Всем привет.
Вот и завершился отпуск, сопутствующий самому знаменательному событию на 33-м году моей жизни. Впервые мы побывали на Кипре, в местах, где начиналась история европейской цивилизации, острове с удивительной и прекрасной природой.
День приезда.
Начало апреля на острове – не сезон: море прохладное и частенько поливают дождички. Но мы ехали не лежать на пляжах и купаться, а путешествовать и искать новые впечатления; настрой по приезду не сбили даже пасмурное небо и накрапывающий дождик.
Прогноз погоды показывал осадки ближайшие 3 дня; но если нельзя гулять, то можно ездить! В отеле у гида (моего тезки) мы поинтересовались арендой авто. Он дал рекламный буклетик, в котором среди разных легковушек я увидел Suzuki Jimny Soft Top. Воображение мгновенно начало рисовать картины, как мы штурмуем горные подъемы и речки))).
Иван ушел и обещал уточнить в агентстве условия, а я бросился шерстить интернет, чтобы узнать, куда можно поехать на вылазки. Через пару часов нас огорчили тем, что Джимни исчерпал ресурс и был списан, вместо него предложили Chevrolet Captiva.
Понятное дело, что это кардинально меняло всю концепцию, пожалуй, даже не из-за ограничения внедорожных возможностей, а из-за атмосферности: одно дело путешествовать по острову на маленьком, но настоящем внедорожнике с рамой и двумя мостами и, главное, — откидным верхом, а другое дело – в универсале повышенной проходимости, пусть и более комфортном, удобном и быстром.
Гид, конечно, уверял нас, что каптива пройдет там же, где и джимник (я решил не спорить). Потом спросил, куда мы хотим поехать – на оффроад?))) И сам же дал наводку – лучше всего, говорит, лес и горы в районе под названием Akamas. Туда типа туристов возят на cафари, а местные ездят «только на джипах». Нам же вообще лучше не соваться, так как некоторое время назад выпало большое количество осадков, горные дороги местами размыло, и некоторые туристы даже падали со склонов на машинах. Что с ними после этого было, я предпочел не уточнять, но решил, что каптиву мы берем и поедем #ПОЛАЙТУ (пхахахахах))))).
До вечера мы пошатались по местному рынку, поужинали и насквозь промокли под разразившимся ливнем.
День первый.
В 10:00 утра звонок с ресепшна известил о том, что тачка ждет на парковке. У агента я специально уточнил, полноприводная ли версия нам досталась, на что получил утвердительный ответ. Взяли ключи, подписали бумаги, поехали к морю привыкать к машине, правому рулю и переключению передач левой рукой. Каптива оказалась дизельная с ручкой и ушатанным сцеплением – 1 и 2 передачи включались с трудом. Первые часы управлять было несколько непривычно, так как приходилось постоянно думать о том, по какой полосе ехать, какие передачи включать, попадать в эти передачи, кого где пропускать и прочее.
На прибрежной парковке я решил проверить геометрию с помощью бордюра высотой сантиметров 10. Заехал на него передним колесом по диагонали и вышел посмотреть, каков запас просвета. И погрустнел – универсал есть универсал, геометрии нет и не предвидится. Не стал даже переезжать бордюр дальше, чтобы не чиркнуть днищем. #ПОЛАЙТУ так полайту.
Маршрут выстроили таким образом, чтобы посетить водопад Kremmiolis, купальню Афродиты (местную достопримечательность), а потом попробовать проехаться по Акамасу столько, сколько удастся.
Первая точка остановки – водопад. С асфальтовой дороги, соединявшей трассы Е709 и В7, вниз к ущелью уходила автомобильная дорожка, покрытая глиной и камешками наподобие щебенки. Свежие следы вселяли уверенность, что какую-то часть пути мы сможем преодолеть на машине и не придется тащиться пешком. Проехав вниз полкилометра, мы увидели небольшую площадку, которая продолжалась пешеходной тропой по склону. Запарковались, спешились. Минут через 10 нам предстал небольшой, но милый водопад:

