Сейчас на рынке представлено огромное разнообразие Li-Ion аккумуляторов различных марок, как с защитой, так и без. Взрывной рост их популярности пришелся на 2008-2010гг., когда на рынке появились большое количество мощных светодиодных фонарей в зарубежных интернет-магазинах.

Но, стоит признать, что, до сих пор, для большинства пользователей, этот тип элементов питания является достаточно новым и незнакомым. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии мы хотим вам дать несколько советов, чтобы помочь определиться, какой именно литиевый аккумулятор вам необходим (защищенный-незащищенный) и как не купить откровенно некачественный товар.
Что нужно знать при использовании Li-Ion аккумуляторов.
В силу технологии Li-Ion аккумуляторы имеют ряд ограничений, которые необходимо соблюдать в процессе эксплуатации.
Это:
• максимальное напряжение (напряжение перезаряда) не должно превышать 4,25-4,35В
• минимальное напряжение (напряжение переразряда) не должно быть ниже 2,2-2,5В
• ток разряда не должен превышать 2ух-кратное значение емкости (2С): т.е. для аккумулятора с емкостью 2200мАч максимальный ток разряда не должен быть выше 4400мА, а обладателя емкости в 3100мАч можно смело разряжать током до 6200мА. Есть особые типы высокомощных Li-Ion аккумуляторов, которые предназначены для работы с большими разрядными токами, превышающими величину их емкости в 5-10 раз.

• ток заряда не должен быть выше половины значения емкости аккумулятора (0,5С).
По аналогии с током разряда для аккумулятора с емкостью 2200мАч максимальный ток заряда не должен быть выше 1100мА, а аккумулятор с емкостью 3100мАч можно зарядить током в 1550мА.
• Li-Ion аккумулятор НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ при минусовой температуре, но достаточно спокойно относится к работе на морозе с небольшой потерей емкости. Т.е. зарядили аккумулятор дома, пошли, — поработали на улице, потом, опять, принесли заряжать аккумулятор домой. Это утверждение вы можете проверить в действии на вашем смартфоне или фотоаппарате/видеокамере, — там стоит такой же литиевый аккумулятор, только в другом типоразмере.
• Незащищенные аккумуляторы нельзя паять. Если вы хотите собрать из отдельных аккумуляторов большую батарею,

то следует учитывать, что Li-Ion аккумуляторы очень не любят перегрева, а при попытке припаять провод к контакту аккумулятора вы, скорее всего, его перегреете.

Поэтому собирают аккумуляторные батареи с помощью контактной сварки и специальной ленты.

Опять же, для обслуживания такой батареи вам понадобится контроллер,

который будет следить за процессами заряда-разряда аккумуляторов.
Но, перейдем от теории к практике и попробуем дать ответы на самые распространенные вопросы, которые возникают у покупателей при выборе Li-Ion аккумулятора.
1. Защищенный или нет.
Как мы уже говорили, Li-Ion аккумуляторы должны работать в диапазоне напряжений 4,2-2,5В. Для того, чтобы в процессе работы напряжение на АКБ не выходило за пределы этого диапазона на минусовой контакт незащищенного Li-Ion АКБ (их еще называют "ячейка") ставят небольшую электронную плату защиты (зачастую, она именуется просто «защита»).

Именно эта плата обеспечивает работу ячейки в допустимом диапазоне напряжений, предохраняет от перегрузки по току и от короткого замыкания.
Плата защиты приваривается стальной лентой к контактам аккумулятора


и весь этот «бутерброд», упаковывается в термо-пленку с обозначение бренда и емкости (как реальной так и совершенно бредовой, в некоторых случаях).


Из-за платы защищенные аккумуляторы на пару миллиметров длиннее своих незащищенных сородичей и на 0,5 мм толще.



А, так как, качественная Li-Ion ячейка имеет длину 65мм, то защищенный Li-Ion АКБ вырастает в длине до 68-70мм. Такие аккумуляторы могут обозначаться типоразмером 18700 (где первые две цифры это диаметр в мм., а вторые две- длина). Это надо учитывать при выборе аккумулятора, — сможет ли такой аккумулятор влезть, к примеру, в ваш фонарь или зарядное устройство.
PS. На некоторых зарядных устройствах для Li-Ion аккумуляторах производители заранее указывают, что их продукт может заряжать аккумуляторы типоразмера вплоть до 18700.

Защищенные аккумуляторы можно применять в любых устройствах, которые расчитаны на работу с Li-Ion источниками питания и не имеют встроенного контроллера заряда-разряда. В настоящее время основными потребителями защищенных АКБ являются светодиодные фонари, так как именно такие аккумуляторы способны обеспечить питанием мощные светодиоды в течении продолжительного времени.

Так же, защищенные аккумуляторы находят все большее распространение в разнообразной маломощной бытовой электронике, которая работает от одного-двух АКБ.
При необходимости собрать более серьезный источник питания прибегают к изготовлению аккумуляторных батарей. Тут уже в ход идут только незащищенные аккумуляторы.

