Вот и закончилась победой моя эпопея с установкой кондиционера. Поиски кондиционера начались еще год назад, и только вчера в салон наконец-то подул воздух, охлажденный до +8*C. За прошедший год я узнал немного подробностей про автомобильные кондиционеры, и хочу поделиться информацией с вами. Обещаю химией и физикой не грузить :)
Итак, что из себя представляет кондиционер? Замкнутый контур из металлических трубок и армированных шлангов, в котором циркулирует вещество, называемое "хладагентом" или "фреоном", смешанное со специальным маслом. В процессе циркуляции хладагент последовательно переходит из жидкого в газообразное состояние и обратно, забирая тепло из салонной части контура и перенося его к теплоотводящей части вне салона. А масло в свою очередь смазывает все узлы кондиционера.
Для лучшего понимания сразу даю общую схему работы автомобильного кондиционера, и по ходу рассказа буду приводить фото всех узлов от сивика пятого поколения.

Салонная часть контура называется "испарителем" и представляет из себя небольшой толстый радиатор, который встраивается в штатный воздуховод. К испарителю хладагент подходит в жидком состоянии и под высоким давлением. На входе в испаритель стоит "расширительный клапан" или "терморегулирующий вентиль", который малыми дозами впускает хладагент в испаритель. При этом давление хладагент резко падает, отчего он начинает кипеть т.е. переходит в газообразное состояние (отсюда и название "испаритель") и при этом становится очень холодным — таковы свойства хладагента. Ледяной газообразный хладагент остужает испаритель, который в свою очередь остужает потоки воздуха, проходящие по воздуховоду.


Дальше в контуре стоит "компрессор". Именно компрессор осуществляет циркуляцию хладагента в контуре и является единственной активной механической частью кондиционера (приводится в действие ремнем со шкива коленвала). Он засасывает газообразный хладагент, выходящий из испарителя, сжимает его и под высоким давлением проталкивает дальше — в теплоотводящую часть контур. При повышении давления газообразный хладагент нагревается, что способствует хорошему отводу тепла из контура.


Теплоотводящая часть контура состоит из радиатора, называемого "конденсатором" или "конденсером", а также из вентилятора, который помогает снимать с него тепло. На вид конденсатор практически ничем не отличается от радиатора охлаждения двигателя и обычно располагается рядом с ним. В конденсаторе газообразный хладагент остывает и переходит в жидкое состояние (отсюда и название "конденсатор"), при этом по-прежнему находясь под высоким давлением.



После прохождения конденсатора жидкий хладагент под высоким давлением направляется обратно к испарителю. Но прежде чем попасть туда, он проходит через небольшой фильтрующий бачок, который называется "ресивер-осушитель". Ресивер-осушитель внутри заполнен специальным гелем, который вбирает в себя влагу (отсюда и название "осушитель"), воздух, грязь, продукты износа системы и другие посторонние примеси. Таким образом система защищается от изменения свойств хладагента, загрязнения и поломки.


Между всеми перечисленными узлами кондиционера хладагент перемещается по металлическим трубкам и армированным шлангам. На участке "испаритель-компрессор", где хладагент находится в газообразном состоянии под низким давлением, трубки толстые. На остальных участках "компрессор-конденсатор-осушитель-испаритель", где хладагент течет в жидком состоянии под высоким давлением, трубки гораздо тоньше. Разница в толщине трубок позволяет поддерживать нужное давление на разных участках контура.

Также в системе должны присутствовать два простейших датчика.
Первый из них — датчик давления, который защищает кондиционер от выхода из строя. Датчик размещается на узком участке контура, где хладагент находится в жидком сжатом состоянии, и отключает компрессор когда давление в этой части контура достигает верхнего или нижнего порога. Верхний порог достигается при нормальной работе кондиционера, когда компрессор хорошо накачал хладагент. Нижний — если в системе мало хладагента.


Второй датчик — датчик температуры, и он защищает от выхода из строя людей, которые сидят в салоне. Датчик не позволяет кондиционеру остужать воздух сильнее, чем положено. Например летом в жару +40*С кондиционеру приходится работать без остановки, при этом может и не получиться остудить воздух до желанных +8*С. А если кондиционер будет работать на полную катушку осенью при +15*С, то можно получить не +8*С, а заморозки и снежок в салоне :) К слову, испарителю тоже не рекомендуется работать при температурах ниже нуля. Поэтому датчик температуры расположен в воздуховоде после испарителя и однозначно отключает компрессор, когда температура воздуха достигнет минимального допустимого значения.

