Тест-драйв: Кому предназначена самая быстрая версия Audi TT RS?

            Купе TT RS мчит по формульному треку. А может, этот автомобиль будет органичнее смотреться на ночных тусовках?
Купе TT RS мчит по формульному треку. А может, этот автомобиль будет органичнее смотреться на ночных тусовках?

Голова в шлеме упирается в потолок. Ключ на старт, и двигатель, нечётко бубня, оживает. Ритуал нажатия клавиш, как подготовка к взлёту в самолёте: включаю режим Sport (дыхание 340 лошадиных сил становится ощутимее). Музыка, кондиционер — всё в off. Немного волнуюсь. Не только потому, что я на треке Формулы-1, хоть и бывшем. Мне предстоит окончательно решить для себя, что же такое Audi TT RS — достойный конкурент Porsche или стритрейсерская «зажигалка»? Первый же круг расставил всё по местам.

На промофотографиях белое купе смотрится изумительно, но живьём... Покрашенные серебрянкой спойлеры-крылья, двухцветные колёса — всё это сочетается с элегантным кузовом TT не лучше, чем спортивные штаны с лакированными туфлями. Агрессивно? Выпендрёжно. И эта огромная пасть. Вон у синего кита не меньше, но питается он планктончиком. Может, и купе TT RS не так страшно, как кажется?

            У родстера TT RS мягкий складной верх, но с автоматическим приводом.
У родстера TT RS мягкий складной верх, но с автоматическим приводом.

Каждое отверстие в переднем бампере функционально. Стритрейсерское крыло продуто в аэродинамической трубе, а при желании от него можно отказаться в пользу обычного спойлера с электроприводом, как у базовых версий TT. А лезвия спойлеров — заказать в цвет кузова. В таком виде TT будет смотреться серьёзно. Под стать технике.

            В выхлопной системе TT RS есть заслонки с электроприводом, которые автоматически открываются, снижая сопротивление на выпуске, обеспечивая более острые реакции на газ и сочный звук. А звук — песня!
В выхлопной системе TT RS есть заслонки с электроприводом, которые автоматически открываются, снижая сопротивление на выпуске, обеспечивая более острые реакции на газ и сочный звук. А звук — песня!

Кузов TT на две трети алюминиевый — это позволило скинуть около центнера по сравнению с полностью стальной конструкцией. Тут неплохая развесовка: ведь весь передок — из крылатого металла. А более адекватное распределение массы по осям обеспечивает нелёгкий задний редуктор полноприводной трансмиссии с муфтой Haldex. И TT RS укладывается в полторы тонны даже с тяжёлым(183 кг — на 30 кило больше, чем у TTS) пятицилиндровым двигателем.

            По сравнению с купе родстер едва ли медленнее, но характер у него более прогулочный, что ли. Автомобиль не так точно отвечает на действия рулём, не столь уверенно цепляется за траекторию. Да ещё и сиденья тут попроще, менее спортивные.
По сравнению с купе родстер едва ли медленнее, но характер у него более прогулочный, что ли. Автомобиль не так точно отвечает на действия рулём, не столь уверенно цепляется за траекторию. Да ещё и сиденья тут попроще, менее спортивные.

Это не мотор, а настоящий буян. Построенный на основе блока «пятёрки» 2.5 от американской версии седана Volkswagen Jetta двигатель оснащён непосредственным впрыском и большим турбокомпрессором с пиковым давлением 1,2 бара. Результат (340 л.с. и 450 Н•м) способен заставить дрожать коленки у кого угодно. Шутка ли: 4,6 секунды до сотни (для родстера — 4,7 с), а если снять электронный ограничитель, то TT RS перемахнёт отметку 280 км/ч. Характеристики даже лучше, чем у мотора 3.0 TFSI на модели S4! Тем более, что поперечно под капот «тэ-тэшки» компрессорная «шестёрка» не влезла. Кстати, а почему нельзя было вместо создания нового двигателя форсировать двухлитровый — тот, что стоит на TTS? «А ты звук нового мотора слышал?» — смеются в ответ инженеры Audi.

