Двухполосные системы кажутся простыми только на первый взгляд. Не всякий твитер хорошо работает на нижнем краю своего диапазона, и не всякий НЧ/СЧ динамик дотягивает до твитера без проблем. Поэтому приоритет всегда имеет акустика, в которой динамики могут играть в более широкой полосе, чем от них обычно требуется. Такой "запас" даёт больше свободы при настройке системы и, как следствие, позволяет добиться лучших результатов.
Подобный "широкополосный" подход довольно точно соответствует идеологии бренда SOaudio (сокращённо от Sophisticated Audio). Взять хотя бы их нашумевшие широкополосники SO55neo.
Как и в любой компании со своей технической концепцией, в SOaudio все идеи исходят от вполне определённого человека – Гернота Грабоша (Gernot Grabosch). На минуточку, одного из основателей EMMA Academy. Изготавливается акустика в Германии на производственных мощностях Ehmann & Partner GmbH (где-то мы про них уже слышали, да?).
КОНСТРУКЦИЯ
Как и все другие динамики SOaudio, модели SO165/38 и SO29neo собираются вручную и поставляются подобранными друг к другу парами.

Внешне НЧ/СЧ динамики похожи на те, что появились у SOaudio несколько раньше – SO165/2.8. В индексе модели у них отличаются лишь пара последних цифр – SO165/38. Что означают эти 38, будет понятно чуть позже.

Диффузор выполнен из плетёного материала и с лицевой стороны покрыт демпфирующим составом. Точнее, не просто покрыт, а пропитан. Центральный колпачок "полумягкий". Описание на счёт него ничего не говорит, но очень похоже, что он отформован из ткани и пропитан скрепляющим составом.

С обратной стороны хорошо видна сама плетёная структура диффузора и немного просочившаяся пропитка. В целом должен отметить, что диффузор действительно получился очень хорошо задемпфированным, собственные призвуки материала в нём практически отсутствуют.

Динамики собраны на качественных литых корзинах. Размеры – стандартные для калибра 6,5 дюймов, так что если появится желание замениить что-то имеющееся на SOaudio, то переделывать подиумы не придётся.

А вот и то, что означают цифры 38 в индексе модели SO165/38. Это диаметр звуковой катушки – здесь он как раз 38 мм. Кстати, в более ранней модели SO165/2.8 последние цифры означали сопротивление Re, а диаметр катушки у неё 25 мм.

Увидеть саму намотку катушки не представляется возможным, но в описании указана её высота – 13 мм. При толщине верхней шайбы магнитопровода (её можно увидеть, немного оттянув защитный резиновый кожух) можно предположить максимальный линейный ход в пределах 3,5 мм в каждую сторону.
Ход не гигантский, но, во-первых, для SQ-системы вполне достаточный. А во-вторых, с таким соотношением толщины шайбы и длины намотки контроль динамика будет лучше, чем с длинноходными моторами, у которых две трети катушки висят бесполезным (и даже вредным) балластом.
Твитеры имеют немного непривычный калибр – 29 миллиметров. И при этом, кстати, остаются относительно компактными, а значит, удобными в установке. И это при том, что пропорции говорят о наличии в корпусе "нагрузочной" акустической камеры.

Кстати, потом обратите внимание на график импеданса – резонансный горб у SO29neo – где-то в районе 700 Гц, что для твитеров на самом деле очень низко.

Сетки съёмные, это на тот случай, если для твитеров вдруг захочется сделать custom-грили. Сами излучающие купола выполнены из ткани и имеют довольно высокий профиль, плоскими их уж точно не назовёшь.

Судя по конструкции, твитеры должны получиться интересными – увеличенный купол и акустическую камеру обычно делают, чтобы расширить полосу их эффективной работы вниз (низкая Fs, кстати, не всегда говорит о том, что твитер действительно может играть "низко"). Всё это будет видно на измерениях и прослушивании.
ИЗМЕРЕНИЯ
Частенько для динамиков ручной сборки характерен значительный разброс параметров относительно заявленных. Здесь с этим всё в порядке, всё укладывается в относительно узкий коридор допусков. И да, динамики, похоже, действительно подобраны парами, поскольку разброса параметров в комплекте, можно сказать, нет вовсе.

