
Классические автомобили готовы подарить нам одни из самых ярких и незабываемых историй. А счастье от управления такими машинами и вовсе не может сравниться с ездой на современных автомобилях. Да, это бывает не просто «сел-поехал», такую машину надо почувствовать и услышать, но зато в тот момент, когда взаимопонимание достигнуто, мир окрашивается совершенно в другие краски.
Именно такие ощущения подарило классическое ралли, организованное компанией Skoda, в котором я имела удовольствие принять участие.

Skoda очень бережно и с большим удовольствием относится к своей истории, но их классические автомобили не просто пылятся в музеях — их выводят и на прогулки. Одна из таких «прогулок» состоялась в первые дни августа — если классическое ралли по всем законам жанра в принципе можно назвать прогулкой.

Скажу сразу: ни одна Skoda во время ралли не пострадала — мы относились к ним бережно и с уважением их заслуг и седин; водители имели все необходимые навыки и знания, и любая возникавшая было проблема с автомобилем заставляла наши сердца биться от волнения чаще. Ведь шутка ли: почти каждая из этих Skoda (за исключением двух янгтаймеров) была старше фактически каждого из нас!

В первый же день в Праге состоялось первое знакомство с автомобилями, с которыми нам предстояло провести весь следующий день. На площадке около старинного здания в городе Млада-Болеслав нас ожидало десять исторических красавцев — и глаза разбегались от этих форм и расцветок.

Большинство из этих автомобилей были предложены для ралли музеем Skoda, который находится также в Млада-Болеславе, но некоторыми владеют частные лица, принадлежащие к большому коммьюнити обладателей классических Skoda в Чехии.

Млада-Болеслав — это в некотором роде родовое гнездо Skoda. Здесь расположен их завод, здесь же находится Музей Skoda и даже Университет Шкода Авто, где готовят будущие высококвалифицированные кадры для всего концерна Volkswagen Group.

Нашей задачей было протестировать в первый день так много автомобилей, как возможно: во-первых, это в любом случае очень интересно, а, во-вторых, на следующий день нас ожидала жеребьевка, от которой и зависело, на чем мы примем участие в ралли.

Нас с моим ко-драйвером привлек прежде всего ярко-желтый кабриолет Skoda Felicia, как один из самых броских и фотогеничных автомобилей во всей линейке. Felicia, которую предлагали нам для тест-драйва, была выпущена в 1960 году. Имя Felicia получили родстеры, сделанные на базе Octavia, первая из которых увидела свет в 1959 году. Весил такой родстер 900 кг и построен был вокруг так называемой «хребтовой» (пространственной) рамы, что делало кузов даже у кабриолетов достаточно прочным. Под капотом у Felicia находился чешский мотор объемом 1,1 литра с двумя карбюраторами мощностью 50 л.с. и максимальной скоростью 128 км/ч. Любопытно, что уже тогда в качестве дополнительной опции к Felicia предлагали «хард-топ» — съемную пластиковую крышу вместо мягкого кожаного тента.

Интересно, что именно эти автомобили завоевали симпатии всего мира, много экземпляров производили для экспорта, в том числе и с правым рулем — для Великобритании и даже новой Зеландии. В Британии она настолько «пришлась ко двору», что ее даже назвали «самым очаровательным автомобилем Восточного блока».

Нам предложили версию с левым рулем, но с коробкой передач, ориентированной направо: первая и вторая передачи переключались «от себя» в крайней правой позиции, а задняя, наоборот, на себя и вниз. Честно говоря, ни с этим, ни с чем-то еще при управлении этим автомобилем проблем не возникало. Он оказался удивительно гармоничным, «живым» и даже шустрым, а все органы его управления, в общем-то, были понятны, особенно если иметь хоть какой-то опыт общения с олдтаймерами. Вот, например, рычажок «поворотника», который расположен не горизонтально, а вертикально. Казалось бы — как понять, какой из «поворотников» он включает: правый или левый? А все очень просто: когда ты поворачиваешь руль вправо, левая рука идет вверх, задевает рычажок и включает «поворотник» направо. Когда поворачиваешь руль влево, рука идет вниз и включает левую лампочку. То же и с рычажком включения фар: чуть на себя — ближний свет, на себя и до конца — дальний свет. Все очень понятно.

