Север — это безумно красиво и безумно опасно! В некоторые места нашей страны можно добраться только зимой и по зимникам — сезонным дорогам в условиях холодного климата. Как говорится, север ошибок не прощает, поэтому в этом посте я расскажу вам, как лучше подготовиться к такому путешествию и вернуться из него живым и невредимым.

1. Автомобиль должен быть полностью исправен
Перед любым путешествием, а особенно таким ответственным, нужно обязательно проверить все важные элементы автомобиля и заменить, если есть подозрение, что что может сломаться.

2. Утепление автомобиля
Машины на северах серьезно утепляют, об этом я рассказывал в отдельном посте в блоге. Минимально, что можно и нужно сделать — это укрыть двигатель термоодеялом и закрыть решетку радиатора от встречного холодного ветра.

3. Запас еды и воды
Зачастую на северах и зимниках либо вообще нет пунктов питания, либо между ними очень большие расстояния, поэтому лучше взять с собой определенный запас еды хотя бы на несколько дней. Особенно на случай, если вдруг произойдет какое-то ЧП.



4. Запас топлива
На северах и зимниках с топливом может быть беда — тысячи километров без заправок. Поэтому перед выездом обязательно уточните, где и какое топливо можно купить, при первой же возможности заправляйтесь на каждой заправке, чтобы иметь максимальный запас топлива всегда.

На северных машинах очень часто ставят дополнительные баки.

Но этот вопрос можно временно решить несколькими канистрами.


5. Теплые вещи
Обязательно с собой возьмите комплект теплых вещей и хорошей обуви. В случае поломки автомобиля, ремонта или необходимости дойти до ближайшей точки, где есть люди, это может спасти жизнь. Да даже если двигатель заглохнет и машина начнет замерзать — это может быть единственным шансом дождаться помощь.


6. Связь
С большой вероятностью связи в этих местах не будет, только спутниковая. Если спутник взять возможности нет, то перед выездом на зимник или трассу без связи предупредите близких, где вы, куда едете и когда ориентировочно должна появиться связь, чтобы вы снова отзвонились. В случае, если вы на связь не выйдете, близкие должны будут вызвать помощь.

7. Инструменты
С собой обязательно взять минимальный набор инструментов, чтобы починить автомобиль или вызволить его из беды — лопаты, троса.

8. Изучение местности
Перед выездом обязательно изучите карту местности — как ехать, что есть поблизости и куда идти в случае поломки авто. Такие кары обычно есть на пикетах

или на въездах на опасные трассы.

