Антифриз и цвет
Очень часто в разговорах автолюбителей можно услышать вопросы: чем отличается зелёный антифриз от красного, какого цвета бывает антифриз, чем отличается от тосола и т. д. Специалисты нашей компании отвечают на этот вопрос.
В настоящее время антифризы (охлаждающие жидкости, тосолы) по составу антикоррозионных присадок делятся на лобридный, карбоксилатный, гибридный и традиционный типы.
Антифриз традиционный
в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества – силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации.
Традиционный антифриз считается морально устаревшим, и его не применяют при первой заливке автомобилей на заводах изготовителях, это связанно с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2-х лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 108 °С) температур. Кроме того, силикаты в процессе эксплуатации покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. К традиционным антифризам относится ТОСОЛ и его многочисленные модификации.
Антифриз зеленый G11 гибридный
содержит и органические, и неорганические ингибиторы (обычно силикаты или фосфаты). К гибридным антифризам по Volkswagen, относится антифриз зеленый G11. Срок службы таких антифризов 3 года.
Антифриз красный G12 карбоксилатный
содержит ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя на всей поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии с образованием защитных слоёв толщиной не более 0,1 микрона. Он имеет больший срок службы – 5 лет против 3-х лет у гибридного антифриза и 2-х лет у силикатного. Карбоксилатный антифриз также лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя. К карбоксилатным по Volkswagen относится антифриз красный G12.
Антифриз фиолетовый G12++ лобридный
содержит небольшое количество минеральных ингибиторов в сочетании с органической основой. Ингибиторы таких антифризов образуют сверхтонкую защитную плёнку на поверхности материалов системы охлаждения и расходуются только в случае возникновения очагов коррозии. Лобридные антифризы содержат в своём составе органические кислоты и силикаты. Силикаты расходуются на образование защитной антикоррозионной плёнки, а карбоновые составляющие защищают только те места, где может начаться коррозия. Принципиальным отличием данного антифриза от всех существующих является неограниченный срок службы, при условии заливки в новый двигатель. К лобридным антифризам по Volkswagen, относится антифриз фиолетовый G12 ++ ( плюс плюс )
Антифриз и свойства
Антифриз — это не просто охлаждающая жидкость, а продукт, обладающий разнообразными свойствами. Их необходимо учитывать при решение вопросов какой антифриз заливать лучше и какой хороший антифриз.
Антифриз и коррозия
Низкая температура замерзания антифриза достигается за счёт применения этиленгликоля в смеси с водой в разных пропорциях: Смесь этиленгликоля с водой очень корозионноактивная, более активнее чем просто вода, то есть если залить в радиатор чистую водно – этиленгликолевую смесь, то в системе охлаждения двигателя металлы начнут активно ржаветь (более активно чем с водой). А если учесть, что современные двигатели изготовлены из легкосплавных металлов, которые кородируют активнее простых металлов, то вопросу защиты от коррозии в антифризах уделяется не меньше внимания, чем температуре замерзания.
Антифриз и температура замерзания
Температура замерзания значительно ниже температуры замерзания воды, что позволяет обеспечить бесперебойную работу двигателя при низких температурах окружающего воздуха. Предотвращает повреждение деталей системы охлаждения (разрыв), вызванный расширением воды при её замерзании. Антифриз при замерзании образует кашеобразную массу, образование которой не повреждает детали двигателя, но и не позволяет двигателю нормально работать.
Антифриз и температура кипения
Обладает также и повышенной температурой кипения, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобиля при высоких температурах окружающего воздуха.
Цвет антифриза
В антифриз добавляют красители, придающие ему тот или иной цвет. Цвет не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам и является предметом договорённости между производителем антифризов и их продавцом. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей.
В России охлаждающая жидкость исторически, с Советских времён, получила название Тосол и голубой цвет, и имела всего одну разновидность. В отношении охлаждающей жидкости пришедшей из-за границы и называемой там антифризом, в России часто используется символика Volkswagen. Для обозначения типов по Volkswagen, их несколько, введены различные цвета: антифриз красный, зелёный, фиолетовый, лиловый.