Налюбовавшись и вдоволь нафотографировавшись, мы вернулись к машине. Дорога, которой мы приехали, в обратном направлении представляла постоянный подъем. Его наиболее крутая часть была сразу на выезде с парковки. Я двинул было наверх, однако через несколько метров каптива забуксовала. Сдал чуть назад, попробовал снова – машина не может двинуться с места! Тут приходит понимание того, что Шевроле нам достался ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЙ!
Запахло жареным. Подъем неровный, в середине и сверху выстлан довольно крупными камнями, которые хоть и не дотягиваются до днища машины, но ход развить мешают. Справа небольшая колея, объезда и другой дороги нет.
Отъезжаю к краю площадки и беру разгон. На ухабах и камнях колеса теряют сцепление, машина останавливается. Артикуляции подвески почти никакой, ни ходом, ни медленно зацепа не поймать. Пробую менять траекторию – не помогает. Больше разгона не взять – не хватает места.
Небо несколько мрачнеет, и я тоже – если польется хоть небольшой дождь, то мы даже с места не сможем стронуться, не говоря уже про подъем. Решение приходит само – травить передние колеса на глаз! После этого через пару попыток машина оказывается наверху. Не зря же, в конце концов, я 4 года мучаю соренту по грязям!) Хотя было несколько неприятно – застрять где-то в горах на чужом острове увлечение так себе.
Поехали дальше, в городке Полис накачали колеса (оказалось 1,1 атм – глаз-алмаз) и добрались до купальни Афродиты. Она представляет собой небольшой грот, отделенный микроводопадиком. Говорят, что вода чудесная, но пробовать ее на вкус и купаться нельзя))

От купальни по побережью шла дорога в желанный Акамас. Помня подъем у водопада, колебался, разворачиваться ли назад или рискнуть на недоприводе, и снова не смог устоять. Да и жена подбивала на дальнейшие приключения) Поехали. Красноватая глина, камешки, красивые склоны, порывы ветра, беснующееся Средиземное море внизу по правую руку – это было так атмосферно!




Довольно скоро впереди показался затяжной спуск. Минут 10 потребовалось на то, чтобы оценить – сможем мы подняться на него в случае возвращения, или нет. Если бы пошел дождь, то сильно вряд ли. Прогноз не обещал усиления осадков, мы решились продолжить поездку. Через несколько сотен метров впереди замаячили совсем разбитые места с лужами, высокими камнями, с которыми Каптива без проблем бы уже не справилась.
Зато местечко, в котором мы остановились, оказалось невероятно красивым: склон, уходивший вниз, был покрыт зеленой растительностью и заканчивался обрывом, с которого можно было лицезреть бухты и разбивающиеся о скалы морские волны. Яркие краски местности одновременно со свинцовым небом не отпускали нас.