А теперь разберемся еще с одним очень актуальным для старых машин вопросом — с разновидностями хладагентов. До 1992 года в автомобильных кондиционерах применялся хладагент R12, который по мнению экологов способствовал разрушению озонового слоя Земли. Поэтому после 1992 года был введен запрет на производство R12 во всем мире, и производители автомобилей с кондиционерами были вынуждены использовать новый "безопасный" хладагент R134a.
R12 запрещено производить уже более 20 лет, поэтому его запасы на планете истощились, и скоро заправить им старый кондиционер будет невозможно. Отсюда у многих владельцев старых автомобилей с кондиционером возникает резонный вопрос: можно ли заправить кондиционер, рассчитанный на R12 новым R134a? Отвечаю: можно, но для этого потребуется существенно модернизировать штатную систему кондиционирования:
1). R12 и R134a нельзя смешивать, поскольку их смесь может привести к повышенному давлению в контуре и вывести из строя любой узел. Т.е. перед заменой одного хладагента на другой необходимо тщательно очистить всю систему.
2). R12 и R134a по-разному воздействуют на резину, поэтому рекомендуется заменить все старые резиновые прокладки в контуре на другие, устойчивые к новому хладагенту. Если в контуре используются шланги — возможно, что их тоже придется заменить.
3). Рабочее давление R12 в старой системе заметно ниже, чем давление в новых системах R134a. Это связано с тем, что R134a имеет худшую охлаждающую способность. Поэтому необходимо либо менять компрессор и датчик давления, либо мириться с нестабильной и неполноценной работой кондиционера.
4). В системах с разными хладагентами у ресиверов-осушителей состав наполнителя разный, поэтому необходимо подобрать подходящий по размерам и крепежу ресивер-осушитель для нового хладагента.
5). После замены компрессора или ресивера-осушителя скорее всего потребуется частичная замена или переделка трубок/шлангов, потому что места стыковки у разных систем могут немного отличаться.
6). Системы с разными хладагентами имеют разные заправочные ниппели, поэтому не каждый заправщик технически сможет заправить систему R12 новым хладагентом R134a или наоборот. Возможно, придется приварить к трубкам новые ниппели.

Как видите, процесс перехода от одного хладагента к другому не слишком дешевый, простой и быстрый, но иногда иных вариантов не остается. В случае с сивиком пятого поколения варианты есть всегда. Модель выпускалась с 1991 года, когда кондиционеры еще работали с R12, до 1995 года, когда уже стал использоваться R134a. Поэтому найти б/у кондиционер под R134a или даже купить новый — вполне реально. Собственно чем я и занимался последние три месяца.
Обо всех тонкостях процесса покупки, установки, обслуживания и эксплуатации кондиционера для сивика пятого поколения я расскажу в следующих записях БЖ.
Всем мир! :)
PS: Если у кого-то есть замечания по тексту — прошу озвучить!