Надеюсь, что эти советы помогут вам грамотно подготовиться к непростому путешествию. Если есть что-то важное, что упустил, пишите в комментариях.
О моих актуальных поездках и путешествиях можно узнать из инстаграма
Комментарии 119
Эта статья будет полезна не только тем автомобилистам, которые планируют экспедицию на Север, но и всем остальным водителям! За себя точно говорю!
Оказавшись здесь ты меняешь свое отношение к жизни и религии. Ты понимаешь, какая хрупкая жизнь человека в схватке с ее Величеством природой. Не передать тех эмоций, которые здесь испытываешь. Автору огромной удачи по жизни и берегите себя!
P. S. описанные автором — НЕ банальные вещи, я сам чуть с жизнью не попрощался, автору еще раз огромной удачи! А я сделал выводы о своих ошибках, и говорю Якутии до скорой встречи! Не скучай, Якутия, я еще вернусь!
о чем был пост — не вьехал… банальные вещи повторены просто! надеюсь что хоть китайцы из хавала денег на топливо дали…sobesednik.ru/avto/201912…li-kitajskij-vnedorozhnik
Не удивительно, москвичам сложно в такие вещи северные въехать. Вы запаску с домкратом даже не берете в машину
Вот не надо. Не все)) В радиусе 500км от Москвы трос не допросишься. Когда в командировку езжу на дальний восток, то охреневаю от водителей которые везут меня от аэропорта на объект. Вылезти на встречку для обгона, где нельзя это делать нормальное дело.
👍
По якутским новостям
Вас сегодня по телику показывали
в целом вывод такой: занятие это туповатое, делать там нечего, лучше сидеть зимой дома или кататься на лыжах, а всякая шляпа типо поездки по зимникам, это чисто 1 из 100000 этой ерундой занимается.
Не читая даю совет. Не.уй туда ехать.
Так надо четко понимать для чего нужен Север .Если это жизнь и работа то это одно а если это дешевые одноразовые понты то это другое, и жизнь в условиях крайнего Севера сама научит как выживать в таких условиях, и голова начинает намного быстрее думать когда жопа начинает замерзать.
Родился и вырос в ЯНАО. Приходилось при температуре ниже — 45° выезжать за пределы города на трассу или зимники. В принципе вы всё правильно описали. Обязательные пункты:
Исправный авто
Запас горючего
Тёплые вещи
Запас еды и воды
Без детей и женщин
То что нужно для разжигания костра и заготовки дров
Отсутствие паники
Люди в панике сначала начинают жечь вещи, потом колёса, а потом и сам автомобиль. В итоге все замерзают.
Опаснее всего дизельные авто, т.к. саляра часто просто замерзает. Ну и конечно же подвержена замерзанию любая гидравлика.
Не рискуйте жизнью и здоровьем без необходимости✌️
ещё хочется добавить 100 +++ но система не позволяет
Vladislav040987
Родился и вырос в ЯНАО. Приходилось при температуре ниже — 45° выезжать за пределы города на трассу или зимники. В принципе вы всё правильно описали. Обязательные пункты:
Исправный авто
Запас горючего
Тёплые вещи
Запас еды и воды
Без детей и женщин
То что нужно для разжигания костра и заготовки дров
Отсутствие паники
Люди в панике сначала начинают жечь вещи, потом колёса, а потом и сам автомобиль. В итоге все замерзают.
Опаснее всего дизельные авто, т.к. саляра часто просто замерзает. Ну и конечно же подвержена замерзанию любая гидравлика.
Не рискуйте жизнью и здоровьем без необходимости✌️
у нас круче было :)
Vladislav040987
Родился и вырос в ЯНАО. Приходилось при температуре ниже — 45° выезжать за пределы города на трассу или зимники. В принципе вы всё правильно описали. Обязательные пункты:
Исправный авто
Запас горючего
Тёплые вещи
Запас еды и воды
Без детей и женщин
То что нужно для разжигания костра и заготовки дров
Отсутствие паники
Люди в панике сначала начинают жечь вещи, потом колёса, а потом и сам автомобиль. В итоге все замерзают.
Опаснее всего дизельные авто, т.к. саляра часто просто замерзает. Ну и конечно же подвержена замерзанию любая гидравлика.
Не рискуйте жизнью и здоровьем без необходимости✌️
2 магаданцев 18 лет не исполнили ни одного правила из 8.
Налегке, без одежды, без горючки, без утепления, без постоянной связи, по гугл картам заехали на заброшенную трассу, с местными не общались. Итог 7 суток при -50 в заглохшей машине, 1 умер, 2 без рук без ног.
Прочитал статью, комменты и понял: лучше туда не ездить!))
Самый разумный комментарии))
Что бы выжить нужно с собой маску взять)))) и антисептик
