Добавить сил, не разбирая двигатель? Запросто! Тюнингуем УАЗ Патриот.
Два горба хороши лишь для корабля пустыни. Но внедорожник не верблюд, двугорбая кривая крутящего момента для его двигателя — не оптимальный вариант. Поэтому я и вздрогнул, когда мой добрый знакомый Володя Шарандин пригласил погонять на Патриоте по ледовой трассе.

Проходили, знаем! Погонять, когда после первого всплеска к трем тысячам оборотов падает тяга? Сомнительное удовольствие. Даже следующий всплеск в районе четырех тысяч не спасает. Да и скоростные упражнения на ульяновском вездеходе казались мне сродни офф-роуду на легковой пузотерке.
Но Володя умеет убеждать и, откровенно говоря, никогда не предлагал бестолковых идей. Мало того, он не был на родине пятнадцать лет и за это время стал классным автомобильным инженером, дополнив российское образование американским и европейским. Нынче его конек — цивилизованный тюнинг в собственном центре. В общем, заинтриговал: УАЗ в его исполнении должен быть неординарным.
Дал тягу

Сейчас компьютер — едва ли не основной инструмент специалистов по тюнингу. Здесь и текущие показания, и окончательный результат.
Материалы по теме
Нива, Патриот, Крета или Каптюр? Холодные игры 4х4
Хлопнула дверь, и я за рулем Патриота. Всё знакомо, только двигатель звучит непривычно. Не громче, но тональность изменилась, причем в лучшую сторону. Эта песня мне нравится больше прежней. А как на ходу?
— Здесь момент за двести семьдесят и мощность за сто восемьдесят. Не стесняйся, крутани до отсечки!
Шарандин подначивает, а меня долго просить не надо. Газ в пол! На таком Патриоте я не ездил — разгоняется очень шустро! Даже страшновато стало: к бойкому характеру надо привыкнуть, ведь ходовая и тормоза стандартные, а прыть другая. Внатяг? И на низах этот Патриот убедительнее серийного. Везет ровно, без затыков. Особенно после 1800 об/мин.
Не трогая потрохов мотора, с него сняли 182 л.с. и 273 Н·м, одновременно получили горизонтальную полку крутящего момента. Серийный двигатель выдавал 134 л.с. и 217 Н·м в двух выраженных горбах на 2500 и 4000 об/мин.

На трассе меня ждет сюрприз — стандартный Патриот. Володя предусмотрел этот «рояль в кустах», чтобы я мог пересаживаться из машины в машину — для сравнения. Что же, вперед!
Сначала небольшой мотокроссовый кусок. Здесь не разгонишься: сплошные холмы с крутыми спусками и подъемами. Серийный Патриот взял все горки — где на первой передаче, где на второй. А на машине с доработанным двигателем можно ехать иначе: после пары подъемов перестаю переключаться — тяги хватает, всю полосу препятствий я прохожу на второй передаче.
Гвоздь программы — автокроссовая трасса. Ходовые повороты и аппендиксы, лед вперемежку со снежной кашей. Серийный Патриот при своей массе и габаритной высоте неплохо управляется на скользкой дороге. Конечно, приходится активно работать рулем. Кручу его на большие углы — чай, механизм не реечный. На участках с рыхлым снегом, чтобы не терять ход, перехожу с третьей передачи на вторую. Переключаюсь часто, но в целом — сносно. Честно говоря, после этого «забега» изменил свое мнение о Патриоте в лучшую сторону, но особого удовольствия не получил. Всё же серийный УАЗ не для сносов и заносов, штурм поворотов веером не его стихия.
Теперь — 182‑сильная машина. Воистину, мощности и момента много не бывает! Шасси такое же, а ехать приятнее и, что самое главное, безопаснее. Почти вся трасса — на третьей передаче, переключался лишь в паре мест. Теперь понимаю, почему Шарандин пригласил именно погонять: этот Патриот уже управляется газом — и от процесса получаешь удовольствие. Вместо того чтобы маслать рулем, можно активно пользоваться тягой — мотор, можно сказать, вытаскивает Патриота из сноса.
На базе, где Володя дорабатывает автомобили, уже припасена домашняя заготовка.
— Посмотри, удалось сгладить горбы, а не только поднять крутящий момент!
Шарандин выкладывает распечатку внешних скоростных характеристик мотора, снятых на роликовом стенде MAHA. Действительно, почти ровная полка в 260–270 Н·м в диапазоне 1800–4800 об/мин. Да и мощность намного выше: 182 л.с. при 5200 об/мин. Серийный двигатель выдает 134 л.с., а максимальные 217 ньютон-метров — те самые горбы на 2500 и 4000 об/мин. Самое любопытное, что такие результаты достигнуты без вскрытия мотора и, соответственно, без установки новых валов, поршней, шатунов. Изменен только впуск и выпуск.