Комментарии 73
Привет, то есть если хетч 93 года, то будет R134a?
Привет я воь всё установил но когда включаю кнопку не загорается лампочька под бордочьком у меня разёмы для кондеера были купил только падкапотную в чем прикол может быть
Весьма годный обзор! Тем же сейчас занимаюсь, но, путь действительно изрядно тернист…
Спасибо!
Автор, все четко рассказал. Расскажи про ТРВ, терморегулирующий вентиль, стоящий на входе в испаритель и распыляющий жидкий газ, или в цивиках его нет, а идет медная трубка, определенной длины, как в ларях и бытовых колодильниках?
Поправка .датчик давления в конденсаторе нужен для отключения по высокому давлению . Если не сработает на компрессоре аварийный сборной клапан что бы не рвануло
Мне пост понравился, все расказано доступным языком .а если комму мало поисковики в помощь.
Спасибо)
С точки зрения физики кондиционер, холодильник, рифрежератор, не охлаждает, а забирает тепло.
Да, так и есть. Мы охлаждаем салон, за счёт нагревания окружающей среды.
Огаа, только не охлаждаем а забираем тепло из поступающего в салон воздуха.
Вот же тебя зацепило) Ты совершенно прав, но большинство людей не увидит принципиальной разницы между нашими формулировками)) а слово "охлаждать" физика вообще не использует? вот например воздух, проходящий через испаритель он охлаждается? а салон охлаждается?
просто прибухнул)) и вопрос: где можно почитать про то что хладогент при низкой температуре сжимается настолько что не возможно включить кондиционер по датчику давления?
Если честно, не помню откуда это выкопал. Сам это давно где-то то ли читал, то ли от кондейщиков слышал. В сети есть таблицы типа такой: www.cpsholod.ru/appendices/103-appendices-4. Но в тексте бред про то, что хладагенты как-то специально так сделаны) Зимой кондей может и при -40 запуститься. Вопрос в соответствующей заправке.
угу, прост я сам заправщиком работаю, было интересно. вообще по датчику температуры испарителя происходит запрет запуска, другое его название датчик обморожения, то есть когда датчик температуры показал что на выходе с испарителя достаточно зябко компрессор отключается. и то что теме назвалось "медная проволока" это трубка с газом — регулятор по принципу старого холодильника,
"PS: Если у кого-то есть замечания по тексту — прошу озвучить!" — это я просто вот к чему, хоть и некропост.
Ну я за вменяемость написанного. Люди читают до сих пор, так что хорошо что обратил внимание. И про медную проволоку теперь все понятно стало, а то я не понимал как это вообще работает. Кстати, она ведь медная? Медь вроде хорошо тепло проводит.
да медь хорошо проводит, в этой трубке газ который реагирует на температуру, на другом конце некий рессивер который замыкает контакты компрессора (ну или не компрессора а дает питание на датчик давления а тот в свою очередь включает или отключает компрессор, точно не могу сказать) в зависимости от того на сколько расширился газ. я с этой системой не очень хорошо знаком в виду её древности, такое видел на старом Gelendewagen, эта трубка кончалась в регулировке температуры на торпеде. хотя теоретически может регулировать и расширительный клапан.
Ну а после трубки понятно, кто как придумает, так и делает. Спасибо, что рассказал про трубку. Это как раз то, чего я сам не знал. Будет время — поправлю в тексте.
Лучше загуглить принцип работы, а тоя могу заблуждаться.
Привет, прочитал запись твою, появился вопрос : "А если кондиционер будет работать на полную катушку осенью при +15*С, то можно получить не +8*С, а заморозки и снежок в салоне :) К слову, самому кондиционеру тоже противопоказана работа при температурах ниже нуля. Поэтому датчик температуры расположен в воздуховоде после испарителя и однозначно отключает компрессор, когда температура воздуха достигнет минимального допустимого значения." — а какое значение минимально допустимое?
