Начало тут


Помимо настроек двигателя, немного изменился и внешний вид автомобиля. Statesman получил обновлённую переднюю решётку и бамперы модифицированной конструкции. Стандартное оснащение Caprice пополнилось антенной с электроприводом, прерывистым режимом работы стеклоочистителей, внутренней регулировкой зеркал заднего вида, улучшенными дверными панелями со вставками из палисандрового дерева и велюровой отделкой салона. На приборной панели появились индикаторы заряда батареи и давления масла, а в качестве опции предлагался центральный замок с электроприводом.


В связи со снижением максимальных мощности и крутящего момента ухудшилась и динамика Statesman: до 100 км/ч HX разгонялся за 13,4 секунды, а 400-метровку проезжал за 17,9 секунды.
Объём экспортных поставок Statesman HX сократился по сравнению с предшественником на 25%, что было вызвано длительным падением спроса на большие седаны в тех странах, которые являлись основными рынками сбыта GMH за пределами Австралийского Союза.
В ноябре 1977 года GM Holden показал новую версию модели, на этот раз под индексом HZ. Основные изменения в новинке коснулись подвески, серьёзно модернизированной для более активного вождения и получившей название "Радиально настроенная подвеска" (Radial Tuned Suspension, или RTS). Её разработку лоббировали главный инженер Statesman Джо Уайтселл и его заместитель Питер Ханенбергер, которые считали, что такое решение позволит сделать ход автомобиля более европейским и менее американским .


В процессе создания RTS инженеры Holden изменили подрамник, рулевой механизм и переднюю подвеску, чтобы улучшить управляемость и добиться нейтральной поворачиваемости (предыдущие Statesman иногда критиковали за недостаточную поворачиваемость, особенно на высоких скоростях). Были применены амортизаторы большего диаметра, изменены углы установки колёс (впереди — с увеличенным положительным кастором и отрицательным камбером), стабилизаторы поперечной устойчивости отрегулированы в соответствии с новыми параметрами подвески, а гидроусилитель руля перенастроен для повышения удобства управления на большой скорости и в поворотах. В сочетании с дисковыми тормозами на всех колёсах и радиальными шинами RTS работала как единая система и заметно повысила комфорт и управляемость на плохих дорогах.
Характеристики двигателя остались прежними, но GMH изменил передаточные числа АКПП, что немного улучшило динамику: HZ Caprice разгонялся до 100 км/ч за 11,2 секунды, а HZ de Ville — за 11,7 секунды.




Автомобильная пресса высоко оценила Statesman HZ за его качества. Обновлённые подвеска и интерьер с улучшенными шумоизоляцией и управляемостью позволили модели вновь увеличить отрыв от Ford LTD, сохранив лидерство на рынке в своём классе, и не только техническое, но и в продажах. Тем не менее, GM Holden решил развивать успех и в июле 1979 года добавил ещё одну комплектацию — SL/E, которая расположилась между базовой de Ville и флагманской Caprice и оснащалась климат-контролем, панелью приборов в тонах экзотических пород дерева, специфическими легкосплавными колёсными дисками и фронтальной решёткой другого дизайна, а также велюровой отделкой сидений.

В середине 1979 года GM Holden построил ограниченную серию de Ville Classic Edition (было выпущено всего 450 экземпляров). Она отличалась более богатой комплектацией, чем de Ville, многие опции базовой модели вошли в список стандартного оборудования Classic Edition (электростеклоподъёмники, цвет кузова Chardonnay Champagne, хромированные колёсные диски), но при этом стоила дешевле, чем de Ville с аналогичным оснащением.
Независимо от успеха Statesman HZ на домашнем рынке, продажи в других странах в 1977-1980 годах упали почти на 40%. Главными причинами стали экономический спад в ЮАР (основной рынок сбыта Statesman) и появление более современных конкурентов от европейских и японских автопроизводителей. Тем не менее, GMH всё ещё планировал полноценную замену модели и 22 июня 1980 года представил модернизированную серию Statesman под индексом WB.

