
Попросили меня сделать реле для задержки выключения парковочной камеры. Нужно потому что при выключении задней передачи камера сразу выключается, поскольку запитана от лампы заднего хода, и после одновременного выключения, отказывается потом включаться, в подробности не вдавался. Чтобы все работало, нужно камере дать секунд 5-10 на корректное выключение. В общем сделал простую схему таймера на реле и полевом транзисторе. Использовать можно и для других нужд. Длительность задержки рассчитывается по формуле разряда конденсатора Т=R*C. Т — время в секундах, R — сопротивление разряда конденсатора на затворе полевого транзистора в омах, C — емкость конденсатора в фарадах! т.е. 1мкф = 0.000001ф. По этой формуле получим время разряда конденсатора до 64%. Для закрытия полевика этого не достаточно, он закроется при гораздо меньшем напряжении, поэтому рассчитанное время надо еще умножить на 2, для большей точности нужно подбирать экспериментально. В моем случае полевик закрывается с 10 секундной задержкой с номиналами 1МОм резистором и 5мкФ конденсатором. (Спасибо за уточнение в расчете tolancop)
Диод нужен для исключения разряда конденсатора через лампу заднего хода. Входы на схеме: IN это управляющий вход, подключаем к лампе заднего хода. GND — общий, он же земля. OUT + это выход 12в на устройство которым управляем. +12V думаю понятно, плюс питания, берем из прикуривателя или салонного светильника, из ламп фар не желательно, т.к. если в машине есть контроль исправности ламп, он будет вносить помехи в работу видеокамеры. Транзистор N канальный из материнской платы.



Комментарии 100
Прошу подсказать мне, к примеру чтобы реле оставалось включеным 5 минут, а это 300 сек, нужно 300 разделить на 2 и на 1000000 (1мом) и получим 0.00015 F (150мкФ) ? про разброс характеристик мосфета ясно, но суть верна? Необходима данная схема для реализации задержки отключения штатного реле ACC в авто (стеклоподъемники, прикуриватель, магнитола) как в современных авто)))
Вроде верно, с этого начните, если не устроит время, то подберёте точнее экспериментально.
Спасибо!
Нельзя такое в машину ставить.
Почему?
Температурная зависимость.
реально сделать конструкцию с цифровым таймером?
Берется микроконтроллер и делается все что душе угодно.
Нет ссылочек где об этом почитать можно, опыта мало в этой сфере, а изобрести девайсик хочется
вот например www.drive2.ru/c/687270/
А можно эту прелесть поставить на управление моторчиками поднятия стекол? Чтобы после выключения зажигания было еще секунд 20 на закрытие окон кнопкой. А то она сразу обесточивается (((
Или она по ТОКУ не потянет ?
Думаю можно, но тут надо будет ковырять штатную систему.
AlexSportDriver
А можно эту прелесть поставить на управление моторчиками поднятия стекол? Чтобы после выключения зажигания было еще секунд 20 на закрытие окон кнопкой. А то она сразу обесточивается (((
Или она по ТОКУ не потянет ?
можно. нужно только нати где стоит штатное реле от стеклоподъемников. + тут поменять реле на 30А
Поэтому я и сделал отдельную кнопочку на камеру, чтоб не заморачиваться, когда надо включил\выключил. За схемку плюсик.)
Простая рабочая схема :)
Только вопрос один, затвор выдержит до 15В?
по даташиту на транзистор +\-20В
А, тогда норм :)
К поделке претензий никаких. Совместными усилиями схему довели до удобочитаемого (общепринятого) вида.
Пришла пора проанализировать текст.
"Длительность задержки рассчитывается по формуле Т=R*C. Т — время в секундах, R — сопротивление разряда конденсатора на затворе полевого транзистора в омах, C — емкость конденсатора в фарадах! т.е. 1мкф = 0.000001ф. Таким образом для 10 секундной задержки ставим 1МОм резистор и 5мкФ конденсатор. "
Согласно предложенной автором формулы T=RC=1000000 (Ом) * 0.000005 (Ф) = 5 (сек). Но у автора при указанных номиналах длительность составляет 10 (Десять!) секунд. Кто-то наврал, или автор или математика.
А наврал автор. "T" в указанной формуле — т.н. постоянная времени RC-цепи. За указанное время напряжение на конденсаторе упадет примерно на 71% (желающих подробно разобраться отсылаю к учебникам электротехники).