Основной причиной изменения цвета на ярко – бурый или другие тёмные оттенки охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации автомобиля является ржавчина и накипь, появившиеся на элементах системы охлаждения. Зачастую это происходит из-за использования воды в качестве рабочей жидкости или из-за применения некачественного тосола или антифриза.
К примеру, если в двигатель, работающий длительное время на воде или на некачественной охлаждающей жидкости, без предварительной промывки системы охлаждения, залить свежий тосол или антифриз, то изменение цвета произойдет гарантировано. Другое дело, через какое время или сколько километров пробега произойдет изменение цветности. Это зависит от количества различных отложений (накипи, коррозии и т.д.) в рубашке охлаждения и состояния системы в целом.
После замены, свежая охлаждающая жидкость под действием специальных присадок (антикоррозионных, стабилизирующих, моющих и др.) присутствующих в ней, начинает очищать систему охлаждения, естественно изменяя и цвет тосола или антифриза.
Чем быстрее начал изменяться цвет жидкости, тем больше разного рода отложений присутствует в двигателе.
В данном случае дальнейшая эксплуатация автомобиля нежелательна, так – как может привести к поломке двигателя. Рекомендуется срочная замена охлаждающей жидкости.
Изменение цвета тосола или антифриза на соломенно – жёлтый либо его лёгкое обесцвечивание говорит о выработке красителя по сроку службы или в результате каких – то факторов, например, перегрева двигателя. Эксплуатация автомобиля допустима, но по возможности рекомендуется заменить охлаждающую жидкость.
Антифриз и кавитация
При "взрывах " горючей смеси в цилиндрах двигателя его блок, и головка блока передают антифризу (охлаждающей жидкости, тосолу) высокочастотные вибрации и он "вскипает" – у стенок постоянно образуются и схлопываются микропузырьки. Этот процесс называется кавитацией. "Бурлящий" антифриз разрушают защитный слой присадок, и кавитация на пару с коррозией начинают "грызть" металл. Тонкая плёнка карбоксилатных и лобридных антифризов в гораздо меньшей степени боится кавитации, нежели толстый слой отложений от присадок традиционных охлаждающих жидкостей и гибридных антифризов.
Антифриз и вспениваемость
Антифриз должен обладать малой вспениваемостью, при большой снижается коэффициент теплоотдачи, возникает вероятность образования воздушных и паровых пробок и как следствие возможен перегрев двигателя.
Антифриз и воздействие на резину
Антифриз или тосол должны обладать инертностью по отношению к резиновым и полимерным деталям системы охлаждения (быть не агрессивными к резиновым шлангам, уплотнителям и пластмассовым деталям системы охлаждения). Охлаждающие жидкости должны предохранять эти детали от высыхания, растрескивания, резина при взаимодействии с антифризом или тосолом должна немного набухать (в пределах допустимых в нормативной документации) и не в коем случае не усыхать.
Антифриз и виды
Солевые антифризы
На основе органических кислот, таких как хлорид натрия ( поваренная соль ) и хлорид кальция ( соляная кислота ). Моря и океаны не замерзают из за содержания в них соли. При добавлении в воду 25% обычной поваренной соли, то эта вода не будет замерзать при низкой температуре до минус 20 градусов по цельсию, при 30 процентном содержании соли в воде, она не замерзает и при минус 55°С, а приблизительно 20% соляной кислоты — до минус 35°С. Но при таких вариантах происходит коррозия металла — радиатор для использовании солевых растворов нужно делать из золота, серебра или металлов платиновой группы! Но радиатор как правило сделан из алюминиевых, медных и латунных сплавов и при постепенном испарении ( выкипании ) воды соль остается на стенках и вызывает коррозию, гораздо большую, чем растворённая в воде. При этом надо учитывать и то, что при повышении температуры, коррозионные свойства соли увеличиваются.