В 1978-1979 годах в Иране происходила так называемая Исламская революция, в результате которой Иран значительно сократил поставки нефти на мировой рынок. Это привело к заметному росту цен на топливо и, как следствие, к серьёзному снижению продаж полноразмерных легковых автомобилей во многих странах, включая Австралию. Уже с конца 1979 года продажи таких машин на австралийском рынке упали на 25% и к середине 1980 года продолжили падение. GM Holden, который во второй половине 1970-х годов активно работал над созданием новой среднеразмерной модели, обоснованно сомневался в экономической целесообразности предполагаемого второго поколения Statesman, при этом ещё не отказываясь от проекта полностью в расчёте на изменение рыночной конъюнктуры. В итоге обновление флагманского седана не стало кардинальным, хотя и было довольно значительным, особенно в отношении внешнего дизайна. Поскольку GMH старался минимизировать затраты в условиях падения спроса, WB-серия представляла собой глубокую модернизацию кузова HZ с сохранением общих пропорций, что позволяло обойтись без дорогостоящей переналадки конвейерной линии.

Главным дизайнером проекта Statesman WB был назначен Лео Пруне, который перешёл в GM Holden из американской дизайн-студии GM в 1969 году и принимал участие в создании фронтальной части Statesman HQ. Приступив к работе над WB, Пруне стремился придать автомобилю более современный и стильный облик, но при этом не нагружая его деталями, усложнявшими технологический цикл и тем самым увеличивая себестоимость (к этому времени производство Statesman уже было перенесено на завод Акация-Ридж рядом с Брисбеном).

Несмотря на ограниченный бюджет развития WB, новый дизайн оказался весьма оригинальным: от HZ-серии сохранились только лобовое стекло, крышка капота, передние двери и передние кузовные панели. Пруне считал, что эти кузовные панели плохо сочетаются с остальными линиями кузова, поэтому в качестве "маскирующего средства" применил специальный молдинг по всей длине автомобиля. Площадь остекления была увеличена за счёт более крупных задних окон и третьего окошка в С-стойках, а багажник стал крупнее в результате применения задних кузовных панелей другой формы.

Силовой агрегат WB почти не отличался от HZ-серии: всё тот же 5-литровый Holden V8 и 3-ступенчатая АКПП, но характеристики мотора немного снизились (из-за внедрения новой методики расчёта) и составляли 171 л.с.; 361 Н*м, а вместо АКПП THM400 использовалась THM350 (в августе 1982 года заменена на Tri-Matic). Но, несмотря на это, динамика слегка улучшилась: Statesman мог разгоняться до 100 км/ч за 10,9 секунды и проезжал 400 метров за 18 секунд.
Интерьер определённо был впереди таких конкурентов, как Ford Fairlane/LTD или Chrysler Valiant: каждый подлокотник имел отдельные прикуриватель и пепельницу, а на задних стойках размещались специальные лампы для чтения. В салоне устанавливались передние сиденья от люкс-версии Holden VB Commodore как стандартное оснащение для de Ville, а в Caprice использовались гораздо более функциональные кресла от Opel Senator A. Полностью новые водительская панель и центральная консоль в зависимости от комплектации могли быть окрашены в различные цвета.
Благодаря продуманной защите от шума салон Statesman заслуженно считали одним из самых тихих на австралийском рынке. Небольшие шумы от ветра и дороги можно было услышать только на скорости, превышавшей 100-110 км/ч, а работа подвески даже на плохом покрытии не доставляла дискомфорт водителю и пассажирам.
В отличие от Ford, который позиционировал свои модели Fairlane/LTD для конкуренции с японскими производителями, GMH рассматривал продукцию европейских компаний в качестве прямых соперников. Ценовой диапазон Statesman находился примерно на одном уровне с такими автомобилями, как Renault 20TS, BMW 323i, Rover 3500 SD1, Saab 900, Volvo 254 и Audi 5E. В одном из сравнительных тестов журнала Wheels, в котором принимали участие Mercedes Benz 230E, Rover 3500 Vanden Plas и Volvo 760GLE, Caprice достойно выдержал конкуренцию, превосходя остальных в динамике и комфорте и немного уступая в топливной экономичности и прецизионности сборки отдельных элементов салона.

Экспорт Statesman WB практически прекратился: с 1980 года до лета 1983 года за пределами Австралии было продано не более нескольких десятков автомобилей. Хотя продажи снижались у всех автопроизводителей, на домашнем рынке модель по-прежнему удерживала лидерство в классе: за этот же период было продано 5 450 WB de Ville и 3 055 WB Caprice.
В надежде на повышение спроса GM Holden представил в августе 1983 года обновлённый вариант WB-серии — Series II. Он почти не отличалcя от предыдущего варианта, за исключением изменённых эмблем и малозаметного фейслифтинга; технические характеристики сохранялись неизменными.