В первый день знакомства с машинами моросил мелкий дождик, и, конечно, мы ехали с поднятой крышей. Минус — очень маленькие «дворники», которые справляются максимум с 1/5 всей поверхности лобового стекла, отсутствие направляющих стоков для воды на самой крыше — вода капала на стыке с боковыми стеклами внутрь салона и прямо на руки, и не слишком хорошая вентиляция, так что в какой-то момент все равно пришлось открыть окна, чтобы лобовое не так запотевало изнутри, и даже периодически вытирать его тряпочкой. Но скажу честно: это совершенно не смущало, потому что удовольствие от управления этим автомобилем и то, какие эмоции он вызывал у всех окружающих, стоили того, чтобы потерпеть небольшие неудобства!

Следующим «подопытным» стала Skoda Garde — совершенно другой автомобиль из 80-х годов, который организаторы привезли для возможности сравнения, выстроив таким образом целую последовательность моделей для понимания развития бренда: от 50-х через 80-е и к современности, так как во время этой поездки мы смогли также протестировать автомобили моделей SuperB 2019 в кузовах седан и комби, с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью как 190, так и 270 л.с. Но какими бы современными и технологически продвинутыми ни были эти машины, по своей душевности они и сравниться не могли с образцами прошлых времен.

Итак, Skoda Garde. Если честно, тестировать ее было не слишком интересно, т.к. она принадлежит к условной категории «автомобиль моего папы»: машина, которая еще не успела стать историей и превратиться в олдтаймер, воспринимается просто как старый автомобиль. Про нее многие могли бы сказать — «У меня такая была».
Первую Skoda Garde выпустили в 1981 году, у нее было заднее расположение 4-цилиндрового двигателя объемом 1,2 литра мощностью 54 л.с., пружинные подвески, двухдверный кузов и разгон до 100 км/ч за 18 секунд. Через несколько лет Skoda Garde модифицировали и дали другое имя. Так появился первый Rapid.

Конечно, она выглядит чуть пособраннее и динамичнее, чем предыдущая Felicia, но не обладает и половиной той красоты и харизмы, что есть у олдтаймера. К тому же у Garde есть и некоторые неудобства, связанные с расположением педального узла: как и у предыдущих современных поколений Volkswagen, педали расположены довольно близко друг к другу и смещены вправо, что влияет и на всю посадку: за рулем особо не расслабишься.

Следующим автомобилем, доставшимся мне на тест, стала Skoda S100 L в раллийном исполнении — дополнительное головное освещение, усиленные тормоза, раллийные ковши и руль и другой двигатель — 1,1 литра, форсированный до 75–80 л.с.

Skoda 100 по сравнению с Garde — шаг назад на десять лет, но по драйверским ощущениям эта раллийная машина стала самой интересной из всех, на чем я успела прокатиться, хотя, конечно, сравнивать cтоковый и подготовленный автомобиль совершенно некорректно. Точная, хорошо сбалансированная, динамичная, удобная, она помогала почувствовать себя почти гонщиком тех лет, отлично управлялась и вообще вызывала чувство уважения. Конечно, в ралли больше всего хотелось бы поехать именно на ней, но судьба распорядилась иначе…

Четвертой в нашем не слишком продолжительном тесте стала самая старая модель из всех — Skoda Spartak. По всему своему устройству и организации, я бы сказала, духу, она напомнила мне «Москвич»-407, тем более что традиционно коробка передач у нее располагалась так же, как и у него: на руле. Однако на нашем экземпляре рукоятка КПП была установлена между передними сиденьями, как на более поздних версиях.
Первая Skoda 440, которая сначала называлась Orlik, a затем и Spartak (и с этим названием прижилась среди поклонников марки), была построена вокруг трубчатой рамы, внутри которой к задним колесам шел карданный вал. Литровый двигатель развивал 40 л.с., а максимальная скорость была ограничена 100 км/ч.

