Данную тему хочу осветить, так как она может быть полезна многим.
При ремонте, доработке шатунно-поршневой группы нужно уделять внимание не только ее развесовке (выравнивание по весу), но и балансировке шатунов.
Почему шатуны нельзя просто выровнять по весу? А все потому, что они совершают сложные движения, вращательно-поступательные. А именно, нижняя головка шатуна (та что крепится к коленчатому валу) вращается и не может быть рассмотрено как простое тело, которое можно развесить на простых весах.
Так для чего нужна балансировка шатунов?
Для того что бы центр масс был у всех шатунов в одной точке, для этого подгоняются по весу верхние головки на всех шатунах и нижние соответственно. Если центр масс будет разный, то силы, действующие на коленовал, на поршень и на цилиндр будут разные. Как следствие вибрации, снижение мощности мотора, так как идет потери из за вибрации и т.д. И самое главное, если использовать такой мотор часто на повышенных оборотах, как вы наверное догадываетесь он попросту долго не прослужит.
Для балансировки шатунов нужно смастерить стенд. Вариантов может быть много.



Вариант с подвешиванием на цепочке. Одна головка подвешивается, другая становится на весы через маленький штатив, закрепленный на весах, сами весы тоже должны быть закреплены.
Либо вариант со втулками



Принцип виден на фото.
Прежде чем проводить какие то работы с шатунами нужно проверить их геометрию, возможно за них и браться уже не стоит. Нижние головки может вытянуть, они становятся яйцом. Проверять лучше всего в конторах по ремонту коленвалов.
Так же часто бывает, что нижняя крышка не совсем сходится с шатуном, и имеется выступ, хоть и очень маленький. Он может помешать нормально произвести балансировку. Для таких случаев стенд нужен с использованием двух маленьких подшипников или втулок. Пример такого стенда показан на 5 фото. Разъем шатуна не попадает на втулки.
У меня с таким проблем нету, поэтому я сколхозил на скорую руку следующую конструкцию =)))

Штатив для нижней головки жестко закреплен к столу и не подвижен. На ось закреплен подшипник качения. Подшипник нужен очень хороший, свободно вращающийся. иначе показания будут постоянно разные.
Штатив для второй головки приклеил к весам. Весы пришлось купить, свои давно сломались, а взять уже не у кого.
Как видно на первом фото, оси головок должны быть на горизонтальном уровне.
Главный принцип — это постоянство показаний при многократном снятии и установки шатуна на стенд — иначе толку вообще не будет.
Если показания разнятся на одном шатуне, то нужно дорабатывать, исправлять стенд. Добившись стабильности показаний, можно приступать.
Первоначально нужно отыскать самую легкую головку, и под это вес обтачивать остальные.
Процедуру можно облегчить, развесить только верхние головки. Далее можно просто подогнать все шатуны по одному весу, стачивая метал только с нижних головок. Для уверенности, потом можно проверить отдельно и нижние головки. Если все сделано правильно то их вес будет одинаковый.
Ну вот фото самого процесса, а точнее только взвешивание =)



Непонятно куда делась фотография 3го шатуна =) вроде все фотографировал.
Как я и предполагал, балансировка осталась в порядке. Я ее производил 15000км назад =), но как такового отчета по балансировке тогда я не сделал. Хотя в предыдущей записи, шатуны я доразвешивал на "аптечных" весах, балансировка не сбилась, так как электронные весы ловят только + — 1гр. Вес верхних головок составил 235гр на всех четырех шатунах. Дальше я уже не проверял, так как шатуны уже развешаны.
Ну и в конец записи добавлю неплохое видео о процессе балансировки
На этом пока все.





Комментарии 115
Есть кто вытягивает шатуны? Для повышения СЖ" на ЗМЗ v8
Сомневаюсь
Не хотелось тревожить ГБЦ. Либо подобрать поршни с вытеснителем🤔
Собрал конструкцию как у тебя, взвесил замком вниз один вес, перевнул шатун замком вверх вес другой шатун выставил по уровню с помощью лазерного уровня.
