Для большинства из нас слово "троллейбус" стойко увязано в ассоциациях с продукцией ЗИУ — завода имени Урицкого, что в Энгельсе. Этот завод в своё время смог завалить троллейбусами не только СССР и его руины, но и весь остальной мир. Но творчеством "Урицких" дело, что удивительно, не ограничивалось — например, в некогда троллейбусной столице мира, Москве, однажды попытались "наставить рога" подержанным автобусам Икарус.

Старожилы помнят, что когда-то в Москве действовала крупнейшая троллейбусная сеть на планете: на добрых полторы тысячи машин, девять парков, и почти на тысячу километров линий. Потребности такой монструозной системы в технике были соответствующими: в годы расцвета троллейбусной сети Москва нуждалась в сотнях новых "рогатых" машин ежегодно, а завод в Энгельсе с этой задачей справлялся так себе — особенно когда речь шла о сочленённых машинах особо большого класса, или, проще говоря, "гармошках".

В 60-х Москва активно эксплуатировала троллейбусы-гармошки модели СВАРЗ-ТС собственной мануфактуры, разработанные и выпускавшиеся заводом СВАРЗ в Сокольниках. Эти необычные четырёхосные машины сняли с производства из-за того, что СВАРЗ ушёл на реконструкцию — и больше к производству подобных машин так и не вернулся. На долгое время с поставками столь необходимых Москве "гармошек" на электротяге образовался пробел: серийных изделий подобного рода в стране попросту не было. Лишь к середине 80-х годов ЗИУ смог дать потребителям модель 683 — свой собственный сочленённый троллейбус, имеющий в основе бессмертную модель "одиночки" 682. Но выпуск "гармошек" на ЗИУ, в силу большого спроса на троллейбусы, был ограничен — и москвичам пришлось искать дополнительный выход из ситуации.

В середине 80-х в Москву для испытаний пришло два троллейбуса Ikarus-280T венгерского производства, получившие номера 0010 и 0011; эти яркие машины с надписью "Электроэкономный" на бортах демонстрировали новейшие разработки венгерских коллег по части электротранспорта. Но от закупки подобных машин, куда более дорогих, чем ЗИУ-683, отказались из-за цены вопроса. Оба прототипа, поработав непродолжительное время по московским улицам, вскоре отбыли на родину.

В отличие от троллейбусов, автобусы Ikarus продолжали поступать в Москву стабильно: многие сотни новых "гармошек" Ikarus-280 приходили в московские автобусные парки ежегодно. При этом "купить новую машину" вовсе не значит "справиться с её эксплуатацией": снабжение у московских автобусных парков что прихрамывает сейчас, что тем более хромало в перестроечные годы. Иной раз машины, отработавшие буквально по два-три года, вставали по ДВС — и скоропостижно растаскивались на запчасти для более везучих собратьев до голых кузовов.

Эти факторы не могли не сойтись в одной точке. Так и появился СВАРЗ-Икарус — троллейбус, построенный на базе слегка подержанного Икаруса-280, чей дизель покинул чат. Тем более, что поставок ЗИУ-683 по-прежнему не хватало, а в исходниках для такой конверсии, учитывая обстоятельства, перебоя не было.

Завод СВАРЗ, в середине 80-х освоивший капитальный ремонт "280-х", на сей раз выступил не производителем — хоть машина и получила эту марку, в Сокольниках лишь разработали техническую документацию на переделку автобуса в троллейбус. Именно СВАРЗ — Сокольнический Вагоноремонтно-Строительный Завод продумывал, как усилить кузов, чтобы разместить электрооборудование на крыше — и как переделать моторный отсек для установки тягового электродвигателя.
Вторым участником разработки СВАРЗ-Икаруса стал завод "Динамо", разработавший комплект троллейбусного электрооборудования для машины. Ныне на "Динамо" предсказуемо для современной Москвы находится офисный центр.
А непосредственным исполнителем переделок был МТРЗ — Московский троллейбусный ремонтный завод (позднее Московский троллейбусный завод, разогнан в 2013 в рамках троллейбусного погрома).

За основу для модернизации автобусов в троллейбусы брали "Икарусы" самых разных моделей, представленных в ту пору в Москве: 280.33 со складными дверьми, 280.48 и .64 с поворотными дверьми, и даже удлинённые "Аисты" 283.00, едва отработавшие с дизелем по году-полтора.
Даже несмотря на малый тираж, эти машины успели стать неплохим подспорьем для загруженных линий московского троллейбуса, так нуждавшихся в "гармошках". Впрочем, массовыми они так и не стали: всего в троллейбусы было переделано лишь 58 "Икарусов" — капля в море среди сотен и тысяч дизельных собратьев.

Проект свернулся, в общем-то, по той же причине, по которой и начался. По мере краха экономики СССР, за которым и последовал его распад, закупки автобусов из Венгрии, как и поголовье московских автобусов в принципе, стали стремительно сокращаться. Последний СВАРЗ-Икарус выпустили в конце 1991 года — когда Союза уже не было.

Необычные машины не без труда приживались на троллейбусных предприятиях. Большинство автобусно-трлллейбусных гибридов осело в Филёвском автобусно-троллейбусном парке — единственном на тот момент предприятии, эксплуатировавшем и автобусы, и троллейбусы. Там с их эксплуатацией было попроще, а вот в чисто троллейбусных гаражах слесари, как правило, не знали, с какой стороны подступаться к диковинной машине. Поэтому от орогаченных Икарусов стали избавляться достаточно оперативно: их начали распродавать уже в 1992-м, когда первая машина отбыла в Тверь. В дальнейшем подержанные СВАРЗ-Икарусы продавали в Вологду и в грузинский Рустави.
Впрочем, в эксплуатации в Москве СВАРЗ-Икарусы дотянули вплоть до 2004 года: примерно столько же, сколько протянул бы и дизельный автобус в этом кузове. Возможно, век их был и более долгим, но… В июне 2004-го один из СВАРЗ-Икарусов, натерпевшись солёных московских зим, что называется, порвался прямо на линии, близ метро "Кропоткинская". Даром, что порвался очень удачно: никто не пострадал.
От греха подальше эксплуатацию таких машин решили полностью свернуть: последний СВАРЗ-Икарус сошёл с дистанции уже осенью того же года.