Для общего понятия о содержании в воде соли, в 1 килограмме раствора ( вес, а не объём ) содержится 250 грамм соли, это и называется 25 процентным составом. Формула приготовления раствора:
25=(m (соли))/1000 * 100%
Антифризы гликолевые
Подавляющее большинство автомобильных антифризов, выпускающихся в нашей стране, созданы на основе моноэтиленгликоля, существуют так же охлаждающие жидкости на основе диэтиленгликоля, триэтиленгликоля. Исключительно важным свойством этих жидкостей является их способность понижать температуру замерзания водных растворов. При разных соотношениях воды и этиленгликоля получается раствор с разной температурой замерзания от минус 0 до минус 65°С. Водные растворы этиленгликоля не расширяются при замерзании и не образуют сплошной твердой массы, в отличии от воды, а превращаются в кашицеобразную рыхлую массу, объем которой больше первоначального объёма равен нулю, по этому исключается разрыв радиатора. Чтобы разбавленный водой этиленгликоль стал охлаждающей и высококачественной автомобильной жидкостью, в него необходимо добавить еще более 10 присадок ( компонентов ), а то и больше, и отсутствие какого-либо из них или добавление не того компонента может не только существенно снизить качество антифриза, но и просто стать причиной гибели не только помпы, радиатора, но и основы автомобиля ( его сердце ) двигателя.
Антифризы спиртовые
Все виды спиртов имеют низкую температуру замерзания, но не обладают свойством этиленгликоля понижать температуру водных растворов. В настоящее время применяются не для охлаждения двигателей внутреннего сгорания а, для пневмотормозов, стеклоочистительных жидкостей… Не разбавленный спирт имеет более низкую температуру замерзания, чем разбавленный водой. Спирты являются горючими жидкостями, по этому для охлаждения двигателей автомобилей не применяются!
Антифризы глицериновые
Жидкость с низкой температурой замерзания можно получить на основе. Добиться более низкой температуры замерзания чем – 40 от глицерина не возможно. Жидкости на основе глицерина используются в основном в системах отопления, в следствие таких свойств как высокая вязкость при минусовых температурах, при использовании глицерина в системе охлаждения двигателя, происходит гораздо больший расход этой жидкости, чем жидкостей на основе этиленгликоля.
Антифриз для систем отопления
Более правильно такой антифриз называется теплоносителем. Нельзя применять автомобильные охлаждающие жидкости для систем отопления в следствии токсичности основы современных антифризов – этиленгликоле.
Антифриз для отопительных систем как правило изготовлен на основе пропиленгликоля или глицерина, которые экологически и токсически безопасны, эти органические вещества применяются в пищевых продуктах, фармацевтических и косметических препаратах. Пропиленгликоль и глицирин так же применяются в системах охлаждения различных производств, включая пищевые, в системах кондиционирования помещений.
Относительно этиленгликоля, пропиленгликоль имеет гораздо более высокую стоимость.
Стоимость глицерина гораздо ниже стоимости этиленгликоля и пропиленгликоля, хотя обладает теми же свойствами что и пропиленгликоль.
Стандарты антифризов
Существуют две основные нормы соответствия антифризов ASTM для автомобилей ( основа этиленгликоль ) и SAE ( основа пропиленгликоль ). Обе нормы относятся к стандартам Соединённых Штатов ( США ). Но это общепринятые стандарты. У Англии этот стандарт отличается от американского, и имеет название BS, у Италии стандарт отличается от предыдущих, и имеет название CUNA, у Австралии стандарт ONORM, у Франции стандарт AFNOR и так далее. Каждая страна имеет свои стандарты, так и Россия имеет стандарт ГОСТ. Эти стандарты написаны с учётом климата своего государства, но поставщики мирового масштаба должны учитывать особенности климата и других государств, и особенности автомобилей других марок и тонкостей их систем охлаждения.
При этом каждая фирма, производящая автомобили с брендовыми марками, имеют свои стандарты на охлаждающие жидкости. Эти стандарты не ухудшают общепринятую норму требований к охлаждающим жидкостям применяемых в стране, а только повышают качество, исходя из свойств системы охлаждения двигателя, производимого данным предприятием и климатических условий, тех государств, в которые поставляются автомобили. General Motors, Volkswagen, Toyota и другие имеют свои стандарты.

Комментарии 64
Рафаэль антифриз бывает синего цвета как тосол?, дело в том, что в волгу — крайслер был тосол так я подумал и долил тосол ОЖ-40 полтарашку, а щас думаю если это был антифриз последствии не будет? Я еще подумал как это крайслер и тосол.