Делайте все шатуны в одном положении. Замок может мешать
У меня один шатун оказался на 23гр легче в итоге точно так же все взвешивал по 100 раз записывал вес вывел всех 4 в 473гр но на 1 развесовка слегка не получилась по этому снял еще 1 грам и + тяжелый поршень
Александр, поясните пожалуйста. На видео вывешивается и сравнивается по массе верхняя головка, а потом вывешивается шатун целиком и пилится противовес. Делать именно как на видео? Смущает то, что на прочих изображениях вывешена нижняя головка. Предполагается процесс строго наоборот или болванки на стенде меняются местами: сначала низ, потом верх с соблюдением уровня по центрам отверстий? Ps. 305 подшипник таки пришлось шлифануть, чтобы влез
Главное условие — соблюдение уровня по осям головок.
Второе главное условие — постоянство показаний весов — снял поставил несколько раз, вес одинаковый.
Не нужно было шлифовать подшипник, он теперь не гладкий, возьмите поменьше размером (от кпп ваза к примеру)
Не важно какую головку сперва сравнивать, в итоге должно быть так: Верхняя головка — у всех один вес, нижняя головка — у всех один вес, общий вес каждого шатуна одинаковый, тогда баланс будет полный.
Можно развесить сперва по верхним головкам, потом по нижним, или наоборот. Затем сравнивать общий вес, и если есть разброс то снимать уже с самого "плеча", далее снова выровнять по головкам
Спасибо, наконец-то въехал. Верно ли то, что предварительно выровняв верх и низ шатунов, балансировку будет выполнить проще?
типа того
На дэбэлом моторе крайняя фотка перед видео — торба этому недошатуну… так "легчить впринципе нельзя…
Можно чуть усложнить схему — продернуть через обе головки шатуна нитку, соединить ее концы чтобы получился треугольник и подвесить за соединенные концы нитки — по науке вертикальная линия (еще одна нитка с гайкой на конце) пройдет точно через ЦТ шатуна. Если у нитки на концах завязать петельки — и вешать на один и тот же гвоздик где уже висит гайка — то процесс сравнения шатунов займет пару минут с перекуром.
Интересное кино! На сколько оправдано данное мероприятие на двигателе не предназначенном для спорта, и даже для периодических отжиганий? или даже для 402-ого работающего в обычном умеренном режиме малейшая разница в весе играет большую роль? вообще какая минимальная разница в весе допустима что бы не влияло на ресурс?
это больше на вибрации влияет и на способность хорошо набирать обороты
а по мануалу допуск до 8гр
Тогда доведу до примерного веса без фанатизма
Развесовка шатунов было правильнее назвать, а если быть точнее то приведение центра масс шатунов к одному.
Спасибо за ликбез! Много нового для себя узнал
не за что
ось проведенная через центра шеек должна быть в уровне
как ты её контролировал?
Согласен что должна
Выставил один раз и все.
Главное постоянство показаний на мой взгляд. Что бы снял-поставил несколько раз, и вес не менялся
Коммент от счастливого обладателя двух "тавроидов" (один украинский ЗАЗ 1102 1.3л, второй французский Пежо 309 1.1л))) — на Таврии менял поршневую на 1.3л. Новые ЗАВОДСКИЕ шатуны — разница в 58 гр! Хотя с виду идентичные полностью! Мля, как они их делают?.. Из…(мучил).ся, пока развесил!(((
поры, и не все что кажется может быть одинаковым.
Но 58гр разница — ни в какие ворота, тем более, как я понимаю шатуны грамм по 400-500
Вот мне и интересно, существует на заводе хоть какой-то контроль по весу и проч. параметрам? Или так, из разных ящиков детальки собирают в одну большую железяку?
видимо не существует
какой подшипник применил? И что прикрутил на ось что на весах?
Подшипник 305й с пластиковым сепаратором. Ось — направляющая клапана 2108
Разве у него наружний диаметр не больше диаметра головки?
Не больше чем у моего шатуна.
У 305 62 наружний, у шатуна головка 61,5
может и не 305, не помню уже, диаметр был меньше шатунной головки на 1см где то
Похоже на 205
Берём шатуны, пилим верхние головки до идентичного веса, потом так же нижние. Получаем шатуны одинакового веса с одинаковым центром масс. Метод со стеклом как раз это показывает наглядно. Вопрос, нафига это надо? У таких развешанных шатунов вес головок осуществляющих возвратно/поступательное движение будет разниться, ровно как и вес нижних, осуществляющих вращательное.
На видео это особенно видно, одни головки сильно пилены, а другие нет, хотя металлу там не много и косяк в массе появляется из-за корявого тела шатуна. Может я чего не понимаю, но помоему пиленый таким образом шатун на V8 движке будет работать печально, т.к. он очень чувствителен к массе нижних головок, которые участвуют в балансировке колена.