Следовательно, через 5 сек. напряжение на затворе транзистора составит примерно 3,5 вольта — явно недостаточно для полного закрытия. Еще через 5 сек. уже будет около 1 вольта. Вот это Уже близко к истине.
Для точного расчета длительности задержки отключения в указанной схеме помимо значений R и С, необходим учет параметров транзистора (сопротивление канала в зависимости от напряжения на затворе) и реле (ток отпускания). Но вряд ли есть необходимость в большой точности. ИМХО, гораздо проще по вышеуказанной формуле ПРИКИНУТЬ нужные сопротивление и емкость, и уже опытным путем довести задержку до необходимой величины
Ну да, есть такое дело.
Скорее всего камера косячная, у меня стоит и включается/выключается без проблем, хоть каждые 5 секунд переключай ее.
Подскажте как реализовать подобную схему с задержкой в 1,5-2 часа? Нужно что бы питание на планшете при ночной стоянке отключалось совсе, а то он даже во сне соточку потребляет.
Теоретически можно, нужно либо большой конденсатор пробовать ставить, либо из схемы убрать резистор и подбирать конденсатор небольшой емкости. Даже самому интересно стало попробовать получиться или нет.
MobsX
Подскажте как реализовать подобную схему с задержкой в 1,5-2 часа? Нужно что бы питание на планшете при ночной стоянке отключалось совсе, а то он даже во сне соточку потребляет.
NE555 решит проблему, в интернете расписано все о ней
В интернете готовых решений полно, а вот схемы я не видел с описанием как сделать
Если нужно описание как работает вот есть radiokot.ru/articles/01/
Вот уже разжеванное www.google.ru/url?q=http:….ru/b/453014734636058002/
по мере разряда конденсатора, реле будет делать так. ззззз
Не будет. Нет причин для возникновения колебаний.
В затвор полевика резистор стоило бы воткнуть, чтобы ток ограничивал.
В целом конечно правильно, но не совсем понятно, если цель камера, то зачем и полевик и реле — полевик вполне сам по себе может камерой по минусу управлять, тут для такой слабенькой нагрузки реле уже лишнее.
Минусом управлять не получиться, камера имеет 2 подключения к минусу, одно по питанию, второе по оплетке сигнального кабеля, если по питанию минус разомкнуть, камера продолжит работать питаясь от оплетки.
ну во первых можно рвать оба, а во вторых можно биполярник и Р-канальный полевик. Просто не нравится мне связка полевика с реле — масло масляное выходит
SiiiO
Минусом управлять не получиться, камера имеет 2 подключения к минусу, одно по питанию, второе по оплетке сигнального кабеля, если по питанию минус разомкнуть, камера продолжит работать питаясь от оплетки.
ну во первых можно рвать оба, а во вторых можно биполярник и Р-канальный полевик. Просто не нравится мне связка полевика с реле — масло масляное выходит
На материнках Р канальнка не выискал, тоже так хотел, а рвать оплетку проблематично.
Судьба :)
alex-day
ну во первых можно рвать оба, а во вторых можно биполярник и Р-канальный полевик. Просто не нравится мне связка полевика с реле — масло масляное выходит
вовсе не масло масляное, реле дает быстрое переключение, а без него напруга будет плавно наростать и проседать, при длительных задрежках это будет ой как не комильфо и для подлюченных устройств и для нагрева самого транзистора.
корректное выключение камеры? что за бред?
Некоторые магнитолы (штатные) требуют, чтоб сигнал на видеовходе держался после выключения ЗХ секунд 10. Если сигнал прерывается раньше, то магнитола решает, что камера неисправна и больше на нее не включится до перезапуска зажигания. Штатные камеры это обеспечивают. Если ставится нештатная камера — приходится колхозить.
спасибо за ликбез. теперь буду знать.
Ну раз уж в схеме используется реле, так только им можно и обойтись.Подцепив параллельно кондёр…
R только у обмотки слишком маленькое. С придётся огромной ёмкости ставить.
Автор грамотно выше написал про время разряда конденсатора на резистор. Попробуйте посчитать требуемую ёмкость конденсатора при сопротивлении обмотки реле скажем 300 Ом.
А что мешает использовать реле на 9 В, или на 5 В с последовательно включённым резистором и параллельно конденсатор?