Думаю что Тосол, Крайслер крайслером, а тот же газ) туда ничего другого не нальют
А все таки Рафаэль антифриз бывает синего цвета ?
Думаю да, но он не сильно распространённый
Если тосол я думаю не важно какой доливать.
Sparco24
Думаю что Тосол, Крайслер крайслером, а тот же газ) туда ничего другого не нальют
В ВАЗы же антифриз :-))
Ну прогресс не стоит на месте, к счастью, а вообще антифриз можно покрасить в любой цвет, главное G его
Купил ауди с пробегом (семейный универсал). Машина в хорошем состоянии, но все же определенные работы нужно было провести. Масло, фильтра и т.д., дошла очередь и до системы охлаждения. Что там было залито, понятия не имел. Ясно было, что нужно полностью слить всю ОЖ, промыть систему и залить новый антифриз. Оказалось, что это все можно не делать. Мультифриз синтек помог)))
Чем он помог в замене антифриза, чет я не понял прикола? Ладно, он там светиться в ультрафиолете, а в твоей ситуации это разве помогло?
Охлаждайка старая работала нормально, только я не знал, что там было. Мешать разные антифризы не рекомендуется, чтобы система охлаждения не полетела. А мультифриз, как оказалось, можно доливать к любой ОЖ. Не боясь появления осадка или пены. Купил маленькую канистрочку за 130 рублей и вопрос был решён.
Это уже интересней. Если все так, как рассказал, пожалуй, я и себе такой мультифриз куплю. Даже не себе, а жене… Она вечно с охлаждайкой путается, когда долить нужно!
DEGAMAN
Охлаждайка старая работала нормально, только я не знал, что там было. Мешать разные антифризы не рекомендуется, чтобы система охлаждения не полетела. А мультифриз, как оказалось, можно доливать к любой ОЖ. Не боясь появления осадка или пены. Купил маленькую канистрочку за 130 рублей и вопрос был решён.
К любой нельзя доливать) Зальешь, например, в корейца или японца и выпадет солевой осадок.
Мультифриз содержит силикаты. А в корейцах заливают фосфатосодержащие антифризы.
Наша сравнительная таблица совместимости и смешиваемости популярных антифризов elitegas.ru/how-to-choose-antifreeze/
Хотим сделать удобный раздел для внутреннего и общего пользования для правильного выбора антифризов.
Добавляйте ваши комментарии что ещё хотелось бы увидеть?
Комментарий удалён
Не знаю, чего все с этими антифризами так парятся. Заливайте вы просто одноцветный и все. Че выдумывать-то?
Обычно, такие заливатели по цветам сначала покупают все подряд, а потом последние бабки на сервис сливают. Что вам дает цвет-это ведь просто краситель, который вообще не влияет на охлаждайку? Если уж и выбирать антифриз, то строго по допуску автопроизводителя и никак иначе.
Для ауди бери coolstream g13. Он имеет допуск автопроизводителя и его заливали на российском заводе фольксваген (как известно, у вага допуск общий), так что антифриз проверенный. У меня жена, да и я сам, на кулстриме ездим. 4 года без нареканий
Доброго времени. вопрос: Если у меня блок алюмин. сплав, радиатор медный, а в книге по эксплуат. написано тосол А40, то какой класс антифриза использовать? подскажите пожалуйста, никак не розберусь…
А еще лучше буквы вот здесь ru.wikipedia.org/wiki/Антифриз
Кто желает проверяйте. Для Алюминиевых радиаторов только на основе этиленгликоля, т.е 12+, 12++, и ультрасовременные 13, OAT с бесконечным интервалом замены. 11 — это моноэтиленгликоль для авто ориентировочно до 1997 г.в., 12- до 2002 г.в. Как минимум ориентир antifreeze.oos.ru/selection/ . Я как и многие лил не то что нужно! суки маркетологи! НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОРИЕНТИРУЙТЕСЬ НА ЦВЕТ и ДОПУСКИ НА ЭТИКЕТКЕ! Производитель где-то имеет значение. Возможно япошки что-то чудят со своими.