На закате линейной эксплуатации СВАРЗ-Икарус успел приобрести достаточно необычную славу, сыграв в кино. Одну из экзотических машин, шедших на списание, разбили в "Дневном Дозоре" — что даже попало в трейлер фильма. Столь необычный выбор был вполне обоснован логически: сюжет подразумевал участие в эпизоде именно троллейбуса, но плоскомордый ЗИУ, не имевший открывающихся элементов, не так красочно разлетелся бы при ударе…
Интересно, что разбили в фильме ту же самую машину, что успела заслужить биографию и при жизни: на заре именно она успела постоять в числе троллейбусов-баррикад в путч августа 1991 года.

Благо, что один СВАРЗ-Икарус было решено сохранить для истории в московском музее городского транспорта, который уже четвёртый десяток лет мучительно рождает ГУП "Мосгортранс". Машину с бортовым номером 0034 торжественно передали в коллекцию музея на параде в честь 70-летия троллейбуса в ноябре 2003 года. СВАРЗ-Икарус, специально приведённый в товарный вид к мероприятию и украшенный шариками, благополучно прошёл в колонне музейной техники… И тут для него началось самое интересное.

После парада музейный СВАРЗ-Икарус прибыл в запасник на Трамвайном ремонтном заводе, или ТРЗ. Место это — достаточно скорбное само по себе: здесь годами ждали хоть какого-то поворота в своей нерадужной судьбе старые машины, сохранённые для музея (и не только).
Дело обострялось ещё и тем, что кузов СВАРЗ-Икаруса хоть и был накрашен к параду — но ещё при жизни представлял собой зрелище достаточно печальное; я бы даже сказал, душераздирающее. Машина здорово хлебнула солёных московских зим, и требовала большого ремонта даже на момент передачи в музей — а годы, проведённые на стоянке, вовсе не прибавляли ей здоровья.

Шли годы, экспонаты музея приезжали и уезжали, кто-то возрождался, кто-то пилился… но для СВАРЗ-Икаруса не менялось ровным счётом ничего: он встал на безнадёжный прикол. В значительной мере виной тому было то, что далеко не тёплые чувства к "рогатым" гармошкам испытывал тогдашний директор музея, дон Карганов. У него к сочленённым троллейбусам как к биологическому виду есть, так сказать, принципиальные личные претензии, и к сведéнию экспонатов подобного рода со свету он прикладывал немалые усилия. Тем более, всю свою историю борт 0034 был "заочно приговорён": о восстановлении машины даже не заикались, предпочтя хранить в нём хрен пойми чьи ретро-велосипеды.

В 2015-м музейному запаснику с ТРЗ пришлось съехать: на его площадке планировалось уложить трамвайные пути, чтобы разместить ставшие "лишними" вагоны к передаче другим городам. Тогда на площадке остались только трамваи, занявшие два крайних пути — а вот техника на шинном ходу уехала на другие площадки.
Впрочем, переезд этой машины тогда так и не состоялся.

Дело было вот в чём. Троллейбус был намертво заторможен, то есть его "держали" на месте отсутствие воздуха в пневмосистеме и многие годы как нетронутая, "закисшая" тормозная система. Сотрудник музея, пытавшийся отбуксировать эту машину на другую площадку — поистине гигант мысли — попробовал растормозить СВАРЗ-Икарус, "дёрнув" его тягачом с места. Это могло сработать с крепкой машиной: возможно, она бы покатилась, и буксировка тогда состоялась…

Но гигант мысли — не то от истинного гигантизма, не то из вредительских побуждений — дёрнул тягачом машину, до этого конкретно подгнившую. Результат эксперимента был более чем предсказуем: основание кузова "порвалось" в самом прямом смысле этого слова, а кузов тягача стал расползаться во всех плоскостях. По сути, гигант мысли оторвал троллейбусу переднюю половину тягача.
Для закрепления достигнутого результата гигант мысли привлёк тягач помощнее: вместо МАЗа, тянувшего в первую попытку, на место событий подогнали эвакуатор на шасси Volvo. Ничего, кроме новых разрушений, герой истории так и не добился.

Немного почесав репу, в музее решили задвинуть вопрос буксировки, и бросить машину там же, где она простояла предыдущие 12 лет, сочтя экспонат безнадёжно нетранспортабельным.
Тем более, что идея с постройкой трамвайных путей на бывшей площадке музея как-то тихо сошла на нет, и подержанные трамваи стали отправлять другим городам почти прямо с линии.
Так прошла ещё пятилетка. Троллейбус простоял на приколе уже 17 лет — и казалось, это продлится ещё одну вечность. Но искренне ненавидевший троллейбусы-гармошки Дон уже ничего не решал, и околомузейным активистам таки удалось убедить руководство музея спасти машину от верной гибели на трамвайном заводе.
Было принято решение: пора в реставрацию!

Эх, если бы всё было так просто и легко! Пациент-то к 2020-му стал совершенно нетранспортабельным: на буксир его взять не получится, да и на трал целиком не затащить. Тогда план созрел такой: машину на месте расцепят, погрузят "половинки" на два полуприцепа-тяжеловоза, и в таком виде доставят… на тот самый СВАРЗ для восстановления (большинство музейных экспонатов Мосгортранса в наши дни ремонтируется там)

В дело вмешалась ковидла, и запланированная на март перевозка пациента плавно переехала на конец июля. Да и в июле дело как-то не шло: пока музей не клюнул жареный петух — вернее, Служба Пути, сооружавшая таки веер трамвайных путей на месте стоянки — ничего не происходило. По иронии судьбы, машину эвакуировали с ТРЗ, как только в Москве закончилось троллейбусное движение — вот такие знаки.