Это не сильно уменьшит ёмкость. В 2 раза всего. А полевой транзистор позволяет уменьшить её в 10000 раз.
Вот, другое дело, что в данной схеме реле-то вовсе не обязательно — речь идёт всего-лишь о камере — ток мизерный, миллиамперы. Тут в качестве ключа тот же транзистор использовать можно, немного усложнив схему.
А Вы попробуйте подключить параллельно реле, конденсатор, скажем в 1000мкФ, и посмотрите через сколько оно опустится.
0,3…0,5 с примерно.
Это Вы путём логических умозаключений сказали?А практически?А 2200мкФ?А 4700мкФ?Кстати, 4700мкФ*25В достаточно малогабаритная деталь, не идёт в сравнение с габаритом платы, предложенной автором.Но суть не в этом.А в том, что схема-сексуальное извращение.Если уж реле, так на реле схема.А раз налепили электроники, так реле там вообще ни кстати.Решается это без реле, с помощью того же полевика и его обвеса.Думаю изъяснился достаточно понятно.
Я больше 40-ка лет электронткой занимаюсь…
Рад за Вас…Не в обиду, но как гласит народная мудрость:"Век учись, дураком помрёш".
beshenyi777
Это Вы путём логических умозаключений сказали?А практически?А 2200мкФ?А 4700мкФ?Кстати, 4700мкФ*25В достаточно малогабаритная деталь, не идёт в сравнение с габаритом платы, предложенной автором.Но суть не в этом.А в том, что схема-сексуальное извращение.Если уж реле, так на реле схема.А раз налепили электроники, так реле там вообще ни кстати.Решается это без реле, с помощью того же полевика и его обвеса.Думаю изъяснился достаточно понятно.
Ой как вы не компетентны…
Достаточно вскрыть реле аварийки, например — реле поворотов и аварийной сигналиции Matiz, Lanos, Nexia, Nubira…
И ничего такого, весь мир на таких реле ездит :)
Хотите делать без электроники — ваше право. Но не указывайте тем, кто профессионально этим занимается ;)
Специально для "профессионала":
-Много ли людей ремонтируют реле поворотов, или скажем дворников?Или всё таки под замену?И приехали Вы с этим неисправным устройством к электрику.Вердикт — под замену.Вопрос закономерный, под замену на что?
Да любая самоделка, просто так магазинным устройством не заменится. На то она и самоделка :) Или, колхоз в народе))
Если я поставил эту штуку, то чего я буду ехать к электрику делать мозги?
Но вдруг что-то не так, допустим поеду, то в таком случае, электрик сам решит, сколько брать за "это" или отказывать))
Мы с Вами, как "специалисты", разговариваем на разных языках.То есть друг дружку не понимаем.Или не слышим?
Я думал вопрос риторический. Но окей, дам ответ.
1) Много ли людей ремонтируют реле поворотов, или скажем дворников?
— без понятия.
2) И приехали Вы с этим неисправным устройством к электрику.Вердикт — под замену.Вопрос закономерный, под замену на что?
— сам сколхозил — сам чини. Или "дорого" плати электрику который шарит.
Вам не нравилось, что реле с электроникой обьеденено — я вам привел пример, что это практикуется и это нормально)))
Вам не нравится, что электрик не сможет починить самоделку — ну так и что теперь? Электрик же не чинит вам ЭБУ, например. Вы поедите к профильным спецам. Так и тут. У кого купил — к тому и обратись или сам чини. А если чего боишься — не ставь.
Это чем-то смахивает на холивар, "- что лучше, карб или инжектор?".
Ладно. Спокойной ночи ;)
В худшем случае, каждый останется при своем :)
2350
R только у обмотки слишком маленькое. С придётся огромной ёмкости ставить.
Автор грамотно выше написал про время разряда конденсатора на резистор. Попробуйте посчитать требуемую ёмкость конденсатора при сопротивлении обмотки реле скажем 300 Ом.
Схема чистой воды извращение.В авто нужно лепить схему простую, как угол дома, чтоб отремонтировать мог даже электрик, без радиотехнического образования.
Делать нужно надёжно. Делать должен электронщик. А электриков к электронике подпускать нельзя — они и два провода нормально скрутить не могут…
Как раз надёжность здесь и хромает…
beshenyi777
Схема чистой воды извращение.В авто нужно лепить схему простую, как угол дома, чтоб отремонтировать мог даже электрик, без радиотехнического образования.