Такие батареи стоят в большинстве современных ноутбуках, в электроинструменте, фото-видео технике, электровелосипедах и т.д. Управляет такими батареями специальный контроллер, который следит за напряжением на каждом отдельном аккумуляторе в батарее и необходимости в индивидуальных платах защиты нет.

Подитог: если у вас светодиодный фонарь, с вероятностью 99% вам необходим защищенный аккумулятор. Если вы хотите отремонтировать батарею в ноутбуке или в шуруповерте или просто вам нужна БАТАРЕЯ из LI-Ion аккумуляторов, то вам необходимы именно незащищенные АКБ.
Часть 2
P.S. Текст не мой, скопипачено для сохранности инфы отсюда.

Комментарии 19
За статью спасибо! ;)))
…по токам был интерес…
Если кому интересно, как себя чувствует припой, — разберу АКБ.
Не ясны цели страшилок про пайку. Это: где-то, когда-то "специалист" в воздух "стрельнул", а другие, со "знанием дела" подхватили?!
Ну, нет у меня контактной! Что, сварщику идти бабла отваливать?!
…замечательно всё паяется, и чудесно работает!
Согласен, паять ИХ можно. Но с одно оговоркой. Не перегревая так как будто паяете медный самовар= ))
fakir-m
Не ясны цели страшилок про пайку. Это: где-то, когда-то "специалист" в воздух "стрельнул", а другие, со "знанием дела" подхватили?!
Ну, нет у меня контактной! Что, сварщику идти бабла отваливать?!
…замечательно всё паяется, и чудесно работает!
Доброго дня Аппарат точечной сварки FNIRSI SWM-10 ozon.ru/t/lQlEPb4 Цена 4 001 руб. А при превышении определённой температуры LI-IO элемент действительно выходит из строя вплоть до разрушения корпуса.
Я же не против. Сам давно варю (плата с Ali за ~ 1000₽). А вот, например, для одной сборки рядовому юзеру покупать аппарат за 4к?!
Кстати: АКБ из-под паяльника (на фото) ещё не сдаётся! — работает отлично!)
Нельзя паять? Понятно что на заводе контактной сваркой соединяют. При грамотном подходе можно и припаять, сам делал это не один раз. Главное контролировать нагрев, сначала облудить обе поверхности, прикасаться жалом не больше 2сек, затем также быстро спаять ленту и донышко. А если не владеешь пайкой то вообще лучше ничего не паять, все сожгёшь))))
Присоединяюсь. Паять можно, но грамотно.
зачем в фонаре защищенные аккумуляторы ?
он и так их отключит если напряжение будет меньше заданного, а заряжать фонарь не умеет, если это не предусмотрено специально, а если предусмотрено то наверняка стоит плата которая за этим следит
"• ток разряда не должен превышать 2ух-кратное значение емкости (2С): т.е. для аккумулятора с емкостью 2200мАч максимальный ток разряда не должен быть выше 4400мА, а обладателя емкости в 3100мАч можно смело разряжать током до 6200мА. Есть особые типы высокомощных Li-Ion аккумуляторов, которые предназначены для работы с большими разрядными токами, превышающими величину их емкости в 5-10 раз.
• ток заряда не должен быть выше половины значения емкости аккумулятора (0,5С)."
Так все таки сколько не должен превышать ток заряда?:)))
для вот такого фонаря пойдет приведенный выше вариант? заранее спасибо
ru.aliexpress.com/item/10…l?ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_4_10152_10065_5000015_10151_10344_10068_10345_10342_10343_51102_10340_10341_10543_5130015_10609_10541_10084_10083_10307_10301_10611_10610_5690015_5870020_5080015_10312_10059_10313_10314_10534_100031_10604_10603_10103_10607_10606_10605_10594_5060015_10142_10107_10125, searchweb201603_0, ppcSwitch_0&algo_expid=8712cecd-d3c9-4b94-8ccc-f18905539823-15&algo_pvid=8712cecd-d3c9-4b94-8ccc-f18905539823&rmStoreLevelAB=0
Для больших разрядных токов используют LiFepo — литий феррум полимерные аккумуляторы.
Cell — ячейка, у нас их называют банками.
Хорошая статья для SEO копирайтера.
LiFepo4 — это литий-железо-фосфатные аккумуляторы.
Привет, у тебя на первой фотке аккум от Девольта. Если не затруднит посмотри что показывает вольтметр на средних разъемах?
Привет, статья с фотками не моя (смотри P.S. в конце), а по вопросу: на фотке аккумы соединены последовательно, соответственно средние контакты это два аккума 18650, получается на средних контактах должно быть примерно от 5 до 8.5 вольта.
Сори, не досмотрел ((( Не факт что это со средних, там платка кая-то, и что она выдает неизвестно (((( Все равно спасибо за оперативный ответ, буду искать дальше. )
Это плата защиты, она ничего не выдает))) она регулирует процессы разряда/заряда
Это да, причем скорее всего защита от перезаряда. Но два средних разъема идут по распйке с нее.
Markot77
Это плата защиты, она ничего не выдает))) она регулирует процессы разряда/заряда
Скорее защищает от короткого замыкания. На незащищенных были случаи у людей рюкзаки прогорали от коротыша на фонарике.