Полюбак)
А СВ рация в качестве экстренной связи уже не алё там?
С другими фурами только
я про случай, когда сотовой связи нет, а что то случилось. кто ответит пофиг))))
тот же 15 канал?
Если кто рядом есть, ответят
litespeed
А СВ рация в качестве экстренной связи уже не алё там?
скорее САТКОМ вам поможет или спутниковый телефон
СиБИшка это ближняя связь да ещё и в 15 канале где у дальнобоёв шумодав задавлен на 95%
Видел вас это вы в ютубе видете трансляцию
Статья хорошая, поучительная. Как говорится, кратко, но в основном. Желательно бы по подробнее о тех местах и случаях, В которых Вы побывали. Тем, кто поедет в эти мечта, будет путеводителем. А иным — просто интересно почитать на досуге. Вот только небольшое замечание про еду: я бы с собой, лично, взял несколько упаковок армейского дневного усиленного пайка. Места они занимают немного, зато там всё есть и вкусно, упаковано в жестяные банки и разогреватель со спичками есть. На аварийный случай-самое то. Сам постоянно пользуюсь им, когда нет возможности поесть в нормальных условиях, и не жалею. Ждём-с чего-нибудь новенького. И ни гвоздя Вам, ни жезла!
Жгутов для колёс и пару камер. Бутылочку с бензином или эфиром, чтоб колесо накачать без камерное. На этот маршрут брал 80 литров саляры Арктики. Перчаток простых пар 6. Мокрые выкидываешь. Диагностику OBD. Мелкие деньги и спиртное. Про Остальное уже писали.
Посоветовал бы ещё иметь при себе водо- ветроустойчивые спички, сухое топливо и таблетки для обеззараживания воды)
Блин, в такую экспедицию хавэл брать не ссыкотно? Они же зимой горят на прогреве массово, а тут СЕВЕР Настоящий … Или это какой-то спецХавэл? :-)
Все что даёт тепло — на севере в пользу, чай там вскипятить, супец погреть. хавал не исключение .
Я лично только 2 Тойоты увидел
2 тойоты понятно — по ним вопросов нет! А вот синюшный драндулет, в который топливо из канистры заливают, с гордой надписью на заднем крыле "Haval Arctic Experience" — он в качестве "бычка" поехал, чтобы костерок из него при случае сварганить, супец, чаёк заварить, обогреться? ))
Его видимо жечь по частям будут 😁
Kostas1766
2 тойоты понятно — по ним вопросов нет! А вот синюшный драндулет, в который топливо из канистры заливают, с гордой надписью на заднем крыле "Haval Arctic Experience" — он в качестве "бычка" поехал, чтобы костерок из него при случае сварганить, супец, чаёк заварить, обогреться? ))
))))) Не знаю, не знаю. Плохо гореть будет-китайский же
вонять будет?
;-)
Kostas1766
Блин, в такую экспедицию хавэл брать не ссыкотно? Они же зимой горят на прогреве массово, а тут СЕВЕР Настоящий … Или это какой-то спецХавэл? :-)
Год назад ездили, он без автозапуска был www.drive2.ru/b/553710208531039503/
Повезло вам, с кЕтайцами та ещё лотерея, вот тут про возгорания:
mag.auto.ru/article/havalrecallinrussia/
у соседа по даче такой увезли на эвакуаторе в рамках отзывной, надо позвонить, спросить чем дело закончилось…
Пыхнуть на трассе в -50, когда кругом 500, как пел Высоцкий — удовольствие сильно ниже среднего!
Так они пыхали от автозапуска все) нам то он зачем там был нужен?)
Да в том-то и дело, что не только на автозапуске, хотя бОльшая часть и была на прогреве…
"В автомобилях будут заменены дефектные топливные трубки, на них есть вероятность нарушения герметичности топливной системы при низкой температуре. Это может произойти из-за возможного повреждения топливных трубок при транспортировке." — информация с сайта компании.
Алексей, кстати за рассказ/отчёт большое спасибо! Очень интересно и фотки классные! Читаю ваш блог регулярно.
Спасибо) стараюсь)
Kostas1766
Да в том-то и дело, что не только на автозапуске, хотя бОльшая часть и была на прогреве…
"В автомобилях будут заменены дефектные топливные трубки, на них есть вероятность нарушения герметичности топливной системы при низкой температуре. Это может произойти из-за возможного повреждения топливных трубок при транспортировке." — информация с сайта компании.
Алексей, кстати за рассказ/отчёт большое спасибо! Очень интересно и фотки классные! Читаю ваш блог регулярно.
Только почему то не подписаны до сих пор;)
Подписался!))
bepowerback
Так они пыхали от автозапуска все) нам то он зачем там был нужен?)