Прямоток? Кого этим удивишь! Всё куда интереснее, чем примитивная борьба с противодавлением, — здесь впуск и выпуск согласованные.
Технология выравнивания полки такая. Сначала — 3D-сканирование моторного отсека и днища автомобиля. Это позволяет оценить пространство, в котором предстоит размещать новые детали. Потом идет расчет и проектирование железа.
Задача — форсировать мотор, улучшив наполнение цилиндров. Для этого работают с воздушными потоками на впуске и выпуске и согласовывают волновые процессы в двигателе.
Затем изготавливают выпускной коллектор с патрубками равной длины. В УАЗ вписался «паук» схемы 4-2-1 (вариант 4–1 в подкапотном пространстве не разместить). То есть патрубки сначала сливаются попарно, а потом переходят в единую трубу. Далее идут доработанный резонатор и глушитель. Всё — из нержавеющей стали.
А еще — нестандартный впуск. Фильтр пониженного сопротивления ставят в холодной зоне, где плотность воздуха выше. За ним — диффузор и впускная труба. Их диаметры, скругления, габариты — результат расчетов и экспериментов. Ведь воздушный поток не любит резкого изменения направления, резких сужений и расширений.
Воздухофильтром пониженного сопротивления сейчас никого не удивить, но он работает совместно с доработанной системой впуска.
Фильтр надет на диффузор, снижающий сопротивление воздушному потоку, который «не любит» резких сужений и острых кромок.
После установки узлов на автомобиль начинается процедура тонкой доводки на роликовом стенде MAHA. С колес снимают характеристики, и электроника вычерчивает кривые мощности и момента. В первоначальном варианте выпускного коллектора используют телескопические патрубки — меняя их длину, разработчик корректирует характеристики. Володя, хотя он в прошлом и автогонщик, предпочитает делать ставку не на высокие обороты, а на момент — такие моторы в повседневной эксплуатации куда удобнее. Патриот — случай и вовсе особый: улучшения не должны повлиять на его вездеходные качества. Просадить тягу на низких оборотах — значит угробить тюнинговый проект.
Если можно получить весомую добавку благодаря «вдоху-выдоху», то есть впуску и выпуску, почему так не делает завод?
Окончательной доводкой занимаются на немецком мощностном стенде MAHA. Для настройки нередко используют коллектор с телескопическими трубами.

Особенности массового производства не предполагают индивидуального подбора характеристик двигателя и работы по «золотым» технологиям. Там правит бал усредненный вариант настройки. «Вечный» выпуск из нержавейки, игра телескопическими патрубками коллектора, отказ от фильтр-бокса в пользу фильтра пониженного сопротивления — удел небольших тюнинговых фирм. И они убивают сразу несколько зайцев.
Умеренная форсировка не сказывается на ресурсе мотора. В этом плане работа с навеской куда менее рискованное дело, чем разборка двигателя с заменой дорогостоящих деталей. И, что весьма приятно, цена не заоблачная. Доработанная система впуска-выпуска стоит около 50 тысяч рублей — с учетом установки и настройки.

Комментарии 85
Они просто показали, что такое возможно, что с почти трех литров 135 лы сы это совсем мало, а вот 170-180 вполне себе реально просто программно)))
Вася, а знаешь в чем самый сок этого "тюнинга"?!
Блин это тот же самый 405/406/409й мотор как и 25 лет назад…
В начале он был 102л/с потом 112л/с потом 127л/с, а теперь 135л/с. Не удивлюсь если к следующему "рестайлу" он станет 150 и 180. И соответственно ценник умножай на проценты)))))
Вот такой маркетинг! Как зубная щетка. Вчера изобрели щетку с прямыми щетинками, а сегодня с гнутыми но уже в два раза дороже)))₽)
Федя, это статья из за рулем. И это все.
"…Володя умеет убеждать."
Улыбнуло))
Вопрос, а для чего собственно все это? В серийность такую доработку не пустят, ибо дорого выйдет на выходе. А посему эт так баловство!
Да, на конвейере такое реализовать можно лишь частично. И опять получится нечто усреднённое. Хотя некоторые моменты можно было и перенять. К примеру впуск. Что мешает заводу выкинуть бестолковый самовар из под капота и поставить нормальный пластиковый не гремящий корпус воздухофильтра? Без всяких завихритеоей и тд. К этому же отнесу диффузор вентилятора…
Или установить на выпуск нормальный стронгер для отвода газов? Увеличить сечение трубы опять же.