            Серебристый декор не <nobr>очень-то</nobr> украшает TT RS, но в качестве опции обвес «<nobr>эр-эски</nobr>» можно заказать в цвет кузова.
Серебристый декор не очень-то украшает TT RS, но в качестве опции обвес «эр-эски» можно заказать в цвет кузова.

Пока нет, но уже осваиваюсь в салоне. Кресла-ковши без радикальной боковой поддержки, не затрудняющие вход-выход (как меня задолбал Porsche Boxster с опционными ковшами!). Педали с вполне гражданскими усилиями, а рычаг коробки передач неожиданно длинноходный. Усечённый снизу по хорде руль... Популярная атрибутика.

            Обод знакомого по обычным версиям TT руля более толстый. На педалях — спортивные накладки.
Обод знакомого по обычным версиям TT руля более толстый. На педалях — спортивные накладки.

Мотор недовольно ворчит даже на холостых оборотах. А по нажатию кнопки Sport (она управляет не только жёсткостью амортизаторов, но и громкостью выхлопа) он, судя по звуку, изъявляет готовность к хорошей потасовке. В его голосе — почти атмосферный рокот: при переключениях «пятёрка» посвистывает, а не шипит на меня как Impreza. Однако отклики на действия акселератором запаздывают — наддув...

            Кресла родстера (слева) и купе (справа) — почувствуйте разницу! Отличие в боковой поддержке, но удобны оба сиденья.
Кресла родстера (слева) и купе (справа) — почувствуйте разницу! Отличие в боковой поддержке, но удобны оба сиденья.

Разгон. Я не назову его быстрым. Правда! Потому что он очень, очень и очень быстр. Сворачиваю на автобан, ведущий от Кёльна к бельгийскому треку Zolder. В конце разгонной прямой, когда надо вливаться в поток, TT RS уже сильно быстрее этого потока. Они что, все включили заднюю передачу? Скорее в левый ряд, там «эр-эска» вздохнёт полной грудью. Пока не кончится зона без ограничений скорости.

При этом ездить по-человечески не сложнее, чем на каком-нибудь Гольфе. Трогаться с места можно, не прикасаясь к педали газа, сцепление лёгкое. Разве что шумно. Но вы ездили на Porsche? Там намного хуже! На европейских дорогах TT RS не вытрясает душу, даже когда амортизаторы установлены в спортивный режим. Впрочем, вспоминая, как Audi RS6 играла со мной в «отбойный молоток» на Симферопольском шоссе, подозреваю, что в России дело будет обстоять иначе.

Шестиступенчатая коробка передач — словно рудимент: машина хорошо разгоняется на любой скорости и с любых оборотов, хотя по-настоящему мотор оживает после трёх тысяч. А избирательность привода, кстати, оказалась дьявольски хороша: переключаться можно очень быстро и абсолютно безошибочно.

Прострел по автобану напоминает Slot Car Racing, где машинки с электромоторами ездят по направляющим пластмассовой трассы. Управление — проще некуда: ты не чувствуешь ни кренов, ни рысканий, ни, упаси боже, раскачки. Просто поворачиваешь тяжёлый, но информативный руль и даёшь газу. Но почему-то дорога быстро заканчивается. Р-р-р! — и я уже проехал через Германию с Голландией. Привет, бельгийский трек Zolder!

Голова в шлеме упирается в потолок... Так как же ведёт себя TT RS на кольце? Да как и на обычной дороге! Во-первых, машина по-прежнему невероятно быстра. А во-вторых, чертовски покладиста. Как там говорится? На входе слегка сносит, а затем идёт скольжение почти в нейтрали. Очень безопасно. И не потому, что организаторы перестраховались, сделав систему стабилизации неотключаемой в тестовых машинах для трека. На своей Импрезе, например, я всегда выключаю «ошейник». А здесь даже мысль об этом воспринимается как ересь. Настолько деликатно работает электроника. Максимум, что можно позволить, — активировать спортивный режим.