если шатуны не облегчать а просто сбалансировать, то должно быть нормально. А то что в в8 чувствительно, это уже сложнее, так как хз сколько пилить с противовесов
Балансируют как? Пилят с краёв, облегчая головки. Какую-то больше срезали, какую-то меньше. Центр масс подогнали в одну точку, но края то стали различны между собой. В статике на весах то может всё круто, а вот при работе движка имеет значение в каком месте сколько находится весу. Вот тут и сыграет разница в весе нижних и верхних головок.
Пример, есть две тачки с развесовкой 50/50 и 1500кг весом и прочими схожими характеристиками. У одной масса сосредоточена внутри колёсной базы, а у другой отчасти снаружи. Как вот у волги, бензобак свисающий за задней осью. В статике машины как бы уравновешенны, когда при движении и прохождении поворотов разница будет приличной. Имеет значение где сосредоточен вес, а не только его баланс. Так же и с шатунами, в одном тело чуть жирнее, за-то головка легче. В другом наоборот.
P.S. Уверен, что на том видео крышки с нижних головок получились разного веса.
про видео не скажу, у меня крышки одного веса и верхние головки тоже =) ну и сами шатуны соответсвенно =)
Крышки да, можно проконтролировать с достаточно большой точностью. А вот с верхними нельзя сказать наверняка, там влияет тело шатуна. Отливка ведь разнится по всему шатуну, поэтому и пилить нужно его целиком, контролируя геометрию, а не кромская края. Очевидно что после такой подгонки всёравно будет какая-то разница, уловить которую нечем, кроме анализа геометрии… Я думаю, что нормально изготовленный шатун вообще не нуждается в напилинге.
З.Ы. Ну ты понял о чём я толкую? Если чё могу нарисовать наглядно ситуацию.
канешно понимаю=)
Brutal-Grinder
Крышки да, можно проконтролировать с достаточно большой точностью. А вот с верхними нельзя сказать наверняка, там влияет тело шатуна. Отливка ведь разнится по всему шатуну, поэтому и пилить нужно его целиком, контролируя геометрию, а не кромская края. Очевидно что после такой подгонки всёравно будет какая-то разница, уловить которую нечем, кроме анализа геометрии… Я думаю, что нормально изготовленный шатун вообще не нуждается в напилинге.
З.Ы. Ну ты понял о чём я толкую? Если чё могу нарисовать наглядно ситуацию.
вот это забыл =)
botinok.co.il/sites/defau…B8%D1%86%D0%B0-60697.jpeg
Brutal-Grinder
Балансируют как? Пилят с краёв, облегчая головки. Какую-то больше срезали, какую-то меньше. Центр масс подогнали в одну точку, но края то стали различны между собой. В статике на весах то может всё круто, а вот при работе движка имеет значение в каком месте сколько находится весу. Вот тут и сыграет разница в весе нижних и верхних головок.
Пример, есть две тачки с развесовкой 50/50 и 1500кг весом и прочими схожими характеристиками. У одной масса сосредоточена внутри колёсной базы, а у другой отчасти снаружи. Как вот у волги, бензобак свисающий за задней осью. В статике машины как бы уравновешенны, когда при движении и прохождении поворотов разница будет приличной. Имеет значение где сосредоточен вес, а не только его баланс. Так же и с шатунами, в одном тело чуть жирнее, за-то головка легче. В другом наоборот.
P.S. Уверен, что на том видео крышки с нижних головок получились разного веса.
Ну головки то по весу же и подгоняют, то есть центр масс и будет у всех один.