И я не думаю что это будет стоить дороже. Пластиковые элементы то точно дешевле!
Кстати, я тут погуглил автора, он здесь, на драйве, есть: www.drive2.ru/b/454678020850975161 и Патриот тоже www.drive2.ru/r/uaz/1693355/
…нужно больше рекламы!)))) не покупають видимо)))))
Ну я к тому, что интересующие вопросы, наверное, можно автору напрямую задать
не отвечает он на "важные" вопросы…ибо "деньги" — есть только заголовки — "специальный" коллектор, впуск, настройка и т.д. — серкет фирмы короче)))
Ну это вполне логично. Я думаю вы бы тоже неохотно все секреты производства раскрывали. Почитав статьи и комментарии к ним тоже осталось много вопросов, на которые нет ответов.
"Почти вся трасса — на третьей передаче" — так Вы и стартуйте на третьей :) И вообще, рычаг выдернуть можно.
1. Установка PACMAN'а на стоковых ДВС без замены впуска/выпуска даёт 170 л.с. и 286.4 ньютон-метров (Момент уже выше, того, что рекламируется в "ЗаРублём").
2. Если добавить паука от Stinger'a и впуск от PBK, думаю дополнительных 12 лошадей можно добрать с лихвой. :)
3. Бюджет такого тюнинга ощутимо ниже заявленных 50 килорублей. Но покажите мне тех, кто ждал чего-то другого от рекламы в журнале.
4. Забыл сказать про отсутствие адаптации в PACMAN'е. Иными словами, приход не начнёт исчезать со временем.
счаз автор поста начнет жалеть, что здесь это выложил…сижу ищу хоть один позитивный коммент))))
Реклама и не могла прокатить там, где есть информированные люди. :)
драйв — зло))))
скоро появится услуга — пропплаченная заказуха с баном тех кто не сказал КУ.
Andrey210614
1. Установка PACMAN'а на стоковых ДВС без замены впуска/выпуска даёт 170 л.с. и 286.4 ньютон-метров (Момент уже выше, того, что рекламируется в "ЗаРублём").
2. Если добавить паука от Stinger'a и впуск от PBK, думаю дополнительных 12 лошадей можно добрать с лихвой. :)
3. Бюджет такого тюнинга ощутимо ниже заявленных 50 килорублей. Но покажите мне тех, кто ждал чего-то другого от рекламы в журнале.
4. Забыл сказать про отсутствие адаптации в PACMAN'е. Иными словами, приход не начнёт исчезать со временем.
А хде б почитать про PACMAN'а?
pacmansoft.ru
Спасибо 🙋
Последний комент самый в точку, столько букв, поменяйте двигло и точка.
Ух ты стих вышел 😂
может просто двигатель поменяем ?
потерпите, скоро туда воткнут 2,3л )))))
Это который Тагера еле тащит?
406.2 от волги
Были разработки ещё 405.24 — вот это и хотят впихнуть на уаз.
POMAH-B
Это который Тагера еле тащит?
На тагере вроде мерседесовский двиг? (по лицензии)
Ага. Где-то краем уха слышал, что их будут ставить на Патриоты. Возможно фейк.
Я думал интереснее будет. Увидел анонс статьи в предыдущем номере журнала, ждал следующий с нетерпением))) А по факту, я думаю треть стоимости этого комплекса это цена публикации в журнале, ещё треть маржа, а оставшееся себестоимость доработок. Для городских УАЗов она найдёт применение, будут ставить и ещё просить)))
Для тех кто хоть изредка выезжает на бездорожье, нулевик противопоказан: менять после одного выезда по пыльной грунтовке. К тому же в подкапотке у Патра нифига не прохладно, откуда нулевику там холодный выпуск брать.
Что можно собрать на эти деньги:
распредвалы с изменённым профилем — 14000;
Выпуск из нержавейки от АСТ — 25000;
Выпускной коллектор 4-2-1 Стингер — 5200
Ресивер на впуск — 4000;
Чип-тюнинг ~ 3000-5000.
Кому очень захочется можно добавить комплект для установки нулевика от redBTR ~ 2300.
Вот такая математика. Результат я думаю будет не хуже, чем у автора описанного комплекса
тут…батенька…ключевой момент — все это железо в ЭБУ потом грамотно отстроить…а в остальном согласен …даж кое-что добавлю (см коммент ниже)!
