Совершенно случайно неделю-две назад на глаза попались фотографии так называемых резьбовых вставок. А запомнились они мне тем, что я их уже видел, но не понимал предназначения.
Напомню, что в купленном мной радаре отсутствовал один регулировочный винт: его кто-то зачем-то высверлил из посадочного места. Тогда я попытался восстановить резьбу метчиком М5, но вместо этого вывернул ту самую резьбовую вставку из радара. Но предназначения этих вставок я не очень понимал, хотя выводы в посте сделал верные.
Как оказалось, резьбовые вставки применяют для ремонта сорванной резьбы в различных силовых деталях типа ГБЦ или блока цилиндров. Наглядно:
Многие производители уже изначально на заводе изготавливают детали с резьбовыми вставками с целью уменьшения процента брака при сборке деталей. В случае чего при сборке резьбовая вставка заменяется на новую. В корпусе радара LRR также применяются такие вставки для вворачивания регулировочных винтов.
Сами резьбовые вставки изобрела (вроде) компания Böllhoff Group лет 50 назад и запатентовала для них название Helicoil (их использует BMW, кстати). В последствии такое название стало нарицательным для всех резьбовых вставок. Помимо Böllhoff, подобные вставки производит VÖLKEL GmbH, называются V-Coil.
Также ещё есть Recoil и наверняка ещё какие-нибудь производители.
Сами по себе вставки у всех практически одинаковы, с небольшими вариациями в зависимости от задачи. Демонстрация процесса (Helicoil):
В продаже можно найти специальные наборы со вставками и всеми необходимыми инструментами для работы: сверло нужного диаметра, метчик для нарезания внешней резьбы, инструменты для вворачивания и отламывания технологического кончика вставки.
Такие наборы можно приобрести и в Москве, но на заказ и стоят они приличных денег. Выручил, как всегда, Farnell. Там нашлись наборы V-Coil от VÖLKEL, осталось только подобрать нужный и с этим возникла проблема.
Дело в том, что по спецификациям не очень было понятно, что стоит за обозначением M5 x 0,8, то ли это те параметры резьбы, которые я получу, то ли та резьба, которую мне нужно нарезать в детали, а получу я резьбу на 1 мм меньше. Логично предположить, что всё-таки это параметры конечной резьбы, но меня смутило то, что в комплекте идут свёрла и метчики под теми же обозначениями 5,2 мм и M5 соответственно. Т. е. метчик сам по себе M5! Если он M5, то как может быть резьба в ставке тоже M5? Непонятно.
В общем, в итоге заказал я два набора, M5 x 0,8 и M6 x 1,0 и они приехали через два дня :) Вышло дешевле в пару раз и раз в 20 быстрее, чем если заказывать в магазине в Москве.
Коробочка набора вызывает восхищение вниманием к деталям:

Особенно вот эти вот объёмные изображения содержимого:

В общем-то никакого практического смысла в объёмных изображениях не было, но подход вызывает уважение.
Внутри ровно то, что изображено, плюс инструкция:

Сами свёрла, инструменты и прочее выполнено с особой точностью, загляденье. Натуральный Tech-porn.

С обозначениями сразу стало понятно, что указываются именно те параметры резьбы, которые обеспечивает вставка. На метчике указано M5, хотя по факту он нарезает резьбу M6 x 1,0. Такие вот тонкости, это специальный метчик. Набор с M6 оказался ненужным. Длина вставки задаётся в диаметрах, т. е. если указано 1,5D, значит это полтора диаметра, для резьбы M5 — 7,5 мм.
Сверлить отверстие и нарезать резьбу мне не требовалось, так что половину работы пропускаем, можно сразу вворачивать вставку. Сказано — сделано:

Регулировочный винт вворачивается в такую вставку без усилий и свободно (как в обычное отверстие M5), что не соответствует остальным винтам. Я намеренно немного повредил резьбу на винте, чтобы он туго крутился, но того же уровня жёсткости вращения как у остальных добиться не удалось :(

Изучение старой измученной вставки показало, что несколько её витков имеют скосы:

Эти скосы, точнее хорды (locking chords) предотвращают откручивание, но в силу того, что пружинят, не блокируют вращение при использовании инструмента.
Наглядно принцип действия (Helicoil):
Такие вставки называются screw lock, а простые — free spinning («свободное вращение»). Вставки со свободным вращением либо натурального цвета материала, либо покрашены в зелёный:

Вставки screw lock красят в красный. В радаре используются, как уже можно догадаться, именно screw lock. Правда по цвету особо не скажешь, но скорее всего это потому что красный лак сошёл при вворачивании винта.
Почему меня в принципе беспокоит вопрос жёсткости вращения регулировочного винта? А вот почему:
«Регулировка датчика ACC должна производиться высококвалифицированным персоналом, так как отклонение настройки датчика от динамической оси траектории движения больше, чем на 0,2° ведет к снижению работоспособности системы в целом.» (вплоть до отключения системы, прим. ред.)
Сам радар висит на кронштейне и постоянно подвергается тряске и вибрации. Если даже на нормальных радарах раз в пару лет настройка сбивается, то что говорить о свободно вращаемом винте регулировки? Можно конечно «законтрить» винт гайками после регулировки, но это нужно делать с двух сторон и есть шанс вновь сбить настройку. Не вариант, в общем.
Теперь я стою перед дилеммой: поискать эти вставки screw lock (крайний дефицит, на Farnell нет таких) или бросить уже этот радар и купить другой (на фоне подорожавшего евро радар может стоить не 12, а все 18—20 т. р.).
Можно конечно как-то постараться сделать такую вставку из обычной, но материал не позволяет, да и физически скос если и будет, то вставка деформируется и не войдёт. На удачу отрегулировать у дилера (цена вопроса около 4 000 рублей, недёшево) и ездить, пока не собьётся. Если собьётся, то возвращаться к дилемме. Сразу говорю, что вернуть радар продавцу, сидящему в Бресте, проблематично, да и он не будет его менять, пока я не установлю радар и он не собьётся. Даже если собьётся и мне его поменяют, я всё равно потеряю деньги на повторной настройке. Как всё-таки поступить?
UPD: Найдены вставки screwlock.
p. S.: Тизер для следующего поста:






Комментарии 31
Вот это подход!
Максимально подробно. Теперь понятно что за расцветка и зачем. Как по вашему китай аналоги какие могут последствия иметь?
Вопрос к качеству металла тут и смотря где планируется применять. В ответственных узлах не стал бы использовать
Согласен. Ещё раз спасибо за описание
V-coil где то есть официальный дистрибьютор? Или перепродают всем кому не лень с надценкой?
Как на подделку не попасться?
В России не знаю, наверное нет.
А через сайт какой можно проверенный
Заказать?
MrPerfekt
В России не знаю, наверное нет.
volkel.ru/m-10-h-1-25-nab…a-rezby-1-sht.-art.-04017
Это обман?
Почему обман? Почему вообще возникла мысль, что могут быть подделки?
Не знаю) в РФ все могут) проливтсывая их каталог(этого сайта) нашёл два набора одинаковых а название немного разное) может подскажете в чем отличие?)
volkel.ru/m-10-h-1-25-nab…a-rezby-1-sht.-art.-04017
volkel.ru/m-10h1-25-svech…a-rezby-1-sht.-art.-04093
В чем разница для саечной резьбы и обычной?
В диаметре резьбы D = 10,25 и D = 10. Да и наборы разные, по фотографиям видно.
В заголовке то указано 10х1.25)
Это понятно, что получится 10x1.25, но вот сам ввёртыш может вкручиваться в разные по глубине/диаметру отверстия. Я бы для начала навёл бы справки, что вообще такое этот D, от него бы и плясал.
Очень полезная статья, особенно про обозначение ) А фарнелл что, лучше ебея?
И что-то я не нашел к этому v-coil красных вставок…
На ebay тогда не было ничего
Качество всегда в цене.Стоящий инструмент, информативная статья, подход…да ты и так знаешь, какой подход)
:)
Вот буржуи молодцы. Никогда таких вещей не встречал.
А в машине что интересно этих ввёртышей полным полно, только никто не в курсе :)
Где ещё попадались?
Половина деталей кузова на них держится
я хотел про локтайт съумничать, но меня опередили))
Это хорошо, что про него столько людей знает :)
Зачем такая порнуха с решением проблемы? фиксатор резьбы в помощь. Если есть сомнения в том что синий выдержит вибрации — залей красного, он уж точно обеспечит надежную фиксацию, правда после него открутить будет реально достаточно сложно.
Это, конечно, не феншуйно, но хотя бы вид будет близкий к оригиналу безо всяких контрогаек.
Фиксатор резьбы? Клей что ли? Его же нужно заливать перед вворачиванием, а у меня уже будут ввернуты шпильки.
Loctite 290 — он применяется уже на смонтированных элементах.
Хм, неплохой вариант, можно и попробовать, спасибо! :)
WannaBeEvil
Loctite 290 — он применяется уже на смонтированных элементах.
Ого, он стоит космос (2 000+)
Российские цены такие печальные… Из еврозоны рублей 700 обойдется вместе с доставкой.
2000 за 50 мл, а за 10 около 500. Наверное мне не нужно 50))
хватит и 10 "за глаза"