Miura
Первым среднемоторным суперкаром Lamborghini была Miura. Она появилась на свет в далёком 1966 году, но и сейчас вызывает поистине невероятные чувства — хочется поставить работу легендарного дизайнера Марчелло Гандини в своём доме или квартире и любоваться на неё часами, днями, годами…

За техническую составляющую отвечали не менее талантливые люди — инженер Джанпаоло Даллара, его ассистент Паоло Станцани и тест-пилот Боб Уоллес. Работая днями и ночами, они подготовили прототип к Туринскому автосалону 1965 года, а на Женевском мотор-шоу 1966-го был показан серийный суперкар с красивым именем.

Двухместное купе получило атмосферный мотор V12 3.9 (четыре распредвала и четыре карбюратора Weber), расположенный поперечно сразу за сиденьями. Двигатель, сконструированный Джотто Биззарини, на версии P400 развивал 350 л.с. и 355 Н•м. С ним машина с сухой массой 1125 кг и пятиступенчатой «механикой» могла разгоняться до 270 км/ч, а 97 км/ч набирала за семь секунд — Miura P400 была самым быстрым серийным автомобилем планеты.

В ноябре 1968 года в Турине дебютировала версия P400 S (или Miura S) с более мощным мотором V12 (370 сил, 388 Н•м) и расширенным оснащением. А начиная с 1971-го исполнение P400 S уступило место модификации P400SV. Последняя отличалась от предшественниц подретушированной внешностью и интерьером, а также доработанным 385-сильным двигателем и максимальной скоростью 290 км/ч.
Countach
Преемник Миуры (заводской индекс LP112) остался заднеприводным и среднемоторным, а V12 разместился продольно. Но дизайн… Countach до сих пор поражает поражает своим угловатым внешним видом, а тогда… Фронтовой истребитель! Автор — всё тот же Гандини. Сегодня Countach сложно назвать дизайнерским шедевром. Зато двери у суперкара открывались вверх, а не вбок, как у Миуры. Даллара над этой машиной уже не работал, но в строю остались и Станцани, и новозеландец Уоллес.

Версии LP 400 и LP 400S довольствовались мотором V12 3.9, с которого снимали 355–375 сил и 356–361 Н•м. Время разгона до сотни соаставляло 5,4 и 5,9 с соответственно, а максимальная скорость достигала 309 и 292 км/ч. Countach LP 500S комплектовался мотором V12 4.8 (375 л.с., 418 Н•м), но такие автомобили весили уже по 1480 кг.

На вершине гаммы находились LP 5000 Quattrovalvole и юбилейная лимитка 25 Anniversario. Им отрядили новый двигатель объёмом 5,2 л мощностью 420 сил или 455 в зависимости от системы питания. Американские эконормы тогда уже требовали впрыска топлива, а Старый Свет мог наслаждаться более мощным мотором с шестью карбюраторами Webber. Номинально обе версии развивали по 500 Н•м при 5200 об/мин, но считается, что карбюраторный Downdraft ещё и более тяговит.

Юбилейная версия, которой фирма Lamborghini отметила четверть века в бизнесе, создавалась под руководством Горацио Пагани. Ещё одним его детищем стал стоящий особняком прототип Countach Evoluzione, который был почти полностью сделан из композитных материалов, включая монокок и внешние панели. По сравнению с LP 5000 QV, снаряжённая масса разом сократилась на 500 кг.

Время разгона упало до 4,2 с (у LP 5000 QV — 4,9 с), а максимальная скорость увеличилась с 295 до 330 км/ч. Быстрее были только два наддувных купе Turbo S (до сотни — за 3,7 с!), но они тоже были экспериментальными образцами. По заказу одного из дистрибьюторов с двигателя 4.8 сняли 759 сил и 876 Н•м при помощи двух турбокомпрессоров. Получилась идеальная версия для выставок и постеров…

Diablo
Lamborghini Diablo был одной из причин, по которой мальчишки тоннами скупали жевательные резинки Turbo. Но разработка модели проходила в тяжёлые времена. Компания пережила смену нескольких собственников, что не могло не отразиться на продукте. Проект 132 стартовал в 1985 году, когда после банкротства итальянскую фирму купили швейцарские бизнесмены Джо и Патрик Мимраны марокканского происхождения, но был реализован уже под патронажем концерна Chrysler — американский автогигант купил Lamborghini в 1987 году.

В серию Diablo, названный так в честь испанского боевого быка, пошёл в 1990-м: длина — 4460 мм, ширина — 2040! Клиентам предложили различные модификации: «заряженные» и облегчённые, закрытые и открытые, с задним приводом и с полным (момент на переднюю ось передавался вискомуфтой). До рестайлинга 1999 года Diablo оснащался двигателем V12 5.7 в паре с пятиступенчатой «механикой». Предлагалось несколько вариантов форсировки: 492—603 л.с. (580–639 Н•м).