После достаточно сложной транспортировки СВАРЗ-Икарус таки доставили в Сокольники. Но при разделении машины на две секции её не расцепили — ей просто отрезали прицеп по узлу сочленения, который совершенно, то есть вообще, не терпит каких-либо вмешательств (даже под самыми благими предлогами).

Тяжесть заболевания тягача по-прежнему вызывает крепкие сомнения исполнителей, сиречь СВАРЗа, в том, что они смогут с ним что-то поделать. С другой стороны, при погрузке кузова краном ни одно стекло не вылетело — что говорит о том, что пациент далеко не безнадёжен, было бы желание у исполнителя.

В этой точке музей, да и СВАРЗ, встают перед философским выбором. С одной стороны, наиболее верным было бы поднять "из пепла" тот самый кузов — настоящий московский СВАРЗ-Икарус, единственный и не очень повторимый. Лично я не сомневаюсь в профессионализме мастеровых СВАРЗа: долгая история предприятия знает эпизоды, когда поднимали с колен и не такие, казавшиеся безнадёжными, кузова.

С другой стороны, сам СВАРЗ очень хочет пойти по пути наименьшего сопротивления и "орогатить" какой-нибудь автобус, слепив новодел на тему СВАРЗ-Икаруса. Но найти кузов Икаруса-280 соответствующей эпохи уже невозможно — подходящие для постройки реплики машины вымерли даже на самых бедных региональных автопредприятиях.

С третьей стороны — всегда есть риск, что при изготовлении реплики СВАРЗ-Икаруса музей между делом испоганит какой-нибудь другой экспонат из фондов, пустив его под донорство для троллейбуса. Для такой глупости даже гигантом мысли быть не надо: получится в итоге ни рыба, ни мясо, да ещё и скорбный список потерь коллекции прирастёт парой новых пунктов.
А это — третий "оригинальный" Икарус-280Т, работавший в Москве, модели 280.91D. В отличие от собратьев, он таки остался в городе после испытаний, и не вернулся на родину.

Троллейбус 1994 года постройки был поставлен в Москву в 1997-м; где он находился три года — история умалчивает. Предполагалось, что 280.91D послужит демонстрационным образцом троллейбуса, который Тушинский машиностроительный завод может собирать для Москвы вместе с привычными дизельными "Икарусами", но… Ажиотажного спроса на троллейбусы, как и столь острой потребности в них, внутри страны уже не было, и местные производители вполне справлялись с московскими заказами. Машина из Венгрии, закупаемая за валюту, в свою очередь получилась слишком дорогой — чем заканчивались, в общем-то, любые эксперименты с троллейбусами-иномарками в Москве.

Как итог — "280Т" так и остался в гордом одиночестве. К 2009 году уникальной машине пришла пора сходить с дистанции — и здесь начались самые интересные страницы её биографии. Во-первых, от троллейбуса достаточно быстро отказался сам музей "Мосгортранса" (помните же о личном?). Во-вторых, машиной вдруг заинтересовался раскручивавшийся в те годы коллекционер Дмитрий Октябрьский: его эмиссары активно прорабатывали возможность выкупа машины, взбаламутили Мосгортранс, но… ничего не произошло. В какой-то момент Октябрьский слился, а машина оказалась ещё ближе к угрозе попасть под автоген.
Здесь в судьбу троллейбуса вмешался один мой старый, очень скромный друг, который коллекционирует всевозможные транспортные артефакты (обычно категории DE), но не любит ими хвастаться. В те далёкие годы он работал в рекламном агентстве, фотографировал городской транспорт после монтажа рекламы — и олигархом не стал по сей день; но он, во что бы то ни стало, задался целью спасти 280Т от металлолома.
И да — в итоге смог его выкупить!

Так в Москве появился единственный человек со своим собственным, комплектным, и даже условно ходовым троллейбусом. Машину счастливый обладатель отбуксировал на загородный участок, где 280Т находится и поныне.
Что с ним делать, задастся вопросом любой адекватный человек? С одной стороны, свой собственный троллейбус — это такой "белый слон", или чемодан без ручки. С другой стороны, не только добрых, но и надёжных рук для этой машины за минувшие годы так и не нашлось. Так что садовый участок ещё долго пробудет пристанищем для уникальной машины — и там она точно будет целее, чем у бестолкового музея.

Серийным выпуском "рогатых" Икарусов не гнушался и сам венгерский производитель. Такие машины выпускались, как правило, совместно с заводом GANZ (ныне на его заброшенной территории — гетто китайских нелегалов). Подобные машины производства Ikarus-GANZ в виде подержанных из Европы, например, купил, Челябинск…

Впрочем, история знает и другую конверсию подобного рода. Когда в Душанбе, столице Таджикистана, внезапно закончились запчасти к Икарусам, их тоже "орогатили" агрегатами с испустивших дух ЗИУ. Эта история, правда — достаточно давняя, чтобы уже быть забытой.

Дед Мороз, я знаю, ты это читаешь. Техзадание — на трёх фотографиях выше, пациентов я описал. Годик я, в принципе, могу ещё подождать — к новому 2021 уже успеть точно не выйдет.
И на этом у меня на сегодня — всё. Как всегда, до встречи на следующих остановках!
За предоставленные для публикации исторические фото отдельная благодарность Сергею Артанову aka ARTSERGIG, а также ряду приличных товарищей за кадром
Напоминаю, что мы ведём телеграм-канал о ретро-автобусах — и не только (= Присоединяйтесь!