Представили эту машину впервые в 1955 году на автосалоне в Брюсселе, а два года спустя уже выпустили более мощную версию — Skoda 445 — с двигателем 1,2 литра и 45 л.с. Эта машина оказалась популярна и в Европе, и даже в США. На экспорт уходило порядка 40% автомобилей. Именно эта модель и стала основой для появления всего семейства Octavia.

Как и все старички, она оказалась с характером, передачи приходилось включать с подбором оборотов, и делала она это не слишком охотно. Миловидная внешне, то ли меня она не особо взлюбила, то ли я не смогла найти с ней общий язык, так или иначе, наше знакомство оказалось не слишком продолжительным, хотя мой ко-драйвер справился с ней довольно легко.

К сожалению, на этих четырех автомобилях тест-драйв исторических Skoda для меня завершился, так как закончилось время, отведенное на ознакомление. Оставалось рассчитывать, что на следующий день либо нам достанется что-то знакомое, либо я смогу быстро привыкнуть к нужному экземпляру.
Не успела я опробовать на самом деле три автомобиля (другие дублировались): Skoda Octavia, Skoda 1000 и Rapid. Но все же скажу про них несколько слов.

Предложенная для теста Skoda Octavia была очень похожа на протестированную Felicia: та же пространственная рама, пружинная передняя подвеска, 4-цилиндровый двигатель объемом 1,1 литра и мощностью 40 л.с., 4-ступенчатая коробка передач и максимальная скорость в 115 км/ч. Помимо стандартной Octavia выпускали еще версию с двигателем объемом 1,2 литра и мощностью 45 л.с. Кроме кабриолета модель еще производили в версии кузова Kombi, которая также присутствовала в модельном ряду автомобилей, предложенных нам для ралли.

Skoda 1000 MB появилась в 1964 году после реконструкции завода в Млада-Болеславе и принципиально отличалась от всех предыдущих моделей: у нее был совершенно новый несущий кузов и заднемоторная компоновка — плюс все независимые пружинные подвески. Двигатель объемом 1 литр с двумя карбюраторами развивал уже 52 л.с., крутящий момент достигал 75 Нм, а максимальная скорость — 130 км/ч. На базе Skoda 1000 MB выпускали и двухдверную версию — MBX. Три года спустя в производство пошла версия 1100 MBX — с более простым двигателем с одним карбюратором, который также развивал 52 л.с.

Ну и, наконец, Skoda Rapid, которая заменила собой в 1984 году модель Skoda Garde. Впрочем, имя это не стало новым — его носили автомобили еще довоенного периода. В 1986 году Rapid стали выпускать в версии с двигателем 1,3 л мощностью 59 л.с. и моментом в 97 Нм. Разгон до 100 км/ч составлял 15 секунд! Это была первая модель, которая получила 5-ступенчатую коробку передач.

Уже рано утром все десять автомобилей, предназначенных для ралли, расположились перед нашим отелем «Galatea». Солнечное утро, красивый пейзаж — в общем, все вокруг поднимало настроение. Экипажей было всего восемь, так что два автомобиля были запасными. Путем жеребьевки наш экипаж получил прекрасный желтый кабриолет Felicia, который ждал нас в парке отеля с распахнутым верхом.

Нам предстояло пройти четыре спецучастка — по два на каждого из членов экипажа — и 160 км пути в общем. Расстояние небольшое, но перед организаторами и не стояло задачи перегрузить нас километражем. К тому же на каждом спецучастке нас ожидали дополнительные задания — на регулярность, на точность, на заданное время и даже на движение задним ходом. Felicia отлично себя чувствовала и передавала нам свое хорошее настроение.

Правда, несмотря на выданные нам кожаные шлемы и специальные дорожные очки, наш экипаж как следует прочувствовал, что такое путешествие в ретро-кабриолете. По дороге мы надели на себя все имеющиеся куртки, чтобы спрятаться от сильного ветра — даже на скорости в 60 км/ч — и с некоторым сожалением вспоминали о всех новомодных функциях вроде «воздушного шарфа», которые спасают от ветра и холода водителя и пассажира современных родстеров.

Дороги маршрута были весьма разнообразны, проходили через небольшие городки, поля, леса, приводили нас к древним замкам и другим достопримечательностям. Мы побывали, например, в замках Kost и Liblice, в пивоварне Lobeč и даже на полигоне Skoda. Проехали по старым булыжным мостовым, чтобы почувствовать себя героями той эпохи, и в итоге финишировали на территории замка Ctěnice.

