
В стремительно меняющемся мире легкового транспорта, когда старые добрые "зажигалки" все активнее заменяются машинами на "батарейках", многих из нас нередко одолевает чувство ностальгии по прошлому — даже если сами мы непосредственными участниками этого прошлого не были. И все же… Особенно тепло вспоминаются модели вроде той, о которой я хочу рассказать вам сегодня. Модели, которую в самом Штутгарте окрестили Grosser (то есть "Большой", но в вольном переводе это может быть и "Великий") Mercedes.
Я намеренно не стал тащить сюда фотографии из интернета, а использовал кадры одного "широкого известного в узких кругах" человека, который побывал на многих десятках выставок и слетов автоклассики едва ли не по всей Европе. Преимущественно тех, где можно было увидеть старые автомобили Mercedes-Benz. Так что этот обзор, можно сказать, глазами российского поклонника марки. И не просто поклонника, а настоящего фаната, имя которому — Владимир Климов. Ну а текст, стало быть, мой…

Факт 1. Mercedes-Benz 600 изготавливали с 1964 (предсерийные экземпляры — с 1963) по 1981 год. Таким образом, на производстве серия W100 провела долгие 17 лет. Это по-прежнему является рекордом для седанов немецкой компании. Причем родстер Mercedes-Benz SL (R107, 1971-1989) превзошел данный результат всего на год. Ну а если брать "абсолютный зачет" техники, формально входящей в легковую линейку Daimler AG, то здесь неоспоримым здесь является G-класс. Конкретно серия W463 в первом поколении выпускалась 29 лет, c 1989 по 2018-й…

Факт 2. Рекорд, который, скорее всего, не будет побит уже никогда: автомобили Mercedes 600 (W100) в разное время использовали лидеры более чем 55 лет стран мира. И это отнюдь не всегда "банановые республики": машины были в гаражах многих европейских правителей вплоть до Короля Швеции. До какого-то момента не считал для себя стыдным ездить на W100 даже японский Император Хирохито! Британская Королева или советский Генсек Брежнев, впрочем, использовали Mercedes только в частных поездках или гостевых выездах на территории других стран, но тем не менее…

Факт 3. На момент своего появления Mercedes W100 был самой длинной серийной легковушкой мира. Его длина в варианте Pullman достигла 6 метров 24 см. Актуальный в шестидесятые ЗИЛ-111Г был короче на 5 см, Rolls-Royce Phantom V — сразу на 19 см. Самый длинный Cadiillac 1964 модельного года в заводском варианте имел такую же длину, как и советский флагман. Впрочем, в 1967 году ЗИЛ с новой моделью 114 смог установить новый рекорд (6 метров 30 см), а позднее немецкую машину превзошел и Cadillac.

Факт 4. Также оригинальному "шестисотому" на некоторое время удалось захватить европейское первенство по объему двигателя. Его 6332 см3 слегка превосходили даже двигатель Chrysler мелкосерийного седана Facel Vega Excellence EX2. И обеим машинам уступал первый V8 от Rolls-Royce — у него были только 6230 "кубиков" (знаменитые 6,75 литра появились позже). ЗИЛ-111 пока еще имел не более шести литров. Cadillac в 1964 году выкатил свой монструозный V8 объемом семь литров, но то было в Америке. Впрочем, близкий к семилитровому объему агрегат вскоре появился и на ЗИЛе…

Факт 5. Сейчас отдача двигателя M100 (число в индексе совпадает с обозначением кузова W100) официально зафиксирована на отметке 247 л.с. Но довольно часто в сети встречаются данные, что "брутто-мощность" этого мотора достигала 300 л.с. Таким образом, свыше 50 сил "съедало" навесное оборудование вроде компрессора кондиционера и прочего, которые приводили от коленвала целых четыре дополнительных ремня. Кстати, в конструкции M100 иногда путаются даже европейские эксперты. Достоверное описание самых интересных моментов дается в моей собственной книге

Факт 6. Исходя из популярности Mercedes 600 как представительского автомобиля можно предположить, что большинство выпущенных машин были черного цвета. Данному колеру действительно принадлежит лидерство, но лишь условное: его выбирали не более трети заказчиков! Свыше 20% пришлось на разные оттенки синего. Встречались также бежевые, зеленые, бордовые машины. Серебристый в те годы был еще непопулярен. К слову, почти все выпускаемые в шестидесятые-семидесятые годы лимузины ЗИЛ были черными, и даже у обычной "Волги" ГАЗ-24 доля машин "траурного" цвета составляла примерно половину.