Комментарии 181
))) Я из-за этих СВАРЗов чуть пить не бросил)))
92 год, я киевский водитель троллейбуса. Хоть и на Шкоде 14Тр, а не на ЗиУ, но кабинам Икарусов мы завидовали. И правдами-неправдами старались использовать самые удобные в мире икарусовские рули))).
И думалось тогда — вот чтоб был Икарус, только троллейбус — вот то роскошь и кайф. Мечты-мечты.
В Подмосковье служил в армии друг — последний советский призыв. Поехали компанией к нему в гости. Вестимо, набухались до чёртиков в поезде.
Вчера в Киеве была осень, мы были довольно легко одеты, и зимы ещё никто не ждал.
Москва встретила снегом чуть не по колено. Мы с бодунища кое-как это переварили, но когда вышли в город, а там… сине-белые (!) Икарусы со штангами!
Я думал — глюк, или троллейбус за ним… На задницу ему посмотрел — там верёвки, лесенка, штангоулавливатели… Троллейбус О_О
Такой сюр. Ожидал золотую осень, ЗиУ, Икарусы (жёлтые, как везде). А оказался в курточке и кедах в снегу по колено, и мимо проплывали бело-голубые Икарусы со штангами. Думал — допился))
Если б не этот негодяй Карганов, думаю сохранился бы ни один Сварз-Икарус (с ширмовыми дверьми, из ИК-283) плюс оригинальный троллейбус Икарус-280Т. И вообще, если б тот же Зверев у руля был, с хранением всех экспонатов было бы намного лучше. В чём балабол Уткин поддерживал Дона?
"В середине 80-х в Москву для испытаний пришло два троллейбуса Ikarus-280T венгерского производства, получившие номера 0010 и 0011; эти яркие машины с надписью "Электроэкономный" на бортах демонстрировали новейшие разработки венгерских коллег по части электротранспорта. Но от закупки подобных машин, куда более дорогих, чем ЗИУ-683, отказались из-за цены вопроса. Оба прототипа, поработав непродолжительное время по московским улицам, вскоре отбыли на родину."
Уважаемый Автор, на экплуатационные испытания пришёл в Москву только 0010. Что касается 0011, то он пришёл уже доработанный, о чём я Вам уже писал в комментариях.
Да, 0010 позже был отправлен в Budapesti Közlekedési Központ, в парк Понграц-Кёбанья. Там он более не эксплуатировался и по сегодняшний день стоит на БАМЕ (у забора). Даже, блин, не сгнил.
Надпись "Электроэкономный" была только на нём, на 0010. Почему? Потому, что он имел финскую аппаратуру и рекуперативное электроторможение. На 0011 такой надписи уже не было, хотя ливрею он сохранил от 0010 (терракот со слоновой костью).
Троллейбус 0010 в УПТМ номера не получал. Это его заводской, партионный номер, присвоенный ему на заводе в Матяшфёльде.
Второй прототип — 0011 не был возвращён на Родину, а благополучно отработал в 6-м троллейбусном парке, на Останкинском узле вплоть до 2000-го года, где и был списан. В Венгрию он не возвращался, так как был собственностью СССР.
0010 никогда не числился в СССР. Это была машина Венгерской приписки, поэтому она была возвращена в Венгрию спустя 1,5 года экспериментальной эксплуатации.
Насколько помню, СВАРЗ — Сокольнический Вагоно-Автобусо-Ремонтный Завод…
Вагоностроительно-ремонтный.
У Шугурова вроде было так, как я написал.
Или в "За рулём" советских времён…
У Шугурова много чего было не того: www.mosgortrans.ru/servic…-stroitelnyi-zavod-svarz/
И с какого года предприятие зарегистрировано под такой расшифровкой?
Как только получило это название — то есть со времён Октябрьской революции.
При СССР любили отражать в аббревиатуре организации все используемые слова. И даже соединительный союз "и". Например МИСиС.
И уж такое важное слово как "строительный" обязательно отразили бы в названии.
Слово "ремонтный" аж с большой буквы отразили, а куда более важное "строительство" проглотили? Странно…
А теперь попробуйте построить и произнести аббревиатуру. СВРСЗ. Нормально, да?
Вы букву "а" почему-то теперь пропустили.
да
Один страшный секрет: троллейбусы без пневмы в нашей стране не выпускают уже пятьдесят лет. Они все на воздушном ходу, вообще.
буквально месяц назад видел такой в эксплуатации под киевом в городе белая церковь
состояние конечно не очень веь перелатанный но ездит постоянно
Их сравнительно недавно из Венгрии б/у привезли. Неплохие машины
Ikarus 187.2TR ещё не привозили? Хорошая машина.
Им теперь нескоро грозит…
Спасибо за интересный рассказ!
Как происходило разбитие троллейбуса на съемках "Дневного дозора"? (снято хорошо, эффектно)
Фигура человека — бетонная, вкопанная
Разгоняли тросом
Больше ничего не знаю(
Спасибо!
Очень интересно. Спасибо!
Спасибо за познавательный рассказ, много для себя неведомого узнал. Интересное было время, люди стремились к созиданию. Теперь ухватить только, да побольше. Когда уже нажрутся?
Та никогда
Видео ну очень, очень много глупостей содержит(
На фото указал стоянку или отстойник завода 2012 туда его куда направили экземпляры или на чермет половину ушло? Москва
Печально видеть, как предвзятость одного человека сводит на нет многолетнюю историю, ещё и сохранившуюся до состояния «ещё не поздно», но дотянули до последнего.
В юности катался на таком от метро Киевская.
Одно из главных гнездилищ было там
В Раменки ходили.
Удачи товарищу в сохранении образца!
Спасибо за статью!
Информации о СВАРЗ-Икарусе было совсем немного и, традиционно, без подробностей.
Отдельно отмечаю, что упомянули Александра и его 280Т. То что он сделал — действительно круто и искренне надеюсь, что он его восстановит. И главное, он такой не один — у него есть и единомышленники и коллеги!
Информация есть, но собрать все эпизоды в кучу — потребовались некоторые усилия))
Усилия и приближённость к происходящему :)
Мог завалить, но не смог. У нас всё так, особенно в последнее время. Одни потуги, а заваливают нас и не всегда чем- то хорошим.
Отлично заваливал до последнего, а особенно при красных. Из-за остановки завода даже экспортная поставка в Аргентину сорвалась, далеко не первая. Просто троллейбус — история экзотическая в мировом масштабе, мало кому они нужны.
круто) пришлите нам остановки, и троллейбусов еще 10-к старых, нам надо)
Нам уже навалили.
jastvrn
круто) пришлите нам остановки, и троллейбусов еще 10-к старых, нам надо)
Остановки — фуфло, по ним шихта плачет
Вот даже интересно сейчас стало, какое же электрооборудование у 3649? С виду венгерского в нем только окраска и отсутствие лестницы сзади. Токоприёмники стоят отечественные.