Так как по восточному берегу обогнуть мыс Акамаса не удалось, мы решили зайти с другой стороны – выстроили дорогу в навигаторе до противоположного берега. Maps.me уверенно повел нас проселками, и это оказалась хоть и не слишком стремительная, зато познавательная экскурсия по природе острова. Горы, долины, маленькие деревеньки, ютящиеся на склонах, сменялись как калейдоскоп, и на закате мы снова увидели морские бухты. Поднялись на холм специально ради лучшего обзора, и я пытался хоть как-то запечатлеть все это великолепие –горное озеро вдалеке, бухты, солнечный закат, но ветер так раскачивал машину, что не удалось передать все то, что было перед глазами, на фотографии.
Дальше приехали Lara road. Направо уходил путь по берегу в лес Akamas. Начинало смеркаться, шарахаться по незнакомой местности в потемках казалось сомнительной затеей, но еще больше не хотелось домой. Так что двинулись на север по Lara road. Серая каменистая почва середины острова снова сменилась на коричнево-красные прибрежные поверхности с примесью щебня. Мы ехали теперь не по скале, а скорее по пересеченной местности с редко растущими по обочинам деревьями и кустарниками. Как будто мы очутились где-то в Австралии или Африке, а перед машиной того гляди перебежит леопард или лама.
Lara road все продолжала виться по берегу, а солнце уже совсем закатилось за море. Скрепя сердце, пришлось развернуться. На обратном пути значилось местечко под названием «Красивые камни» на небольшом мысе рядом с пляжем Lara Beach. Мы решили, что это должна быть точка в приключениях дня, так что свернули с Lara road на мыс. Минут 5 движения по узкой дороге между кустарников, и впереди показывается раскисшая глина с лужами. Справа на возвышенности накатан объезд, по которому мы миновали коварную жижу, но лишь для того, чтобы через пару десятков метров увидеть торчащие из земли острые булыжники. Оставалось совсем чуть-чуть пути, и мы пошли пешком.
С мыса открывался неплохой вид на лагуну и пляж, но мы прибыли слишком поздно – чтобы увидеть лишь очертания берега и уходящее в темноту море. Полноценно оценить красоту Красивых камней не вышло, а к машине пришлось возвращаться с фонарем мобильника. Жена в потемках промочила ножки в луже, спрятавшейся между булыжниками, а я все думал о том, как в теперь проезжать ту жижу. Подъем, ведущий на объездную дорогу в обратную сторону, был слишком крутым, так что я набрался смелости, поддал газку и раскисшее место проехал ходом.
По пути размышлял о том, что бы мы делали, если бы застряли. В арендованной машине есть только колесный ключ и домкрат. В группу «Взаимопомощь на дорогах» клич не кинуть) Других людей или машин мимо вообще не проезжало, тем более на улице была уже ночь. Уверен, что и застряв, придумали бы что-нибудь: землю бы руками рыли и камни кидали. Русские не сдаются, даже если они за границей, тем более русские наголову больные джиперы)
Дорога до дома прошла как в полусне, мы оба прилично устали, но это была приятная усталость. После замеса на правое переднее колесо налипла глина и на скорости ощущалось биение на руле.
День второй.
На следующий день мы совершили тур по южному побережью и посетили города Айа-Напа и Ларнака. Больше запомнились, правда, не улицы города, набережная и пляжи, а водопад Millomeri в середине острова, на север от Лимассола.
По пути проезжали долину дамбу с совершенно невероятным видом.

Шоссе, пролегающие по склону и опоясывающее горные хребты, открывали замечательные виды на долины, другие горные склоны, деревушки. Ехать и оставаться равнодушным при этом практически невозможно.

Навигатор заставил свернуть с шоссе на узкую извилистую дорогу без разметки. В особенно крутых местах подъем был выполнен в форме ступенек, чтобы автомобилям было за что зацепиться, когда скользко. Вот это я понимаю – дороги для людей.
До стоянки у водопада мы добрались как раз с заходом солнца. Почти бегом пришлось бежать по тропе к водопаду, благо подход полностью обустроен – каменные ступени на склонах, стальной мост с перилами над речкой.
Впрочем, сумерки только придали атмосферности месту. Висевшая в воздухе водяная пыль, мокрые скалы, шум низвергающейся и бегущей по ущелью воды – можно было ощущать и чувствовать это снова и снова.

Обратный путь в Пафос ночью (как и все остальные ночные поездки по острову) запомнился словно вымершими деревеньками, домами, в окнах которых не горел свет, закрытыми дверьми и полным отсутствием людей на улицах. Киприоты ложатся спать на закате?..
День третий.
На следующий день Каптиву мы вернули. Накануне я думал, не помыть ли ее, так как после наших заездов бока и колеса машины, а также глина, налипшая на передней юбке под бампером, совершенно явно указывала на нецелевое использование транспортного средства.

Но лень взяла свое, да и вопросов у арендодателя не возникло. Накатали, кстати, немало – около 600 км, притом что весь остров в длину менее 300 км))).
Теперь же мы задумали сменить транспорт и взяли напрокат велосипеды. Правда, полным провалом стала не по погоде подобранная одежда. Если первые двое суток дождики нас не очень трогали, так как большую часть времени мы проводили в салоне автомобиля, то утром третьего дня выглянуло солнышко. Мы обрадовались, достали шорты, светлую обувь, сняли куртки и поехали на велосипедах.
Довольно быстро набежали тучи и подул ветер, на землю начали падать капли дождя. Велосипеды наши были без крыльев, поэтому брызги от колес летели во все стороны и пачкали одежду.
Осадки, правда, были непродолжительными и не слишком помешали нам покататься по центру города, историческим местам, прогуляться по Археологическому парку. Насмотревшись на достопочтенные руины и мозаики, двинули к лагуне Coral bay, что на севере недалеко от Пафоса.
Конечно, гораздо проще было бы поехать к пляжу по шоссе, но мы выбрали пешеходную тропу, идущую через территории отелей в прибрежной зоне. Перед нами сменялись гостиницы, коттеджи, частные дома, и само собой – морское побережье с пальмами, которым, кажется, можно было любоваться бесконечно.