Факт 7. Mercedes W100 имел ширину 1950 мм — даже привычный нам гигант S-класса в кузове W140 был на 6 см уже. В некоторых источниках сообщается, что объем багажника Mercedes 600 образца 1964 года составлял огромные 580 литров — это уже с учетом запасного колеса и деталей системы кондиционирования. В него можно было загрузить три больших чемодана, два средних и маленькую дорожную сумку.

Факт 8. Найти два "шестисотых" с одинаковыми интерьерами крайне сложно — заказчики активно пользовались выбором вариантов обивки. Помимо классического серого велюра или мрачноватой черной кожи изготовлено даже несколько машин с "сутенерским" красным салоном. Сами материалы отделки по тем временами были, скорее всего, лучшими в мире. Интерьер базового седана имел 36 различных планок из натурального дерева. Также машина стала в каком-то смысле предтечей современной амбиентной подсветки: количество ламп в салоне могло достигать 13.

Факт 9. Хотя базовая комплектация Mercedes 600 итак была самой широкой среди всех Мерседесов тех лет, число опций включало в себя практически все, что можно было физически установить в автомобиль. В разное время в W100 уже на заводе можно было заказать охлаждаемый бар для напитков, электрическую бритву (!) или одну из трех марок телевизоров. Но если телевизор нужно было выбрать один, то телефонов в машине могло быть сразу три одновременно!

Факт 10. Музыканты (а W100 в свое время имели главные рок-звезды мира) частенько собирали в салоне этой машины сложнейшие аудиосистемы. Например, один из Пульманов группы The Beatles получил как проигрыватель виниловых пластинок, так и новомодных компакт-кассет — и это еще вдобавок к двум радиоприемникам! Очевидно, заказчики из коммунистических стран мало что понимали в особенностях "буржуазной" комплектации. Когда для Министра иностранных дел Китая заказали один из первых экземпляров Mercededes 600 Pullman, то машина пришла даже без кондиционера…

Факт 11. Под всемирно известными колпаками, сочетающими в себе хром и окраску цвет кузова, скрываются вполне обыденные колеса из штампованной стали. Если верить официальному источнику, то на протяжении всех лет выпуска единственным заводским вариантом колес были 15-дюймовые диагональные покрышки Сontinental или Fulda. Mercedes 600 явно был один из последних европейских автомобилей с "диагоналками" — на момент окончания его выпуска уже почти все легковые машины имели шины с радиальным кордом.

Факт 12. Устаревший тип колес не мешал "шестисотому" быть одним из самых быстрых седанов своего времени. Он уверенно достигал максимальной скорости 200 км/час, а первую сотню набирал не более чем за десять секунд. Впрочем, эти числа справедливы только для базового седана, а гораздо более тяжелые удлиненные варианты (если "коротыш" весил 2470 кг, то Pullman — не менее 2820 кг, а Landaulet с частично удаленной крышей — в районе трех тонн) на роль спорткаров явно не годились. Кстати, коэффициент сопротивления воздуха седана Mercedes 600 относительно низок для своего времени: 0,46.

Факт 13. Как обманчива (с точки зрения аэродинамики) угловатость кузова W100, так и ошибочны возможные предположения, что многие из этих машины были выпущены в бронированном варианте. Из всех 2.677 экземпляров серии бронирование получили менее пятидесяти штук. Даже Pullman Пабло Эскобара предположительно не имел никакой защиты от пуль и взрывов. А вот правительство благополучной ФРГ, как ни странно, временами использовало именно бронированные машины. Один из тех лимузинов сейчас можно увидеть в заводском музее Mercedes-Benz.