У меня залит красный g11, можно долить g12 в бачек?
Как то так…
и да и нет, производители иногда добавляют присадки, которые если смешать, сворачивают друг друга. Если знаете какой фирмой пользуетесь, то лейте его, стараясь не мешать
написано конечно, что допустимо, но…
Можно временно, но лучше полная замена, а долить хватит.
кто то может сказать по G13? Допускается ли смешивание с G12+? Вроде он должен быть дороже предыдущих.
G13 — это VAGовский допуск. В оригинале фиолетового цвета. С ГЛИЦЕРИНОМ! В данный момент снят из оборота тем же VAGом.
Актуальный допуск сейчас G12++ (Силикатный лобрид (Si-OAT).
Желтая жижа с надписью G13 никакого отношения к G13 не имеет!
На фото очередной антифриз выпущенный на заводе ОбнинскОргСинтез.
Благодарю. Это и смутило. Слишком противоречивая информация с написанным на этом "изделии"
А у Вас какое авто? Почему про это желтое "чудо" спрашиваете? ))
Крайслер 300С.
Просто в магазине увидел.
Хороший аппарат !
Спасибо за информацию!
Я правильно понял, чем выше класс G тем лучше? Т.к. сервисной книжки на Volkswagen 1996 г.в. уже нету, а что рекомендует завод, неизвестно. На одних сайтах рекомендуют G11синий на других G12+розовый.
В твоем случае, лей розовый. Он лучше предотвращает короззии
Спасибо за совет
drag84
Спасибо за информацию!
Я правильно понял, чем выше класс G тем лучше? Т.к. сервисной книжки на Volkswagen 1996 г.в. уже нету, а что рекомендует завод, неизвестно. На одних сайтах рекомендуют G11синий на других G12+розовый.
Возьми G12++ (CS QRR), промой систему и залей, и будет счастье.
Всегда знал, что у антифриза(именно антифриза, тосол сюда не включая) главное цвета не смешивать. Теперь запутался. У меня зелёный. То есть я так понял ещё есть разновидности зелёного, но они допускают смешивание?
Верно, если зелёный к зеленому мешай. У них одни присадки которые не сворачивают друг друга.Если к примеру ты вообще не знаешь какой антифриз, покупай желтый он нейтрален и к красному и к зеленому и к синему. Но для своего же блага в ближайшее время заменить!
Цвет антифриза это всего лишь краситель!
Вы написали ерунду.
Если не знаешь какой лить, слей весь и залей правильный. И запиши, что ты залил.
Ерунду) краситель сделан для того, что бы люди не понимающие не путались, как то так .
У авто производителей есть свои внутренние установленные цвета.
Они ничего общего с нашими распространенными зелено-красно-желтыми жижами не имеют.
Например G13 в оригинале фиолетовый! А не желтый, как у нас во всех магазинах.
На банках где написано Антифриз и цена менее 500р за 5л в розницу, вообще одинаковое содержимое (либо метано-глицериновая смесь, либо солевые растворы) во всех цветах.
Ivan-Che
Всегда знал, что у антифриза(именно антифриза, тосол сюда не включая) главное цвета не смешивать. Теперь запутался. У меня зелёный. То есть я так понял ещё есть разновидности зелёного, но они допускают смешивание?
Цвет антифриза -это всего лишь краситель!
Не смешивайте по цветам!
В зависимости от авто и допусков нужно подбирать антифриз.
а что можете сказать про g13?
г12++ найти труднее чем g13. Причем г13, заметил, как правило красят в желтый цвет.
Скажу просто, в желтый красят антифриз универсальный. Что это значит? У него свойства нейтральны. И он предназначен для тех кому нужно подлить, если не знает какой у него. Он не сворачивается и не сворачивает старый антифриз. Как то так. А если полностью лить, он слабый…
понял. спасибо. г12+ красный мое все. и не парить голову.