В 1984 году на базе WB de Ville и WB Caprice была выпущена спортивная модификация HDT Statesman Magnum, её созданием занималась австралийская гоночная команда Holden Dealer Team (HDT) под управлением автогонщика Питера Брока. Magnum оснащался форсированным 5-литровым двигателем Holden V8 (256 л.с.; 429 Н*м) с электронным зажиганием, оригинальными головками блока цилиндров (HDT High performance), модифицированными впускным коллектором и воздушным фильтром. Этот двигатель имел увеличенную камеру сгорания и более крупные клапаны, чем у стандартных 5.0 V8, а также более громкий звук выхлопа. Единственной доступной трансмиссией была автоматическая 3-ступенчатая коробка передач Tri-Matic.

Помимо этого, Statesman Magnum получил заниженную подвеску с более жёсткими пружинами и амортизаторами Bilstein, стабилизаторы поперечной устойчивости увеличенного диаметра, 15-дюймовые легкосплавные колёсные диски с шинами Pirelli P6 235/30VR15 и руль Momo.
Что касается опций, то их перечень был достаточно большим для того времени. За доплату покупатели могли выбрать следующее:
— 16-дюймовые колёсные диски с шинами Pirelli P7
— спортивный дифференциал повышенного трения
— люк с электроприводом
— усиленную систему охлаждения двигателя и коробки передач
— спортивные кресла
— бортовой компьютер
— центральный замок, круиз-контроль и электростеклоподъёмники
— уникальные цвета и материалы отделки интерьера.

До 100 км/ч Magnum разгонялся за 9,4 секунды, а 400-метровку проезжал за 16,8 секунд. Всего было произведено около 100 единиц HDT Statesman Magnum, ни один из них официально не продавался за пределами Австралии.

Первая половина 1980-х годов выдалась тяжёлой для автопроизводителей Австралии. Рост цен на нефть (и, соответственно, на топливо) вызвал значительное сокращение спроса на большие легковые модели, которые приносили основную прибыль для всей австралийской большой Тройки — Holden, Ford и Chrysler. Чтобы сократить убытки, Chrysler продал своё австралийское подразделение японской фирме Mitsubishi и немного позже снял с производства флагманский Valiant без всякой замены. Одновременно с этим Ford уменьшил количество местных разработок и наладил более тесные связи со своим японским партнёром — компанией Mazda — для расширения линейки компактных и субкомпактных моделей.
На фоне главных конкурентов GM Holden выглядел ещё хуже. Большие затраты на разработку нового среднеразмерного автомобиля (Holden VB Commodore), серьёзные убытки от неудачной Holden Camira, не менее значительные инвестиции в реконструкцию моторного завода для выпуска семейства 4-цилиндровых двигателей сильно повлияли на финансовый баланс GMH, который впервые за много лет получил чистый убыток в 1981 году. С ухудшением ситуации на рынке компания и в последующие несколько лет не смогла вернуться к прибыли, хотя ещё в конце 1970-х годов GM Holden был вполне успешным подразделением GM.
По вышеуказанным причинам в 1984 году GMH решил отказаться от второго поколения Statesman и развивать более современные и экономичные автомобили семейства Commodore. Таким образом, прекращение производства WB-серии с этого момента было всего лишь вопросом времени.

Успех Statesman на протяжении 13 лет определялся несколькими важными факторами:
1. Тщательно продуманная и добротно исполненная надёжная конструкция (в том числе. двигатели V8).
2. Оригинальный и солидный дизайн, созданный с оглядкой на роскошные модели Cadillac и выгодно отличавший его от остального модельного ряда (аналогичная продукция Ford и Chrysler смотрелась проще и дешевле).
3. Высокий уровень детализации и качества интерьера, превосходивший предложения от конкурентов.
4. Высокий уровень комфорта, ранее недостижимый для австралийских компаний.
5. Эффективный маркетинг и профессионализм руководства бренда Statesman.