Первые "электроэкономные" Икарусы были с тиристорно-импульсной СУ от Ganz. Московские "хэнд-мэйд" с "горной" РКСУ от "Динамо". Из-за этого их очень не любили многие водители, так как электротормоз там требует тонкой настройки, а без этого ведёт себя часто непредсказуемо.
Интересно, что первые венгерские Икарусы-280 в варианте троллейбуса, которые делали венгры для себя ещё в 70-х, были с э/о от списываемых тогда в Будапеште троллейбусов ЗИУ-5. Получился от ещё гибрид: гудящий мотор-генератором, щёлкающий контакторами, тарахтящий компрессором ЭК-4 и воющий тяговым ДК-207. Это были так называемые там Икарусы 100-й нумерации. Есть достаточно видео с ними в сети, работали они до 1995 года. В настоящее время один оставили как музейный, но ТЭД у него уже не "ЗИУшного" звука.
Потом появились Икарусы 200-й нумерации, уже с тиристорным оборудованием. Сейчас они постепенно выводятся из эксплуатации, возраст их уже перевалил за 30 лет.
А заповедником троллейбусов Икарус-гармошек была, кроме Будапешта, ещё недавно София. Икарусы с узкими форточками, ширмовыми дверями. Но и там их уже вовсю заменяют Солярисами.
Токоприёмники уже ФАТП присрал, при жизни. Родные ушатали.
Начинка венгерская, естественно
Могу подтвердить, что номер последнего "оригинального" троллейбуса был действительно 0049. Мне повезло прокатиться в его кабине в 1999г. Также добавлю, что сдвинуть с места Икарус без воздуха очень просто. Углубляться не буду — есть как минимум два способа. Нужно быть полным дол… дилетантом, чтобы этого не знать.
КМК, у гиганта мысли с самого начала стояла задача угандошить машину в тотал. Получилось. Почти.
SerzhNN
Могу подтвердить, что номер последнего "оригинального" троллейбуса был действительно 0049. Мне повезло прокатиться в его кабине в 1999г. Также добавлю, что сдвинуть с места Икарус без воздуха очень просто. Углубляться не буду — есть как минимум два способа. Нужно быть полным дол… дилетантом, чтобы этого не знать.
Либо разжать колодки, как на КАМАЗЕ, либо накачать воздуха.И то, и то исполнимо и не особо сложно.Но распилить то интерестнее видимо🤔
Да да, я помню, и даже более того — студенческая юность прошла на 17 маршруте Вокзал — ПКиО/ Я еще тогда заприметил приписку GANZ.
Какие интересные однакож истории вокруг нас творились…
Время было интересное. Богатое на явления и артефакты…
Шикарная история! Жаль что от таких красавцев избавились. В нашем Ижевске с электротранспортом гораздо лучше. Среди троллейбусов где-то 80-90% тех самых ЗИУ, вроде бы даже несколько "гармошек" бегает. А на трамвайных путях до сих ходят чешские Татры) Многие уже отреставрированные ремонтным отделением ИжГЭТ. Если кому любопытно, погуглите, фоток много.
Да, Ижевск по этой части город вполне благополучный) Хотя видно, что лишних денег на новьё не находится
Новье, как ни странно, гораздо хуже чем это самое старье. По вместительности и эргономике, уж точно. Тем более что запчастей со времен Союза на эту технику у ремонтников осталось дофига)
Помню с Отцом ездили в Москву в конце 90х. И я увидел в живую такой троллейбус, очень удивился такой машине, в моем понимании тогда Икарус был исключительно автобусом
Они всех очень удивляли))
Ха, не ожидал, что я оказывается "баррикадную" машину 0041 заснял на линии!
Сложно сказать, там переписывали номера с одной машины на другую только в путь
Я (пока) буду думать, что это именно он — троллейбус из хроники.
Ведь СВАРЗ-Икарусы даже любителям в кадр не попадали. Я пока не нашёл в Сети видео с ними, только случайно и мельком.
В Дневном Дозоре тоже разбивали бывший 0041, но там были какие-то странные смены номеров, не уверен что кузов один и тот же во всех случаях
ARTSERGIG
Я (пока) буду думать, что это именно он — троллейбус из хроники.
Ведь СВАРЗ-Икарусы даже любителям в кадр не попадали. Я пока не нашёл в Сети видео с ними, только случайно и мельком.
Сабж мелькает в фильме Перекрёсток:
(отметка 1:35:24, если сразу с неё не загрузилось)
Вообще СВАРЗ-Икарусы очень много фотографировались, благо, тусовались в таких районах, где были на виду.
А вот с видео того, как оно едет, особенно изнутри…
В фильме Предсказание (Рязанов) тоже промелькнул
Примерно 2000-2002 год
Хорошо помню такие возле 1905 года )))
Я там и ездил. Фото сделано на конечной станции 54 маршрута "Филёвский парк"
СВАРЗы помню в центре Москвы летом 2001 года, август, что ли, это был… Я второй раз в жизни тогда приехал в столицу, удивлялся такому чуду — Икар с рогами. Смотрелись сабжи, кстати, очень даже ничего, разве что корму барабаны и лестница портили.
Красный 280Т я видел 15 апреля 2007 года на Кутузоне напротив театра Куклачёва, он в сторону Можайки шёл. Как назло, я не успел достать фотоаппарат и чуть в голос не выл от досады, потому что знал, что зверь уже весьма редкий.
Зверь не просто редкий — он на весь б.СССР такой один был))