тогда надо делать как я =) сперва уровнять крышки, потом верхние головки, потом нижние, но не трогая сами крышки, а сдирая со второй половины головки нижней
Смысл этого всего? Куча потрачено денег и времени на это 402 движок, а результата и толко вообще 0 ! Гораздо лучше-поставить 406-ой тебе и дешевле вышло бы и проще и эффективнее, а так бабла потрачено работы много проделано, а в итоге обычный стоковый обойдет твои 3 литра уверен в этом на 99%! А так бы 406-ой + турбина-вот это был бы результат! ИМХО
хорошо что уверен
бюджеты не сравнимы
если турбина-то согласен бюджет поболее будет! Но если бы ты просто сток даже поставил 406-ой, было горазго меньше затрат как финансовых, так и труда и уже в стоке разгон 13 сек + чип и станет 11-12 сек и расход гораздо меньше будет твоих 3 литра, так у тебя сколько работы и денег вложено и разгон около 13 сек, не в обиду конечно, но думаю ты сам все понимаешь, что это была зря потрачена работа! ИМХО
кто тебе сказал о 13 сек? =)
тебе самому не надоело про эти сек
а что хочешь сказать меньше?! Если было бы хоть 11-12 сек, то полюбому было бы видео в подтвеждение, тем более ты говоришь что крутится до 6400, а это 100-ку почти на 2-ой передачи можно делать, но просто не хватает лошадей чтоб быстро раскрутить до таких оборотов…
почему по-любому то? мне что, специально для тебя видео снимать? =))
Дружище!) Я просто все это прошел) Тоже думал выложить волгу на драйв у меня куча проделано работы, куча фоток готовых выложить в БЖ, хотелось доказать так сказать, что 402-ой может дать гари) Но увы разгон получился слабый, и получается смысл всего выкладывать?! Чтоб надо мной посмеялись и сказали, что выкинул зря бабло-лучше бы сразу поставил 406-409 или джет!) Вот поэтому и пишу, что по любому был бы разгон в подтверждение всей проведеной колоссальной работы, если бы он составлял хотя бы 11-12 сек…
SkyRider
почему по-любому то? мне что, специально для тебя видео снимать? =))
и я хочу посмотреть) А если по делу, то сам начинаю понимать, что не стоит вкидывать в старичка деньги! Хотя уже нормально на него потратился)
SkyRider
кто тебе сказал о 13 сек? =)
тебе самому не надоело про эти сек
просто я сам уже довольно прилично вложился в этот 402-ой движок, а в итоге только имею гораздо больше, чем вложил…Вот и говорю по собственному опыту что это зря потраченное время и финансы на этот 402-ой! Хотя одному человеку удалось сделать невозможное-возможным, я бы не пожалел денег на бензин чтоб приехать и прокатится на его волге)
Этот человек есть на драйве? Поделись ссылкой.
он имеет ввиду скорей всего белую акулу!
а больше и нет волги с 402-ым пихлом чтоб так разгонялась!)
+1
bobko
он имеет ввиду скорей всего белую акулу!
+1
Brutal-Grinder
Этот человек есть на драйве? Поделись ссылкой.
газ 24 белая акула-ее тут пол драйва знает)
stupka
просто я сам уже довольно прилично вложился в этот 402-ой движок, а в итоге только имею гораздо больше, чем вложил…Вот и говорю по собственному опыту что это зря потраченное время и финансы на этот 402-ой! Хотя одному человеку удалось сделать невозможное-возможным, я бы не пожалел денег на бензин чтоб приехать и прокатится на его волге)
+1 ! тоже прикинул бюджет дороботок, чтоб 402-ой поехал, думаю проще 406 поставить и его уже дорабатывать! А ты случайно не про белую акулу говоришь-если да, то полностью согласен Волга ураган смотрел у него в бж видео разгона, а потом в ютубе (только уже с места)0-100 8,87 сек, правда я насчитал 8.7-этот результат действительно заслуживает Уважения!
+1 тоже видел давненько на ютубе этот разгон, и также 8.7 насчитал))
я на этом видео-выграл спор с другом на тюнинг ручку кпп)) Видео, где спереди возле старта стояла ауди q7?!
Оно самое) Блин, )надо было тоже с кем нить спорить)))
хотел посмотреть видео-он что его удалил?
видео уже давненько нет-ты читал коменты? что дебилы пишут)) типо в гараже на домкрате снимали))главное, машина стоит на трассе машины ездят +видно как на пассажирском чуть приоткрытом стекле мелькают деревья при разгоне, а другие пишут что jz стоит))
ютуб-еще то обсиралово!
+1
bobko
ютуб-еще то обсиралово!
может в личке будете друг с другом восхищаться?
просто пишу как есть) самому хотелось затюнить старичка уже сделал впуск выпуск, голову на 0.7 мм присадил немного облегчил шатуны (у тебя подсмотрел) но результат слабоват…Тоже об инжекторе задумывался-но это не стоит того…
Спасибо за ликбез))
будем продолжать =)
Большое спасибо за информацию
незачто
всё правильно
чтд =)
Спасибо, хорошое инфо
пожалуйста
Спасибо, всё очень доходчиво расписал, а то раньше вообще не понимал как их балансировать)
не за что
Со стеклами по мне как то наоборот легче. Т.к если так делать как у тебя вес меняются постоянно, не получалось у меня. Но если сделать хорошо получается довольно точно. Но это никакой разницы. На стекле получается довольно неплохо.