Совокупность этих факторов и сделала Statesman лидером австралийского рынка полноразмерных седанов на протяжении многих лет. И хотя продажи WB-серии были относительно высокими, к началу 1980-х годов модель уже считалась устаревшей и требовала полноценной замены. Но, к сожалению, финансовое положение Holden и ситуация на автомобильном рынке вовсе не способствовали появлению преемника Statesman WB. В конце 1984 года производство Statesman было прекращено, а вслед за ним и ликвидирован сам бренд Statesman. Завод в Акация Ридж, где выпускали WB-серию, работал немногим дольше: в 1985 году он был закрыт в рамках производственной реструктуризации и сокращения затрат GMH. В 1983-1985 годах Statesman произвёл 4 269 de Ville и 1 153 Caprice.
Statesman оказал огромное влияние на австралийский автопром. Он очень сильно повысил инженерный и технологический уровень не только производителей автомобилей, но и большого количества местных поставщиков комплектующих, и привёл к повышению стандартов качества и производственной дисциплины во всей австралийской автоиндустрии. Сложно подсчитать совокупный экономический эффект от его появления, но, вне всяких сомнений, промышленность только выиграла от этого.
Продукция Statesman также доказала, что GM Holden обладает мощным инженерным потенциалом, способным создавать автомобили мирового класса и продавать их по конкурентоспособным ценам не только на домашнем рынке, но и за рубежом. Впоследствии Holden ещё сыграет важную роль внутри GM, в том числе, сотрудничая с Cadillac, но это будет тема для новой статьи.
В 1990 году GMH возродил модели Caprice и Statesman, но с этого времени они продавались на внутреннем рынке только под маркой Holden, а не под отдельным брендом, как было ранее. Возрождённые автомобили производились в трёх поколениях до 2017 года, когда… впрочем, это была уже совсем другая история.