Первый круг лажаю по полной. То слишком рано торможу, то в следующем повороте — уже поздно и недостаточно сильно. К счастью, за рулём TT RS можно делать и грубые ошибки: машина позволяет исправиться. И никаких полноприводных выкрутасов: «тэ-тэшка» очень плавна, однозначна и послушна, а в занос уйдёт только по требованию, и то плавно и аккуратно. На втором круге я уже более или менее нащупал точки торможения (траектория перестала рассыпаться на отрезки) и начал получать удовольствие. К тормозам, слабому месту «тэ-тэ-эсок», — ни единой претензии.

Каждая деталь в TT RS (будь то спортивное сиденье, звук выхлопа или усилие на руле) изумительна. Но понимаешь, что всё скомпоновано и настроено именно так не потому, что по-другому нельзя, а чтобы подчеркнуть спортивность. Силу духа. Недостатка в ощущениях от этой машины в принципе не может возникнуть: она сочная и плотная.

При этом дух, живущий в машине, — добрый. Он снисходительно отнесётся к разгорячённому неумёхе за рулём, не попросит сертификата об окончании водительских суперкурсов. Всё мастерство, которое требуется, чтобы ехать на TT RS неприлично быстро, — это навык переключения передач в механической коробке.

Уверен, на треке обычный водитель будет быстрее именно на Audi, а не на Porsche. Хотя сидеть в TT RS в шлеме неудобно — купе Audi более пригодно для ежедневной езды. Главное, оставить мысль, что ты взаправду гонщик. А то добрый дух принесёт на антикрыле неприятности.

Технические характеристики

МодельAudi TT RS CoupeAudi TT RS Roadster
Кузов
Число дверей/мест2/22/2
Длина, мм41984198
Ширина, мм18421842
Высота, мм13421348
Колёсная база, мм24682468
Колея передняя/задняя, мм1555/15461555/1546
Снаряжённая масса, кг14501510
Полная масса, кг18501830
Объём багажника, л29020
Двигатель
Типбензиновый с непосредственным впрыском и турбонаддувомбензиновый с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположениеспереди, поперечноспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров5, в ряд5, в ряд
Число клапанов2020
Рабочий объём, см324802480
Макс. мощность, л.с./об/мин340/5400–6500340/5400–6500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин450/1600–5300450/1600–5300
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, шеститупенчатаямеханическая, шеститупенчатая
Приводполныйполный
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажнаянезависимая, пружинная, многорычажная
Передние тормозадисковые, вентилируемыедисковые, вентилируемые
Задние тормозадисковые, вентилируемыедисковые, вентилируемые
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч250250
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с4,64,7
Расход топлива, л/100 км
 — городской цикл13,113,3
 — загородный цикл6,97,2
 — смешанный цикл9,29,5
Норма токсичностиЕвро-5Евро-5
Ёмкость топливного бака, л6060
ТопливоАИ-98АИ-98

Техника

За кадром

            Трек Zolder последний раз принимал Королевские гонки в <nobr>1980-х</nobr>. После аварии, в которой здесь погиб Жиль Вильнёв, Формула ушла с этой трассы. Однако Zolder — вполне себе действующий автодром: тут проходят этапы гонок серий Champ Car и FIA GT плюс национальные чемпионаты по турингу и кубок моносерии Renault.
Трек Zolder последний раз принимал Королевские гонки в 1980-х. После аварии, в которой здесь погиб Жиль Вильнёв, Формула ушла с этой трассы. Однако Zolder — вполне себе действующий автодром: тут проходят этапы гонок серий Champ Car и FIA GT плюс национальные чемпионаты по турингу и кубок моносерии Renault.

Влад Клепач, 16 июня 2009 в 14:50. Фото: DRIVE.RU

Реклама