Интересно, что выстраивали и прописывали маршрут специалисты по классическому ралли — команда ČK motorsport, которая хорошо известна тем, кто занимается классическим автоспортом и ретро-ралли. ČK motorsport (вот их страница) в том числе участвуют в историческом ралли Монте-Карло на Skoda 130RS и в других подобных событиях, и имеют большой опыт не только участия, но и организации ретро-ралли. Поэтому и сам маршрут, и дорожная книга, которая к нему прилагалась, были сделаны высокопрофессионально и точно, без ошибок и погрешностей, что было особо приятно.

Компания Skoda проводит подобные исторические ралли вот уже в четвертый раз, их сложность увеличивается, а легенда обрастает дополнительными подробностями и заданиями. Конечно, это прежде всего не спортивное соревнование, а возможность прикоснуться к истории марки и на практике понять, как она развивалась, с чего все начиналось и к чему пришло. Ну а интереснейший маршрут, проходящий через небольшие и старинные городки с остановками в древних замках, только добавляет удовольствия от происходящего.
Фото: автора и компании Skoda

Комментарии 63
неплохо
Вот бы там поганять на такой крохе
Забавно, что č по тексту встречаются, но нет ни единой š — что немного "кровь из глаз", так как речь же про автомобили Škoda
Друг лет 8-10 назад рассказывал, что очень много локомотивов ездит на моторах Шкода. Ну ок, думаю, шкодавод, что с него взять. Но потом, гуляя по Ярославскому вокзалу, случайно увидел значок Шкоды на локомотиве, и ещё на одном, и ещё. Их действительно очень много.
А машинки чудесные. С удовольствием бы покатался на каждой. И на наших тоже. На ЗАЗ-965, ГАЗ-21. Уже наверно не получится. С каждым годом их всё меньше, а состояние всё хуже. Уважуха чешскому музею.
Для меня в свое время был открытием логотип RollsRoyce на боингах и айрбасах :)
С удовольсвием тоже бы поучаствовал))
Спасибо большое! очень интересно!
В 1992 знакомая тетка рассказывала про свою 25 летнюю Шкоду. Мол не ахти какой комфорт, рулёжка и тд, но очень надежная и не ломается, мол за 25 лет владения особо ничего и не ремонтировали.
Почитали, посмотрели. Классно всё описано.
Удачи!
ЙОООЖИН С БАААЖИН…ой, пардон, вырвалось.
Блин, они такие милые) Как модельки которые стоят на полке)
Красотень. Классные машинюги!
Фига сколько хейтеров в каментах)) Клёвые тачки! :)
Для чего этот шланг на кронштейн вентилятора знает кто?
Ага) Оч странный шланг. Подрузамеваю что этот кронштейн полый и через него передаются нейтральные газы обратно в воздушный фильтр. Те тупо сапун
Класс!но рание шкоды хороши! А еще обратил внимание, что дизайн шкоды 1000мв слизан с vw type 3 первого поколения))
Что сейчас все шкоды на одно лицо, что тогда.
А еще это называется фирменный стиль)))
Ссылка на motorsport сайт не видна в тексте, проверьте пожалуйста
Простите?
В тексте у Вас — «ČK motorsport (вот их страница) в том числе»
Но нет ссылки/гиперссылки на страницу.
Спасибо, поправила!
Если бы не Фольксваген- чехи до сих пор выпускали свой хлам, который никому не нужен. Сейчас же шкода достойно держится в среднем сегменте, успешно конкурируя с тем же VW.
Вы попали на данное мероприятие, как представитель СМИ? Каким образом происходит отбор участников данного мероприятия?
Да, организаторы сами приглашают.
Вот это — зачет! В этот раз ты оправдала мои ожидания!
Я думаю данные автомобили уже были хламом, по сравнению с остальным мировым автопромом ещё на стадии производства. Так что понятие "автомобили с душой" довольно субъективное)
так же, как и твоя джетта)
Так же как и твои подростковые обиды))
по себе не суди! я не обижался даже в детстве — это удел таких, как ты)