Заявленные / фактические параметры SOaudio SO165/38:
Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 55 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 11,0 л / 10,4 л
Qms (механическая добротность) – 9,30 / 7,14
Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,51
Qts (полная добротность) – 0,53 / 0,47
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г / 17 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м / 6,3 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,8 / 2,8 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88 дБ / 88,1 дБ
Классический пример правильного динамика – низкая Qes (хороший "электрический держак") и высокая Qms (нужная добротность достигается подбором подвесов с нужными параметрами упругости и вязкости).
Масса подвижной системы средняя для 6,5-дюймовых динамиков, но мотор достаточно сильный, так что проблем с контролем динамика не предвидится. Собственно, прослушивание это только подтвердило.
Сопротивление несколько ниже привычного, но не настолько, чтобы это стало проблемой для усилителя. Даже для такого, который вообще не терпит акустику с номинальным импедансом ниже 4 Ом.
Выброс на АЧХ в верхней части диапазона, характерный для большинства динамиков, здесь совсем небольшой. Да и то он заметен лишь когда динамик смотрит прямо на слушателей, а для автомобиля интереснее АЧХ, снятые под углами. К тому же его можно легко нивелировать настройкой ФВЧ (не выше 4 кГц).

Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
А вот твитеры реально удивили. То есть, я конечно ожидал, что они будут уверенно играть с понижением частоты, но чтобы так… Они работают чуть ли не как широкополосники в миниатюре – с понижением частоты отдача почти не падает. И что самое удивительное, при этом искажения растут совсем не быстро.

Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Фиолетовая – гармонические искажения (график поднят по уровню)
Всё это говорит о том, что твитеры можно резать снизу достаточно низко. По крайней мере, от 2,5-3 кГц (12 дБ/октава) они уже будут работать уверенно. Можно резать и ниже, но, простите, тут уже всё упирается в банальные размеры купола. Одним словом, в двухполоску – самое то, что надо.
ЗВУЧАНИЕ
Довольно сложно оценивать звучание комплекта, рассчитанного на поканальные системы с активным делением. Тем не менее, кое-какие выводы сделать удалось.
Во-первых, НЧ/СЧ динамики уверенно забираются вниз по частоте, при этом не страдая ранней перегрузкой (вот он, хороший электрический "держак"). Но при этом бас не жирный и не акцентированный, он очень чёткий и точный. Из-за этого, правда, на ритмичной электронной музыке "низов" может показаться недостаточно – там обычно приветствуется басовое "мясцо". Зато на музыке, где важны контроль и разборчивость (джаз, рок) динамики отрабатывают как раз так, как нужно – рельеф басовых инструментов прорабатывается очень старательно.
На середине звучание ровное и спокойное. НЧ/СЧ динамики практически не теряют в микродинамике с ростом частоты, так что в двухполосных системах SO165/38 приживутся хорошо. По крайней мере, до тех же 4-5 кГц они дотягивают без особых проблем.
Твитеры играют очень легко, ровно и, я бы даже сказал, естественно. Может, не столь воздушно, как SO19neo, но зато в целом ВЧ диапазон передаётся правильнее и как-то живее что ли, "телеснее". Он более цельный, "верха" не отрываются от остального диапазона. Есть все шансы абсолютно "бесшовно" состыковать твитеры с НЧ/СЧ динамиками. Сильно их разворачивать или пихать под штатные сетки я бы точно не стал, направление в салон будет им в самый раз.
Резать твитеры снизу можно очень даже смело. И хоть от физики никуда не деться (чем ниже частота раздела, тем тяжелее им даётся самый верхний диапазон), потенциал у SO29neo в любом случае хорош. По крайней мере, с настройкой ФВЧ на 3-4 кГц (12 дБ/октава) они играют легко и достаточно воздушно. Кто бы что ни говорил, а большинство твитеров при таком разделе уже начинают заметно "тяжелеть", а то и откровенно "подгаживать" звук.
ВЫВОДЫ
И снова вернусь к тому, с чего начинал. Очень часто в двухполосных системах НЧ/СЧ динамик с трудом дотягивает до твитера, а твитер неохотно работает в нижней части своего диапазона. Поэтому стыковать их между собой бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Здесь же способностей динамиков хватает с большим запасом – SO165/38 способен легко играть до 4-5 кГц, а SO29neo может "подхватывать эстафету" у него уже чуть ли не с 2 кГц. Такое "перекрытие" позволяет не просто "подтягивать" НЧ/СЧ динамик и твитер друг к другу, а спокойно стыковать их так, как это необходимо в конкретной инсталляции.
Добавьте сюда способности динамиков звучать точно, с хорошей передачей атаки и без лишнего "окрашивания" звука, и вот вам готовый двухполосный комплект аудиофильского уровня для поканальных систем.
Плюсы:
Высокое качество изготовления
Незаурядные возможности твитеров SO29neo
Чёткий, точный и артикулированный бас SO165/38
Свобода в настройке стыка НЧ/СЧ динамиков и твитеров
Минусы:
Отсутствие штатного крепежа для твитеров SO29neo
Комментарии 20
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц.В советские времена техника была от 18-20 (высший класс)
До того что на этом фото, им наверное ещё далеко!
И чем же эти иконы хороши?
1)Сочетанием цена-качество!
2)Материалы изготовления и качество изготовления, вплоть до акустически правильных защитных сеток мидбаса !
3)Ограниченное количество экземпляров, их уже не производят!
4)Отлично держат бас(только после прогрева, до прогрева как деревянные)! Лично у меня трудятся от NAK-PA 400M, через пасс кросс по (би-амплинг ((не полноценный)) — Кевлар специфичный материал!
5)Не раскрученность бренда, из-за этого не экономили на материалах при изготовлении, но поэтому прекратили производство!
6)В одной линейке с пред-топовыми FOCAL, DLS!
7)Можно почитать здесь www.bluesmobil.ru/topic/50734-icon-1624-midbass/,
но на вкус и цвет — товарищей нет!
По поводу почитать здесь-там как раз человек говорит что лучше в трёшку Иконы, а тут как бы речь о двушке, о хорошей детальной середине!Не спорю-иконы наверняка хорошие миды, одна конструкция чего стоит!Но "серёдку" наверно всё же сошки лучше играют!Понизу посуше они.
Возможно и так, но на мой взгляд лишь как дополнение между хорошим мидбасом и твитером!
Субстанция проникшая между волокнами диффузора на четвёртом фото явно отторгает желание прикупить такой девайс,
а при ценнике в 18000р (magnitola.ru/SOAudio-SO-165-38-p-35676.html) для функции СЧ можно подобрать что-то более достойное причём выбирая как из Old School (Diamond Audio) к примеру, так и из новоделов (фиолетки (первыми вылезли на авито)) !
Sorry. Сугубо личное мнение и понимаю что судить по фото это бред.
И не особо профессионал, но качество исполнения и обозначенный ценник на мой взгляд не совместимы!
Согласен-цена конь!Тысяч 12 ещё можно было бы.
Диффузор оставили бы без пропитки было бы гораздо интереснее!
А 2,8 Ohm " чудный показатель" особенно для СЧ ! :-))))
достались мне сошки 55 .у них катушка слезла.
нужен совет .есть ли смысл вкладыватся в их ремонт .или уж пднакопить на итон пфс80.спасибо
Может вы вваливали на них? ))
неее.я их взял уже такими .тое есть даром .
Если сам ремонтом не занимаешься, то качественный ремонт может выйти дороже чем они стоят. ))
heckfy80
достались мне сошки 55 .у них катушка слезла.
нужен совет .есть ли смысл вкладыватся в их ремонт .или уж пднакопить на итон пфс80.спасибо
Eton не доводилось слушать, но это, насколько я знаю, СЧ. А SO55neo — это СЧ/ВЧ. Так что лучше исходить из самой концепции системы.
я купил со 19 .а 55 шли довесок …на миды у меня лежат
нарисовывается трешка.хочется трешку же
А может вообще не резать?
сначала обрадовал такими низкоиграющими твиттерами, пока я не увидел цену…
"Как и все другие динамики SOaudio, модели SO165/38 и SO29neo собираются вручную и поставляются подобранными друг к другу парами."
Цену не вижу, но эта фраза означает что акустика далеко не бюджетная…
она не просто не бюджетные, а 20тр только за пищалки. Это дороже чем у хороших домашних брендов типа Peerless, Seas
Эти "хорошие" домашние бренды давно делают в Китае, а большинство ДГ этих производителей, не предназначены для работы в "ближнем поле".
цитата: "Главный офис, научно-исследовательский отдел, а также маркетинговый отдел и производственные территории компании Seas расположены в Моссе (Норвегия)"
В ближнем поле у большинства хай фай динамиков АЧХ близко к идеалу. Это легкий режим работы.