Coral bay – один из самых больших песчаных пляжей на побережье, с белым песком и отличной лагуной с голубой водой. Как и на других пляжах, увиденных нами ранее, немногочисленные отдыхающие бродили по кромке моря, которое притягивало и манило, но было еще слишком холодным для купания.

Погода наладилась, и радовала нас до самого возвращения в отель. С непривычки места, задействованные в управлении велосипедом, очень болели, но труд на отдыхе – это тоже отдых. Мы были счастливы.
День четвертый.
На следующий день приключения продолжались. Дело в том, что когда накануне мы искали аренду велосипедов, то наткнулись на несколько контор по прокату машин, у которых были Джимники. Мысли об оффроаде снова распалили наше воображение, так что мы точно решили, что на оставшиеся два дня берем Джимник и едем в Акамас!
Владелец одной из компаний оказался на редкость понимающим и приятным в общении. Начали оформлять, я весь в предвкушении и уже готовлюсь платить, как хозяин возвращается со стоянки, извиняется и говорит, что полный привод не активируется. Вместе начинаем проверять. Индикация в порядке, слышно, как срабатывает сервопривод раздатки, но мотором крутятся только задние колеса.
Замечаю на парковке старую Витару. С ней все в порядке — раздатка с рычагом, хабы – все просто и надежно. Я снова воспрял духом, более того – праворульная старая витара – это вообще классика японских внедорожников, еще более культовая, чем современный Джимни!
Но и тут нас ждет разочарование – машина слишком стара, чтобы оформить на нее страховку. Менеджер еще раз извиняется, говорит, что сделал все что мог, но внедорожник у него мы не можем арендовать.
Приходится снова пуститься на поиски. В одной конторе минимальный срок аренды – 3 дня, в другой – 4. В одном месте нам предлагают новую витару, но через час. Исследуем всю улицу от начала и до конца, и везде нас ждет отказ. Витара через час тоже отваливается – аренду продлевают на два дня. Жена расстроена. Через пару часов бесплотных скитаний под палящим солнцем, с рюкзаком за плечами и довольно тяжелым пакетом с фруктами в руках, снова идем в первую компанию. Предлагаю менеджеру арендовать джимни со сломанной раздаткой, так как артикуляция подвески и просвет – лучше чем пузотер на моноприводе. Однако парень улыбается и возражает, что если на природе мы застрянем из-за неисправной машины, то его затраты на решение проблем будут несоразмерными арендной плате за пару суток. Окончательно оставляем мысли об оффроаде на Кипре, оформляем маленькую Mazda Demio и едем наконец на пляж Sandy Beach в пригороде.
Можно немного расслабиться, к тому же место оказывается премилым: песчаный пляж, прилегающие невысокие скалы с пещерами. Правда, море сильно волнуется, а на информационном щите написано, что купание опасно, и красуются устрашающие картинки. Но солнышко так тепло и приятно греет, что само по себе нахождение на пляже – большое удовольствие.