Електрикам лишь лампочками управлять, а не елекроникой, ИМХО :) А хороший автомобильный електрик, он же и авто-електронищик. Иначе, таким только жиги карбовые доверять. Т.к. современная тачка, напичкана этим добром :)
На если говорить о надежности, то достаточно заглянуть в ЭБУ :)
Речь о том, что раз в схеме есть реле, то им можно и обойтись.А полевик там, как не нужный довес и дополнительная неисправность.Решение вопроса просто как пять копеек…
И как по вашему? поставить здоровенный конденсатор? :)
Имхо, в данном варианте очень легко варьировать временем удержания питания, и управлять любыми силовыми устройствами, т.к. зависит чисто от возможностей реле.
По нашему, в данной схеме, с её предназначением, не использовать реле вообще, там и полевика достаточно.А если использовать реле, так только реле.Ну не правильно коммутировать реле полевиком, который держит ток больше чем это реле…
В таком случае, если нужен общий минус, то тогда придется брать "не популярный" полевик. Еще не факт что по току покатит.
А тут используются общедоступные элементы (любая сгоревшая материнка имеет полевик подобный схеме). И главный критерий — максимально допустимое напряжение затвора полевика. Но это тоже решается очень просто.
Так что, я бы для ремонтопригодности и надежности, добавил бы делитель на входе и возможно даже со стабилитроном :) Что бы можно было бы использовать практически любой попавшийся подобный мосфет.
Так и быть.Ввиду Вашей повышенной компетентности, оставляем последнее слово за Вами.Можете считать меня дебильным дебилом не умеющим правильно проектировать радиоэлектронные устройства и не знающего что такое постоянная времени RC цепи…Честь имею.
Надо же было простую схему так через одно место изобразить…
Красота, только советуют диод на реле воткнуть. В чем рисовали?
Правильно советуют. Я просто вашу схему нарисовал в удобочитаемом виде. Ничего не исправлял.
Без разницы в чём рисовать. Принято на схемах нижний проводник делать землёй, верхний — питанием. Слева вход, справа выход. Тогда схема легко читается слева на право, сверху вниз. А у вас шиворот на выворот, наискось, наперекосяк.
Это MicroCap.
Поправил, только реле человеческого не нашел.
О! Совсем другое дело! Просто и наглядно! Отлично.
кстати, о птичках. катушку реле неплохо бы диодом задемпфировать… А то полевичок кончиться может преждевременно.
дык в поливеке диод есть.
и куда он прямиком сольёт всплеск высокого? правильно: в камеру…
вот тут можно поподробней?
а достаточно подрисовать встроенный диод на схему, и посмотреть, куда потечёт ток от всплеска напряжения на катушке реле. Именно поэтому, демпферный диод паралелльно катушке реле — аксиома, и должно быть автоматически, на уровне рефлексов спинного мозга, чтобы головной мозг даже не загружать такой фигнёй :=)
Согласен, встроенный не спасает, спасибо.
напаять снизу, прямо на лапы катушки реле, там достаточно самого мелкого диодика, какой только есть
Нормально я его там дорисовал?
угу, только схему перевернуть бы с головы на ноги, как это сделал участник 2350 :=)
//т.к. если в машине есть контроль исправности ламп, он будет вносить помехи в работу видеокамеры//
Каким образом он (контроль этот) внесет помехи и какие собственно?, )))
тут подробно все грабли расписали www.drive2.ru/b/1262152/
Почитал — не понял. Обоснований там тоже нет, одни догадки)
Теперь факты — контроль исправности — это тупо шунт и контроль тока через него. Никаких там "импульсов в сферическом вакууме" нет и быть не может.Автор по вашей ссылке перегрелся малость. Для поворотника, для головного света — ток. Но камера подключается по питанию к лампе заднего хода, которая как правило ничем не контролируется.
И при хреновой проводке (контактах) напряжения может не хватать для нормальной работы камеры. Но это уже другая история и решается очень просто — развязкой через реле, или транзисторный модуль)
ещё можно добавить ПОС для чёткого срабатывания, без сваливания в линейный режим. Я в своё время делал себе такое для эл-помпы, чтобы гоняла жижу вместе с зажиганием + 5 минут поле его выключения
схема на 1м транзисторе полностью повторяет схему автора. 2й транзистор инвертирует состояние 1го, и с его выхода сигнал подаётся в затвор 1го. В результате, схема переключается практически дискретно 1/0
Что такое "ПОС"?