После того, как в 1998 году «дочка» Фольксвагена Audi Group приобрёла Lamborghini, изменились внешность и интерьер, в гамме появился шестилитровый V12 (558–583 «лошади»), а мощность двигателя 5.7 довели до 536 сил. Фейслифт 1999-го поставил крест на подъёмных фарах: их место заняли традиционные от Ниссана 300ZX. Впервые у Ламбо появилась АБС. Но главное — после слияния с Audi Diablo сильно прибавил в качестве сборки и надёжности. К концу производства в 2001 году было выпущено 2884 «дьявола».
Murcielago
Murcielago (давать автомобилям имена быков, выступавших в корриде, стало традицией Lamborghini) тоже прожил долго, с 2001 по 2010 год, а тираж вырос до 4089 машин. В этой машине уже отчётливо проявилось влияние Audi, хотя конструктивно Murcielago оставался похож на Diablo. У обоих в основе — стальной пространственный каркас с алюминиевыми элементами. Однако жёсткость «скелета» возросла до внушительных 20 000 Н•м/град.

Кузовные панели из стали и композитных материалов, подвеска — те же двухрычажки со сдвоенными пружинами и амортизаторами сзади. Но Murcielago был исключительно полноприводным, а межколёсные дифференциалы оснащались блокировкой (до 25% спереди и до 45% сзади). Помимо абсолютно новой шестиступенчатой «механики» появилась её автоматизированная версия под названием e-gear. На Murcielago можно было заказать углерод-керамические тормоза.

После обновления в марте 2006-го объём довели до шести с половиной литров, а отдача поднялась до 640 сил и 660 Н•м. Но, например, одноимённый родстер выдавал 650 л.с., а версия SuperVeloce — и вовсе 670! Купе Murcielago SV катапультировалось до 100 км/ч за 3,2 с, а максималка достигала 342 км/ч. Мурси, как нежно зовут машину энтузиасты, оказался успешнее предшественника: было выпущено 3983 автомобиля, среди них 899 родстеров. Это при том, что с 2003 года в модельном ряду Lambo появилась младший спорткар Gallardo c V10.
Aventador
Суперкар с внутренним индексом A34 дебютировал в Женеве 2011 года и полностью назывался LP 700-4 Aventador. В основе машины — углепластиковый монокок массой 147,5 кг, разработанный совместно со специалистами фирмы Boeing и университета в Вашингтоне. Монокок спекался из двух половинок наподобие мыльницы, а на стадии формования углеткани в него встраивались алюминиевые закладки для монтажа подрамников. Кузовные панели выполнялись из композитных материалов и алюминия, а жёсткость кузова на кручение выросла до 35 000 Н•м/градус.

При неизменном рабочем объёме 6,5 л и 60-градусном развале блоков новый алюминиевый двигатель был разработан с чистого листа и оснащался фазовращателями. Диаметр цилиндра увеличен с 88 мм у Murcielago до 95 мм, а ход поршня сократился с 89 до 76,5. По началу мотор массой 235 кг развивал 700 л.с. и 690 Н•м. В пару к нему был подготовлен семиступенчатый «робот» Graziano с единственным сцеплением, который весил 79 кг. Момент на передние колёса передавала муфта Haldex четвёртого поколения.

Aventador официально продавался в России, выпускался более 11 лет, и стал первым 12-цилиндровым Lamborghini, который собирался конвейерным способом: подвижные стапели перемещались между рабочими постами. Было выпущено 11 465 автомобилей девяти модификаций, включая несколько спецверсий мощностью от 700 до 780 сил. Кроме того базу Авентадора итальянцы использовали для постройки штучных моделей Veneno, Centenario, Essenza SCV12 и других. Одним из последних экспериментов такого рода стала серия из 112 омаж-купе Countach LPI 800-4 (на фото справа).
Revuelto
В 2023 году представлен наследник Авентадора — гибрид Revuelto, сочетающий 825-сильный атмосферник V12 с тремя электромоторами. Комбинированная отдача силовой установки достигает 1015 л.с. Причём в основе трансмиссии теперь преселективный восьмиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями, расположенный поперёк, передние колёса приводятся исключительно электричеством, а двигатель ради новой компоновки пришлось развернуть задом наперёд. Коленвалу позволено набирать до 9500 об/мин.

Углепластиковый монокок стал на 10% легче по сравнению со скелетом Авентадором, а жёсткость на кручение выросла на четверть. Передний подрамник и деформируемые элементы также стали композитными. Несмотря на расположенную в центральном тоннеле тяговую батарею, Revuelto (код LB744) спроектирован вокруг более просторного пассажирского отсека, а кузов создаёт на 66% больше прижимной силы, чем предшественник, в том числе благодаря активным аэродинамическим элементам.