Sparco24
Скажу просто, в желтый красят антифриз универсальный. Что это значит? У него свойства нейтральны. И он предназначен для тех кому нужно подлить, если не знает какой у него. Он не сворачивается и не сворачивает старый антифриз. Как то так. А если полностью лить, он слабый…
и тут я с Вами не соглашусь )))
ОЖ G 13 имеет желтый или оранжевый цвет – это пропиленгликолевый антифриз. Он не ядовит в отличие от других, более экологичен, быстрее разлагается. Охлаждающая жидкость G 13 на порядок дороже других ОЖ и не производится на постсоветском пространстве.
Его применяют в основном французкие производители. Основное его отличие это ЭКОЛОГИЯ
G13. VAG-овский допуск. В оригинале фиолетового цвета!
С ГЛИЦЕРИНОМ! НЕ С пропиленгликолем!
Жижа желтого цвета не имеет никакого отношения к G13.
Давай по порядку
1. Допуск VAG G013A8JM1 это фиолетовый цвет, НО классификация по антифризу С13
2. Содержание глицерина НЕ более 20%, а основа на моноэтиленгликоле
Всё правильно. Основа любого (НОРМАЛЬНОГО!) антифриза в 99% случаев — моноэтиленгликоль.
В G13 добавили глицерин, по политическим соображениям.
Но сейчас уже отошли от этого. Поэтому скоро оригинальный G13 закончится на полках. Разрабатывается новый допуск G12EVO.
Однако, второе место в гугловыдаче. Вынужден снять шляпу.
)
уже первое) по запросу "различия антифризов"
В начале поста пишите про разные цвета и их разные свойства, а в середине вот это:
Цвет антифриза
В антифриз добавляют красители, придающие ему тот или иной цвет. Цвет не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам и является предметом договорённости между производителем антифризов и их продавцом. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей.
Где логика?
Это сделано для особо одаренных, так цвет не имеет значение, просто кто не знает для этого и красят ! Знающие смотрят на G номер
Просто если соединить красный и красный другой g страшного ничего не будет, а если соединить аля зелёный с красным, там присадки начинают друг друга убивать и сворачиваться. Так что всё тут правильно и развернуто написано
Я завтра на работе все же поэксперементирую.и разные антифризы есть.и горелка что бы погреть все это.
Попробуй
Sparco24
Это сделано для особо одаренных, так цвет не имеет значение, просто кто не знает для этого и красят ! Знающие смотрят на G номер
Просто если соединить красный и красный другой g страшного ничего не будет, а если соединить аля зелёный с красным, там присадки начинают друг друга убивать и сворачиваться. Так что всё тут правильно и развернуто написано
немного не так сформулировал ))) цвета люди запоминают лучше чем названия и Вот для этого их и красят в разные цвета, чтобы не запоминать какой у тебя G ))))) и естественно смешивать их можно в цветовой гамме так как комплекс присадок у них будет +- одинаковый
а чем промыть систему, перед заменой антифриза (судя по цвету — началась коррозия)?
В магазине полно промывочных материалов, типа очистителя системы охлаждения и т.д
Вопрос, а обесцвечивание может произойти от долгой эксплуатации антифриза, или тока результат перегрева?
Ну как? Он будет просто чёрный, коричневый и т.д, но нормальные люди меняют антифриз по мере его загрязнения и это правильно!
MixaBoTTaeV
Вопрос, а обесцвечивание может произойти от долгой эксплуатации антифриза, или тока результат перегрева?
вот например у рено, изначально он зеленый, тысячам к 60ти пробега становится желтым, а к 90 коричневый. регламент на замену-90 тыс пробега.вот такие дела.
спасибо за труд!)
только возник вопрос.
Антифриз зеленый G11 гибридный образует защитный слой по всей поверхности как традиционный или частично в местах коррозии как красный G12 карбоксилатный?
по всей системе!
Momondi
спасибо за труд!)
только возник вопрос.
Антифриз зеленый G11 гибридный образует защитный слой по всей поверхности как традиционный или частично в местах коррозии как красный G12 карбоксилатный?
Невозможно сказать, что конкретный производитель подразумевал под "зеленый G11 гибридный". Если там основные присадки — силикатные, значит да, по всей системе. Вот тут есть рисунок про защитный слой: peakauto.ru/blog/vse-ob-a…/kakoy-antifreeze-vybrat/
очень познавательно и полезно, спасибо
Спасибо за информацию)