Факт 14. Действительно, в отличие от более поздних флагманов Mercedes-Benz (и особенно любимого нами S-класса W140) за все время эксплуатации W100 не было зафиксировано ни одного заметного случая, чтобы Grosser Mercedes подвергся атаке террористов или тех, кто покушался на жизнь его владельца. С учетом масштаба личностей, которые ездили на этих машинах, сей факт выглядит довольно удивительно. Возможно, W100 насколько красив, что взрывать и расстреливать его не хотели даже самые отъявленные головорезы…

Факт 15. Особенно любопытный по сегодняшним временам факт: за все 17 лет производства Mercedes W100 вообще не проходил никаких рестайлингов! Только один раз поменяли зеркала (чтобы унифицировать их с другими моделями концерна), да усовершенствовали стекла головных фар. Все! А так все различия сводились к паре вариантов колесных колпаков и оригинальной светотехнике для американской версии… Кстати, сколько там фейслифтингов претерпел Mercedes W463 за первые 17 лет производства? Пять или шесть?

Факт 16. Описание центральной гидросистемы Mercedes 600 достойно отдельного обзора, но вкратце его суть сводится к тому, что гидравлика высокого давления использовалась не только в ходовой части автомобиля (подвеска, тормоза, усилитель руля), но и в салонном оборудовании. Например, стеклоподъемники имели не электрический привод, а гидравлический. А еще некоторые источники утверждают, что даже запаска из багажника достается с помощью сервопривода. Как это работает, не знаю. Зато на фото видно, как выглядит W100 со "сдутыми" баллонами — пружин в подвеске этой модели не было совсем.

Факт 17. Mercedes-Benz до сих пор настолько гордится своим первым "шестисотым", что по нему опубликована не только подробная статистика выпуска, но и экспорта по всем странам. В СССР, как известно, в свое время пришли 3 автомобиля этой модели. Что касается более позднего периода, то России примерно десять лет назад были 3-4 автомобиля серии W100, причем один из них очень редкого зеленого цвета.
Вопрос ко всем: если у вас есть любая информация по советским/российским экземплярам Grosser Mercedes 600 — милости прошу в комментарии!
Комментарии 17
Лучшая статья на драйве про авто!Интересно, сколько авто в РФ осталось?
Штуки три-четыре точно есть. Еще разломанный остов, говорят, где на Дальнем Востоке валяется…
Жаль, что они стоят в коллекциях, а не на выставках(
Одно время катались по Москве, потом почти перестали.
Вроде пульман в Москве и один седан, жаль конечно.
Maxxiss031
Лучшая статья на драйве про авто!Интересно, сколько авто в РФ осталось?
Кстати, это не статья, а всего лишь очень короткая выжимка из моей книги, где данной модели посвящены две целых главы www.drive2.ru/b/631845078213592588/
А где можно приобрести?)
18-й факт — W100 самый дорогой в техническом обслуживании и содержании автомобиль марки Mercedes Benz за все время — причина сумасшедшее количество передовых на время своего появления узлов и агрегатов, которые в наши дни заменены более простыми и более надежными устройствами.
Чего стоит та же система гидропривода стеклоподъемников, причем пульт управления всеми стеклами находился не на центральной консоли а на двери водителя возле ручки (систему шлангов в двери водителя представили?
Также малотиражность автомобиля и его редкий двигатель делали запчасти к нему более дорогими чем к другим, не говоря уже о самой работе с ним.
В наши дни же содержание такого автомобиля в абсолютно исправном и аутентичном (не переделанном) состоянии финансово стоит на грани безумия. Поэтому бОльшая часть тех автомобилей что сейчас сохранились либо стоят на приколе в музеях, либо не совсем исправны до конца, либо осовременены путем скрытой замены тех или иных узлов на современные аналоги.
Очень интересный пост, спасибо!
Спасибо, очень интересно. Кое-чего не знал.
В детстве на море видел такой мерседес, примерно в 86-88 годах, в вишневом цвете. Для советского ребенка это был шок. Примерно как НЛО увидеть.
Интересная статья. Большое спасибо!
Не скажу за запаску, но привод крышки багажника у него тоже гидра. Система там весьма непростая, но подъёмная, главное не заплутать в куче трубок
Прекрасный автомобиль — и добавить нечего!
Респект… Думаю самый лучший репортаж о этом Авто на Драйве…
Король дорог, нет какой король, Император. Все остальные просто авто, а это уже что-то другое. Видел его вживую раз в жизни. Самый красивый Мерседес всех времён. Собственно в нем всё чем славился Мерседес возвести в куб и будет мало. Он просто вне времени.
Великолепный автомобиль! Просто превосходен, как и все машины высшего класса тех лет