Ну тут как кому удобнее. Главное стабильность показаний
Приветствую! С праздниками, прошедшими, наступающим! С интересом и неподдельным уважением читаю твои записи. Интересно познавательно и что самое важное применимо. Как можешь увидеть поменял я волгу на дэу эсперо. И весь твой опыт хочу попробовать применить на двс эсперки, с твое позволения
Привет, и тебя с праздниками. Всегда пожалуйста
Про волгу тоже не забываю, но заниматься буду уже с другой, старой 24-й. Отец сказал что у знакомого в гараже стоит пылится уже несколько лет, вроде готов отдать. Так что будет поработать, где на все только времени взять O_O
время — это самое дорогое, что нельзя вернуть и его всегда мало
Это да
Сенькю, добавил в избранное!
please
Скоро буду делать мотор для свапа, если что можно будет обратиться за советом?
чем смогу — подскажу
Ок)))
неплохо, дела пошли я гляжу.
потихоньку двигаюсь, но времени на мотор ваще не могу выделить, один выходной в неделю тока
зато у меня времени полно, а денег нема.
Оказывается облегчение просто так не отделаешься…
после облегчения нужно особенно проверить баланс
Блин, хотел просто подогнать по весу и всё а тут вся проблема в баланс упирается…
именно, даже заводские стоит проверять
Да еще одна информация про ДВС в голову добавился.)
Могу только добавить, что если при сборке такой гравицапы вам попались закрытые подшипники, то лучше из раскрыть. Они чутче и легче становятся.
это точно
Полезная инфа! Так этот вариант заменяет, процесс со спицами и стеклами?!
это лучше, со стеклами сложнее и не удобно
Замечательно, а то я все оттягивал на потом эту процедуру! Я так понял, что сначала выравнивать общий вес шатунов, потом уже верхние головки?!
Не совсем.
Если не облегчать, то сперва головки, потом общий вес, снимая мясо с нижних головок
А если есть желание облегчить шатуны, то какая последовательность?!
Облегчить сперва крышки, а потом верхние головки. Но облегчать лучше на одинаковый весь. То есть грубо говоря 20 гр с верхней головки и 20гр с нижней. Иначе если с нижней снять больше, то центр масс сместится вверх, увеличивая тем самым вес поршня. Но если облегчать на большой вес, то одинокого ни как не выйдет снять. Но я думаю, что поршень совершает почти прямолинейные движения, то если мы "увеличим" его вес, но облегчив вес на коленовале, то крутится мотору будет полегче не много. Но честно говоря это самое "увеличение " веса поршня будет незначительное.
Значить, тело шатуна пилить не стоит, только крышки и головки?!
можно, но не сильно
motonick
Значить, тело шатуна пилить не стоит, только крышки и головки?!
главное не ослабить его ну и отбалансировать потом все это дело
Понятно, буду заниматься.А к новым, современным шатунам, надо вдвойне быть внимательным.
угу
SkyRider
главное не ослабить его ну и отбалансировать потом все это дело
Приветствую! Хотел бы по интересоваться на счет облегчения шатунов, хочу срезать с низу на токарке все неровности литья, т.е ответвления, верх и сам двутавр трогать не собираюсь, правильно ли я делаю?
верх трогать придется при балансировке
Это понятно, просто хочу облегчением к ровной форме все 4 привести шатуна, балансировочные приливы оставить как есть для последующей балансировки, чтобы не попасть как с поршнями, бобышки сточил, а 10 грамм разницы еще осталось.
на станке конечно будет ровнее и лучше
Все понял, осталось решить вопрос с поршнями, ума не приложу где еще 10 грамм срезать)
пальцы разложи — легкий палец к самому тяжелому поршню, и с пальцев потом срезай на наждаке
Пальчики все как один к сожалению.
Единственное может от 406-х взять 2 пальца…
Хотя пальцы как правильно облегчать? Фаски нарезать внутри? или по торцам стачивать?
в каком смысле от 406?
Сточить можно просто с торцов, фаски немного. Внутри можно большую фаску снять но надо токарник и то не каждый сможет