Тяговые аккумуляторы являются ключевым и самым дорогим элементом электромобилей. Учитывая политику тотальной электрификации транспорта в Евросоюзе, производство собственных аккумуляторов становится важнейшим индустриальным направлением для Европы. На этом перспективном поприще самым амбициозным игроком стала шведская компания Northvolt, которая анонсировала амбициозные планы строительства нескольких гигафабрик для массового производства батарей. Однако реализовать удалось лишь малую часть этих планов, а на днях компания подала заявление на банкротство. Причем это банкротство стало крупнейшим в Швеции, даже опередив по масштабу крах автомобильной компании Saab.

История компании Northvolt началась в 2015 году, когда два выходца из фирмы Tesla, Петер Карлссон и Паоло Черрути, решили создать собственную фирму SGF Energy для разработки и производства электромобильных аккумуляторов. В 2017 году компанию переименовали в Northvolt, а еще через два года в нее поспешили вложиться Европейский инвестиционный банк, концерны BMW, Volkswagen и Goldman Sachs, а также шведский страховщик Folksam. Уже на первом этапе совокупные вложения в Northvolt превысили 1 млрд долларов. Тогда же началось строительство первой гигафабрики в шведском Шеллефтео.
В дальнейшем было анонсировано строительство дополнительных заводов Northvolt в Германии, Польше, Канаде и Швеции. Кроме того, предполагалось запустить совместное производство с компанией Volvo Cars неподалеку от Гетеборга. Столь амбициозные планы подкреплялись щедрыми денежными вливаниями правительств, банков и пенсионных фондов тех стран, где были анонсированы будущие гигафабрики, а также фондов Евросоюза. Более того, концерны Volkswagen и BMW сделали большую ставку на Northvolt. Первый стал владельцем 21% акций компаний, а второй подписал контракт на сумму 2 млрд евро. Однако летом 2024 года он был расторгнут из-за невозможности компании Northvolt наладить массовый выпуск тяговых батарей. Причем забуксовал не только заказ BMW, но и вся производственная цепочка. Из череды запланированных гигафабрик удалось построить и запустить только одну — ту самую в Шеллефтео.

Неудивительно, что в сентябре прошлого года компания Northvolt сообщила о сокращении трех тысяч рабочих в Швеции, а в ноябре подала заявку на банкротство своего североамериканского подразделения. После этого началось бегство инвесторов. В декабре компания Northvolt заявила о намерении продать все производственные мощности и сосредоточиться только на разработке аккумуляторов. Логичным концом истории батарейного стартапа стала подача заявления о банкротстве в суд Стокгольма на прошлой неделе.
Это тревожный звонок для всей батарейной индустрии Европы. Из 15 запланированных в Евросоюзе гигафабрик приостановлены проекты уже 10 предприятий: они отложены или ожидают согласования от властей. А четыре проекта и вовсе отменены. Уже работающие гигафабрики принадлежат корейским или китайским компаниям, что означает зависимость Европы от зарубежных технологий. Во всем Евросоюзе компания Northvolt была единственным крупным производителем тяговых аккумуляторов, который работал по полному циклу: от разработки компонентов до производства готовых батарей. Теперь шведские власти ожидают прихода новых инвесторов, которые спасут Northvolt, но таких в Европе пока не видно.

Комментарии 29
Там своих чубайсов хватает.
Катлы небось рады…
Тем временем: — "Международный автосалон в Ванкувере исключил из участия на этой неделе компанию Tesla, производящую электромобили, контролируемую Илоном Маском, сославшись на проблемы безопасности.
«Международный автосалон в Ванкувере исключил Tesla… после того, как автопроизводителю было предоставлено несколько возможностей добровольно отказаться от участия, — заявил исполнительный директор автосалона Эрик Николл. — Главной заботой Ванкуверского автосалона является безопасность посетителей, экспонентов и персонала»"
Тесла опасна! Даже просто в стоячем положении на выставке 😆 Так вот!