Это уже в наши дни на Украину притащили некоторое количество подобных. Но это, так сказать, другая история.
Тогда я ещё не знал, что это чистокровный венгр©, думал, что СВАРЗ-Икарус так перекрасили. Но всё равно огорчился страшно.
Я на линии его так и не словил — графиками не сошлись…
usernameDetector
Зверь не просто редкий — он на весь б.СССР такой один был))
Это уже в наши дни на Украину притащили некоторое количество подобных. Но это, так сказать, другая история.
А как же партия б/у машин в Челябинске?
transphoto.org/list.php?mid=778&cid=54
Они несколько разного происхождения и производства
Помню своё удивление, когда впервые увидел Икарус с рогами в 2003 году)) Аж глаза протёр, как счас помню.
В Ташкенте, где я жил до этого, такого не было, там были либо ЗиУ, либо Шкоды.
Реально ли где-то посмотреть и пощупать СВАРЗ-ТС? Хочется вновь испытать чувство, когда что-то видишь впервые, пусть даже и в 42 года))
Увы, ТС это тема безнадёжная :( Музей ещё в девяностых пытался сделать реплику, но по тем же причинам, что см. выше, этот проект заморозили. И не разморозили до сих пор, хотя скелет кузова и кое-какие комплектующие для него давно готовы.
Андрей! А что-нибудь от оригинала там будет? Ведь насколько знаю остатки кузовов с дач порезали. А каркас реплики похож на оградки с кладбища
Боюсь, не будет вообще ничего, то есть совсем… В том числе не будет и реплики. Музей в этом плане демонстрирует ноль потенции.
Как донора в своё время порезали МТБЭС, плюс кое-что с оригиналов (оси) раньше хранили. Но…
А что за МТБЭС был Андрей? И есть современные фото каркаса ТС?
Про МТБЭС история была вот тут: www.drive2.ru/b/452242052839637034/
А скелет ТС-1 — вот в аттаче. Его даже под крышу не стали затаскивать, и планов завершать в помине нет. Хотя ещё есть старики на СВАРЗе, которые эти машины своими же руками и собирали.
Да, со стариками-беда, они быстро заканчиваются. В нашей замечательной стране всё так, сначала сгноить до основания, а потом ценой нечеловеческих усилий, объявлять штурмовщину и аврал по воссозданию из пепла, для празднования какой-нибудь очередной круглой даты. Радует другое, что остаются простые люди, понимающие всю ценность передачи реальных артефактов потомкам и не жалеющие ни сил ни времени, а под час и собственных денег для сохранения и без того скудного наследия, спасая его от пещерной глупости всяких Донов и прочих ган… нехороших людей, чтобы им…
Всё это всяко на грустные мысли наводит
ker-fender
Андрей! А что-нибудь от оригинала там будет? Ведь насколько знаю остатки кузовов с дач порезали. А каркас реплики похож на оградки с кладбища
Настоящие ТС по милости лисапедиста порезали+лисапедист так мстил неугодным. С репликой тоже жесткач
Эх, Будапешт
Да, 2018 год
Их и сейчас в работе много. В отличие от дизельных братцев
Дизеля туристов сейчас катают
Ну, то уже совсем другая история)
usernameDetector
Их и сейчас в работе много. В отличие от дизельных братцев
usernameDetector
Их и сейчас в работе много. В отличие от дизельных братцев
usernameDetector
Их и сейчас в работе много. В отличие от дизельных братцев
Дааа… Я вот успел прокатиться на "электроэкономном" ещё при СССР — случайно сел. Судя по всему — был он с рекуперацией в европейском её варианте, особенно не шумел и довольно быстро разгонялся. Ещё радовал нетипичный для тогдашних московских троллейбусов окрас, смотрелось круто. А вот на этих переделках уже после армии, в 90-м -93-м какое-то количество раз катался по Кутузовскому проспекту. Теперь всё, ни на каких больше не покататься…Даже мой 4-х летний сын удивляется — куда все троллейбусы подевались…Как объяснить ребёнку, что большие "дяди" пилят огромные шекели?
"Электроэкономные машины", на память, были с тиристорно-импульсной системой управления. Это та самая, что мерзко пищит во всём современном электрическом. Она посложнее устроена и ремонтировать её — та ещё затея, но расход электричества в разы ниже, что для многих критично…
Тогда к такому были не готовы, хотя экспериментировали многие.
Мерзко пищит — это на советской технике. У чехов и венгров звучание было вполне приемлемым, не напрягающим (в исправном состоянии). Есть ещё современный её аналог — транзисторная система.
Moskvichmoy
Дааа… Я вот успел прокатиться на "электроэкономном" ещё при СССР — случайно сел. Судя по всему — был он с рекуперацией в европейском её варианте, особенно не шумел и довольно быстро разгонялся. Ещё радовал нетипичный для тогдашних московских троллейбусов окрас, смотрелось круто. А вот на этих переделках уже после армии, в 90-м -93-м какое-то количество раз катался по Кутузовскому проспекту. Теперь всё, ни на каких больше не покататься…Даже мой 4-х летний сын удивляется — куда все троллейбусы подевались…Как объяснить ребёнку, что большие "дяди" пилят огромные шекели?
Я помню, году в 90-91, ехал с отцом с Поклонной горы на таком. Впечатления остались на всю жизнь: ещё бы, вроде Икарус, но троллейбус, бело-голубой! Надеюсь, что тому, кто погубил их, всё зачтётся…