Согласен, настроить все это программно просто необходимо. Я думаю для грамотного специалиста это труда не составит
не составит…куда больше времени займет поиск оного…спеца))))
Годно.
ЗА РУбЛЁМ же. Покупайте наших слонов! :))) Кривая мощности на графике «после» один в один повторяет кривую «до» — так не бывает, такое можно только в Паинте нарисовать. Ну а прибавка 10 сил на 1600 оборотах и полка момента с 1600 до 4500 просто убила.
не палите контору))))
POMAH-B
ЗА РУбЛЁМ же. Покупайте наших слонов! :))) Кривая мощности на графике «после» один в один повторяет кривую «до» — так не бывает, такое можно только в Паинте нарисовать. Ну а прибавка 10 сил на 1600 оборотах и полка момента с 1600 до 4500 просто убила.
только это на полном стоке (по железу)
Пик мощности у ЗМЗ 409 на 4800 об. и полка момента с 2500 до 4000 об.
я валами игрался — получилась такая ВСХ (отседа и о мощах потрындеть можно) — здесь черновая
А что за адский провал от 2 до 3 тыс? Самая рабочая зона и такая подлянка
я ж говорю — черновуха…в итоговом все лучше — просто ноут уехал — в л/с скину позже
Кидай. Интересно глянуть
чушь…реклама…ну если прицеп с топливом сзади прицепить — то можно)))
Меня только во всем этом смущает нулевик
И что теперь ехать в барнаул
почему бы нет? только, стесняюсь спросить — зачем?
хороший вброс, интересно а они изменения в ПТС вносят? )))
В целом, с таким впуском, точне с таким фильтром на впуске, уазу путь за МКАД заказан…
зы. в целом это вброс от торгмаша, ибо контора их детище.
а я про что то подобное слышал когда покупал машину.
могу одно сказать. что можно прошиться и этого вполне хватит
даже если предположить что это правда, интересен расход с такими характеристиками?..
склонен НЕ верить, как и большинству статей "за рублем" — много букав и рекламы.
А теперь о плохом:
1. Откуда такой конский ценник?! Равнодлинный выхлоп — пусть даже через ж*пу просчитанный стоит у стингера 4-5крублей! Фильтр "нулевого" сопротивлялого — зло в принципе! (те кто хоть немного соображают — знают как греется подкапотка и патриота и вместе с ней пресловутый датчик ДАД+ДТВ на впускном коллекторе.
2. Все что настраивается во впуске это впускной РВ — ибо именно с ним полка момента из "загогулины" выравнивается — откуда и появляется ровный момент с 1500-2000об/мин.
3. Все рассказы о некой настройке БОШа — не более чем временная мера, ибо его адаптивная моментная модель один хрен перестроит все возможные калибровки обратно под себя — как скоро — вопрос времени и пробега!
И теперь опять же вопрос — откуда вы придумали такой сумасшедший ценник?! Та же перцовка дает +/- те же результаты за 3-4 килорубля! тольк в отличии от "за рублем" — серега о своей прошиве — говорит как есть! Для тех кто желает на 50-т оттенков темнее — есть пакмен, где можно добиться куда более веселых результатов и опять же — с бюджетом в два/три раза ниже!
Да, согласн. Мне просто лень было столько писать😀
вот и шоб товарищь кАмрад без меня делал бы?!))))
Так никто и не узнал бы)
SeregaSmiles
Да, согласн. Мне просто лень было столько писать😀
хорошо что не лень считать, а то бы пальцы упав на калькулятор выдали 500000000000000р )))))
SeregaSmiles
Да, согласн. Мне просто лень было столько писать😀
Четвёртый год с твоей прошивкой. Народ удивляется как это Патриот на таких колёсах шлифует по асфальту)
Так момент сродни 514 дизелю, да еще бензиновая прыть
SeregaSmiles
Да, согласн. Мне просто лень было столько писать😀
вот я все никак не спрошу про одну вешь.
Стингеровский паук не ставил?
Нет. У меня самодельный выхлоп на 63 трубе от турбины.
а если такой выхлоп стингеровский ставить прошивку корректировать надо или нет?
Нет. Адаптациями отрулит
saabofil
склонен НЕ верить, как и большинству статей "за рублем" — много букав и рекламы.
А теперь о плохом:
1. Откуда такой конский ценник?! Равнодлинный выхлоп — пусть даже через ж*пу просчитанный стоит у стингера 4-5крублей! Фильтр "нулевого" сопротивлялого — зло в принципе! (те кто хоть немного соображают — знают как греется подкапотка и патриота и вместе с ней пресловутый датчик ДАД+ДТВ на впускном коллекторе.