Клоунада)))
kratkonopodelu
Тем временем: — "Международный автосалон в Ванкувере исключил из участия на этой неделе компанию Tesla, производящую электромобили, контролируемую Илоном Маском, сославшись на проблемы безопасности.
«Международный автосалон в Ванкувере исключил Tesla… после того, как автопроизводителю было предоставлено несколько возможностей добровольно отказаться от участия, — заявил исполнительный директор автосалона Эрик Николл. — Главной заботой Ванкуверского автосалона является безопасность посетителей, экспонентов и персонала»"
Тесла опасна! Даже просто в стоячем положении на выставке 😆 Так вот!
Кто-то слышал вообще про этот автосалон? )
В том то и дело, Теслу пнули даже с такого салона
Ну много чести этому салону. Маск вряд ли расстроится.
Ванкувер крупный город кстати. И достаточно известный. А Маск в бейсболке, ему всё равно )
Да, автосалон там огонь, конечно. Вот отзыв с прошлого года:
Я с нетерпением ждал этого шоу спустя 4 года, с 2019 года. Ждал терпеливо, только чтобы испытать разочарование. Большинство сотрудников автошоу казались безразличными и не особо старались взаимодействовать с посетителями. Включая Scenic Rush и Lamborghini, в который нам не разрешили сесть, хотя другим можно было? Шоу было очень пустым по сравнению с тем, что было в 2019 году. Народу было мало, и машин тоже значительно меньше. Мне показалось, что машин стало на 40–50% меньше, чем в 2019 году. Честно говоря, я мог бы сам привезти свои машины на шоу, чтобы хоть как-то заполнить эту пустоту.
Кроме того, не было ни крупных корейских (Hyundai/Kia), ни немецких (Porsche, BMW, Mercedes, Audi), ни японских (Honda и т. д.) брендов, если назвать хотя бы несколько. И даже журналы или авто-брошюры отсутствовали. Абсолютная экономия на всем и разочарование, на мой взгляд. Нечего было взять с собой, никаких сувениров. К тому же, на большинстве выставленных автомобилей были явно видны царапины от грубой полировки или протирания. Интересно, кто вообще отвечал за организацию этого шоу? В следующий раз, по-моему, лучше купить билет на самолет и слетать на крупное международное автошоу.
Еще один неприятный момент: моя машина была припаркована чуть больше часа, и я все равно получил штраф в $96, несмотря на то, что заплатил $10 за парковку на час. Отвратительная организация парковки, особенно учитывая, что шоу уже закрывалось, когда я уходил.
Никакой атмосферы и масштаба, как у автошоу начала 2000-х, и ничего общего с тем, что было в 2019 году. У меня остались только воспоминания о прошлых шоу. В будущем точно пропущу это мероприятие. Единственная машина, которую, по моему мнению, стоило сфотографировать — это Senna, так что вот она. Но организаторам нужно дать больше доступа публике к таким автомобилям, а не просто закрывать их от всех, пожалуйста.
Возможно в этом году они учли все ошибки и шоу будет прекрасным ;)
meechz
Да, автосалон там огонь, конечно. Вот отзыв с прошлого года:
Я с нетерпением ждал этого шоу спустя 4 года, с 2019 года. Ждал терпеливо, только чтобы испытать разочарование. Большинство сотрудников автошоу казались безразличными и не особо старались взаимодействовать с посетителями. Включая Scenic Rush и Lamborghini, в который нам не разрешили сесть, хотя другим можно было? Шоу было очень пустым по сравнению с тем, что было в 2019 году. Народу было мало, и машин тоже значительно меньше. Мне показалось, что машин стало на 40–50% меньше, чем в 2019 году. Честно говоря, я мог бы сам привезти свои машины на шоу, чтобы хоть как-то заполнить эту пустоту.
