
спасибо за отчет