2. Все что настраивается во впуске это впускной РВ — ибо именно с ним полка момента из "загогулины" выравнивается — откуда и появляется ровный момент с 1500-2000об/мин.
3. Все рассказы о некой настройке БОШа — не более чем временная мера, ибо его адаптивная моментная модель один хрен перестроит все возможные калибровки обратно под себя — как скоро — вопрос времени и пробега!
И теперь опять же вопрос — откуда вы придумали такой сумасшедший ценник?! Та же перцовка дает +/- те же результаты за 3-4 килорубля! тольк в отличии от "за рублем" — серега о своей прошиве — говорит как есть! Для тех кто желает на 50-т оттенков темнее — есть пакмен, где можно добиться куда более веселых результатов и опять же — с бюджетом в два/три раза ниже!
75р — я уточнил ценник.
Ну вот, совсем другое дело. Там наверно и лошадей уже 200. Наверняка синие спарко повесили
ага…следом тюнинХ трансмисссиии — шоб не разорвало ее рОдную от такой дурюшки!))))
SeregaSmiles
Ну вот, совсем другое дело. Там наверно и лошадей уже 200. Наверняка синие спарко повесили
пффф — синий для жигулёф, там наверняка на торпеде КОРОНА!
Корона, это перебор. Порвет полуоси нафиг
saabofil
склонен НЕ верить, как и большинству статей "за рублем" — много букав и рекламы.
А теперь о плохом:
1. Откуда такой конский ценник?! Равнодлинный выхлоп — пусть даже через ж*пу просчитанный стоит у стингера 4-5крублей! Фильтр "нулевого" сопротивлялого — зло в принципе! (те кто хоть немного соображают — знают как греется подкапотка и патриота и вместе с ней пресловутый датчик ДАД+ДТВ на впускном коллекторе.
2. Все что настраивается во впуске это впускной РВ — ибо именно с ним полка момента из "загогулины" выравнивается — откуда и появляется ровный момент с 1500-2000об/мин.
3. Все рассказы о некой настройке БОШа — не более чем временная мера, ибо его адаптивная моментная модель один хрен перестроит все возможные калибровки обратно под себя — как скоро — вопрос времени и пробега!
И теперь опять же вопрос — откуда вы придумали такой сумасшедший ценник?! Та же перцовка дает +/- те же результаты за 3-4 килорубля! тольк в отличии от "за рублем" — серега о своей прошиве — говорит как есть! Для тех кто желает на 50-т оттенков темнее — есть пакмен, где можно добиться куда более веселых результатов и опять же — с бюджетом в два/три раза ниже!
может и получится за 3-4 рубля, если не нае…ёт, а он может, факт.
Мощности хватает. Не хватает тяги на низах. Часто глохнет в грязи на 2 пониженой.
кит в раздатку
Кит стоит, 2.5 вроде. Всеравно мало тяги на 2 понижной, не вытягивает. На 1 скорости мало.
сомнения — патриот и холодный впуск, а это что гонка? что делать с бродами? 182 силы только впуск и выпуск даже настроенные на атмосфере, это ж как завод то заложил запас в форсунки чтоб настолько дать больше топлива )))))
Ню ню
блин я про топливо забыл, сколько интересно он кушать будет?))
Panbrigadir
сомнения — патриот и холодный впуск, а это что гонка? что делать с бродами? 182 силы только впуск и выпуск даже настроенные на атмосфере, это ж как завод то заложил запас в форсунки чтоб настолько дать больше топлива )))))
Ню ню
Давод так заложил, что даже в стоке форсунки работают на пределе возможностей
Куда записаться на прием к чудо мастеру?
В за рублем надо спрашивать. ;)
Та не, я серьезно, я бы такое сотворил со своим Патриотом за 50000
я б тоже. Статья из за рублем, у них все контакты.
а сколько жрет после этого не написали?
да литров 5-6, не больше.
да ну… он вырабатывает топливо сам!
ShturmanVasya
да литров 5-6, не больше.
25-26?)))
Ну имей совесть, 24-25!
ShturmanVasya
В за рублем надо спрашивать. ;)
И потом тут честно бы написал как оно на самом деле)))
Слишкаммногабукф
ОК! Установили настроенный коллектор. 182 лысы. 50 тыр. Пойдет?
На глазах меняешься!
Угу, прям как патриот.
ShturmanVasya
ОК! Установили настроенный коллектор. 182 лысы. 50 тыр. Пойдет?
ПО тоже модифицировали? Или стоковая прошивка?
В за рублем надо спрашивать. ;)