Джетта на момент выпуска (2010 год) вполне соответствует мировым тенденциям автомобилей такого класса и уровня: высокотехнологичные двигателя tsi, роботизированные коробки dsg (со своими плюсами и минусами) наличие гибридных и дизельных двигателей (на рынке европы), наличие большого спектра электронных систем безопастности и прочее. У всего перечисленного есть удачные и не удачные варианты как у всех марок и моделей. И это я не в защиту своего авто. Мой пост о том что авто из обзора автора на момент начала выпуска уже были устаревшими, как, например почти весь советский автопром. Исходя из твоей реакции на мой пост, ты утвердительно доказываешь наличие каких-то детских обид, невоспитанность (обращаясь к незнакомому человеку на ТЫ) и скорее всего узкий кругозор, либо ограниченные умственные способности, раз тебе так надо это всё разжёвывать
ты — это общепринятая манера общения в инете и не более (об этом как раз и не знают только узколобые и недалёкие умом, ну или через чур возомнившие о себе из-за комплекса неполноценности), никакого подтекста неуважения не несёт в данном случае!
про дешевый сегмент в виде джетты ты опять ошибся, т.к. всё перечисленное тобой было разжевано и выплюнуто японцами, а немцами подхвалено)
а чем были устаревшими автомобили из статьи, ты так и не рассказал…
Valeriano
Джетта на момент выпуска (2010 год) вполне соответствует мировым тенденциям автомобилей такого класса и уровня: высокотехнологичные двигателя tsi, роботизированные коробки dsg (со своими плюсами и минусами) наличие гибридных и дизельных двигателей (на рынке европы), наличие большого спектра электронных систем безопастности и прочее. У всего перечисленного есть удачные и не удачные варианты как у всех марок и моделей. И это я не в защиту своего авто. Мой пост о том что авто из обзора автора на момент начала выпуска уже были устаревшими, как, например почти весь советский автопром. Исходя из твоей реакции на мой пост, ты утвердительно доказываешь наличие каких-то детских обид, невоспитанность (обращаясь к незнакомому человеку на ТЫ) и скорее всего узкий кругозор, либо ограниченные умственные способности, раз тебе так надо это всё разжёвывать
"Исходя из твоей реакции на мой пост, ты утвердительно доказываешь наличие каких-то детских обид, невоспитанность (обращаясь к незнакомому человеку на ТЫ) и скорее всего узкий кругозор, либо ограниченные умственные способности, раз тебе так надо это всё разжёвывать" — вот ты сам про себя и рассказал)
))))) зацепило всё таки
не зацепило нисколько, мне не сложно проводить ликбез)))
кстати, ты слышал о "цифровом этикете" и манере общения в сети?
вот, прочти слова умного человека:
«В философии интернета мы все равны, независимо от возраста, пола, дохода или социального статуса в реальной жизни. Обращаясь к кому-то на «вы» и ожидая такого же отношения к себе, вы строите иерархию, противоречащую сетевой культуре».
отличная статья!
Какие симпатяжки…ещё 9 лет, и я стану обладателем янгтаймера)
Только я прочитал «Автомобили с душком на дорогах Чехии»?
Отличный материал. Мой фаворит в современных ралли на раритетных Шкодах — немец Маттиас Кале. На самой слабенькой машинке этот господин едет просто эталонно.
Мария, очень интересный обзор! С удовольствием прочитал)
Реально тарантасы, то ли дело немцы, американцы, в те годы.Щукин на какой гонял?
На Garda
Спасибо.
Убогие они все чешские шкоды, да и сейчас дизайном не блещут.
может это проблемы социализма?
Машу прошу не обижаться за коммент.
Обижаться не на что) у всех разный вкус!
Чехи передали немцам самую механизированную армию. Чехи передали немцам единственного своего автопроизводителя. Чехи передали немцам… что там на очереди?
Поработав немного в Чехии, я это действительно увидел. Чехи очень любят все, что связано с соседней Германией, равняются на неё. Если сказать чеху, что он относится к группе славянских народов, так же, как и поляки и словаки, то большинство чехов недовольно морщит лица, мол, какой я славянин? Я — НЕМЕЦ!
Возможно это было на той территории, которую отрезали от германии, и они действительно немцы были. Ну а так то некоторые русские себя евреями называют, когда в этом выгоду видят…