Они пыхали от протечки топливного шланга и статического электричества. Признанный ими факт.
Kostas1766
Блин, в такую экспедицию хавэл брать не ссыкотно? Они же зимой горят на прогреве массово, а тут СЕВЕР Настоящий … Или это какой-то спецХавэл? :-)
))))
Паяльная лампа, примус, свечки,
фонарик, спальник.канистра с топливом.
Сибиряк не тот кто на севере родился, а тот кто тепло одевается) )))
Сибиряк уже не тот пошел 😁
Топор и пила не будет лишней, также пригодится водка, за неё можно купить топливо
Отчаянные ребята, молодцы! Удачи!)
Забыли главное — мозги надо с собой взять!
Если их отродясь нет, то и взять неоткуда)
Тогда лучше дома отсидеться )))
asteroid15
Забыли главное — мозги надо с собой взять!
Мозги пусть дома лежат нечего их по серверам таскать .
Топор, ножёвка по дереву, верёвка, запас спичек, лопата снеговая и штыковая, баллоны с газом обёрнутые в толстый слой газеты + насадка.
Я как местный хочу добавить, помимо вещей, еды и инструмента, берите с собой дрова, смешного в этом ничего нет, каждый зимник встречаю ''западников''которые жгут свои колеса, так как жечь уже больше нечего, потому что сломался в поле, у местных всегда дровишки с собой
У нас водилы в рейс часто берут дрова. Да и покрышек, которых не жалко закидывают. Всяко не на себе нести, а спасти могут.
maloi640
Я как местный хочу добавить, помимо вещей, еды и инструмента, берите с собой дрова, смешного в этом ничего нет, каждый зимник встречаю ''западников''которые жгут свои колеса, так как жечь уже больше нечего, потому что сломался в поле, у местных всегда дровишки с собой
не знаю насколько актуально в сибири, но я для себя вместо дров открыл топливные брикеты. загораются лучше, лучше греют, удобнее перевозить.
хотя возить с собой вязанки дров вообще тема для грузовиков, когда денег мало, а места много. когда мало и денег, и места, я б в сторону примуса смотрел. его с оговорками, но можно и в салоне зажигать.
maloi640
Я как местный хочу добавить, помимо вещей, еды и инструмента, берите с собой дрова, смешного в этом ничего нет, каждый зимник встречаю ''западников''которые жгут свои колеса, так как жечь уже больше нечего, потому что сломался в поле, у местных всегда дровишки с собой
Мелким был- жили в Усть Нере. Между нас. пунктами как Газели ходили Буханочки с маленькими буржуйками в салоне и сухими дровами под лавками. Мне разрешали подкинуть полешку в топку, я был счастлив! ))) Так вот если Буханка ломалась, то было чем растопить буржуйку, а дальше только знай пили сучья. А навстречу выйдет тягач(газушка), когда Буханка не придет в срок.
maloi640
Я как местный хочу добавить, помимо вещей, еды и инструмента, берите с собой дрова, смешного в этом ничего нет, каждый зимник встречаю ''западников''которые жгут свои колеса, так как жечь уже больше нечего, потому что сломался в поле, у местных всегда дровишки с собой
асблолютно соглашусь. Сам когда впервые поехал на зимник, положил полешек 5, чтоб если что, разжечь сухие дрова а потом можно уже и с улицы накидвать в костер
maloi640
Я как местный хочу добавить, помимо вещей, еды и инструмента, берите с собой дрова, смешного в этом ничего нет, каждый зимник встречаю ''западников''которые жгут свои колеса, так как жечь уже больше нечего, потому что сломался в поле, у местных всегда дровишки с собой
Всегда задавался вопросу мини буржуйки ну или как вы говорите сухие дрова для старта в разведении костра, но и не помешает наверное тент для ветроукрытия? Что скажите! Собираюсь опять на север но уже но другим маршрутамчерез усть кут в якутск и до пивека! Вот и сижу изучаю все что касается подготовки! Ни как не могу найти бур в пять см диаметром. Для самоэвакуации лунку бурить и якориться в нее.
maloi640
Я как местный хочу добавить, помимо вещей, еды и инструмента, берите с собой дрова, смешного в этом ничего нет, каждый зимник встречаю ''западников''которые жгут свои колеса, так как жечь уже больше нечего, потому что сломался в поле, у местных всегда дровишки с собой
На счет дров согласен! Я закинул для розжига сухостой твердой породы! И было полено для якоря и оно же для костра!
Да ладно, я тут живу, ни чего страшного, обычная жизнь, но валенки с фуфайкой всегда в багажнике
первый коммент по делу
komoksnega
Да ладно, я тут живу, ни чего страшного, обычная жизнь, но валенки с фуфайкой всегда в багажнике