Положительная Обратная Связь
short-circuit
ещё можно добавить ПОС для чёткого срабатывания, без сваливания в линейный режим. Я в своё время делал себе такое для эл-помпы, чтобы гоняла жижу вместе с зажиганием + 5 минут поле его выключения
схема на 1м транзисторе полностью повторяет схему автора. 2й транзистор инвертирует состояние 1го, и с его выхода сигнал подаётся в затвор 1го. В результате, схема переключается практически дискретно 1/0
а без второго транзистора с помпой какие будут проблемы? и мне 5 мин не надо, 1 минуту хочу сделать
напряжение будет уменьшаться очень плавно, и транзистор в этом режиме будет греться. В принципе, если перегреваться не будет — пусть живёт
www.drive2.ru/b/543843740939191609/
спасибо. в процессе выключения будет греться? или все время.
думаю сделать что-то похожее с реле, только может включить помпу не напрямую, а через термостат, чтобы она заводилась при 90+, а при выключении зажигания с задержкой минуту еще гоняла
греться будет в переходных режимах. Если включение быстрое, перегреться не успеет, то выключение получается растянутым примерно на минуту, может перегреться. Надо будет первое время последить. Ну или взять полевик в корпусе ТО-220 и прикрутить его к небольшому радиатору. Когда полевик открыт, напряжение на нём мизерное, около нуля, тепловыделение околонулевое.
Например, когда я вживлял полевички от мат. плат в регулятор напряжения вместо биполярных, я узел в сборе перед установкой мучил на запредельных режимах, чтобы "отгорело лишнее". Например, вместо штатных 4,5А я его нагружал током 30А. Так вот, потери напряжения при этом были в районе 10мВ. Что даёт тепловыделение 0,01В х 30А = 0,3Вт. Для 2шт полевиков, что там были, плюнуть и забыть, это означает абсолютно ледяные транзисторы без радиаторов, будучи тупо припаянные "брюшком" к плате.
Тут мощности во много раз меньше, так что когда полевик полностью открыт, он будет ледяным абсолютно. А вот когда он будет потихонечку закрываться, свалившись в линейный режим, тепловыделение уже будет dU x I. Так что лучше взять полевик в корпусе покрупнее, и смонтировать на плошадке побольше. И последить за температурами. В принципе, помпа жрёт немного, заметно греться не должен.
думаю, заморачиваться с включением по температуре нет смысла: что тут экономить? Кроме того, даже при небольшой температуре ОЖ, в башке и блоке всё равно есть сильно разогретые части. Так что моё ИХМО — гонять жижу без оглядки по температуре, тупо по времени минут 5 после выключения зажигания.
Всё замечательно, но где и как это будет крепится?
В коробочку мелкую.
Вот я и гляжу крепежных отверстий нет, а так к схемотехнике вопросов нет. Всё досканально описано. Молодец!
Если кондёр и резак подобрать для 10 минут схема будет работать?
Будет, только сложно будет точное время подобрать, чем больше время задержки тем больше будет погрешность, но думаю экспериментальным путем можно будет добиться подходящих параметров.
Плюсанул не столько за схему, сколько за саму идею. Напрягает, что камера сразу выключается при вынимании передачи, хотелось бы еще несколько секунд картинки заднего вида.
Актуально:-)
А на хрена такой лютый полевик?
Они вездесущие в горелых материнках, от чего не воткнуть? :)
Ну у нас москалей материнки под ногами не валяются. Идея простая, старая. Хороша именно простотой. Исполнение тоже норм.
Sergey-3d
А на хрена такой лютый полевик?
тут при наличии подобного -реле как бе тоже можно и нужно исключать
Ну реле наверное тоже под ногами валялось.
круть, можно было и просто навесным монтажом, а то трудозатраты какие с травлением…
Все ради клемников с болтиками.
хехех мисье знает толк в извращениях :-)
serge-singer
круть, можно было и просто навесным монтажом, а то трудозатраты какие с травлением…
под заказ — на продажу, по другому нельзя.