Поработав немного в Чехии, я это действительно увидел. Чехи очень любят все, что связано с соседней Германией, равняются на неё. Если сказать чеху, что он относится к группе славянских народов, так же, как и поляки и словаки, то большинство чехов недовольно морщит лица, мол, какой я славянин? Я — НЕМЕЦ!
Язык у них совершенно другой и на славянском, то есть смешав русский, польский, украинский и белорусский не договоришься и даже не понятно ни капли.
andrey-386
Чехи передали немцам самую механизированную армию. Чехи передали немцам единственного своего автопроизводителя. Чехи передали немцам… что там на очереди?
Мы также можем сказать, что тыловые и полицейские подразделения Вермахта на восточном фронте на 60-70 процентов были укомплектованы советской автомобильной и бронетехникой. ГАЗ АА, БА-10, БА-20.
ЗиС -5 вообще был принят на снабжение фронтовых частей, и сыграл свою роль в осеннем наступлении германской армии на Москву. Также напомнить можно, что горючее, продовольствие и боеприпасы с любезно оставленных немцам складов Приб ВО, Зап ВО, КОВО и прочих, вермахт эффективно использовал до 1943 года. Так что не только чехи передавали немцам. Другие тоже постарались знатно…
Да, те события впечатлений много могут подарить. Но я написал, потому что лично у меня при слове "чехословакия" возникает стойкое чувство брезгливости. А при слове "польша" я вспоминанию, что поляки единственные (кроме ссср) кто не участвовал в частях ваффен-сс.
Ну а герои и предатели были со всех сторон, не без этого…
Чехословакию к слову тогда первую на заклание немцам отправили, и Польша приняла а этом самое активное и живое участие (Тешин). Что же касается чувства брезгливости… Ну дело ваше. Мне лично Чехия как страна, и люди там живущие очень понравилась. В отличии от той же Польши. Там хамство, надменность и быдлизм распространены в большой степени.
Сколько впечатлений! Тоже за руль захотелось:)
я так понимаю, участие в таких мероприятиях только для журналистов? :-(
Да, именно это мероприятие было организовано для журналистов
жаль. я уцепился за фразу "Конечно, это прежде всего не спортивное соревнование, а возможность прикоснуться к истории марки…"
вот прикоснуться у меня желание есть, а возможности, получается, нет :(
Эта конкретно событие было сделано для журналистов.
Но есть же полным-полно клубов владельцев старых автомобилей, в Чехии по понятной причине популярны Шкоды — то и дело встречаю группы таких машин по стране (см. фото — снято где-то в мелком городке Средней Чехии пару лет тому)
Сам я по понятным причинам больше знаю про MINI Cooper — местные клубы владельцев то и дело огранизовывают свои съезды с прогулками и поездками, обычно — ралли на ориентирование (некоторые я описывал у себя в блоге); на самый большой из них приезжают экипажи из соседних стран — Польша, Венгрия, даже Украина. Все эти события рекламируются в интернете, естественно на местном языке — но ищите и обрящете, найдите клуб владельцев старых автомобилей или другой по интересам — и вперёд.
Вот, например, сайт со всякими событиями по стране: www.autosrazy.cz/calendar/
"так как во время этой поездки мы смогли также протестировать автомобили моделей SuperB 2019 в кузовах седан и комби"
Простите, но Супербы в последних трех поколениях никогда не были седанами, а вот лифтбеками были…
В Китае даже Октавия седан есть)
Но, то в Китае
Рапиды там точно седаны, Октавий не наблюдал. У последних Октавий там задняя часть, как у Супербов
SergOS2013
В Китае даже Октавия седан есть)
Но, то в Китае
Много там чего есть. Легковые они любят иномарки, как и мы, но там иномарки почти все локализованные. А вот грузовики и автобусы там исключительно отечественные. 1 раз только Сканию видел.
SergOS2013
В Китае даже Октавия седан есть)
Но, то в Китае
SergOS2013
В Китае даже Октавия седан есть)
Но, то в Китае