Позагорав немного, мы решаем продолжить туризм. Судя по отзывам, водопад Kaledonia – это то, что стоит увидеть. Правда, времени на часах давно за полдень, ехать около 100 километров, и внутренний голос замечает, что прибудем к точке назначения мы опять к темноте. Но бешеной собаке – семь верст не крюк, прыгаем в машину.
Дорога знакома – по ней мы ездили к Миломери, только сейчас чуть дальше. Вот и нужный нам съезд с асфальта, который ведет вниз, петляя по склону. Навигатор, кстати, показывал всего семьсот метров пути. Немного удалось проехать на машине, но дальше крутизна склона возросла, и мы решили, что дойдем пешком – каких-то полкилометра! По этой же причине оставил телефон с навигатором в машине.
Как я и предполагал, уже начинало смеркаться, когда мы начали пешую прогулку к водопаду Каледония, вниз по склону, поросшему деревьями, по гравийной дороге, которая годилась и для пешеходов, и для автомобилей. Поворот за поворотом оставались позади; иногда казалось, что мы идем совершенно уже не в том направлении, с которого начинали. Серпантины – коварная штука, потерять ориентацию проще простого. Дошли до таблички «Водопад», которая указывала вниз – ага, вроде туда идем. Еще минут пятнадцать пути, и мы спускаемся к развилке с несколькими щитами, на которых написано что-то вроде “Kaledonia Trail – Easy pass”. К площадке на развилке приводила дорога с другой стороны склона, а вниз уходил дальнейший спуск. К слову, ничего явно указывающего на то, где находится водопад, на щитах не значилось. Мы пошли вниз.
Снова поворот за поворотом, деревья, цепляющиеся за склоны сменились огромными валунами, которые нависали над дорогой. Было жутковато проходить под ними: на пути были обломки камней, совсем недавно скатившихся с горы. Если такой упадет на человека…даже лучше не думать об этом. Стал слышен шум горной реки – видимо, осталось еще немного!
На очередной развилке наша дорога вливалась в другую, пересекающую склон сверху вниз. Под горой замаячил свет, я подумал – неужели кроме нас еще кто-то шарахается на ночь глядя по горам? Мы продолжили спуск, и еще минут через десять оказались у перевалочного пункта. Свет оказался от фонарного столба возле беседки, а на указателе мы прочитали, что находимся примерно посередине между водопадом и плато с обзорной площадкой. Путь к водопаду назывался “Kaledonia Nature Trail” и пролегал через реку с одноименным названием, текущую по ущелью.
Давно уже было ясно, что что-то пошло не так. Семьсот метров мы бы прошли минут за двадцать. Время с начала похода не засекли, навигатор остался в машине. По ощущениям, шли уже около часа, т.е. отклонились от маршрута, проложенного навигатором.
Никакого расстояния или масштаба на щите не было, поэтому предположив, что осталось совсем чуть-чуть, мы двинулись по ущелью. Никогда раньше не приходилось мне пробираться среди валунов, перепрыгивать с камня на камень, лавировать среди деревьев, идти по ручью, забираться на высокие камни. А главное, дневной свет почти уже иссяк. Мы шли и шли, а водопада все не показывалось. Становилось немного тревожно, потому что в полной темноте путь по камням был опасен, а ведь предстояла еще обратная дорога. Более чем уверен, что людей далеко вокруг не было. Если бы кто-то из нас поскользнулся и повредил ногу, то помощи было бы ждать неоткуда. Я уже вслух проклинал местных, которые не потрудились предупредить, какое расстояние необходимо преодолеть до водопада.
В какой-то момент я понял, что так можно идти еще долго, и решил возвращаться. Пришлось включить наш единственный источник света – фонарь на телефоне жены. Очень осторожно мы вернулись назад к беседке, а по дороге размышлял, что делать, если кто-то получит травму. Жену бы я унес на плечах, а вот она меня вряд ли…
От беседки нам предстоял обратный путь наверх к машине. Нам он показался бесконечным, а чтобы хоть как-то ободрить себя, мы ждали и радовались, когда показывались запомнившиеся ориентиры: вот первая развилка, вот вторая, вот поворот с указателем на трассу, вот электростанция…
В какой-то момент Саша обернулась и воскликнула: «За нами полная темнота!» Я тоже посмотрел назад и понял, что за нами нет…ничего, только мрак. Как в ужастиках. Зато со склона между горами виднелись вдали огни города, а над нами раскинулся небосвод.
Ночь выдалась ясной, и небо было буквально усеяно звездами. У нас это бывает за городом в августе, а мы были в Средиземном море на хоть и невысоких, но горах. Поискали знакомые созвездия – вот Орион, вот Большая медведица…И никого на километры вокруг – только мы, горы и звездное небо. Вот она, романтика медового месяца )))
Наконец свет фонаря выхватил из темноты черный бок нашей мазды. Мы плутали больше двух часов, водопад так и не увидели, но эта ночная прогулка с серпантинами, рекой в ущелье и звездами стоила потраченных усилий. Даже было немного жаль уезжать, хотя приключений хватило обоим с лихвой. Не хотелось, чтобы заканчивался этот день и эта ночь.