Уточни вопрос, пожалуйста. Если у тебя стоит датчик температуры — то он сам будет отключать. Температура примерно от +7 до +9 на выходе в салон. Датчик скорее всего отключает на +5, потому что ниже есть вероятность начать замерзать — людям и конденсату на сотах испарителя. Плюс и сам хладагент, говорят, может замёрзнуть при еще более низких температурах. В цитате речь о том. что если на улице не особо жарко, то кондиционеру хватит мощности, чтобы опустить проходящий через испаритель воздух до температуры и пониже +5. И если нет датчика температуры, который остановит еще более сильное охлаждение, то можно морозилку устроить. А если на улице +40, то воздух с улицы после испарителя скорее всего не будет +5, не успеет, и тогда наличие датчика температуры не так уж сильно важно. Но стоит включить внутреннюю циркуляцию, забирая уже прохладный воздух и салона — и опять можно наблюдать снежок в салоне. Снежок будет из-за конденсата, который оседает на сотах испарителя во время работы кондиционера. Альтернатива — обледеневший испаритель, лёд в воздуховоде, воздух из всех щелей ну и далее как пойдет.
Пытаюсь разобраться при какой температуре кондиционер уже не включается в холодное время. В схеме кондиционирования, стоит только датчик температуры испарителя на выходе, как я понимаю только он запрещает включать кондиционер в холодную погоду. Вопрос в том при какой именно температуре на улице или внутри салона он уже не включается.
Еще возможно не даёт включаться датчик давления на конденесере под капотом. При низкой температуре воздуха, как мне говорили, давление в контуре падает из-за свойств хладагента и датчик давления не даёт включиться. Типа как будто у тебя недозаправлен контур. Но, если честно, не особо проверял при какой температуре. И возможно это касается какого-то конкретного вида хладагента. Зимой пару раз кондей срабатывал при маленьком минусе. А с датчиком температуры — он же не на окружающую среду реагирует, а на воздух после испарителя. Если у тебя забор воздуха с улицы — естессно датчик температуры не даст работать ниже тех самых +5 на улице. А если сначала нагреть салон до +20 печкой, а потом включить внутреннюю циркуляцию воздуха и запустить кондей — поидее он запустится и начнёт остужать воздух в салоне. Помешать может только датчик давления, если на улице лютый мороз.
То есть, прогревая салон меняешь температуру в районе датчика температуры на выходе испарителя и если станет +5 на выходе испарителя, то должен включиться, при условии если фреон от мороза на улице не поменял давление ниже датчика низкого давления?
Заинтересовал меня этот вопрос, когда клиент пришел покупать машину, а кондер не включился, сказал типа не работает. Просил ребят с драйва проверки сделать проверки своих кондеров, вот есть кое какой результат : www.drive2.ru/l/460609886082827401/ посмотри при наличии времени, свое мнение от результатов проверки включения. Спасибо.
Типа того. Скорее всего сработает чуть повыше, на +5 он отключается, скорее всего примерно на +10 включается. Но в общем да.
підскажи будь ласка а 6тий кондюк ляже на 5тий кузов ег
Кто-то ставил, только не помню кто, так бы дал контакт. И вроде получилось. Только трубки под капотом немного изогнуть пришлось.
Приветствую, подпись и соответсвенно вопрос:
Сейчас занимаюсь установкой свапа кондёра с 5-ой купэ на 5-ый хэтч. По проводке косяков быть не должно, только вот в салонном коробе идёт датчик температуры и к нему фишка. А вот под бардачком этой фишки нету. При чём блок управления печкой имеет под заклушкой кнопку включения кондёра, и возле правой фары есть фишка, с белой заглушкой, которая запитывает сам кондёр.
Так суть вопроса в чём — какого цвета провода, что-бы запитать сам датчик в салонном коробе, не подскажешь?))) в идеале — фотку бы ещё)))
Ответил в личку
Интересная статься. Сам до недавнего времени даже представления не имел как работает кондиционер. Теперь отремонтировал у себя и помогаю делать другим=)
У меня похожая ситуация была))
здарова!
Можешь мне подсказать по проводке при установке кондёра с 6-го седана в кузов EG4.
Я испаритель в салоне уже засунул, оталось подключить.
Есть все косы и салонная и подкапоная.
Их сращивать с родной или заменять .
Срочно нужна помощь ибо тачан разобран…
насчет проводки именно с EK на EG не знаю. нормально подключается родная фишка в салоне EG4 >1993г. к испарителю от EK.
так там нет фишки 3-пиновой к датчику температуры который на корпсе испарителя стоит. (к ней серый проводок от датчика на испарителе идёт)
pp.vk.me/c616031/v616031268/1216c/i0uAGr3mdBA.jpg
И это что такое за разъёмы?
pp.vk.me/c616031/v616031268/1215a/Uw0inDBvfhI.jpg
Если у тебя проводка родная стоит на ёжике, то возможно у тебя 2-пиновый разъем, а не 3-пиновый. Машинка же 1993 года. Возможно на фотке ты его и держишь в руке. Просто я уже не помню как каждая фишка выглядит.