Комментарии 25
Нашел этот пост с вашего комментария на сайте АвтоВП в разделе Статусмена =)
Интересно и подробно пишете !
Спасибо. Да, у меня большие планы по истории GM. Постепенно продвигаюсь.
Опять Пруне! Пруно. И не был он назначен "главным дизайнером" Он являлся директором дизайна Холдена.
Он курировал WB-серию, являясь главным дизайнером GMH, и по сути отвечал за её дизайн. Обычная практика, Уэйн Черри и Эд Уилбурн тоже лично работали над рядом проектов, являясь одновременно главными дизайнерами подразделения/всего концерна.
По роду своей работы он курировал все программы, являясь Директором Дизайна Холдена с 1969 по 1983 год! Это, однако, не означает, что он лично рисовал их, так как роль Директора Дизайна заключается в другом — это управленческо-административная работа.
Он был главным дизайнером GMH с 1975 до 1983. В 1969 назначен помощником главного дизайнера GMH, в 1974 вернулся в Детройт, в 1975 снова пришёл в Холден как глава дизайн-студии.
Я не говорю, что он лично рисовал всю машину, но он курировал проект, то есть, занимался выработкой стиля.
Боюсь у Вас трудности с переводом и отсюда непонимание ролей в дизайн-студии. Объясняю
junior designer — молодой, начинающий дизайнер. Тот кто потеет больше всего, рисуя по сотне набросков в день
senior designer — старший дизайнер, человек с опытом, но тоже трудяга, задача которого, генерирование идей и доводка их до ума и более техническая их проработка
chief designer — главный дизайнер или ведущий, тот кто как правило ведёт проект. Проектов в рамках одной программы может быть несколько и соответственно главных дизайнеров тоже. Главный дизайнер, как правило, почти не вовлечён в процесс непосредственного творческого осмысления будущего автомобиля. Его роль больше административная — распределение ролей между дизайнерами рангом ниже, соблюдение основных временных параметров и бюджета на определённом проекте, отчётность вышестоящим инстанциям и т.д. То есть хоть Лео и был главным дизайнером с 1960 по 1975, его задача заключалась в отборе идей, которые строчили люди вроде Криса Эмерсона, Пола Беренжера и Пита Нанкёрвиса. То, что Фил Змуд (Жмудь) сменил Лео на посту директора по дизайну, не случайность. Стиль Фила импонировал Лео, и во многом копировал его, за что был прозван Капитаном Ксероксом на Холдене.
design director — директор по дизайну, тот, кто возглавляет всю студию и соответственно всю программу дизайна, в которой может быть несколько программ по разным направлениям с несколькими проектами в каждой. Директор по дизайну — должность сугубо административная и не подразумевает непосредственного участия в каком-либо проекте. "Видение стиля" как такового у директора по дизайну складывается из предложений дизайнеров уровнем ниже вплоть до юниоров. Его задача, продать это видение совету директоров, в который, кстати, в зависимости от размера организации, может входить президент и или вице-президент по дизайну. Вот они-то и решают, стоит это их денег или нет.
Спасибо за подробный ответ. Но хотелось бы уточнить:
— в 1969 в GMH Лео получил должность Assistant Design Director.
Вероятно, "помощник" всё же участвует в работе над дизайном, так как сам Лео говорил, как он работал над передком HQ Statesman.
— в 1975 он становится Head of Design и работает в этой должности до 1983 года. Опять же, по рассказам очевидцев, он принимал участие в создании стиля WB-серии, это подтверждается и его же собственными словами.
Машина интересная… Только вот почему они Кэдди производить там не стали?
Вероятно, из-за цены. Он стоил бы там баснословных денег и продавался в мизерных количествах, что не окупило бы затраты на переналадку производства. Холден сделал всё попроще, но зато с прибылью и с прицелом на экспорт (до середины 70-х вполне успешный). Классический начальный премиум.
.
Хорошая статья, детальная. Пара поправочек, тем не менее, не помешает.
Лео Пруно — а не Пруне — работал в основном над хвостовым оперением HQ, а не фронтальным. Отсюда и имеем "кадиллаковский" зад, потому как он долго работал в студии Кадиллак. Кроме того, он в основном работал над фургонами, ютами и универсалами.
Как такового вклада в дизайн WB он не внёс. Он был директором дизайна "Холдена" на тот момент и его задача была продать дизайн высшему руководству ДжиЭм. Дизайном занимались другие люди: Фил Змуд, который уже был главным дизайнером, Пол Беренжер и Крис Эмерсон. Ключевая стилистика WB от Криса Эмерсона.
Кстати, Пол Беренжер недавно издал книгу про автомобильный дизайн Австралии. Там всё описано до мелочей, потому как он варился в этом супе с 60-х до недавнего времени.
Лео Пруно — а не Пруне — работал в основном над хвостовым оперением HQ, а не фронтальным.
==============================
Насчёт правописания фамилии у меня были некоторые сомнения.)
Сам Пруне(о) прямо говорил в интервью, что к моменту его прихода в Холден дизайн HQ Statesman уже был готов на 80% и лично он работал только над фронтальной частью. Профиль от Джона Шинеллы, задние фонари от Шемански. Это подтверждается и рядом других источников.
Дизайном занимались другие люди: Фил Змуд, который уже был главным дизайнером, Пол Беренжер и Крис Эмерсон.
==========================
Бывший сотрудник Холдена говорил, что Лео руководил проектом WB как главный дизайнер.
В том же интервью наверняка видели вот эту строчку? head of design from ’75-’83 — проще говоря, глава отдела дизайна. Путаница скорее оттого, что в студии Лео всегда называли главным дизайнером уже даже когда он был директором отдела. Другими словами, он руководил ВСЕМИ проектами, но это вовсе не означает, что он занимался непосредственно дизайном. Роль директора отдела чисто административная.
Может быть, и так, но Фила Змуда не было в Холдене, когда готовили WB-серию. Он вернулся из Опеля только в 1983.
К тому же, подозреваю, Пруне (о) был неофициально главой дизайна WB-серии с номинальным назначением кого-то ещё. Надо будет уточнить при случае.
"Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!"
Не читал. Но, само главное — не осуждаю.
Только по картинкам прошёлся и уже впечатлён.
Сзаду старый Мицубиси Галант)))
Отличная статья, спасибо.
Мне японская версия понравилась с зеркалами на капоте из прошлой статьи.
Интересно, в Европе хоть один Шеви 350 сохранился? HQ 350 и WB Caprice особенно хороши.
В Африке точно будут последние из Могикан. Салон приятный для тех лет.
Интересно было бы прокатиться и сравнить уровень комфорта с современными машинами. Насколько они отстают.
Ездил на какой-нибудь классике?
Я не ездил ни на одной из этих машин, но почему-то кажется, что они очень комфортны на ходу.
Может, на островах Океании ещё остались? :) Я погуглил эту модель на Мальте и Кипре, ничего не нашёл.
На сотровах должны быть.
В UK есть Statesman.
Девилль, причём австралийский. На экспорт шёл с другим передком и мотором. Наверное, кто-то привёз.
Да.