Всем привет.
Весной 2019 г. после езды по лужам вылетела ошибка "желтый руль" и перестал работать электроусилитель. Руль стал туго поворачиваться и, что не мало важно, подклинивать.
Подсоединив шнурок выяснилось, что показывает ошибку датчика момента рулевого колеса.
Сразу посмотрел стоимость новой рейки (порядка 110-120 тыс.руб.), что то не хотелось расставаться с такой суммой и решил снять рейку и разобраться что там.
Снять рейку не трудно, но нужна яма или подъемник, снимается она 15 мин.
Я все это проделывал первый раз и поэтому расскажу как делал сам, возможно что то было лишним, либо делалось не в правильной последовательности или можно было сделать по другому и т.д. Все операции делал на свой страх и риск. И если в процессе разборки окажется, что контакты датчика отгнили, то вероятнее всего придется менять рейку.
Итак перед снятием рейки:
1. Выставил руль строго прямо, колеса прямо.
2. Снял левое колесо, снял левую гофру
3. Далее посмотрел сколько зубов торчало относительно торца корпуса рейки.

4. Открутил рулевые наконечники, вывернул 4 болта крепления рейки, отсоединил провода.
5. Открутил болт крепления рулевого кардана. К нему можно легко подлезть через, как я понимаю, специальную выемку слева за левым колесом. Если руль стоит прямо, то болт как раз торчит головкой на Вас. Все поймете, когда начнете снимать ;)
6. Что бы сбить кардан со шлицов вала использовал деревяшку, аккуратно постукивая, он сполз. После снятия кардана руль вращать нельзя. Вообще, лучше его зафиксировать специальной приспособой, но у меня ее не было поэтому просто не трогал его.
7. Снял рейку и ничего не вращая стал наносить всевозможные метки как все стояло.


8. Снял крышку и вот что видим. (лучше делать несколько фото каждого этапа, а еще лучше снимать видео со своими коментариями, ну по крайней мере я делал так), особенно если вы это делаете в первый раз, потому что есть большая возможность накосячить, что чревато обрывом ленты в датчике или где-нибудь в руле.)

9. Дальше снимаем большую крышку(корпус) или как его назвать и видим следующую картину:


Датчик момента, из-за которого вся канитель эта вот та штука с контактами. Из-за попадания воды все закоротило.
Не пытайтесь его вытащить, он жестко посажен этом вале.
10. С обратной стороны рейки есть крышка, откручиваем ее, под ней будет гайка, откручиваем и ее. Но перед этим я посчитал количество оборотов влево и вправо от нейтрального положения(от того положения в котором находился вертикальный вал после снятия рейки, помним про три зуба которые торчали) Надо внимательно посмотреть и четко понимать как должен стоять вал. Вы должны при сборке не ошибиться ни на зуб) Поэтому прежде чем отворачивать гайку под крышкой, будьте уверены в том что знаете это.
11. Отвернув гайку, вытаскиваем вал, он немного провернется, учитывайте это при установке обратно. При вытаскивании вала пластиковый корпус с лентой тоже вращается. Удерживайте его от проворачивания относительно вала.



Фиксируем пластиковый корпус от проворачивания, либо, как сделал я: считаем обороты вправо и влево от нейтрального положения. Я точно знал как он должен стоять. Сколько оборотов от крайнего положения и какой угол установки. Это несложно, главное не торопиться и во всем разобраться. Обязательно делайте фото и видео каждого этапа.
12. Откладываем вал и смотрим состояние игольчатого подшипника.



13. Итак: необходимо заменить подшипник и сальник который находится в пластиковом корпусе.
Подшипник INA F-220711, я заказывал тут:

Сальник Motorherz HA0967 можно заказать на емексе или другом сайте запчастей.
Также я заказала пыльники левые от дизельного мотора, номеров не помню, но если погуглить, можно найти все эти моменты.



14. Вал на котором закреплен датчик я почистил мелкой наждачкой, датчик я промыл обезжиривателем, продул сжатым воздухом, ну у кого здоровое лицо может и так дунуть. Осмотрел контакты, они заржавели но были еще целые, в этом плане мне повезло.
Покупаем в аптеке аммиак(нашатырный спирт), ватные палочки и лак для ногтей самый дешманский. Нашатырем и ватными палками аккуратно очищаем контакты от оставшейся ржавчины. После очистки они стали просто блестеть, я сам не ожидал такого эффекта от обычного нашатырного спирта. Сушим, еще продуваем и покрываем лаком для ногтей на несколько слоев, каждый слой сушим.
Датчик с валом готовы.
15. Моем пластиковый корпус выколачиваем оттуда сальник. Запрессовываем новый. Корпус готов.
16. Из корпуса рейки нужно убрать старый подшипник. Я убрал внутреннюю обойму с иголками, тупо чем то подковырнув. Но что бы иголки не улетели внутрь рейки! Дальше бор-машинкой аккуратно, что бы не повредить посадочное место сточил наружную обойму и там уже легко вынял подшипник. Запрессовал новый с помощью подходящей головки. Все делать аккуратно, иначе 110 тысяч, помним.
17. Предварительно смазав, вставляем вал в рейку как было! проверяем и считаем количество оборотов, что бы не порвало ленту датчика. Убедившись что все стоит как было, я выставил 3 зуба, еще раз сверил с фото ДО.


18. Одеваем корпус.
19. Одеваем крышку как было. Вал выставил на 3 зуба и не проворачивал! Метки на крышке и на пластиковом корпусе совпали.
20. Дальше я сделал что то типа отбойника


Надел его на пластиковый корпус и закрепил болтами корпуса.
21. Устанавливаем рейку обратно. Попадаем в рулевой кардан(не вращая руль!).
22. Все собрав, поставив доп. защитки поехал на сход развал. Потому что как бы я не старался руль все равно сместился чуть влево против часовой стрелки примерно на 10 градусов.
После сход-развала стало все четко.
P.S.
Снимал рейку я два раза: первый что бы дефектануть, заказать, что нужно, второй уже снимал после прихода запчастей. После первого раза все заработало! Но сальник и подшипник все равно надо было поменять.
Но после установки рейки в первый раз я ошибся с рулевым карданом примерно на 30 градусов. В результате немного проехав повыскакивала туева хуча ошибок.

Поэтому во второй раз я скорректировал положение руля и после установки рейки второй раз так же немного проехав, ошибки все исчезли сами собой. Но сход-развал все равно необходим.
Пока все работает, стоят доп.защиты, самодельный отбойник.
Всем спасибо за внимание;)
Комментарии 9
У меня вообще руль стало подклинивать. Поменял крестовину на рулевом кардане, эффекта нет.
Снял рейку, вынул вал, подшипник игольчатый вообще развалился, ролики повыпадали.
Не знаешь где можно поджимка на вал найти, все облазил нет нигде. Или её точить нужно.
Скажите как проявлялось подклинивание на месте в движении в поворотах ?
Спасибо за полезную информацию.
Добрый день! А у вас может осталось фото самого датчика момента? Как он выглядит
« Видим, что нет одной иголки. из-за этого вал немного перекашивало и он подклинивал.» это не иголки не хватает, это обойма у подшипника не сплошная, выпала бы иголка она бы все размолотила и нашли бы ее. Визуально игольчатые подшипники на износ не определишь. Я их поменял и стуки пропали, а по внешнему виду все были «вроде» живые.
Крутой отчет! И работа проделана качественно, приятно посмотреть.
Приветствую, а рейка стучала ? Был характерный звук в районе руля ? под рулём
Нет, рейка не стучала, было подклинивание из-за подшипника