Жаль — не нашими руками!
Спасибо за рассказ, очень интересно!
Я таких никогда не видел даже и не знал что есть)
Тема глубоко локальная)) А знание — сила (=
Ой, как похорошела Москва при сергее семёныче…
Темпы похорошения начинают натурально пугать
А под Киевом, в Белой церкви рогатые Икарусы до сих пор имеют место быть
Евро б/у, вроде с родины
Не оторваться, спасибо
Очень интересно, зачем убирать троллейбусы, если сейчас есть выделенная автобусная полоса, в которой они бы чувствовали себя вполне комфортно.
Интересная статья, спасибо, было приятно почитать))
У самурая нет цели — только путь.
Весь смысл московского троллейбусного погрома — в иррациональной, психиатрической ненависти к ним персонально ССС.
stas71
Очень интересно, зачем убирать троллейбусы, если сейчас есть выделенная автобусная полоса, в которой они бы чувствовали себя вполне комфортно.
Интересная статья, спасибо, было приятно почитать))
им на смену пришли электроавтобусы
Это не совсем так. В мск сейчас 450 электробусов вместо 1500 троллейбусов, остальное — дизельные автобусы
stavosago
им на смену пришли электроавтобусы
На один электробус приходится три троллейбуса. Это доширак на уши, больше тысячи троллейбусов заменены обычными дизельными автобусами.
Зато какие песни про экологию!
Зато сбитый в детстве троллейбусом скотоложец считает себя отомщённым))
Про токоприемники-руки тронуло… 😏
Спонтанная мысль, но уж очень правдивая…
А вот (от автора некоторых фото в статье) маленькое видео с 3649. Снято 18 Октября далёкого уже 2007 года.
vk.com/video514914223_456239029
Парадное бы тоже отыскать, что мы обсуждали!
70-летие московского троллейбуса (2003 год), где в парадной колонне шёл и СВАРЗ-Икарус 0034. Видео не моё (зато я тогда в нём ехал).
Да. Было дело. Ходили такие по 2 маршруту. Филевского парка машины. Садился возле триумфальной арки на них. Там тогда еще вдоль дороги "баттарея" желтых палаток стояла- "комки" типа.
У Филей было больше всех таких машин. Соответственно, центр, запад, юго-запад…
Я в больнице лежал где то в филях в конце 1990х скорее всего. Видел синий троллейбус икарус, их много было. И троллейбус с крышей от газ 24
Было и такое
Видели. Осмотр контактной сети. Голь на выдумки хитра.
usernameDetector
Было и такое
"Челленджер" назывался
usernameDetector
Было и такое
Теперь ясно, чем вдохновлялись создатели "Дороги ярости")
Были и другие мутанты — например, с таким же обрезком ГАЗоновской кабины на крыше
usernameDetector
Было и такое
Технички из тягачей ИКАРУСов без гармошки с ширмовыми дверьми на корме, видал собственными глазами, но такого монстра… Смесь бульдога с носорогом, разбавленная отслужившими своё собачьими будками:)))
За исключением застрявшей в текстурах Волги, изделие вполне себе заводское
Гравицапы этому пепелацу не хватает.
usernameDetector
Было и такое
О, только хотел про него написать) По Ломоносовскому ходил, правда, насколько я помню, раскраска у него была другая.
Их было несколько, но с Волгой был только один и как правило, он был таким
Именно с волговской крышей имел в виду, но, спустя лет 16, могу и ошибаться по поводу цвета. Казалось, что он был какого-то светлого цвета без полос. А на синем Икарусе 34-го маршрута с поворотными дверями частенько из Университета ездил до Юго-Западной после учёбы.
На третьем фото у Икаруса забавные колхозные фонари, в начале 90-х по 17-му маршруту гоняли несколько штук с такими колхозными фонарями.
Это особенность СВАРЗовской технологии ремонта, их, так сказать, фирменная задняя панель. Была такая и на рогатых, и на обрубках, и на 280/283 с капиталки.
Хм, автобусы такие не видел, а вот троллейбусы были.
Например
Для меня первые рейсовые Икарусы, на которых я ездил школьником в первой половине 80х.
Помню, ездил на 34-м регулярно. А рядом с филёвским тролейбусным парком учился и спортом занимался — каждый день мимо проходил. Застал стройку жилого комплекса на его месте.
ФАТП работает в полный рост и по сей день, и даже ничего не потерял за эти годы. И основная территория, и стоянка-БАМ действуют.
Район, конечно, престижный, но БАМ (за яблоневым садом на Кутузовском) в железнодорожном землеотводе, там строить нельзя ничего.
А на Давыдова предприятие стратегически важное, оно весь центр возит
Напутал с фрунзенской. Как тот парк назывался?
Это был 5-й троллейбусный имени Артамонова. Его переселили в старое Краснопресненское депо трамвая, а трамвайщиков оттуда — в новое депо в Строгине.
Но несколько лет артамоновцы стояли на конечной в Лужниках вместо парка. Очень уж срочно Интеко их выперло.
Напутал с фрунзенской. Как тот парк назывался?
Пятый
Напутал с фрунзенской. Как тот парк назывался?
Название было только у Филёвского, у остальных только номера
Ну, были «имена» у некоторых, помимо 5-го, также было у 4-го — имени Щепетильникова.