я повторюсь: это что такое за Зелёные разъёмы?
pp.vk.me/c616031/v616031268/1215a/Uw0inDBvfhI.jpg
хз. какой-то зеленый разъем. я не специалист по электрике сивика. он явно не входит в тот участок проводки, который непосредственно подключается к блокам обдува/кондея в салоне.
я короче закипаю…
а схем случайно нет у тебя, ?
Вот тут ссылка была на мануалы: www.drive2.ru/l/326590/
По EG там более или менее вменяемые схемы есть в архиве "Civic EG Shop".
Забыл сказать ))
Собрал уже ))
из ЕК в ЕГ )
молодец!)
подскажи: кожух с воздушным фильтром от EK подойдет кондейного по креплениям в 5 сив?
Да, от шестых встает болт-он. Смотри следующую запись БЖ, там обо всех совместимостях: www.drive2.ru/l/1518087/
ясно спасибо опять мне не то дали то компрессор не тот теперь шланг ладно разберёмся
по крышечкам на ниппелях можно как то определить что R134 использовался?
могу ошибаться, но у R12 обе крышечки узкие (в смысле диаметр маленький), а у R134 одна (5-е поколение) или обе (6-е поколение) широкие. на последней фотке у меня светло-голубая широкая, а синяя — узкая. но это не точно, лишь предположение. может быть на R12 тоже делали широкие.
привет вопрос а может быть только один заправочный ниппель
Никогда не сталкивался) Заправочные системы с двумя, кондеи все с двумя — это типа стандарт… Для сивика однозначно только два.
Очень кстати статья…все теперь стало ясно! Спасибо большое! упростил задачу!
очень хороший и полезный материал. в мемориз.
пора свой сайт открывать по полезным статьям)
да, и где обещанный "заметный бреновый ништяк"?!
Ааа, ништяк скоро выложу. Вчера как раз поставили)
собираюсь к следующему лету установить кондер) буду обращаться за помощью)
конечно обращайся)
Александер мастер слова) Шикарная статья!
Спасибо, Вань)) надеюсь, следующие тоже не подкачают)
+5 нет слов
)))
Огромное спасибо за старания) Может след. летом восстановлю свой, а пока в закладки)
не за что) думаю, тебе следующие записи пригодятся (через неделю примерно будет следующая, как все отфоткаю до конца). а что с твоим сейчас?
Машина 91-го года, наклеек вроде нету какой фреон там был.
В салоне все стоит, и радиатор кондея родной есть. Но стоит Б18 мотор, так что от него видимо нужны 2 шланга на компрессор. С мотором обрезанные пришли(
Фреон R12 на 99%, наклейки/надписи с типом хладагента можно найти на: компрессоре, датчике давления на конденсаторе (кстати, даже по давлению можно прикинуть, если только оно указано), на корпусе салонного блока с осушителем, на кузове под капотом — на стакане или на телике. Если ничего нет — можно посмотреть сколько контактов на фишке датчика температуры у салонного блока. Если 2 — R12, если 3 — R134. Если не наколхожено было ничего, конечно) Под D/B моторы отличаются компрессоры, поэтому если его нет — надо купить. А шланги на компрессор если нужно под R12 или R134a могу попробовать тебе найти, у меня могли остаться еще где-то. Если R12 — будешь оставлять?
ЗЫ: как раз дальше планирую расписать все то, что щас тебе написал)
R12 думаю убирать, компрессор то у меня висит под 134 точно, мотор от интегры 96+ года.
То что в машине стоит думаю проще и надежнее убрать и свапнуть туда комплект от более свежего года.
Буду в гараже осмотрю как следует радиатор, он там валяется.
Пральна) Нафиг R12) Радиатор и осушитель новые купить, вентилятор можно от старого оставить, проводка под капотом та же будет, крепеж тоже старый, в салон испаритель от 6-го сивика поставить с салонным фильтром (очень рекомендую!)… ну а из сложного — в общем-то тебе только трубки/шланги в любом состоянии найти или хотя бы пару их кусков с ниппелями — к кондейшикам обратиться и новый контур из шлангов изготовить :) Тоже все расскажу чуть позже)
Комплект соберу обязательно…если только корче-болезнь не появиться.
А пока окошки и люк. Вот с салоным фильтром обязательно намучу.
хорошо расписал, приятно читать))
спасибо))
очень нужная тема, тоже полностью не прочёл, завтра добью)) респект!
спасибо!)
крутяк)
:)
Блин, спать хочу, но очень интересно, все не прочитал, но тема эта золото! Рассказывай по полной :)
Респект за труди и статью
Спасибо) Не сомневайся, инфы будет много. Самое главное, хочу расписать дальше про сбор комплекта кондея и подготовку к установке. Установка простая и быстрая, если подготовился хорошо :)