сурово так
komoksnega
Да ладно, я тут живу, ни чего страшного, обычная жизнь, но валенки с фуфайкой всегда в багажнике
и не говори, как снег ложится, я в багажник тулуп, топор и унты и катаю их до июня :)
Огромное спасибо автору за емкий и содержательный материал (да и вообще за его блог, полный интересных материалов). Могу лишь добавить три момента от себя:
1. На АЯМе в свое время даже летом на "поднятую руку" останавливались все и всегда (даже тепловозы). Беглых зеков в Якутии нет, лихих людей, в сущности, тоже, а Север диктует свое отношение к ближним своим, которые, может быть, попали в беду и ты можешь им помочь. Стоит перед путешествием оценить, нужно ли рассчитывать в нем только на себя или есть шансы получить помощь.
2. Рефлексы правильной жизни "в автономке" быстро угасают, поэтому перед большим и сложным путешествием очень желательно делать тренировочные выезды.
3. Стоит перед путешествием заранее проработать разные сценарии его прохождения. с учетом изменения погодных условий, состояния матчасти и собственного здоровья, наметить точки схода с маршрута и аварийные сценарии поведения. В состоянии стресса, в случае чего, думать придется быстро, и не всегда это получится качественно.
Со спиртным в баню не ходить?
Без приспособления "Russian winter kartonka" бывает и в средней полосе не обойтись.
😃👍
Как всегда на 5 баллов. Коротко и внятно. Спасибо
Главный совет: не стоит легкомысленно относится к северу и горам, они ошибок и просчётов не прощают.
Обычно в критические ситуации попадают по слабоумию и отваге, дурости, по пьяне и т.д.
Слышал байку, что в этом году двое поехали по тайге в кроссовках на марке и замерзли нафик.
это не байка www.samara.kp.ru/daily/22926/4333579/
да уж, лучше б байка была (((
Sephiroth36
Главный совет: не стоит легкомысленно относится к северу и горам, они ошибок и просчётов не прощают.
Обычно в критические ситуации попадают по слабоумию и отваге, дурости, по пьяне и т.д.
Слышал байку, что в этом году двое поехали по тайге в кроссовках на марке и замерзли нафик.
Это же молодые балбесы, что с них взять?
С них уже взяли, по максимуму 😒
Канистры лучше стальные брать в дорогу пластиковые могут подвести
Смотря какие, у меня есть экспедиционные пластиковые, ни разу не подвели
Здравствуйте! Вы ездили через Усть-Кут?!
Привет. Да, www.drive2.ru/b/579667204161667209/
Давно?!
Написано же в посте)))
Все прочитал! Классный у вас пробег получился! 👍
😎😁
Класс! Я бы тоже хотел так путишествовать!
Это не так сложно) главное — желание)
Я даже прадо 95 взял, чтоб ездить по бездорожью, но разбил машину! 😥😭 Востонавливаю потехоньку на сколько это возможно!
Бывает
Ну да! Но я не растраиваюсь, машину сделаю и вперед! Самое главное что кузов и рама не ржавые!
👍
В закладки и репост, однознпчно! Благодарю! 🤝🤝🤝
А ствол нужен ?
От кого?)
Я там не был, задал вопрос.
bepowerback
От кого?)
Останааливать дальнобоев-молодняк. )))
Skivi
А ствол нужен ?
Если есть то лучше взять, на дворе не 90-ые но все же!
И в кого стрелять?
Зачем отвечать вопросом на вопрос, я спросил нужно ли иметь оружие с собой. Если вы не в курсе, то так и скажите. Стрелять можно не только в "кого" есть и другие варианты применения.
Я проехал 55 стран мира и почти всю Россию. До сих пор не могу понять, где может оружие пригодиться)))
Тем более на зимнике, разве глухарей мочить для супа)
almazovaleks
Если есть то лучше взять, на дворе не 90-ые но все же!
Уже есть признаки их возврата…
almazovaleks
Если есть то лучше взять, на дворе не 90-ые но все же!
главное мушку не забыть спилить :)
Помню в 89г краз на ушах в кувете. А снего снимают запчасти. Подошёл.кабина вснегу, стёкла смёл а там колега шофёр, я тогда молодой был совсем, эти ублюдки уехали, я его в больницу, врачи ругались мол если бы у меня в машине умер быто ям был бы виноват. Но нечего обошлось много лет переписывались. А вот в 2018 сам замерзал и в рацию шумел и так махал, никто не остановился, потом уже почти под машину упал тогда остановились . Молоденький парнишка перепуганный, но помог. Спросил а чего сам то не встал, а он боюсь, кто то ему что то на рассказывал. Вот такой стал брат дальнобойщик, новое покаление шофёров, не по возрасту а по мыслям.