Кроме того, не было ни крупных корейских (Hyundai/Kia), ни немецких (Porsche, BMW, Mercedes, Audi), ни японских (Honda и т. д.) брендов, если назвать хотя бы несколько. И даже журналы или авто-брошюры отсутствовали. Абсолютная экономия на всем и разочарование, на мой взгляд. Нечего было взять с собой, никаких сувениров. К тому же, на большинстве выставленных автомобилей были явно видны царапины от грубой полировки или протирания. Интересно, кто вообще отвечал за организацию этого шоу? В следующий раз, по-моему, лучше купить билет на самолет и слетать на крупное международное автошоу.
Еще один неприятный момент: моя машина была припаркована чуть больше часа, и я все равно получил штраф в $96, несмотря на то, что заплатил $10 за парковку на час. Отвратительная организация парковки, особенно учитывая, что шоу уже закрывалось, когда я уходил.
Никакой атмосферы и масштаба, как у автошоу начала 2000-х, и ничего общего с тем, что было в 2019 году. У меня остались только воспоминания о прошлых шоу. В будущем точно пропущу это мероприятие. Единственная машина, которую, по моему мнению, стоило сфотографировать — это Senna, так что вот она. Но организаторам нужно дать больше доступа публике к таким автомобилям, а не просто закрывать их от всех, пожалуйста.
Но без Теслы конечно не то )))
kratkonopodelu
Тем временем: — "Международный автосалон в Ванкувере исключил из участия на этой неделе компанию Tesla, производящую электромобили, контролируемую Илоном Маском, сославшись на проблемы безопасности.
«Международный автосалон в Ванкувере исключил Tesla… после того, как автопроизводителю было предоставлено несколько возможностей добровольно отказаться от участия, — заявил исполнительный директор автосалона Эрик Николл. — Главной заботой Ванкуверского автосалона является безопасность посетителей, экспонентов и персонала»"
Тесла опасна! Даже просто в стоячем положении на выставке 😆 Так вот!
Это из-за терок с Илоном и США
Ничего. Обратно вернутся к ДВС
К карбюраторам
И механике 4-ступой ))
Интересно: какой процент новых авто в мире выпускается с механикой. Я так полагаю на сегодня механика будет тупо дороже автомата из-за гораздо меньшей распространённости.
Почему? в бедных странах много продаётся, в Иранах всяких и Юго-Восточной Азии )
OreoF
Интересно: какой процент новых авто в мире выпускается с механикой. Я так полагаю на сегодня механика будет тупо дороже автомата из-за гораздо меньшей распространённости.
Помнишь об американских дисках говорили? Оказывается нормальные пацаны на 42-ых ездят
Да, много такой дичи видел)))
Так себе статья. Самое главное не раскрыто — как при таком бабле и многолетних контрактах они умудряются закрываться.
Ну, всё очень просто. Под хайповые темы выписывают себе огромные премии и компенсации за работу. Поэтому на разработку и развитие идёт дай бог половина денег. остальное оседает в карманах функционеров. Глупо думать, что на западе не пилят бюджеты.
Пилят, конечно, но этот случай из ряда вон. В таких масштабах — это прям нонсенс. При этом фабрики CATL и LG крупнее и куда успешнее в Европе.
meechz
Так себе статья. Самое главное не раскрыто — как при таком бабле и многолетних контрактах они умудряются закрываться.
Да, мутная статейка. Преувеличено, на мой взгляд
Идея была хороша и очень вовремя, почти за 10 лет до массовой электро истерии, считай одни из первых. Но то ли управленческого опыта не хватило, то ли изначально не было такой цели, а нужно было лишь урвать денег от инвесторов и тихо закрыться.
Да план изначально был дерьмовенький. Вариант "дал Бог зайку, даст и лужайку" — это план от небольшого ума. Сначала инфраструктура, потом реализация.
Ну или тут всё хорошо получилось: бабки освоены, можно банкротиться. А возмущённым инвесторам можно ответить так:
Я всё же к второму варианту склоняюсь)
Расчет был получить доступ к сырью… Доступа к сырью не получилось…
Хорошие грабли, мощно по лбу автопроизводителям прилетают.
Зато на бумаге переход на электромобили в ЕС выглядел таким простым, эффектным и эффективным. Красивые проценты рисовали, доклады делали)))