Наверное это не совсем официально, не знаю. Я работал в Мосгортрансе с 1999 по 2002 год, тогда только третий троллейбусный, он же восьмой автобусный, имело название не номерное, а словесное- Филёвский автобусно-троллейбусный парк. И ещё, я слышал, что в Европе всего два автобусно-троллейбусных парков тогда было.
Я работал в ФАТП на Краснопресненском узле, на маршрутах 54 и 84. Изредка приходилось и на Икарусах ездить. Они были в ужасном состоянии. Только один выглядел свежим, под номером 0049.На ваших фотографиях есть 3649, может, это он и есть? Присвоили другой номер? Первая цифра 3-это номер парка, а вторая 6- сочленённый? Ведь у всех длинных машин, независимо от принадлежности к парку, вторая цифра (6) означала, что это сочленённый троллейбус. А на коротких означала к какому узлу принадлежит.
Да, 0049 сменил «опытный» номер на обычный. Он и был последним носителем «опытного» борта 00хх.
Это было уже когда СВАРЗовские переделки отъездились.
«Имена» у парков — ещё советские, дожили до недавнего времени…
По-моему, у всех Икарусов-СВАРЗ номера начинались на 00**, во всех парках, где они имелись.
Ещё в ФАТП были ЮМЗ Т2 штук десять, хорошие были машинки, мне нравилось на них работать. Их номера начинались на 39**
ФАТП присваивал 0012-0048, а вот 6 и 7 парки дали СВАРЗ-Икарусам обычные бортовые 6ххх и 7ххх
А ЮМЗы были ещё у 1 парка, но ещё меньше, чем у филёвцев. Неплохие были машинки, прикольные.
Понятно
Раскраска 3649 точь в точь как у автобусов в Варшаве, во всяком случае, до 93 г. точно
Да. Но вообще это ливрея в первую очередь будапештских рогатых)
Грустно…
Да, по Вологде бегали такие четыре машины
Тут даже наклейка ЭКО московская ещё))
Ramon35
Да, по Вологде бегали такие четыре машины
Списали, порезали?
Да, все в металлолом ушли
Negodych
Списали, порезали?
Очень, очень много лет назад
Так ненавидеть свою собственную историю как МГТ может только МГТ.
Это, так скажем, достижения отдельных представителей.
Которых наделили возможностью принимать решения, увы.
В том то и дело, что это ключевые люди для огромного предприятия.Столько непрофессионалов в каждом из отделов сего монстра, что диву даёшься, как все функционирует
Дело именно в психиатрической ненависти конкретного человека к конкретным машинам
Чем это обусловлено?
Как вариант, зависть или желание кайфовать на работе
Помню в детстве с радостью ездил с матерью на работу, по кутузовскому проспекту. Где шныряли диковинные троллейбусы Икарус. Любил разглядывать этих редких зверей. Но, увы, ниразу не удалось на них прокатиться. Спасибо за рассказ!
Хочется верить, что мастера автобусного дела из Санкт-Петербурга заинтересуются чистокровным Икарусом. Уж они то, в отличии от коллег из Москвы, уважительно относятся к истории.
Ребятам не по профилю :( А музею ГЭТ — не по зубам даже перевозка сейчас. Да и машина, которая у них в городе не работала, им не очень и нужна.
Пока будет стоять…
Тогда и вправду, остаётся надеяться на деда мороза…
Ох… Смотрю я на титанический труд Димы из Волгограда и понимаю — с троллейбусом ещё сложнее, грамотных электроэксплуатантов совсем мало.
Электрическая часть — наименее страшная, был бы кузов
Ну как сказать… Кузов — это основа, согласен.
Но "сердце" обслуживать тоже нужно.
Negodych
Ох… Смотрю я на титанический труд Димы из Волгограда и понимаю — с троллейбусом ещё сложнее, грамотных электроэксплуатантов совсем мало.
С электрикой там как раз проще, чем с ДВС. И агрегатов меньше.
Там и ломаться-то особенно нечему
Negodych
Ох… Смотрю я на титанический труд Димы из Волгограда и понимаю — с троллейбусом ещё сложнее, грамотных электроэксплуатантов совсем мало.
Пока читал, тоже о нем думал. Вот где для него эльдорадо. Отдали бы безвозмездно, но сгноить-проще.
Он восстановит конечно, но уйдёт на это много лет.
Машина будет идеальная или близко к тому.
Спасибо
Всегда пожалуйста!
Родной ФАТП и чудный артефакт с 280-х
Чёрт возьми, 7,17,34. Три троллейбуса моего детства, те самые СВАРЗ-Икарусы!
Спасибо!
Всегда пожалуйста!) Сам люблю материалы про подобную эпоху. Она самая богатая на события и артефакты
iCr
Чёрт возьми, 7,17,34. Три троллейбуса моего детства, те самые СВАРЗ-Икарусы!
Спасибо!
жили или живете в райоге Озерной/ юго-западной?
а такие номера помните?
Нет, я на площади Индиры Ганди жил все детство, постоянно с киевской и университета ездил.
ясно, я когда раьотал в фатп, по 187 маршруту, мне на остановке Пл.Индиры Ганди троллейбус въехал в морду Икаруса, откатился назад 🔙, после этого мы со сменщиком на морде икаруса сдкоали зеленый треугольник
Это в сторону м. Университет? Там горочка заметная.
да именно
amihailoff
жили или живете в райоге Озерной/ юго-западной?
а такие номера помните?
Дружище, нет ли номера 08783? Это был Икарус-280. Я работал на нём по 226 в 98-99 гг., к сожалению не сфотографировал.
к сожаок6ию нкт, я тоже работал в 7 колоне. уволился в 98,