Тоже всегда помогу! Замерзал однажды, в 112 потом позвонил и спросил номер ближайшее ГИБДД, приехали зацепили .
Да и ещё, если вы идёте на зимник и по зимнику, по возможности проверяйте стоящие машины нет ли в них водителя, когда начинаешь смертельно замерзать то неможешь выйти из кабины и засыпаешь и кажется что за тобой приехали или то что ты едешь, так что смотрите кабину внемательно на полу на спальнике.
И все-таки волшебная картонка под капотом есть) В этом году говорят СМИ, что много диких птиц и зверей пострадало в тех краях, очеНь жаль зверушек(.
она чуть ли не самая основная деталь в утеплении :), у самого и одеяло и картонка
Не забыть посмотреть прогноз погоды с февраля обязательно, малые морозы и зимник падает слоями, но погоду надо уточнять ближе к зимнику, так как прогноз по нэту часто сильно отличается от реалий.
можно и пролететь с прогнозом, в этом году уже было пару раз, на утро стояло — 25, а по факту стало -5 (ветер взял и сменился), хотя прогноз смотрел за сутки.
Много пунктов. Подход напоминает системный.
Мне интересно, почему нет рекомендаций страхования жизни и дополнительного страхования автомобиля.
Если не ошибаюсь, в некоторых СК предусмотрено.
Как поможет договор страхования жизни или КАСКО на автомобиль, если ты на нем слетел в кювет, а снаружи -45 и до людей 500 км в обе стороны?
Разъясняю доя тех, кто в танке (= сварог): хотя бы доя того, чтобы спасательная операция оплачивалась не из тех налогов, которые в частности я оплатил.
Так понятней?
PS извините, но не могу НЕ предвзято относится к тем, кто называя себя «сварог», задают подобные «высоко интеллектуальные» вопросы.
Надо быть полным … сварогом, чтобы думать только о себе забывая про то и про тех, кто оплачивает твою жизнь. В частности — твоё спасение.
у нас МЧС спасет только людей, а технику-это говорят уж вы сами как нибудь :)
cuprum-xd3
Много пунктов. Подход напоминает системный.
Мне интересно, почему нет рекомендаций страхования жизни и дополнительного страхования автомобиля.
Если не ошибаюсь, в некоторых СК предусмотрено.
потому что адекватных страховых продуктов под эту задачу в РФ не существует.
То есть для экстремальных видов спорта есть, для яхтинга — есть, для автогонок — опять есть, а для такого рода путешествий — нет.
Вы уверены, что хорошо изучили вопрос?
Мне мой агент, который знает ситуацию в Ингосе, Альфе и Ренесансе — сказал, что есть.
И в части страхования жизни — тоже есть.
Я с этим агентом несколько менее 20 лет работаю. Всё, что своё страхую через него — вполне адекватно.
Ещё я страхуюсь в Черногории и Германии. Российские условия не хуже, хотя структура иная в автостраховании.
Возможно, разные представления об адекватности.
Да, к сожалению, я уверен.
Там обычно мелкий шрифт типа: эвакуация и техпомощь есть, но 200 км от Облцентра, или она не действует в регионах восточнее Байкала, и т.п. Да что там. Меня из Карелии отказались эвакуировать.
ясно. Но — не понятно )
Так как я беседовал именно о дополнительных, а не стандартных страховых продуктах
Основная проблема это договорится о проезде по частным зимникам. У самого шальная мысль о выезде в отпуск на машине по зимникам
Смелость и отвагу захватить… Блин надо же решиться еще и на железо полагаться…
👍 Отличный перечень! Ещё бы добавил от себя + топор, пила, комплект доподежды и обуви именно под хороший мороз типа валенок или унт, парки, шапки (я эти вещи в вакуумный мешок, много места не занимает), ну и если зимник заведомо сложный и прогноз по Метео на ухудшение, а ехать надо, выдвигаться только парой, не меньше и при наличии всех такелажных приспособ в виде хорошего динамического или рывкового стропа и шакл.
Ну это скорее всего имеется уже ввиду в подтнксте так сказать
На самом деле оно всё зависит от читателя, для кого то всё перечисленное обычно, очевидно и кажется самом собой разумеющимся. А для кого то в диковинку.
В силу того что родился на берегу моря Лаптевых, и проживаю в Якутске для меня это очевидно. Для кого то это реально может спасти жизнь.
Нравится читать эти обзоры и статьи про север даже не потому что не видел и не знаю (хотя некоторые места я лично не видел только слышал). А потому что взгляд автора не замутненый и свежий. Он видит то к чему мы привыкли и не замечаем. А тут интересно почитать и посмотреть отчеты
Согласен