День пятый.
Заключительные сутки на острове мы решили посвятить поиску дикого пляжа, а затем посмотреть поближе город Лимассол. Пляж я высмотрел на карте примерно между Пафосом и Лимассолом. Людей там должно было быть немного, так как поблизости не пролегало асфальтовых дорог и не было населенных пунктов и отелей. Более того, пешеходных тропинок, непосредственно ведущих на пляж, не было также.
Минут сорок езды, и мы свернули с магистрали на дорогу, ведущую к побережью. Качество асфальта довольно быстро начало снижаться, появились выбоины и ямки. Справа и слева – поля, заросшие травой, виноградники и оливковые деревья. Вскоре асфальт закончился совсем и превратился в гравийку, а потом и вовсе в проселок. Вода, стекающая во время дождей с холмов, оставила промоины, так что приходилось ехать медленно и осмотрительно – городская Мазда демио была не в своей стихии. Трава справа и слева наступала на дорогу, чиркала по бокам, шелестела по днищу. Вспомнилось, что манагер в прокате дал нам напутствие «Stay on the road». Конечно же мы послушали его советы))).
Дорога привела к ограде какой-то фазенды. Пляж по карте значился в километре, но подъем со следами автомобилей в направлении пляжа был завален валунами. Мы бросили машину и пошли пешком. Забор фазенды остался позади, но деревца, равномерно растущие по склону, явно были рассадой, а тропа кончились – значит, мы шли по чужому саду). В одном из кустарников на обочине спешно скрылась черная змея, гревшаяся на солнце и потревоженная нами. Эта встреча заставила вспомнить об осторожности — мы были в гостях природы, а не в городских джунглях, и под ноги впредь смотрели внимательнее.
На вершине склона мы снова нашли дорогу, которой и вышли к побережью. Теперь стало понятно, почему на карте маршруты пролегали совсем рядом с пляжем, но не приводили на него: они вели по верху скалистого берега, который отделяла от моря узкая полоска пляжа.
Самого пляжа мы пока не видели — он скрывался за изгибом горного массива. Пришлось осторожно пробираться по россыпи камней, когда-то бывшей частью берега. Шли осторожно, осмотрительно, переходя, а иногда перепрыгивая с валуна на валун. Несмотря на сложность такого передвижения, мы оставались сухими, так как морские волны не могли достать до верха огромных камней, по которым пролегал наш путь. Только в одном месте пришлось промочить ноги, так как буквально пара метров берега оказалась не прикрытой булыжниками, зато сразу после нее показался пляж.

К нашей радости, других желающих отдыхать в местечке с таким непростым подходом не нашлось. А наша решимость была вознаграждена открывшейся красотой и возможностью заниматься чем душа пожелает))). Правда, уединение на некоторое время прервало стадо овец, которое выгуливалось наверху и наслаждалось морскими пейзажами.

Повалявшись часок на гальке, посидев на камне, омываемом волнами и получив нужную дозу солнца, мы вернулись той же дорогой к мазде и поехали в Лимассол. Город оказался существенно больше Пафоса, с красивой набережной, где открывается вид на морскую гладь и суда, стоящие на якоре у порта.
Прогулялись, пообедали и ближе к закату поехали поближе посмотреть морской порт Лимассола. Порт – всегда зрелище довольно интересное и атмосферное, правда, из-за высокой ограды удалось рассмотреть лишь верхние палубы и мачты стоящих на причале кораблей.
Зато у порта располагалось соленое озеро, высохшая часть которого представляла абсолютно ровную поверхность. Вспомнились соленые озера в США, на которых проводятся испытания скорости, а мы сделали такие фото:

Эти пейзажи стали вишенкой на торте дня и нашего путешествия.
Мы обязательно вернемся на Кипр, заранее забронировав Джимни, который так и не захотел идти в наши руки (может, к лучшему? Ведь редко удается вовремя остановиться в приключениях) и объедем на нем все труднодоступные места острова.
В мире еще так много мест, которые сулят новые впечатления, переживания…Но Кипр — надо повторить.

